Технологическая карта урока по теме «Государственное устройство и территориальное деление Российской Федерации»
Предметные результаты изучения темы «Административно-территориальное устройство России. Районирование территории»:
знать и объяснять существенные признаки понятия «районирование»; использовать это понятие для решения учебных задач; знать специфику административно-территориального устройства РФ показывать по картам субъекты РФ; федеральные округа;
определять по картам виды районирования и признаки, по которым проведено территориальное деление; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для чтения карт различного содержания.
В процессе изучения темы «Административно-территориальное устройство России. учащиеся получат возможность научиться следующим универсальным учебным действиям (УУД).
Группы УУД |
Конкретизция |
Познавательные |
Устанавливать признаки, по которым проведено районирование, делать выводы; переводить один вид информации в другой посредством анализа, чтения географических карт, работы с другими текстовыми и нетекстовыми источниками; осуществлять целенаправленный поиск средств и способов действия для решения задач в зависимости от конкретных условий; |
Коммуникативные |
Объяснять с использованием географических средств особенности административного деления страны; находить и приводить аргументы в отношении действий и суждений собеседника; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; осуществлять деловую образовательную коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми, подбирать партнёров для деловой коммуникации; участвовать в групповой и парной работе, понимать других членов группы и формулировать свою позицию; развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием географических средств |
Регулятивные |
Самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; оценивать ресурсы необходимые для достижения поставленной цели; • выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач; • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной ранее целью |
Тип учебного занятия по дидактической цели – урок-практикум Оборудование: учебник §8, атлас, демонстрационная карта, ТСО. Планируемые результаты: знать специфику политико-административного устройства Российской Федерации; показывать по картам субъекты РФ; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для чтения карт различного содержания.
|
Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий) |
Личностный компонент урока |
Конкретизация задач учителя |
|
Смысловые блоки |
Познавательные задачи для учащихся |
Деятельность учащихся |
|
|
1.Организационно - мотивационный этап урока |
||||
Определение темы урока |
Сегодня на уроке мы продолжаем изучение нашей страны. Что Вы уже знаете о России?
В каком субъекте РФ Вы живёте С какими странами граничит наш Хабаровский край? С какими странами граничит ДВ? |
Отвечают о размерах, границах, разнице во времени и т.д. Отвечают - Хабаровский край
Отвечают и показывают на карте: страны на границе с краем и регионом. |
В каких субъектах РФ Вам приходилось бывать? В каких субъектах РФ живут Ваши родственники, друзья?
|
Создаёт мотивационную установку к деятельности. Ставит познавательную задачу на актуализацию знаний
Объединяет детей, ставит коммуникационну ю задачу |
Предлагаю Вам собрать из блок-схем «Квадромино «Страны -соседи России»» Логическая головоломка состоит из 18 карточек. Правила игры: 1. Соединить название стран с изображением флага страны. Название страны в верхней части карточки, флаг в нижней. 2. Соединить название столицы страны, с изображением территории страны, на которой красной точкой отмечено расположение столицы. Столица – слева, территория – справа. |
Работа в группах по 4-6 человек за партами и у доски. |
Общий интерес и общение. Соревновательный момент |
Актуализация полученных знаний и создание мотивационной установки |
Из знаний по обществознанию, вспомните, к какому типу государственного устройства, согласно Конституции РФ, относят нашу страну? Кто знает официальное название России. Вы совершенно правы, согласно 1 статье Конституции РФ сказано, «Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны». Объясните значение слова ФЕДЕРАЦИЯ. Федерация — это форма государственного устройства, при котором государство состоит из системы федеральных единиц, субъектов Федерации, обладающих определёнными политическими правами. Какую цель мы можем поставить себе на этот урок? Цель урока: На этом уроке мы узнаем в чём заключается суть административно-территориального деления, принцип деления и продолжим развивать умения работы с политико-административной картой РФ. |
Российская Федерация
Пытаются сформулировать понятие, приходят к выводу
Отвечают на предложенные вопросы Высказывают свои предположения. Учащиеся пытаются сформулировать цель урока |
Проявляют интерес к изучаемой теме
Высказывают свои предположения
Познакомиться с составом РФ. |
|
2.Процессуально - содержательный этап урока |
||||
Изучение нового материала 1. Государственное устройство (фронтальная беседа).
