Арктика и Антарктика глазами детей

  • Образовательные программы
  • docx
  • 27.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Экологическое образование дошкольников играет важную роль в формировании у детей экологической культуры, способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Оно помогает детям осознать ценность природы, научиться жить в гармонии с ней и стать ответственными гражданами, заботящимися о сохранении окружающей среды. Современным детям сложно представить, насколько экстремально низкая температура воздуха на севере и как она опасна для здоровья и самой жизни человека и животным. дети дошкольного возраста активно познают мир вокруг себя. Проект «Арктика и Антарктика глазами детей» позволяет им узнать больше о природе, животном мире и культуре этих уникальных регионов. Это способствует развитию их любознательности и интереса к науке.
Иконка файла материала Проект Арктика и Антарктика глазами детей.docx

 

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Эколого-биологический центр» города Смоленска

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект

«Арктика и Антарктика глазами детей»

для обучающихся 6-7 лет

 

 

 

 

 

Педагог дополнительного образования: Даниленко Елизавета Дмитриевна

 

 

 

 

Смоленск

2025

Аннотация проекта

Экологическое образование дошкольников — это процесс формирования у детей понимания взаимосвязи человека и природы, развития ответственного отношения к окружающей среде и способности бережно относиться к природным ресурсам. Это важная составляющая общего образования, которая помогает детям осознать ценность природы и научиться жить в гармонии с ней.

Участники проекта: обучающиеся объединения «Младшие друзья природы»

Цель проекта: ознакомление детей с климатическими условиями Арктики и Антарктики, с местными обитателями, их внешним видом, образом жизни.

Задачи проекта:

·                   закрепить знания детей о различных климатических зонах земного шара и их особенностях;

·                   формировать основы функциональной грамотности у детей;

·                   развивать любознательность, внимание, память, воображение, творчество;

·                   воспитывать любовь к природе, интерес и стремление изучать природу.

Продукт проектной деятельности:

·                   выставка альбомов изготовленных совместно с родителями, содержащих информацию о животных холодных стран, загадки, стихи;

·                   выставка рисунков;

·                   итоговое мероприятие – викторина «Путешествие на север».

Сроки реализации проекта: среднесрочный (6 недель) 02.09.25-11.10.25


 

Проблемы

При общении с детьми мы обнаружили:

·                   недостаточно сформированные знания о животных холодных стран, об их образе жизни, о внешнем виде и повадках;

·                   дети плохо различают какие животные живут в Арктике, а какие в Антарктике;

·                   недостаточно сформированы знания о природе и климатических условиях крайнего севера;

·                    у детей ограниченный словарный запас по этой теме.

В связи с этим возникла необходимость в создании и реализации данного проекта.


 

Цель

Ознакомление детей с климатическими условиями Арктики и Антарктики, с местными обитателями, их внешним видом, образом жизни.

 

Задачи

                     Закрепить знания детей о различных климатических зонах земного шара и их особенностях;

                     формировать основы функциональной грамотности у детей;

                     развивать любознательность, внимание, память, воображение, творчество;

                     воспитывать любовь к природе, интерес и стремление изучать природу.


 

Актуальность

Экологическое образование дошкольников играет важную роль в формировании у детей экологической культуры, способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Оно помогает детям осознать ценность природы, научиться жить в гармонии с ней и стать ответственными гражданами, заботящимися о сохранении окружающей среды.

Современным детям сложно представить, насколько экстремально низкая температура воздуха на севере и как она опасна для здоровья и самой жизни человека и животным. Но благодаря проекту у детей будет расширяться:

·        познавательный интерес: дети дошкольного возраста активно познают мир вокруг себя. Проект «Арктика и Антарктика глазами детей» позволяет им узнать больше о природе, животном мире и культуре этих уникальных регионов. Это способствует развитию их любознательности и интереса к науке.

·        расширение кругозора: дети узнают о климатических особенностях, уникальных растениях и животных, которые обитают в Арктике и Антарктике. Они знакомятся с историей исследования этих регионов и узнают о жизни коренных народов. Это помогает им лучше понять разнообразие природы и культур мира.

