Проект "Сказка -душа русского народа"

  • Занимательные материалы
  • Игры
  • Мероприятия
  • Образовательные программы
  • docx
  • 22.04.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Проект Сказка – душа русского народа.docx

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Эколого-биологический центр» города Смоленска

 

 

 

 

 

 

Проект

«Сказка – душа русского народа»

 

 

 

 

 

Педагог дополнительного образования:

Даниленко Елизавета Дмитриевна

 

 

 

 

 

Смоленск 2025


 

Аннотация проекта

Духовно-нравственное воспитание дошкольников – это процесс формирования и развития личности, направленный на принятие ею высших ценностей: человек, личность, любовь, семья, родина, и внутреннее их переживание как своих собственных. При ознакомлении детей со сказками русского народа открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания и обогащения духовной среды ребенка и способствует формированию положительных моральных качеств.

Проект поможет детям на примере сказок понять, что такое добро и зло, как поступать правильно, а чего делать не следует, понять, как взаимодействовать с окружающим миром и что делать в непонятной для ребенка ситуации.

Цель проекта: Формирование духовно-нравственной культуры, под которой понимается совокупность сознания, чувств и деятельности с помощью русских народных сказок.

Задачи проекта:

·        Развертывание содержания духовно-нравственного воспитания в игровой, театрализованной, коммуникативной и творческой деятельности детей;

·        Развитие образного мышления, фантазии, творческих способностей и умения делать нравственный выбор;

·        Воспитание уважения к нравственным нормам морали, различию добра и зла, хорошим и плохим поступкам, быть отзывчивыми, внимательными к сверстникам и старшим.

Новизна проекта:

Новизна проекта в том, что у детей дошкольного возраста совсем небольшой жизненный опыт. И чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные формы и методы воздействия на ребенка, которые не казались бы ему скучными, а проходили естественно, органично, без заучивания определенных норм и уставов.

 

Продукт проектной деятельности:

·        Выставка детского творчества.

·        Создание плаката «Дерево пожеланий»

·        Инсценировка русской народной сказки «Гуси-Лебеди».

·        Итоговое мероприятие – викторина «Русские народные сказки».

 


 

Проблемы

Сказка обладает преимуществом над другими воспитательными приёмами. Это своего рода нравственный кодекс народа, воображаемые примеры истинного поведения честного человека, умеющего постоять за своё достоинство. В играх детей среднего дошкольного возраста проявляются первые ростки дружбы, начинаются общие переживания, открываются большие возможности для воспитания таких качеств, как доброжелательность, заботливость, сопереживание, взаимопомощь. Сказка играет важную роль в развитии этих качеств, а также воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребёнка, ни любая творческая деятельность. Сказки прививают интерес к чтению художественной литературы.

При разговорах с детьми, во время наблюдения, прогулок и во время совместных игр мы обнаружили:

·        Недостаточно сформированы понятия дружбы и совместной игры

·        Нет сочувствия и сопереживания друг к другу

·        Недостаточно сформированы знания о качествах персонажей русских народных сказок

·        Не умеют вычленять главную мысль сказки

В связи с этим возникла необходимость в создании и реализации данного проекта.


 

Цель

Формирование духовно-нравственной культуры, под которой понимается совокупность сознания, чувств и деятельности с помощью русских народных сказок.

Задачи

•        Развертывание содержания духовно-нравственного воспитания в игровой, театрализованной, коммуникативной и творческой деятельности детей;

•        Развитие образного мышления, фантазии, творческих способностей и умения делать нравственный выбор;

•        Воспитание уважения к нравственным нормам морали, различию добра и зла, хорошим и плохим поступкам, быть отзывчивыми, внимательными к сверстникам и старшим.


 

Актуальность

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была и будет актуальной. Задача вырастить молодое поколение добрым, честным, трудолюбивым стояла не только перед нашими отцами и дедами, но и во все прежние века и тысячелетия.

Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества. В связи с этим ключевая роль детского сада – создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников.

В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается – также в дошкольном возрасте – с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно- нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. Взрослый человек в течение дальнейшей жизни расширяет и углубляет то, что сложилось у него в душе за период первых семи лет. Именно в этом возрасте складываются основные черты личности и характера человека.


 

Этапы реализации проекта

Организационно-подготовительный этап

·        Обсуждение темы проекта и выбор формы для его защиты.

·        Составление календарного планирования.

·        Подбор материалов для реализации проекта.

·        Создание картотеки подвижных игр по мотивам русских народных сказок.

·        Изготовление реквизита для театрализованных игр.

