Полёты БПЛА в правовом поле (2025 г.)

  • Домашнее обучение
  • Домашняя работа
  • Занимательные материалы
  • Конкурсы
  • Контроль знаний
  • Культурные мероприятия
  • Мероприятия
  • Научно-исследовательская работа
  • Образовательные программы
  • Подготовка к тестированию
  • Работа с родителями
  • Разработки курсов
  • Разработки уроков
  • Особые потребности
  • docx
  • 14.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Полёты БПЛА в правовом поле.docx

Полёты  БПЛА в правовом поле.

В Калининградской области введен запрет использования беспилотных воздушных судов.

Соответствующий Указ губернатора опубликован на официальном интернет-портале правовой информации и вступил в силу с 17 апреля 2025 года.

Указ Губернатора Калининградской области от 16.04.2025 № 39-у

"О запрете использования беспилотных воздушных судов над территорией Калининградской области и прилегающими территориальными водами в границах Калининградской области"

http://publication.pravo.gov.ru/document/3900202504170002

Указ «О запрете использования беспилотных воздушных судов над территорией Калининградской области и прилегающими территориальными водами в границах Калининградской области» предусматривает ряд исключений.

 В их числе суда, используемые органами государственной власти Калининградской области и подведомственными им организациями; федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами и подведомственными им организациями; а также органами местного самоуправления муниципальных образований.

Запрет действует до снятия режима (уровня базовой готовности), введенного пунктом 5 Указа Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 года № 757 «О мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации в связи с Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. № 756».

Об обнаружении беспилотников в небе жители Калининградской области могут сообщать по телефону 112. Далее эта информация будет передана в дежурную службу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Калининградской области.

 

1. Регистрация бпла.

После покупки беспилотного воздушного судна (далее БВС), первым делом необходимо его зарегистрировать. Зайдите на сайт https://www.gosuslugi.ru/ и в поисковой строке введите "постановка на учет БВС" или сразу перейти по ссылке: https://www.gosuslugi.ru/405742/2/form

нажали кнопку подать заявление и ждете. Обычно это занимает до 10 рабочих дней

Если вы все сделали правильно, то на почту придет документ в формате .pdf

Итак, вы поставили свое БВС на учет, и уже не сможете получить штраф по КоАП РФ Статья 11.5

Не забудьте нанести на свое БВС учетные номера, 3 штуки, по 1 на разные части БВС, высота знаков не менее 5мм.

 

 

2. Страхование дрона

После регистрации вашего дрона, важно обратить внимание на страхование. Для осуществления полетов в Калининграде требуется страховка, так как без нее вы не получите разрешение от администрации.

На рынке существует множество страховых компаний, однако не все из них предлагают страхование дронов, а точнее, вашей ответственности перед третьими лицами (эквивалент ОСАГО для дронов).

ИНГОССТРАХ  предоставляют возможность оформить страховку онлайн по следующей ссылке: https://www.ingos.ru/corporate/bpla/go

На данном сайте вводите данные из Уведомления о постановке на учет, выбираете подходящий тариф и производите оплату. После выполнения этих шагов вы получите соответствующий документ, подтверждающий страховку вашего дрона.

 

3. Разрешение от администрации муниципалитета.

В случае полетов в зоне г Калининград необходимо получить разрешение от администрации муниципалитета. Для этого следует обратиться в МФЦ (Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг).

При посещении МФЦ необходимо иметь при себе паспорт, уведомление о постановке на учет и страховку.

Услуга, которую вам потребуется, называется "Муниципальная услуга 045-18/у: Выдача разрешений на выполнение авиационных работ, парашютных прыжков, демонстрационных полетов воздушных судов, полетов беспилотных воздушных судов (за исключением полетов беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой менее 0,25 кг), подъемов привязных аэростатов над территорией городского округа 'Город Калининград', а также посадку (взлет) на расположенные в границах городского округа 'Город Калининград' площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации".

При заполнении заявления обратите внимание на следующее моменты:

выберите только "полеты беспилотных воздушных судов", не указывайте посадку;

остальные данные должны быть взяты из уведомления.

В поле "Место использования" укажите г. Калининград.

Срок использования должен соответствовать сроку, указанному в вашей страховке,  время использования (дневное/ночное) зависит от задач полета.

После подписания и подачи заявления в МФЦ вам будет выдано подтверждающее уведомление. В течение 10 рабочих дней  вы получите SMS-уведомление о готовности результатов.

Если все правильно заполнено и все документы в порядке, вам будет выдано разрешение соответствующего образца.

Если вам потребуется разрешение для других муниципалитетов следует обратиться в отдел ГО и ЧС соответствующего муниципалитета.

4. Представление местного режима или согласование с органами Организации воздушного движения

Представление местного режима проходит не позднее чем за 3 дня.

Для начала рекомендую зарегистрироваться на сайте https://sppi.ivprf.ru/ и получить там роль. Там гораздо удобней делать представления и отправлять их на почту в Калининградский рег центр ЕС ОРВД.

