АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Волшебный мир декоративно-прикладного искусства»

  • Документация
  • Образовательные программы
  • docx
  • 10.04.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Мир творчества, дает возможность особенным детям поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся мелкой моторики, изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный, эстетический вкус
Иконка файла материала ОВЗ Волшебный мир ДПИ 24-25. ЗПР.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

города СМОЛЕНСКА

 

Принята на заседании

 

Педагогического совета

 

Протокол № 5 от 10.06.2024г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБУ ДО «ЦДО»

 

____________О. В. Подрядова

 

Приказ № 78-адм от 10.06.2024

 

 

 

 

АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

 «Волшебный мир декоративно-прикладного искусства»

 

Направленность: художественная

Возраст обучающихся: 7–17 лет

Срок реализации: 1 год 

 

 

Автор-составитель:

Жаринова Валерия Владимировна,

педагог дополнительного образования

 

 

Смоленск, 2024


 

I.  КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

 

Пояснительная записка

 

Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный мир декоративно-прикладного искусства» (далее – «Волшебный мир ДПИ») разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и образовательного учреждения:

Федеральный закон «Об образовании в «РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;

− Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

− Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 сентября 2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;

− Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г (распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р);

− Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28;

− Постановление Администрации города Смоленска от 29.01.2019 №193-адм «Об утверждении Положения об организации предоставления дополнительного образования детей в муниципальных бюджетных учреждениях дополнительного образования, подведомственных управлению образования и молодежной политики Администрации города Смоленска»;

− Устав МБУ ДО «ЦДО», утвержденный постановлением Администрации города Смоленска № 844-адм от 21.05.2015 года (с изменениями от 28.03.2017, от 23.04.2021, от 22.04.2022);

− Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования» города Смоленска (МБУ ДО «ЦДО») (Приказ № 88-адм от 18.10.2022 г.);

− Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. №996-р);

− Программа воспитания муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования» города Смоленска.

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа под названием «Волшебный мир декоративно-прикладного искусства» отнесена к программам художественной направленности.   Ее цель и задачи направлены развитие художественно-эстетического вкуса, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, а также направлена на социальную адаптацию, повышение уровня готовности обучающихся к взаимодействию с различными социальными институтами, формирование знаний об основных сферах современной социальной жизни, создание условий для развития коммуникативной, социально успешной личности.

Представленная образовательная программа по обучению декоративно-прикладному искусству является адаптированной и позволяет детей с ограниченными возможностями здоровья, предназначена в первую очередь для детей с легкими нарушениями развития – легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (УО (ИН)) и с задержкой психического развития (ЗПР).

Из всех существующих искусств – декоративно-прикладное искусство является на сегодняшний день наиболее доступным, наиболее демократичным и наиболее действенным инструментом влияния, позволяющим обучая, развивая и воспитывая, создавать условия для формирования человека гармонического, творческого.

Вещи, сделанные своими руками, во все времена вызывали восхищение. Они удивляли, радовали, несли свет и теплоту рук своего создателя. В последние годы наблюдается тенденция декорирования и украшательства, ценится ручная работа, креативность. Уметь творить – значит уметь видеть, а не просто смотреть, уметь чувствовать и запоминать красоту. Важно разбудить душу ребёнка, научить его смотреть и видеть, слышать, понимать и удивляться, размышлять, творчески мыслить. Именно это способствует формированию не только художественных, но и интеллектуальных способностей ребёнка. Во время обучения дети могут научиться различным техникам и творческим навыкам, посмотреть и опробовать новые для них материалы, получить социальную опору в коллективе.

Реализация программы «Волшебный мир ДПИ» направлена на развитие творческих способностей детей школьного возраста по средствам разных современных видов и техник ручной работы. Диапазон предложенных тем позволяет ознакомиться с разными техниками прикладного искусства, такими как; художественное выжигание, роспись по стеклу и керамике, витраж, декупаж, научиться выполнять изделия сочетая различные техники.

 

Актуальность программы обусловлена как государственным социальным заказом, так и запросами со стороны подрастающего поколения и их родителей.

В Концепции развития дополнительного образования детей подчеркивается важность художественного образования, использования познавательных и воспитательных возможностей предметов художественно-эстетической направленности, формирующих у обучающихся творческие способности, чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность.

            Актуальность данной программы заключается в получении обучающимися возможности раскрыть свои способности как творческой личности каждого ребенка в разных видах декоративно-прикладной деятельности.

Говоря об актуальности можно выделить несколько моментов:

-                    удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный, эстетический вкус;

-                    техника, в которой дети научатся работать, набирает всё большую популярность. В связи с этим происходит непрерывное развитие как самих видов декоративно-прикладного искусства и материалов, применяемых в процессе изготовления, так и возможностей практического и декоративного применения этих техник.

Данная адаптированная образовательная программа разработана с учетом современных педагогических теорий и технологий, возрастных и психофизиологических особенностей детей и подростков.

 

Отличительные особенности программы, новизна программы в том, что она разработана для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья легкой и средней степени интеллектуального или физического нарушения и может быть адаптирована для любой категории детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья тяжелой степени нарушений.

При организации образовательного процесса все педагогические технологии, приёмы, методы работы учитывают тот подход, который облегчает, содействует, способствует, продвигает ребёнка к саморазвитию, самоактуализации. Педагогу отводится роль человека, создающего благоприятные условия для самостоятельного и осмысленного обучения ребят, активизирующего и стимулирующего любознательность и познавательные мотивы.

Программа кружка «Волшебный мир ДПИ помогает реализовать право каждого ребенка на овладение основными компетенциями, знаниями и умениями в индивидуальном темпе, объеме и сложности.

Содержание и материал программы организованы по принципу дифференциации образовательного процесса, при котором обучающиеся имеют возможность овладевать учебным материалом на  разных  уровнях,  в  зависимости  от  их  способностей  и индивидуальных  особенностей.

Так же особенность программы заключается в том, что по форме организации образовательного процесса она является модульной. Дополнительная образовательная программа «Волшебный мир ДПИ»   рассчитана на 1 год обучения и состоит из 2 модулей: 

1-й год обучения

·                  модуль 1 «Художественное  выжигание и декупаж» (срок реализации: сентябрь-декабрь);

·                  модуль 2 «Роспись по стеклу и керамике. Витраж» (срок реализации: январь-май);

2-й год обучения

Каждый из модулей имеет свою специфику и направлен на решение своих собственных целей и задач.

Программа состоит из нескольких определенных современных декоративных техник, освоив которые, обучающиеся смогут осознанно их применять в своей жизни: в виде хобби, в виде изготовления сувениров и имеют долю предпрофильной подготовки к таким профессиям как дизайнер-декоратор, конструктор-модельер, оформитель и т.д.

Новизна заключается в том, что в основе программы лежит идея использования в обучении собственной активности учащихся, их способности к продуктивному воображению и мышлению, что дает возможность эффективно решать задачу общего развития ребенка, расширяя и углубляя знания, полученные обучающимися на уроках в основной школе.

