Репетиционный процесс в младшем хоре
Оценка 4.7

Репетиционный процесс в младшем хоре

Оценка 4.7
Документация +1
docx
6 кл—10 кл
17.07.2024
Репетиционный процесс в младшем хоре
Вокальная работа в детском хоре имеет свою специфику по сравнению с работой во взрослом хоре. Эта специфика обусловлена, прежде всего тем, что детский организм в отличии от взрослого находится в постоянном развитии, а, следовательно, изменении. Многолетней практикой доказано, что пение в детском возрасте не только не вредно, но и полезно. Речь идет о пении, правильном в вокальном отношении, что возможно при соблюдении определенных принципов. Пение способствует развитию голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппаратов. Правильно проводимое пение укрепляет здоровье детей.
ДОКЛАД КОВАЛЬ.docx

УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ШКОЛА ИСКУССТВ № 2 Г. ДОНЕЦКА»

 

 

 

 

 

 

РЕПЕТИЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС В МЛАДШЕМ ХОРЕ

 

 

 

 

 

Методический доклад

преподавателя II категории

хорового отделения

муниципального учреждения дополнительного образования «Школа искусств № 2 г. Донецка»  

Коваль Надежды Вадимовны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Донецк - 2023

ПЛАН

 

1.  Введение. Особенности вокальной работы в младшем хоре.

2.  Цель и задачи учебного предмета «Хоровое пение».

3.  Вокальное воспитание. Понятие вокально-хоровых навыков.

4.  Начальный этап работы с младшей группой хора.

5.  Правильно подобранный репертуар.

6. Разучивание произведения.

7. Заключение.

8.  Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ВВЕДЕНИЕ. ОСОБЕННОСТИ ВОКАЛЬНОЙ РАБОТЫ В МЛАДШЕМ ХОРЕ

 

 

 

Искусство хорового пения – это искусство коллективное. Именно в коллективе формирование и развитие личности ребенка происходит наиболее эффективно. Коллективное музицирование способствует развитию творческих способностей, формирует художественный вкус. В коллективе развиваются такие качества как дисциплинированность, ответственность, умение преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца.

Круг возможностей коллективного музицирования в обучении и воспитании детей достаточно широк. Хоровое пение – это вокальное искусство, поэтому главная работа в хоре – это работа над вокалом. Но хор это коллективное, совместное пение и поэтому вокальная работа здесь имеет свои особенности. Чтобы петь в хоре, надо научиться управлять своим голосом и овладеть целым рядом вокально-хоровых навыков. Известно, что каждое искусство слагается из двух частей: технической и художественной. Баз освоения технической стороны искусства невозможно достичь художественных результатов. Техническая сторона пения в хоре включает в себя: чистое интонирование, слитность звучания голосов, ансамбль, строй, единую манеру звукообразования и звуковедения, организацию певческого дыхания вокальной позиции звука, четкую дикцию.

Обучение хоровому пению на хоровом, инструментальном и общем эстетическом отделениях ведется по специальной программе. В течение всех лет обучения учащиеся овладевают вокально-хоровыми навыками, учатся понимать смысл музыки слов, выступая на концертах, приобретая опыт исполнительства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»

 

 

 

Цель – развитие музыкально-творческих способностей учащихся на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области хорового исполнительства, выявление наиболее одаренных детей в области хорового исполнительства и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования.

ЗАДАЧИ:

- развитие интереса к классической музыке и музыкальному творчеству;

- развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма;

- формирование умений и навыков хорового исполнительства;

- обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтению нот с листа;

- приобретение учащимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений;

- формирование у наиболее одаренных детей-выпускников мотивации к продолжению профессионального обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.

В последние несколько лет возрос интерес к хоровой педагогике. Это обосновано тем, что хор стал играть большую роль в современной музыке, где хоровые партии часто используются в качестве бэк-вокала, не говоря уже о самоценности хоровой музыки, о красоте, непередаваемой гармоничности хорового пения. Но чтобы добиться необходимого высокого уровня вокального исполнения в хоре, нужна большая музыкальная педагогическая работа с певцами. Хористов необходимо воспитывать с самого раннего возраста развивая у них необходимые вокально-хоровые навыки.