После регистрации и подтверждении вашей роли Вам будет доступны функции.

Та, которая нас интересует, это «районы ограничений» и нажимаем «создать представление»

далее выбираем заполнить форму представления и «создать представление»

Выбираете полет БВС

Называете как Вам удобнее.

Выбираете даты (напоминаю про подачу представления, не позднее, чем за 3 дня)

Выбираете время, ВАЖНО, время указывается не местное, а по UTC, то есть на 2 часа меньше, например: полет в 16:00 по Калининграду, время указываете 14:00 по времени UTC

Режим местный

Здесь пишите разрешение от Администрации г. Калининград и номер, который будет указан в разрешении и дата когда выдано.

Укажите сокращенное название дрона (БВС) и ВАЖНО REG/Ваш учетный номер(отмечен отдельно пунктом 9)

В этом пункте писать ВОЗДУШНЫЕ СУДА, НА КОТОРЫЕ РЕЖИМ НЕ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ: БВС (сокращенное название вашего дрона)

Ваши ФИО и номер телефона.

Все… нажимаете сохранить черновик, это будет Ваш шаблон, что бы каждый раз его не заполнять.

Возвращаетесь обратно, и на черновике нажимаете дублировать, что бы создать копию.

Перед Вами открываете уже заполненная Вами форма.

 Корректируйте даты и время, если необходимо, а затем переходите в раздел "Карта".

Ищите Калининград,  и место где вы будете летать,

Нажимайте на значок "создать круг", ставьте точку и расширяйте радиус в зависимости от задач. Не ставьте его на весь город, так как его могут не согласовать. Установите его реально там, где планируете летать.

 

Нажмите на "Форма", там уже будет поле с ограничениями района. Нажмите на него, а затем перейдите в "Параметры". Выберите высоту, как указано на картинке, иначе будет другой порядок подачи (если выше 180 метров, требуется согласование с Храброво; в таком случае подавайте временный режим и согласовывайте с Москвой).

Если вы хотите летать в центре, то вам придется согласовать это с аэ Чкаловск.

Позвоните диспетчеру по номеру 215836. Скажите: "Здравствуйте, я оператор БВС ФИО, хочу согласовать местный режим". Вас попросят указать даты, время в формате UTC, высоту, координаты и радиус. Также вам понадобятся ваши контактные данные. Вам скажут, что перезвонят. Вы можете позвонить им после 18:00. Они сообщат вам, согласовано ли или нет. Спросите, с кем согласовано, чтобы указать это в разделе разрешения.

Все, зона выбрана, с АД согласовано, нажмите сохранить черновик.

Затем выберите отредактированное вами представление и нажмите "Печать".

Когда появится окно с представлением, выделите его и скопируйте. Затем зайдите на свою почту, нажмите кнопку "Написать письмо". В поле темы письма укажите "Представление на установление МР". В тексте письма вставьте скопированное представление.

Укажите адрес получателя: ivp@kld.sz.gkovd.ru

 Нажмите "Отправить". Если вы все сделали правильно, то через примерно 30 минут вы получите ответ на свою почту. Если у них возникнут вопросы, они свяжутся с вами по телефону или напишут на почту.

Теперь осталось отправить план полетов. Для БВС планы называются SHR. Вот какие значения вам нужно указать:

(SHR-ZZZZZ

-ZZZZ1400( 1400 время начала работы, указывайте в UTC)

-M0000/M0018(0018 означает высоту 180 м)/ZONA R0,3(радиус как в представлении)544255N0203051E( точка середины круга)/

-ZZZZ0200 ( продолжительность работы, 0200 это 2 часа, 0230 это 2 часа 30 мин)

-DOF/230603(дата работы, ВАЖНО, в формате год/месяц/день) DEP/544240N0203047E(точка взлета)DEST/544240N0203047E(точка посадки) REG/11U1R1(ваш регистрационный номер БВС, он указан в уведомлении о постановке на учет)EET/UMKK0001 TYP/BLA OPR/ФАМИЛИЯ RMK/MR140242(номер режима, пришел в письме от регионального центра)БВС FIMI X8 SE 2022 ОПЕРАТОР БВС ФАМИЛИЯ +7911ХХХХХХ(ваш номер телефона))

Затем зайдите на почту и на каждый день полета отправьте SHR на адрес:

ivp@kld.sz.gkovd.ru

Если что-то будет неправильно, вам позвонят или напишут на почту. Если все в порядке, они могут даже не отвечать.

 

ГЛАВНОЕ НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ПОДАВАТЬ SHR, без них даже с установленным режимом вам не разрешат летать.

5.Порядок общения с региональным центром. Звонки

В день полета, за 3 часа или заранее, позвоните по номеру 579939.

-Здравствуйте, оператор БВС, ФИО, местный режим такой-то, запрашиваю условия.

Вам выдают условия, как правило это повторяет условия вашего режима, высота, время и т.д.

