МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №47 «ГУСЕЛЬКИ»
РАССМОТРЕНА на заседании педагогического совета от _______________ Протокол №__
|
|
УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ №47 «Гусельки» от _______________ Приказ № ________________
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
художественной направленности
«Акварелька»
Возраст обучающихся: 4-7 лет
Срок реализации программы: 8 недель
Общее количество часов: 8 часов
Автор-составитель программы:
Стенникова Е.Б., педагог дополнительного образования
г. Сургут, 2025
АННОТАЦИЯ
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Акварелька» направлена на развитие у детей художественно-творческих способностей, мелкой моторики посредством нетрадиционных техник рисования.
Программа «Акварелька» предназначена для детей дошкольного возраста 4-7 лет, срок реализации 8 недель, объем программы 8 ч. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия – 30 минут. Форма обучения – очная; форма организации занятий - групповая (9 человек). Направленность программы – художественная, уровень освоения программы – стартовый.
В процессе обучения по программе «Авкарелька» дети познакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, научатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки.
ПАСПОРТ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ
Название программы |
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Акварелька» |
Направленность программы |
художественная |
Уровень программы |
стартовый |
ФИО автора (составителя) программы |
Стенникова Елена Борисовна, педагог дополнительного образования |
Год разработки или модификации |
2025 год |
Где, когда и кем утверждена программа |
Приказ МБДОУ №47 «Гусельки» от ____________ № ______________
|
Информация о наличии рецензии/ экспертного заключения |
нет |
Цель |
Развитие у детей художественно-творческих способностей, мелкой моторики посредством нетрадиционных техник рисования. |
Задачи |
Обучающие: · обучать детей основам создания художественных образов через нетрадиционные способы рисования. Развивающие: · развивать эстетическое восприятие и художественное мышление; · развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием; · развивать мелкую моторику рук. Воспитывающие: · воспитывать устойчивый интерес к рисованию нетрадиционными способами; · воспитывать наблюдательность, аккуратность, эмоциональную отзывчивость, усидчивость. |
Планируемые результаты освоения программы |
· ритмично наносят пятна, штрихи; · знают и называют цвета, и умеют правильно подбирать их; · значительное повышение уровня развития творческих способностей; · расширение и обогащение художественного опыта; · проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе. · знакомы с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов; · знакомы с элементарными навыками и умениями изобразительной деятельности, получили знания о разнообразных материалах, используемых на занятиях рисованием; · различают цвета, правильно их называют. · создавать образы, используя различные изобразительные материалы и техники; · проявлять творческую активность и уверенность в себе; · развивается мелкая моторика рук. |
Срок реализации программы |
8 недель |
Количество часов в неделю/год |
1 ч./8 ч. |
Возраст обучающихся |
от 4 до 7 лет |
Формы занятий |
Групповые (9 человек) |
Методическое обеспечение |
Методы обучения: · наглядный: наблюдение, рассматривание педагогических эскизов, иллюстраций, работа с наглядным материалом; · практический: упражнения для отработки необходимых навыков, игры; · словесный: чтение, рассказ, беседа, пояснение, объяснение, словесная инструкция; · игровой; Педагогические технологии: · рисование коктейльной трубочкой · рисование вилкой · рисование ватными палочками · рисование по ткани · штампы · пухлые краски · рисование нитью |
Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.) |
Материально-техническое обеспечение: в помещении имеется мольберт, столы и стулья. Инструменты и приспособления: белая бумага, акварельные краски, гуашь; пластилин; ватные палочки; коктейльные трубочки; салфетки; стаканы для воды; подставки под кисти; кисти; крупы; пластмассовые вилки; соль. Наглядно-дидактические пособия дидактические игры, педагогические эскизы |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовое обеспечение программы:
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Цветные ладошки» разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми документами:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями).
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р «Об утверждении Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года».
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
А также другими Федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта РФ (Ханты-Мансийского автономного округа – Югры), содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере дополнительного образования детей, нормативными и уставными документами МБДОУ № 47 «Гусельки».
