Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Эколого-биологический центр» города Смоленска
Проект
«Арктика и Антарктика глазами детей»
для обучающихся 6-7 лет
Педагог дополнительного образования: Даниленко Елизавета Дмитриевна
Смоленск
2025
Аннотация проекта
Экологическое образование дошкольников — это процесс формирования у детей понимания взаимосвязи человека и природы, развития ответственного отношения к окружающей среде и способности бережно относиться к природным ресурсам. Это важная составляющая общего образования, которая помогает детям осознать ценность природы и научиться жить в гармонии с ней.
Участники проекта: обучающиеся объединения «Младшие друзья природы»
Цель проекта: ознакомление детей с климатическими условиями Арктики и Антарктики, с местными обитателями, их внешним видом, образом жизни.
Задачи проекта:
· закрепить знания детей о различных климатических зонах земного шара и их особенностях;
· формировать основы функциональной грамотности у детей;
· развивать любознательность, внимание, память, воображение, творчество;
· воспитывать любовь к природе, интерес и стремление изучать природу.
Продукт проектной деятельности:
· выставка альбомов изготовленных совместно с родителями, содержащих информацию о животных холодных стран, загадки, стихи;
· выставка рисунков;
· итоговое мероприятие – викторина «Путешествие на север».
Сроки реализации проекта: среднесрочный (6 недель) 02.09.25-11.10.25
Проблемы
При общении с детьми мы обнаружили:
· недостаточно сформированные знания о животных холодных стран, об их образе жизни, о внешнем виде и повадках;
· дети плохо различают какие животные живут в Арктике, а какие в Антарктике;
· недостаточно сформированы знания о природе и климатических условиях крайнего севера;
· у детей ограниченный словарный запас по этой теме.
В связи с этим возникла необходимость в создании и реализации данного проекта.
Цель
Ознакомление детей с климатическими условиями Арктики и Антарктики, с местными обитателями, их внешним видом, образом жизни.
Задачи
• Закрепить знания детей о различных климатических зонах земного шара и их особенностях;
• формировать основы функциональной грамотности у детей;
• развивать любознательность, внимание, память, воображение, творчество;
• воспитывать любовь к природе, интерес и стремление изучать природу.
Актуальность
Экологическое образование дошкольников играет важную роль в формировании у детей экологической культуры, способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Оно помогает детям осознать ценность природы, научиться жить в гармонии с ней и стать ответственными гражданами, заботящимися о сохранении окружающей среды.
Современным детям сложно представить, насколько экстремально низкая температура воздуха на севере и как она опасна для здоровья и самой жизни человека и животным. Но благодаря проекту у детей будет расширяться:
· познавательный интерес: дети дошкольного возраста активно познают мир вокруг себя. Проект «Арктика и Антарктика глазами детей» позволяет им узнать больше о природе, животном мире и культуре этих уникальных регионов. Это способствует развитию их любознательности и интереса к науке.
· расширение кругозора: дети узнают о климатических особенностях, уникальных растениях и животных, которые обитают в Арктике и Антарктике. Они знакомятся с историей исследования этих регионов и узнают о жизни коренных народов. Это помогает им лучше понять разнообразие природы и культур мира.
· развитие речи и воображения: дети могут выражать свои мысли и чувства, рассказывая о том, что они узнали о Арктике и Антарктике. Они могут создавать свои собственные истории и рисунки, связанные с этими регионами. Это способствует развитию их речи и воображения.
· воспитание любви к природе: дети узнают о важности сохранения природы и окружающей среды. Они понимают, что Арктика и Антарктика — это уникальные экосистемы, которые нуждаются в защите. Это помогает им осознать свою ответственность за сохранение природы.
· развитие творческих способностей: дети могут создавать свои собственные проекты, связанные с Арктикой и Антарктикой. Они могут рисовать, лепить и создавать макеты. Это способствует развитию их творческих способностей и навыков работы с различными материалами.
· воспитание уважения к другим культурам: дети узнают о жизни коренных народов. Они понимают, что у разных народов есть свои традиции, обычаи и культура. Это помогает им уважать разнообразие культур и народов мира.
· развитие коммуникативных навыков: дети будут общаться с другими детьми и взрослыми, которые также интересуются Арктикой и Антарктикой. Они могут делиться своими знаниями и опытом, обсуждать интересные факты и события. Это способствует развитию их коммуникативных навыков и умений работать в команде.
· подготовка к школе: дети дошкольного возраста готовятся к школе. Проект «Арктика и Антарктика глазами детей» помогает им развивать необходимые навыки и умения, такие как умение работать с информацией, анализировать и делать выводы.
· воспитание патриотизма: дети узнают о России как о стране, которая имеет свои интересы в Арктике. Они понимают, что это важно для страны и её граждан. Это способствует воспитанию патриотизма и любви к Родине.
· развитие интереса к науке и исследованиям: дети узнают о том, как учёные изучают Арктику и Антарктику. Они могут попробовать себя в роли исследователей, проводя свои собственные наблюдения и эксперименты. Это способствует развитию интереса к науке и исследованиям.
Этапы реализации проекта
Организационно-подготовительный этап
· Составление календарного планирования
· Обсуждение темы проекта и выбор формы для его защиты.
· Подбор материалов для реализации проекта.
· Изготовление дидактических игр.
· Работа с методическим материалом.
· Работа с литературой по данной теме.
Основной этап
· Цикл бесед: «В гостях у северного ветра», «Животные Арктики и Антарктики», «Расскажи, кто чем защищается», «Сколько названий у белого медведя?», «Царство холода и льда». Ситуативный разговор «Как спастись человеку от холода в царстве Белых медведей» и «Почему белые медведи не живут в лесу».
