Программа воспитания лагеря 2025

  • Документация
  • docx
  • 01.07.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа воспитательной работы для организаций отдыха детей и их оздоровления разработана: - на основе Федеральной программы воспитательной работы для организаций отдыха детей и их оздоровления (2025 г.);
Иконка файла материала Программа воспитания лагеря 2025.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Михаленинская основная школа

 

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы

_____________________

Сигаева Е.В.

«___» __________2025 г.

 

 

 

 

 

Программа воспитания

для организации отдыха детей

 и их оздоровления

МБОУ Михаленинской ОШ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2025 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

1        Целевой раздел

               1.1    Цель и задачи Программы

               1.2    Методологическая основа Программы

               1.3     Цель и задачи воспитательной работы

               1.4    Целевые приоритеты в воспитании детей разных возрастов

               1.5    Направления воспитательной работы

               1.6   Ценностные основы содержания воспитательной работы

               2       Содержательный раздел

                2.1    Инвариантные (обязательные) блоки

                2.2    Инвариантные общие содержательные модули

                2.3    Вариативные содержательные модули

               3       Организационный раздел

3.1 Особенности организации воспитательной деятельности в условиях детского лагеря дневного пребывания

               3.2    Логика реализации программы в рамках смены

               3.3    Анализ воспитательного процесса и результатов воспитания

3.4     Партнерское взаимодействие с общественными и молодежными организациями

               3.5    Взаимодействие с родительским сообществом

               3.6    Кадровое обеспечение реализации программы

               3.7    Методическое обеспечение реализации программы

               3.8   Материально-техническое обеспечение реализации программы

 

Приложение. Календарный план воспитательной работы лагеря на 2025 год

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа воспитательной работы для организаций отдыха детей и их оздоровления (далее – Программа воспитания, Программа) разработана:

-                     на основе Федеральной программы воспитательной работы для организаций отдыха детей и их оздоровления (2025 г.);

-                в контексте бесшовной образовательной среды и интеграции с Федеральными рабочими программами воспитания, которые являются структурными элементами Федеральных образовательных программ НОО,

ООО и СОО;

-           на основе Указа Президента РФ от 07.05.2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года».

Программа предусматривает возрастной подход к обучению, воспитанию и развитию детей.

Под возрастными группами понимаются группы детей:

-                     7 - 10 лет – младшие школьники.

Программа воспитания включает три раздела:

-                     целевой,

-                     содержательный,

-                     организационный.

 

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

 

1.1. Цель и задачи Программы

Цель Программы: актуализация, формирование и внедрение единых подходов к воспитанию и развитию детей и молодежи в сфере организации отдыха и оздоровления детей в преемственности с единой системой воспитания и государственной политики в области образования подрастающего поколения в Российской Федерации.

Задачи Программы:

-  реализация единых подходов к воспитательной деятельности педагогических коллективов организаций отдыха детей и их оздоровления, а также иных организаций, осуществляющих воспитательные, досуговые и развивающие программы в сфере детского отдыха, в соответствии с Федеральной программой воспитательной работы для организаций отдыха детей и их оздоровления;

-  внедрение единых принципов, методов и форм организации воспитательной деятельности, формирование и развитие субъектности детей в условиях временных детских коллективов и групп;

-  внедрение единых подходов к развитию инструментов мониторинга и оценки качества воспитательного процесса при реализации Программы воспитательной работы.

1.2. Методологическая основа Программы

 

Методологической основой разработки и реализации Программы является совокупность подходов и принципов.

Системно-деятельностный подход подразумевает организацию воспитательной деятельности, в которой главное место отводится активной, разносторонней, самостоятельной познавательной деятельности ребенка и специальным образом организованной совместной деятельности детей и педагогов в условиях временного детского коллектива или временных детских групп. Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности, имеющего системное представление о мире, своем месте и роли в нем. Формирование такой личности возможно только в активной совместной деятельности воспитанников (и их групп) и педагогов, имеющей конкретный итог и результат.

Аксиологический подход подразумевает ценностное, духовно- практическое освоение действительности, определѐнное отношение к реалиям, предусматривающее их оценку на основе учѐта специфики мотивирующих поведение человека и организующих взаимоотношения между людьми потребностей, интересов, ценностных ориентаций. В данном подходе человек, личность рассматривается как наивысшая ценность общества, самоцель общественного развития.

Основными принципами реализации Программы являются:

-  принцип единого целевого начала воспитательной деятельности;

-  принцип системности, непрерывности и преемственности воспитательной деятельности;

-  принцип единства концептуальных подходов, методов и форм воспитательной деятельности;

-  принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников и их групп;

-  принцип приоритета конструктивных интересов и потребностей детей;

-                     принцип реальности и измеримости итогов воспитательной деятельности.

 

 

1.3. Цель и задачи воспитания

Современный российский общенациональный воспитательный идеал – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий

ответственность за настоящее и будущее страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере образования цель воспитания: создание условий для личностного развития, самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, ст. 2, п. 2).

Задачи воспитания определены с учетом интеллектуально- когнитивной, эмоционально-оценочной, деятельностно - практической составляющих развития личности:

-  усвоение знаний, норм, духовно - нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);

-  формирование и развитие позитивных личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);

-  приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных социальных отношений, применения полученных знаний; формирование воспитательного пространства, соответствующего возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.