Реализация дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы осуществляется за пределами Федеральных государственных образовательных стандартов и не предусматривает подготовку обучающихся к прохождению государственной итоговой аттестации по образовательным программам.
Актуальность программы:
Формирование творческой личности ребёнка - одна из наиболее важных задач педагогической науки на современном этапе. Наиболее эффективное для этого средство - изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность способствует активному познанию окружающего мира, воспитанию способности творчески отражать свои впечатления в графической и пластической форме. К тому же изобразительное искусство является источником особой радости, способствует воспитанию у ребёнка чувства гордости и удовлетворения результатами труда.
Рисование нетрадиционными техниками рисования доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, проявить фантазию, творчество.
Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, а наоборот вызывает стремление заниматься таким интересным делом. Им интересен сам процесс выполнения работы.
Новизна программы:
Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной).
Направленность: художественная.
Уровень освоения программы: стартовый.
Отличительные особенности программы: рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. А главное, нетрадиционная техника рисования даёт ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру.
Адресат программы: программа предназначена для обучения детей в возрасте 4-7 лет.
Количество обучающихся в группе: 9 человек.
Срок освоения программы: 8 недель.
Объем программы: 8 часов.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 академическому часу (30 минут).
Форма(ы) обучения: очная.
Цель программы: развитие у детей художественно-творческих способностей, мелкой моторики посредством нетрадиционных техник рисования.
Задачи программы:
Образовательные:
· обучать детей основам создания художественных образов через нетрадиционные способы рисования.
Развивающие:
· развивать эстетическое восприятие и художественное мышление;
· развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием;
· развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
· воспитывать устойчивый интерес к рисованию нетрадиционными способами;
· воспитывать наблюдательность, аккуратность, эмоциональную отзывчивость, усидчивость.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебно-тематический план
№ п/п |
Название раздела, тема |
Количество часов |
Формы аттестации / контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1 |
Раздел 1. Июнь |
|
|
|
|
1.1 |
«Летний дождь» |
1 |
0,5 |
0,5 |
Беседа, наблюдение |
1.2 |
«Салют над городом»
|
1 |
0,5 |
0,5 |
Беседа, наблюдение |
1.3 |
«Волшебные узоры»
|
1 |
0,5 |
0,5 |
Беседа, наблюдение |
1.4 |
«Цветочная поляна» |
1 |
0,5 |
0,5 |
Беседа, наблюдение |
2 |
Раздел 2. Июль |
|
|
|
|
2.1 |
«Ветка сирени» |
1 |
0,5 |
0,5 |
Беседа, наблюдение |
2.2 |
«Сочные лимоны» |
1 |
0,5 |
0,5 |
Беседа, наблюдение |
2.3 |
«На лесной поляне» |
1 |
0.5 |
0,5 |
Беседа, наблюдение |
2.4 |
«Ежик» |
1 |
0,5 |
0,5 |
Беседа, наблюдение |
|
итого |
8 |
4 |
4 |
|
Содержание учебного плана
Раздел 1. Июнь (4 часа)
Тема 1.1. «Летний дождь»
Теория: знакомить детей с нетрадиционной техникой изображения, используя в работе восковые мелки и акварель.
Практика: учить отображать состояние погоды (дождь) нетрадиционным способом. Упражнять в рисовании различными материалами (восковыми мелками, акварельными красками.
Тема 1.2. «Салют над городом»
Теория: знакомить детей с нетрадиционной техникой изображения – штампинг (рисование с помощью коктейльных трубочек)
Практика: один конец надрезается на множество частей, которые затем отгибаются в разные стороны. Полученный штамп окунается в блюдце с красками.
Тема 1.3. «Волшебные узоры»
Теория: знакомить детей с нетрадиционной техникой изображения – ниткография (рисование нитью), развивать творческое мышление и воображение, воспитывать аккуратность, самостоятельность и внимательность.
Практика: создать изображение с помощью нити. Учить работать с разнообразными материалами (нитью), окунать ее в гуашь и распределять по листу бумаги.
