МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
города СМОЛЕНСКА
Принята на заседании
Педагогического совета
Протокол № 5 от 10.06.2024г. |
Директор МБУ ДО «ЦДО»
____________О. В. Подрядова
Приказ № 78-адм от 10.06.2024 |
АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Волшебный мир декоративно-прикладного искусства»
Направленность: художественная
Возраст обучающихся: 7–17 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Жаринова Валерия Владимировна,
педагог дополнительного образования
Смоленск, 2024
I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный мир декоративно-прикладного искусства» (далее – «Волшебный мир ДПИ») разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и образовательного учреждения:
Федеральный закон «Об образовании в «РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
− Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
− Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 сентября 2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
− Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г (распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р);
− Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28;
− Постановление Администрации города Смоленска от 29.01.2019 №193-адм «Об утверждении Положения об организации предоставления дополнительного образования детей в муниципальных бюджетных учреждениях дополнительного образования, подведомственных управлению образования и молодежной политики Администрации города Смоленска»;
− Устав МБУ ДО «ЦДО», утвержденный постановлением Администрации города Смоленска № 844-адм от 21.05.2015 года (с изменениями от 28.03.2017, от 23.04.2021, от 22.04.2022);
− Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования» города Смоленска (МБУ ДО «ЦДО») (Приказ № 88-адм от 18.10.2022 г.);
− Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. №996-р);
− Программа воспитания муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования» города Смоленска.
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа под названием «Волшебный мир декоративно-прикладного искусства» отнесена к программам художественной направленности. Ее цель и задачи направлены развитие художественно-эстетического вкуса, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, а также направлена на социальную адаптацию, повышение уровня готовности обучающихся к взаимодействию с различными социальными институтами, формирование знаний об основных сферах современной социальной жизни, создание условий для развития коммуникативной, социально успешной личности.
Представленная образовательная программа по обучению декоративно-прикладному искусству является адаптированной и позволяет детей с ограниченными возможностями здоровья, предназначена в первую очередь для детей с легкими нарушениями развития – легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (УО (ИН)) и с задержкой психического развития (ЗПР).
Из всех существующих искусств – декоративно-прикладное искусство является на сегодняшний день наиболее доступным, наиболее демократичным и наиболее действенным инструментом влияния, позволяющим обучая, развивая и воспитывая, создавать условия для формирования человека гармонического, творческого.
Вещи, сделанные своими руками, во все времена вызывали восхищение. Они удивляли, радовали, несли свет и теплоту рук своего создателя. В последние годы наблюдается тенденция декорирования и украшательства, ценится ручная работа, креативность. Уметь творить – значит уметь видеть, а не просто смотреть, уметь чувствовать и запоминать красоту. Важно разбудить душу ребёнка, научить его смотреть и видеть, слышать, понимать и удивляться, размышлять, творчески мыслить. Именно это способствует формированию не только художественных, но и интеллектуальных способностей ребёнка. Во время обучения дети могут научиться различным техникам и творческим навыкам, посмотреть и опробовать новые для них материалы, получить социальную опору в коллективе.
Реализация программы «Волшебный мир ДПИ» направлена на развитие творческих способностей детей школьного возраста по средствам разных современных видов и техник ручной работы. Диапазон предложенных тем позволяет ознакомиться с разными техниками прикладного искусства, такими как; художественное выжигание, роспись по стеклу и керамике, витраж, декупаж, научиться выполнять изделия сочетая различные техники.
Актуальность программы обусловлена как государственным социальным заказом, так и запросами со стороны подрастающего поколения и их родителей.
В Концепции развития дополнительного образования детей подчеркивается важность художественного образования, использования познавательных и воспитательных возможностей предметов художественно-эстетической направленности, формирующих у обучающихся творческие способности, чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность.
Актуальность данной программы заключается в получении обучающимися возможности раскрыть свои способности как творческой личности каждого ребенка в разных видах декоративно-прикладной деятельности.
Говоря об актуальности можно выделить несколько моментов:
- удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный, эстетический вкус;
- техника, в которой дети научатся работать, набирает всё большую популярность. В связи с этим происходит непрерывное развитие как самих видов декоративно-прикладного искусства и материалов, применяемых в процессе изготовления, так и возможностей практического и декоративного применения этих техник.
Данная адаптированная образовательная программа разработана с учетом современных педагогических теорий и технологий, возрастных и психофизиологических особенностей детей и подростков.
Отличительные особенности программы, новизна программы в том, что она разработана для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья легкой и средней степени интеллектуального или физического нарушения и может быть адаптирована для любой категории детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья тяжелой степени нарушений.
При организации образовательного процесса все педагогические технологии, приёмы, методы работы учитывают тот подход, который облегчает, содействует, способствует, продвигает ребёнка к саморазвитию, самоактуализации. Педагогу отводится роль человека, создающего благоприятные условия для самостоятельного и осмысленного обучения ребят, активизирующего и стимулирующего любознательность и познавательные мотивы.
Программа кружка «Волшебный мир ДПИ помогает реализовать право каждого ребенка на овладение основными компетенциями, знаниями и умениями в индивидуальном темпе, объеме и сложности.
Содержание и материал программы организованы по принципу дифференциации образовательного процесса, при котором обучающиеся имеют возможность овладевать учебным материалом на разных уровнях, в зависимости от их способностей и индивидуальных особенностей.
Так же особенность программы заключается в том, что по форме организации образовательного процесса она является модульной. Дополнительная образовательная программа «Волшебный мир ДПИ» рассчитана на 1 год обучения и состоит из 2 модулей:
1-й год обучения
· модуль 1 «Художественное выжигание и декупаж» (срок реализации: сентябрь-декабрь);
· модуль 2 «Роспись по стеклу и керамике. Витраж» (срок реализации: январь-май);
2-й год обучения
Каждый из модулей имеет свою специфику и направлен на решение своих собственных целей и задач.
Программа состоит из нескольких определенных современных декоративных техник, освоив которые, обучающиеся смогут осознанно их применять в своей жизни: в виде хобби, в виде изготовления сувениров и имеют долю предпрофильной подготовки к таким профессиям как дизайнер-декоратор, конструктор-модельер, оформитель и т.д.
Новизна заключается в том, что в основе программы лежит идея использования в обучении собственной активности учащихся, их способности к продуктивному воображению и мышлению, что дает возможность эффективно решать задачу общего развития ребенка, расширяя и углубляя знания, полученные обучающимися на уроках в основной школе.
Отличительной особенностью программы декоративно-прикладного творчества является то, что она даёт возможность каждому ребёнку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и модули, максимально реализовать себя в нём.
При организации образовательного процесса все педагогические технологии, приёмы, методы работы учитывают тот подход, который облегчает, содействует, способствует, продвигает путь ребёнка к саморазвитию, самоактуализации. Педагогу отводится роль человека создающего благоприятные условия для самостоятельного и осмысленного обучения ребят, активизирующего и стимулирующего любознательность и познавательные мотивы.
Практическая художественно-творческая деятельность имеют творческий характер. Обучающиеся осваивают различные художественные материалы: дерево, стекло, бумага, природные материалы, ткань. А также художественные техники (выжигание по дереву, роспись по стеклу и керамике, витраж, декупаж, учатся сочетать различные техники др.).
