Общеобразовательная дополнительная образовательная программа
«Дошколенок»
(педагогического направления)
Срок реализации: 1 год.
Возраст обучающихся : 6 лет.
Социально-экономические преобразования, произошедшие в Российской Федерации, привели к серьёзным изменениям в системе образования в целом и в дошкольном его звене, в частности. Проблема разноподготовленности детей на пороге школы существенно затрудняет их адаптацию к новым условиям школьной жизни. Одним из путей решения вопросов выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоёв населения стало предшкольное образование. Переход от дошкольного детства к школьному характеризуется решительным изменением места ребёнка в системе доступных ему отношений и всего образа его жизни.
Предшкольное образование, как образование вообще, – это система процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечивающая, с одной стороны, развитие способностей каждого индивида, а с другой – вхождение его в это общество (социализацию). Особенностью концепции предшкольного образования является то, что она одновременно решает две задачи:
1) подготовить детей к обучению как новому для них видудеятельности (мотивационная готовность, познавательно"речевое развитие и пр.);
2) подготовить детей к обучению именно в школе (т.е. к работе в коллективе, общению со взрослыми и сверстниками и пр.).
Под содержанием предшкольного образования понимаются те сферы человеческого бытия и человеческой деятельности, которые в том или ином виде и объеме усваиваются (точнее, присваиваются) старшим дошкольником в ходе образования. Это прежде всего то в образовании, что обеспечивает полноценное личностное развитие ребенка, а именно:
Главное назначение подготовительного курса состоит в том, что данная программа
- способствует формированию направленного внимания, интереса к чтению, познавательного и коммуникативного мотивов;
- воспитывает любовь и уважение к родителям, интерес к изучению окружающей природы, наблюдательность, доброжелательное отношение к окружающим, желание помогать другим;
- обучает правилам личной гигиены, приемам самообслуживания, работе с простейшими инструментами, приемам проведения опытов и экспериментов;
- укрепляет: чувство уверенности в своих силах, чувство собственного достоинства.
Новизна данной программы заключается в том, что она предполагает использование современных технологий, позволяющих активизировать мыслительные процессы ребёнка, включить его в изменившуюся социальную среду и формировать интерес к школьной жизни.
Данная программа предшкольного образования ориентирована на сохранение и укрепление здоровья дошкольников. В связи с этим определен комплекс мер по реализации задач, направленных на создание условий для нормального роста и развития, охрану и укрепление здоровья, формирование ценности здоровья и здорового образа жизни дошкольников.
Комплекс мер, направленных на создание условий для гармоничного развития ребенка, охрану и укрепление его здоровья, включает в себя следующие направления:
А. Нормализация учебной нагрузки:
– отказ от «школьного» обучения детей дошкольного возраста;
– разработка комплексной психолого-физиологической диагностики развития ребенка и готовности к школьному обучению;
– приведение педагогических технологий в соответствие возрастным особенностям и функциональным возможностям ребенка на данном этапе развития;
– разработка методик физиолого-гигиенической и психологической
оценки и мониторинга педагогических инноваций.
Б. Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни:
– разработка и реализация педагогами вариативных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, включение в содержание всех занятий соответствующего материала;
– превращение физического воспитания в действенную меру охраны здоровья и гармонизации личности;
– привлечение семьи к работе по формированию культуры здоровья.
В. Создание адаптивной образовательной среды для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья и проблемы в развитии, которая должна быть направлена на раннюю диагностику и коррекцию, последовательную социализацию и интеграцию этих детей в массовую школу.
v Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием
v Устранение разного уровня подготовки детей к обучению в школе
v Обеспечение равных стартовых возможностей детей при поступлении в первый класс
v Формирование коммуникативных и учебных навыков у дошкольников
v Осуществление взаимодействия с родителями, ориентирование их на ценность воспитания в семье, на взаимопонимание с ребёнком.
Условия реализации программы
- Количество детей в группе – 12 человек.
- Возраст детей – 5-6 лет.
Зачисляются в объединение дети, не охваченные дошкольным образованием.
- Занятия организуются на базе школы в течение всего учебного года
( с октября по май).
- Временная структура - один раз в неделю, по 3 занятия в день, по 30
минут (1 занятие) и с динамическими паузами по 10 минут для отдыха
детей.
- Гигиенические требования по организации обучения детей
-) каждый ребенок обеспечивается удобным рабочим местом за партой, в соответствии с его ростом и состоянием здоровья
-) в классной комнате боковое левостороннее естественное освещение
искусственное освещение соответствует государственным гигиеническим требованиям к нему
-) во время занятий обязательно проводятся физминутки, гимнастика для глаз, динамические паузы с целью профилактики переутомления, нарушения осанки и зрения детей
-) перед каждым занятием осуществляется влажная уборка помещения и сквозное проветривание.
Ведущие формы и технологии обучения: коллективные, индивидуальные, индивидуализированные; репродуктивные и продуктивные; исследовательская работа, проектная деятельность, задачная форма обучения. На занятиях осуществляется смена видов деятельности, а все темы изучаются в ходе разнообразных игр, что соответствует возрастным особенностям дошкольников.
Прогнозируемые результаты программы.
Предлагаемая программа предусматривает, что по окончании курса обучающиеся будут уметь:
· соблюдать правила поведения в школе, осознавая свою позицию ученика;
· свободно считать в пределах 10; сравнивать числа в пределах 10;
· знать «соседей» числа;
· решать простые задачи (в одно действие);
· на слух выделять звуки в слове, давать им характеристику (гласный-согласный, твёрдый - мягкий, звонкий - глухой);
· составлять рассказ по картинке из 5-6 предложений;
· пересказывать небольшие тексты;
· правильно пользоваться карандашом, а также другими графическими материалами;
· выполнять на слух инструкции для обучающегося;
· ориентироваться в пространстве и времени, понимать отношение части и целого,
· решать и составлять простые арифметические задачи на сложение и вычитание,
· решать логические задачи;
· самостоятельно применять изобразительные умения и навыки, передавать форму, величину, пропорции и цвет предмета.
После завершения обучения в группах подготовки к школе проводится собеседование, диагностика, включающая в себя следующие задания: копирование рисунка; ориентировка в межклеточном пространстве; решение простых математических задач с графическим изображением ответа; тест на развитие фонематического слуха; выделение главного признака предмета.
Механизм оценки результатов освоения программы:
· наблюдение за детьми, беседы индивидуальные и групповые, а также беседы с родителями.
· формирование навыка слушателя: ответы на вопросы по тексту, иллюстрирование текста.
· взаимодействие в коллективе: игры, наблюдение, беседы с родителями, тесты.