Тема 1.4. «Цветочная поляна»
Теория: знакомить детей с нетрадиционной техникой изображения – мыльные пузыри.
Практика: создать рисунок с помощью мыльной пены. Учить выдувать мыльную пену и аккуратно переносить на лист бумаги. Развивать образное мышление, воображение.
Раздел 2. июль (4 часа)
Тема 2.1. «Ветка сирени»
Теория: знакомить детей с нетрадиционной техникой изображения – ватными палочками.
Практика: создать изображение с помощью ватных палочек. Учить детей ритмично наносить рисунок с помощью ватных палочек, развивать эстетическое восприятие, желание рисовать.
Тема 2.2. «Сочные лимоны»
Теория: продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой изображения – рисование по ткани.
Практика: создать рисунок с помощью штампа (половина лимона). Учить окунать штамп в краску и сильно прижимать к ткани.
Тема 2.3. «На лесной поляне»
Теория: знакомить детей с нетрадиционной техникой изображения – объемные краски, развивать творческое мышление и воображение, воспитывать аккуратность, самостоятельность и внимательность.
Практика: рисовать не обычными красками, а объемными. С помощью таких красок можно создать объемные, «пухлые» рисунки.
Тема 2.4. «Ежик»
Теория: знакомить детей с нетрадиционной техникой изображения – рисование вилкой, формировать интерес к изобразительной деятельности и аккуратности в выполнении рисунка. Развивать творческое мышление и воображение при создании рисунка нетрадиционным методом.
Практика: создать рисунок, для которого требуется нанесение множества тонких мазков.
Планируемые результаты освоения программы
В результате обучения по программе «Акварелька» дети:
· ритмично наносят пятна, штрихи;
· знают и называют цвета, и умеют правильно подбирать их;
· значительное повышение уровня развития творческих способностей;
· расширение и обогащение художественного опыта;
· проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.
· знакомы с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов;
· знакомы с элементарными навыками и умениями изобразительной деятельности, получили знания о разнообразных материалах, используемых на занятиях рисованием;
· различают цвета, правильно их называют.
· создавать образы, используя различные изобразительные материалы и техники;
· проявлять творческую активность и уверенность в себе;
· развивается мелкая моторика рук.
Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Количество учебных недель: 8
Количество учебных дней: 8
Сроки учебных периодов: 2 полугодие с 04.06.2025 по 23.07.2025
№ п/п |
Месяц |
Число |
Время проведения занятий |
Форма занятия |
Кол-во часов |
Тема занятия |
Место проведения |
Форма контроля |
1 |
июнь |
04.06. 2025 |
15.45-16.15 |
групповая |
1 |
|
кабинет дополнительного образования |
Наблюдение |
2 |
июнь |
11.06. 2025 |
15.45-16.15 |
групповая |
1 |
|
кабинет дополнительного образования |
Беседа, наблюдение |
3 |
июнь |
18.06. 2025 |
15.45-16.15 |
групповая |
1 |
|
кабинет дополнительного образования |
Наблюдение |
4 |
июнь |
25.06. 2025 |
15.45-16.15 |
групповая |
1 |
|
кабинет дополнительного образования |
Наблюдение |
5 |
июль |
02.07. 2025 |
15.45-16.15 |
групповая |
1 |
|
кабинет дополнительного образования |
Беседа, наблюдение |
6 |
июль |
09.07. 2025 |
15.45-16.15 |
групповая |
1 |
|
кабинет дополнительного образования |
Наблюдение |
7 |
июль |
16.07. 2025 |
15.45-16.15 |
групповая |
1 |
|
кабинет дополнительного образования |
Беседа, наблюдение |
8 |
июль |
23.07. 2025 |
15.45-16.15 |
групповая |
1 |
|
кабинет дополнительного образования |
Наблюдение |
Условия реализации программы
Методическое обеспечение программы:
- методы обучения:
· наглядный: наблюдение, рассматривание педагогических эскизов, иллюстраций, работа с наглядным материалом;
· практический: упражнения для отработки необходимых навыков, игры;
· словесный: чтение, рассказ, беседа, пояснение, объяснение, словесная инструкция;
· игровой;
- педагогические технологии:
· рисование ватными палочками
· штампы
· пухлые краски
· рисование по ткани
· рисование с помощью вилки
· рисование коктейльной трубочкой
· рисование нитью
- формы организации учебного занятия:
· групповая
- алгоритм учебного занятия:
· от простого к сложному;
· индивидуальный подход;
· принцип наглядности;
· развития творческой инициативы.
