Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Михаленинская основная школа
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы
_____________________
Сигаева Е.В.
«___» __________2025 г.
Программа воспитания
для организации отдыха детей
и их оздоровления
МБОУ Михаленинской ОШ
2025 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
1 Целевой раздел
1.1 Цель и задачи Программы
1.2 Методологическая основа Программы
1.3 Цель и задачи воспитательной работы
1.4 Целевые приоритеты в воспитании детей разных возрастов
1.5 Направления воспитательной работы
1.6 Ценностные основы содержания воспитательной работы
2 Содержательный раздел
2.1 Инвариантные (обязательные) блоки
2.2 Инвариантные общие содержательные модули
2.3 Вариативные содержательные модули
3 Организационный раздел
3.1 Особенности организации воспитательной деятельности в условиях детского лагеря дневного пребывания
3.2 Логика реализации программы в рамках смены
3.3 Анализ воспитательного процесса и результатов воспитания
3.4 Партнерское взаимодействие с общественными и молодежными организациями
3.5 Взаимодействие с родительским сообществом
3.6 Кадровое обеспечение реализации программы
3.7 Методическое обеспечение реализации программы
3.8 Материально-техническое обеспечение реализации программы
Приложение. Календарный план воспитательной работы лагеря на 2025 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа воспитательной работы для организаций отдыха детей и их оздоровления (далее – Программа воспитания, Программа) разработана:
- на основе Федеральной программы воспитательной работы для организаций отдыха детей и их оздоровления (2025 г.);
- в контексте бесшовной образовательной среды и интеграции с Федеральными рабочими программами воспитания, которые являются структурными элементами Федеральных образовательных программ НОО,
ООО и СОО;
- на основе Указа Президента РФ от 07.05.2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года».
Программа предусматривает возрастной подход к обучению, воспитанию и развитию детей.
Под возрастными группами понимаются группы детей:
- 7 - 10 лет – младшие школьники.
Программа воспитания включает три раздела:
- целевой,
- содержательный,
- организационный.
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Цель и задачи Программы
Цель Программы: актуализация, формирование и внедрение единых подходов к воспитанию и развитию детей и молодежи в сфере организации отдыха и оздоровления детей в преемственности с единой системой воспитания и государственной политики в области образования подрастающего поколения в Российской Федерации.
Задачи Программы:
- реализация единых подходов к воспитательной деятельности педагогических коллективов организаций отдыха детей и их оздоровления, а также иных организаций, осуществляющих воспитательные, досуговые и развивающие программы в сфере детского отдыха, в соответствии с Федеральной программой воспитательной работы для организаций отдыха детей и их оздоровления;
- внедрение единых принципов, методов и форм организации воспитательной деятельности, формирование и развитие субъектности детей в условиях временных детских коллективов и групп;
- внедрение единых подходов к развитию инструментов мониторинга и оценки качества воспитательного процесса при реализации Программы воспитательной работы.
1.2. Методологическая основа Программы
Методологической основой разработки и реализации Программы является совокупность подходов и принципов.
Системно-деятельностный подход подразумевает организацию воспитательной деятельности, в которой главное место отводится активной, разносторонней, самостоятельной познавательной деятельности ребенка и специальным образом организованной совместной деятельности детей и педагогов в условиях временного детского коллектива или временных детских групп. Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности, имеющего системное представление о мире, своем месте и роли в нем. Формирование такой личности возможно только в активной совместной деятельности воспитанников (и их групп) и педагогов, имеющей конкретный итог и результат.
Аксиологический подход подразумевает ценностное, духовно- практическое освоение действительности, определѐнное отношение к реалиям, предусматривающее их оценку на основе учѐта специфики мотивирующих поведение человека и организующих взаимоотношения между людьми потребностей, интересов, ценностных ориентаций. В данном подходе человек, личность рассматривается как наивысшая ценность общества, самоцель общественного развития.
Основными принципами реализации Программы являются:
- принцип единого целевого начала воспитательной деятельности;
- принцип системности, непрерывности и преемственности воспитательной деятельности;
- принцип единства концептуальных подходов, методов и форм воспитательной деятельности;
- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников и их групп;
- принцип приоритета конструктивных интересов и потребностей детей;
- принцип реальности и измеримости итогов воспитательной деятельности.
1.3. Цель и задачи воспитания
Современный российский общенациональный воспитательный идеал – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий
ответственность за настоящее и будущее страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере образования цель воспитания: создание условий для личностного развития, самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, ст. 2, п. 2).
Задачи воспитания определены с учетом интеллектуально- когнитивной, эмоционально-оценочной, деятельностно - практической составляющих развития личности:
- усвоение знаний, норм, духовно - нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
- формирование и развитие позитивных личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);
- приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных социальных отношений, применения полученных знаний; формирование воспитательного пространства, соответствующего возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
1.4. Целевые приоритеты в воспитании детей разных возрастов
Целевые приоритеты в воспитании детей младшего школьного возраста:
- создание благоприятных условий для усвоения участниками социально значимых знаний - базовых норм поведения и культурно-исторических традиций общества. Воспитание в этом возрасте направлено на формирование у детей представлений о гражданских, нравственных и эстетических ценностях, развивая чувство принадлежности к семье, коллективу и Родине.