Проблема хорового воспитания исследовалась в трудах ведущих музыкальных педагогов: Ю. Черноиваненко, О. Апраксига, Л. Безбородова, Г.Стулова и многих других. Тема вокально-хорового воспитания младших школьников настолько важна для формирования всей музыкальной культуры ребенка в целом, что ее освящением можно заниматься долго и все равно будут оставаться проблемы и узкие места. Кроме того методики хорового воспитания вокалистов младшей школы постоянно обновляются, каждый педагог, занимающийся проблемой, привносит в процесс обучения что-то свое, обновляет уже существующие методики, обобщая предыдущий опыт своих коллег. Поэтому совершенно необходимо постоянно следить за изменениями в теории и практики музыкального обучения, брать что-то для личного опыта, анализировать, применять на практике, вводить в процесс развития вокально-хоровых навыков конкретно отдельно взятом хоровом коллективе. Этим обуславливается актуальность данной темы.

 

3. ВОКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ.  ПОНЯТИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ  НАВЫКОВ

 

 

 

Вокальное воспитание в хоре важнейшая часть всей хоровой работы с детьми. Основное условие правильной постановки вокального воспитания – подготовленность руководителя для занятия пением с младшими школьниками. Идеальным вариантом становится тот случай, когда хормейстер обладает красивым голосом. Тогда вся работа строится на показах, проводимых самим хормейстером. Но и другие формы работы позволяют успешно решать вопросы вокального воспитания. В таких случаях хормейстер и использует с помощью ребят. Путем сравнения выбираются лучшие образы для показа. В каждом хоре есть дети, от природы правильно поющие, с красивым тембром и правильным звукообразованием. Систематически применяя наряду с коллективной вокальной работой индивидуальный подход к хористам, педагог постоянно следит за вокальным развитием каждого из них. Но даже при самой правильной постановке вокальной работы она приносит разные результаты у разных хористов. Мы знаем, что нет двух внешне одинаковых людей, так нет и двух одинаковых голосовых аппаратов.

Вокальная работа в детском хоре имеет свою специфику по сравнению с работой во взрослом хоре. Эта специфика обусловлена, прежде всего тем, что детский организм в отличии от взрослого находится в постоянном развитии, а, следовательно, изменении. Многолетней практикой доказано, что пение в детском возрасте не только не вредно, но и полезно. Речь идет о пении, правильном в вокальном отношении, что возможно при соблюдении определенных принципов. Пение способствует развитию голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппаратов. Правильно проводимое пение укрепляет здоровье детей.

А чтобы развитие младших школьников в хоре шло дальше, необходимо сформировать у него основные вокально-хоровые навыки. К ним относятся:

1. Певческая установка

Учащиеся должны обязательно узнать о певческой установке, как основе успешного освоения учебного материала.

2. Дирижерский жест.

Обучающиеся должны быть ознакомлены с видами дирижерских жестов:

- внимание,

- дыхание,

- начало пени,

- менять по руке дирижера силу звука, темп, штрихи.

3. Дыхание и паузы.

Педагог должен научить детей овладевать техникой дыхания – бесшумный короткий вдох, опора дыхания и постепенное его расходование. На более поздних этапах обучения овладевать техникой цепного дыхания. Дыхание воспитывается постепенно, поэтому на начальном этапе обучения в репертуар нужно включать песни с короткими фразами с последнее долгой нотой или фразами, разделенными паузами. (Рус. нар. песни: «Во поле береза стояла», «Савка и Гришка», «На горе-то калина», «Ах вы, сени мои сени», «А я по лугу».).  Далее вводятся песни с более продолжительными фразами (Груз. нар. песня обр. В. Гокиели «Светлячок», рус. нар. песня «У зори-то, у зореньки», М. И. Глинка «Ты, соловушка, умолкни»).

Необходимо объяснить учащимся, что характер дыхания в песнях различного движения и настроения не одинаков. Для работы над развитием дыхания в песнях различного движения и настроения лучше всего подходят русские народные песни.

4. Звукообразование.

В младшем хоре важно формирование мягкой атаки звука. Твердую рекомендуется использовать крайне редко в произведениях определенного характера. Большую роль в воспитании правильного образования звука играют упражнения. Например, пение на слоги. И как результат работы над звукообразованием - выработка у детей единой манеры пения.

5. Дикция.