Реализация программы предполагает постоянную смену художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.
Многообразие видов деятельности стимулирует интерес обучающихся к искусству и является необходимым условием формирования личности каждого.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Особенности реализации программы:
- использование инновационных технологий обучения декоративно-прикладному творчеству;
- принципы построения программы (от простого к сложному; связь теории и практики; связь знаний и умений с жизнью; научность; доступность);
- активность учащихся и самостоятельность выбора выполнения изделий;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Педагогическая целесообразность программы заключается в возможности реализации права каждого ребёнка на овладение компетенциями, знаниями и умениями в индивидуальном темпе, объёме и сложности, что предоставляет всем детям возможность занятий независимо от способностей и уровня общего развития.
Каждый участник программы имеет право на доступ к последующему из представленных уровней, которое реализуется через организацию условий и процедур оценки изначальной подготовленности участника, заключается в учёте возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
Реализация идей дифференцированного подхода в образовательном процессе будет способствовать формированию у учащихся познавательных способностей, социально-личностных и предпрофессиональных компетенций, повышению их учебной активности, сознательности и ответственности.
Содержание программы разработано в соответствии с требованиями программ нового поколения, что позволяет выстроить индивидуальный план развития каждого обучающегося вне зависимости от первоначального уровня их способностей.
Такой подход к обучению предусматривает универсальную доступность адаптированной дополнительной общеобразовательной программы «Волшебный мир ДПИ» для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов (имеющих заключение ПМПК, разрешающий данный вид деятельности), для детей, проявивших выдающиеся способности.
Данная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный мир ДПИ» может быть использована в любом учреждении дополнительного образования и адаптирована под кадровые и материальные ресурсы учреждения. Объектом реализации программы может являться как учащиеся муниципального центра, так и удаленного сельского поселения.
Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы предусматривает возможность использования дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в соответствии с Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816. Программа реагирует также на образовательные запросы общества. В случае необходимости, когда ребенок по каким-либо уважительным причинам не имеет возможности посещать занятия появилась возможность проводить занятия в дистанционных формах обучения через ресурсы Интернет (электронная почта, социальные сети «ВКонтакт», Скайп, ZOOM, др.), которые позволяют детям успешно осваивать программу, не выходя из дома. Основной целью реализации ДООП с использованием дистанционных образовательных технологий является предоставление возможности получения доступного, качественного и эффективного образования всем категориям учащихся независимо от места их проживания, возраста, социального положения с учетом индивидуальных образовательных потребностей и на основе персонализации учебного процесса.
Адресат программы
Программа предназначена для детей в возрасте 7–17 лет.
По программе «Волшебный мир ДПИ» могут заниматься все обучающиеся указанного возраста, не имеющие медицинских противопоказаний, в том числе и дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды (имеющие заключение ПМПК, разрешающий данный вид деятельности).
Зачисление обучающихся производится через автоматизированную информационную систему «Навигатор67».
Программа может реализоваться в группах, обучающихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы).
Данная образовательная программа предназначена для детей с задержкой психического развития (ЗПР) в группах инклюзивного образования. Опираясь на Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 N 1598 «Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ», настоящая программа предполагает:
Обучение детей с легкой степенью задержки психического развития (Вариант 7.1.). Это обучающиеся, у которых отмечаются трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся в условиях деятельности и организованного поведения, а также устойчивые признаки общей социально-эмоциональной незрелости. Кроме того, у данной категории обучающихся могут быть признаки легкой органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС), выражающиеся в повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам, а также типичные, в разной степени выраженные, дисфункции в сферах пространственных представлений, зрительно-моторной координации, фонетико-фонематического развития, нейродинамики и др. Одним из важнейших условий включения обучающегося с ЗПР в среду сверстников без ограничений здоровья является устойчивость форм адаптивного поведения. Обязательным условием является психолого-педагогическое сопровождение обучающегося, согласованная педагогов дополнительного образования с педагогами, реализующими программу коррекционной работы, содержание которой для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК.
Обучение детей с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития ниже возрастной нормы (Вариант 7.2), у таких детей отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп или неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и других познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило, сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния. Возможна неадаптивность поведения, связанная как с недостаточным пониманием социальных норм, так и с нарушением эмоциональной регуляции, гиперактивностью.
Для активного включения таких детей в образовательный процесс на занятиях программы большое значение уделяется развитию мелкой моторики (как в ходе выполнения творческих работ, так и в игровой и развивающей деятельности), и развитию познавательных процессов с помощью игровых методов. Уделяется внимание развитию памяти (различных ее видов), внимания (различных его свойств – объем, концентрация, переключаемость), мышления (различных видов мышления и операций), развитию восприятия, воображения. Так же большое внимание уделяется развитию коммуникативных способностей и эмоционально-волевых способностей.
Так же программой предусмотрена как индивидуальная форма работы, так и групповая.
Объем и срок освоения программы
Программа «Волшебный мир ДПИ» рассчитана на 1 год обучения.
Реализуется в объёме 140 часов, состоит на 2-х модулей.
Название модуля |
Кол-во занятий |
Кол-во часов |
Модуль 1. «Художественное выжигание и декупаж» |
34 |
68 |
Модуль 2. «Роспись по стеклу и керамике. Витраж» |
36 |
72 |
Периодичность проведения занятий: 2 раза в неделю.
Продолжительность одного занятия – 2 часа (1 академический час для детей с ОВЗ – 30 минут) с перерывом между занятиями в 10 минут. Учитываются нормы СанПиН.
Оптимальная наполняемость учебной группы зависит от уровня нарушений, индивидуальных особенностей ребенка и может быть от 1 до 6 человек.
Программа «Волшебный мир ДПИ» является вариативной. Педагог может вносить изменения в содержания тем, дополнять практические занятия новыми приемами практического исполнения.
Формы организации образовательного процесса
Содержание учебного материала, формы и методы работы отобраны с
учетом потребностей и возрастных особенностей обучающихся, не создают учебных перегрузок, так же учитываются индивидуально-типологические, психологические особенности личности (способности, интересы, склонности, особенности интеллектуальной деятельности, возраст и физиологическое развитие обучаемых).
Форма проведения занятий планируется как для всей группы – для освещения общих теоретических и других вопросов, передача фронтальных знаний, так и индивидуально – групповые по 2-3 человека для индивидуального усвоения полученных знаний и приобретения практических навыков. Это позволяет дифференцировать форму обучения, объединить такие противоположности, как массовость обучение и его индивидуализацию.
Формы организации деятельности учащихся на занятии: групповая, по подгруппам, индивидуальная.
Виды занятий по программе:
– беседы;
– лекции;
– практические занятия;
– коммуникативные игры;
– мастер-классы,
– интерактивные занятия;
– участие в культурно-массовых программах;
– оформление альбомов, экспозиций;
– участие в выставках.
Занятия по программе состоят из теоретической и практической частей. Большая часть времени занимает творческая самостоятельная работа учащихся (80%).