1.4. Целевые приоритеты в воспитании детей разных возрастов

Целевые приоритеты в воспитании детей младшего школьного возраста:

-  создание благоприятных условий для усвоения участниками социально значимых знаний - базовых норм поведения и культурно-исторических традиций общества. Воспитание в этом возрасте направлено на формирование у детей представлений о гражданских, нравственных и эстетических ценностях, развивая чувство принадлежности к семье, коллективу и Родине.

1.5. Направления воспитательной работы

В основу каждого направления воспитательной работы в организации отдыха детей и их оздоровления заложены базовые ценности, которые способствуют всестороннему развитию личности и успешной социализации в современных условиях, в т.ч. в части:

1)                    Гражданского воспитания, способствующего формированию российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в российском государстве и субъекту тысячелетней Российской государственности, знание и уважение прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации;

2)                    Патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к своему народу и уважения к другим народам России, формирование общероссийской культурной идентичности;

3)                    Духовно-нравственного воспитания на основе духовно- нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей;

4)                    Эстетического воспитания, способствующего формированию эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;

5)                    Трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на развитие самостоятельности, трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, на достижение выдающихся результатов в труде, профессиональной деятельности;

6)                    Физического воспитания, ориентированного на формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия: компонент здоровьесберегающей работы, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной и безопасной организации оздоровительно-образовательного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания, создание безопасной среды, освоение детьми норм безопасного поведения в природной, социальной среде, чрезвычайных ситуациях;

7)                    Экологического воспитания, способствующего формированию экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей;

8)                    Ценности научного познания, ориентированного на воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к знаниям, образованию с учетом личностных интересов и общественных потребностей.

1.6. Ценностные основы содержания воспитательной работы

Базовой основой содержания данной Программы являются традиционные духовно-нравственные ценности, к которым относятся нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые из поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России, а также укрепление института семьи, сохранение традиционных семейных ценностей.

Ценностно-целевые ориентиры воспитательной работы в организации отдыха детей и их оздоровления направлены на формирование у детей устойчивого чувства гражданской принадлежности, духовно-нравственной культуры и осознанного отношения к основным общечеловеческим и российским ценностям.

Программа опирается на признанные в российском обществе ценности, закрепленные в Конституции Российской Федерации и отражающие традиции, культурное и историческое наследие нашей страны.

К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся:

-   жизнь,

-   достоинство,

-   права и свободы человека,

-   патриотизм,

-   гражданственность,

-   служение Отечеству и ответственность за его судьбу,

-   высокие нравственные идеалы, - крепкая семья,

-   созидательный труд,

-   приоритет духовного над материальным,

-   гуманизм,

-   милосердие,

-   справедливость,

-   коллективизм,

-   взаимопомощь и взаимоуважение,

-   историческая память и преемственность поколений,

-   единство народов России.

 

Достижение цели Программы и решение задач воспитательной работы осуществляется в рамках всех направлений деятельности организации отдыха детей и их оздоровления.

Содержание, виды и формы воспитательной работы представлены в соответствующих блоках и модулях.

К инвариантным (обязательным) блокам относятся:

-  блок «Мир»; - блок «Россия»;

-   блок «Человек».

К инвариантным (обязательным) модулям относятся:

-   модуль «Спортивно-оздоровительная работа»;

-   модуль «Психолого-педагогическое сопровождение»;

-   модуль «Детское самоуправление»;

-   модуль «Культура России»;

-   модуль «Профориентация»;

-   модуль «Социальная активность в Движении Первых».

К вариативным содержательным модулям относятся:

-   модуль «Экскурсии и походы»;

-   модуль «Кружки и секции»;

-   модуль «Цифровая и медиа-среда»;

-   модуль «Проектная деятельность»

 

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

В основу каждого направления воспитательной работы в организации отдыха детей и их оздоровления заложены базовые ценности, которые способствуют всестороннему развитию личности и успешной социализации в современных условиях:

-  гражданское воспитание, формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в российском государстве и субъекту тысячелетней Российской государственности, знание и уважение прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации;

-  патриотическое воспитание – воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности;

-  духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков;

-  эстетическое воспитание: формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;

-  экологическое воспитание: формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей;

-  трудовое воспитание: воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, на достижение выдающихся результатов в труде, профессиональной деятельности;

-  физическое воспитание и воспитание культуры здорового образа жизни и безопасности: развитие физических способностей с учетом возможностей и состояния здоровья, формирование культуры здорового образа жизни, личной и общественной безопасности;

-  познавательное направление воспитания: стремление к познанию себя и других людей, природы и общества, к знаниям, образованию.

Виды, формы и содержание воспитательной деятельности планируются, представляются по модулям.

 

ИНВАРИАНТНЫЕ (ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ) БЛОКИ Блок «Мир»

Содержание данного блока отражает комплекс мероприятий, который

основан на общечеловеческих ценностях, равноправии и взаимном уважении народов, государств в мировом сообществе, невмешательстве во внутренние дела государств, сотрудничестве и дружбе между странами.

Деятельность блока "Мир: наука, культура, мораль" реализуется в следующих форматах:

-  литературные вечера, исторические игры, информационные часы на тему: «Жизнь замечательных людей», на которых ребятам задаются образцы нравственного поведения, через знакомство с историческими деятелями науки и культуры разных стран и эпох, с героями-защитниками отечества.