Формирование навыка ясного и четкого произношения согласных в сочетании с гласными («петь» согласную на высоте гласной); выработка навыка активной работы артикуляционного аппарата.

6. Строй и ансамбль.

Работа над чистотой и точностью интонирования в пении – одно из условий сохранения строя. Чистоте интонации способствует четкое осознание чувства «лада». Воспитать ладовое восприятие можно через освоение понятий «мажор» и «минор», включение в распевки различных звукорядов, главных ступеней лада, сопоставление мажорных и минорных последовательностей, пение без сопровождения.

В хоровом пении понятие «ансамбль» это единство, уравновешенность в тексте мелодии, ритме, динамике; поэтому для хорового исполнения необходимы единообразие и согласованность в характере звукообразования, произношения, дыхания. Необходимо научить поющих прислушиваться к звучащим голосам, что благотворно влияет на строй и ансамбль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП РАБОТЫ С МЛАДШЕЙ ГРУППОЙ ХОРА

 

 

 

Младший хор характеризуется ограниченным голосовым диапазоном («до» первой октавы – «ре»-«ми» второй октавы), тембр голоса трудно определить на слух. Редко встречаются ярко выраженные сопрано, еще реже –  альты. В связи с этим считается, что в начале занятий деление на хоровые партии нецелесообразно. Главная задача – добиться унисонного звучания хора.

Перед младшим хором стоят задачи усвоения дирижерских жестов и выработки хорошей реакции на них («внимание», «дыхание», «вступление», «снятие», фермата, пиано, форте и т. д.). Особое внимание здесь стоит уделить широкому дыханию по фразам.

Каждое занятие младшего хора мы начинаем с распевания, далее следуют упражнения хорового сольфеджио. Все разучиваемые песни мы разбираем ритмически и анализируем движение мелодии (трудные мелодические ходы и интонационные скачки). Разучивание песни может проходить с голоса (по слуху), особенно на первом этапе, потому, что чрезмерное пользование нотами оттолкнуть детей от занятий (трудно!), позже   можно вернуться.

Пение мелодий по нотам приносит определенную пользу. Во-первых, дети привыкают петь по нотам, во-вторых, происходит психологическая перестройка. Оказывается это интересно – петь по нотам; и не так уж трудно.

Обязательно учитываются и особенности возраста детей, которые отмечались ранее. Так в младших классах дети довольно быстро устают, внимание их притупляется. Для его концентрации приходится чередовать самые различные методические приемы, активно применять игровые моменты, все занятие строить по нарастающей линии.

Хоровой урок должен проходить стремительно, эмоционально. Использование комплекса различных методов и приемов должно быть ориентировано на развитие основных качеств певческого голоса детей путем стимулирования, прежде всего, слухового внимания и активности, сознательности самостоятельности.

Дифференциация качеств звучания голоса и элементов музыкальной выразительности, а также собственно вокальное исполнение, основывается на использовании всех видов умственной деятельности учащихся (В. К. Тевлина «Вокально-хоровая работа» «Музыкальное воспитание в школе» вып. 15 М. 1982г.) Даже представление «в уме» звука до того, как он будет воспроизведен голосом, сложный психологический процесс, требующий анализа и обобщения, внимания, мышечной памяти и т. п. Для реализации такого подхода, к развитию детского голоса необходимо знание педагогом голосовых возможностей детей от рождения и до наступления мутационного возраста, и понимания задач вокальной работы для каждого этапа обучения.

 

 

5. ПРАВИЛЬНО ПОДОБРАННЫЙ РЕПЕТРУАР

 

 

 

Необходимым условием формирования вокально-хоровых навыков является правильный подбор репертуара и об этом руководитель хора должен позаботиться заранее, т.к. это очень важно: от того что будут петь дети, зависит то, как они будут петь. Чтобы правильно подобрать репертуар педагог должен помнить о задачах, поставленных перед хором и, выбранное произведение, так же должно быть направлено на отработку некоторых навыков. Репертуар должен отвечать таким требованиям:

1.носить воспитательный характер;

2.соответствовать возрасту и пониманию детей:

3.соответствовать возможностям данного исполнительского коллектива;

4.быть разнообразным по характеру и содержанию;

5.каждое произведение должно двигать хор вперед для приобретения тех или иных навыков или закреплять их.