Перед началом полета так же позвоните по номеру 579939

-Здравствуйте, оператор БВС, ФИО, местный режим такой-то, начинаю работу.

После окончания полета так же звоните по номеру 579939

-Здравствуйте, оператор БВС, ФИО, местный режим такой-то, окончил работу.

Вы прошли процедуру официального полета.

 

6.Подведем итоги

Чтобы избежать наказания и штрафов по 11.4 КоАП и 11.5 КоАП нужно:

1. Зарегистрировать Ваш дрон, нанести разметку.

2. Застраховать дрон и получить разрешение от городских властей в месте, где планируете выполнять полеты.

3. Установить местный режим и предоставить планы полетов.

4. В день полета, за 3 часа до вылета, получить условия полета, а также докладывать о начале и окончании работ.

5. Носить все документы с собой.

Эти шаги несложны, но они помогут избежать правовых проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

(SHR-ZZZZZ

-ZZZZ2000

-M0000/M0500/ZONA R001 5442N 02022E/

-ZZZZ0100

-DOF/190216 DEP/5442N02022E DEST5442N02022E EET/UMKK0001 TYP/BLA

OPR/ФАМИЛИЯ ИМЯ ОТЧЕСТВО RMK/ЗОНА РАДИУСОМ 300М С ЦЕНТРОМ 5442N02022E, ВР-508, ТЛФ ДЛЯ СВЯЗИ 8911XXXXXXX)

 

(SHR-ZZZZZ

-ZZZZ2100

-M0003/M0503/ZONA R001 5446N 02031E/

-ZZZZ0100

-DOF/190216 DEP/5446N02031E DEST5446N02031E EET/UMKK0001 TYP/BLA

OPR/ ФАМИЛИЯ ИМЯ ОТЧЕСТВО RMK/ЗОНА РАДИУСОМ 300М С ЦЕНТРОМ 5446N02031E, ВР-508, ТЛФ ДЛЯ СВЯЗИ 8911XXXXXXX)

 

Теперь МАКСИМАЛЬНО ПОДРОБНО о том, как составляется план полетов БВС:

Признаком начала каждого поля данных (кроме поля ТИП СООБЩЕНИЯ) является символ "-" (дефис).

Структура полей информационной части сообщения о плане запуска БВС:

Поле 3 - ТИП СООБЩЕНИЯ

Поле 7 - ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНДЕКС ВОЗДУШНОГО СУДНА

Поле 13 - АЭРОДРОМ И ВРЕМЯ ВЫЛЕТА

Поле 15 - МАРШРУТ

Поле 16 - АЭРОДРОМ НАЗНАЧЕНИЯ И ОБЩЕЕ РАСЧЕТНОЕ ИСТЕКШЕЕ ВРЕМЯ, ЗАПАСНОЙ(ЫЕ) АЭРОДРОМ(Ы) ПУНКТА НАЗНАЧЕНИЯ

Поле 18 - ПРОЧАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

 

 

В поле 3 (Тип сообщения) указывается тип сообщения. Для сообщения о плане запуска БВС используется индекс SHR.

Пример заполнения поля 3: (SHR

В поле 7 (Опознавательный индекс летательного аппарата, режим и код ВРЛ) указывается до пяти цифр, обозначающих номер государственной регистрации, если такая регистрация установлена воздушным законодательством Российской Федерации. Так как для БВС и иных авиамоделей с взлетной массой от 0,25 до 30 кг регистрация не требуется, то указываются буквы Z.

Пример заполнения поля 7: -ZZZZZ

В поле 13 (Аэродром вылета, время) место запуска шара-зонда (подъема привязного аэростата), вылета пилотируемого аэростата или беспилотного летательного аппарата указывается одним из следующих способов:

если находится на аэродроме, то указывается четырехбуквенное обозначение аэродрома вылета (посадочной площадки вылета) и затем без пробела расчетное время взлета в часах и минутах (четырьмя цифрами), при этом задействуется не более восьми буквенно-цифровых знакомест;

если место запуска (старта) не имеет четырехбуквенного обозначения, то в поле 13 указываются ZZZZ, а в поле 18 после сокращения DEP/ - местоположение, обозначенное географическими координатами.

Для обозначения аэродрома вылета применяется четырехбуквенный индекс ИКАО, указанный в документе "Указатели (индексы) местоположения" (Doc 7910).

Для обозначения аэродрома вылета (посадочной площадки вылета) государственной и экспериментальной авиации применяется индекс, указанный в Сборнике четырехбуквенных указателей (индексов) местоположения аэродромов, полигонов, посадочных и вертолетных площадок для использования государственной и экспериментальной авиацией.

В моем случае место взлета БВС находится не на аэродроме, значит указываются ZZZZ, а время взлета во второй точке производится в 21:00 (UTC).

Пример заполнения поля 13: -ZZZZ2100

В поле 15 (Маршрут) для пилотируемых аэростатов и беспилотных летательных аппаратов указывается последовательно значение диапазона высот полета и границы зоны полетов.