-  игровые форматы, направленные на знакомство с мировым и общероссийским культурным наследием в области искусства, литературы, музыки, изобразительного творчества, архитектуры, театра, балета, кинематографа, мультипликации.

-  тематические мероприятия, направленные на формирование культуры мира, позволяющие ребятам осознать важность уважения к разнообразию культур и народов, развить навыки гармоничного взаимодействия и сотрудничества; мероприятия, которые помогают понять, что мир является основой благополучия каждого человека и человечества в целом;

-  события и мероприятия, отражающие ценности созидания и науки:

стремление к познанию себя и других людей, природы и общества, к знаниям, образованию, создание единого интеллектуального пространства, позволяющего популяризировать формы детского интеллектуального досуга:

а) проведение интеллектуальных и познавательных игр;

                 б)     организация     конструкторской,     исследовательской     и    проектной

деятельности;

в) просмотр научно-популярных фильмов;

г) встречи с интересными людьми, дискуссионные клубы, дебаты, диспуты.

-  мероприятия и дела, направленные на изучение России, русского и национальных языков, родного края, населенного пункта как культурного пространства, фольклорные праздники в контексте мировой культуры и нематериального наследия. Знакомство детей и подростков не только с красотой нашей планеты, но и в первую очередь, с историей своего населенного пункта, края, региона, страны;

-  тематические беседы и диалоги на тему духовно-нравственного воспитания. Проведение обсуждений на темы морали, духовных ценностей, честности, справедливости и милосердия. Формат: открытые беседы, где дети делятся своими мыслями и учатся слушать других.

 

Блок «Россия»

Содержание блока отражает комплекс мероприятий, который основан на общероссийских ценностях.

1) Первый комплекс мероприятий связан с народом России, его тысячелетней историей, с общероссийской культурной принадлежностью и идентичностью, с историческим единством народа России, общностью его исторической судьбы, памятью предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость.

Форматы мероприятий:

-  церемония подъема (спуска) Государственного флага Российской Федерации и исполнение Государственного гимна Российской Федерации;

-  торжественная церемония подъема (спуска) Государственного флага Российской Федерации проводится в день открытия (закрытия) смены и в дни государственных праздников Российской Федерации;

-  Дни единых действий, Государственные праздники и события, Дни воинской славы России, памятные и юбилейные мероприятия регионального и федерального уровней, которые проводятся по единым федеральным методическим рекомендациям и материалам.

Перечень дополняется и актуализируется в соответствии с памятными датами, юбилеями общероссийского, регионального, местного значения, документами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации,          перечнями рекомендуемых воспитательных    событий Министерства просвещения Российской Федерации, методическими рекомендациями исполнительных органов власти в сфере образования;

-  использование в работе материалов культурно-просветительского проекта «Цивилизационное наследие России»

2) Второй    комплекс    мероприятий       касается     суверенитета       и безопасности, защиты российского общества, народа России, и в первую очередь, памяти защитников Отечества и подвигов героев Отечества, сохранения исторической правды.

Форматы мероприятий:

-  «Час Памяти», «Час Мужества». Цель: показать ребятам важность сохранения памяти о подвигах наших предков, защитивших родную землю и спасших мир от фашистской агрессии, о геноциде советского народа, о военных преступлениях нацистов, которые не имеют срока давности;

-  вовлечение ребят старших отрядов в просветительский проект «Без срока давности», который нацелен на патриотическое воспитание детей и подростков, направлен на формирование их приверженности традиционным российским духовно-нравственным ценностям - любви к Родине, добру, милосердию, состраданию, взаимопомощи, чувству долга;

-  посещение мемориальных комплексов и памятных мест, посвященных увековечиванию памяти мирных жителей, погибших от рук нацистов и их пособников в годы Великой Отечественной войны.

3) Третий комплекс мероприятий направлен на служение российскому обществу и осознание исторически сложившегося государственного единства, гражданства Российской Федерации и приверженности Российскому государству. Понимание многообразия народов России, российского общества: народы, национальные общины, религии, культуры, языки - всѐ, что являются ценностью.

Форматы мероприятий:

- информационные часы и акции «День флага», «Защищать Родину-это почетный долг», «Дети на защите Отечества», «Бессмертный полк».

Реализация данных мероприятий будет осуществляться как самостоятельно, так и во взаимодействии с Общероссийским общественно- государственным движением детей и молодежи «Движение Первых».

4) Четвертый комплекс мероприятий связан с русским языком - государственным языком Российской Федерации. Это язык межнационального общения, который является средством коммуникации всех народов Российской Федерации, основой их социально-экономической, культурной и духовной консолидации.

Форматы мероприятий:

-  организация выставок книг, посвященных русскому языку, литературе и культуре, способствует погружению участников в мир словесного искусства. Каждая выставка будет раскрывать определенную тему, знакомить с произведениями классиков и современных авторов, отражать богатство и выразительность русского языка;

-  культурно-просветительские мероприятия, направленные на знакомство с историей и богатством русского языка, его ролью в культуре и искусстве: лекции, беседы, литературные вечера, посвященные выдающимся писателям, поэтам и языковым традициям России;

-  конкурсы, посвященные русскому языку, которые помогают детям и подросткам раскрыть творческий потенциал.