1.5. Направления воспитательной работы
В основу каждого направления воспитательной работы в организации отдыха детей и их оздоровления заложены базовые ценности, которые способствуют всестороннему развитию личности и успешной социализации в современных условиях, в т.ч. в части:
1) Гражданского воспитания, способствующего формированию российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в российском государстве и субъекту тысячелетней Российской государственности, знание и уважение прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации;
2) Патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к своему народу и уважения к другим народам России, формирование общероссийской культурной идентичности;
3) Духовно-нравственного воспитания на основе духовно- нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей;
4) Эстетического воспитания, способствующего формированию эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
5) Трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на развитие самостоятельности, трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, на достижение выдающихся результатов в труде, профессиональной деятельности;
6) Физического воспитания, ориентированного на формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия: компонент здоровьесберегающей работы, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной и безопасной организации оздоровительно-образовательного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания, создание безопасной среды, освоение детьми норм безопасного поведения в природной, социальной среде, чрезвычайных ситуациях;
7) Экологического воспитания, способствующего формированию экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей;
8) Ценности научного познания, ориентированного на воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к знаниям, образованию с учетом личностных интересов и общественных потребностей.
1.6. Ценностные основы содержания воспитательной работы
Базовой основой содержания данной Программы являются традиционные духовно-нравственные ценности, к которым относятся нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые из поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России, а также укрепление института семьи, сохранение традиционных семейных ценностей.
Ценностно-целевые ориентиры воспитательной работы в организации отдыха детей и их оздоровления направлены на формирование у детей устойчивого чувства гражданской принадлежности, духовно-нравственной культуры и осознанного отношения к основным общечеловеческим и российским ценностям.
Программа опирается на признанные в российском обществе ценности, закрепленные в Конституции Российской Федерации и отражающие традиции, культурное и историческое наследие нашей страны.
К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся:
- жизнь,
- достоинство,
- права и свободы человека,
- патриотизм,
- гражданственность,
- служение Отечеству и ответственность за его судьбу,
- высокие нравственные идеалы, - крепкая семья,
- созидательный труд,
- приоритет духовного над материальным,
- гуманизм,
- милосердие,
- справедливость,
- коллективизм,
- взаимопомощь и взаимоуважение,
- историческая память и преемственность поколений,
- единство народов России.
Достижение цели Программы и решение задач воспитательной работы осуществляется в рамках всех направлений деятельности организации отдыха детей и их оздоровления.
Содержание, виды и формы воспитательной работы представлены в соответствующих блоках и модулях.
К инвариантным (обязательным) блокам относятся:
- блок «Мир»; - блок «Россия»;
- блок «Человек».
К инвариантным (обязательным) модулям относятся:
- модуль «Спортивно-оздоровительная работа»;
- модуль «Психолого-педагогическое сопровождение»;
- модуль «Детское самоуправление»;
- модуль «Культура России»;
- модуль «Профориентация»;
- модуль «Социальная активность в Движении Первых».
К вариативным содержательным модулям относятся:
- модуль «Экскурсии и походы»;
- модуль «Кружки и секции»;
- модуль «Цифровая и медиа-среда»;
- модуль «Проектная деятельность»
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
В основу каждого направления воспитательной работы в организации отдыха детей и их оздоровления заложены базовые ценности, которые способствуют всестороннему развитию личности и успешной социализации в современных условиях:
- гражданское воспитание, формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в российском государстве и субъекту тысячелетней Российской государственности, знание и уважение прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации;
- патриотическое воспитание – воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности;
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков;
- эстетическое воспитание: формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
- экологическое воспитание: формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей;
- трудовое воспитание: воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, на достижение выдающихся результатов в труде, профессиональной деятельности;
- физическое воспитание и воспитание культуры здорового образа жизни и безопасности: развитие физических способностей с учетом возможностей и состояния здоровья, формирование культуры здорового образа жизни, личной и общественной безопасности;
- познавательное направление воспитания: стремление к познанию себя и других людей, природы и общества, к знаниям, образованию.
Виды, формы и содержание воспитательной деятельности планируются, представляются по модулям.
ИНВАРИАНТНЫЕ (ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ) БЛОКИ Блок «Мир»
Содержание данного блока отражает комплекс мероприятий, который
основан на общечеловеческих ценностях, равноправии и взаимном уважении народов, государств в мировом сообществе, невмешательстве во внутренние дела государств, сотрудничестве и дружбе между странами.
Деятельность блока "Мир: наука, культура, мораль" реализуется в следующих форматах:
- литературные вечера, исторические игры, информационные часы на тему: «Жизнь замечательных людей», на которых ребятам задаются образцы нравственного поведения, через знакомство с историческими деятелями науки и культуры разных стран и эпох, с героями-защитниками отечества.
- игровые форматы, направленные на знакомство с мировым и общероссийским культурным наследием в области искусства, литературы, музыки, изобразительного творчества, архитектуры, театра, балета, кинематографа, мультипликации.