Значение диапазона высот полета записывается через косую черту:

в десятках метров по давлению 760 мм рт. ст. - буква S и без пробела четыре цифры, указывающие значение эшелона в десятках метров, а необходимое число цифр дополняется с помощью нулей (пример: S0120/S0540...);

в десятках метров максимальная абсолютная высота - буква М и без пробела четыре цифры, обозначающие значение высоты в десятках метров, определенной по минимальному атмосферному давлению, приведенному к уровню моря, а необходимое количество цифр также дополняется слева нулями (пример: М0020/М0060...).

 

Границы зоны полетов записываются после признака "/ZONA":

обозначением точек излома границы зоны полетов географическими координатами в градусах и минутах (используется до 11 знаков): четыре цифры - широта места в градусах и минутах с указанием буквы N (северная) или S (южная) и пять цифр - долгота места в градусах и минутах с указанием буквы Е (восточная) или W (западная), при этом необходимое число цифр дополняется с помощью нулей. Запись производится через пробелы между обозначением каждой точки излома границы зоны (пример: /ZONA 4955N 04312Е 4815N 04210Е 5012N 04410Е/);

либо после признака "/ZONA" с обозначением зоны полетов в виде круга и указанием его радиуса после R без пробела до трех цифр в километрах и далее - центра круга с географическими координатами в градусах и минутах: четыре цифры - широта места в градусах и минутах с указанием буквы N (северная) или S (южная) и пять цифр - долгота места в градусах и минутах с указанием буквы Е (восточная) или W (западная), при этом необходимое число цифр дополняется с помощью нулей и запись производится через пробелы (пример: /ZONA R020 4955N 04312Е/);

либо указанием номера зоны ограничения полетов, постоянной опасной зоны или в соответствующих случаях запретной зоны (пример:/ZONA ULR22/).

Вся информация относительно границы зоны полетов ограничивается с обеих сторон наклонными чертами.

Максимальная абсолютная высота подъема указывается в десятках метров четырехзначным числом, перед которым записывается буква М, при этом необходимое число цифр дополняется с помощью нулей.

В моем случае, указывается значение абсолютной высоты (AMSL). Во второй точке диапазон высот составляет от 30 до 5030 метров (AMSL), соответственно запись принимает вид: M0003/M0503. Так как я выбрал зоны полетов, которые ограничены окружностями, необходимо указать радиус окружности.

Исходя из действующих правил я указываю минимально возможный радиус полета, равный одному километру и центральную точку географических координат.

Впоследствии, при разговоре с диспетчером ЗЦ ЕС ОрВД, я отдельно укажу на невозможность указать в плане полета радиус 300 метров и сделаю об этом соответствующую запись в комментариях к плану полета. В идеале, нужно стремиться изначально указывать минимальный радиус полетов БВС, равный 1 километр или более, чтобы текст полетного плана полностью соответствовал представлению на установление временного режима. Запись принимает вид - /ZONA R001 5446N 02031E/

Пример заполнения поля 15: -M0003/M0503/ZONA R001 5446N 02031E/

В поле 16 (Аэродром (площадка) и общее расчетное истекшее время) для пилотируемых аэростатов и беспилотных летательных аппаратов аэродром (площадка), где планируется приземление после выполнения полета, указывается в порядке, как для поля 13. При этом если место приземление не имеет четырехбуквенного обозначения, то в поле 13 указывается ZZZZ, а в поле 18 после сокращения DEST/ - местоположение, обозначенное географическими координатами.

 

Общее расчетное истекшее время до окончания полета указывается четырьмя цифрами без пробела, где первые две цифры обозначают часы, вторые - минуты.

Посадка БВС в моем случае производится вне аэродромов, поэтому указывается ZZZZ, общее расчетное истекшее время равно одному часу.

Пример заполнения поля 16: -ZZZZ0100

В поле 18 (Прочая информация) указывается дополнительная информация о полете, которая записывается после соответствующих буквенных признаков, отделенных косой чертой.

DOF/ - дата вылета летательного аппарата в формате из шести цифр (YYMMDD, где YY - год, ММ - месяц и DD - день).

DEP/ - местоположение места старта, если в поле 13 вставлено ZZZZ, указывается в градусах и минутах (используется до 11 знаков): четыре цифры - широта места в градусах и минутах с указанием буквы N (северная) или S (южная) и пять цифр - долгота места в градусах и минутах с указанием буквы Е (восточная) или W (западная), при этом необходимое число цифр дополняется с помощью нулей и запись производится одной группой без пробелов (пример: - 5402N04812E).

DEST/ - местоположение точки приземления, если в поле 16 вставлено ZZZZ, указывается также в DEP/ выше.

ЕЕТ/ - основные точки или четырехбуквенные обозначения (индексы) районов Единой системы и нарастающее расчетное истекшее время с момента взлета до таких точек или границ районов ответственности.