Для организации учебного процесса используются такие методы как:
методы обучения по характеру деятельности обучающихся:
– информационно-рецептивные,
– объяснительно-иллюстративные,
– репродуктивные,
– частично-поисковые;
методы обучения по способу подачи материала, в основе которых лежит способ организации занятий:
- словесные (устное изложение материала, проблемное изложение материала, рассказ, беседа, объяснение и т.д.);
- наглядные (показ видео- и аудиоматериалов, иллюстраций, фотографий, а также наблюдение и т.д.);
- практические (рисование, лепка, выполнение аппликации, изготовление сувениров, выжигание по дереву, роспись по стеклу и др.).
В процессе занятий также используются методы самостоятельной работы. Самостоятельная работа не только закрепляет практические умения и навыки, но и развивает творческую активность.
Цель и задачи программы
Целью является всестороннее эстетическое и интеллектуальное развитие детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья, развитие индивидуальных творческих способностей посредствам полученных умений и навыков в области декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
Обучающие:
- расширить знания и умения, полученные на уроках трудового обучения, изобразительного искусства;
- научить умениям и навыкам владения инструментами и материалами;
- освоить простые технологические приемы работы в различных видах декоративно-прикладного творчества;·
- изучить свойства и особенности различных природных и художественных материалов.
- обучить приемам работы с различными материалами;
- обучить приемам самостоятельной разработки поделок;
- обучить приемам коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля.
Развивающие:
- развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение и внимание;
- развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер;
- развивать у детей эстетическое восприятие окружающего мира;
Воспитательные:
- воспитать уважительное отношение к результатам труда;
- воспитать трудолюбие, аккуратность, бережливость, усидчивость, целеустремлённость, терпение;
- воспитать культуру общения, доброе отношение к товарищам, умение работать в коллективе;
- воспитать стремление к разумной организации своего свободного времени, помочь детям в их желании сделать свою работу общественно значимой.
- совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда.
Мотивационные:
- создать комфортную обстановку, ситуацию успеха у подростка;
- определить дальнейшую жизненную перспективу.
Социально-педагогические:
- создавать условия для самореализации личности в творческой деятельности и социальной адаптации;
- способствовать формированию детского коллектива, в котором у детей формируется опыт совместной коммуникативной и трудовой деятельности, передача опыта друг другу, налаживаются дружеские отношения.
Планируемые результаты
Планируемые результаты по программе соотнесены с задачами и содержанием программы. Обучающиеся к концу обучения должны иметь следующие результаты:
Личностные: проявлять самостоятельность и личную ответственность
за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; проявлять положительные качества личности, дисциплинированность, трудолюбие, стремление к самореализации, саморазвитию, самосовершенствованию;
Метапредметные:
- познавательные: осознавать важность освоения универсальных умений связанных с выполнением упражнений и практической работы; осмысливать технологию изготовления изделия; соблюдение правил техники безопасности при выполнении работ.
- коммуникативные: овладеть способами позитивного взаимодействия со сверстниками; уметь объяснять ошибки при выполнении практической работы.
- регулятивные: уметь выполнять задание в соответствии с поставленной целью; организовывать рабочее место; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Предметные: в результате прохождения программного материала обучающихся будут знать:
- историю возникновения вида декоративно-прикладного творчества, современное художественно-декоративное искусство;
- основы композиции и цветоведения;
- технику и технологию выжигания по дереву;
- способы отделки изделия;
- виды и способы выполнения декупажных работ (прямой декупаж, декупаж с салфеткой., объемный декупаж, художественный декупаж);
- виды росписи по стеклу и керамике и её применение (роспись плоских предметов, роспись объемных предметов, точечная роспись);
- технику росписи по стеклу и керамике;
- способы декорирования изделий в различных техниках;
уметь:
- правильно обустроить своё рабочее место, соблюдать технику безопасности при работе с колющими и режущими инструментами;
- умело использовать и хранить инструменты, расходные материалы, смеси, краски и т.д.;
- самостоятельно выполнять работу от замысла до готового изделия;
- осваиватьть новые техники, строго соблюдать технологию выполнения работ;
- чётко выполнять основные приёмы выжигания по дереву, росписи по стеклу и керамике, декупажа;
у них будут развиты:
- образное мышление при создании ярких, выразительных образов;
- воображение, творческая активность, фантазия;
- свободное владение понятийным аппаратом;
- умение анализировать, давать оценку;
- самостоятельность в создании новых оригинальных образов;
будут обладать следующими качествами:
- самостоятельное мышление, умение отстаивать своё мнение;
- ответственное отношение к учению и общественно-полезному труду;
- потребность в самообразовании, дальнейшем развитии профессиональных умений и навыков в области ДПИ;
- самокритичность в оценке своих творческих и профессиональных способностей.
Учебный план обучения
Модуль 1. «Художественное выжигание и декупаж» (34 занятия, 68 часов)
№ |
Наименование разделов и тем |
Количество часов
|
Формы аттестации/ контроля |
||
всего |
теория |
Прак-тика |
|||
|
Декоративно-прикладное творчество |
4 |
3 |
1 |
|
1. |
Комплектование групп. Вводное занятие. Игра «Знакомство» |
2 |
1 |
1 |
|
2. |
Техника безопасности при работе с различными инструментами и материалами |
2 |
2 |
|
Беседа, показ, Анализ. Зачет по ТБ
|
|
Художественное выжигание |
40 |
5 |
35 |
|
3. |
Виды декоративно-прикладного творчества |
2 |
1 |
1 |
|
4. |
Декорирование изделий выжиганием |
2 |
1 |
1 |
Беседа, выполнение заданий, анализ |
5. |
Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию |
2 |
1 |
1 |
|
6. |
Основные приёмы выжигания. |
4 |
1 |
3 |