- тематические мероприятия, направленные на формирование культуры мира, позволяющие ребятам осознать важность уважения к разнообразию культур и народов, развить навыки гармоничного взаимодействия и сотрудничества; мероприятия, которые помогают понять, что мир является основой благополучия каждого человека и человечества в целом;
- события и мероприятия, отражающие ценности созидания и науки:
стремление к познанию себя и других людей, природы и общества, к знаниям, образованию, создание единого интеллектуального пространства, позволяющего популяризировать формы детского интеллектуального досуга:
а) проведение интеллектуальных и познавательных игр;
б) организация конструкторской, исследовательской и проектной
деятельности;
в) просмотр научно-популярных фильмов;
г) встречи с интересными людьми, дискуссионные клубы, дебаты, диспуты.
- мероприятия и дела, направленные на изучение России, русского и национальных языков, родного края, населенного пункта как культурного пространства, фольклорные праздники в контексте мировой культуры и нематериального наследия. Знакомство детей и подростков не только с красотой нашей планеты, но и в первую очередь, с историей своего населенного пункта, края, региона, страны;
- тематические беседы и диалоги на тему духовно-нравственного воспитания. Проведение обсуждений на темы морали, духовных ценностей, честности, справедливости и милосердия. Формат: открытые беседы, где дети делятся своими мыслями и учатся слушать других.
Блок «Россия»
Содержание блока отражает комплекс мероприятий, который основан на общероссийских ценностях.
1) Первый комплекс мероприятий связан с народом России, его тысячелетней историей, с общероссийской культурной принадлежностью и идентичностью, с историческим единством народа России, общностью его исторической судьбы, памятью предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость.
Форматы мероприятий:
- церемония подъема (спуска) Государственного флага Российской Федерации и исполнение Государственного гимна Российской Федерации;
- торжественная церемония подъема (спуска) Государственного флага Российской Федерации проводится в день открытия (закрытия) смены и в дни государственных праздников Российской Федерации;
- Дни единых действий, Государственные праздники и события, Дни воинской славы России, памятные и юбилейные мероприятия регионального и федерального уровней, которые проводятся по единым федеральным методическим рекомендациям и материалам.
Перечень дополняется и актуализируется в соответствии с памятными датами, юбилеями общероссийского, регионального, местного значения, документами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, перечнями рекомендуемых воспитательных событий Министерства просвещения Российской Федерации, методическими рекомендациями исполнительных органов власти в сфере образования;
- использование в работе материалов культурно-просветительского проекта «Цивилизационное наследие России»
2) Второй комплекс мероприятий касается суверенитета и безопасности, защиты российского общества, народа России, и в первую очередь, памяти защитников Отечества и подвигов героев Отечества, сохранения исторической правды.
Форматы мероприятий:
- «Час Памяти», «Час Мужества». Цель: показать ребятам важность сохранения памяти о подвигах наших предков, защитивших родную землю и спасших мир от фашистской агрессии, о геноциде советского народа, о военных преступлениях нацистов, которые не имеют срока давности;
- вовлечение ребят старших отрядов в просветительский проект «Без срока давности», который нацелен на патриотическое воспитание детей и подростков, направлен на формирование их приверженности традиционным российским духовно-нравственным ценностям - любви к Родине, добру, милосердию, состраданию, взаимопомощи, чувству долга;
- посещение мемориальных комплексов и памятных мест, посвященных увековечиванию памяти мирных жителей, погибших от рук нацистов и их пособников в годы Великой Отечественной войны.
3) Третий комплекс мероприятий направлен на служение российскому обществу и осознание исторически сложившегося государственного единства, гражданства Российской Федерации и приверженности Российскому государству. Понимание многообразия народов России, российского общества: народы, национальные общины, религии, культуры, языки - всѐ, что являются ценностью.
Форматы мероприятий:
- информационные часы и акции «День флага», «Защищать Родину-это почетный долг», «Дети на защите Отечества», «Бессмертный полк».
Реализация данных мероприятий будет осуществляться как самостоятельно, так и во взаимодействии с Общероссийским общественно- государственным движением детей и молодежи «Движение Первых».
4) Четвертый комплекс мероприятий связан с русским языком - государственным языком Российской Федерации. Это язык межнационального общения, который является средством коммуникации всех народов Российской Федерации, основой их социально-экономической, культурной и духовной консолидации.
Форматы мероприятий:
- организация выставок книг, посвященных русскому языку, литературе и культуре, способствует погружению участников в мир словесного искусства. Каждая выставка будет раскрывать определенную тему, знакомить с произведениями классиков и современных авторов, отражать богатство и выразительность русского языка;
- культурно-просветительские мероприятия, направленные на знакомство с историей и богатством русского языка, его ролью в культуре и искусстве: лекции, беседы, литературные вечера, посвященные выдающимся писателям, поэтам и языковым традициям России;
- конкурсы, посвященные русскому языку, которые помогают детям и подросткам раскрыть творческий потенциал.
Соревнования, конкурсы сочинений, стихов или эссе на темы, связанные с языковыми ценностями, вдохновляющие на самовыражение, показывают красоту русского слова;
- коллективно-творческие дела по мотивам русских народных сказок;
- литературные конкурсы, конкурсы чтецов;
- реконструкция русских народных праздников;
- проекты по собранию русских пословиц и поговорок; крылатых выражений о родстве, дружбе, верности и других нравственных ориентирах, выраженных точным и красивым русским языком.