Отличительной  особенностью программы    декоративно-прикладного творчества является то, что она даёт возможность каждому ребёнку попробовать свои силы в разных  видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и модули,  максимально реализовать себя в нём.

При организации образовательного процесса все педагогические технологии, приёмы, методы работы учитывают тот подход, который облегчает, содействует, способствует, продвигает путь ребёнка к саморазвитию, самоактуализации. Педагогу отводится роль человека создающего благоприятные условия для самостоятельного и осмысленного обучения ребят, активизирующего и стимулирующего любознательность и познавательные мотивы.

Практическая художественно-творческая деятельность имеют творческий характер. Обучающиеся осваивают различные художественные материалы: дерево, стекло, бумага, природные материалы, ткань. А также художественные техники (выжигание по дереву, роспись по стеклу и керамике, витраж, декупаж, учатся  сочетать различные техники др.).

Реализация программы предполагает постоянную смену художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. 

Многообразие видов деятельности стимулирует интерес обучающихся к искусству и является необходимым условием формирования личности каждого.

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Особенности реализации программы:

-                        использование инновационных технологий обучения декоративно-прикладному творчеству;

-                        принципы построения программы (от простого к сложному; связь теории и практики; связь знаний и умений с жизнью; научность; доступность);

-                        активность учащихся и самостоятельность выбора выполнения изделий;

-                        учет возрастных и индивидуальных особенностей.

 

Педагогическая целесообразность программы заключается в возможности реализации права каждого ребёнка на овладение компетенциями, знаниями и умениями в индивидуальном темпе, объёме и сложности, что предоставляет всем детям возможность занятий независимо от способностей и уровня общего развития.

Каждый участник программы имеет право на доступ к последующему из представленных уровней, которое реализуется через организацию условий и процедур оценки изначальной подготовленности участника, заключается в учёте возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

Реализация идей  дифференцированного подхода в образовательном процессе будет способствовать формированию у учащихся познавательных способностей, социально-личностных  и предпрофессиональных  компетенций,  повышению их учебной активности, сознательности и ответственности.

 Содержание программы разработано в соответствии с требованиями программ нового поколения, что позволяет выстроить индивидуальный план развития каждого обучающегося вне зависимости от первоначального уровня их способностей. 

Такой подход к обучению предусматривает универсальную  доступность адаптированной дополнительной общеобразовательной программы «Волшебный мир ДПИ» для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов (имеющих заключение  ПМПК, разрешающий данный вид деятельности),  для детей, проявивших выдающиеся способности.

Данная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный мир ДПИ» может быть использована в любом учреждении дополнительного образования и адаптирована под кадровые и материальные ресурсы учреждения. Объектом реализации программы может являться как учащиеся муниципального центра, так и удаленного сельского поселения.

Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы предусматривает возможность использования дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в соответствии с Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816. Программа реагирует также на образовательные запросы общества. В случае необходимости, когда ребенок по каким-либо уважительным причинам не имеет возможности посещать занятия появилась возможность проводить занятия в дистанционных формах обучения через ресурсы Интернет (электронная почта, социальные сети «ВКонтакт», Скайп, ZOOM, др.), которые позволяют детям успешно осваивать программу, не выходя из дома. Основной целью реализации ДООП с использованием дистанционных образовательных технологий является предоставление возможности получения доступного, качественного и эффективного образования всем категориям учащихся независимо от места их проживания, возраста, социального положения с учетом индивидуальных образовательных потребностей и на основе персонализации учебного процесса.

Адресат программы

Программа предназначена для детей в возрасте 7–17 лет.

По программе «Волшебный мир ДПИ» могут заниматься все обучающиеся указанного возраста, не имеющие медицинских противопоказаний, в том числе и дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды (имеющие заключение  ПМПК, разрешающий данный вид деятельности).

Зачисление обучающихся производится через автоматизированную информационную систему «Навигатор67».

Программа может реализоваться в группах, обучающихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы).

Данная образовательная программа предназначена для детей с задержкой психического развития (ЗПР) в группах инклюзивного образования. Опираясь на Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 N 1598 «Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ», настоящая программа предполагает:

Обучение детей с легкой степенью задержки психического развития (Вариант 7.1.). Это обучающиеся, у которых отмечаются трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся в условиях деятельности и организованного поведения, а также устойчивые признаки общей социально-эмоциональной незрелости. Кроме того, у данной категории обучающихся могут быть признаки легкой органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС), выражающиеся в повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам, а также типичные, в разной степени выраженные, дисфункции в сферах пространственных представлений, зрительно-моторной координации, фонетико-фонематического развития, нейродинамики и др. Одним из важнейших условий включения обучающегося с ЗПР в среду сверстников без ограничений здоровья является устойчивость форм адаптивного поведения. Обязательным условием является психолого-педагогическое сопровождение обучающегося, согласованная педагогов дополнительного образования с педагогами, реализующими программу коррекционной работы, содержание которой для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК.

Обучение детей с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития ниже возрастной нормы (Вариант 7.2), у таких детей отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп или неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и других познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило, сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния. Возможна неадаптивность поведения, связанная как с недостаточным пониманием социальных норм, так и с нарушением эмоциональной регуляции, гиперактивностью.

Для активного включения таких детей в образовательный процесс на занятиях программы большое значение уделяется развитию мелкой моторики (как в ходе выполнения творческих работ, так и в игровой и развивающей деятельности), и развитию познавательных процессов с помощью игровых методов. Уделяется внимание развитию памяти (различных ее видов), внимания (различных его свойств – объем, концентрация, переключаемость), мышления (различных видов мышления и операций), развитию восприятия, воображения. Так же большое внимание уделяется развитию коммуникативных способностей и эмоционально-волевых способностей.

Так же программой предусмотрена как индивидуальная форма работы, так и групповая.

 

Объем и срок освоения программы

Программа «Волшебный мир ДПИ» рассчитана на 1 год обучения.

Реализуется в объёме 140 часов, состоит на  2-х модулей.

 

Название модуля

Кол-во занятий

Кол-во часов

Модуль 1. «Художественное  выжигание и декупаж»

 

34

 

68

Модуль 2. «Роспись по стеклу и керамике. Витраж»

36

72

 

Периодичность проведения занятий: 2 раза в неделю.

Продолжительность одного занятия – 2 часа (1 академический час для детей с ОВЗ – 30 минут) с перерывом между занятиями в 10 минут. Учитываются нормы СанПиН.

Оптимальная наполняемость учебной группы зависит от уровня нарушений, индивидуальных особенностей ребенка и может быть от 1 до 6 человек.

Программа «Волшебный мир ДПИ» является вариативной. Педагог может вносить изменения в содержания тем, дополнять практические занятия новыми приемами практического исполнения.

 

Формы организации образовательного процесса 

Содержание учебного материала, формы и методы работы отобраны с

учетом потребностей и возрастных особенностей обучающихся, не создают учебных перегрузок, так же учитываются индивидуально-типологические, психологические особенности личности (способности, интересы, склонности, особенности интеллектуальной деятельности, возраст и физиологическое развитие обучаемых).