·        Работа с методическим материалом.

·        Работа с литературой по данной теме.

 

Основной этап

1.     Цикл бесед: «Что такое доброта?», «Наши добрые дела», «Вежливые слова», «Нечаянно и нарочно», «Учимся прощать своих друзей», «Правда и лож», «Щедрость и жадность», ситуативный разговор «Что бы ты сделал, если бы увидел, как кто-то отбирает игрушку?». (Приложение 1)

·        Чтение художественной литературы «Три медведя», «Гуси-Лебеди», «Царевна-Лягушка», «Лиса и волк», «Финист-ясный сокол», «Лиса и журавль», «Зайкина избушка», «Морозко», «Василиса Прекрасная», «По щучьему велению», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

·        Художественное творчество: рисование «Гуси-Лебеди», «Царевна лягушка». Аппликация «Зайкина избушка», «Сестрица Аленушка». Лепка «Дружный хоровод». Создание плаката «Дерево пожеланий». (Приложение 2)

·        Совместная работа с родителями. Привлечение родителей к созданию костюмов для сказки «Гуси-Лебеди». Совместная работа родителей и детей на тему: «Самодельные куклы». Консультация для родителей и оформление папки – передвижки «Почему необходимо читать сказки детям» (Приложение 3)

·        Подвижные игры: «Гуси-лебеди», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Лиса и заяц», «Заяц хваста», «Колобок» (Приложение 4)

·        Дидактические игры: «Что было потом?», «Сказочное лото», пазлы «Репка», «Волк и семеро козлят», настольно печатная игра «Колобок», «Три медведя» (Приложение 5)

·        Театрализованные игры «Теремок», «Колобок», «Репка» (Приложение 6)

·        Спектакль «Гуси-Лебеди» (Приложение 7)

Заключительный этап

Итоговое мероприятие – викторина «Русские народные сказки» (Приложение 8)


 

Планируемые результаты

На основе полученных знаний дети:

1.     Дети станут более отзывчивыми, применяя свои знания о нравственных нормах в окружающем мире.

2.     Дети будут чаще употреблять в разговорах вежливые слова, здороваться и прощаться с детьми и взрослыми.

3.     Развитие познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;

4.     Будут больше проявлять интереса к художественной литературе.

5.     Научатся различать больше качеств персонажей сказок.

6.     Проявится интерес у родителей к совместной деятельности с ребёнком по данной теме.

7.     С помощью родителей пополнится развивающее пространство группы.


 

Перечень источников

1.     Авдулова, Т. П. Нравственное становление личности дошкольника: разбираем ФГОС ДО вместе / Т. П. Авдулова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2015.

2.     Комарова, О. А. Развитие духовно-нравственной сферы личности ребенка в условиях введения ФГОС ДО / О. А. Комарова, В. Ю. Комарова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения.

3.     Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Методическое пособие». -ИД Цветной мир, 2012.

4.     Кондратьева Н. Н., Шиленок Т. А., Маркова Т. А., Виноградова Т. А. «МЫ». Программа экологического образования детей».- СПб: «Детство-пресс»,2000г.

5.     Вераксы Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Программа «От рождения до школы». Изд. Москва «МОЗАИКА СИНТЕЗ», 2014.

6.     Глебова С. В. «Детский сад – семья: аспект взаимодействия». Изд. Воронеж, ТЦ «Учитель», 2005.

7.     Знакомим с литературой детей 3-5 лет. Изд. «Сфера», Москва, 2010.

8.     Составитель Юдаева М. В. Хрестоматия для чтения. Средняя группа. Изд. Москва «Самовар», 2015.

9.     Ушакова О. С. «Развитие речи детей 3-5 лет». Изд. «Сфера» Москва, 2011.

10. https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-roditelei-pochemu-neobhodimo-chitat-skazki-detjam.html

11. https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/planirovanie/proiekt_po_dukhovno_nravstviennomu_vospitaniiu_doshkol_nikov_rasti_dobrym_malysh

12. https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-besed-po-vospitaniyu-nravstvenosti-u-detei-v-srednei-grupe.html

13. https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-roditelei-pochemu-neobhodimo-chitat-skazki-detjam.html


 

Приложение 1

Картотека бесед по воспитанию нравственности у детей в средней группе


Карточка 1

«Зачем говорят «здравствуйте и до свидания»

Цель: Формировать у детей основные правила этикета при встрече и прощании. Познакомить со способами приветствия. Закрепить представления о важности и необходимости использовать «добрые слова» в разговорной речи, вызвать стремление употреблять их.