TYP/ - тип летательного аппарата, перед которым при необходимости без интервала указывается количество летательных аппаратов, если их более одного. Для обозначения типа летательного аппарата используются следующие обозначения:

BLA - беспилотный летательный аппарат;

OPR/ - указывается сокращенное наименование федерального органа исполнительной власти, название организации или данные физ. лица (фамилия, имя, отчество), при этом применяются буквы русского алфавита.

RMK/ - любые другие замечания произвольным текстом с применением букв русского или латинского алфавита, если считается необходимым.

Пример заполнения поля 18: -DOF/190216 DEP/5446N02031E DEST5446N02031E EET/UMKK0001 TYP/BLA

OPR/ ФАМИЛИЯ ИМЯ ОТЧЕСТВО RMK/ЗОНА РАДИУСОМ 300М С ЦЕНТРОМ 5446N02031E, ВР-508, ТЛФ ДЛЯ СВЯЗИ 8911XXXXX)

 

 

 

 

Законченный план полета БВС (ВАРИАНТ):

(SHR-ZZZZZ

-ZZZZ2000

-M0000/M0500/ZONA R001 5442N 02022E/

-ZZZZ0100

-DOF/190216 DEP/5442N02022E DEST5442N02022E EET/UMKK0001 TYP/BLA

OPR/ ФАМИЛИЯ ИМЯ ОТЧЕСТВО RMK/ЗОНА РАДИУСОМ 300М С ЦЕНТРОМ 5442N02022E, ВР-508, ТЛФ ДЛЯ СВЯЗИ 890XXXXXXXX)

 

(SHR-ZZZZZ

-ZZZZ2100

-M0003/M0503/ZONA R001 5446N 02031E/

-ZZZZ0100

-DOF/190216 DEP/5446N02031E DEST5446N02031E EET/UMKK0001 TYP/BLA

OPR/ ФАМИЛИЯ ИМЯ ОТЧЕСТВО RMK/ЗОНА РАДИУСОМ 300М С ЦЕНТРОМ 5446N02031E, ВР-508, ТЛФ ДЛЯ СВЯЗИ 8911XXXXXXX)

план полетов БВС должен быть направлен в ЗЦ ЕС ОрВД не менее чем за сутки до начала мероприятия по адресу электронной почты - spbzc@sz.gkovd.ru Не следует отправлять план полета БВС сильно заранее - его потом будет сложно найти.  После отправки плана полетов следует в течении часа перезвонить в ЗЦ ЕС ОрВД +7(812)305-1778  и получить подтверждение о получении.

После того, как план полетов был принят, остается ожидать запланированной даты проведения полетов БВС. В соответствии с требованием текущего законодательства, период своей фактической деятельности пользователь воздушного пространства сообщает в главный или зональный (региональный) центры Единой системы: не менее чем за два часа до установленного начала действия временного или местного режимов.

Приступать к осуществлению деятельности, связанной с использованием воздушного пространства, для обеспечения которой установлены временный или местный режим, без получения подтверждения от соответствующих оперативных органов Единой системы о готовности к их обеспечению не допускается.

Так как зона проведения полетов БВС попадает в район ответственности военного аэродрома Калининград «Чкаловск», я не менее чем за два часа звоню старшему штурману и сообщаю о намерении произвести полеты в соответствии с данными, указанными в представлении на установление временного режима. После этого я звоню в ЗЦ ЕС ОрВД, РЦ ЕС ОрВД и сообщаю период своей фактической деятельности. Не менее чем за один час следует позвонить в РЦ ЕС ОрВД и запросить разрешение на использование воздушного пространства.

Необходимо учитывать, что сообщения о начале, окончании деятельности по использованию воздушного пространства передаются пользователем воздушного пространства в Калининградский РЦ ЕС ОрВД (Планирование ИВП), в районе ответственности которого установлен временный или местный режим не позднее, чем:

- пяти минут после запланированного начала деятельности: о фактическом времени начала деятельности; о задержке, переносе или отмене деятельности;

- десяти минут после окончания деятельности: об окончании деятельности; о перерывах в аэродромных полетах более чем на час;

- немедленно после истечения расчетного времени посадки воздушного судна или при неприбытии его на аэродром назначения, если отсутствует информация о местонахождении этого воздушного судна.

Непосредственно перед взлетом БВС,  звоню в Калининградский РЦ ЕС ОрВД и сообщаю о начале работы. Так как полеты по второй зоне начинаются через час, я попутно запрашиваю разрешение на ИВП и на эту точку.

Так как  согласовываю полеты и с аэ «Чкаловск», я сообщаю старшему штурману о начале полетов БВС. После того, как полеты в первой зоне были закончены, я сообщаю о завершении полетов в этой зоне Калининградскому РЦ ЕС ОрВД (Планированию ИВП) и старшему штурману аэ «Чкаловск».

После этого  перемещаюсь к второму месту проведения полетов. Необходимо постоянно контролировать время, так как существующие правила весьма строго обязывают сообщать не позднее пяти минут после запланированного начала деятельности о задержке, переносе, отмене и о фактическом времени начала деятельности. Во второй точке  также непосредственно перед взлетом звоню в Калининградский РЦ ЕС ОрВД и старшему штурману аэ «Чкаловск» и сообщаю о начале работы.