Форма проведения занятий планируется как для всей группы – для освещения общих теоретических и других вопросов, передача фронтальных знаний, так и индивидуально – групповые по 2-3 человека для индивидуального усвоения полученных знаний и приобретения практических навыков. Это позволяет дифференцировать форму обучения, объединить такие противоположности, как массовость обучение и его индивидуализацию. 

Формы организации деятельности учащихся на занятии: групповая, по подгруппам, индивидуальная.

Виды занятий  по  программе:

–       беседы;

–       лекции;

–       практические занятия;

–       коммуникативные игры;

–       мастер-классы,

–       интерактивные занятия;

–       участие в культурно-массовых программах;

–       оформление альбомов, экспозиций;

–       участие в выставках.

Занятия по программе состоят из теоретической и практической частей. Большая часть времени занимает творческая самостоятельная работа учащихся (80%).

Для организации учебного процесса используются такие методы как:

методы обучения по характеру деятельности обучающихся:

–      информационно-рецептивные,

–      объяснительно-иллюстративные,

–      репродуктивные,

–      частично-поисковые;

методы обучения по способу подачи материала, в основе которых лежит способ организации занятий:

-                 словесные (устное изложение материала, проблемное изложение материала, рассказ, беседа, объяснение и т.д.);

-                 наглядные (показ видео- и аудиоматериалов, иллюстраций, фотографий, а также наблюдение и т.д.);

-                 практические (рисование, лепка, выполнение аппликации, изготовление сувениров, выжигание по дереву, роспись по стеклу и др.).

В процессе занятий также используются методы самостоятельной работы. Самостоятельная работа не только закрепляет практические умения и навыки, но и развивает творческую активность.

 

Цель и задачи программы

Целью является всестороннее эстетическое и интеллектуальное развитие детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья, развитие индивидуальных творческих способностей посредствам полученных умений и навыков в области декоративно-прикладного искусства.

Задачи:

Обучающие:

-                   расширить знания и умения, полученные на уроках трудового обучения, изобразительного искусства;

-                   научить умениям и навыкам владения инструментами и материалами;

-                   освоить простые технологические приемы работы в различных видах декоративно-прикладного творчества;·

-                   изучить свойства и особенности различных природных и художественных материалов.

-                   обучить приемам работы с различными материалами;

-                   обучить приемам самостоятельной разработки поделок;

-                   обучить приемам коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля.

Развивающие:

-                   развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение и внимание;

-                   развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер;

-                   развивать у детей эстетическое восприятие окружающего мира;

Воспитательные:

-                   воспитать уважительное отношение к результатам труда;

-                   воспитать трудолюбие, аккуратность, бережливость, усидчивость, целеустремлённость, терпение;

-                   воспитать культуру общения, доброе отношение к товарищам, умение работать в коллективе;

-                   воспитать стремление к разумной организации своего свободного времени, помочь детям в их желании сделать свою работу общественно значимой.

-                   совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда.

Мотивационные:

-                   создать комфортную обстановку, ситуацию успеха у подростка;

-                   определить дальнейшую жизненную перспективу.

Социально-педагогические:

-                    создавать условия для самореализации личности в творческой деятельности и социальной адаптации;

-                    способствовать формированию детского коллектива, в котором у детей формируется опыт совместной коммуникативной и трудовой деятельности, передача опыта друг другу, налаживаются дружеские отношения.

Планируемые результаты

Планируемые результаты по программе соотнесены с задачами и содержанием программы. Обучающиеся к концу обучения должны иметь следующие результаты:

Личностные:  проявлять самостоятельность и личную ответственность

за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; проявлять положительные качества личности, дисциплинированность, трудолюбие, стремление к самореализации, саморазвитию, самосовершенствованию;

Метапредметные:

- познавательные: осознавать важность освоения универсальных умений связанных с выполнением упражнений и практической работы; осмысливать технологию изготовления изделия; соблюдение правил техники безопасности при выполнении работ.

- коммуникативные: овладеть способами позитивного взаимодействия со сверстниками; уметь объяснять ошибки при выполнении практической работы.

- регулятивные: уметь выполнять задание в соответствии с поставленной целью; организовывать рабочее место; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно  действовать даже в ситуациях неуспеха; уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Предметные: в результате прохождения программного материала обучающихся будут знать:

-                   историю возникновения вида декоративно-прикладного творчества, современное художественно-декоративное искусство;

-                   основы композиции и цветоведения;

-                   технику и технологию выжигания по дереву;

-                   способы отделки изделия;

-                 виды и способы выполнения декупажных работ (прямой декупаж, декупаж с салфеткой., объемный декупаж, художественный декупаж);

-                   виды росписи по стеклу и керамике и её применение (роспись плоских предметов, роспись объемных предметов, точечная роспись);

-                   технику росписи по стеклу и керамике;

-                   способы декорирования изделий в различных техниках;

уметь:

-                   правильно обустроить своё рабочее место, соблюдать технику безопасности при работе с колющими и режущими инструментами;

-                   умело использовать и хранить инструменты, расходные материалы, смеси, краски и т.д.;

-                   самостоятельно выполнять работу от замысла до готового изделия;

-                   осваиватьть новые техники, строго соблюдать технологию выполнения работ;

-                   чётко выполнять основные приёмы выжигания по дереву, росписи по стеклу и керамике, декупажа;

у них будут развиты:

-                    образное мышление при создании ярких, выразительных образов;

-                    воображение, творческая активность, фантазия;

-                    свободное владение понятийным аппаратом;

-                    умение анализировать, давать оценку;

-                    самостоятельность в создании новых оригинальных образов;

будут обладать следующими качествами:

-                    самостоятельное мышление, умение отстаивать своё мнение;

-                    ответственное отношение к учению и общественно-полезному труду;

-                    потребность в самообразовании, дальнейшем развитии профессиональных умений и навыков в области ДПИ;

-                     самокритичность в оценке своих творческих и профессиональных способностей.

 

Учебный план обучения

 

Модуль 1. «Художественное выжигание и декупаж» (34 занятия, 68 часов)

 

Наименование разделов и тем

Количество часов

 

Формы

аттестации/

контроля

всего

теория

Прак-тика

 

Декоративно-прикладное творчество

4

3

1

 

1.       

Комплектование групп. Вводное занятие. Игра «Знакомство»

2

1

1

 

2.       

Техника безопасности при работе с различными инструментами и материалами

2

2

 

Беседа, показ,

Анализ. Зачет по ТБ

 

 

 Художественное  выжигание

40

5

35

 

3.       

Виды декоративно-прикладного творчества

2

1

1

 

4.       

Декорирование изделий выжиганием

2

1

1

Беседа,

выполнение

заданий, анализ

5.       

Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию

2

1

1

 

6.       

Основные приёмы выжигания.

4

1

3

Беседа, показ,

выполнение

заданий, наблюдение,  анализ

7.       

Выполнение изделий в технике выжигания.

24

 

24

Наблюдение,

выполнение

заданий, анализ

8.       

Отделка изделия.

6

1

5

Беседа, показ,

выполнение

заданий, наблюдение,  анализ

 

Декупаж

24

5

19

 

9.       