Содержание программы
№ |
Наименование курса |
Кол-во часов в неделю |
Общее количество часов в год |
Основные содержательные линии |
1. |
Введение в математику. |
1 |
36 |
Величина и геометрические фигуры. Ориентировка в пространстве и во времени. Количество и счет. Графические работы и конструирование. |
2. |
Развитие моторики, творческих способностей и подготовка руки к письму. |
1 |
36 |
Выполнение приемов лепки: разминание, раскатывание. Работа с бумагой: склеивание, наклеивание. Оригами. Сгибание бумаги. Рисование орнаментов. Изобразительная деятельность с использованием различных средств: карандаши, мелки, гуашь. Письмо элементов букв.
|
3. |
Развитие речи и подготовка к обучению грамоте. |
1 |
36 |
Формирование словаря. Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте. Связная речь. Знакомство с художественной литературой. |
|
Итого: |
3 |
108 |
|
Курс «Введение в математику».
Данная программа по предшкольной подготовке математике составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Цель курса - овладение системой математических знаний, умений и навыков, необходимых дли повседневной жизни и для продолжения образования в начальной школе.
Задачи:
1) формирование простейших математических представлений;
2) введение в активную речь простейших математических терминов;
3) развитие у детей основ конструирования;
4) развитие логических способностей;
5) развитие зрительной и слуховой памяти;
6) формирование образного мышления;
7) формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать, группировать;
8) формирование творческой активности детей.
Возрастные особенности дошкольников определили насыщенность учебного материала игровыми заданиями. Обучая дошкольников при помощи игры, необходимо стремиться к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно переросла в радость учения.
Многие задания даются в игровой форме, включая в себя элементы соревнования.
На занятиях используются загадки, считалки, ребусы, головоломки, занимательные задачи математического содержания. На изучение каждой темы отводится количество занятий, необходимое для ее полного усвоения, при этом учитывается содержание и степень сложности материала.
Основными методами, используемыми в период подготовки детей к обучению математике в школе, являются практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, но ведущим остается практический метод, позволяющий дошкольникам усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперименты, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т.д.
Под руководством педагога дети применяют те или иные способы наглядного доказательства: метод сопоставления, сравнения, приемы наложения, измерения.
Большое внимание уделяется формированию умений общаться с учителем, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью.
Использование специально отобранного материала и методов работы с ним поможет и позволит детям успешно подготовиться к изучению математики в школе.
Учебно-тематический план курса «Введение в математику»
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
1 |
Вводное занятие. |
1 |
2 |
Числа от 0 до 10. |
1 |
3 |
Порядковый счет в пределах 10. Понятия: слева, справа, вверху, внизу. |
1 |
4 |
Порядковый счет в пределах 10. Понятия: на, в под, между, перед, за, над. |
1 |
5 |
Счет в пределах 10. Налево, направо, вверх, вниз. |
1 |
6 |
Число и цифра 1. |
1 |
7 |
Счет в пределах 10. Первый, последний, столько же. |
1 |
8 |
Счет в пределах 10. Большой, маленький. Больше, меньше, столько же. |
1 |
9 |
Ориентация на плоскости. Закономерность. Ближе, дальше. |
1 |
10 |
Число и цифра 2. Понятие «пара». |
1 |
11 |
Отношения «больше», «меньше», «равно». Знакомство со знаками «>», «<», «=». Дорисовывание. |
1 |
12 |
Число и цифра 3. |
1 |
13 |
Число и цифра 4. |
1 |
14 |
Счет в пределах 10. Решение задач. |
1 |
15 |
Знакомство с геометрическими фигурами. |
1 |
16 |
Круг, окружность. Сборка из частей целого. Понятия: внутри, вне, на стороне. |
1 |
17 |
Квадрат. Сборка целого из частей. Понятия: пересекаются, не пересекаются. |
1 |
18 |
Треугольник. Пересечения. |
1 |
19 |
Проверочная работа. |
|
20 |
Число и цифра 5. |
1 |
21 |
Число 5. |
1 |
22 |
Старше, младше. Подборка и запись чисел. |
1 |
23 |
Короче, длиннее, одинаковой длины. Решение задач. |
1 |
24 |
Прямоугольник. Ориентация в пространстве и на плоскости. |
1 |
25 |
Число и цифра 6. |
1 |
26 |
Число 6. |
1 |
27 |
Выше, ниже. Толще, тоньше. Одинаковой толщины. Подборка и запись чисел. |
1 |
28 |
Овал. Ориентировка в пространстве и на плоскости. |
1 |
29 |
Число и цифра 7. |
1 |
30 |
Число 7. |
1 |
31 |
Цвета радуги. Решение задач. |
1 |
32 |
Дни недели. Форма. Подборка и запись чисел. |
1 |
33 |
Число и цифра 8. |
1 |
34 |
Число 8 . |
1 |
35 |
Решение задач. Ориентировка по плану. |
1 |
36 |
Числа 1 – 10. Подборка и запись чисел. |
1 |
Содержание курса математики:
1. Количество и счет.
На занятиях по этой теме дети знакомятся с числами от 0 до 10, учатся писать цифры в клетке (0,7 см) – (печатные цифры).
Дошкольники считают в пределах 10, используя порядковые числительные (первый, второй).
Учатся сопоставлять число, цифру и количество предметов от 1 до 10.
Сравнивают числа – соседи.
Знакомятся с понятиями: больше, меньше, одинаковое количество.
Преобразуют неравенство в равенство и наоборот.
Дети узнают основные математические знаки +, -, =, <, >, учатся их писать и применять при решении примеров и задач.
Правильно читать записанные примеры, равенства, неравенства.
Придумывают задачи по рисункам, решают их с опорой на наглядный материал.
Учатся составлять число из двух меньших (состав числа) в пределах первого десятка.
Решают задания творческого характера.
2. Величина.
Дети учатся сопоставлять предметы по различным признакам. Активно используют в своей речи слова: большой, маленький, больше, меньше, одинакового размера; длинее, короче, одинаковые по длине; выше, ниже, одинаковые по высоте; уже, шире, одинаковые по ширине; толще, тоньше, одинаковые по толщине; легче, тяжелее, одинаковые по весу; одинаковые и разные по форме; одинаковые и разные по цвету.
Учатся сравнивать предметы, используя методы наложения, прием попарного сравнения, и выделять предмет из группы предметов по 2 – 3 признакам.
Находят в группе предметов «лишний» предмет.
Кроме того , у детей развивается глазомер (сравнение предметов на глаз).
3. Ориентировка в пространстве.
Дети определяют положение предметов в пространстве (слева, справа, вверху, внизу); направление движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, вперед, назад, в том же направлении, в противоположном направлении; усваивают понятия: далеко, близко, дальше, ближе, высоко, низко, рядом.