Карточка 2

«Мои добрые поступки»

Цель: Углубить представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека. Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей), навыки культурного общения со сверстниками. Добиваться доброжелательной интонационной выразительности речи. Воспитывать в детях дружеские взаимоотношения, чувства самоуважения и уважения к другим, умение и желание прийти на помощь взрослым и сверстникам.

Карточка 3

«Что такое доброта»

Цель: Формировать представление у детей о доброте как важном человеческом качестве. Поощрять стремление совершать добрые поступки, закреплять представления детей о добрых делах, понимать, что вежливые слова помогают людям в общении. Формировать моральные представления о доброте. Воспитывать добрые чувства к окружающим людям.

Карточка 4

«Спешите делать добро»

Цель: Продолжать знакомство с полярными понятиями «добро» и «зло». Формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения, закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни. Познакомить со способами разрешения конфликта, связанного с чувством злости, а также способами управления и регуляции настроения. Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Карточка 5

«Если добрый ты»

Цель: Формировать у детей потребность в доброжелательном общении с окружающими, осознанно проявлять сочувствие и совершать добрые поступки. Научить понимать значений пословиц о добре, умение связывать значение пословицы с определенной ситуацией. Научить детей проявлять доброту, отзывчивость ко всем кому это необходимо.

Карточка 6

«Вежливые слова»

Цель: Учить детей правилам этикета, формам и технике общения при встрече со знакомыми и незнакомыми людьми, правилам употребления слов приветствий. Способствовать преодолению застенчивости и скованности детей. Развивать умение выражать своё мнение культурным способом, внимательно выслушивать своих собеседников. Обучать формулам выражения вежливой просьбы, благодарности.

Карточка 7

«Нечаянно и нарочно»

Цель: Развивать нравственные чувства - сожаление, сочувствие; формировать навыки игрового общения, не задевая интересов партнера.

Карточка 8

«Учимся прощать своих друзей»

Цель: Развивать умение детей не обижаться друг на друга; формировать умение различать нечаянную промашку от намеренной и соответственно реагировать; подводить детей к пониманию слов "миролюбивый", "обидчивый".

Карточка 9

«Почему бывают драки?»

Цель: Формировать у детей навыки общения; развивать понимание смысла норм и правил поведения в среде сверстников; воспитывать привычку достойно вести себя в каждой ситуации

Карточка 10

«Фантазеры и лгунишки»

Цель: Развивать умение различать обман и выдумку, фантазию; развивать стремление к правдивости и такту.

Карточка 11

«Давай помиримся»

Цель: Развивать умение сдерживать негативное побуждение, избегать конфликты, находить слова для оценки поведения. Учить детей отзывчивости, чуткости.

Карточка 12

«Хороший друг познается в беде»

Цель: Формировать представление о том, что настоящий друг умеет сопереживать, помогать в трудные минуты; развивать умение быть милосердными друг к другу.

Карточка 13

«Как вести себя во время разговора»

Цель: Познакомить детей с правилами поведения во время разговора. (Говори вежливым тоном). Используй «волшебные» слова. Смотри в лицо собеседника. Не держи руки в карманах. Во время разговора не следует, есть. Если разговаривают двое взрослых людей, ребенок не должен вмешиваться в их разговор (тем более требовать его прекращения).

Карточка 14

«Добрый – злой»

Цель: Учить давать моральную оценку поступкам героев, воспитывать желание быть добрыми и гуманными. Помочь понять, что добрым можно назвать того человека, который всегда помогает окружающим, не остаётся равнодушным в трудных для других людей ситуациях.

Учить отличать добрые поступки, вызвать желание совершать добрые поступки по отношению к окружающим людям.

Карточка 15

«Правдивость»

Цель: Формировать представления о нравственном понятии «правдивость», учить давать моральную оценку поступка героя, помочь понять, что ложь не украшает человека.

Карточка 16

«Каким должен быть друг»

Цель: Формировать представления о положительных чертах характера и нравственных поступках, углублять представления о дружбе. Воспитывать уважение, терпение и дружелюбие по отношению к своим товарищам, учить исправлять свои ошибки, просить прощения в конфликтных ситуациях. Учить детей отзывчивости, чуткости.

Карточка 17

«Будь опрятным и аккуратным»

Цель: Учить детей следить за своим внешним видом. Помочь понять, что воспитанный человек всегда выглядит опрятно.

Карточка 18

«Правда – неправда»

Цель: Объяснить детям, что нельзя обманывать окружающих, что всегда нужно говорить правду, что правдивость, честность всегда радуют взрослых, что эти качества очень ценятся в человеке, что за правду хвалят. Помочь детям понять, что любая неправда всегда раскрывается, а солгавший человек испытывает чувство вины не только за свой проступок, но и за то, что он сказал неправду.