История возникновения и развития техники декупаж.

2

1

1

 

10.   

Прямой декупаж. Декупаж с салфеткой.

8

1

7

Беседа, показ,

выполнение

заданий, наблюдение,  анализ

11.   

Объемный декупаж

6

1

5

Беседа, показ,

выполнение

заданий, наблюдение,  анализ

12.   

Художественный декупаж.

6

1

5

Наблюдение,

выполнение

заданий, анализ

13.   

Представление проектной работы

 

2

1

1

Беседа, показ,

выполнение

заданий, наблюдение,  анализ

 

ИТОГО

 

68

13

55

 

 

 

Модуль 2. «Роспись по стеклу и керамике. Витраж» 36 занятий 72 часа

 

Наименование разделов и тем

Количество часов

 

Формы

аттестации/

контроля

всего

теория

практика

 

 Роспись по стеклу и керамике.    Витраж

4

3

1

 

1.       

Техника безопасности при работе с различными инструментами и материалами.

Роспись по стеклу и керамике

2

2

Зачет по ТБ Беседа, показ,

анализ

2.       

Виды красок и их применение. Правила сушки витражных красок.

2

1

1

Беседа,

выполнение

заданий, анализ

 

Виды росписи и её применение

16

2

14

 

3.       

Виды росписи и её применение

2

1

1

Беседа,

выполнение

заданий, анализ

4.       

Роспись плоских предметов

14

1

13

Наблюдение,

выполнение

заданий, анализ

 

 Основные правила декорирования объемных поверхностей

16

1

15

 

5.       

Основные правила декорирования объемных поверхностей

2

1

1

Беседа, показ,

выполнение

заданий, наблюдение,  анализ

6.       

Роспись объемных предметов

14

14

Наблюдение,

выполнение

заданий, анализ

 

Способы нанесения точечного витража

16

1

15

 

7.       

Способы нанесения точечного витража

2

1

1

Беседа, показ,

выполнение

заданий, наблюдение,  анализ

8.       

Точечная роспись

14

 

14

Наблюдение,

выполнение

заданий, анализ

 

Декорирование изделий в различных техниках.

16

 

16

 

9.       

Декорирование изделий в различных техниках.

16

 

16

Наблюдение,

выполнение

заданий, анализ

10.   

Итоговая аттестация

2

1

1

Итоговый контроль

11.   

Представление проектной работы

 

2

1

1

Выставка работ.

Подведение итогов

 

 

ИТОГО

54

9

63

 

 

Содержание учебного плана

 

Модуль 1. «Художественное  выжигание и декупаж» (17 занятий, 51 час)

 

темы

 

 

Наименование темы

 

Содержание

темы

 

Декоративно-прикладное творчество

1.       

Комплектование групп. Вводное занятие. Игра «Знакомство». Вводное занятие. Техника безопасности при работе с различными инструментами и материалами

ТеорияВводное занятие. цели и задачи, структуру курса. Техника безопасности при работе с различными инструментами и материалами

Практика: информационная анкета, игра «Знакомство». Зачет по ТБ

 

2.       

Виды декоративно-прикладного творчества

Теория: Виды декоративно-прикладного творчества

Практика: Просматривание иллюстраций с различными видами декоративных работ.

 

Художественное  выжигание

3.       

Декорирование изделий выжиганием.

Теория: Технология декорирования изделий выжиганием.

Практика: Подготовка материалов;

- перевод рисунка:

- приёмы выжигания.

 

4.       

Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию

Теория: - Инструменты и приспособления для выжигания.

Практика: Основные требования к инструменту; уход за инструментом.

5.       

Основные приёмы выжигания.

Теория: Технология  основных приёмов выжигания. Выжигание линейное, контурное, штриховое.

Практика: Освоение приёмов выжигания.

6.       

Выполнение изделий в технике выжигания.

Теория: Технология  основных приёмов выжигания.

Практика: Совершенствование приёмов выжигания. Освоение приёмов выжигания. Выполнение изделий в технике выжигания.

7.       

Отделка изделия.

Теория: отделка изделия. Виды отделки. Роспись деревянных изделий. Лакирование.

Практика: Выполнение отделки изделия.

 

Декупаж

8.       

Прямой декупаж. Декупаж с салфеткой.

Теория: История происхождения техники «Декупаж». Виды «Декупажа». Классический декупаж. Знакомство с разными плоскими поверхностями (пластик, картон, дерево); выполнение декоративных композиций  знакомство с различными приемами декорирования; использование дополнительных средств (стразы, бусы и др.);

Прямой декупаж. Знакомство с техникой прямого декупажа.

Практика: Изготовление изделий в технике прямого декупажа на деревянной поверхности, подготовка деревянной поверхности (шкурение, шпатлевание, грунтовка), выбор салфеток. Работа с салфеткой, способы наклеивания без «морщин». Финишная отделка. Лакировка.

9.       

Объемный декупаж

Теория: Знакомство с техникой объемного декупажа. Инструменты и материалы для занятий. Виды объёмного декупажа. Объемный декупаж на скорлупе. Объемный декупаж с использованием текстурной пасты. Объемный декупаж новогодней бутылки. Знакомство с техникой

Практика: Изготовление изделий в технике объёмного декупажа.

10.   

Художественный декупаж.

 

Теория: Знакомство с техникой художественного декупажа или имитация картины. Композиция в декупаже, составление единого рисунка из нескольких фрагментов разных салфеток. Обратный декупаж.

Практика: Изготовление изделий  в технике обратный декупаж на стеклянной поверхности.

11.   

Представление проектной работы

Теория: Обобщение пройденного материала по разделу.

Практика: Презентация изделия

 

 

 

 

Модуль 2. «Роспись по стеклу и керамике. Витраж» 36 занятий 72 часа

 

темы

 

 

Наименование темы

 

Содержание

темы

 

Роспись по стеклу и керамике.    Витраж

1.       

Техника безопасности при работе с различными инструментами и материалами.

Роспись по стеклу и керамике

ТеорияТехника безопасности при работе с различными инструментами и материалами.

Зачет по ТБ

Роспись по стеклу и керамике, исторические сведения. Виды росписи. Применение росписи в быту и искусстве.

2.       

Виды красок и их применение. Правила сушки витражных красок.

Теория: Виды красок и их применение (обжиговые, безобжиговые, лаки, для покрытия витражных красок). Правила сушки изделий.

Практика: Технология нанесения контура и краски на стекло. Сушка изделия на открытом воздухе. Сушка изделия при помощи обжига.

 

Виды росписи и её применение

3.       

Виды росписи и её применение

Теория: Виды росписи и её применение:

-           роспись плоских предметов

-           роспись объемных предметов.

Техника росписи по плоской поверхности. Съемный и несъемный витраж. Трафареты и их виды (для изготовления витража). Приемы работы с трафаретами. Правила заливки цветом.

Практика: Выполнение эскиза и перенос на изделие

4.       

Роспись плоских предметов

Практика: Роспись по стеклу         (декоративные картины, фоторамки, новогодние украшения на стекло)

стартовый уровень – роспись картины по стеклу с простым цветочным элементом;

базовый уровень – Роспись по стеклу полной композиции.