Дошкольники учатся определять свое положение среди окружающих предметов, усваивают понятия: внутри, вне, используя предлоги: в, на, над, под, за, перед, между, от, к, через.
Дети учатся ориентироваться на листе бумаги, в строчке и в столбике клеток.
4. Ориентировка во времени.
Дети знакомятся с понятиями: год, месяц, день недели, время года, время суток. Знакомятся с весенними, летними, осенними, зимними месяцами.
Учатся определять, какой день недели был вчера, позавчера, какой сегодня, какой будет завтра и послезавтра.
Используют в речи понятия: долго, дольше, скоро, скорее, потом, быстро, медленно, давно.
5. Геометрические фигуры.
Дети знакомятся с такими геометрическими фигурами, как точка, прямая, ломаная и волнистая линии, треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал, многоугольник. Показывают и называют стороны, углы, вершины фигур. Сравнивают фигуры, чертят геометрические фигуры в тетради.
Дети классифицируют фигуры по 1 – 3 признакам (форма, размер, цвет).
6. Графические работы.
Дети учатся штриховать и раскрашивать. Они рисуют точки, узоры, чертят прямые и наклонные палочки, кривые и ломаные линии в тетрадях в клеточку (0,7 см).
Выполняют графические диктанты. Срисовывают различные предметы по клеточкам и точкам и дорисовывают недостающие части предметов.
7. Конструирование.
Дети, используя счетные палочки, складывают геометрические фигуры, цифры, буквы, предметы, картинки.
8. Логические задачи.
Дошкольники находят логические связи и закономерности.
Выделяют в группе предметов «лишний» предмет, не подходящий по 1 – 3 признакам.
Продолжают логический ряд предметов.
Группируют предметы по 1 – 3 признакам.
На занятиях развивается воображение ребенка (дорисуй рисунок, найди и исправь ошибку художника).
Дети собирают головоломки.
На занятиях используются загадки математического содержания, задачи – шутки, ребусы.
Проводятся занимательные игры, математические конкурсы.
Все это способствует развитию у детей логического мышления, находчивости, смекалки.
Содержание занятий
Занятие 1. Вводное занятие.
Вводное занятие. Определение стартовых возможностей детей.
Занятие 2. Числа от 0 до 10.
Числа от 0 до 10. Ориентировка на листе в клеточку. Логические задачи (классификация предметов по признакам).
Занятие 3. Порядковый счет в пределах 10. Понятия: слева, справа, вверху, внизу.
Прямой и обратный счет в пределах 10. Понятия: слева, справа, вверху, внизу. Логические задачи (продолжение логического ряда).
Занятие 4. Порядковый счет в пределах 10. Понятия: на, в под, между, перед, за, над.
Порядковый счет в пределах 10. Понятия: на, в под, между, перед, за, над.
Ориентировка в тетради в клеточку (0,7 см). Конструирование из палочек.
Занятие 5. Счет в пределах 10. Налево, направо, вверх, вниз.
Счет в пределах 10. Логические задачи. Графические работы (штрихование и раскрашивание). Ориентировка в кабинете по словесной инструкции.
Занятие 6. Число и цифра 1.
Счет в пределах 10. Число и цифра 1. Подбор и группировка предметов по 1 – 2 признакам. Логические задачи (головоломки). Графические работы (штриховка и раскрашивание узоров).
Занятие 7. Счет в пределах 10. Первый, последний, столько же.
Графические работы (дорисовывание). Счет в пределах 10.
Занятие 8. Счет в пределах 10. Большой, маленький. Больше, меньше, столько же.
Счет в пределах 10. Сравнение предметов по размерам. Графические работы (рисование узоров по клеточкам). Конструирование из палочек.
Занятие 9. Ориентация на плоскости. Закономерность. Ближе, дальше.
Счет в пределах 10. Логические задачи (нахождение в группе предметов «лишнего» предмета). Графические работы (рисование по памяти). Конструирование из палочек.
Занятие 10. Число и цифра 2. Понятие «пара».
Число и цифра 2. Понятие «пара». Ориентировка в пространстве. Направления движение: слева, справа, вверху, внизу. Логические задачи (нахождение логических связей). Графические работы (дорисовывание недостающей части предметов).
Занятие 11. Отношения «больше», «меньше», «равно». Знакомство со знаками «>», «<», «=». Дорисовывание.
Счет в пределах 10. Логические задачи (ребусы). Знаки «>», «<», «=». Графические работы (срисовывание предметов по клеточкам и точкам).
Занятие 12. Число и цифра 3.
Число и цифра 3. Логические задачи (продолжение логического ряда). Графические работы (графический диктант по клеточкам).
Занятие 13. Число и цифра 4.
Число и цифра 4. Времена года, стороны света, части суток. Нахождение в группе предметов «лишнего». Логические задачи (задачи на развитие внимания, памяти). Графические работы.
Занятие 14. Счет в пределах 10. Решение задач.
Счет в пределах 10. Логические задачи. Графический диктант.
Занятие 15. Знакомство с геометрическими фигурами.
Знакомство с геометрическими фигурами. Графические работы (рисование геометрических фигур).
Занятие 16. Круг, окружность. Сборка из частей целого. Понятия: внутри, вне, на стороне.
Понятия: внутри, вне, на стороне. Логические задачи (головоломки, нахождение закономерностей). Графические работы (штриховка и раскрашивание узоров).
Занятие 17. Квадрат. Сборка целого из частей. Понятия: пересекаются, не пересекаются.
Понятия: пересекаются, не пересекаются. Логические задачи (нахождение логических связей). Графические работы (дорисовывание недостающей части предметов).
Занятие 18. Треугольник. Пересечения.
Треугольник. Логические задачи (продолжение логического ряда). Графические работы (графический диктант по клеточкам).
Занятие 19. Проверочная работа.
Графический диктант. Решение примеров. Нахождение закономерностей. Конструирование из палочек.
Занятие 20. Число и цифра 5.
Число и цифра 5. Сравнение предметов по ширине и толщине. Логические задачи (продолжение логического ряда). Графические работы (дорисовывание недостающих частей предмета).
Занятие 21. Число 5.
Число 5. Ориентировка в пространстве, понятия: в том же направлении, в противоположном направлении. Графические работы (графический диктант). Конструирование из палочек.
Занятие 22. Старше, младше. Подборка и запись чисел.
Понятия: старше, младше. Графические работы (рисование по памяти). Конструирование из палочек.
Занятие 23. Короче, длиннее, одинаковой длины. Решение задач.
Понятия: короче, длиннее, одинаковой длины. Графический диктант. Решение логических задач. Конструирование.
Занятие 24. Прямоугольник. Ориентация в пространстве и на плоскости.
Прямоугольник. Ориентация в пространстве и на плоскости. Графические работы (дорисовывание недостающих частей предмета).