Беседа, показ, выполнение заданий, наблюдение, анализ |
7. |
Выполнение изделий в технике выжигания. |
24 |
|
24 |
Наблюдение, выполнение заданий, анализ |
8. |
Отделка изделия. |
6 |
1 |
5 |
Беседа, показ, выполнение заданий, наблюдение, анализ |
|
Декупаж |
24 |
5 |
19 |
|
9. |
История возникновения и развития техники декупаж. |
2 |
1 |
1 |
|
10. |
Прямой декупаж. Декупаж с салфеткой. |
8 |
1 |
7 |
Беседа, показ, выполнение заданий, наблюдение, анализ |
11. |
Объемный декупаж |
6 |
1 |
5 |
Беседа, показ, выполнение заданий, наблюдение, анализ |
12. |
Художественный декупаж. |
6 |
1 |
5 |
Наблюдение, выполнение заданий, анализ |
13. |
Представление проектной работы
|
2 |
1 |
1 |
Беседа, показ, выполнение заданий, наблюдение, анализ |
|
ИТОГО
|
68 |
13 |
55 |
|
Модуль 2. «Роспись по стеклу и керамике. Витраж» 36 занятий 72 часа
№ |
Наименование разделов и тем |
Количество часов
|
Формы аттестации/ контроля |
||
всего |
теория |
практика |
|||
|
Роспись по стеклу и керамике. Витраж |
4 |
3 |
1 |
|
1. |
Техника безопасности при работе с различными инструментами и материалами. Роспись по стеклу и керамике |
2 |
2 |
Зачет по ТБ Беседа, показ, анализ |
|
2. |
Виды красок и их применение. Правила сушки витражных красок. |
2 |
1 |
1 |
Беседа, выполнение заданий, анализ |
|
Виды росписи и её применение |
16 |
2 |
14 |
|
3. |
Виды росписи и её применение |
2 |
1 |
1 |
Беседа, выполнение заданий, анализ |
4. |
Роспись плоских предметов |
14 |
1 |
13 |
Наблюдение, выполнение заданий, анализ |
|
Основные правила декорирования объемных поверхностей |
16 |
1 |
15 |
|
5. |
Основные правила декорирования объемных поверхностей |
2 |
1 |
1 |
Беседа, показ, выполнение заданий, наблюдение, анализ |
6. |
Роспись объемных предметов |
14 |
14 |
Наблюдение, выполнение заданий, анализ |
|
|
Способы нанесения точечного витража |
16 |
1 |
15 |
|
7. |
Способы нанесения точечного витража |
2 |
1 |
1 |
Беседа, показ, выполнение заданий, наблюдение, анализ |
8. |
Точечная роспись |
14 |
|
14 |
Наблюдение, выполнение заданий, анализ |
|
Декорирование изделий в различных техниках. |
16 |
|
16 |
|
9. |
Декорирование изделий в различных техниках. |
16 |
|
16 |
Наблюдение, выполнение заданий, анализ |
10. |
Итоговая аттестация |
2 |
1 |
1 |
Итоговый контроль |
11. |
Представление проектной работы
|
2 |
1 |
1 |
Выставка работ. Подведение итогов
|
|
ИТОГО |
54 |
9 |
63 |
|
Содержание учебного плана
Модуль 1. «Художественное выжигание и декупаж» (17 занятий, 51 час)
№ темы
|
Наименование темы |
Содержание темы |
|
Декоративно-прикладное творчество |
|
1. |
Комплектование групп. Вводное занятие. Игра «Знакомство». Вводное занятие. Техника безопасности при работе с различными инструментами и материалами |
Теория: Вводное занятие. цели и задачи, структуру курса. Техника безопасности при работе с различными инструментами и материалами Практика: информационная анкета, игра «Знакомство». Зачет по ТБ
|
2. |
Виды декоративно-прикладного творчества |
Теория: Виды декоративно-прикладного творчества Практика: Просматривание иллюстраций с различными видами декоративных работ. |
|
Художественное выжигание |
|
3. |
Декорирование изделий выжиганием. |
Теория: Технология декорирования изделий выжиганием. Практика: Подготовка материалов; - перевод рисунка: - приёмы выжигания.
|
4. |
Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию |
Теория: - Инструменты и приспособления для выжигания. Практика: Основные требования к инструменту; уход за инструментом. |
5. |
Основные приёмы выжигания. |
Теория: Технология основных приёмов выжигания. Выжигание линейное, контурное, штриховое. Практика: Освоение приёмов выжигания. |
6. |
Выполнение изделий в технике выжигания. |
Теория: Технология основных приёмов выжигания. Практика: Совершенствование приёмов выжигания. Освоение приёмов выжигания. Выполнение изделий в технике выжигания. |
7. |
Отделка изделия. |
Теория: отделка изделия. Виды отделки. Роспись деревянных изделий. Лакирование. Практика: Выполнение отделки изделия. |
|
Декупаж |
|
8. |
Прямой декупаж. Декупаж с салфеткой. |
Теория: История происхождения техники «Декупаж». Виды «Декупажа». Классический декупаж. Знакомство с разными плоскими поверхностями (пластик, картон, дерево); выполнение декоративных композиций знакомство с различными приемами декорирования; использование дополнительных средств (стразы, бусы и др.); Прямой декупаж. Знакомство с техникой прямого декупажа. Практика: Изготовление изделий в технике прямого декупажа на деревянной поверхности, подготовка деревянной поверхности (шкурение, шпатлевание, грунтовка), выбор салфеток. Работа с салфеткой, способы наклеивания без «морщин». Финишная отделка. Лакировка. |
9. |
Объемный декупаж |
Теория: Знакомство с техникой объемного декупажа. Инструменты и материалы для занятий. Виды объёмного декупажа. Объемный декупаж на скорлупе. Объемный декупаж с использованием текстурной пасты. Объемный декупаж новогодней бутылки. Знакомство с техникой Практика: Изготовление изделий в технике объёмного декупажа. |
10. |
Художественный декупаж.
|
Теория: Знакомство с техникой художественного декупажа или имитация картины. Композиция в декупаже, составление единого рисунка из нескольких фрагментов разных салфеток. Обратный декупаж. Практика: Изготовление изделий в технике обратный декупаж на стеклянной поверхности. |
11. |
Представление проектной работы |
Теория: Обобщение пройденного материала по разделу. Практика: Презентация изделия |
Модуль 2. «Роспись по стеклу и керамике. Витраж» 36 занятий 72 часа
№ темы
|
Наименование темы |
Содержание темы |
|
Роспись по стеклу и керамике. Витраж |
|
1. |
Техника безопасности при работе с различными инструментами и материалами. Роспись по стеклу и керамике |
Теория: Техника безопасности при работе с различными инструментами и материалами. Зачет по ТБ Роспись по стеклу и керамике, исторические сведения. Виды росписи. Применение росписи в быту и искусстве. |
2. |
Виды красок и их применение. Правила сушки витражных красок. |
Теория: Виды красок и их применение (обжиговые, безобжиговые, лаки, для покрытия витражных красок). Правила сушки изделий. Практика: Технология нанесения контура и краски на стекло. Сушка изделия на открытом воздухе. Сушка изделия при помощи обжига. |
|
Виды росписи и её применение |
|
3. |
Виды росписи и её применение |