·        развитие речи и воображения: дети могут выражать свои мысли и чувства, рассказывая о том, что они узнали о Арктике и Антарктике. Они могут создавать свои собственные истории и рисунки, связанные с этими регионами. Это способствует развитию их речи и воображения.

·        воспитание любви к природе: дети узнают о важности сохранения природы и окружающей среды. Они понимают, что Арктика и Антарктика — это уникальные экосистемы, которые нуждаются в защите. Это помогает им осознать свою ответственность за сохранение природы.

·        развитие творческих способностей: дети могут создавать свои собственные проекты, связанные с Арктикой и Антарктикой. Они могут рисовать, лепить и создавать макеты. Это способствует развитию их творческих способностей и навыков работы с различными материалами.

·        воспитание уважения к другим культурам: дети узнают о жизни коренных народов. Они понимают, что у разных народов есть свои традиции, обычаи и культура. Это помогает им уважать разнообразие культур и народов мира.

·        развитие коммуникативных навыков: дети будут общаться с другими детьми и взрослыми, которые также интересуются Арктикой и Антарктикой. Они могут делиться своими знаниями и опытом, обсуждать интересные факты и события. Это способствует развитию их коммуникативных навыков и умений работать в команде.

·        подготовка к школе: дети дошкольного возраста готовятся к школе. Проект «Арктика и Антарктика глазами детей» помогает им развивать необходимые навыки и умения, такие как умение работать с информацией, анализировать и делать выводы.

·        воспитание патриотизма: дети узнают о России как о стране, которая имеет свои интересы в Арктике. Они понимают, что это важно для страны и её граждан. Это способствует воспитанию патриотизма и любви к Родине.

·        развитие интереса к науке и исследованиям: дети узнают о том, как учёные изучают Арктику и Антарктику. Они могут попробовать себя в роли исследователей, проводя свои собственные наблюдения и эксперименты. Это способствует развитию интереса к науке и исследованиям.


 

Этапы реализации проекта

Организационно-подготовительный этап

·                   Составление календарного планирования

·                   Обсуждение темы проекта и выбор формы для его защиты.

·                   Подбор материалов для реализации проекта.

·                   Изготовление дидактических игр.

·                   Работа с методическим материалом.

·                   Работа с литературой по данной теме.

Основной этап

·                   Цикл бесед: «В гостях у северного ветра», «Животные Арктики и Антарктики», «Расскажи, кто чем защищается», «Сколько названий у белого медведя?», «Царство холода и льда». Ситуативный разговор «Как спастись человеку от холода в царстве Белых медведей» и «Почему белые медведи не живут в лесу».

·                   Чтение литературы «Умка», «Айога», «Мама для мамонтенка». Загадки, стихи, пословицы и поговорки о животных севера. Поисковый разговор «Могут ли встретиться белый медведь и пингвин?», «Любят ли белые медведи спать зимой?»

·                   Художественное творчество: рисование: «Белый медведь» и «Северное сияние». Лепка «Пингвин и его друзья». Аппликация «Кит» и «Пингвин на льдине». Изготовление макета «Островок севера».

·                   Экспериментальная деятельность: «Вечная мерзлота», «Почему шерсть медведя не покрывается льдом?», «Айсберги».

·                   Познавательное развитие: рассматривание картинок с изображением животных Арктики и Антарктики. Рассматривание глобуса и компаса. Рассматривание «Центр книги». Рассказ с опорой на картинку «Животные холодных стран».

·                   Совместная работа с родителями. Изготовление альбомов «Природа севера», «Земля»

·                   Пальчиковая гимнастика – «Пингвины».

·                   Логоритмическое упражнение: «На севере белый мишутка живет».

·                   Подвижные игры: «Охотники и олени», «Белые медведи», «Волк и олени», «Кто больше поймает рыбы», «Едем, едем по сугробам».

·                   Дидактические игры: «Третий лишний», «Угадай кто», «Папа, мама, детеныши», «Один – много», «Кого не стало».

·                   Сюжетно-ролевая игра «Путешествия в холодные страны».

·                   Календарный план проекта

Дни недели

Мероприятия

Вторник

Беседа «Царство холода и льда»

Рассматривание «Глобус»

Опыт «Вечная мерзлота»

Четверг

Чтение худ. лит. «Мама для мамонтенка»

Подвижная игра «Волк и олени»

Дидактическая игра «Угадай кто?»

