Статья "Описание воспитательной практики"

  • Документация
  • Особые потребности
  • docx
  • 27.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В современном, энергично и активно меняющемся мире, актуальность воспитательной практики обусловлена потребностью в формировании всесторонне развитой личности, способной к само установлению и удачной самореализации. Личный опыт педагога-наставника помогает эффективно передавать знания, умения, ценности, опыт и навыки молодому педагогу – наставляемому.
Иконка файла материала Моисеева_Описание воспитательной практики 2025.docx

ОПИСАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

 

Автор: Моисеева Раиса Ивановна –

учитель-дефектолог

rimoiseeva@list.ru

 

 

 

1.     Обоснование актуальности воспитательной практики

В современном, энергично и активно меняющемся мире, актуальность воспитательной практики обусловлена потребностью в формировании всесторонне развитой личности, способной к само установлению и удачной самореализации.

Личный опыт педагога-наставника помогает эффективно передавать знания, умения, ценности, опыт и навыки молодому педагогу – наставляемому.

В качестве педагога-стажиста ускоряю адаптацию молодого специалиста, повышаю его профессиональную компетентность, мотивацию, и конечно, формирую позитивное отношение к педагогической профессии – «УЧИТЕЛЬ».

Применение разнообразных форм организации процесса взаимодействия с наставляемым обогащает палитру делового общения в условиях активной коррекционно-педагогической деятельности.

2.     Краткое описание (аннотация) воспитательной практики

Передовое педагогическое общество характеризуется весьма высокой конкуренцией и стремительными преобразованиями в дефектологии.

Для вполне успешной адаптации, личностным определением, самовыражением молодому педагогу необходима поддержка и наставничество.

Эффективность вышеозначенного базируется на взаимодействии между опытным специалистом (наставником) и молодым педагогом (наставляемым), поскольку позволяет передавать профессиональные умения, знания и навыки, а также педагогическое искусство, ценности, культуру, что способствует формированию гармоничной личности

3.     Цель воспитательной практики

Планирование эффективной наставнической деятельности  по оказанию адресной коррекционно-методической помощи и поддержки молодому педагогу, испытывающему профессиональные педагогические потребности, через активную организацию педагогического наставничества.

4.     Задачи воспитательной практики

Создавать благоприятную атмосферу для всестороннего развития молодого педагога, студентов ТГПУ, а также студентов Педагогического Колледжа, учителей-наставляемых.

Формировать чувство принадлежности к педагогическому школьному коллективу.

Развивать навыки сотрудничества, поддержания деятельности, взаимодействия и мотивации к самообразованию.

Мотивировать к потребности заниматься анализом результатов личностной профессиональной коррекционно-педагогической деятельности.

5.     Планируемые результаты воспитательной практики

Результативность воспитательной практики подчёркивает и обозначает комплексный подход:

вовлеченность молодых специалистов в педагогическую деятельность;

погруженность в культурную жизнь образовательной организации;

причастность к общешкольным, муниципальным и другим методическим мероприятиям под моим личным чутким сопровождением и руководством в качестве наставника.

6.     Целевая аудитория воспитательной практики и количество участников

Студенты ТГПУ № группы 643 – 15 человек.

Томский Государственный Педагогический Колледж – 5 человек (ТГРК).

Молодые педагоги ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха» – 6 человек.

Воспитатели ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха» – 3 человека.

7.     Кадровые ресурсы реализации воспитательной практики

Моисеева Раиса Ивановна – учитель-дефектолог (сурдопедагог), высшая квалификационная категория.

Кадровые ресурсы реализации воспитательной практики составляют: методические объединения учителей начальных классов, директор, учителя, воспитатели, педагоги дополнительного образования, психологи, социальные педагоги, родители.

8.     Научно-методические ресурсы воспитательной практики

Для повышения профессионального мастерства молодых педагогов, наставляемых:

обеспечивается теоретическая и практическая основа для разработки и внедрения адаптированных образовательных программ, специальных индивидуальных программ развития (СИПР);

реализуются методические разработки, рекомендации по организации и проведению воспитательных мероприятий, программ, тренингов;

организуются семинары, тренинги, консультации, направленные на повышение профессионального мастерства молодых педагогов в области воспитательно-педагогической деятельности.

9.     Материально-технические ресурсы реализации воспитательной практики

Материально-технические ресурсы играют ключевую роль в обеспечении эффективной организации образовательного процесса. Образовательная организация обеспечивает комфортными условиями пребывание студентов, молодых педагогов, наставляемых.

Материально-технические ресурсы включают в себя: кабинет информации, библиотеку, актовый зал, мастерские, спортивный зал.

Каждый класс обеспечен: компьютером, проектором, интерактивной доской для качественного проведения учебного процесса, мультимедийным и звуковым оборудованием, средствами для дистанционного обучения.