Теория: Виды росписи и её применение: - роспись плоских предметов - роспись объемных предметов. Техника росписи по плоской поверхности. Съемный и несъемный витраж. Трафареты и их виды (для изготовления витража). Приемы работы с трафаретами. Правила заливки цветом. Практика: Выполнение эскиза и перенос на изделие |
4. |
Роспись плоских предметов |
Практика: Роспись по стеклу (декоративные картины, фоторамки, новогодние украшения на стекло) стартовый уровень – роспись картины по стеклу с простым цветочным элементом; базовый уровень – Роспись по стеклу полной композиции. продвинутый уровень – самостоятельное составление сложной композиции росписи по стеклу, заливка всех элементов композиции. |
|
Основные правила декорирования объемных поверхностей |
|
5. |
Основные правила декорирования объемных поверхностей |
Теория: Основные правила декорирования объемных поверхностей: особенности трафарета для росписи объемных изделий. Правила заливки изделия цветом. Частичный декор, смешанный декор. Плотная роспись. Практика: Способы и правила крепления трафарета на объёмные изделия и нанесения витражного контура. |
6. |
Роспись объемных предметов |
Практика: Роспись по стеклу (кружки, фужеры, посуда, бутылки) стартовый уровень – роспись чашки простым цветочным элементом; базовый уровень – роспись чайной пары, сочетание цветочного и растительного орнаментов; продвинутый уровень – самостоятельный выбор предметов для росписи (чайный сервиз ваза, бутылка), составление сложной композиции для росписи. |
|
Способы нанесения точечного витража |
|
7. |
Способы нанесения точечного витража |
Теория: Точка. Способы нанесения точечного витража. Правила подготовки основы для точечного витража. Практика: Подготовка поверхностей изделия. Упражнения в нанесении точечного витража стартовый уровень – прямая линия, змейка; базовый уровень – двойная змейка, окружности; продвинутый уровень – переплетение всех элементов, заполнение пустого пространства. |
8. |
Точечная роспись |
Практика: Выполнение изделий в технике точечной росписи: стартовый уровень – точечная роспись плоского изделия; базовый уровень – точеная роспись объёмного изделия; продвинутый уровень – оформление вазы в технике точечной росписи., самостоятельный подбор орнамента. |
|
Декорирование изделий в различных техниках. |
|
9. |
Декорирование изделий в различных техниках. Промежуточная аттестация |
Практика: Выполнение различных изделий для декорирования дома с применением изученных техник, в смешанных техниках: стартовый уровень – выполнение изделия по шаблону; базовый уровень – выполнение выбранного изделия, сочетая 2 техники; продвинутый уровень – выполнение изделия (проектного), для которого самостоятельно был разработан эскиз, включающего в себя не менее 3 техник. |
10. |
Итоговая аттестация Представление проектной работы |
Теория: Итоговая аттестация. Обобщение пройденного материала по разделу. Практика: Презентация изделия. Награждение лучших обучающихся детского объединения. |
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
«Волшебный мир декоративно-прикладного искусства» (ОВЗ)
на 2024/2025учебный год
Модуль 1. «Художественное выжигание и декупаж» (34 занятия 68 часов)
№ п/п |
Месяц |
Число/ план |
Число/ факт |
Форма занятия |
Кол.-во часов |
Тема занятия |
Место проведения |
Форма контроля |
СЕНТЯБРЬ |
02 |
|
Теория Практика |
1 1 |
Комплектование групп. Вводное занятие. Игра «Знакомство» |
МБУ ДО "ЦДО", каб. № 23 |
Беседа, показ, анализ |
|
05 |
|
Теория |
2 |
Техника безопасности при работе с различными инструментами и материалами |
МБУ ДО "ЦДО" каб. № 23 |
Зачет по ТБ |
||
09 |
|
Теория Практика |
1 1 |
Виды декоративно-прикладного творчества |
МБУ ДО "ЦДО" каб. № 23 |
Беседа, анализ |
||
12 |
|
Теория Практика |
1 1 |
Декорирование изделий выжиганием |
МБУ ДО "ЦДО" каб. № 23 |
Беседа, показ, анализ |
||
16 |
|
Теория Практика |
1 1 |
Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию |
МБУ ДО "ЦДО" каб. № 23 |
Беседа, показ, анализ |
||
19 |
|
Теория Практика |
1 1 |
Основные приёмы выжигания |
МБУ ДО "ЦДО" каб. № 23 |
Наблюдение, выполнение заданий, анализ |
||
23 |
|
Практика |
2 |
Основные приёмы выжигания |
МБУ ДО "ЦДО" каб. № 23 |
Беседа, выполнение заданий, анализ |
||
26 |
|
Практика |
2 |
Выполнение изделий в технике выжигания. |
МБУ ДО "ЦДО" каб. № 23 |
Наблюдение, выполнение заданий, анализ |
||
1. |
|
30 |
|
Практика |
2 |
Выполнение изделий в технике выжигания. |
МБУ ДО "ЦДО" каб. № 23
|
Наблюдение, выполнение заданий, анализ |
ОКТЯБРЬ |
03 |
|
Практика |
2 |
Выполнение изделий в технике выжигания. |
МБУ ДО "ЦДО" каб. № 23 |
Наблюдение, выполнение заданий, анализ |
|
07
|
|
Практика |
2 |
Выполнение изделий в технике выжигания. |
МБУ ДО "ЦДО" каб. № 23 |
Наблюдение, выполнение заданий, анализ |
||
10 |
|
Практика |
2 |
Выполнение изделий в технике выжигания. |
МБУ ДО "ЦДО" каб. № 23 |
Наблюдение, выполнение заданий, анализ |
||
14 |
|
Практика |
2 |
Выполнение изделий в технике выжигания. |
МБУ ДО "ЦДО" каб. № 23 |
Наблюдение, выполнение заданий, анализ |
||
17 |
|
Практика |
2 |
Выполнение изделий в технике выжигания. |
МБУ ДО "ЦДО" каб. № 23 |
Наблюдение, выполнение заданий, анализ |
||
21 |
|
Практика |
2 |
Выполнение изделий в технике выжигания. |
МБУ ДО "ЦДО" каб. № 23 |
Наблюдение, выполнение заданий, анализ |
||
24 |
|
Практика |
2 |
Выполнение изделий в технике выжигания. |
МБУ ДО "ЦДО" каб. № 23 |
Наблюдение, выполнение заданий, анализ |
||
28 |
|
Практика |
2 |
Выполнение изделий в технике выжигания. |
МБУ ДО "ЦДО" каб. № 23" |
Наблюдение, выполнение заданий, анализ |
||
31 |
|
Практика |
2 |
Выполнение изделий в технике выжигания. |
МБУ ДО "ЦДО" каб. № 23 |
Наблюдение, выполнение заданий, анализ |
||
НОЯБРЬ |
07 |
|
Практика |
2 |
Выполнение изделий в технике выжигания. |
МБУ ДО "ЦДО" каб. № 23 |
Наблюдение, выполнение заданий, анализ |
|
2. |
08 |
|
Теория Практика |
1 1 |
Отделка изделия |
МБУ ДО "ЦДО" каб. № 23" |
Беседа, выполнение заданий, анализ |
|
11 |
|
Практика |
2 |
Отделка изделия |
МБУ ДО "ЦДО" каб. № 23 |
Наблюдение, выполнение заданий, анализ |
||
14 |
|
Практика |
2 |
Отделка изделия |
МБУ ДО "ЦДО" каб. № 23 |
Наблюдение, выполнение заданий, анализ |
||
18 |
|
Теория Практика |
1 1 |
История возникновения и развития техники декупаж. |
МБУ ДО "ЦДО" каб. № 23 |
Беседа, выполнение заданий, анализ |
||
21 |