Занятие 25. Число и цифра 6.
Число и цифра 6. Подбор и группировка предметов по 1 – 2 признакам. Логические задачи (игры, развивающие логическое мышление). Графические работы (штриховка и раскрашивание узоров).
Занятие 26. Число 6.
Число 6. Прием попарного сравнения. Формирование понятий: вчера, сегодня, завтра, послезавтра, позавчера. Конструирование из палочек. Графические работы (рисование узоров на слух по клеточкам).
Занятие 27. Выше, ниже. Толще, тоньше. Одинаковой толщины. Подборка и запись чисел.
Понятия: Выше, ниже. Толще, тоньше. Одинаковой толщины. Запись примеров, их решение. Логические задачи (игры, развивающие логическое мышление).
Занятие 28. Овал. Ориентировка в пространстве и на плоскости.
Овал. Деление овала на части. Графические работы.
Занятие 29. Число и цифра 7.
Число и цифра 7. Логические задачи (нахождение отличий у двух одинаковых картинок). Графические работы (штриховка и раскрашивание).
Занятие 30. Число 7.
Число 7. Сравнение предметов по 1 – 2 признакам. Логические задачи (задания на развитие внимания, памяти). Конструирование из палочек. Графические работы (рисование по памяти).
Занятие 31. Цвета радуги. Решение задач.
Считалка. Раскрашивание. Графический диктант. Решение задач (игры, развивающие логическое мышление).
Занятие 32. Дни недели. Форма. Подборка и запись чисел.
Знакомство с названиями дней недели. Сравнение фигур по форме. Конструирование.
Занятие 33. Число и цифра 8.
Число и цифра 8. Логические задачи (нахождение «лишнего» предмета). Графические работы (графический диктант по клеточкам).
Занятие 34. Число 8.
Число 8 .Формирование представлений: утро, день, вечер, ночь. Подбор и группировка предметов по 1 – 2 признакам. Конструирование из палочек. Графические работы (срисовывание предметов по точкам).
Занятие 35. Решение задач. Ориентировка по плану.
Выделение из группы предметов «лишнего» предмета. Конструирование из палочек. Графические работы (дорисовывание недостающей части предметов). Ориентировка по плану.
Занятие 36. Числа 1 – 10. Подборка и запись чисел.
Числа 1-10. Графические работы. «Магический квадрат». Нахождение последовательностей.
К концу подготовки к обучению дети должны:
называть:
· предмет, расположенный левее (правее), выше (ниже) данного предмета, над (под, за) данным предметом, между двумя предметами;
· числа от 1 до 10 в прямом и в обратном порядке;
· число, большее (меньшее) данного на несколько единиц;
· фигуру, изображенную на рисунке (круг, квадрат, треугольник, точка, отрезок);
различать:
· число и цифру;
· знаки арифметических действий (+, - , ., : );
· шар и круг, куб и квадрат;
· многоугольники: треугольник, квадрат, пятиугольник;
сравнивать:
· предметы с целью выявления в них сходства и различия;
· предметы по форме, по размерам (больше, меньше);
использовать модели (моделировать учебную ситуацию):
· выкладывать или изображать фишки для выбора необходимого арифметического действия при решении задач;
решать учебные и практические задачи:
· ориентироваться в окружающем пространстве (выбор маршрута, пути передвижения и пр.);
· выделять из множества один или несколько предметов, обладающих указанным свойством;
· определять, в каком из двух множеств больше (меньше) предметов;
- изображать отрезок заданной длины;
- отмечать на бумаге точку, проводить линию по линейке.
Методическое обеспечение:
1. Пособия для групповой и индивидуальной работы.
2. Таблицы.
3. Набор игрушек.
4. Геометрические фигуры.
5. Счетный материал.
Курс Развитие моторики, творческих способностей и подготовка руки к письму.
В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. Поэтому очень важно поставить руку, подготовить ее к работе.
По наблюдениям ученых, известно, что мускульная память у детей от четырех до семи лет очень цепкая и наиболее возбудимая. Обучение же каллиграфии начинается тогда, когда все дефекты уже утвердились и физиологический период работы этого вида памяти уже миновал. При этом всем известно, что первое впечатление у ребенка самое сильное и самое яркое. И если при обучении письму какой-либо буквы у него не получается элемент, буква написана неверно, некрасиво, малыш начинает нервничать. А буква не получилась потому, что еще очень слабы мелкие мышцы её пальцев и кисти рук. Что же в этом случае может помочь? Можно воспользоваться опытом работы Евгении Николаевны Потаповой по штриховке предметов, как видом работы, укрепляющим мускульную силу кисти руки и пальцев. Давать задания выполнять штриховку прямыми, параллельными отрезками, дугообразными линиями, печатными буквами, овалами и т. д. А если устанут, предложить раскрасить фигурку. Штриховку дети будут продолжать и в 1 классе в период обучения грамоте. Дома дети могут по желанию раскрашивать, штриховать в книжках для раскрашивания или выполнять работу, подобную классной.
Средствами укрепления мускулатуры кисти руки и пальцев являются: лепка предметов, конструирование из бумаги, рисование. Выполняя то или иное задание по постановке руки (в тетради любой разлиновки), рисуя, конструируя, что-то вылепливая, дети то «собирают» ягодки на варенье маме, то «ходят» в лес за грибами, то «прячутся» под зонтиками, то «шьют» одежду для моряка, то «строят» дом для друзей и т. д.. Штриховка, лепка, рисование, моделирование - это способ развития речи детей, их логического мышления, т.к. попутно составляются маленькие рассказы, проводится работа над словом, загадываются и отгадываются загадки.
Основные задачи курса
· Научить детей ориентироваться в тетради и на листе бумаги.
· Подготовить руку ребенка к письму путем тренировки кисти руки и пальцев.
· Научить детей правильной посадке при письме, правильно располагать тетрадь на парте во время письма, умению держать шариковую ручку.
· Развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления.
· Научить штриховать в разных направлениях: сверху вниз, с наклоном влево, слева направо, с наклоном вправо, штриховке петлями, полуовалами, волнистыми линиями.
· Познакомить с основными правилами штриховки.
· научить четко дифференцировать строку (верхнюю и нижнюю, среднюю линии), писать элементы букв и буквы в строке.
· познакомить с основными правилами красивого письма.
· научить копировать сложные сочетания извилистых линий, фразу из нескольких слов, написанную письменными буквами.
· развивать "ручную умелость" в художественной работе.
· способствовать развитию творческого потенциала, проявлению самостоятельности, индивидуальности ребят.
Для выполнения поставленных задач предусмотрены следующие виды занятий:
1. Рисование с натуры (предметное).
2. Рисование на различные темы (сюжетное).
3. Декоративное рисование.
