Семенова Вера Александровна
Учитель математики МАОУ СШ№27 г. Красноярск
Современные образовательные ИТ-платформы играют ключевую роль в решении проблем, связанных с удержанием внимания и эффективностью обучения поколения Альфа. Эти платформы предлагают интерактивные и адаптивные методы обучения, которые делают процесс учебы более увлекательным и продуктивным. В данной статье рассмотрим общую ситуацию с обучением поколения Альфа, проблемы усвоения материала, и как различные ИТ-платформы помогают решать эти проблемы.
Поколение Альфа, дети, рожденные после 2010 года, живут в мире, насыщенном цифровыми технологиями. Они с детства знакомы с гаджетами и интернетом, что формирует у них специфические привычки и ожидания относительно потребления информации. Постоянный доступ к развлечениям и быстрому контенту, таким как видео на платформах, игры на смартфонах и общение в социальных сетях, затрудняет удержание их внимания на длительное время, особенно в традиционных учебных ситуациях.
В классе учителя часто сталкиваются с проблемами, связанными с отвлечением внимания учеников на цифровые устройства. Исследования показывают, что средний подросток может проверять свой смартфон до 150 раз в день. Это приводит к тому, что дети быстро теряют концентрацию на уроках, предпочитая увлекательные и легко доступные цифровые развлечения. Такая ситуация создает вызов для педагогов, которым необходимо не только преподнести материал, но и сделать это так, чтобы он был интересен и доступен для восприятия.
Вне школы проблема удержания внимания становится еще более острой. Домашние задания и самостоятельные занятия часто воспринимаются детьми как скучная и обязательная рутина, которая отнимает время от более интересных занятий. Это приводит к низкой мотивации и плохому усвоению материала, что негативно сказывается на академических достижениях и общем развитии ребенка.
С проникновением технологий в повседневную жизнь возникает проблема усвоения материала. Домашние и самостоятельные задания являются важной частью учебного процесса, особенно для учеников средней школы (5-9 классы). Рассмотрим негативные основные негативные примеры:
Эмоциональные конфликты: проверка домашних работ часто приводит к эмоциональным конфликтам между учеником и родителем. Родителям сложно понять и оценить уровень выполнения задания, что вызывает у детей негативное отношение к учебе и снижение мотивации. Например, родитель может не обладать достаточными знаниями по математике, чтобы помочь своему ребенку с домашним заданием, что приводит к недовольству обеих сторон.
Низкая мотивация: дети часто воспринимают домашние задания как рутину, которая мешает им заниматься более интересными делами, такими как игры или просмотр видео. Это приводит к снижению мотивации и качества выполнения заданий.
Для решения данных проблем разрабатываются крупные ит-платформы, помогающих ученикам выполнять домашние задания по школьной программе, рассмотрим зарубежные решения:
Khan Academy - это бесплатная онлайн-платформа для изучения различных школьных предметов, включая математику, науку, искусство и гуманитарные науки. Она предлагает видеоуроки, интерактивные упражнения и индивидуальные панели прогресса для каждого ученика, которые помогают удерживать внимание учеников, делая процесс обучения более увлекательным и доступным. Ученики могут повторять материалы в любое удобное время, что способствует лучшему усвоению информации и помогает избежать монотонности домашнего задания.
Edmodo -это образовательная платформа, которая соединяет учителей, учеников и родителей в единую онлайн-среду для взаимодействия и обучения. Данное решение позволяет учителям создавать и раздавать задания, проводить тесты и опросы, а также общаться с учениками через сообщения и форумы, что делает выполнение домашних заданий более интерактивным и социализированным. Ученики могут обсуждать задания в форумах, получать мгновенную обратную связь и советы от учителей и одноклассников, что способствует лучшему удержанию внимания и мотивации.
Google Classroom - бесплатная платформа для управления учебным процессом, разработанная компанией Google, где учителя могут создавать курсы, раздавать задания, проверять работы и вести общение с учениками через платформу. Ее интерактивные функции помогают сделать выполнение домашних заданий более организованным и структурированным. Ученики могут легко получать и отправлять задания, а также использовать инструменты для совместной работы, что помогает удерживать внимание и интерес к учебе.