· Чтение литературы «Умка», «Айога», «Мама для мамонтенка». Загадки, стихи, пословицы и поговорки о животных севера. Поисковый разговор «Могут ли встретиться белый медведь и пингвин?», «Любят ли белые медведи спать зимой?»
· Художественное творчество: рисование: «Белый медведь» и «Северное сияние». Лепка «Пингвин и его друзья». Аппликация «Кит» и «Пингвин на льдине». Изготовление макета «Островок севера».
· Экспериментальная деятельность: «Вечная мерзлота», «Почему шерсть медведя не покрывается льдом?», «Айсберги».
· Познавательное развитие: рассматривание картинок с изображением животных Арктики и Антарктики. Рассматривание глобуса и компаса. Рассматривание «Центр книги». Рассказ с опорой на картинку «Животные холодных стран».
· Совместная работа с родителями. Изготовление альбомов «Природа севера», «Земля»
· Пальчиковая гимнастика – «Пингвины».
· Логоритмическое упражнение: «На севере белый мишутка живет».
· Подвижные игры: «Охотники и олени», «Белые медведи», «Волк и олени», «Кто больше поймает рыбы», «Едем, едем по сугробам».
· Дидактические игры: «Третий лишний», «Угадай кто», «Папа, мама, детеныши», «Один – много», «Кого не стало».
· Сюжетно-ролевая игра «Путешествия в холодные страны».
· Календарный план проекта
Дни недели |
Мероприятия |
Вторник |
Беседа «Царство холода и льда» Рассматривание «Глобус» Опыт «Вечная мерзлота» |
Четверг |
Чтение худ. лит. «Мама для мамонтенка» Подвижная игра «Волк и олени» Дидактическая игра «Угадай кто?» |
Вторник |
Беседа «Кто чем защищается?» Лепка «Пингвин и его друзья» Подвижная игра «Кто больше поймает рыбы» |
Четверг |
Чтение худ. лит. «Айога» Опыт «Айсберги» Дидактическая игра «Папа, мама и детеныш» |
Вторник |
Беседа «В гостях у северного ветра» Аппликация «Пингвины на льдине» Подвижная игра «Белые медведи» |
Четверг |
Рисование «Северное сияние» Подвижная игра «Едем, едем по сугробам» Ситуативный разговор «Как спастись человеку от холода в царстве Белых медведей» |
Вторник |
Ситуативный разговор «Почему белые медведи не живут в лесу» Поисковой разговор «Могут ли встретиться белый медведь и пингвин?» |
Четверг |
Рассказ с опорой на картинку «Животные холодных стран» Загадывание загадок о севере Опыт «Почему шерсть медведя не покрывается льдом» |
Вторник |
Беседа «Сколько названий у белого медведя?» Логоритмическое упражнение «На севере белый мишутка живет» Сюжетно-ролевая игра «Путешествия в холодные страны» |
Четверг |
Чтение стихотворений о севере Рассматривание «Компас» Создание макета «Островок севера» |
Вторник |
Чтение худ. лит. «Умка» Подвижная игра «Едем, едем по сугробам» Дидактическая игра «Третий лишний» |
Четверг |
Беседа «Животные холодных стран» Аппликация «Кит» Рассматривание «Центр книги» |
Вторник |
Поисковой разговор «Любят ли белые медведи спать зимой?» Пальчиковая гимнастика «Пингвины» Дидактическая игра «Кого не стало?» Чтение пословиц и поговорок о севере |
Четверг |
Рисование «Белый медведь» Подвижная игра «Охотники и олени» Дидактическая игра «Папа, мама и детеныш» |
Вторник |
Викторина «Что мы знаем о животных холодных стран» Выставка детского творчества Выставка альбомов |
Заключительный этап
• Выставка альбомов изготовленных совместно с родителями, содержащих информацию о животных холодных стран, загадки, стихи.
• Выставка детского творчества.
• Итоговое мероприятие – викторина «Что мы знаем о животных холодных стран»
Планируемые результаты
На основе полученных знаний дети будут иметь представление:
• о материках Арктика и Антарктики;
• о животном мире Северного и Южного полюсов, будут определять их по внешнему виду, узнавать и называть детенышей животных холодных стран;
• будут знать о способах выживания в условиях вечной мерзлоты;
• общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
• будут знать о культуре коренных народов севера.
Вывод
Мир, который нас окружает, невероятно разнообразен, притягателен и до конца не познан, особенно для детей.
Общение с природой обогащает внутренний мир ребёнка и способствует формированию положительных моральных качеств. У детей формируется осознанное и правильное отношение к природным объектам и явлениям.
Продолжается развитие умственных способностей детей, которые проявляются в их способности экспериментировать, анализировать и делать выводы.
Если взрослый проявляет интерес к теме исследования, то и дети проявляют интерес и желание узнать что-то новое.
Изучение
Арктики и Антарктики позволило расширить кругозор детей. Они узнали много
нового и интересного. Дети стали исследователями, задавали себе вопросы и
вместе с родителями пытались найти ответы. Такая работа способствует развитию
любознательности, мышления, самостоятельности и любви к окружающему миру у
дошкольников.
Перечень источников
1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б.– «Безопасность».
2. Коноваленко В.В.- «Развитие связной речи».
3. Комарова Л.Г.- «Строим дом из ЛЕГО».
4. Нищева Н.В.- «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ».
5. Рыжова Н.А.- «Наш дом – природа»
6. Яковлев Ю.В.- «Умка»
7. Непомнящий Д.Л.- «Мама для мамонтенка»
8. Народная нанайская сказка «Айога»
9. Березкин Я.М.- «Люди севера»
10. Степанова Я.Э.- «Сборник подвижных игр»
11. Павлова Л.Ю.- «Сборник дидактических игр»
12. Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.