4. Рисование по замыслу (творческие задания).
5. Художественный труд.
6. Беседы об изобразительном искусстве.
7. Работа в тетрадях.
Методы обучения и формы работы по данной программе разнообразны. Наиболее эффективными методами обучения являются:
- создание творческой ситуации, ориентированной на поиск взаимосвязей между различными видами искусств;
- поиск необходимых вариативных способов воплощения идеи средствами изобразительного искусства;
- создание творческой атмосферы для наиболее полного раскрытия художественного образа.
Главное – позволить дошкольнику по-своему интерпретировать предлагаемую тему. В зависимости от темы и целей, урок может приобретать форму не только практического занятия, но и викторины или беседы.
Занятия изобразительным искусством и художественным трудом направлены на развитие у дошкольников творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения. У детей вырабатывается умение доводить начатое дело до конца, прививаются основы культуры труда, формируется каллиграфические навыки, улучшается глазомер, цветоощущение.
Одна из необходимых задач подготовки детей к школе – развитие "ручной умелости". В этом возрасте для ребенка является проблемой овладение элементами письма, и преодолеть эти трудности поможет графическая работа карандашом, работа в мелкой пластике, развивающая пальцы, занятия рисованием, лепкой, аппликацией, а также изготовление различных поделок из бумаги. Каждая художественная техника в той или иной степени развивает у ребенка разные области руки, предплечья и пальцев. Так, например, тонкая графическая работа учит лучшей координации движений, лепка развивает пальцы, а задания, выполняемые в живописных техниках, способствует большей свободе и раскованности всей руки.
Во время занятий у дошкольников вырабатывается умение легко и свободно управлять художественными инструментами. При этом развиваются разнообразные действия руки, координация движений обеих рук, координация действий руки и глаза, зрительный контроль.
На занятиях по изобразительному искусству и художественному труду вводятся упражнения на развитие внимания и логического мышления.
Много внимания уделяется организации рабочего места, экономичному использованию материалов и аккуратности в работе.
В ходе занятий детям прививаются ответственное отношение к труду и художественный вкус. Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности, активизирующей творческий потенциал.
Учебно-тематический план курса «Развитие моторики, творческих способностей и подготовка руки к письму»
№ п/п |
Тематика занятия |
Кол-во часов |
1-2 |
Штриховка в заданном направлении. Геометрические фигуры. |
2 |
3 |
Конструирование. «Домик» из геометрических фигур. |
1 |
4 |
Знакомство с разлиновкой тетради в широкую линию, в узкую линию с направляющей. |
1 |
5 |
Прекрасное рядом. Осенние зарисовки |
1 |
6-7 |
Разлиновка тетради в узкую линию с направляющей. |
2 |
8 |
Пластилин. Знакомство с материалом и его свойствами. Волшебный цветок. |
1 |
9-10 |
Рабочая строка. |
2 |
11 |
Пластилин. Овощи и фрукты. |
1 |
12-13 |
Наклонная и волнистые линии. Рабочая строка. Широкая строка. |
2 |
14 |
Оригами. Коробочка. |
1 |
15 |
Рабочая строка. Широкая строка в тетради с направляющей линией. |
1 |
16 |
Пластилин. Лепим зверушек. |
1 |
17-18 |
Наклон, отработка глазомера, формирование умения видеть строку. |
2 |
19 |
Рисование. «Чашка» |
1 |
20 |
Наклонная линия. |
1 |
21 |
Наклонная линия с закруглением внизу. |
1 |
22 |
Конструирование. Новогодние украшения. |
1 |
23 |
Наклонная линия с закруглением вверху. |
1 |
24 |
Конструирование. Новогодняя открытка |
1 |
25 |
Наклонная линия, наклонная линия с закруглением внизу, наклонная линия с закруглением вверху. |
2 |
26 |
Пластилин – вместо карандашей и красок. Рыбка скалярия. |
1 |
27 |
Наклонная линия с закруглением вверху и внизу |
1 |
28 |
Декоративное рисование. Узор в полоске. |
1 |
29-30 |
Полуовал, овал. |
2 |
31 |
Конструирование. Моделирование на плоскости. Аппликация из кругов. |
1 |
32-33 |
Письмо изученных элементов букв. |
2 |
34 |
Конструирование. Геометрическая мозаика. |
1 |
35-36 |
Удлинённые линии с петлёй внизу. |
2 |
Содержание курса «Развитие моторики, творческих способностей и подготовка руки к письму».
1. Ориентирование на плоскости. Штриховка в разных направлениях. Пространственные представления. Взаимное расположение предметов: наверху, внизу (выше, ниже); слева, справа (левее, правее); перед, за, между, рядом. Форма и цвет предметов. Ориентирование на листе бумаги. Обведение по контуру знакомых фигур. Обведение по шаблону и по трафарету. Ознакомление с правилами штриховки. Раскрашивание фигур. Штриховка слева направо. Штриховка сверху вниз. Штриховка петлями и полуовалами. Штриховка крючками.
2. Работа в тетрадях. Письмо элементов букв. Штриховка в разных направлениях. Ознакомление с рабочей строкой. Правила посадки при письме. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. Письмо короткой наклонной палочки. Письмо наклонных линий с закруглением внизу. Письмо короткой наклонной палочки с закруглением вверху. Основные правила красивого письма. Короткие и длинные линии. Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху и внизу. Рисование штрихом. Штрих, идущий от центра круга. Письмо элементов строчных и заглавных букв. Письмо длинной наклонной палочки с петлей вверху. Письмо длинной наклонной палочки с петлей внизу. Рисование штрихом животных. Письмо полуовалов (овалов с разрывом). Закрепление пройденного.
3. Работа с пластилином. Знакомство с материалом и его свойствами. Волшебный цветок. Овощи и фрукты. Лепим зверушек. Пластилин – вместо карандашей и красок. Рыбка скалярия.
4. Конструирование. «Домик» из геометрических фигур. Оригами. Коробочка. Новогодние украшения. Новогодняя открытка. Моделирование на плоскости. Страусенок из кругов. Геометрическая мозаика. «Мягкая» игрушка из бумаги. Оригами. Букет цветов. Модели самолетов. Мозаика из бумаги.
5. Рисование. Осенние зарисовки. Рисование по образцу. Чашка. Декоративное рисование. Узор в полоске. Рисуем прозрачные шары. Роспись дымковской игрушки. Весенние цветы. Рисуем прозрачные шары.
Содержание занятий «Развитие моторики, творческих способностей и подготовка руки к письму».
Занятие 1-2. Штриховка в заданном направлении. Геометрические фигуры.
Повторение названий пальцев рук. Игра «Гребешок». Развивать мелкую моторику пальцев. Учить правильно держать карандаш, учить обводить по шаблону, учить пользоваться трафаретом. Штриховка фигур.