После завершения полетов во второй зоне, я звоню в Калининградский РЦ ЕС ОрВД и старшему штурману аэ «Чкаловск», сообщаю об окончании деятельности. Так как я указал второй, резервный день полетов, то мне не следует сразу звонить в Главный Центр ЕС ОрВД и снимать временный режим.

Выполнив полеты во второй день по примеру выше и завершив полеты, помимо сообщения об окончании деятельности в Калининградский РЦ ЕС ОрВД и старшему штурману АЭ «Чкаловск», мне необходимо снять временный режим, так как я уже совершил полеты по всем дням, указанным в представлении на установление временного режима.

 Для этого следует позвонить в Главный Центр ЕС ОрВД +7(495)601-0664   и сообщить о фактическом завершении деятельности (В соответствии с приказом Минтранса № 171 “Об утверждении Инструкции по разработке, установлению, введению и снятию временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений” п. 31: Снятие временного режима осуществляет главный центр Единой системы, а снятие местного режима - зональный или региональный центр Единой системы. Основанием для снятия временного или местного режима является информация пользователя воздушного пространства о фактическом завершении деятельности, для обеспечения которой вводился режим.)

Теперь  кратко опишу процедуру получения разрешения на ИВП:

Порядок получения разрешения на ИВП - временный режим:

1. Необходимо получить разрешение на полеты БВС от органа местного самоуправления (в том случае, если полеты производятся в пределах границ населенных пунктов).

2. Согласование полетов БВС с военным аэродромом (в том случае, если полеты совершаются в районе ответственности военного аэродрома)

3. Первичное согласование полетов БВС с РЦ ЕС ОрВД, получение информации об условиях проведения полетов БВС (в моем случае Калининград - 8(4012)57-99-38, 8(4012)57-99-39)

4. Составление представления на установление временного режима, отправка и согласование его с начальником РЦ ЕС ОрВД (Калининград - office@kld.sz.gkovd.ru )

5. Отправка и согласование представления на установление ВР в ЗЦ ЕС ОрВД (Санкт-Петербург - spbzc.rgm@sz.gkovd.ru +7(812)305-1778 ).

6. Отправка и согласование представления на установление ВР в ГЦ ЕС ОрВД (г. Москва - regimivp@matfmc.ru +7(495)601-0664 )

7. Получение номера временного режима (ГЦ ЕС ОрВД г. Москва +7(495)601-0664 )

8. Отправка плана полета БВС в ЗЦ ЕС ОрВД не менее чем за сутки до начала мероприятия (в моем случае Санкт-Петербург - spbzc@sz.gkovd.ru +7(812)305-1778).

9. Не менее чем за 2 часа до начала мероприятия сообщить период своей деятельности должностному лицу военного аэродрома, с которым были ранее согласованы полеты (в том случае, если полеты совершаются в районе ответственности военного аэродрома)

10. Не менее чем за 2 часа до начала мероприятия сообщить период своей деятельности (подтвердить о том что Вы будете использовать установленный для Вас режим или снять его, если передумали летать) в ЗЦ ЕС ОрВД +7(812)305-1778  или ГЦ ЕС ОрВД +7(495)601-0664 и РЦ ЕС ОрВД (в моем случае Калининград 8(4012)57-99-38, 8(4012)57-99-39 ).

11. Не менее чем за 1 час до начала мероприятия запросить разрешение на использование воздушного пространства от РЦ ЕС ОрВД (в моем случае Калининград 8(4012)57-99-38, 8(4012)57-99-39 )

12. Сообщить не позднее пяти минут после запланированного начала деятельности: о фактическом времени начала деятельности; о задержке, переносе или отмене деятельности в РЦ ЕС ОрВД (Калининград 8(4012)57-99-38, 8(4012)57-99-39)

13. Сообщить о фактическом времени начала деятельности должностному лицу военного аэродрома, с которым были ранее согласованы полеты (в том случае, если полеты совершаются в районе ответственности военного аэродрома).

14. Сообщить не позднее десяти минут после окончания деятельности: об фактическом окончании деятельности; о перерывах в аэродромных полетах более чем на час в РЦ ЕС ОрВД (Калининград 8(4012)57-99-38, 8(4012)57-99-39)

15. Сообщить о фактическом времени окончания деятельности должностному лицу военного аэродрома, с которым были ранее согласованы полеты (в том случае, если полеты совершаются в районе ответственности военного аэродрома).

16. Сообщить о фактическом времени окончания деятельности в ГЦ ЕС ОрВД г. Москва +7(495)601-0664 и снять временный режим (в том случае, если полеты БВС производиться не будут).

Порядок получения разрешения на ИВП - местный режим:

1. Необходимо наличие разрешения на полеты БВС от органа местного самоуправления (в том случае, если полеты производятся в границах населенных пунктов).