5) Пятый комплекс мероприятий связан с родной природой (малой Родины, своего края, России), с ответственностью за сохранение природы перед будущими поколениями с бережливостью в использовании природных ресурсов.
Форматы мероприятий:
- экологические игры, актуализирующие имеющийся опыт и знания;
- экскурсии по территории, знакомящие детей с природными объектами, позволяющие изучать природные объекты в естественной среде, жизнеобеспечивающие взаимосвязь и взаимозависимость в целостной экосистеме;
- беседы об особенностях родного края;
- акции, демонстрирующие преимущества бережного отношение к природе, воде, электричеству, которые учат ребят минимизировать или ликвидировать вред, наносимый природе;
- принятый свод экологических правил в отряде и в лагере;
- ведение дневника погоды (для детей младшего школьного возраста), обучение приемам определения температуры воздуха, облачности, типов облаков, направления ветра (при наличии оборудования в лагере);
- конкурс рисунков, плакатов, инсценировок на экологическую тематику;
- встречи и беседы с экспертами в области экологии, охраны окружающей среды, учеными, эко-волонтерами.
Блок «Человек»
Содержание блока отражает комплекс мероприятий, направленных на воспитание культуры здорового образа жизни, личной и общественной безопасности.
Реализация воспитательного потенциала данного блока предусматривает:
- проведение физкультурно-оздоровительных, спортивных мероприятий: зарядка, спортивные игры и соревнования;
- просветительские беседы, направленные на профилактику вредных привычек и привлечение интереса детей к занятиям физкультурой и спортом;
- создание условий для физической и психологической безопасности ребенка в условиях организации отдыха детей и их оздоровления, профилактика буллинга в детской и подростковой среде, психолого - педагогическое сопровождение воспитательного процесса в организации;
- проведение целенаправленной работы всего педагогического коллектива по созданию эффективной профилактической среды и обеспечение безопасности жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности;
- проведение инструктажей и игр, знакомящих с правилами безопасного поведения на дорогах и в транспорте, правилами пожарной безопасности, правилами безопасности при занятиях спортом, правилами поведения на водоемах, правилами поведения в общественных местах, правилами поведения при массовом скоплении людей и т.д.;
- проведение тренировочной эвакуации при пожаре и на случай обнаружения взрывчатых веществ;
- разработку и реализацию разных форм профилактических воспитательных мероприятий: антиалкогольные, против курения, безопасность в цифровой среде, против вовлечения в деструктивные группы в социальных сетях, в деструктивные молодежные, религиозные объединения, субкультуры, информирующие о безопасности дорожного движения, противопожарной безопасность, гражданской обороны, антитеррористической, антиэкстремистской безопасности и т.д.;
- организацию превентивной работы со сценариями социально одобряемого поведения, развитие у детей навыков рефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативному воздействию, групповому давлению;
- поддержку инициатив детей, педагогов в сфере укрепления безопасности жизнедеятельности, профилактики правонарушений, девиаций, организация деятельности, альтернативной девиантному поведению - познание (путешествия), испытание себя (походы, спорт), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиознодуховная, благотворительная, искусство и др.);
- мероприятия, игры, проекты, направленные на формирование у детей и подростков социально-ценностного отношения к семье как первоосновы принадлежности к народу, Отечеству;
- игры, проекты, мероприятия, направленные на формирование бережного отношения к жизни человека, личностной системы семейных ценностей, воспитанных в духовных и культурных традициях российского народа;
- подготовку детей и подростков к осознанному выбору жизненного пути с ориентацией на создание крепкой и счастливой семьи с использованием проектной деятельности, различных игр, акций и мероприятий.
ИНВАРИАНТНЫЕ ОБЩИЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ МОДУЛИ
Модуль «Спортивно-оздоровительная работа»
Спортивно-оздоровительная работа в организации отдыха детей и их оздоровления включает в себя:
- организацию оптимального режима дня;
- расчет двигательной активности;
- - обеспечение рационального питания;
- - физическое воспитание.
Физическое воспитание организуется через спортивно- оздоровительную деятельность, которая характеризуется направленностью на укрепление здоровья детей и создание представления о бережном к нему отношении, формирование потребности в регулярных занятиях физической культурой и использование их в разнообразных формах активного отдыха.
Занятия физической культурой являются незаменимым средством решения комплекса взаимосвязанных задач, направленных на укрепление здоровья детей, пропаганду физической культуры и занятий спортом, как составляющих частей здорового образа жизни, воспитание морально-волевых качеств, повышение уровня физического развития.
Физическое воспитание представляет собой:
- физкультурно-оздоровительные занятия, которые проводятся с детьми по графику, максимально на открытых площадках;
- дополнительные общеразвивающие программы физкультурно- спортивной направленности, обеспечивающие систематические занятия спортом в условиях физкультурно-спортивных объединений;
- различные виды гимнастик, утренняя вариативная зарядка (спортивная, танцевальная, дыхательная, беговая, игровая);
- динамические паузы в организации образовательной деятельности и режимных моментов;
- спортивно-массовые мероприятия, предполагающие спартакиады, спортивные соревнования, праздники, викторины, конкурсы.
При любой возможности физкультурные занятия проводятся на свежем воздухе.