Занятие 3. Конструирование. «Домик» из геометрических фигур.
Повторение геометрических форм, сравнение по размеру. Игра «На что похоже?». Научить точно и правильно измерять, аккуратно склеивать бумагу, составлять композицию по образцу. Развивать пространственную ориентировку. Выполнение работы. Выставка работ.
Занятие 4. Знакомство с разлиновкой тетради в широкую линию, в узкую линию с направляющей.
Упражнение в правильном пользовании карандашом, ручкой. Штриховка рисунков, коррекция тактильно-двигательного восприятия на основе упражнений.
Занятие 5. Прекрасное рядом. Осенние зарисовки.
Продолжать формировать правильный захват карандаша. Продолжать формировать умение понимать учебную задачу, контролировать себя в процессе работы, добиваться успехов. Воспитывать культуру общения, умение слушать. Наблюдение красоты осенней природы из окна.
Освоение пространства по наблюдению: ближе — больше, дальше — меньше. Рисование по памяти. Выполнение работы. Выставка работ.
Занятие 6-7. Разлиновка тетради в узкую линию с направляющей.
Штриховка фигур в узкую линию по точечному образцу. Прямые и кривые линии, познакомить с разлиновкой тетради. Отгадывание загадок. Логическое упражнение.
Занятие 8. Пластилин. Знакомство с материалом и его свойствами. Волшебный цветок.
Изготовление жгутиков и шариков. Техника безопасности при работе с инструментами. Развивать пространственную ориентировку. Выполнение работы. Выставка работ.
Занятие 9-10. Рабочая строка.
Тренировка глазомера Работа по штриховке. Наклонная в рабочей строке и прямая с закруглением внизу (по образцу). Развивать мелкую моторику рук, слуховое и зрительное восприятие. Игра «Мешочек и коробочка».
Занятие 11. Пластилин. Овощи и фрукты.
Продолжать формировать умение понимать учебную задачу, контролировать себя в процессе работы, добиваться успехов. Воспитывать культуру общения, умение слушать. Эстетическое восприятие разных форм овощей, фруктов. Знакомство с основными формами предмета: круглый, овальный, длинный, плоский, толстый. Лепка разных форм предмета из
пластилина после его наблюдения. Свободная передача формы. Выполнение работы. Выставка работ.
Занятие 12-13. Наклонная и волнистые линии. Рабочая строка. Широкая строка.
Штриховка наклонной горизонтальной линией. Конкурс загадок. Рисунок по образцу. Закрепление написания изученных элементов букв. Игра «Замок».
Занятие 14. Оригами. Коробочка.
Познакомить со свойствами бумаги. Учить изготавливать новые поделки в технике оригами. Развивать глазомер и мелкую моторику кистей рук. Учить создавать конструкцию по операционным схемам. Выполнение работы. Выставка работ.
Занятие 15. Рабочая строка. Широкая строка в тетради с направляющей линией.
Продолжать формировать правильный захват карандаша. Штриховка косыми линиями. Обводка линий слева направо. Развивать мелкую моторику рук, слуховое и зрительное восприятие. Игра «Грабли».
Занятие 16. Пластилин. Лепим зверушек.
Продолжать формировать умение понимать учебную задачу, контролировать себя в процессе работы, добиваться успехов. Способствовать развитию творческих способностей. Беседа по сказкам о животных: «Колобок», «Теремок» и др. Показ приемов работы из целого
куска отсечением лишнего, наращиванием материала. Выполнение работы по инструкции. Выставка работ.
Занятие 17-18. Наклон, отработка глазомера, формирование умения видеть строку.
Продолжать формировать готовность детей к обучению письму. Совершенствовать навыки ориентировки на листе. Работа в тетради по точечному образцу. Логическое упражнение.
Занятие 19. Рисование. «Чашка»
Беседа «Посуда в нашем доме». Детальное рассматривание чашки. Развивать пространственную ориентировку. Работа над рисунком по образцу под руководством учителя. Выставка работ.
Занятие 20. Наклонная линия.
Учить писать прямую палочку; развивать мелкую моторику рук, точное воспроизведение образца; выполнение упражнений по словесной инструкции. Игра «Краб».
Занятие 21. Наклонная линия с закруглением внизу.
Готовить детей к написанию букв; развивать мелкую моторику кистей рук. Срисовывание рисунков, узоров, раскраска заданных контуров. Игра «Зайка и зеркало».
Занятие 22. Конструирование. Новогодние украшения.
Разгадывание загадок. Учить изготавливать новые поделки . Развивать глазомер и мелкую моторику кистей рук. Разучивание стихотворения. Выполнение работы. Выставка работ.
Занятие 23. Наклонная линия с закруглением вверху.
Учить писать элементы букв; коррекция двигательной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. Обведение и раскраска заданных контуров.
Занятие 24. Конструирование. Новогодняя открытка.
Беседа о новогоднем празднике. Заучивание стихотворения. Понятие о конструировании из бумаги разных форм, построек сгибанием, резанием, складыванием бумаги. Коллективная работа.
Выполнение работы. Выставка работ.
Занятие 25. Наклонная линия, наклонная линия с закруглением внизу, наклонная линия с закруглением вверху.
Закрепление написания изученных элементов букв; коррекция двигательной памяти. Совершенствовать навыки обведения по контуру, штриховки в соответствии с образцом (диагональ, вертикаль, клубочки). Развивать мелкую моторику рук, слуховое и зрительное восприятие.
Занятие 26. Пластилин – вместо карандашей и красок. Рыбка скалярия.
Познакомить с новым видом работы с пластилином. Привлечение внимания к природе,подводному царству. Знакомство с многообразием форм рыбок: круглые, плоские, длинные, гладкие, колючие. Развивать пространственную ориентировку.
Воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца. Выполнение работы. Выставка работ.
Занятие 27. Наклонная линия с закруглением вверху и внизу.
Продолжать формировать правильный захват карандаша. Продолжать формировать умение понимать учебную задачу, контролировать себя в процессе работы, добиваться успехов. Научить писать новый элемент; коррекция двигательной памяти на основе упражнений в узнавании и воспроизведении.
Занятие 28. Декоративное рисование. Узор в полоске.
Развитие глазомера и зрительной памяти при откладывании на глаз в полосе равных квадратов. Развитие наблюдательности, воспитание художественного вкуса. Выполнение работы. Выставка работ.
Занятие 29-30. Полуовал, овал.
Штриховка рисунка. Заучивание стихотворения. Научить писать новый элемент; коррекция мелкой моторики руки.
Занятие 31.Конструирование.Моделирование на плоскости. Аппликация из кругов.