|
С древних времён территория многих стран разделялась на более мелкие части. Как Вы думаете, зачем это сделано? Разделена на части и наша страна. Деление стран мира на унитарные и федеративные. Унитарные Обратимся к рис. 34 ( работа с учебником) на стр.45. Как называются территориальные единицы, входящие в состав Федерации? Опираясь на карту (стр. 4-5), можете ли вы назвать примеры субъектов РФ? Какие субъекты РФ из названных относятся к политическим единицам? Какие к административным? Как Вы думаете с чем связано такое деление ( ответы детей)
|
Отвечают. - для удобства управления
Края, области, республики, автономии
Формулируют и определяют значение термина «субъект»
|
Извлечение информации, отбор и анализ фактов, осмысление легенды карты, обобщение
Определите к какому типу территориальных единиц относится наш субъект?
|
Организует беседу на усвоение фактов. Организует эвристическую беседу, ставит познавательную задачу, курирует практическую работу учащихся, организует самопроверку
|
|
Определите по карте субъекты соседние с нашим краем и распределите их по типам. Определите, по каким признакам различаются террито- риальные единицы. Покажите на карте края, республики, города федерального значения, автономные округа, автономную область; приведите примеры областей. |
Многонациональная страна |
|
|
2. Территориальное деление России (беседа, тренировочная практическая работа с самопроверкой) |
Деление РФ на административные единицы – Республики обладают наиболее высоким статусом. В каждой из них наряду с центральными действуют и собственные органы власти. Республика является государством в составе РФ, обладающим всей полнотой государственной власти на своей территории. Они образованы по национальному признаку. На их территории проживает определённый народ, который даёт название данному субъекту Федерации - титульный народ. Какие изменения в составе РФ произошли? Сколько республик в составе РФ? Ребята, можете ли вы мне сказать названия хотя бы некоторых республик? В какой части России больше всего республик? Определите по карте самую большую и самую маленькую республики РФ? Давайте более подробно разберёмся с административными единицами. Познакомимся с понятием « автономия». Автономия – территориальная единица, которая обладает определённой степенью самостоятельности в рамках Конституции РФ. Какие типы автономий выделяют в России? Как Вы считаете к какому типу территориальных единиц относятся автономии? А сейчас – внимание, результаты миниисследования : « Почему наряду с республиками сохраняются автономии?». ( мини-сообщение) Таким образом автономии образованы, как и республики, по национальному признаку, для проживания |
Зарисовывают схему
Читают текст учебника и выписывают ответы на поставленные вопросы.
Беседа о новых субъектах в составе РФ.
24 (21 по национальному принципу (титульный народ) + Крым, ДНР, ЛНР )
Отвечают: Автономные округа и Автономная область. Работают с текстом на стр. 46, и схемой стр. 45
|
Работают с картами атласа, ищут ответы и выписывают их.
Делают собственные выводы, объясняют собственную точку зрения по поводу несоответствия схемы и текста учебника |
|
и сохранения малочисленных народов Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока. К административным единицам относятся края области и города федерального значения. Все края имели в своём составе автономные области (кроме Приморского края, который был образован в результате расформирования Дальневосточного края). Впоследствии большинство автономных областей стали республиками в составе России ( кроме Еврейской автономной области) и вышли из состава краёв. Край как административная единица практически перестал отличаться от области. Перечислите Края РФ В настоящее время край и область как субъекты Российской Федерации не имеют между собой существенных различий в правовом положении. Сколько областей в составе России Город федерального значения- один из видов субъектов РФ. Особый статус которого объясняется его исключительным административно-политическим , экономическим , научным и культурным значением. Город федерального значения равноправен с другими субъектами Федерации. Так же как области и края, города федерального значения не имеют своей конституции. В соответствие с Конституцией РФ он определяет предметы ведения города как субъекта Федерации, его территориальное устройство. Назовите ГФЗ Согласны ли вы с тем, что эти города заслуженно стали городами федерального значения? ( ответы детей) Посмотрите ещё раз на схему и скажите, сколько всего равноправных субъектов выделяется в составе РФ? Сообщение ученика «Изменение АТД России с 2000 г.» Покажите на контурной карте края, республики, города федерального значения, автономные округа, автономную область; приведите примеры областей. |