Соревнования, конкурсы сочинений, стихов или эссе на темы, связанные с языковыми ценностями, вдохновляющие на самовыражение, показывают красоту русского слова;

-  коллективно-творческие дела по мотивам русских народных сказок;

-  литературные конкурсы, конкурсы чтецов;

-  реконструкция русских народных праздников;

-  проекты по собранию русских пословиц и поговорок; крылатых выражений о родстве, дружбе, верности и других нравственных ориентирах, выраженных точным и красивым русским языком.

5) Пятый комплекс мероприятий связан с родной природой (малой Родины, своего края, России), с ответственностью за сохранение природы перед будущими поколениями с бережливостью в использовании природных ресурсов.

Форматы мероприятий:

-  экологические игры, актуализирующие имеющийся опыт и знания;

-  экскурсии по территории, знакомящие детей с природными объектами, позволяющие изучать природные объекты в естественной среде, жизнеобеспечивающие взаимосвязь и взаимозависимость в целостной экосистеме;

-  беседы об особенностях родного края;

-  акции, демонстрирующие преимущества бережного отношение к природе, воде, электричеству, которые учат ребят минимизировать или ликвидировать вред, наносимый природе;

-  принятый свод экологических правил в отряде и в лагере;

-  ведение дневника погоды (для детей младшего школьного возраста), обучение приемам определения температуры воздуха, облачности, типов облаков, направления ветра (при наличии оборудования в лагере);

-  конкурс рисунков, плакатов, инсценировок на экологическую тематику;

-  встречи и беседы с экспертами в области экологии, охраны окружающей среды, учеными, эко-волонтерами.

 

Блок «Человек»

Содержание блока отражает комплекс мероприятий, направленных на воспитание культуры здорового образа жизни, личной и общественной безопасности.

Реализация          воспитательного         потенциала         данного блока предусматривает:

-  проведение          физкультурно-оздоровительных, спортивных мероприятий: зарядка, спортивные игры и соревнования;

-  просветительские беседы, направленные на профилактику вредных привычек и привлечение интереса детей к занятиям физкультурой и спортом;

-  создание условий для физической и психологической безопасности ребенка в условиях организации отдыха детей и их оздоровления, профилактика буллинга в детской и подростковой среде, психолого - педагогическое сопровождение воспитательного процесса в организации;

-  проведение целенаправленной работы всего педагогического коллектива по созданию эффективной профилактической среды и обеспечение безопасности жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности;

-  проведение инструктажей и игр, знакомящих с правилами безопасного поведения на дорогах и в транспорте, правилами пожарной безопасности, правилами безопасности при занятиях спортом, правилами поведения на водоемах, правилами поведения в общественных местах, правилами поведения при массовом скоплении людей и т.д.;

-  проведение тренировочной эвакуации при пожаре и на случай обнаружения взрывчатых веществ;

-  разработку и реализацию разных форм профилактических воспитательных мероприятий: антиалкогольные, против курения, безопасность в цифровой среде, против вовлечения в деструктивные группы в социальных сетях, в деструктивные молодежные, религиозные объединения, субкультуры, информирующие о безопасности дорожного движения, противопожарной безопасность, гражданской обороны, антитеррористической, антиэкстремистской безопасности и т.д.;

-  организацию превентивной работы со сценариями социально одобряемого поведения, развитие у детей навыков рефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативному воздействию, групповому давлению;

-  поддержку инициатив детей, педагогов в сфере укрепления  безопасности жизнедеятельности, профилактики правонарушений, девиаций, организация деятельности, альтернативной девиантному поведению - познание (путешествия), испытание себя (походы, спорт), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиознодуховная, благотворительная, искусство и др.);

-  мероприятия, игры, проекты, направленные на формирование у детей и подростков социально-ценностного отношения к семье как первоосновы принадлежности к народу, Отечеству;

-  игры, проекты, мероприятия, направленные на формирование бережного отношения к жизни человека, личностной системы семейных ценностей, воспитанных в духовных и культурных традициях российского народа;

-  подготовку детей и подростков к осознанному выбору жизненного пути с ориентацией на создание крепкой и счастливой семьи с использованием проектной деятельности, различных игр, акций и мероприятий.

 

 

ИНВАРИАНТНЫЕ ОБЩИЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ МОДУЛИ

 Модуль «Спортивно-оздоровительная работа»

Спортивно-оздоровительная работа в организации отдыха детей и их оздоровления включает в себя:

-  организацию оптимального режима дня;

-  расчет двигательной активности;

-  - обеспечение рационального питания;

-  - физическое воспитание.

Физическое воспитание организуется через спортивно- оздоровительную деятельность, которая характеризуется направленностью на укрепление здоровья детей и создание представления о бережном к нему отношении, формирование потребности в регулярных занятиях физической культурой и использование их в разнообразных формах активного отдыха.

Занятия физической культурой являются незаменимым средством решения комплекса взаимосвязанных задач, направленных на укрепление здоровья детей, пропаганду физической культуры и занятий спортом, как составляющих частей здорового образа жизни, воспитание морально-волевых качеств, повышение уровня физического развития.

Физическое воспитание представляет собой:

-  физкультурно-оздоровительные занятия, которые проводятся с детьми по графику, максимально на открытых площадках;

-  дополнительные общеразвивающие программы физкультурно- спортивной направленности, обеспечивающие систематические занятия спортом в условиях физкультурно-спортивных объединений;

-  различные виды гимнастик, утренняя вариативная зарядка (спортивная, танцевальная, дыхательная, беговая, игровая);

-  динамические паузы в организации образовательной деятельности и режимных моментов;

-  спортивно-массовые мероприятия, предполагающие спартакиады, спортивные соревнования, праздники, викторины, конкурсы.