Брать сложные и объемные произведения не следует. Для детей, которые будут петь, это может оказаться неразрешимой задачей, что обязательно скажется на продуктивности в их работе, и может повлечь за собой утомление, потерять интерес к делу, которым он занимается, а, в некоторых случаях, даже разочарованию в хоровом пении, все зависит от индивидуальности ребенка. Но сложные произведения все же должны входить в репертуар, их следует брать с осторожностью и с учетом всей последующей работы. В то же время большое количество легких произведений должно быть в репертуаре ограничено, т. к. легкая программа не стимулирует профессиональный рост. И, конечно, он должен быть интересен хористам, это даже дает некоторое облегчение в работе, т.к. дети будут стремиться, как можно лучше работать и прислушиваться к каждому слову руководителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. РАЗУЧИВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

 

 

 

Это следующий этап в работе над вокально-хоровыми навыками. Если это первое знакомство с песней, то разучивание предваряем небольшим рассказом о композиторе, о поэте, о том, что они еще написали; если известна – об истории создания песни. Далее происходит показ песни. От того, как он проводится, часто зависит отношение ребят к разучиванию - их увлеченность или равнодушие, вялость. Поэтому нужно хорошо подготовиться к показу и использовать и использовать все возможности. Можно начать разучивание с помощью сольфеджио или запоминания по фразам. При этом нужно помнить, что многократное длительное заучивание одного и того же места, как правило, снижает интерес детей к произведению. И здесь надо обладать очень точным чувством меры, чувством времени, отведенного на повторение того или иного фрагмента произведения. Надо не торопиться с разучиванием всех куплетов, т.к. ребята с большим удовольствием поют уже знакомую мелодию с новыми словами, чем с известными, поэтому процесс разучивания следует притормозить. В каждом новом куплете нужно обращать внимание, прежде всего, на трудные места, недостаточно хорошо получившиеся при исполнении предыдущего куплета.

Большое значение предавать выработке активной артикуляции, выразительной дикции при пении. После того как хор выучил основную мелодию, можно переходить к художественной отделке произведения в целом. Возможен другой вариант: тесное взаимодействие, сочетание решения технических проблем и художественной отделки произведения.

После разучивания новой песни мы повторяем уже выученные. Здесь нет смысла петь каждую песню с начала до конца – лучше исполнить какие-либо места отдельно по партиям, затем вместе для выстраивания интервалов (аккордов), можно поработать над какими-то частностями, исполнительскими нюансами. При такой работе над знакомым материалом он никогда не надоест.

В конце занятий поются одна или две песни готовых к исполнению. Устраивается своеобразный «прогон», в задачу которого входит активация контакта руководителя хора как дирижера с исполнителями. Здесь отрабатывается язык дирижерских жестов, понятный хористам.

В моменты «прогонов» хорошо пользоваться магнитофоном – для записи и последующего прослушивания. Этот прием дает поразительный эффект. Когда дети поют в хоре, им кажется, что все хорошо работать больше не над чем. Прослушав записи, дети вместе с руководителем отмечают недостатки исполнения и при последующей записи стараются их исправлять. Это можно применять, но не на каждом занятии, т.к. теряется новизна и пропадает интерес к нему.

Заканчивать занятие можно тоже музыкально. Ребята стоя исполняют «До свидания», которое поется по мажорному трезвучию.

Развитие вокально-хоровых навыков на уроках хорового пения на уроках проходит более эффективно тогда, когда музыкальное обучение осуществляется систематически, в тесной связи педагога и на фоне формирования общей музыкальной культуры ребенка в младшем школьном возрасте и, наконец, с учетом возрастных и личностных качеств ребенка.

К концу года устойчиво овладевают правильным певческим дыханием, развивают правильную дикцию, обучаются петь в унисон, не нарушая общего рисунка-пения хора, то есть становятся коллективом, единым певческим организмом, с которым можно работать далее, разучивая новые более сложные произведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

Хоровое пение – искусство массовое, оно предусматривает главное – коллективное исполнение художественных произведений. А это значит, что чувства, идеи, заложенные в словах и музыке, выражаются не одним человеком, а массой людей.