Оздоровительная деятельность предполагает организацию лечебно-профилактической работы, которая включает в себя следующие направления:
- мониторинг здоровья детей;
- лечебная работа: медицинский осмотр (оказание неотложной медицинской помощи;
- организация медицинских консультаций профильными специалистами по показаниям;
- закаливающие процедуры, проведение закаливающих процедур
(водные, воздушные и солнечные ванны);
- оздоровительные процедуры;
- санитарно-гигиеническое просвещение детей включает в себя: проведение просветительских бесед и мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, организация работы объединения
«Школа здоровья», просмотр мультипликационного сериала «Азбука здоровья» о здоровом образе жизни;
- другие направления: витаминизация, кислородный коктейль, иная профилактическая работа, контроль питания, питьевого режима.
Физкультурно-оздоровительная работа строится во взаимодействии с фельдшером ФАП, с учетом возраста детей и показателей здоровья.
Модуль «Психолого-педагогическое сопровождение»
Психолого-педагогическое сопровождение включает работу педагога- психолога, которая базируется на соблюдении следующих принципов:
- принцип индивидуального подхода к ребенку любого возраста на основе безоговорочного признания его уникальности и ценности;
- принцип конфиденциальности (в ситуациях передачи информации третьим лицам, информация должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов обратившегося);
- принцип компетентности (психолог несет ответственность за выбор методов); - принцип этической и юридической правомочности (все действия должны соответствовать нормативным правовым документам,
регламентирующим деятельность педагогов-психологов);
- принципы коллегиальности и диалогового взаимодействия обуславливают совместную деятельность субъектов психологического сопровождения в рамках единой системы ценностей на основе взаимного уважения и коллегиального обсуждения проблем, возникающих в ходе реализации программ;
- принцип системности предполагает, что психологическое сопровождение носит непрерывный характер и выстраивается как системная деятельность, в основе которой лежит опора на современные достижения в области социальных наук, взаимосвязь и взаимообусловленность отдельных компонентов;
- принцип рациональности лежит в основе использования форм и методов психологического взаимодействия и обуславливает необходимость их отбора с учетом оптимальной сложности, информативности и пользы для ребенка;
- принцип добровольности участия в психологических процедурах.
Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод, провозглашенных и гарантированных Конституцией Российской Федерации.
Данные принципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми в работе психологов в международном сообществе.
Комплексная работа социально-психологической службы включает в себя взаимосвязанные направления работы: диагностическое, коррекционно- развивающее, консультационно-просветительскую, профилактическую.
Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется в следующих формах: консультирование; диагностика; коррекционно- развивающая работа; профилактика; просвещение; экспертиза.
Модуль «Детское самоуправление»
Детское самоуправление— это детско-взрослая общность, основанная на партнерстве детей и взрослых по организации совместной деятельности.
Детское самоуправление имеет уровневую структуру:
На уровне детского лагеря: самоуправление в детском лагере может складываться из деятельности временных и постоянных органов. К временным органам самоуправления относятся: деятельность дежурного отряда, работа творческих и инициативных групп, работа советов дела. Постоянно действующие органы самоуправления включают в себя: совет отряда, совет командиров отрядов, деятельность клубов, штабов. Высшим органом самоуправления является сбор (совет) лагеря, в ходе которого решаются основные вопросы жизнедеятельности лагеря, планируется работа, проходят выборы органов самоуправления, оценивается их работа.
На уровне отряда: через деятельность лидеров, выбранных по инициативе и предложениям членов отряда (командиров, физоргов, культорг и др.), представляющих интересы отряда в общих делах детского лагеря, при взаимодействии с администрацией детского лагеря.
Модуль «Культура России»
Данный модуль реализуется в целях содействия формированию
нравственной, ответственной, самостоятельно мыслящей, творческой личности. Отвечает задачам государственной политики в области интересов детей, а также в части поддержки и сохранения традиционных российских духовно- нравственных ценностей. В деятельности организаций отдыха и оздоровления детей выступает инструментом передачи свода моральных, этических и эстетических ценностей, составляющих ядро национальной российской самобытности.
Воспитательная работа предполагает просмотр отечественных кинофильмов, спектаклей, концертов и литературно-музыкальных композиций; участие в виртуальных экскурсиях и выставках; проведение «громких» чтений, чтений по ролям; постановки спектаклей; реализацию иных форм мероприятий на основе и с привлечением продуктов, созданных отечественными учреждениями культуры, в том числе в рамках тематического дня.
Организация воспитательной работы в рамках модуля «Культура России» возможна с использованием различных безвозмездных электронных ресурсов, созданных в сфере культуры: «Культура.РФ», НЭБ, НЭДБ, Президентская библиотека и т.д.
Модуль «Профориентация»
Воспитательная деятельность по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб. Задача совместной деятельности педагогических работников и детей – подготовить ребенка к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность ребенка к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через:
- циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку ребенка к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
- профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания детей о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной детям профессиональной деятельности;
- экскурсии на предприятия и встречи с гостями: экспертами в области профориентации, представителями разных профессий, дающие ребятам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;
- организация на базе детского лагеря профориентационных смен, в работе которых принимают участие эксперты в области профориентации и где ребята могут глубже познакомиться с теми или иными профессиями, получить представление об их специфике, попробовать свои силы в той или иной профессии, развивать в себе соответствующие навыки;
- участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети интернет: просмотр лекций, решение учебно- тренировочных задач, участие в мастер-классах, посещение открытых уроков.