- дидактические материалы:
наглядные методы и приемы:
· использование натуры,
· репродукции картин, образца и других наглядных пособий;
· рассматривание отдельных предметов;
· показ воспитателем приемов изображения;
· сюрпризный момент;
· музыкальное сопровождение;
· показ детских работ в конце занятия, при их оценке.
информационно – рецептивный метод:
· рассматривание;
· наблюдение;
· экскурсия;
· образец воспитателя;
· показ воспитателя.
словесный метод:
· беседу;
· рассказ, искусствоведческий рассказ;
· использование образцов педагога;
· художественное слово.
Материально-техническое обеспечение
- сведения о помещении, в котором проводятся занятия: кабинет дополнительного образования;
- перечень оборудования учебного помещения: детские столы; стулья по количеству детей; мольберт; шкафы;
- перечень оборудования и материалов, необходимых для проведения занятий: акварельные краски, гуашь; ватные палочки; коктейльные трубочки; пена для бритья, клей ПВА; пластилин; соль и крупы; бумага; вилки пластмассовые; пипетки; матерчатые салфетки; стаканы для воды; подставки под кисти; кисти;
- перечень технических средств обучения: компьютер, принтер.
Формы аттестации
Реализация дополнительной общеразвивающей программы «Акварелька» предполагает проведение аттестации в следующих формах:
· Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
· Тематические выставки в ДОУ.
· Участие в городских выставках и конкурсах в летний период.
· Оформление эстетической развивающей среды в группе.
Оценочные материалы
Важнейшим показателем уровня художественно - эстетического развития ребенка является интерес к самому процессу рисования, желание ребенка как рисовать по заданной теме, так и пытаться создать композицию по собственному замыслу. Наслаждаться созданными произведениями, материалом, с которым дети работают, рисунками своими и товарищей - задача, позволяющая говорить о высоком уровне развития художественных способностей.
Ребенок использует достаточное количество изобразительного материала - краски, карандаши, мелки, а также нетрадиционные материалы (ватные палочки, нитки, трубочки для коктейля и т.д.)
При достаточной координации, ловкости и точности движений выразительность рисунка детей повышается, выявляет творческую одаренность, творческие способности.
Умение внимательно рассматривать произведения искусства, передавать свои эмоции, полученные при этом процессе, также являются важной составляющей развития художественного вкуса.
Ребенок проявляет желание общаться с прекрасным, с интересом включается в образовательные ситуации эстетической направленности. Любит заниматься изобразительной деятельностью совместно со взрослым и самостоятельно.
Эмоционально отзывается, сопереживает состоянию и настроению художественного произведения.
Различает некоторые предметы народных промыслов по материалам, содержанию, выделяет и поясняет их особенности. Узнает некоторые предметы и произведения народных промыслов.
В процессе восприятия предметов и явлений окружающего мира и искусства различает формы, размеры, цвета. При косвенной помощи взрослого может внимательно рассматривать художественный образ, отмечать некоторые средства выразительности, соотносить воспринимаемое с собственным опытом.
В процессе собственной деятельности стремится создавать выразительные и интересные образы, выбирает при небольшой помощи взрослого и правильно использует инструменты и материалы.
Владеет отдельными техническими и изобразительными умениями, осваивает некоторые способы создания изображения в различных техниках.