BrainPOP – предлагает анимационные видео и интерактивные задания по различным школьным предметам, используя короткие анимационные фильмы, викторины и игровые задания для обучения, делая обучение более увлекательным и легким для восприятия, что помогает удерживать внимание учеников, а игровые задания и викторины делают процесс выполнения домашних заданий более интересным.
Coursera for Kids - это часть платформы Coursera, предлагающая курсы и программы обучения, специально разработанные для детей. Выполнение домашних заданий на ней более структурированное и интересное благодаря разнообразным учебным материалам и интерактивным элементам. Это помогает детям сохранять концентрацию и интерес к учебе, выполняя задания в своем темпе и получая обратную связь от преподавателей и сверстников
В России
также активно развиваются образовательные платформы, которые используют
принципы геймификации и адаптивного обучения для улучшения качества образования
и удержания внимания учеников. Эти платформы предлагают широкий спектр
интерактивных заданий и курсов, направленных на повышение мотивации и интереса
к учебе. Использование игровых элементов, таких как виртуальные награды, очки и
уровни, делает процесс обучения более увлекательным и помогает ученикам лучше
усваивать материал.
Рассмотрим отечественные платформенные решения, которые помогают решить
проблему концентрации внимания, их особенности и преимущества, а также как они
способствуют улучшению учебного процесса для поколения Альфа особенно при
выполнении домашних заданий.
Яндекс.Учебник – это бесплатная образовательная платформа, разработанная компанией Яндекс, предназначенная для школьников и учителей. Отечественное решение предлагает интерактивные задания и тесты по основным школьным предметам, таким как математика и русский язык. Учителя могут создавать свои задания и получать отчеты о прогрессе учеников, а интерактивные задания с мгновенной обратной связью помогают удерживать внимание учеников и делают выполнение домашних заданий более увлекательным. Платформа позволяет ученикам работать в своем темпе и получать необходимые пояснения и подсказки, что способствует лучшему усвоению материала.
· Математика: ученик решает задания по математике, получая мгновенную обратную связь и пояснения. Например, задача по геометрии с автоматической проверкой и подсказками.
· История: ученик проходит тест по истории России, получая развернутые комментарии к ошибкам и пояснения.
Решу ЕГЭ – это платформа, которая помогает старшеклассникам готовиться к ЕГЭ и ОГЭ, предлагая задания и тесты по различным предметам. Решу ЕГЭ делает процесс подготовки к экзаменам более структурированным и управляемым. Ученики могут отслеживать свой прогресс, работать над ошибками и получать мгновенные пояснения, что помогает поддерживать концентрацию и интерес к изучаемым темам.
· Математика: ученик выполняет задания из прошлых экзаменов по математике, получает развернутые решения и рекомендации по улучшению.
· Обществознание: ученик проходит тесты по обществознанию, получает результаты и объяснения правильных ответов.
Учи.ру – предлагает интерактивные задания и курсы для школьников по разным предметам. Она использует игровые элементы и интерактивные задания, чтобы сделать обучение более увлекательным. Ученики получают награды и достижения за успешное выполнение заданий. Геймификация и интерактивные элементы Учи.ру помогают удерживать внимание учеников и делают процесс выполнения домашних заданий более интересным, также она стимулирует мотивацию к учебе через систему наград и уровней.
· Математика: ученик решает математические задачи в формате игры, получая награды за правильные ответы.
· Русский язык: ученик выполняет задания по грамматике, каждый уровень становится сложнее, что стимулирует его продолжать обучение.
Фоксфорд – это онлайн-школа, предлагающая курсы и занятия для школьников по различным предметам, включая подготовку к экзаменам. Платформа предлагает видеолекции, интерактивные задания, виртуальные лаборатории и поддержку преподавателей. Ученики могут работать по индивидуальному плану и получать обратную связь, а интерактивные курсы и поддержка преподавателей помогают ученикам лучше усваивать материал и поддерживать концентрацию. Фоксфорд делает выполнение домашних заданий более структурированным и увлекательным благодаря разнообразным методам обучения.