Модуль «Социальная активность в Движении Первых»
Данный модуль содержит в себе описание взаимодействия с Общероссийским общественно-государственным движением детей и молодежи «Движение первых» (Движение Первых).
Цель: формирование у детей представления о назначении Движения
Первых, о его месте и роли в достижении приоритетных национальных целей Российской Федерации и своем личном вкладе в социально значимую деятельность.
Форматы деятельности:
- тематический День Первых - эффективно построенная система воспитательных событий, обеспечивающая, с одной стороны, просвещение и всестороннее развитие участников через их включение в различные виды полезной и интересной деятельности, с другой - формирование и расширение представлений о Движении Первых, стимулирование активного участия в деятельности Движения Первых;
- классные встречи с успешными активистами Движения Первых - открытый диалог «путь к успеху», мотивационная встреча «равный-равному» способствует формированию активной жизненной позиции и уверенности в себе у участников смены на примере успеха ровесника;
Воспитательный потенциал данного модуля реализуется в рамках следующих возможных мероприятий и форм воспитательной работы:
- волонтерские образовательные мастер-классы. Проведение занятий и встреч для знакомства детей с принципами, направлениями волонтерства и его историей;
- участие в акциях по благоустройству территории, посадке деревьев, уборке природных зон, что помогает детям внести вклад в сохранение окружающей среды и экологическое благополучие;
- социальные акции «Помощь ближнему». Проведение мероприятий по сбору вещей, игрушек, книг для детских домов и малообеспеченных семей, что способствует развитию у детей чувств сопричастности и социальной ответственности;
- организация мероприятий для младших отрядов. Старшие дети помогают в организации игр, представлений и праздников для младших, что развивает навыки заботы о других и лидерские качества;
- организация акций по защите животных, таких как сбор корма для приютов, изготовление кормушек для птиц, что развивает чувство ответственности и доброты;
- обучение первой помощи. Тренинги по оказанию первой помощи помогают детям научиться заботиться о других и быть полезными в экстренных ситуациях;
- участие в благоустройстве мемориалов и памятных мест, изучение исторического значения этих объектов, что укрепляет патриотизм и чувство уважения к культурному наследию;
- медиа-волонтерство. Ведение блога, создание фото- и видеоконтента о волонтерских инициативах лагеря, что позволяет детям развивать навыки коммуникации и медиа-творчества;
- тематические вечера и кинопоказы о добровольчестве и социальной активности. Просмотр фильмов и обсуждения, посвященные волонтерской деятельности и еѐ роли в жизни общества.
ВАРИАТИВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ МОДУЛИ Модуль «Экскурсии и походы»
Организация для детей экскурсий, походов и реализация их воспитательного потенциала.
Экскурсии, походы помогают ребятам расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных ситуациях. С этой целью для детей организуются туристские походы, экологические тропы, тематические экскурсии:
профориентационные экскурсии, экскурсии по памятным местам и местам боевой славы, в музей, картинную галерею, технопарк и др.
На экскурсиях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у детей самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества.
Модуль «Кружки и секции»
Дополнительное образование детей в детском лагере является одним из основных видов деятельности и реализуется через:
- программы профильных (специализированных, тематических) смен;
- деятельность кружковых объединений, секций, клубов по интересам, студий, дополняющих программы смен в условиях детского лагеря.
В рамках шести направленностей: социально-гуманитарная; художественная; естественнонаучная; техническая; туристско-краеведческая; физкультурно-спортивная.
Реализация воспитательного потенциала дополнительного образования предполагает:
- приобретение новых знаний, умений, навыков в привлекательной, отличной от учебной деятельности, форме;
- развитие и реализация познавательного интереса;
- вовлечение детей в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
- формирование и развитие творческих способностей обучающихся.
Модуль «Цифровая и медиа-среда»
Цифровая и медиа-среда воспитания - это совокупность условий для
реализации воспитательной работы с применением дистанционных технологий, электронных информационных ресурсов, цифрового контента и технологических средств.
Цель медиапространства организации по созданию и распространению текстовой, фото, аудио и видео информации - развитие коммуникативной культуры формирования навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации детей. Цифровая среда воспитания предполагает ряд следующих мероприятий: - телемосты, онлайн-встречи, видеоконференции и т.п.;
- занятия направленные на формирование культуры
информационной безопасности, информационной грамотности, противодействие распространению идеологии терроризма, профилактики травли в сети;
- онлайн-мероприятия в официальных группах организации в социальных сетях;
- освещение деятельности детского лагеря в официальных группах в социальных сетях и на официальном сайте организации.
Совокупность сайта, официальных групп в социальных сетях создают единое медиапространство организации, в котором значительная часть контента готовится непосредственно детьми под руководством взрослых.
