УДК 37.0
МОИСЕЕВА РАИСА ИВАНОВНА –
учитель-сурдопедагог
Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»
Томск, Томская область, Россия
ВЗАИМОДЕЙСТИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ НА ЭТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЯХ
«Мы стремимся сделать детский мир счастливым,
Чтобы каждому в нём было хорошо,
Чтобы этот мир для всех был справедливым,
Чтобы всякий своё счастье в нём нашёл!»
Моисеева Раиса Ивановна
Представленная статья подчёркивает педагогический аспект единства действий систем семьи, образовательной организации, создаёт нравственно-педагогическое пространство на этно-педагогических ценностях. Тысячелетиями люди воспитывали детей. У каждого народа формировались добрые традиции, своеобразные обычаи, ставшие основанием для народной педагогики. Основными технологиями создания вышеозначенных систем, во взаимодействии с семьёй представлены: беседы, диспуты, консультации, недели и месячники народного творчества, конкурсы, собрания и др.
Ключевые слова: нарушения слуха; этнокультурное воспитание; семейные традиции.
Неоспорима роль семьи в обществе по своей силе в процессе нравственного воспитания, ведь именно в семье будущий член общества овладевает социальными ролями, формируется как личность. Именно семья выступает источником идейно-нравственного воспитания, а образовательная организация, взаимодействуя с семьёй, организует занятия, уроки, внеурочные мероприятия, способствующие формированию личности, её красоты, духовности, нравственности, гражданственности. Положительный опыт взаимодействия с семьёй и направления в воспитании обучающихся с нарушениями слуха актуальны и по сей день, они выступают кладезем народной педагогической мудрости, поскольку базируются на традициях и принципах народного воспитания. Яковлев И.Я. в своё время призывал: «Берегите семью. В семье опора народа и государства. Семейные заветы всегда были крепки. Охраняйте же это сокровище…»
На современном этапе развития общества задача по воспитанию смелой, трудолюбивой, духовной, высоко моральной и творческой личности остаётся весьма актуальной. И годы, и века, и тысячелетия эта задача стояла во главе угла. Через эту задачу шло осмысление, сохранение и передача того положительного опыта, составляющего лицо человечества, лицо того или иного народа. Воспитывая детей, семья во взаимодействии с образовательной организацией, подводит их к жизни в обществе. Качества, которые во все века пестовал народ в детях – это уважение к старшим, совестливость, доброта, честность – выступают «китом» народной педагогики.
Педагоги ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха» взаимодействуя с родителями, законными представителями, учитывают традиции семейного воспитания, осмысливают народные традиции, следуют им при организации и проведении мероприятий на базе образовательной организации, помогают детям впитывать исторический опыт народов Томска и Томской области. Ведь не секрет, забывая истоки и корни своего бытия, человек подходит к разрыву связей времён поколений, а потому оказывается вне исторической перспективы, то есть живёт одним днём.
Вот почему важно обращаться к народной педагогике, ведь это источник мудрости народной, запасник нравственного здоровья, хранитель педагогической мысли. Конечно, народная педагогика не сможет решить все проблемы в воспитании детей, но опыт наших родителей: матерей, отцов, бабушек и дедушек поможет прорастить зёрна мудрости, которые обязательно дадут добрые всходы.
На внеурочных мероприятиях, куда обязательно приглашаются родители, законные представители – мать – это добрая советчица, пример в становлении на жизненный путь. Образ матери – сильный образ! Ребята с нарушениями слуха, на таких мероприятиях, получают знания о том, что мама, какой бы национальности не была, всегда живёт в ладу с бабушкой, маму важно ценить, любить, уважать, почитать. В большинстве языков мира слово «мама» начинается с буквы «М» и звучит очень нежно.
На организованных мероприятиях в ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха» педагоги подводят детей к осознанию соблюдения святых заповедей отца. Во всех народностях, проживающих в Томске и на территории Томской области, отец представляет собой как моральный (защитник, авторитет), материальный (содержание семьи), так и непосредственно педагогический фактор. В основной массе своей отцовская строгость доброжелательна, предполагает заботу о детях, поэтому у дошкольников и школьников, посещающих школу-интернат, под руководством педагогов при сотрудничестве с семьёй формируются: любовь, уважение к родителям, трудолюбие, честность, порядочность, доброта и отзывчивость.