При любой возможности физкультурные занятия проводятся на свежем воздухе.

Оздоровительная деятельность предполагает организацию лечебно-профилактической работы, которая включает в себя следующие направления:

-  мониторинг здоровья детей;

-  лечебная работа: медицинский осмотр (оказание неотложной медицинской помощи;

-  организация медицинских консультаций профильными специалистами по показаниям;

-  закаливающие     процедуры,          проведение          закаливающих          процедур

(водные, воздушные и солнечные ванны);

-  оздоровительные процедуры;

-  санитарно-гигиеническое просвещение детей включает в себя: проведение просветительских бесед и мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, организация работы объединения

«Школа здоровья», просмотр мультипликационного сериала «Азбука здоровья» о здоровом образе жизни;

-  другие направления: витаминизация, кислородный коктейль, иная профилактическая работа, контроль питания, питьевого режима.

Физкультурно-оздоровительная работа строится во взаимодействии с фельдшером ФАП, с учетом возраста детей и показателей здоровья.

 

Модуль «Психолого-педагогическое сопровождение»

Психолого-педагогическое сопровождение включает работу педагога- психолога, которая базируется на соблюдении следующих принципов:

-  принцип индивидуального подхода к ребенку любого возраста на основе безоговорочного признания его уникальности и ценности;

-  принцип конфиденциальности (в ситуациях передачи информации третьим лицам, информация должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов обратившегося);

-  принцип компетентности (психолог несет ответственность за выбор методов); - принцип этической и юридической правомочности (все действия должны соответствовать нормативным правовым документам,

регламентирующим деятельность педагогов-психологов);

-  принципы коллегиальности и диалогового взаимодействия обуславливают совместную деятельность субъектов психологического сопровождения в рамках единой системы ценностей на основе взаимного уважения и коллегиального обсуждения проблем, возникающих в ходе реализации программ;

-  принцип системности предполагает, что психологическое сопровождение носит непрерывный характер и выстраивается как системная деятельность, в основе которой лежит опора на современные достижения в области социальных наук, взаимосвязь и взаимообусловленность отдельных компонентов;

-  принцип рациональности лежит в основе использования форм и методов психологического взаимодействия и обуславливает необходимость их отбора с учетом оптимальной сложности, информативности и пользы для ребенка;

-  принцип добровольности участия в психологических          процедурах.

Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод, провозглашенных и гарантированных Конституцией Российской Федерации.

Данные принципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми в работе психологов в международном сообществе.

Комплексная работа социально-психологической службы включает в себя взаимосвязанные направления работы: диагностическое, коррекционно- развивающее, консультационно-просветительскую, профилактическую.

Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется в следующих формах: консультирование; диагностика; коррекционно- развивающая работа; профилактика; просвещение; экспертиза.

 

Модуль «Детское самоуправление»

Детское самоуправление— это детско-взрослая общность, основанная на партнерстве детей и взрослых по организации совместной деятельности.

Детское самоуправление имеет уровневую структуру:

На уровне детского лагеря: самоуправление в детском лагере может складываться из деятельности временных и постоянных органов. К временным органам самоуправления относятся: деятельность дежурного отряда, работа творческих и инициативных групп, работа советов дела. Постоянно действующие органы самоуправления включают в себя: совет отряда, совет командиров отрядов, деятельность клубов, штабов. Высшим органом самоуправления является сбор (совет) лагеря, в ходе которого решаются основные вопросы жизнедеятельности лагеря, планируется работа, проходят выборы органов самоуправления, оценивается их работа.

На уровне отряда: через деятельность лидеров, выбранных по инициативе и предложениям членов отряда (командиров, физоргов, культорг и др.), представляющих интересы отряда в общих делах детского лагеря, при взаимодействии с администрацией детского лагеря.

Модуль «Культура России»

 

Данный модуль реализуется в целях содействия формированию

нравственной, ответственной, самостоятельно мыслящей, творческой личности. Отвечает задачам государственной политики в области интересов детей, а также в части поддержки и сохранения традиционных российских духовно- нравственных ценностей. В деятельности организаций отдыха и оздоровления детей выступает инструментом передачи свода моральных, этических и эстетических ценностей, составляющих ядро национальной российской самобытности.

Воспитательная работа предполагает просмотр отечественных кинофильмов, спектаклей, концертов и литературно-музыкальных композиций; участие в виртуальных экскурсиях и выставках; проведение «громких» чтений, чтений по ролям; постановки спектаклей; реализацию иных форм мероприятий на основе и с привлечением продуктов, созданных отечественными учреждениями культуры, в том числе в рамках тематического дня.

Организация воспитательной работы в рамках модуля «Культура России» возможна с использованием различных безвозмездных электронных ресурсов, созданных в сфере культуры: «Культура.РФ», НЭБ, НЭДБ, Президентская библиотека и т.д.