2. Согласование полетов БВС с военным аэродромом (в том случае, если полеты совершаются в районе ответственности военного аэродрома)

3. Первичное согласование полетов БВС с РЦ ЕС ОрВД, получение информации об условиях проведения полетов БВС (Калининград 8(4012)57-99-38, 8(4012)57-99-39)

4. Составление представления на установление местного режима, отправка и согласование его с начальником РЦ ЕС ОрВД (Калининград office@kld.sz.gkovd.ru)

5. Отправка и согласование представления на установление МР в ЗЦ ЕС ОрВД (Санкт-Петербург spbzc.rgm@sz.gkovd.ru +7(812)305-1778 ).

6. Получение номера местного режима в ЗЦ ЕС ОрВД (Санкт-Петербург +7(812)305-1778).

7. Отправка плана полета БВС в ЗЦ ЕС ОрВД не менее чем за сутки до начала мероприятия (Санкт-Петербург spbzc@sz.gkovd.ru +7(812)305-1778).

8. Не менее чем за 2 часа до начала мероприятия сообщить период своей деятельности должностному лицу военного аэродрома, с которым были ранее согласованы полеты (в том случае, если полеты совершаются в районе ответственности военного аэродрома)

9. Не менее чем за 2 часа до начала мероприятия сообщить период своей деятельности (подтвердить о том что Вы будете использовать установленный для Вас режим или снять его, если передумали летать) ЗЦ ЕС ОрВД (Санкт-Петербург +7(812)305-1778) и РЦ ЕС ОрВД (Калининград 8(4012)57-99-38, 8(4012)57-99-39 ).

10. Не менее чем за 1 час до начала мероприятия запросить разрешение на использование воздушного пространства от РЦ ЕС ОрВД (Калининград 8(4012)57-99-38, 8(4012)57-99-39)

11. Сообщить не позднее пяти минут после запланированного начала деятельности: о фактическом времени начала деятельности; о задержке, переносе или отмене деятельности в РЦ ЕС ОрВД (Калининград 8(4012)57-99-38, 8(4012)57-99-39)

12. Сообщить о фактическом времени начала деятельности должностному лицу военного аэродрома, с которым были ранее согласованы полеты (в том случае, если полеты совершаются в районе ответственности военного аэродрома).

13. Сообщить не позднее десяти минут после окончания деятельности: об фактическом окончании деятельности; о перерывах в аэродромных полетах более чем на час в РЦ ЕС ОрВД (Калининград 8(4012)57-99-38, 8(4012)57-99-39)

14. Сообщить о фактическом времени окончания деятельности должностному лицу военного аэродрома, с которым были ранее согласованы полеты (в том случае, если полеты совершаются в районе ответственности военного аэродрома).

15. Сообщить о фактическом времени окончания деятельности в ЗЦ ЕС ОрВД +7(812)305-1778 и снять местный режим (в том случае, если полеты БВС производиться не будут).

Если диспетчер РЦ ЕС ОрВД при доведении информации об условиях проведения полетов БВС сообщил, что полеты будут производиться на условиях установления местного режима, то это несколько упрощает задачу, так как не потребуется согласовывать документ и координировать полеты с Главным Центром ЕС ОрВД.

Фото\видеосъемка с воздуха

В рассматриваемой теме, помимо полетов БВС есть важный аспект, который требует рассмотрения - съемка с воздуха. В Российской Федерации только ежедневно производится несколько сотен вылетов БВС гражданского назначения, большинство которых оборудованы камерой для фото и видеосъемки. Съемка с воздуха относится к авиационным работам. Даже если конечной целью съемки с воздуха является получение художественных снимков, это не исключает возможности получения геопространственных сведений, отнесенных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 года, №1203  к государственной тайне. В соответствии со статьей 27 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» допуск к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется путем получения лицензии на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.

В соответствии с текущим законодательством, для проведения подобных съемок требуется:

· Разрешение на съемку Генерального штаба вооруженных сил РФ;

· Разрешение на съемку оперативного управления штаба военного округа, в зоне ответственности которого находится снимаемый объект;

· Разрешение территориальных органов безопасности ФСБ;

После завершения съемки, заснятый материал передается региональное УФСБ для рассекречивания для последующего использования в открытом доступе.

Так как правовой статус съемки с дронов вообще никак не освещается в СМИ, то при осуществлении воздушной съемки каждому владельцу БВС  фактически приходится руководствоваться лишь доводами собственного разума, что, на мой взгляд, является недопустимым.

 Повсеместное внедрение БВС в нашу жизнь в последние годы лишь усугубило проблему. Количество совершаемых полетов увеличилось многократно, причем основными исполнителями таких полетов стали люди, не имеющих знаний, навыков, практического опыта в авиамоделировании и конструировании летательных аппаратов. Еще 8-10 лет назад, многороторные БВС вертикального взлета, дроны были лишь доступны людям, имеющим знания и опыт в таких сферах как электроника и механика. Необходимость познаний в различных областях науки, аэродинамики, электроники для постройки собственного летательного аппарата естественным образом отсекала ту часть людей, для которых в наши дни дроны стали лишь своеобразным гаджетом. Отношение к дронам как к гаджетам, игрушкам получило свое естественное развитие - количество летных происшествий по вине человеческого фактора увеличилось многократно. К счастью и лишь по случайности, в большинстве случаев это пока  не затрагивает интересы третьих лиц.