Рисунки, выполненные детьми, оцениваются по следующим критериям:
· Формообразующие движения
Вертикальные
Горизонтальные
Короткие
Пересекающиеся
Волнистые
Круг
Овал
Треугольник
Квадрат
-3 балла – наличие всех линий и форм
-2 балла – неточные, неровные, неуверенные, незаконченные
-1 балл – нет в рисунке данных линий и форм
· Части предметов
3 балла – ребенок изображает предметы, состоящие из 3-х частей разной формы (например: машина, зайчик, дом)
2 балла – предметы из 2-х частей разной формы
1 балл – предметы из частей одинаковой формы
· Сюжет
3 балла – в рисунке присутствует 3 предмета, связанные между собой
2 балла - 2 предмета
1 балл – 1 предмет
· Использование цвета
3 балла – 3 цвета
2 балла – 2 цвета 1
балл - 1 цвет
· Соответствие реальному цвету
3 балла – предметы соответствуют реальному цвету
2 балла – есть некоторые несоответствия
1 балл - все предметы одного цвета или не совпадают с реальным
· Соотношение по величине, пропорции
3 балла – соблюдение пропорций
2 балла – некоторое несоответствие
1 балл - отсутствие пропорций
· Композиция
3 балла – располагает предметы по всему листу или узкой полосе
2 балла – расположение выше узкой полосы 1
балл - хаотичное расположение
· Творчество
3 балла – составляет рассказ о нарисованном
2 балла – перечисляет нарисованные предметы
1 балл - не идет на контакт
· Контур
3 балла – умение рисовать набросок
2 балла – сильный нажим в некоторых местах
1 балл – неумение рисовать набросок
· Строение предметов, присутствие частей
3 балла - присутствуют все части, расположены верно
2 балла – есть незначительные искажения
1 балл – части предметов расположены неверно, некоторых не хватает
· Динамика
3 балла – присутствует, передано достоверно
2 балла – есть недостатки в передаче движения
1 балл – изображение статично
Уровни художественно-творческого развития детей
Высокий (25-30 баллов) – владеет формообразующими движениями, изображает предметы, состоящие из трех частей разной формы, в рисунке присутствует 3 предмета, связанные между собой, использует три и больше цветов, предметы соответствуют реальному цвету, соблюдает пропорции в рисунке, располагает предметы по всему листу, учитывает расположение сюжета, составляет рассказ о нарисованном, умеет сделать набросок, все части нарисованы верно, достоверно передана динамика. Средний (15-20) – формообразующие линии присутствуют, но они неточные и нечеткие, изображает предметы, состоящие из двух частей, в рисунке присутствуют два предмета, связанные между собой, использует два и больше цветов, есть некоторые несоответствия по реальному цвету, есть некоторые несоответствия по пропорциям, не всегда соблюдает композиционное расположение, перечисляет нарисованное, сильно нажимает в некоторых местах, не все части нарисованы правильно, есть недостатки в изображении движений.
Низкий уровень (10-15) – отсутствие формообразующих линий, изображает предметы, состоящие из одной части, в рисунке не более одного предмета, использует один-два цвета, цвета не соответствуют реальному предмету, пропорции не выдерживает, композиционное расположение отсутствует, не может рассказать о нарисованном, не умеет рисовать набросок, части предметов изображает неверно, изображение статично.
Список литературы
1. И. А. Шаляпина «Нетрадиционное рисование с дошкольниками; Сфера; 2019г
2. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М.,2012 г.
3. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.-СПб.: КАРО,2014.
4. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2011.
5. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010 - №18
6. Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.; Мозаика-Синтез, 2014г.
7. Козакова Р. Т. Занятия по рисованию с дошкольником – М.; ТЦ Сфера, 2014г.
8. Рузанова Ю. В. Развитие моторики у дошкольников нетрадиционной изобразительной деятельности. – СПб.; КАРО, 2017г.
9. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – г. Ярославль; Академия развития: Академия холдинг, 2014г.
10. Шаляпина И.А.: «Нетрадиционное рисование с дошкольниками. 20 познавательных игровых занятий» ЦТ СФЕРА 2016г.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.