 

Модуль «Профориентация»

Воспитательная деятельность по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб. Задача совместной деятельности педагогических работников и детей – подготовить ребенка к осознанному выбору своей будущей  профессиональной  деятельности.  Создавая  профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность ребенка к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через:

-  циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку ребенка к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;

-  профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания детей о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной детям профессиональной деятельности;

-  экскурсии на предприятия и встречи с гостями: экспертами в области профориентации, представителями разных профессий, дающие ребятам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;

-  организация на базе детского лагеря профориентационных смен, в работе которых принимают участие эксперты в области профориентации и где ребята могут глубже познакомиться с теми или иными профессиями, получить представление об их специфике, попробовать свои силы в той или иной профессии, развивать в себе соответствующие навыки;

-  участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети интернет: просмотр лекций, решение учебно- тренировочных задач, участие в мастер-классах, посещение открытых уроков.

Модуль «Социальная активность в Движении Первых»

Данный модуль содержит в себе описание взаимодействия с Общероссийским общественно-государственным движением детей и молодежи «Движение первых» (Движение Первых).

Цель: формирование у детей представления о назначении Движения

Первых, о его месте и роли в достижении приоритетных национальных целей Российской Федерации и своем личном вкладе в социально значимую деятельность.

Форматы деятельности:

-  тематический День Первых - эффективно построенная система воспитательных событий, обеспечивающая, с одной стороны, просвещение и всестороннее развитие участников через их включение в различные виды полезной и интересной деятельности, с другой - формирование и расширение представлений о Движении Первых, стимулирование активного участия в деятельности Движения Первых;

-  классные встречи с успешными активистами Движения Первых - открытый диалог «путь к успеху», мотивационная встреча «равный-равному» способствует формированию активной жизненной позиции и уверенности в себе у участников смены на примере успеха ровесника;

Воспитательный потенциал данного модуля реализуется в рамках следующих возможных мероприятий и форм воспитательной работы:

-  волонтерские образовательные мастер-классы. Проведение занятий и встреч для знакомства детей с принципами, направлениями волонтерства и его историей;

-  участие в акциях по благоустройству территории, посадке деревьев, уборке природных зон, что помогает детям внести вклад в сохранение окружающей среды и экологическое благополучие;

-  социальные акции «Помощь ближнему». Проведение мероприятий по сбору вещей, игрушек, книг для детских домов и малообеспеченных семей, что способствует развитию у детей чувств сопричастности и социальной ответственности;

-  организация мероприятий для младших отрядов. Старшие дети помогают в организации игр, представлений и праздников для младших, что развивает навыки заботы о других и лидерские качества;

-  организация акций по защите животных, таких как сбор корма для приютов, изготовление кормушек для птиц, что развивает чувство ответственности и доброты;

-  обучение первой помощи. Тренинги по оказанию первой помощи помогают детям научиться заботиться о других и быть полезными в экстренных ситуациях;

-  участие в благоустройстве мемориалов и памятных мест, изучение исторического значения этих объектов, что укрепляет патриотизм и чувство уважения к культурному наследию;

-  медиа-волонтерство. Ведение блога, создание фото- и видеоконтента о волонтерских инициативах лагеря, что позволяет детям развивать навыки коммуникации и медиа-творчества;

-  тематические вечера и кинопоказы о добровольчестве и социальной активности. Просмотр фильмов и обсуждения, посвященные волонтерской деятельности и еѐ роли в жизни общества.

 

ВАРИАТИВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ МОДУЛИ Модуль «Экскурсии и походы»

Организация для детей экскурсий, походов и реализация их воспитательного потенциала.

Экскурсии, походы помогают ребятам расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных ситуациях. С этой целью для детей организуются туристские  походы, экологические  тропы,   тематические   экскурсии:

профориентационные экскурсии, экскурсии по памятным местам и местам боевой славы, в музей, картинную галерею, технопарк и др.

На экскурсиях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у детей самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества.

Модуль «Кружки и секции»

Дополнительное образование детей в детском лагере является одним из основных видов деятельности и реализуется через:

-  программы профильных (специализированных, тематических) смен;

-  деятельность кружковых объединений, секций, клубов по интересам, студий, дополняющих программы смен в условиях детского лагеря.

В рамках шести направленностей: социально-гуманитарная; художественная; естественнонаучная; техническая; туристско-краеведческая; физкультурно-спортивная.

Реализация воспитательного потенциала дополнительного образования предполагает:

-  приобретение новых знаний, умений, навыков в привлекательной, отличной от учебной деятельности, форме;

-  развитие и реализация познавательного интереса;

-  вовлечение детей в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;

-  формирование и развитие творческих способностей обучающихся.

 

Модуль «Цифровая и медиа-среда»

Цифровая и медиа-среда воспитания - это совокупность условий для

реализации воспитательной работы с применением дистанционных технологий, электронных информационных ресурсов, цифрового контента и технологических средств.

Цель медиапространства организации по созданию и распространению текстовой, фото, аудио и видео информации - развитие коммуникативной культуры формирования навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации детей. Цифровая среда воспитания предполагает ряд следующих мероприятий: - телемосты, онлайн-встречи, видеоконференции и т.п.;

-  занятия направленные на формирование культуры

информационной безопасности, информационной грамотности, противодействие распространению идеологии терроризма, профилактики травли в сети;

-  онлайн-мероприятия в официальных группах организации в социальных сетях;

-  освещение деятельности детского лагеря в официальных группах в социальных сетях и на официальном сайте организации.

Совокупность сайта, официальных групп в социальных сетях создают единое медиапространство организации, в котором значительная часть контента готовится непосредственно детьми под руководством взрослых.