Развитие наблюдательности, воспитание художественного вкуса. Развивать пространственную ориентировку. Выполнение работы. Выставка работ.
Занятие 32-33. Письмо изученных элементов букв.
Штриховка рисунка. Раскрашивание прозрачных предметов. Заучивание стихотворения. Закрепление написания изученных элементов букв. Срисовывание полуовалов, волнистых линий. Воспроизведение рисунков, узоров по памяти.
Занятие 34 . Конструирование. Геометрическая мозаика.
Беседа о военной технике. Продолжать формировать умение понимать учебную задачу, контролировать себя в процессе работы, добиваться успехов. Способствовать развитию творческих способностей. Выполнение работы. Выставка работ.
Занятие 35-36. Удлинённые линии с петлёй внизу.
Логическое упражнение. Штриховка рисунков. Работа в тетради. Игра «Кукольный веер». Продолжать формировать умение понимать учебную задачу, контролировать себя в процессе работы, добиваться успехов.
К концу подготовки к обучению дети должны:
знать:
1. названия основных и составных цветов;
2. вертикальное, горизонтальное, диагональное направление;
3. пользоваться простейшими приемами лепки, аппликации и др.
4. делать разметку при помощи шаблона или трафарета.
уметь:
1. правильно сидеть за партой, правильно держать лист бумаги и карандаш;
2. свободно работать карандашом – без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
3. выбирать положение листа (вертикальное или горизонтальное) в соответствии с изображением;
4. полностью использовать площадь листа бумаги, изображать предметы крупно;
5. рисовать линии различной формы: прямые, наклонные, волнистые, ломанные и другие;
6. передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;
7. владеть понятиями: большой, средний, маленький. Уметь анализировать: маленький – большой, высокий – низкий, длинный – короткий, широкий – узкий;
8. правильно работать красками – разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности);
9. писать элементы букв.
Методическое обеспечение:
1. Пособия для групповой и индивидуальной работы.
2. Таблицы.
3. Набор игрушек.
4. Тетради.
5. Наглядные пособия.
Курс «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте».
Основу дополнительной образовательной программы по чтению составляют:
1. Концепция дошкольного образования детей (1989 г.);
2. Федеральный закон “Об образовании” июнь (1992 г.);
3. Концепция Л. А. Венгера о развитии способностей ребенка дошкольного возраста, содержащая утверждение, что главное в обучении грамоте – это развитие способностей, позволяющих ребенку самостоятельно анализировать, моделировать, находить решения в новых ситуациях, осознанно относиться к собственной деятельности, а не только формирование знаний, навыков и умений.
4. Теория А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития: основной путь развития ребенка – это путь обогащения, наполнения наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности, – путь амплификации.
5. Концепция Д..Б Эльконина, основыванная на теории поэтапного формирования умственных действий. Он считал, что “чтение есть воссоздание звуковой формы слова на основе его графического обозначения”.
Исследования лингвистов, психологов, педагогов (Л.А. Венгер, С.В. Мухина, Д.Б. Эльконин и др.) показали, что дети пятилетнего, шестилетнего возраста наиболее восприимчивы к обучению грамоте, т.к. их отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. В отечественной и зарубежной педагогической теории и практике накоплен определенный опыт по раннему обучению дошкольников чтению (Г. Доман, Н.А. Зайцев, М. Монтессори, Л.Н. Толстой, П.В. Тюленев, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин и др.).
Направленность программы: развивающее-познавательная.
Учитывая возрастные особенности дошкольного возраста, на занятиях используются риторические игры, беседы, наблюдения, решаются риторические задачи. Обязательным элементом занятий является дыхательная гимнастика и артикуляционная разминка, которые подготавливают речевой аппарат к говорению. Эффективно используется раздаточный изобразительный материал, который психологически настраивает детей на разыгрывание определенной коммуникативной ситуации, стимулирует их речевую деятельность.
Целью данного курса является – формирование мотивации ребенка дошкольного возраста к изучению мира звуков и букв, интереса к чтению через технологическое развитие соответствующих навыков слитного и осознанного чтения.
Задачи курса обучения грамоте:
- формирование общих представлений о слове и предложении;
- формирование действий звукового анализа;
- формирование навыка письма;
- развитие речи.
Каледарно – тематический план курса Развитие речи и подготовка к обучению грамоте.
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
1 |
Формирование первоначальных представлений о слове. Предмет и слово. |
1 |
2 |
Слова как названия предметов. Введение модели слова. |
1 |
3 |
Постановка вопросов к словам, называющим живые и неживые предметы. |
|
4 |
Слова, называющие предметы и слова, называющие действия. Постановка вопроса к словам, называющим действия. |
1 |
5 |
Связь слов в высказывании. Способ определения количества слов в высказывании. Служебные слова. |
1 |
6 |
Звуки речи, как «строительный материал» языка Способ выделения звуков в слове. |
1 |
7 |
Буква как знак звука. Буква гласного А. |
1 |
8 |
Буквы гласного О. |
1 |
9 |
Буквы гласного У. |
1 |
10 |
Буква гласного ы. |
1 |
11 |
Буквы гласного Э. |
1 |
12 |
Буквы согласного Л. Способы послогового чтения и письма. |
1 |
13 |
Буквы согласного М. |
1 |
14 |
Буквы согласного Л. |
1 |
15 |
Буквы согласного Р. |
1 |
16-17 |
Обозначение твердости и мягкости согласных с помощью букв А-Я |
2 |
18-19 |
Обозначение твердости и мягкости согласных с помощью букв У- Ю. |
2 |
20-21 |
Обозначение твердости и мягкости согласных с помощью букв Э-Е. |
2 |
22-23 |
Обозначение твердости и мягкости согласных с помощью букв О-Ё. |
2 |
24 |
Обозначение твердости и мягкости согласных с помощью буквы И. |
1 |
25-26 |
Буквы Г и К, их работа. |
2 |
27-28 |
Буквы Д - Т. |
2 |
29-30 |
Буквы В – Ф. |
2 |
31-32 |
Буквы З – С. |
2 |
33-34 |
Буквы Б - П. |
2 |
35-36 |
Буква Х. |
1 |
Содержание курса «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте».
Занятие 1. Формирование первоначальных представлений о слове. Предмет и слово.
Знакомство с правилами гигиены чтения. Игра «Занятия древних людей». Отгадывание предметов по описанию.
Занятие 2. Слова как названия предметов. Введение модели слова.
Умение составлять модели слов. Игра «Съедобное-несъедобное». Отгадывание загадок и составление схем слов-отгадок.
Занятие 3. Постановка вопросов к словам, называющим живые и неживые предметы.
Беседа по картинкам. Игра «Живое – неживое». Пиктограммы.
Занятие 4. Слова, называющие предметы и слова, называющие действия. Постановка вопроса к словам, называющим действия.