Осознание детьми того, что когда они поют вместе, дружно, то получается хорошо и красиво, осознание каждым из них того, что он участвует в этом исполнении и что песня, спетая хором, звучит выразительнее и ярче, чем если бы он спел ее один – осознание этой силы коллективного исполнения оказывает на юных певцов колоссальное воздействие. Через хоровую деятельность происходит приобщение ребенка к музыкальной культуре, а коллективное пение – это прекрасная психологическая, нравственная и эстетическая среда для формирования лучших человеческих качеств.

Значение хорового пения, как фактор воспитывающего, поднимающего уровень всех их знаний возрастает неимоверно. Дети с самых ранних лет входящие в мир искусства впитывают эстетические впечатления одновременно с восприятием окружающего мира. Дети, поющие в хорошем хоре, где ставятся определенные художественно-исполнительские задачи, выполняют их параллельно с выполнением пусть маленьких, но для них очень важных, «детских» жизненных задач.

Воспитательные и организационные возможности хоровой музыки огромны. При интегрированном подходе, изучая народный и современный фольклор, церковную и классическую музыку, дети проникаются ощущением ответственности, ценности своей жизни и жизни окружающих, высокой нравственности и красоты человеческого общения, естественно и правдиво передавать в звуке тончайшие оттенки человеческого настроения, что является высшей трудностью и высшей степенью вокального мастерства, развивают певческие навыки, музыкальный слух, чувство ритма, память, дикцию и культуру речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

1. Алиев Ю. Б. Настольная книга учителя-музыканта. М.: Просвещение, 2000. - 235 с.

2. Апраксина О. А. Музыкально воспитание в школе. - Вып.12.- М., 1977. –

304 с.

3. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. М.: Музыка, 1982.- 150с.

4. Баранов Б.В. Курс хороведения. М, 1991. - 267 с.

5. Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. С-П.: Музыка, 2000. - 378 с.

6. Венгрус Л.А. Пение и «фундамент музыкальности». Великий Новгород, 2000. - 245 с.

7. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Петровского А.В. - М.: Просвещение, 1973. - С. 66-97.

8. Гладкая С. О формировании певческих навыков на уроках музыки в

начальных классах. / Музыкальное воспитание в школе. - Выпуск 14.- М., 1989. - 187 с.

9. Детский голос. / Под ред. В.Н. Шацкой. М.: Педагогика, 1970. - 336 с.

10. Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1989. - 367 с.

11. Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования: Методические рекомендации для учителей музыки. Новосибирск: Наука. Сиб.отделение, 1991. -165 с.


 

УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ АДМИНИСТРАЦИИ

УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ АДМИНИСТРАЦИИ

ПЛАН 1. Введение. Особенности вокальной работы в младшем хоре

ПЛАН 1. Введение. Особенности вокальной работы в младшем хоре

ВВЕДЕНИЕ. ОСОБЕННОСТИ ВОКАЛЬНОЙ

ВВЕДЕНИЕ. ОСОБЕННОСТИ ВОКАЛЬНОЙ

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХОРОВОЕ

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХОРОВОЕ

ВОКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ. ПОНЯТИЕ

ВОКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ. ПОНЯТИЕ

Дыхание воспитывается постепенно, поэтому на начальном этапе обучения в репертуар нужно включать песни с короткими фразами с последнее долгой нотой или фразами, разделенными паузами

Дыхание воспитывается постепенно, поэтому на начальном этапе обучения в репертуар нужно включать песни с короткими фразами с последнее долгой нотой или фразами, разделенными паузами

НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП РАБОТЫ С МЛАДШЕЙ

НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП РАБОТЫ С МЛАДШЕЙ

ПРАВИЛЬНО ПОДОБРАННЫЙ РЕПЕТРУАР

ПРАВИЛЬНО ПОДОБРАННЫЙ РЕПЕТРУАР

РАЗУЧИВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

РАЗУЧИВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Развитие вокально-хоровых навыков на уроках хорового пения на уроках проходит более эффективно тогда, когда музыкальное обучение осуществляется систематически, в тесной связи педагога и на фоне…

Развитие вокально-хоровых навыков на уроках хорового пения на уроках проходит более эффективно тогда, когда музыкальное обучение осуществляется систематически, в тесной связи педагога и на фоне…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Хоровое пение – искусство массовое, оно предусматривает главное – коллективное исполнение художественных произведений

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Хоровое пение – искусство массовое, оно предусматривает главное – коллективное исполнение художественных произведений

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.07.2024