· Математика: ученик проходит курс по физике, участвуя в виртуальных лабораторных работах и получая достижения за успешное выполнение заданий.
· Литература: ученик участвует в онлайн-обсуждениях произведений и выполняет творческие задания.
РЭШ (Российская электронная школа)– это образовательная платформа, разработанная Министерством образования России, которая предоставляет доступ к урокам и заданиям по всем школьным предметам. Платформа предлагает мультимедийные уроки, тесты и задания, а также материалы для самостоятельного изучения и подготовки к экзаменам. Мультимедийные уроки и интерактивные задания РЭШ помогают удерживать внимание учеников и делают процесс обучения более интересным и доступным. Платформа позволяет ученикам учиться в своем темпе и получать необходимую поддержку, что способствует лучшему усвоению материала и выполнению домашних заданий.
· Математика: ученик проходит уроки по математике с интерактивными заданиями и тестами.
· История: ученик изучает исторические события с помощью мультимедийных материалов и тестов.
Сравнительная таблица российских платформ:
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
да |
да |
да |
|||||||
|
|
нет |
нет |
нет |
нет |
да |
|||||||
|
|
Да |
нет |
да |
нет |
да |
|||||||
|
|
да |
нет |
да |
да |
нет |
|||||||
РЭШ |
Математика, История |
нет |
нет |
да |
да |
да |
Выводы:
Среди российских платформ наиболее подходящей для решения проблемы удержания внимания учеников является Учи.ру. Эта платформа использует геймификацию, что помогает сделать процесс обучения более увлекательным и мотивирующим. Интерактивные задания стимулируют интерес и вовлеченность учеников, а наличие бесплатного доступа делает платформу доступной для всех школ.
Фоксфорд также заслуживает внимания благодаря своей интеграции интерактивных заданий и поддержке учителей, что облегчает освоение платформы как ученикам, так и преподавателям. Платформа предлагает курсы с элементами геймификации, что также способствует удержанию внимания и улучшению усвоения материала.
Искусственный интеллект (ИИ) все активнее проникает в школьное образование, предлагая новые возможности для персонализированного и эффективного обучения. Примеры таких технологий включают системы адаптивного обучения, которые анализируют успеваемость учеников и предлагают индивидуализированные задания, как это делает платформа ALEKS. Другие примеры включают интеллектуальных помощников, таких как Socratic by Google, которые помогают ученикам решать задачи и находить нужные ресурсы с помощью ИИ. Эти технологии не только облегчают процесс обучения, но и делают его более интерактивным и увлекательным.
Однако, несмотря на очевидные преимущества, ИИ в образовании несет и определенные угрозы. Одной из таких угроз является возможное снижение роли учителя в учебном процессе и чрезмерная зависимость учеников от технологий. Также существует риск утечки персональных данных учеников и их неправомерного использования. Тем не менее, при правильном использовании ИИ может значительно повысить мотивацию и концентрацию внимания у поколения Альфа. Геймификация учебного процесса, например, с помощью платформы Smart Sparrow, делает обучение более увлекательным и помогает удерживать внимание учеников, предлагая интерактивные и игровые задания. Это способствует более эффективному выполнению домашних заданий и улучшению усвоения материала.
Обязательным условием для решения проблемы низкой концентрацией внимания для поколения Альфа, может быть такой элемент учебного процесса как геймификация. Она включает в себя элементы игр, такие как очки, уровни и награды, что делает обучение более увлекательным и мотивирующим. Геймификация учебного процесса представляет собой применение игровых механизмов и принципов в неигровых контекстах, таких как образование. В учебном процессе это может выражаться через внедрение элементов соревнования, уровней прогресса, виртуальных наград и значков за достижения. Такие элементы способствуют увеличению вовлеченности и мотивации учеников, что особенно важно для детей, привыкших к высоким темпам и разнообразию цифровых развлечений.