Воспитательный потенциал медиапространства реализуется в рамках следующих видов и форм воспитательной работы:

-  детский редакционный совет и консультирующих их взрослых, целью которого является освещение (через детскую газету, телеграмм-канал) наиболее интересных моментов жизни своего отряда или детского лагеря;

-  детский медиацентр- созданная из заинтересованных добровольцев группа детей при поддержке взрослых, информационно-технической поддержки мероприятий, осуществляющая видеосъемку и мультимедийное сопровождение деятельности организации;

-  участие детей в региональных или всероссийских конкурсах с детскими творческими медиа продуктами.

 

 

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Особенности организации воспитательной деятельности в условиях детского лагеря дневного пребывания

Программа воспитания реализуется посредством формирования социокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий создания уклада, отражающего готовность всех участников образовательных отношений руководствоваться едиными принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные воспитательно-значимые виды совместной деятельности.

Детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей организуется на базе общеобразовательной организации. Режим работы 5 дней в неделю, с ограниченным количеством времени в течение рабочего дня. Режим организации влияет на краткосрочность пребывания и соответственно, на ограничение времени для полного погружения в социокультурную воспитательную среду лагеря. Ребенок ежедневно переходит в семейную обстановку с ее укладом, традициями и особенностями.

Детский лагеря труда и отдыха, организуется для подростков 14 лет и предполагают ежедневную работу в течение нескольких часов. В большинстве случаев – это физический труд, чаще всего на свежем воздухе. Программа воспитательной работы такого лагеря должна учитывать как возраст воспитанников, так и то, что у них возможна физическая усталость.

Поэтому форматы, с одной стороны, не должны требовать длительной подготовки, а с другой, не должны приводить к перенапряжению физических сил. Таким образом, здесь характерны дискуссионные форматы, ролевые игры, квизы и другие интеллектуальные конкурсы.

Воспитательный потенциал детского лагеря обладает рядом преимуществ по сравнению с другими образовательными организациями:

-  добровольность в выборе деятельности и формы ее реализации в детском демократическом сообществе, активность и самостоятельность ребенка в выборе содержания и результативности деятельности;

-  творческий характер деятельности;

-  многопрофильность;

-  отсутствие обязательной оценки результативности деятельности ребенка, официального статуса;

-  опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества с детьми и взрослыми; опыт жизнедеятельности и общения в коллективах высокого уровня развития, где наиболее успешно проходит самоактуализация личности.

Воспитательный потенциал детского лагеря позволяет осуществлять воспитание через изменение, конструирование особой среды проживания в условиях временного детского объединения – социальной микросреды, в которой протекает жизнедеятельность детей в условиях детского лагеря.

Основные характеристики уклада детского лагеря:

-  основные вехи истории детского лагеря, включенность в историко- культурный контекст территории, «миссия» детского лагеря в самосознании ее педагогического коллектива;

-  местоположение и социокультурное окружение (местное, региональное), историко-культурная, этническая, конфессиональная специфика населения местности, региона;

- организационно-правовая форма, направленность детского лагеря, образовательных программ (смен), режим деятельности (сезонного или круглогодичного действия, круглосуточное или дневное пребывание);

-  наличие социальных партнеров;      

-  особенности детского лагеря, определяющие «уникальность»

лагеря;

-  наличие существенных проблемных зон, дефицитов, препятствий в воспитательной деятельности и решения этих проблем;

-  кадровое обеспечение воспитательной деятельности

 

3.2. Логика реализации Программы в рамках смены Подготовительный этап включает в себя со стороны управленческого звена организации отдыха детей и их оздоровления: подбор и обучение педагогического состава с практическими блоками содержания Программы, установочное педагогическое совещание с включением всего кадрового состава, подготовка методических материалов, включая примеры сценариев для проведения работы на отрядном деятельности, информационную работу с родителями.

Организационный период смены связан с реализацией основных задач:

-  способствовать адаптации детей к новым условиям, обеспечить знакомство с режимом, правилами, укладом организации отдыха детей и их

оздоровления, формировать детский коллектив.

Содержание организационного периода представлено в инвариантных обще лагерных и отрядных формах воспитательной работы в календарном плане.

Основной период смены направлен на максимальное раскрытие личностного потенциала каждого ребенка посредством коллективной деятельности как на уровне отряда, так и в иных объединениях. Содержание событий основного периода представлено в инвариантных (обязательных) обще лагерных и отрядных формах воспитательной работы в календарном плане

Итоговый период смены является ключевым этапом для подведения итогов совместной деятельности, фиксации и принятием участниками смены позитивного опыта и формированию индивидуальных маршрутов дальнейшего развития потенциала детей. Важно отметить, что в условиях интенсивности деятельности, автономности объединений и направленностью на поддержку идей детей, необходимо мягко и бережно обеспечить возращение каждого ребенка в привычный для него социум. Содержание событий итогового периода представлено в инвариантных (обязательных) обще лагерных и отрядных формах воспитательной работы в календарном плане.

Этап последействия включается в себя подведение итогов реализации программы воспитательной работы, определение наиболее эффективных форм деятельности, сопровождение детей и поддержка в реализации идей и личностного потенциала по возвращении

постоянный детских коллектив посредством обратной связи/характеристик, направленных/переданных образовательную организацию.

3.3. Анализ воспитательного процесса и результата воспитания

Основным методом анализа воспитательного процесса в детском лагере является самоанализ воспитательной работы, который проводится каждую смену с целью выявления основных проблем и последующего их решения, совершенствования воспитательной работы в детском лагере.

Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в детском лагере, являются:

-  принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс; - принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между детьми и взрослыми;

-  принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности.

Основные направления анализа воспитательного процесса:

 

1. Результаты воспитания, социализации саморазвития детей.

Критерием, на основе которого должен осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития детей в отряде за смену, но в условиях краткосрочности лагерной смены сложно сделать глубокие выводы  и замерить динамику. Поэтому результаты воспитания представлены в виде целевых ориентиров: -усвоение знаний, норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);

-  формирование и развитие позитивных личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);

-  приобретение социально значимых знаний, формирование отношения к традиционным базовым российским ценностям.

Важную роль играет аналитическая работа с детьми, которая помогает им оценить и понять приобретенный в лагере опыт, зафиксировать изменения, наметить дальнейшие планы по саморазвитию. Это можно делать с помощью разных методик. Главный инструмент – педагогическое наблюдение. Очень важно фиксировать личностные изменения, в том числе в педагогическом дневнике.

2. Состояние организуемой в детском лагере совместной деятельности детей и взрослых.

Показателем эффективности воспитательной работы является наличие в детском лагере интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых. Внимание сосредотачивается на вопросах, связанных с качеством.

Методы анализа, которые могут использоваться детским лагерем при проведении самоанализа организуемой воспитательной работы:

-  социологические: опрос участников образовательных отношений, экспертный анализ, фокус-группа, анализ документов и контекстный анализ;

-  педагогические: тестирование, собеседование, педагогическое наблюдение, игровые методы, аналитическая работа с детьми, метод самооценки.

Итогом самоанализа организуемой в детском лагере воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу.

3.4. Партнерское взаимодействие с общественными и молодежными организациями

Партнерское взаимодействие в условиях организации отдыха детей и их оздоровления способствует успешной реализации Программы воспитательной работы, включающей в себя совместную деятельность с различными образовательными организациями, организациями культуры, спорта, общественными и молодежными объединениями, иными юридическими лицами, разделяющими в своей деятельности цель и задачи воспитания, ценности и традиции уклада организации. Необходимо, в первую очередь, включать в партнерское взаимодействие Общероссийское общественно - государственное движение детей и молодежи «Движение первых».

3.5. Взаимодействие с родительским сообществом

Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родительским сообществом–родителями (законными представителями) детей осуществляется в следующих форматах:

-  Информирование          родителей до      начала        работы       лагеря          об

особенностях воспитательной работы требованиях к внутреннему распорядку и режиму;

-  размещение информационных стендов в местах, отведенных для общения детей и родителей, с информацией, полезной для родителей федерального, регионального и обще лагерного уровня;

-  участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в случаях, предусмотренных соответствующими нормативными документами в соответствии с порядком привлечения родителей (законных представителей);

-  при наличии среди детей детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, приемных детей, детей-инвалидов, детей, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации, дети, состоящие на учете в социально- опасном положении и т.д., осуществляется целевое взаимодействие с их  законными представителями.

3.6. Кадровое обеспечение реализации программы

                   Кадровое      обеспечение      -      один      из      основных      элементов

функционирования сферы организации отдыха и оздоровления детей, которая является неотъемлемой частью воспитательной системы организации отдыха детей и их оздоровления, способствующей достижению стратегических задач государственной политики в области воспитания.

В соответствии со штатным расписанием в реализации Программы участвуют:

1.                     Начальник лагеря – обеспечивают общее руководство лагерем, издают распоряжения по лагерю, проводят инструктажи;

2.                     Воспитатели – являются организаторами досуговой деятельности детей, руководят отрядами; создают условия для благоприятного психологического климата в лагере; проводят консультации с педагогическим коллективом, индивидуальные беседы с детьми, осуществляют диагностическую и просветительскую работу.

В лагере постоянно работает 1 работник по уборке помещений, 1 повар.

Медицинская помощь оказывается в ФАП д. Михаленино по договору.            

3.7. Методическое обеспечение реализации программы Методическое обеспечение – это процесс и результат оснащения педагогической деятельности методическими средствами и информацией, которые способствуют эффективному осуществлению работы.

При планировании управления деятельностью лагеря особое место уделяется методической работе с педагогическим коллективом посредствами следующих форм деятельности:

-  индивидуальные и групповые консультации;

       - творческие мастерские;

теоретические и практические семинары;

      - методические планѐрки;

      - педагогический совет.

Одной из форм методического обеспечения в лагере является создание методической продукции:

-  информационно-методическая выставка;

-  памятка для воспитателей;

-  тематическая папка (нормативные документы, сценарии);

- информационный плакат.

3.8. Материально-техническое обеспечение реализации программы

Финансирование расходов по содержанию лагеря осуществляется в соответствии со сметой.

В школе, на базе которой организуются лагеря, имеются:  

столовая,

спортивный зал,

библиотека,

оборудованные техникой кабинеты (проектор, экран, интерактивная доска, компьютер, принтер).

Спортивный инвентарь, информационные стенды, наградной и сувенирный материал, канцелярские товары: бумага цветная, белая, ручки, карандаши, краски, скотч, кисти, бланки грамот и сертификатов участникам смены с логотипом РДДМ. Спортивный инвентарь: мячи - резиновые, волейбольные, футбольные, обручи, скакалки.

Медицинские материалы и препараты.

Средства внутренней связи.

Хозяйственный инвентарь.


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также