Если обратиться к собственному педагогическому опыту, то с уверенностью можно сказать, что в этнических семьях, ведущее место в семейном воспитании всё-таки отводится людям старшего поколения – дедушкам и бабушкам, поскольку люди старшего поколения, имеющие богатый жизненный опыт являются лучшими воспитателями подрастающего поколения. Исходя из выше сказанного, подошли к семи правилам семейной жизни, которые пропагандируются педагогами на всех мероприятиях, посвящённых семье:
Ø достигать в семье согласия, взаимопонимания и гармонии;
Ø ориентироваться на доброжелательный тон общения в семье;
Ø и трудности, и неудачи, и успех – все вместе переживаем;
Ø почитать старших и помогать младшим;
Ø обязательно чередовать труд и отдых;
Ø поддерживать и развивать семейные традиции и праздники;
Ø стремиться проводить воскресные дни вместе, желательно на природе.
Семья сохраняет память о предыдущих поколениях, образовательная организация поддерживает в этом направлении семью. Есть семейные традиции – есть и культура. Культура есть – есть и воспитание. Там, где есть воспитание – есть и духовность. А на чём основана духовность? В первую очередь она основана на любви родителей друг другу, на любви родителей к детям. В целом семья представляет собой воспитательную систему, со сложившимися национальными традициями, системой воспитания личности на общечеловеческих и этнических принципах, присущих той или иной национальной семье, её традициям, обусловленным историческим путём развития.
Таким образом, в условиях дополнительного образования, проводятся беседы по картинам: «Моя дружная семья», «Мы должны беречь друг друга», «Какая у меня семья?». Организуются за круглым столом тематические занятия по семейным альбомам: «Мой род – моя семья!», «Берегу свою семью!», «Если семья вместе – то и душа на месте»; интегрированные занятия с подбором поговорок, пословиц, стихов, рассказов о семье. Дети заучивают стихи о семье, что способствует пополнению словаря, эмоциональному и вербальному развитию.
Организуются консультации для родителей – тематика весьма различная, в том числе и по вопросам этновоспитания детей, совместные праздники, школьные выставки: «Любимые блюда нашей семьи», «Любимые праздники нашей семьи», выставки детского предметно-практического, художественного творчества, участие в конкурсах разного уровня, совместные праздники. Все мероприятия подводят ребёнка к осознанию себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой Родины, гражданином России. На вопрос: «Что может быть семьи дороже?» автор Моисеева Раиса Ивановна дала исчерпывающий ответ в стихотворной форме.
Год наставника ушёл, год семьи мосты навёл!
Он пришёл, ему: «УРА!» прокричим мы все с утра.
Год семьи нам принесёт много-много БЛАГОСТИ, радости и здравости!
В Год семьи все россияне, христиане, мусульмане
Сберегут свою семью и не предадут былью.
Ведь семья – это святое, для тебя-меня – родное диво многовековое…
Год семьи благодарим и «СПАСИБО!» говорим.
Обещаем мы сейчас, в этот миг и в этот час –
Будем мы работать ЛУЧШЕ! Будем мы трудиться КРУЧЕ!
Чтобы все наши ребята, в том числе и дошколята
Никогда не огорчались, только чаще улыбались,
А в учёбе и в труде лишь успехов добивались!
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Солодухин Т.К. Этнокультурное образование русских школьников в полиэтническом регионе: На материале Республики Бурятия: Дис. … д-ра пед. Наук. – М., 2005
2. Еникеева А.Р. Этнокультурные традиции как средство патриотического воспитания подростков. Авторефер. Дис. …канд. пед. наук. – Казань 2006.
3. Кулёв А.В. Организация процесса освоения детьми культурных традиций // Мы по солнышку живём: Освоение детьми народных традиций: Сб. информ. -метод. материалов / Под ред. Л.В. Байбородовой, Н.А. Мудровой. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2005.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.