Воспитательный потенциал медиапространства реализуется в рамках следующих видов и форм воспитательной работы:
- детский редакционный совет и консультирующих их взрослых, целью которого является освещение (через детскую газету, телеграмм-канал) наиболее интересных моментов жизни своего отряда или детского лагеря;
- детский медиацентр- созданная из заинтересованных добровольцев группа детей при поддержке взрослых, информационно-технической поддержки мероприятий, осуществляющая видеосъемку и мультимедийное сопровождение деятельности организации;
- участие детей в региональных или всероссийских конкурсах с детскими творческими медиа продуктами.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Особенности организации воспитательной деятельности в условиях детского лагеря дневного пребывания
Программа воспитания реализуется посредством формирования социокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий создания уклада, отражающего готовность всех участников образовательных отношений руководствоваться едиными принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные воспитательно-значимые виды совместной деятельности.
Детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей организуется на базе общеобразовательной организации. Режим работы 5 дней в неделю, с ограниченным количеством времени в течение рабочего дня. Режим организации влияет на краткосрочность пребывания и соответственно, на ограничение времени для полного погружения в социокультурную воспитательную среду лагеря. Ребенок ежедневно переходит в семейную обстановку с ее укладом, традициями и особенностями.
Детский лагеря труда и отдыха, организуется для подростков 14 лет и предполагают ежедневную работу в течение нескольких часов. В большинстве случаев – это физический труд, чаще всего на свежем воздухе. Программа воспитательной работы такого лагеря должна учитывать как возраст воспитанников, так и то, что у них возможна физическая усталость.
Поэтому форматы, с одной стороны, не должны требовать длительной подготовки, а с другой, не должны приводить к перенапряжению физических сил. Таким образом, здесь характерны дискуссионные форматы, ролевые игры, квизы и другие интеллектуальные конкурсы.
Воспитательный потенциал детского лагеря обладает рядом преимуществ по сравнению с другими образовательными организациями:
- добровольность в выборе деятельности и формы ее реализации в детском демократическом сообществе, активность и самостоятельность ребенка в выборе содержания и результативности деятельности;
- творческий характер деятельности;
- многопрофильность;
- отсутствие обязательной оценки результативности деятельности ребенка, официального статуса;
- опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества с детьми и взрослыми; опыт жизнедеятельности и общения в коллективах высокого уровня развития, где наиболее успешно проходит самоактуализация личности.
Воспитательный потенциал детского лагеря позволяет осуществлять воспитание через изменение, конструирование особой среды проживания в условиях временного детского объединения – социальной микросреды, в которой протекает жизнедеятельность детей в условиях детского лагеря.
Основные характеристики уклада детского лагеря:
- основные вехи истории детского лагеря, включенность в историко- культурный контекст территории, «миссия» детского лагеря в самосознании ее педагогического коллектива;
- местоположение и социокультурное окружение (местное, региональное), историко-культурная, этническая, конфессиональная специфика населения местности, региона;
- организационно-правовая форма, направленность детского лагеря, образовательных программ (смен), режим деятельности (сезонного или круглогодичного действия, круглосуточное или дневное пребывание);
- наличие социальных партнеров;
- особенности детского лагеря, определяющие «уникальность»
лагеря;
- наличие существенных проблемных зон, дефицитов, препятствий в воспитательной деятельности и решения этих проблем;
- кадровое обеспечение воспитательной деятельности
3.2. Логика реализации Программы в рамках смены Подготовительный этап включает в себя со стороны управленческого звена организации отдыха детей и их оздоровления: подбор и обучение педагогического состава с практическими блоками содержания Программы, установочное педагогическое совещание с включением всего кадрового состава, подготовка методических материалов, включая примеры сценариев для проведения работы на отрядном деятельности, информационную работу с родителями.
Организационный период смены связан с реализацией основных задач:
- способствовать адаптации детей к новым условиям, обеспечить знакомство с режимом, правилами, укладом организации отдыха детей и их
оздоровления, формировать детский коллектив.
Содержание организационного периода представлено в инвариантных обще лагерных и отрядных формах воспитательной работы в календарном плане.
Основной период смены направлен на максимальное раскрытие личностного потенциала каждого ребенка посредством коллективной деятельности как на уровне отряда, так и в иных объединениях. Содержание событий основного периода представлено в инвариантных (обязательных) обще лагерных и отрядных формах воспитательной работы в календарном плане
Итоговый период смены является ключевым этапом для подведения итогов совместной деятельности, фиксации и принятием участниками смены позитивного опыта и формированию индивидуальных маршрутов дальнейшего развития потенциала детей. Важно отметить, что в условиях интенсивности деятельности, автономности объединений и направленностью на поддержку идей детей, необходимо мягко и бережно обеспечить возращение каждого ребенка в привычный для него социум. Содержание событий итогового периода представлено в инвариантных (обязательных) обще лагерных и отрядных формах воспитательной работы в календарном плане.
Этап последействия включается в себя подведение итогов реализации программы воспитательной работы, определение наиболее эффективных форм деятельности, сопровождение детей и поддержка в реализации идей и личностного потенциала по возвращении
постоянный детских коллектив посредством обратной связи/характеристик, направленных/переданных образовательную организацию.
3.3. Анализ воспитательного процесса и результата воспитания
Основным методом анализа воспитательного процесса в детском лагере является самоанализ воспитательной работы, который проводится каждую смену с целью выявления основных проблем и последующего их решения, совершенствования воспитательной работы в детском лагере.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в детском лагере, являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс; - принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между детьми и взрослыми;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности.