Для усвоения учебного материала в образовательной организации представлены:

учебники, учебные пособия, наглядные пособия, дидактические материалы, электронные образовательные ресурсы, программное обеспечение и другие средства обучения.

Посредством информационных ресурсов педагоги, наставляемые имеют доступ к интернету, возможность посещать электронные библиотеки, базы данных, подступ к образовательным порталам и другим информационным ресурсам, обеспечивающим доступ к актуальной информации и образовательным материалам. 

10. Ресурсы социального партнёрства и прочих сообществ

Благотворительный фонд  РХТУ им. Д.И. Менделеева (участие в конкурсах, представление опыта).

ОГАУК  Томская областная детско-юношеская             библиотека «Основы изобразительного искусства»

(участие в конкурсах, посещение выставок).

Городской проект  «Изменим город вместе»

Организаторы Администрации г. Томска, ОАО «БАНК УРАЛСИБ», Благотворительный Фонд «Селена».

Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (ТОИПКРО) (конкурсы, открытые уроки, внеурочные мероприятия, опыт работы).

ТГПУ «Академия Успех» (составление викторин, конкурсы, встречи).

ЧОУ ДПО «ИПК и ПП» (статьи, конкурсы).

Томский РЦРО «Пульсар» (мастер-классы, конференции, вебинары, семинары).

11.  Формы реализации воспитательной практики

  Реализация программы «НАСТАВНИК» по направлению «Социальное партнёрство» в рамках реализации социального проекта «Классный руководитель. Перезагрузка» при финансовой поддержке фонда Президента РФ. Сертификат №1 – 29/КР -31 ТОИПКРО г. Томск. По направлению педагогической деятельности НАСТАВНИЧЕСТВО.

https://cloud.mail.ru/public/WEdv/Y8urHvPTV

В педагогической практике мною применяется форма «учитель-студент», «наставник-молодой педагог», на основе которой создаётся мотивационная и профессиональная поддержка, необходимая для дальнейшего осознанного выбора будущей карьеры молодого специалиста. Из сопровождающей группы № 643 ТГПУ три педагога, благодаря личной профессиональной поддержке, методической и консультационной помощи, продолжили работать педагогами в образовательной организации.     https://cloud.mail.ru/public/5z7J/PLEkonb2M

В процессе педагогической деятельности  организован обмен опытом работы с молодыми педагогами и педагогами-стажистами специальных (коррекционных) и общеобразовательных организаций посредством размещения методических материалов на сайте ЧОУ ДПО «Института повышения квалификации и переподготовки».

Организация и курирование ежегодного прохождения педагогической практики студентов ТГПУ.

Представление культурно-просветительной педагогической деятельности и научно-методической работы посредством уроков, внеурочных мероприятий, мастер-классов слушателям курсов повышения квалификации при ТОИПКРО. Организация конкурсов. Участие в акциях.

12.  Период реализации воспитательной практики

Воспитательная практика привязана к учебному году с 1 сентября по 31 мая. В образовательной организации наставническая деятельность осуществляется в течение 1-го года, либо 3-рёх лет.

Я, в качестве наставника, курирую, помогаю, сопровождаю наставляемого в течение одного года, а также на протяжении трёх лет.

Период реализации воспитательной практики является гибким и зависит от целей и задач конкретной программы, также определяется конкретным планом и корректируется по мере необходимости.  (2019 – 2025 гг.)

13.  Результаты реализации воспитательной практики количественные и качественные

Для отражения количественных и качественных изменений в ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха», в процессе педагогической деятельности мною используются такие методы: наблюдение, тестирование, анализ продуктов деятельности, анкетирование, интервью.

Количественные показатели базируются на вовлечении студентов, слушателей КПК и наставляемых молодых педагогов в конкретные воспитательные мероприятия: уроки, классные часы, экскурсии, внеурочные мероприятия, встречи с интересными людьми, праздничные торжества.

Качественные показатели определяются личными знаниями об уставе образовательной организации, основываются на нравственных нормах, опираются на положительные разрешения межличностных конфликтов, сконцентрированы на проявлении уважения к детям с особенностями в развитии, опираются на честность, справедливость, важность и необходимость педагогического труда.

Осознание наставляемыми в процессе взаимодействия с особенными детьми высших ценностей, социально-значимых процессов и явлений реальной коррекционно-педагогической деятельности.

14.  Дополнительные материалы (рисунки, диаграммы, таблицы)

Метод представления учебной информации в виде наглядных образцов и других визуальных средств помогает наставляемым, молодым педагогам, студентам, слушателям курсов повышения квалификации, посещающим ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха», лучше понимать и запоминать материал.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также