продвинутый уровень – самостоятельное составление сложной  композиции росписи по стеклу, заливка всех элементов композиции.

 

Основные правила декорирования объемных поверхностей

5.       

Основные правила декорирования объемных поверхностей

Теория: Основные правила декорирования объемных поверхностей: особенности трафарета для росписи объемных изделий. Правила заливки изделия цветом. Частичный декор, смешанный декор. Плотная роспись.

Практика: Способы и правила крепления трафарета на объёмные изделия и нанесения витражного контура.

6.       

Роспись объемных предметов

Практика: Роспись по стеклу (кружки, фужеры, посуда, бутылки)

стартовый уровень – роспись чашки простым цветочным элементом;

базовый уровень – роспись чайной пары, сочетание цветочного и растительного орнаментов;

продвинутый уровень – самостоятельный выбор предметов для росписи (чайный сервиз ваза, бутылка), составление сложной композиции для росписи.

 

Способы нанесения точечного витража

7.       

Способы нанесения точечного витража

Теория: Точка. Способы нанесения точечного витража. Правила подготовки основы для точечного витража. Практика: Подготовка поверхностей изделия. Упражнения в нанесении точечного витража

стартовый уровень – прямая линия, змейка;

базовый уровень – двойная змейка, окружности;

продвинутый уровень – переплетение всех элементов, заполнение пустого пространства.

8.       

Точечная роспись

Практика: Выполнение изделий в технике точечной росписи:

стартовый уровень – точечная роспись плоского изделия;

базовый уровень – точеная роспись объёмного изделия;

продвинутый уровень – оформление вазы в технике точечной росписи., самостоятельный подбор орнамента.

 

Декорирование изделий в различных техниках.

9.       

Декорирование изделий в различных техниках.

Промежуточная аттестация

Практика: Выполнение различных изделий для декорирования дома с применением изученных техник, в смешанных техниках:

стартовый уровень – выполнение изделия по шаблону;

базовый уровень – выполнение выбранного изделия, сочетая 2 техники;

продвинутый уровень – выполнение изделия (проектного), для которого самостоятельно был разработан эскиз, включающего в себя не менее 3 техник.

10.   

Итоговая аттестация Представление проектной работы

Теория: Итоговая аттестация. Обобщение пройденного материала по разделу.

Практика: Презентация изделия. Награждение лучших обучающихся детского объединения.

 

 


 

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

 «Волшебный мир декоративно-прикладного искусства» (ОВЗ)

на 2024/2025учебный год

 

Модуль 1. «Художественное  выжигание и декупаж»  (34  занятия 68 часов)

№ п/п

Месяц

Число/

план

Число/

факт

Форма занятия

Кол.-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

СЕНТЯБРЬ

02

 

Теория

Практика

1

1

Комплектование групп. Вводное занятие. Игра «Знакомство»

МБУ ДО "ЦДО", каб. № 23

Беседа, показ,

анализ

05

 

Теория

2

Техника безопасности при работе с различными инструментами и материалами

МБУ ДО "ЦДО"

каб. № 23

Зачет по ТБ

09

 

Теория

Практика

1

1

Виды декоративно-прикладного творчества

МБУ ДО "ЦДО"

каб. № 23

Беседа,

анализ

12

 

Теория

Практика

1

1

Декорирование изделий выжиганием

МБУ ДО "ЦДО"

каб. № 23

Беседа, показ,

анализ

16

 

Теория

Практика

1

1

Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию

МБУ ДО "ЦДО"

каб. № 23

Беседа, показ,

анализ

19

 

Теория

Практика

1

1

Основные приёмы выжигания

МБУ ДО "ЦДО"

каб. № 23

Наблюдение,

выполнение

заданий, анализ

23

 

Практика

2

Основные приёмы выжигания

МБУ ДО "ЦДО"

каб. № 23

Беседа,

выполнение

заданий, анализ

26

 

Практика

2

Выполнение изделий в технике выжигания.

МБУ ДО "ЦДО"

каб. № 23

Наблюдение,

выполнение

заданий, анализ

1.       

 

30

 

Практика

2

Выполнение изделий в технике выжигания.

МБУ ДО "ЦДО"

каб. № 23

 

Наблюдение,

выполнение

заданий, анализ

ОКТЯБРЬ

03

 

Практика

2

Выполнение изделий в технике выжигания.

МБУ ДО "ЦДО"

каб. № 23

Наблюдение,

выполнение

заданий, анализ

07

 

 

Практика

2

Выполнение изделий в технике выжигания.

МБУ ДО "ЦДО"

каб. № 23

Наблюдение,

выполнение

заданий, анализ

10

 

Практика

2

Выполнение изделий в технике выжигания.

МБУ ДО "ЦДО"

каб. № 23

Наблюдение,

выполнение

заданий, анализ

14

 

Практика

2

Выполнение изделий в технике выжигания.

МБУ ДО "ЦДО"

каб. № 23

Наблюдение,

выполнение

заданий, анализ

17

 

Практика

2

Выполнение изделий в технике выжигания.

МБУ ДО "ЦДО"

каб. № 23

Наблюдение,

выполнение

заданий, анализ

21

 

Практика

2

Выполнение изделий в технике выжигания.

МБУ ДО "ЦДО"

каб. № 23

Наблюдение,

выполнение

заданий, анализ

24

 

Практика

2

Выполнение изделий в технике выжигания.

МБУ ДО "ЦДО"

каб. № 23

Наблюдение,

выполнение

заданий, анализ

28

 

Практика

2

Выполнение изделий в технике выжигания.

МБУ ДО "ЦДО"

каб. № 23"

Наблюдение,

выполнение

заданий, анализ

31

 

Практика

2

Выполнение изделий в технике выжигания.

МБУ ДО "ЦДО"

каб. № 23

Наблюдение,

выполнение

заданий, анализ

НОЯБРЬ

07

 

Практика

2

Выполнение изделий в технике выжигания.

МБУ ДО "ЦДО"

каб. № 23

Наблюдение,

выполнение

заданий, анализ

2.       

08

 

Теория

Практика

1

1

Отделка изделия

МБУ ДО "ЦДО"

каб. № 23"

Беседа,

выполнение

заданий, анализ

11

 

Практика

2

Отделка изделия

МБУ ДО "ЦДО"

каб. № 23

Наблюдение,

выполнение

заданий, анализ

14

 

Практика

2

Отделка изделия

МБУ ДО "ЦДО"

каб. № 23

Наблюдение,

выполнение

заданий, анализ

18

 

Теория

Практика

1

1

История возникновения и развития техники декупаж.

МБУ ДО "ЦДО"

каб. № 23

Беседа,

выполнение

заданий, анализ

21

 

Теория

Практика

1

1

Прямой декупаж. Декупаж с салфеткой.

МБУ ДО "ЦДО"

каб. № 23

Беседа,

выполнение

заданий, анализ

25

 

Практика

2

Прямой декупаж. Декупаж с салфеткой.