|
Теория Практика |
1 1 |
Прямой декупаж. Декупаж с салфеткой. |
МБУ ДО "ЦДО" каб. № 23 |
Беседа, выполнение заданий, анализ |
||
25 |
|
Практика |
2 |
Прямой декупаж. Декупаж с салфеткой. |
МБУ ДО "ЦДО" каб. № 23 |
Наблюдение, выполнение заданий, анализ |
||
28 |
|
Практика |
2 |
Прямой декупаж. Декупаж с салфеткой. |
МБУ ДО "ЦДО" каб. № 23 |
Беседа, показ, анализ |
||
ДЕКАБРЬ |
02 |
|
Практика |
2 |
Прямой декупаж. Декупаж с салфеткой. |
МБУ ДО "ЦДО" каб. № 23 |
Наблюдение, выполнение заданий, анализ |
|
05 |
|
Теория Практика |
1 1 |
Объемный декупаж |
МБУ ДО "ЦДО" каб. № 23 |
Беседа, выполнение заданий, анализ |
||
09 |
|
Практика |
2 |
Объемный декупаж |
МБУ ДО "ЦДО" каб. № 23 |
Наблюдение, выполнение заданий, анализ |
||
12 |
|
Практика |
2 |
Объемный декупаж |
МБУ ДО "ЦДО" каб. № 23 |
Наблюдение, выполнение заданий, анализ |
||
16 |
|
Теория Практика |
1 1 |
Художественный декупаж |
МБУ ДО "ЦДО" каб. № 23 |
Беседа, выполнение заданий, анализ |
||
19 |
|
Практика |
2 |
Художественный декупаж |
МБУ ДО "ЦДО" каб. № 23 |
Наблюдение, выполнение заданий, анализ |
||
23 |
|
Практика |
2 |
Художественный декупаж
|
МБУ ДО "ЦДО" каб. № 23" |
Наблюдение, выполнение заданий, анализ |
||
26 |
|
Теория Практика |
1 1 |
Представление проектной работы |
МБУ ДО "ЦДО" каб. № 23 |
Показ, анализ |
Модуль 2. «Роспись по стеклу и керамике. Витраж» (36 занятий 72 часа)
№ п/п |
Мес-яц |
Число/ план |
Число/ факт |
Форма занятия |
Кол-во часов |
Тема занятия |
Место проведе-ния |
Форма контроля |
ЯНВАРЬ |
09 |
|
Теория |
2 |
Техника безопасности при работе с различными инструментами и материалами. Роспись по стеклу и керамике |
МБУ ДО "ЦДО" каб. № 23 |
Беседа, показ, Анализ. Зачет по ТБ |
|
13 |
|
Теория Практика |
1 1 |
Виды красок и их применение. Правила сушки витражных красок. |
МБУ ДО "ЦДО" каб. № 23 |
Беседа, показ, анализ |
||
16 |
|
Теория Практика |
1 1 |
Виды росписи и её применение. |
МБУ ДО "ЦДО" каб. № 23 |
Беседа, выполнение заданий, анализ |
||
20 |
|
Теория Практика |
1 1 |
Роспись плоских предметов |
МБУ ДО "ЦДО" каб. № 23 |
Беседа, выполнение заданий, анализ |
||
23 |
|
Практика |
2 |
Роспись плоских предметов |
МБУ ДО "ЦДО" каб. № 23 |
Наблюдение, выполнение заданий, анализ |
||
1. |
27 |
|
Практика |
2 |
Роспись плоских предметов |
МБУ ДО "ЦДО" каб. № 23 |
Наблюдение, выполнение заданий, анализ |
|
29 |
|
Практика |
2 |
Роспись плоских предметов |
МБУ ДО "ЦДО" каб. № 23 |
Наблюдение, выполнение заданий, анализ |
||
ФЕВРАЛЬ |
03 |
|
Практика |
2 |
Роспись плоских предметов |
МБУ ДО "ЦДО" каб. № 23 |
Наблюдение, выполнение заданий, анализ |
|
06 |
|
Практика |
2 |
Роспись плоских предметов |
МБУ ДО "ЦДО" каб. № 23 |
Наблюдение, выполнение заданий, анализ |
||
10 |
|
Практика |
2 |
Роспись плоских предметов |
МБУ ДО "ЦДО" каб. № 23 |
Наблюдение, выполнение заданий, анализ |
||
13 |
|
Теория Практика |
1 1 |
Основные правила декорирования объемных поверхностей |
МБУ ДО "ЦДО" каб. № 23 |
Беседа, выполнение заданий, анализ |
||
17 |
|
Практика |
2 |
Роспись объемных предметов |
МБУ ДО "ЦДО" каб. № 23 |
Наблюдение, выполнение заданий, анализ |
||
20 |
|
Практика |
2 |
Роспись объемных предметов |
МБУ ДО "ЦДО" каб. № 23 |
Наблюдение, выполнение заданий, анализ |
||
2. |
24 |
|
Практика |
2 |
Роспись объемных предметов |
МБУ ДО "ЦДО" каб. № 23 |
Наблюдение, выполнение заданий, анализ |
|
3. |
27 |
|
Практика |
2 |
Роспись объемных предметов |
МБУ ДО "ЦДО" каб. № 23 |
Наблюдение, выполнение заданий, анализ |
|
МАРТ |
03 |
|
Практика |
2 |
Роспись объемных предметов |
МБУ ДО "ЦДО" каб. № 23 |
Наблюдение, выполнение заданий, анализ |
|
06 |
|
Практика |
2 |
Роспись объемных предметов |
МБУ ДО "ЦДО" каб. № 23 |
Наблюдение, выполнение заданий, анализ |
||
10 |
|
Практика |
2 |
Роспись объемных предметов |
МБУ ДО "ЦДО" каб. № 23 |
Наблюдение, выполнение заданий, анализ |
||
13 |
|
Теория Практика |
1 1 |
Способы нанесения точечного витража |
МБУ ДО "ЦДО" каб. № 23 |
Беседа, выполнение заданий, анализ |
||
17 |
|
Практика |
2 |
Точечная роспись |
МБУ ДО "ЦДО" каб. № 23 |
Беседа, выполнение заданий, анализ |
||
20 |
|
Практика |
2 |
Точечная роспись |
МБУ ДО "ЦДО" каб. № 23 |
Наблюдение, выполнение заданий, анализ |
||
24 |
|
Практика |
2 |
Точечная роспись |
МБУ ДО "ЦДО" каб. № 23 |
Наблюдение, выполнение заданий, анализ |
||
4. |
27 |
|
Практика |
2 |
Точечная роспись |
МБУ ДО "ЦДО" каб. № 23 |
Наблюдение, выполнение заданий, анализ |
|
31 |
|
Практика |
2 |
Точечная роспись |
МБУ ДО "ЦДО" каб. № 23 |
Наблюдение, выполнение заданий, анализ |
||
АПРЕЛЬ |
03 |
|
Практика |
2 |
Точечная роспись |
МБУ ДО "ЦДО" каб. № 23 |
Наблюдение, выполнение заданий, анализ |
|
07 |
|
Практика |
2 |
Точечная роспись |
МБУ ДО "ЦДО" каб. № 23 |
Наблюдение, выполнение заданий, анализ |
||
10 |
|
Практика |
2 |
Декорирование изделий в различных техниках. |
МБУ ДО "ЦДО" каб. № 23 |
Наблюдение, выполнение заданий, анализ |
||
14 |
|
Практика |
2 |
Декорирование изделий в различных техниках. |
МБУ ДО "ЦДО" каб. № 23 |
Наблюдение, выполнение заданий, анализ |
||
17 |
|
Практика |
2 |
Декорирование изделий в различных техниках. |
МБУ ДО "ЦДО" каб. № 23 |
Наблюдение, выполнение заданий, анализ |
||
21 |
|
Практика |
2 |
Декорирование изделий в различных техниках. |
МБУ ДО "ЦДО" каб. № 23 |
Наблюдение, выполнение заданий, анализ |
||
24 |
|
Практика |
2 |
Декорирование изделий в различных техниках. |
МБУ ДО "ЦДО" каб. № 23 |
Наблюдение, выполнение заданий, анализ |
||
28 |
|
Практика |
2 |
Декорирование изделий в различных техниках. |
МБУ ДО "ЦДО" каб. № 23 |
Наблюдение, выполнение заданий, анализ |
||
МАЙ |
05 |
|
Практика |
2 |
Декорирование изделий в различных техниках. |
МБУ ДО "ЦДО" |
Наблюдение, выполнение заданий, анализ |
|
12 |
|
Практика |
2 |
Декорирование изделий в различных техниках. |
МБУ ДО "ЦДО" каб. № 23 |
Наблюдение, выполнение заданий, анализ |
||
15 |
|
Теория Практика |
1 1 |
Итоговая аттестация |
МБУ ДО "ЦДО" каб. № 23 |
Итоговый контроль |
||
19 |
|
Теория Практика |
1 1 |
Представление проектной работы |
МБУ ДО "ЦДО" каб. № 23 |
Выставка работ. Подведение итогов |
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЬНОЙ РАБОТЫ МБУ ДО «ЦДО»
на 2024 – 2025 УЧЕБНЫЙ ГОД
2024 год – Год семьи
2025 год - Год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне, год мира и единства в борьбе с нацизмом.