Работа по картинкам. Игра «Назови действие». Сочетание слов по смыслу.
Занятие 5. Связь слов в высказывании. Способ определения количества слов в высказывании. Служебные слова.
Знакомство со служебными словами НА, ПОД, В, У, С, СО. Игра «Отгадай сказку».
Занятие 6. Звуки речи, как «строительный материал» языка. Способ выделения звуков в слове.
Воспроизведение звуковой формы слова. Интонирование звуков речи. Игра «Единственное и множественное число».
Занятие 7. Буква как знак звука. Буква гласного А.
Умение выделять звук из речи. Знакомство с буквой А. Чтение пикторгамм. Игра «Полубуковка».
Занятие 8. Буквы гласного О.
Умение выделять звук из речи. Знакомство с буквой О. Знакомство с антонимами. Разгадывание ребусов. Чтение «Веселых стихов».
Занятие 9. Буквы гласного У.
Умение выделять звук из речи. Знакомство с буквой У. Назначение заглавных букв. Познакомить с «У» как целым словом. Игра «Узнай звук».
Занятие 10. Буква гласного ы.
Умение выделять звук из речи. Знакомство с буквой ы. Игра «Превращения слов».
Занятие 11. Буквы гласного Э.
Умение выделять звук из речи. Знакомство с буквой Э. Игра «Кто больше» (по командам).
Занятие 12. Буквы согласного Л. Способы послогового чтения и письма.
Согласные буквы Л л,обозначающие согласные сонорные звуки [л],[ л’]. Игра «Узнай буквы». Загадки.
Занятие 13. Буквы согласного М.
Чтение слогов с изменением буквы гласного. Игра «Угадай, кто?»
Занятие 14. Буквы согласного Л.
Согласные буквы Н н, обозначающие согласные звуки [н ], [ н’]. Ребусы. Игровые ситуации.
Занятие 15. Буквы согласного Р.
Умение читать отдельные слова орфографически т. е. так, как они пишутся, и так, как они произносятся, т. е. орфоэпически. Интонация в предложении.
Занятие 16-17. Обозначение твердости и мягкости согласных с помощью букв А-Я.
Объяснять работу гласной буквы как показателя твердости или мягкости предшествующего согласного. Знакомство с понятием твердые - мягкие согласные звуки. Роль жестов в различных ситуациях.
Занятие 18-19. Обозначение твердости и мягкости согласных с помощью букв У- Ю.
Объяснять работу гласной буквы как показателя твердости или мягкости предшествующего согласного. Фестиваль сказочных героев. Животные в сказках, животные зоопарка.
Занятие 20-21. Обозначение твердости и мягкости согласных с помощью букв Э-Е.
Объяснять работу гласной буквы как показателя твердости или мягкости предшествующего согласного. Загадки. Игра «Так, да не так».
Занятие 22-23. Обозначение твердости и мягкости согласных с помощью букв О-Ё.
Объяснять работу гласной буквы как показателя твердости или мягкости предшествующего согласного. Игра в антонимы.
Занятие 24. Обозначение твердости и мягкости согласных с помощью буквы И.
Объяснять работу гласной буквы как показателя твердости или мягкости предшествующего согласного. Сравнение предложений по содержанию и интонации. Игра «Найди слово».
Занятие 25-26. Буквы Г и К, их работа.
Характеристика звуков. Чтение слогов и предложений с буквами Г и К. Б. Заходер «Кит и кот». Единственное, множественное число названий предметов.
Занятие 27-28. Буквы Д - Т.
Умение выделять звук из речи. Знакомство с буквами Д и Т. Характеристика звуков. Чтение слов и предложений с буквами Д и Т. Продолжение рассказа по его началу. «Веселая азбука» С.Маршака.
Занятие 29-30. Буквы В – Ф.
Характеристика звуков. Чтение слов и предложений с данными буквами. Многозначность слов. Игра «Поймай букву».
Занятие 31-32. Буквы З – С.
Знакомство с буквами З-С. Многозначные слова. Задание «Найди пары».
Занятие 33-34. Буквы Б - П.
Характеристика звуков. Чтение слов и предложений с данными буквами. Знакомство с именами собственными. Чтение скороговорок.
Занятие 35-36. Буква Х.
Характеристика звука. Чтение слов и предложений с буквой Х. Тематические группы слов. Игра «Города». Речевая зарядка. Скорочтение.
К концу обучения учащиеся должны
знать/ понимать:
- звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки;
- звук, слог, слово;
- слово и предложение;
- ударение;
уметь:
- называть, приводить примеры звуков: гласных, согласных (мягких, твёрдых);
- называть, приводить примеры слов, называющих предметы, действия предмета и признак предмета;
- различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки;
- различать звук, слог, слово;
Методическое обеспечение:
1. Пособия для групповой и индивидуальной работы.
2. Таблицы.
3. Набор игрушек.
4. Наглядные пособия
Материально-техническое и методическое обеспечение программы.
1. Инструкция по работе с инструментами.
2. Пособия для групповой и индивидуальной работы.
3. Таблицы.
4. Карточки для словарной работы.
5. Аудио- и видеозаписи.
6. Набор игрушек.
7. Геометрические фигуры.
8. Дидактические настольные игры.
9. Книги-раскраски.
10. Комплекты «Лего».
Литература:
1. Волина В. Праздник числа. Занимательная математика для детей., - М, 1993.
2. Голубь В.Т. Графические диктанты:Пособие для занятий с детьми 5-7лет. – М.:ВАКО, 2010.
3. Линго Т.И. Игры, ребусы, загадки для младших школьников. – Ярославль: Академия холдинг, 2002.
4. Синицына Е.И. Умные пальчики. - М., Лист, 2009.
5. Сокина Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста, - М., 2008.
6. Соколова Т.Н. Школа развития речи. М.: Издательство Рост, 2011.
7. Степанова М.И Здравствуй, школа! М., АСТ, 2010.
8. Стрелкова Л.П. Уроки сказки, М., 2008.
9. Сухин И.Г. Занимательные материалы: Начальная школа. – М.:ВАКО, 2008.
10. Тонких А.П. Логические игры и задачи на уроках математики, - Ярославль, 2008.
11. Тумаланова Ю. В.Обучение детей 5-6 лет чтению. Методическое пособие для учителей начальных классов, воспитателей детских учреждений и родителей. - Чебоксары,1997.
12. Узорова Е.А., Нефедова Е.А. 350 упражнений при подготовке детей к школе. - М., 2009.
13. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Физкультурные минутки. – Самара: ООО Издательство Астрель, 2004.
14. Шевелев К.В. Готовимся к школе: рабочая тетрадь для детей. – М.: Издательство «Ювента», 2011.
15.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.