МБУ ДО "ЦДО"

каб. № 23

Наблюдение,

выполнение

заданий, анализ

28

 

Практика

2

Прямой декупаж. Декупаж с салфеткой.

МБУ ДО "ЦДО"

каб. № 23

Беседа, показ,

анализ

ДЕКАБРЬ

02

 

Практика

2

Прямой декупаж. Декупаж с салфеткой.

МБУ ДО "ЦДО"

каб. № 23

Наблюдение,

выполнение

заданий, анализ

05

 

Теория

Практика

1

1

Объемный декупаж

МБУ ДО "ЦДО"

каб. № 23

Беседа,

выполнение

заданий, анализ

09

 

Практика

2

Объемный декупаж

МБУ ДО "ЦДО"

каб. № 23

Наблюдение,

выполнение

заданий, анализ

12

 

Практика

2

Объемный декупаж

МБУ ДО "ЦДО"

каб. № 23

Наблюдение,

выполнение

заданий, анализ

16

 

Теория

Практика

1

1

Художественный декупаж

МБУ ДО "ЦДО"

каб. № 23

Беседа,

выполнение

заданий, анализ

19

 

Практика

2

Художественный декупаж

МБУ ДО "ЦДО"

каб. № 23

Наблюдение,

выполнение

заданий, анализ

23

 

Практика

2

Художественный декупаж

 

МБУ ДО "ЦДО"

каб. № 23"

Наблюдение,

выполнение

заданий, анализ

26

 

Теория

Практика

1

1

Представление проектной работы

МБУ ДО "ЦДО"

каб. № 23

Показ, анализ

 

                Модуль 2. «Роспись по стеклу и керамике. Витраж» (36 занятий 72 часа)

 

№ п/п

Мес-яц

Число/

план

Число/

факт

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведе-ния

Форма контроля

 ЯНВАРЬ

09

 

Теория

2

Техника безопасности при работе с различными инструментами и материалами.

Роспись по стеклу и керамике

МБУ ДО "ЦДО"

каб. № 23

  Беседа, показ,

Анализ.

 Зачет по ТБ

13

 

Теория

Практика

1

1

Виды красок и их применение.  Правила сушки витражных красок.

МБУ ДО "ЦДО"

каб. № 23

Беседа, показ,

анализ

16

 

Теория

Практика

1

1

Виды росписи и её применение.

МБУ ДО "ЦДО"

каб. № 23

Беседа,

выполнение

заданий, анализ

20

 

Теория

Практика

1

1

Роспись плоских предметов

МБУ ДО "ЦДО"

каб. № 23

Беседа,

выполнение

заданий, анализ

23

 

Практика

2

Роспись плоских предметов

МБУ ДО "ЦДО"

каб. № 23

Наблюдение,

выполнение

заданий, анализ

1.        

27

 

Практика

2

Роспись плоских предметов

МБУ ДО "ЦДО"

каб. № 23

Наблюдение,

выполнение

заданий, анализ

29

 

Практика

2

Роспись плоских предметов

МБУ ДО "ЦДО"

каб. № 23

Наблюдение,

выполнение

заданий, анализ

ФЕВРАЛЬ

03

 

Практика

2

Роспись плоских предметов

МБУ ДО "ЦДО"

каб. № 23

Наблюдение,

выполнение

заданий, анализ

06

 

Практика

2

Роспись плоских предметов

МБУ ДО "ЦДО"

каб. № 23

Наблюдение,

выполнение

заданий, анализ

10

 

Практика

2

Роспись плоских предметов

МБУ ДО "ЦДО"

каб. № 23

Наблюдение,

выполнение

заданий, анализ

13

 

Теория

Практика

1

1

Основные правила декорирования объемных поверхностей

МБУ ДО "ЦДО"

каб. № 23

Беседа,

выполнение

заданий, анализ

17

 

Практика

2

Роспись объемных предметов

МБУ ДО "ЦДО"

каб. № 23

Наблюдение,

выполнение

заданий, анализ

20

 

Практика

2

Роспись объемных предметов

МБУ ДО "ЦДО"

каб. № 23

Наблюдение,

выполнение

заданий, анализ

2.        

24

 

Практика

2

Роспись объемных предметов

МБУ ДО "ЦДО"

каб. № 23

Наблюдение,

выполнение

заданий, анализ

3.        

27

 

Практика

2

Роспись объемных предметов

МБУ ДО "ЦДО"

каб. № 23

Наблюдение,

выполнение

заданий, анализ

МАРТ

03

 

Практика

2

Роспись объемных предметов

МБУ ДО "ЦДО"

каб. № 23

Наблюдение,

выполнение

заданий, анализ

06

 

Практика

2

Роспись объемных предметов

МБУ ДО "ЦДО"

каб. № 23

Наблюдение,

выполнение

заданий, анализ

10

 

Практика

2

Роспись объемных предметов

МБУ ДО "ЦДО"

каб. № 23

Наблюдение,

выполнение

заданий, анализ

13

 

Теория

Практика

1

1

Способы нанесения точечного витража

МБУ ДО "ЦДО"

каб. № 23

Беседа,

выполнение

заданий, анализ

17

 

Практика

2

Точечная роспись

МБУ ДО "ЦДО"

каб. № 23

Беседа,

выполнение

заданий, анализ

20

 

Практика

2

Точечная роспись

МБУ ДО "ЦДО"

каб. № 23

Наблюдение,

выполнение

заданий, анализ

24

 

Практика

2

Точечная роспись

МБУ ДО "ЦДО"

каб. № 23

Наблюдение,

выполнение

заданий, анализ

4.        

27

 

Практика

2

Точечная роспись

МБУ ДО "ЦДО"

каб. № 23

Наблюдение,

выполнение

заданий, анализ

31

 

Практика

2

Точечная роспись

МБУ ДО "ЦДО"

каб. № 23

Наблюдение,

выполнение

заданий, анализ

АПРЕЛЬ

03

 

Практика

2

Точечная роспись

МБУ ДО "ЦДО"

каб. № 23

Наблюдение,

выполнение

заданий, анализ

07

 

Практика

2

Точечная роспись

МБУ ДО "ЦДО"

каб. № 23

Наблюдение,

выполнение

заданий, анализ

10

 

Практика

2

Декорирование изделий в различных техниках.

МБУ ДО "ЦДО"

каб. № 23

Наблюдение,

выполнение

заданий, анализ

14

 

Практика

2

Декорирование изделий в различных техниках.

МБУ ДО "ЦДО"

каб. № 23

Наблюдение,

выполнение

заданий, анализ

17

 

Практика

2

Декорирование изделий в различных техниках.

МБУ ДО "ЦДО"

каб. № 23

Наблюдение,

выполнение

заданий, анализ

21

 

Практика

2

Декорирование изделий в различных техниках.

МБУ ДО "ЦДО"

каб. № 23

Наблюдение,

выполнение

заданий, анализ

24

 

Практика

2

Декорирование изделий в различных техниках.

МБУ ДО "ЦДО"

каб. № 23

Наблюдение,

выполнение

заданий, анализ

28

 

Практика

2

Декорирование изделий в различных техниках.

