Образование действ прич прош вр
Оценка 4.7

Образование действ прич прош вр

Оценка 4.7
doc
31.05.2021
Образование действ прич прош вр
образование действительных причастий прошедшего времени.doc

Урок русского языка в 7 классе

Тема: Действительные причастия прошедшего времени

 

Цели:  а) познакомить учащихся с образованием действительных причастий

                прошедшего времени;

б) отработать умение находить изу­чаемую орфограмму и правильно писать её;

в) повторить правило написания гласных в суффиксах действительных причастий   настоя­щего времени;

г) р/р. Уметь составлять словосочетания с действи­тельными причастиями прошедшего времени.

Урок № 3

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Работа со словарными словами.

На доске записаны слова:

силуэт, поразительный.

  • Определите лексическое значение слова   силуэт.        
  • К данному слову подберите действительное причастие настоя­щего времени, запишите полученное словосочетание   (причастие + зависимое слово).
  • Перестройте словосочетание так, чтобы причастие стало глав­ным словом.
  • Подберите синонимы к глаголу поразить (поразить — изумить).
  • * Подберите к глаголу     поразить    глагол другого вида.
  • От глагола поражать образуйте действительное причастие настоящего времени.
  • Можно ли образовать действительное причастие настоящего времени

       от слова   поразить ? Почему?

 

4. Новая тема.

Глагол

 

поразить (св)

 

поражать (нсв)

 

Действ. прич. наст. вр.

 

    ¾¾

 

 

 

Поражающий

 

 

Действ. прич. прош. вр.

 

поразивший

 

поражавший

 

  • Запись на доске.
  • Выделите основы в глаголах и в причастиях.

 

¾ На гласные или согласные они заканчиваются?

·         Выделите формообразующие суффиксы у причастий.

 

Изучение материала учебника

 

— От основ каких глаголов и при помощи каких суффиксов обра­зуются

     действительные причастия прошедшего времени?

·         Расскажите о написании суффиксов   -вш-  и  -ш-   в действитель­ных причастиях прошедшего времени.

— Какую гласную перед суффиксом надо писать в действитель­ных причастиях прошедшего времени?

·         3апись в тетради и на доске.

 

Глагол

 

замёрзнуть (св)

 

замерзать (нсв)

 

Действ, прич. наст. вр.

 

         ¾¾¾

 

замерзающий

 

Действ, прич. прош. вр.

 

замёрзший

 

замерзавший

 

 

Что происходит с суффиксом -ну- при образовании действи­тельных

     причастий прошедшего времени?

(суффикс -ну- выпадает при образовании причастия).

— Отличаются ли гласные в суффиксах причастий от гласных   е   неопределённой

    форме глагола?

 

9. Закрепление.

·         Выполнение упражнения по выбору учителя.

Задание 2.

 

·         Распределите словосочетания в две колонки: действи­тельные причастия настоящего времени и действительные причастия прошедшего времени.

·          Выделите формообразующие суффиксы при­частий, объясните выбор гласных в суффиксах.

 

Смёрзшийся снег, покалывающая трава, приближающийся шум,

 полыхающий огонь, сросшиеся корни, выцветшие волосы, выпавший град, тающие снежинки, сияющее лицо, забросивший меня, выгорев­шие леса, удаляющийся автобус, переправившиеся через реку, рас­пахнувший окно, движущаяся сила, блистающие вершины, распус­тившиеся волокна,

повлёкший за собой, волнующиеся море, увядший цветок, прибывший поезд, розовеющий небосклон.

 

Задание 3.

  • От данных глаголов образуйте и запишите действи­тельные причастия прошедшего времени.

 

Скатываться, беречь, делать, продрогнуть, переправить, преодолеть, стелить, вырасти, раскинуться, жить, испечь, обессилеть.

 

  • Разберите глаголы из задания по составу, в образованных прича­стиях выделите основы и формообразующие суффиксы.

¾ От каких глаго­лов нельзя образовать действительных причастий

     настоящего времени?

  • Составьте и запишите с каждым из глаголов словосочетание так, чтобы в первом случае причастие было главным словом, а во вто­ром—зависимым.

 

Задание 4.        Упр. учебника  по выбору учителя (выполняется самостоятельно).

 

Первые три человека, выполнившие раньше всех упражнение, получают оценки.

(Или по выбору)

6. Выводы по уроку.

 

— В чём отличие образования действительных причастий прошедшего времени от  действительных причастий настоящего времени?

— Отчего зависит выбор гласной перед суффиксом в действи­тельных причастиях

прошедшего времени?

 

7. Домашнее задание:


Урок русского языка в 7 классе

Урок русского языка в 7 классе

Закрепление . · Выполнение упражнения по выбору учителя

Закрепление . · Выполнение упражнения по выбору учителя
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2021