Месяц/ направление работы |
Гражданское и патриотическое воспитание, формирование российской идентичности |
Духовное и нравственное воспитание» |
Приобщение к культурному наследию |
Интеллектуальное воспитание |
Экологическое воспитание и воспитание культуры здоровья |
Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение |
Сентябрь |
День освобождения Смоленщины (памятная акция) |
|
|
|
|
Путешествие в страну Профессий (Интерактивная игра) |
Октябрь |
|
День отца. Участие в конкурсах по декоративно-прикладному искусству. |
|
|||
Ноябрь |
День народного единства (Беседа с использованием видеопрезентации, видеофильма) |
День матери в России (участие в выставке и концерте) |
|
|
|
|
Декабрь |
|
|
|
Новый год. Участие в конкурсах по декоративно-прикладному искусству. |
Ежегодный Всероссийский конкурс «Елка Эколят – молодых защитников природы» (Поделки) |
|
Январь |
|
|
Рождество Христово (Рождественские колядки) |
|
|
|
Февраль |
|
|
|
|
|
Мы в профессии играем: мультпутешествие (Игра-путешествие) |
Март |
|
Масленичные гуляния (участие в праздничном мероприятии) |
|
|||
Апрель |
|
День космонавтики (выставка рисунков, поделок, мастер-классы, беседа)
|
Светлая Пасха Христова. Участие в конкурсах по декоративно-прикладному искусству. |
|
|
|
Май |
|
|
|
День Победы. Участие в конкурсах по декоративно-прикладному искусству. |
|
|
Условия реализации программы
Обязательным условием реализации программы является систематическая специальная и психолого-педагогическая поддержка педагога, родителей, детского коллектива и самого обучающегося. Основными направлениями в специальной поддержке являются:
- удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с задержкой психического развития;
- коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения;
- развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;
- развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
- формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;
- коррекция нарушений устной и письменной речи.
Психолого-педагогическая поддержка предполагает:
- помощь в формировании полноценных социальных (жизненных) компетенций, развитие адекватных отношений между ребенком и педагогом, другими обучающимися, родителями;
- поддержание эмоционально комфортной обстановки;
- создание условий успешного овладения учебной деятельностью с целью предупреждения негативного отношения обучающегося к получению дополнительного образования.
Важным условием организации пространства, в котором обучаются дети с ЗПР, является наличие доступного пространства, которое позволит воспринимать максимальное количество сведений через аудио-визуализированные источники. Наличие удобно расположенных и доступных стендов с представленными на них наглядным материалом о внутришкольных правилах поведения, правилах безопасности, распорядке, режиме функционирования организации, изменениях в режиме обучения, последних событиях в центре дополнительного образования, ближайших планах и т.д.
Обязательным условием к организации рабочего места обучающегося с ЗПР является обеспечение возможности постоянно находиться в зоне внимания педагога.
Для реализации программы «Волшебный мир ДПИ» в образовательном учреждении созданы все необходимые условия для занятий: класс со свободным пространством, где можно получать теоретические знания 6 участникам, оборудованный необходимыми техническими средствами (компьютером, проектором, экраном, принтером). Учебная мастерская, которая оборудована всеми необходимыми санитарно-техническими средствами, инструментами и приспособлениями для выполнения декоративно-прикладных работ.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
- оборудование учебного кабинета: классная доска, столы и стулья для учащихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов;
- электровыжигатель;
- фанера;
- наждачная бумага разной зернистости; ножницы;
- краски;
- кисточки для рисования; кисти для лакирования ;
- лак по дереву;
- копировальная бумага;
- клей, клеевой пистолет;
- стекло;
- контуры и краски по стеклу;
- цветная и гофрированная бумага, фольга;
- джутовый шпагат;
- элементы декора; сизаль;
- плоскогубцы, круглогубцы, кусачки;
- швейная машина; оверлок;
- технические средства обучения: компьютер, принтер, проектор;
- комплект презентаций;
- комплект наглядных материалов (схемы рисования, фото- и видеоматериалы).
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ
1. Стартовая диагностика:
- осуществляется через педагогическое наблюдение.
2. Текущий контроль:
- осуществляется в процессе педагогического наблюдения за индивидуальной и групповой работой,
- анализ,
- беседа;
- выполнение творческих заданий – работы на заданную тему
3. Промежуточный контроль:
- педагогическое наблюдение,
- самостоятельное выполнение творческой работы.
4. Итоговый контроль:
- в форме выставки работ учащихся.