МБУ ДО "ЦДО"

каб. № 23

Наблюдение,

выполнение

заданий, анализ

МАЙ

05

 

Практика

2

Декорирование изделий в различных техниках.

МБУ ДО "ЦДО"

Наблюдение,

выполнение

заданий, анализ

12

 

Практика

2

Декорирование изделий в различных техниках.

МБУ ДО "ЦДО"

каб. № 23

Наблюдение,

выполнение

заданий, анализ

15

 

Теория

Практика

1

1

Итоговая аттестация

МБУ ДО "ЦДО"

каб. № 23

Итоговый

контроль

19

 

Теория

Практика

1

1

Представление проектной работы

МБУ ДО "ЦДО"

каб. № 23

Выставка работ.

Подведение итогов

 

 

 

 


КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЬНОЙ РАБОТЫ МБУ ДО «ЦДО»

на 2024 – 2025 УЧЕБНЫЙ ГОД

2024 год – Год семьи

2025 год - Год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне, год мира и единства в борьбе с нацизмом.

 

Месяц/ направление работы

Гражданское и патриотическое воспитание, формирование российской идентичности

Духовное и нравственное воспитание»

Приобщение к культурному наследию

Интеллектуальное воспитание

Экологическое воспитание и воспитание культуры здоровья

Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение

Сентябрь

День освобождения Смоленщины (памятная акция)

 

 

 

 

Путешествие в страну  

Профессий (Интерактивная игра)

Октябрь

 

День отца. Участие в конкурсах по декоративно-прикладному искусству.

 

Ноябрь

День народного единства (Беседа с использованием видеопрезентации, видеофильма)

День матери в России (участие в выставке и концерте)

 

 

 

 

Декабрь

 

 

 

Новый год.

Участие в конкурсах по декоративно-прикладному искусству.

Ежегодный Всероссийский конкурс «Елка Эколят – молодых защитников природы» (Поделки)

Январь

 

 

Рождество Христово (Рождественские колядки)

 

 

Февраль

 

 

 

 

 

Мы в профессии играем: мультпутешествие (Игра-путешествие)

Март

 

Масленичные гуляния (участие в праздничном мероприятии)

 

Апрель

 

День космонавтики (выставка рисунков, поделок,

мастер-классы,

беседа)

 

Светлая Пасха Христова. Участие в конкурсах по декоративно-прикладному искусству.

 

 

Май

 

 

 

День Победы.

Участие в конкурсах по декоративно-прикладному искусству.

 

 


Условия реализации программы

 

Обязательным условием реализации программы является систематическая специальная и психолого-педагогическая поддержка педагога, родителей, детского коллектива и самого обучающегося. Основными направлениями в специальной поддержке являются:

-        удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с задержкой психического развития;

-        коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения;

-        развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;

-        развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;

-        формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;

-        коррекция нарушений устной и письменной речи.

Психолого-педагогическая поддержка предполагает:

-        помощь в формировании полноценных социальных (жизненных) компетенций, развитие адекватных отношений между ребенком и педагогом, другими обучающимися, родителями;

-        поддержание эмоционально комфортной обстановки;

-        создание условий успешного овладения учебной деятельностью с целью предупреждения негативного отношения обучающегося к получению дополнительного образования.

Важным условием организации пространства, в котором обучаются дети с ЗПР, является наличие доступного пространства, которое позволит воспринимать максимальное количество сведений через аудио-визуализированные источники. Наличие удобно расположенных и доступных стендов с представленными на них наглядным материалом о внутришкольных правилах поведения, правилах безопасности, распорядке, режиме функционирования организации, изменениях в режиме обучения, последних событиях в центре дополнительного образования, ближайших планах и т.д.

Обязательным условием к организации рабочего места обучающегося с ЗПР является обеспечение возможности постоянно находиться в зоне внимания педагога.

Для реализации программы «Волшебный мир ДПИ» в образовательном учреждении созданы все необходимые условия для занятий: класс со свободным пространством, где можно получать теоретические знания 6 участникам, оборудованный необходимыми техническими средствами (компьютером, проектором, экраном, принтером). Учебная мастерская, которая оборудована всеми необходимыми санитарно-техническими средствами, инструментами и приспособлениями для выполнения декоративно-прикладных работ.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

-                 оборудование учебного   кабинета: классная доска, столы и стулья для учащихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов;

-                   электровыжигатель;

-                   фанера;

-                 наждачная бумага разной зернистости; ножницы;

-                   краски;

-                   кисточки для рисования; кисти для лакирования ;

-                   лак по дереву;

-                   копировальная бумага;

-                   клей, клеевой пистолет;

-                 стекло;

-                 контуры и краски по стеклу;

-                 цветная и гофрированная бумага, фольга;

-                 джутовый шпагат;

-                 элементы декора; сизаль;

-                 плоскогубцы, круглогубцы, кусачки;

-                 швейная машина; оверлок;

-                 технические средства обучения: компьютер, принтер, проектор;

-                 комплект презентаций;

-                 комплект наглядных материалов (схемы рисования, фото- и видеоматериалы).

 

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ

1.             Стартовая диагностика:

-                осуществляется через педагогическое наблюдение.

2.             Текущий контроль:

-                осуществляется в процессе педагогического наблюдения за индивидуальной и групповой работой,

-                анализ,

-                беседа;

-                выполнение творческих заданий – работы на заданную тему

3.             Промежуточный контроль:

-        педагогическое наблюдение,

-        самостоятельное выполнение творческой работы.

4.            Итоговый контроль:

-                в форме выставки работ учащихся.

 

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

 

Результаты

Диагностические методики. Показатели,

по которым отслеживается эффективность деятельности.

Уровни, единица измерения

Личностные результаты

1.      Творческая активность.

2.      Овладение начальными навыками адаптации.

3.      Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

4.      Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Готовность к творчеству, интерес к изобразительному искусству.

Формирование у обучающихся в процессе обучения положительного отношения к изобразительному искусству и развитие мотивации к дальнейшему овладению художественными способностями и развитию познавательного интереса.

Контрольно-измерительный материал: практические работы, выставка работ.

Ученик умеет выстраивать добропорядочные отношения в учебном коллективе.

Ученик воспринимает важность (ценность) учёбы как интеллектуального труда и познания нового.

Ученик умеет различать «красивое» и «некрасивое», ощущает потребность в «прекрасном», которое выражается в удержании критерия «красиво» (эстетично),  в отношениях к людям, к результатам труда.

Метапредметные результаты

Познавательные учебные действия

Умение подбирать и анализировать специальную литературу, умение пользоваться компьютерными источниками информации.

Уровни сформированности:

1- минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);

2- средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей);

3- максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

Регулятивные учебные действия

Умение организовать свое рабочее (учебное) место, навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности, умение аккуратно выполнять работу.

Уровни сформированности:

1- минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 50% объема навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой);

2- средний уровень (объем усвоенный навыков составляет более 50%);

3- максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем навыков, предусмотренных программой за конкретный период).

Коммуникативные учебные действия

Умение слушать и слышать педагога, умение выступать перед аудиторией.