Основные направления анализа воспитательного процесса:
1. Результаты воспитания, социализации саморазвития детей.
Критерием, на основе которого должен осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития детей в отряде за смену, но в условиях краткосрочности лагерной смены сложно сделать глубокие выводы и замерить динамику. Поэтому результаты воспитания представлены в виде целевых ориентиров: -усвоение знаний, норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
- формирование и развитие позитивных личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);
- приобретение социально значимых знаний, формирование отношения к традиционным базовым российским ценностям.
Важную роль играет аналитическая работа с детьми, которая помогает им оценить и понять приобретенный в лагере опыт, зафиксировать изменения, наметить дальнейшие планы по саморазвитию. Это можно делать с помощью разных методик. Главный инструмент – педагогическое наблюдение. Очень важно фиксировать личностные изменения, в том числе в педагогическом дневнике.
2. Состояние организуемой в детском лагере совместной деятельности детей и взрослых.
Показателем эффективности воспитательной работы является наличие в детском лагере интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых. Внимание сосредотачивается на вопросах, связанных с качеством.
Методы анализа, которые могут использоваться детским лагерем при проведении самоанализа организуемой воспитательной работы:
- социологические: опрос участников образовательных отношений, экспертный анализ, фокус-группа, анализ документов и контекстный анализ;
- педагогические: тестирование, собеседование, педагогическое наблюдение, игровые методы, аналитическая работа с детьми, метод самооценки.
Итогом самоанализа организуемой в детском лагере воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу.
3.4. Партнерское взаимодействие с общественными и молодежными организациями
Партнерское взаимодействие в условиях организации отдыха детей и их оздоровления способствует успешной реализации Программы воспитательной работы, включающей в себя совместную деятельность с различными образовательными организациями, организациями культуры, спорта, общественными и молодежными объединениями, иными юридическими лицами, разделяющими в своей деятельности цель и задачи воспитания, ценности и традиции уклада организации. Необходимо, в первую очередь, включать в партнерское взаимодействие Общероссийское общественно - государственное движение детей и молодежи «Движение первых».
3.5. Взаимодействие с родительским сообществом
Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родительским сообществом–родителями (законными представителями) детей осуществляется в следующих форматах:
- Информирование родителей до начала работы лагеря об
особенностях воспитательной работы требованиях к внутреннему распорядку и режиму;
- размещение информационных стендов в местах, отведенных для общения детей и родителей, с информацией, полезной для родителей федерального, регионального и обще лагерного уровня;
- участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в случаях, предусмотренных соответствующими нормативными документами в соответствии с порядком привлечения родителей (законных представителей);
- при наличии среди детей детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, приемных детей, детей-инвалидов, детей, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации, дети, состоящие на учете в социально- опасном положении и т.д., осуществляется целевое взаимодействие с их законными представителями.
3.6. Кадровое обеспечение реализации программы
Кадровое обеспечение - один из основных элементов
функционирования сферы организации отдыха и оздоровления детей, которая является неотъемлемой частью воспитательной системы организации отдыха детей и их оздоровления, способствующей достижению стратегических задач государственной политики в области воспитания.
В соответствии со штатным расписанием в реализации Программы участвуют:
1. Начальник лагеря – обеспечивают общее руководство лагерем, издают распоряжения по лагерю, проводят инструктажи;
2. Воспитатели – являются организаторами досуговой деятельности детей, руководят отрядами; создают условия для благоприятного психологического климата в лагере; проводят консультации с педагогическим коллективом, индивидуальные беседы с детьми, осуществляют диагностическую и просветительскую работу.
В лагере постоянно работает 1 работник по уборке помещений, 1 повар.
Медицинская помощь оказывается в ФАП д. Михаленино по договору.
3.7. Методическое обеспечение реализации программы Методическое обеспечение – это процесс и результат оснащения педагогической деятельности методическими средствами и информацией, которые способствуют эффективному осуществлению работы.
При планировании управления деятельностью лагеря особое место уделяется методической работе с педагогическим коллективом посредствами следующих форм деятельности:
- индивидуальные и групповые консультации;
- творческие мастерские;
теоретические и практические семинары;
- методические планѐрки;
- педагогический совет.
Одной из форм методического обеспечения в лагере является создание методической продукции:
- информационно-методическая выставка;
- памятка для воспитателей;
- тематическая папка (нормативные документы, сценарии);
- информационный плакат.
3.8. Материально-техническое обеспечение реализации программы
Финансирование расходов по содержанию лагеря осуществляется в соответствии со сметой.
В школе, на базе которой организуются лагеря, имеются:
• столовая,
• спортивный зал,
• библиотека,
• оборудованные техникой кабинеты (проектор, экран, интерактивная доска, компьютер, принтер).
Спортивный инвентарь, информационные стенды, наградной и сувенирный материал, канцелярские товары: бумага цветная, белая, ручки, карандаши, краски, скотч, кисти, бланки грамот и сертификатов участникам смены с логотипом РДДМ. Спортивный инвентарь: мячи - резиновые, волейбольные, футбольные, обручи, скакалки.
Медицинские материалы и препараты.
Средства внутренней связи.
Хозяйственный инвентарь.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.