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Результаты |
Диагностические методики. Показатели, по которым отслеживается эффективность деятельности. Уровни, единица измерения |
Личностные результаты |
|
1. Творческая активность. 2. Овладение начальными навыками адаптации. 3. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. 4. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. |
Готовность к творчеству, интерес к изобразительному искусству. Формирование у обучающихся в процессе обучения положительного отношения к изобразительному искусству и развитие мотивации к дальнейшему овладению художественными способностями и развитию познавательного интереса. Контрольно-измерительный материал: практические работы, выставка работ. Ученик умеет выстраивать добропорядочные отношения в учебном коллективе. Ученик воспринимает важность (ценность) учёбы как интеллектуального труда и познания нового. Ученик умеет различать «красивое» и «некрасивое», ощущает потребность в «прекрасном», которое выражается в удержании критерия «красиво» (эстетично), в отношениях к людям, к результатам труда. |
Метапредметные результаты |
|
Познавательные учебные действия |
Умение подбирать и анализировать специальную литературу, умение пользоваться компьютерными источниками информации. Уровни сформированности: 1- минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); 2- средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей); 3- максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей) |
Регулятивные учебные действия |
Умение организовать свое рабочее (учебное) место, навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности, умение аккуратно выполнять работу. Уровни сформированности: 1- минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 50% объема навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой); 2- средний уровень (объем усвоенный навыков составляет более 50%); 3- максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем навыков, предусмотренных программой за конкретный период). |
Коммуникативные учебные действия |
Умение слушать и слышать педагога, умение выступать перед аудиторией. Уровни сформированности: 1- минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); 2- средний уровень (обучающийся испытывает небольшие затруднения, иногда нуждается в помощи и контроле педагога); 3- максимальный уровень (высокий уровень развития коммуникативных учебных действий) |
Предметные результаты |
|
Теоретическая подготовка |
Теоретические знания по основным разделам тематического плана программы. Уровни сформированности: 1-высокий уровень – обучающийся освоил практически весь объём знаний 100-80%, предусмотренных программой за конкретный период; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием 2-средний уровень – у обучающегося объём усвоенных знаний составляет 79-50%; сочетает специальную терминологию с бытовой; 3-низкий уровень – обучающийся овладел менее чем 50% объёма знаний, предусмотренных программой; обучающийся, как правило, избегает употреблять специальные термины. |
Практическая подготовка |
Практические умения и навыки, предусмотренные программой Уровни сформированности: 1-высокий уровень – обучающийся овладел на 100-80% умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период; работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей; выполняет практические задания с элементами творчества; 2-средний уровень – у обучающегося объём усвоенных умений и навыков составляет 79-50%; работает с оборудованием с помощью педагога; в основном, выполняет задания на основе образца; 3-низкий уровень - обучающийся овладел менее чем 50%, предусмотренных умений и навыков; испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием; в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога. |
Теоретические и практические занятия, предусмотренные рамками реализации адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Волшебный мир ДПИ» тесно связаны между собой и дополняют друг друга. Продуктивность каждого учебного занятия обусловлена использованием следующих методических приёмов:
1. индивидуальная оценка уровня усвоенных навыков, развития способностей путём наблюдения за обучающимся, его успехами;
2. создание на занятии обстановки, вызывающей у неуверенных детей желание действовать и перспективы развития и роста в творчестве;
3. использование коллективной работы.
Такие методические приёмы развивают самостоятельность и творчество обучающихся.
Реализация программы предусматривает использование в образовательном процессе следующих педагогических технологий:
- технология группового обучения;
- технология коллективного взаимообучения;
- технология развивающего обучения;
- технология проблемного обучения;
- технология коллективной творческой деятельности;
- здоровьесберегающая технология.
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности
Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.
Интерактивные методы:
- творческие задания;
- работа в малых группах;
- обучающие игры (ролевые игры, деловые игры и образовательные игры);
- практические работы.
Итогом освоения курса является разработка и защита проектного задания на тему «Создание декоративного изделия». Предусмотрена выставка творческих работ.
Основным методом изложения теоретических сведений на практических занятиях является инструктаж. Выполняя специальные упражнения, обучающиеся приобретают общетрудовые, специальные и профессиональные умения, навыки. С целью повышения эффективности занятий и воспитания интереса к профессиональной деятельности.
Особое место отделено в программе развитию творческого отношения к делу, совершенствованию профессионального мастерства, самообразованию. Этому способствует участие обучающихся в творческих выставках.
Использование здоровьесберегающих технологий. Охрану здоровья детей необходимо назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься эффективным трудом, осуществлять свою профессиональную деятельность. Дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья находятся в группе риска по ухудшению здоровья во врем проведения занятий, именно поэтому особое внимание занятиях уделяется здоровьесберегающим технологиям. В организации и проведения занятия по программе «Волшебный мир ДПИ» учитываются:
- данные мониторинга состояния здоровья обучающихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений педагога;
- особенности возрастного развития обучающихся и использование образовательных методик, соответствующих особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. обучающихся данной возрастной группы;
- возможности создания благоприятного эмоционально-психологического
- климата в группе;
- возможности использования разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности обучающихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.
Список литературы для педагогов
1. Артамонова Е.В. Необычные сувениры и игрушки. Самоделки из природных материалов – М.: Изд-во Эксмо, 2005
2. Бойко Е.А. Декупаж. 100 лучших идей – М.:АСТ: Астрель, 2018.
3. Вешкина, О. Б. Декупаж. Стильные идеи шаг за шагом – М. : АСТ, 2010.
4. Волкова Н.В., Жадько Е.Г. 100 замечательных поделок из всякой всячины – Ростов-на-Дону, Феникс, 2017.
5. Воробьева Н. К. Точечная роспись – М.: Аст-Пресс, 2018.
6. Высоцкая Е. В., Куликович Л. Н. Подарки своими руками. Минск, 20018.
7. Гир А., Фристоун Б. Роспись по стеклу – М.: Арт-Родник, 2018.
8. Гомозова Ю.Б. «Калейдоскоп чудесных ремесел» Москва, 2005 Горнова, Л.В., Бычкова, Т.Л. Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации – Волгоград: Учитель, 2018.
9. Гомозова Ю.Б., «Калейдоскоп чудесных ремесел» – Москва, 2018.
10. Горяева Н.А., О.В. Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» –Москва, «Просвещение», 2018.
11. Грушина Л.В., Лыкова И.А. Азбука творчества. Учебно – методическое пособие –ООО «Карапуз-Дидактика», 2006г.
12. Дьеркс, Л. Мозаика своими руками: материалы, инструменты, техника и базовые композиции – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000г.
13. Журнал - "СКРАПБУКИНГ. Творческий стиль жизни" + приложение. Количество страниц: 64 стр. Выходит с периодичностью 1 раз в 2 месяца –Издательство: Хобби и Ты, 2020,2022,2023
14. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.:Мозаика-Синтез,2018.
15. Кузьмина Т. А., Четина, Е. В. Декоративные бутылки и вазы. Из серии «Своими руками» – Ростов-на-Дону. 2017.
16. Логвиненко Г. М. Декоративная композиция – М.: ВЛАДОС, 2004.
17. Луговая Т. Б. Первые уроки дизайна – АДТ, 2018.
18. Панченко В. В. Выжигание по дереву – Ростов-на Дону «Феликс», 2017.
19. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н.К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс, 2018. – (Методичка).
20. Федотов Г.Я. Энциклопедия ремесел – М.. Изд-во Эксмо, 2003г.
Художественное творчество» М. Просвещение, 2011 г.
21. Черныш И. В. Забавные поделки к праздникам – Москва, 2017.
Список литературы для обучающихся
1. Бойко Е.А. Декупаж. 100 лучших идей – М.:АСТ: Астрель, 2018.
2. Волкова Н.В., Жадько Е.Г. 100 замечательных поделок из всякой всячины –Ростов-на-Дону, Феникс, 2018.
3. Воробьева Н. К. Точечная роспись – М.: Аст-Пресс, 2018.
4. Горяева, Н.А., Островская О.В. «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» – Москва, «Просвещение», 2018.
5. Кузьмина Т. А., Четина, Е. В. Декоративные бутылки и вазы. Из серии «Своими руками – Ростов-на-Дону. 2018.
6. Луговая Т. Б. Первые уроки дизайна – АДТ, 2017.
7. Панченко В. В. Выжигание по дереву – Ростов-на Дону «Феликс», 2018.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.