Исходя из того, что каждый владелец БВС  принимает самостоятельное решение о целесообразности съемки того или иного объекта ввиду отсутствия каких-либо конкретных правил съемки, учитывающих нынешнюю ситуацию с дронами в стране, это решение порой может быть ошибочным, неправомерным с точки зрения законодательства.

Для избежания подобных проблем, достаточно руководствоваться принципами:

1. Съемка и полеты БВС не должны проводиться в запретных зонах и зонах ограничения полетов, без наличия соответствующих разрешений. Посмотреть подобные зоны можно на веб-ресурсе https://fpln.ru/ или с помощью Google Earth, установив соответствующий файл KMZ.

2. Следует категорически исключить съемки, полеты в близости или над объектами:

- любые структуры Министерства Обороны РФ (здания, воинские части, полигоны и т.д.).

- города с военной инфраструктурой, военные гавани, корабли, любые объекты военного назначения.

- заводы и иные производства оборонного назначения, либо иные предприятия с особым режимом посещения.

- действующие военные и гражданские аэродромы.

- структуры УФСБ

- места лишения свободы, исправительные колонии

3. Полеты, съемка в пределах приграничной полосы должны осуществляться по согласованию с пограничной службой ФСБ РФ. Приграничная полоса - полоса шириной 25 километров, устанавливаемая вдоль всей границы Российской Федерации (за исключением Северного Ледовитого океана). Это особенно важно для Калининградской области – небольшие размеры области в совокупности с приграничной полосой, шириной 25 километров в большинстве случаев требуют согласования полетов с погранслужбой ФСБ.

Было бы ошибочно полагать, что запуск даже небольшого БВС в глухом месте может остаться незамеченным: БВС вертикального взлета является источником повышенного акустического шума и часто находятся свидетели взлета-посадки, а отношение к БВС в приграничной полосе у всех структур особое по вполне понятным причинам.

Даже если вы не проводите авиационные работы (обычные граждане и не могут их проводить в полном понимании смысла этого слова) и у вас имеется разрешение на ИВП, вам в любом случае необходимо согласовывать полеты с пограничной службой ФСБ РФ во избежание последующих серьезных проблем. По каждому факту несанкционированного запуска дрона, БВС, радиоуправляемой авиамодели в приграничной полосе проводится расследование.

Что же касается транспортировки БВС - если у вас не имеется согласования с пограничной службой ФСБ, лучшим вариантом будет отказаться брать дрон с собой в личный или общественный транспорт. В случае его обнаружения у погранслужбы ФСБ и спецслужб будет множество вопросов к вам, так как в последнее время участились случаи использования дронов в незаконных целях. Все это особенно актуально для Калининградской области .

Так как многие владельцы дронов публикуют снимки с воздуха сразу после полетов, необходимо помнить о том, что это уже не просто снимки, а оперативная информация, которая может быть использована в разных целях. Публикация таких оперативных данных не должна давать повода для их использования злоумышленниками и не должна наносить ущерба обороноспособности страны.

Хотелось бы отметить, что существующий порядок получения разрешения на ИВП для БВС гражданского назначения сам по себе достаточно сложен, особенно для начинающих пользователей воздушного пространства РФ. Лишь получив практический опыт при получении подобных разрешений, можно отметить, что он выполним на практике.

Цель заключается именно в этом - объяснить и показать населению Российской Федерации как именно  выполняется процедура получения разрешений на использование пространства в РФ и описаны всевозможные нюансы в этой связи.

ВНИМАНИЕ!

Действия внешнего пилота (экипажа) при возникновении особых

случаев в полете, а так же при получении сигнала «Ковёр».

Внешний пилот обязан немедленно докладывать в РЦ ЕС ОрВД о возникновении угрозы безопасности полета, изменении режима полета и каждом вынужденном отклонении БВС за пределы установленного маршрута полета.

При использовании воздушного пространства приграничной полосы вынужденные отклонения от маршрута обслуживания возд движения и маршрута полета производятся в сторону территории РФ от госграницы РФ.

В целях предотвращения непреднамеренного нарушения госграницы РФ аэродромы, пункты управления БПЛА, находящиеся в приграничной полосе, должны иметь систему наблюдения обслуживания воздушного движения, позволяющую осуществлять контроль за полетами воздушных судов.

При получении от РЦ ЕС ОрВД сигнала «Ковёр», означающего требование немедленной посадки или вывода возд судов из указанного района возд пространства, внешний пилот БВС обязан:

немедленно выполнить его команду и обеспечить немедленную посадку БВС;   доложить о выполнении команды РЦ ЕС ОрВД.


 

Скачано с www.znanio.ru