Работают с атласом, называют и показывают края. 46 областей. Приводят примеры, обращают внимание на то, что области, имеющие однокоренное название с центром, на карте не подписаны
Называют Москву, Санкт-Петербург, Севастополь В РФ выделяют 89 субъектов Практическая работа в к/к |
|
|
Рефлексия деятельности |
Приём "Третий лишний " Ученик называет 3 субъекта, по принципу 2:1, остальные по атласу должны определить лишний, ход переходит тому, кто определил первым. |
Пример. Камчатский Чукотский Ставропольский |
Работают с картами атласа, ищут ответы |
Объединяет детей, ставит коммуникационну ю задачу. Создаёт ситуацию успеха, мотивирует к активной деятельности. |
|
Собрать спилс-карту субъекты Дальневосточного ФО
|
На доске закрепляют магнитные части субъектов ДВФО. 3 группы по 3 человека. |
Общий интерес и общение. Соревновательный момент |
|||
3.Этап закрепления |
|||||
Закрепление и первичный контроль Турфирма «Россия». Составь свой слоган |
Субъекты РФ имеют схожие характеристики, и отличительные особенности. Предлагаю Вам задания из КИМов ОГЭ по географии за 9 класс. Туристическая фирма разработала рекламный лозунг для привлечения туристов: Попробуйте по слогану определить субъект А) Посетите города-курорты нашего региона, по своему разнообразию и ценности минеральных вод и лечебной грязи не имеющие аналогов в Европе! Б) Хотите побывать в самом западном уголке России, увидеть янтарный край? Приезжайте к нам! В) Здесь вы можете увидеть заросли цветущего лотоса и гнездовья птиц в дельте крупнейшей реки Европы. Г) Мы предлагаем сплав по реке Катуни, которая берёт начало в ледниках высочайшей горы Сибири! Д) Субтропический климат, морское побережье, горный ландшафт создали в нашем регионе идеальные условия для туризма, отдыха и санаторного лечения! Е) Добро пожаловать в национальный парк Валдайский – «жемчужину» средней полосы России! Полюбуйтесь красотой озера Ильмень! Ж) Здесь можно побывать в Долине гейзеров и увидеть действующие вулканы! З) Окунитесь в полярную ночь, прокатитесь на собачьей и оленьей упряжках! И) Окунитесь в воды священного Байкала! Субъекты 1) Калининградская область |
Устанавливают соответствие А – 2 Б – 1 В – 5 Г – 6 Д – 4 Е – 9 Ж – 8 З – 7 И – 3 |
Знакомство с заданиями ОГЭ |
Направляет обсуждение. Организует беседу на усвоение фактов. Организует эвристическую беседу, ставит познавательную задачу, курирует практическую работу учащихся, организует самопроверку. |
|
|
2) Ставропольский край 3) Республика Бурятия 4) Краснодарский край 5) Астраханская область 6) Республика Алтай 7) Ненецкий АО 8) Камчатский край 9) Новгородская область |
|
|
|
|
Подведение итогов |
Сформулируйте вывод по теме нашего урока. Какие знания и умения были новыми? Для чего необходимы знания об административном устройстве нашей страны?
|
Называют полученные знания, умения, географические методы изучения, универсальные способы деятельности |
Определяют приращение своих знаний и умений, опыта творческого, эмоционального |
|
|
|
4.Рефлексивный этап урока |
|
|||
Рефлексия эмоциональная |
Приём «Цепочка» «Сегодня на уроке я узнал что в России есть субъект… » «А я узнал что в России есть субъект…» |
Анализируют свою деятельность на уроке. Анализируется урок, достижение целей, общий результат. |
- Выражают свое эмоциональное настроение и самочувствие
|
|
|
|
5. Объяснение домашнего задания |
|
|||
Обязательное задание |
§8, показать в к/к свой субъект, субъекты-соседи учить политико-административные субъекты РФ (республики) |
Отмечают субъекты в к/к |
|
|
|
Дополнительное задание (по желанию и по выбору) |
ответить на вопросы и выполнить задание «Школы географа- исследователя», |
- выбирают необходимый материал и составляют таблицу |
|
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.