Родителям о повышенном слюнотечении.
Избыточное количество слюны, которое ребёнок не в состоянии проглотить и поэтому жидкость выходит за пределы ротовой полости называют гиперсаливацией.
Почему это происходит?
Бывает, что это серьезное заболевание и слюнные железы действительно вырабатывают избыточное количество слюны.
Но чаще всего причиной является то, что слюна, которая образуется, просто вовремя не проглатывается. При дизартрии всё происходит именно так.
Что же делать?
Задача - учимся проглатывать слюну.
Приемы:
1) Ребёнка учат подсасывать слюну с сомкнутыми губами, а потом учат глотать ее.
2) Ребёнку постоянно делается напоминание о необходимости проглатывания слюны перед речью или перед артикуляционным упражнением.
3) В некоторых случаях используется промакивание рта салфеткой.
4) У дизартриков очень часто рот приоткрыт. Поэтому ребёнка учат держать рот закрытым, если он не разговаривает и не принимает пищу.
5) На индивидуальном занятии при работе с дизартриком логопед специально делает паузы, чтобы ребенок мог проглотить слюну.
6) Важно научить ребёнка с гиперсаливацией дифференцировать ощущения сухого и мокрого подбородка.
Существуют специальные упражнения артикуляционной и мимической гимнастики, способствующие уменьшению гиперсаливации:
1. Имитация
зевания, жевания, глотания с запрокинутой головой.
(Жевание
и глотание рекомендуется производить с закрытым ртом)
2. «Птенчики»
(«Окошечко»).
Открыть рот широко и удерживать его в таком положении в течение 3-5 секунд.
Закрыть рот. Язык при выполнении упражнения спокойно лежит на дне ротовой
полости. Удерживать рот закрытым в течение 5-10 секунд.
3. «Усики».
Удерживать губами полоску бумаги, трубочки для коктейля разных диаметров,
деревянный или металлический шпатель, пузырьки из-под лекарств разных
диаметров.
4. «Толстячок
– худышка».
Надувание обеих щек одновременно. Втягивание щек в ротовую полость при открытом
рте и сомкнутых губах.
5. «Шарики». Надувать попеременно щёки 4-5 раз.
6. «Упражнение для йогов» — рот открыт, ребенок вращает языком в преддверии рта, затем предлагаем ему сглотнуть слюну. Активизация мышц с использованием мёда или хлебного шарика. Положить на кончик языка хлебный шарик (накапать из пипетки 1-2 капли сиропа), с усилием сделать глотательные движения. На кончик языка капнуть капельку мёда.
7. «Часики» или делаем движения языком вперёд-назад
8. Поперхивание (х-х-х), Покашливание – кх кх
9. Произнесение
гласных: а, э, и на твёрдой атаке для активизации мышц мягкого нёба.
а а а; э э э; и и и; аэ, аэ, аэ; эа, эа, эа; аи, аи, аи; эи, эи,
эи; аэи, аэи, аэи.
10. Очень полезно при гиперсаливации жевание и глотание твердой пищи (твердых овощей и фруктов, сушек, сухариков).
11. Полоскания при гиперсаливации. Некоторые авторы предлагают использовать полоскания полости рта травами (настоем шиповника, коры дуба, тысячелистника. Это возможно, если у ребёнка нет аллергии. Поэтапное полоскание горла минеральной водой, жидким киселем.
Данная консультация составлена учителем – логопедом Орловой Л.А по материалам экспертов логопедии кандидатов педагогических наук Поздняковой Л.А. Османовой Г.А.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.