Уровни сформированности:

1- минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);

2- средний уровень (обучающийся испытывает небольшие затруднения, иногда нуждается в помощи и контроле педагога);

3- максимальный уровень (высокий уровень развития коммуникативных учебных действий)

Предметные результаты

Теоретическая подготовка

Теоретические знания по основным разделам тематического плана программы.

Уровни сформированности:

1-высокий уровень – обучающийся освоил практически весь объём знаний 100-80%, предусмотренных программой за конкретный период; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием

2-средний уровень – у обучающегося объём усвоенных знаний составляет 79-50%; сочетает специальную терминологию с бытовой;

3-низкий уровень – обучающийся овладел менее чем 50% объёма знаний, предусмотренных программой; обучающийся, как правило, избегает употреблять специальные термины.

Практическая

подготовка

Практические умения и навыки, предусмотренные программой

Уровни сформированности:

1-высокий уровень – обучающийся овладел на 100-80% умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период; работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей; выполняет практические задания с элементами творчества;

2-средний уровень – у обучающегося объём усвоенных умений и навыков составляет 79-50%; работает с оборудованием с помощью педагога; в основном, выполняет задания на основе образца;

3-низкий уровень - обучающийся овладел менее чем 50%, предусмотренных умений и навыков; испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием; в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога.

 

Теоретические и практические занятия, предусмотренные рамками реализации адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Волшебный мир ДПИ» тесно связаны между собой и дополняют друг друга. Продуктивность каждого учебного занятия обусловлена использованием следующих методических приёмов:

1. индивидуальная оценка уровня усвоенных навыков, развития способностей путём наблюдения за обучающимся, его успехами;

2. создание на занятии обстановки, вызывающей у неуверенных детей желание действовать и перспективы развития и роста в творчестве;

3. использование коллективной работы.

Такие методические приёмы развивают самостоятельность и творчество обучающихся.

Реализация программы предусматривает использование в образовательном процессе следующих педагогических технологий:

- технология группового обучения;

- технология коллективного взаимообучения;

- технология развивающего обучения;

- технология проблемного обучения;

- технология коллективной творческой деятельности;

- здоровьесберегающая технология.

 

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности

Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.

Интерактивные методы:

-                    творческие задания;

-                    работа в малых группах;

-                    обучающие игры (ролевые игры, деловые игры и образовательные игры);

-                    практические работы.

Итогом освоения курса является разработка и защита проектного задания на тему «Создание декоративного изделия». Предусмотрена выставка творческих работ.

Основным методом изложения теоретических сведений на практических занятиях является инструктаж. Выполняя специальные упражнения, обучающиеся приобретают общетрудовые, специальные и профессиональные умения, навыки. С целью повышения эффективности занятий и воспитания интереса к профессиональной деятельности.

Особое место отделено в программе развитию творческого отношения к делу, совершенствованию профессионального мастерства, самообразованию. Этому способствует участие обучающихся в творческих выставках.

Использование здоровьесберегающих технологий. Охрану здоровья детей необходимо назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься эффективным трудом, осуществлять свою профессиональную деятельность. Дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья находятся в группе риска по ухудшению здоровья во врем проведения занятий, именно поэтому особое внимание  занятиях уделяется здоровьесберегающим технологиям. В организации и проведения занятия по программе «Волшебный мир ДПИ» учитываются:

-                   данные мониторинга состояния здоровья обучающихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений педагога;

-                   особенности возрастного развития обучающихся и использование образовательных методик, соответствующих особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. обучающихся данной возрастной группы;

-                   возможности создания благоприятного эмоционально-психологического

-                   климата в группе;

-                   возможности использования разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности обучающихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы для педагогов

1.      Артамонова Е.В. Необычные сувениры и игрушки. Самоделки из природных материалов – М.: Изд-во Эксмо, 2005

2.      Бойко Е.А. Декупаж. 100 лучших идей М.:АСТ: Астрель, 2018.

3.      Вешкина, О. Б. Декупаж. Стильные идеи шаг за шагом – М. : АСТ, 2010.

4.      Волкова Н.В., Жадько Е.Г. 100 замечательных поделок из всякой всячины – Ростов-на-Дону, Феникс, 2017.

5.      Воробьева Н. К. Точечная роспись – М.: Аст-Пресс, 2018.

6.      Высоцкая Е. В., Куликович Л. Н. Подарки своими руками. Минск, 20018.

7.      Гир А., Фристоун Б. Роспись по стеклу – М.: Арт-Родник, 2018.

8.      Гомозова Ю.Б. «Калейдоскоп чудесных ремесел» Москва, 2005 Горнова, Л.В., Бычкова, Т.Л. Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации Волгоград: Учитель, 2018.

9.      Гомозова Ю.Б., «Калейдоскоп чудесных ремесел» – Москва, 2018.

10.  Горяева Н.А.,  О.В. Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»  –Москва, «Просвещение», 2018.

11.  Грушина Л.В., Лыкова И.А. Азбука творчества. Учебно – методическое пособие –ООО «Карапуз-Дидактика», 2006г.

12.  Дьеркс, Л. Мозаика своими руками: материалы, инструменты, техника и базовые композиции  – М.:  ЭКСМО-Пресс,  2000г.

13.  Журнал -  "СКРАПБУКИНГ. Творческий стиль жизни" + приложение. Количество страниц: 64 стр. Выходит с периодичностью 1 раз в 2 месяца –Издательство: Хобби и Ты, 2020,2022,2023

14.  Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. –  М.:Мозаика-Синтез,2018.

15.  Кузьмина Т. А., Четина, Е. В. Декоративные бутылки и вазы. Из серии «Своими руками» – Ростов-на-Дону. 2017.

16.  Логвиненко Г. М. Декоративная композиция – М.: ВЛАДОС, 2004.

17.  Луговая Т. Б. Первые уроки дизайна – АДТ, 2018.

18.  Панченко В. В. Выжигание по дереву – Ростов-на Дону «Феликс», 2017.

19.  Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н.К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс, 2018. – (Методичка).

20.  Федотов Г.Я. Энциклопедия ремесел  –  М.. Изд-во Эксмо, 2003г.

Художественное творчество»  М. Просвещение, 2011 г.

21.  Черныш И. В. Забавные поделки к праздникам – Москва, 2017.

Список литературы для обучающихся

1.      Бойко Е.А. Декупаж. 100 лучших идей М.:АСТ: Астрель, 2018.

2.      Волкова Н.В., Жадько Е.Г. 100 замечательных поделок из всякой всячины –Ростов-на-Дону, Феникс, 2018.

3.      Воробьева Н. К. Точечная роспись – М.: Аст-Пресс, 2018.

4.      Горяева,  Н.А., Островская О.В. «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»  – Москва, «Просвещение», 2018.

5.      Кузьмина Т. А., Четина, Е. В. Декоративные бутылки и вазы. Из серии «Своими руками – Ростов-на-Дону. 2018.

6.      Луговая Т. Б. Первые уроки дизайна – АДТ, 2017.

7.      Панченко В. В. Выжигание по дереву – Ростов-на Дону «Феликс», 2018.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также