Вторник

Беседа «Кто чем защищается?»

Лепка «Пингвин и его друзья»

Подвижная игра «Кто больше поймает рыбы»

Четверг

Чтение худ. лит. «Айога»

Опыт «Айсберги»

Дидактическая игра «Папа, мама и детеныш»

Вторник

Беседа «В гостях у северного ветра»

Аппликация «Пингвины на льдине»

Подвижная игра «Белые медведи»

Четверг

Рисование «Северное сияние»

Подвижная игра «Едем, едем по сугробам»

Ситуативный разговор «Как спастись человеку от холода в царстве Белых медведей»

Вторник

Ситуативный разговор «Почему белые медведи не живут в лесу»

Поисковой разговор «Могут ли встретиться белый медведь и пингвин?»

Четверг

Рассказ с опорой на картинку «Животные холодных стран»

Загадывание загадок о севере

Опыт «Почему шерсть медведя не покрывается льдом»

Вторник

Беседа «Сколько названий у белого медведя?»

Логоритмическое упражнение «На севере белый мишутка живет»

Сюжетно-ролевая игра «Путешествия в холодные страны»

Четверг

Чтение стихотворений о севере

Рассматривание «Компас»

Создание макета «Островок севера»

Вторник

Чтение худ. лит. «Умка»

Подвижная игра «Едем, едем по сугробам»

Дидактическая игра «Третий лишний»

Четверг

Беседа «Животные холодных стран»

Аппликация «Кит»

Рассматривание «Центр книги»

Вторник

Поисковой разговор «Любят ли белые медведи спать зимой?»

Пальчиковая гимнастика «Пингвины»

Дидактическая игра «Кого не стало?»

Чтение пословиц и поговорок о севере

Четверг

Рисование «Белый медведь»

Подвижная игра «Охотники и олени»

Дидактическая игра «Папа, мама и детеныш»

Вторник

Викторина «Что мы знаем о животных холодных стран»

Выставка детского творчества

Выставка альбомов

 

Заключительный этап

•        Выставка альбомов изготовленных совместно с родителями, содержащих информацию о животных холодных стран, загадки, стихи.

•        Выставка детского творчества.

•        Итоговое мероприятие – викторина «Что мы знаем о животных холодных стран»


 

Планируемые результаты

На основе полученных знаний дети будут иметь представление:

•        о материках Арктика и Антарктики;

•        о животном мире Северного и Южного полюсов, будут определять их по внешнему виду, узнавать и называть детенышей животных холодных стран;

•        будут знать о способах выживания в условиях вечной мерзлоты;

•        общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

•        будут знать о культуре коренных народов севера.


 

Вывод

Мир, который нас окружает, невероятно разнообразен, притягателен и до конца не познан, особенно для детей.

Общение с природой обогащает внутренний мир ребёнка и способствует формированию положительных моральных качеств. У детей формируется осознанное и правильное отношение к природным объектам и явлениям.

Продолжается развитие умственных способностей детей, которые проявляются в их способности экспериментировать, анализировать и делать выводы.

Если взрослый проявляет интерес к теме исследования, то и дети проявляют интерес и желание узнать что-то новое.

Изучение Арктики и Антарктики позволило расширить кругозор детей. Они узнали много нового и интересного. Дети стали исследователями, задавали себе вопросы и вместе с родителями пытались найти ответы. Такая работа способствует развитию любознательности, мышления, самостоятельности и любви к окружающему миру у дошкольников.

Перечень источников

1.                 Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б.– «Безопасность».

2.                 Коноваленко В.В.- «Развитие связной речи».

3.                 Комарова Л.Г.- «Строим дом из ЛЕГО».

4.                 Нищева Н.В.- «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ».

5.                 Рыжова Н.А.- «Наш дом – природа»

6.                 Яковлев Ю.В.- «Умка»

7.                 Непомнящий Д.Л.- «Мама для мамонтенка»

8.                 Народная нанайская сказка «Айога»

9.                 Березкин Я.М.- «Люди севера»

10.            Степанова Я.Э.- «Сборник подвижных игр»

11.            Павлова Л.Ю.- «Сборник дидактических игр»


 

12.            Скачано с www.znanio.ru