В традиционной образовательной системе дети часто теряют интерес к учебе из-за монотонности и отсутствия немедленного вознаграждения за их усилия. Введение игровых элементов создает дополнительные стимулы для выполнения задач и поддерживает постоянный интерес к учебному процессу. Например, ученики могут получать очки за правильные ответы, переходить на новые уровни при достижении определенных результатов и соревноваться с одноклассниками в учебных играх, что делает обучение более захватывающим.
В России существуют несколько образовательных платформ, которые успешно применяют принципы геймификации для улучшения учебного процесса и удержания внимания учеников. Эти платформы интегрируют игровые механизмы в учебные задания и курсы, что позволяет ученикам не только получать знания, но и наслаждаться процессом обучения. Рассмотрим несколько таких решений и то, как они помогают решить проблему низкой концентрации внимания у школьников.
Skyeng – это онлайн-школа, специализирующаяся на изучении иностранных языков с помощью интерактивных уроков. Платформа использует игровые элементы, такие как виртуальные награды и баллы за прогресс, чтобы мотивировать учеников. Ученики могут соревноваться с одноклассниками и отслеживать свои достижения, что делает процесс изучения языка более увлекательным.
Школа 21 – это образовательная инициатива, предлагающая курсы по программированию и IT с акцентом на практическое обучение и геймификацию. Платформа использует квесты, хакатоны и другие игровые элементы, чтобы сделать процесс обучения более захватывающим и мотивирующим. Ученики получают очки и достижения за выполнение задач и участие в соревнованиях.
Ростелеком.Школа – это образовательная платформа, предлагающая интерактивные уроки и задания по различным школьным предметам. Она внедряет игровые элементы, такие как виртуальные награды и баллы за прогресс, чтобы мотивировать учеников. Ученики могут участвовать в интерактивных уроках и получать мгновенную обратную связь..
Геймификация может быть успешно внедрена в различные аспекты учебного процесса, создавая увлекательные и мотивирующие сценарии. Например, урок истории можно превратить в интерактивный квест, где ученики путешествуют по виртуальному средневековому замку, решая головоломки и выполняя задания, чтобы узнать больше о жизни в те времена. Такой подход не только делает обучение более интересным, но и способствует лучшему усвоению материала за счет активного вовлечения учеников в процесс.
Еще один пример – математика как приключение. Ученики могут помогать виртуальному персонажу решать математические задачи, чтобы преодолеть различные препятствия и достичь цели. Например, решая уравнения, ученик помогает рыцарю перейти через мост, а за правильные ответы получает очки опыта и виртуальные награды. Такой подход стимулирует учеников к выполнению домашних заданий и помогает им развивать математические навыки в увлекательной игровой форме.
Примеры сценариев:
Переход на платформенный способ обучения и построения учебных программ для учителей старшего поколения может быть сложным из-за отсутствия опыта работы с цифровыми технологиями. Основные проблемы включают страх перед новыми технологиями, недостаток времени на обучение и возможные технические сложности:
Внедрение новых технологий в образовательный процесс может вызвать у учителей старшего поколения определенные трудности. Переход на цифровые технологии требует тщательного планирования и поддержки, чтобы обеспечить плавное и безболезненное освоение новых методов обучения.
Плавные сценарии по устранению этих рисков включают пошаговые инструкции, обучающие курсы и постоянную поддержку, которые помогут учителям освоить новые технологии и интегрировать их в свою повседневную практику. Важно создать благоприятные условия для обучения и мотивации учителей, что позволит им эффективно использовать цифровые инструменты и улучшить качество образования для своих учеников. В данной статье рассматриваются главные пункты, которые помогут устранить барьеры по внедрению платформ в образовательный школьный процесс и существенно уменьшать разрыв между новым «цифровым» поколением школьников:
Такой подход позволит учителям постепенно освоить новые методы и технологии, улучшая качество образования и создавая более благоприятную учебную среду для учеников. Преподаватели смогут интегрировать цифровые технологии в свою работу, делая уроки более интерактивными и интересными для учеников.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.