Карточка 19

«Доброжелательность»

Цель: Продолжать воспитывать у детей отрицательное отношение к грубости. Объяснить детям, что тот, кто дразнится, не только обижает других, но и сам себе причиняет вред (с таким человеком никто не хочет дружить).

Карточка 20

«Игры без ссор»

Цель: Объяснить детям, что ссора мешает игре и дружбе. Учить решать спорные вопросы, избегать ссор, не злиться на проигрыш, не дразнить проигравшего.

Карточка 21

«Вежливость»

Цель: Учить детей пользоваться вежливыми словами, вырабатывать соответствующие навыки культурного поведения, соблюдать правила этикета, на примере образов литературных героев, стимулировать положительные формы поведения и тормозить негативные. Что общаться с окружающими нужно спокойно, без крика, что излагать свои просьбы следует вежливым тоном.

Карточка 22

«Бережливость»

Цель: Учить детей бережно и аккуратно относиться к вещам, в противном случае они быстро потеряют вид, придут в негодность. Учить ценить труд тех, кто сделал эту вещь, кто купил её, заработав деньги.

Карточка 23

«Взаимопомощь»

Цель: Объяснить детям, что все люди иногда нуждаются в поддержке, но не все могут попросить о помощи; очень важно заметить человека, которому нужна помощь, и помочь ему. Что помогать нужно не только знакомым, но и незнакомым людям.

Карточка 24

«Стремление помочь»

Цель: Развивать эмоциональную отзывчивость, желание оказать помощь, проявляя сочувствие. Учить детей отзывчивости, чуткости.

Карточка 25

«Щедрость и жадность»

Цель: Раскрыть смысл понятий «жадность» и «щедрость». Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам. Понимать, что жадным быть плохо, а щедрым хорошо.

Карточка 26

«Почему нужно уметь уступать»

Цель: Учить детей избегать ссор, уступать и договариваться друг с другом. Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам.

Карточка 27

«Ступеньки доброты»

Цель: На основе содержания русских народных сказок формировать у детей представление о справедливости, смелости, скромности и доброте, воспитывать отрицательное отношение к негативным качествам: лжи, хитрости, трусости, жестокости. Учить передавать свое отношение к содержанию сказки и поступкам героев.

 

 


 

Приложение 2

Аппликация «Сестрица Аленушка»

Аппликация «Зайкина избушка»

 

 

 

 

 

 

 

Лепка «Дружный хоровод»

 

 

 

 

 

Рисование «Царевна лягушка»

Плакат «Дерево пожеланий»


 

Приложение 3

Консультация для родителей

«Почему необходимо читать сказки детям»

В наше время книги отошли на второй план, их заменили, компьютеры, планшеты, телефоны, гаджеты. Родители тоже предпочитают дать ребёнку своему планшет, как хорошо – тишина, никто не мешает им заниматься своими делами. А потом встаёт неожиданно вопрос: ребёнок не умеет общаться, писать правильно – по русскому языку сплошные «2». Почему это происходит? Может - быть родителям нужно вспомнить своё детство и научить ребёнка полюбить книгу.

Много сейчас нас окружает книг, но нельзя забывать детских писателей, сказочников на творчестве которых мы выросли сами, поэтому нужно больше уделять внимания ознакомлению детей с художественной литературой сказками. Замечательные сказки Корнея Чуковского донесут детям много полезного. Родители, читая его сказки, получат не меньшее удовольствие, чем их дети. Нужно помнить и никогда не забывать, что компьютер и телевизор не заменят нам книгу. Из книг человек всегда черпал знания, получал удовольствие, радость прочитанного, желание поделиться этим с другими.

Дети дошкольного возраста склонны одушевлять явления природы, наделять человеческими свойствами животных и растения. Поэтому они легко понимают язык сказок. Герои сказок просты и типичны: их характеристика исчерпывается двумя, тремя качествами (небывалая доброта, храбрость и находчивость). При этом герои сказок делают всё то, что делают обыкновенные люди: едят, пьют, работают, женятся. Прежде чем сказка была записана, над ней трудились миллионы людей, передавая из уст в уста, отбрасывая несущественное, оставляя самое главное. Это сделало сказку носителем человеческой мудрости. Рассказы, сказки и внутренний мир ребенка неотделимы друг от друга. В любом обществе детские рассказы собирают большую аудиторию маленьких слушателей. Для этого есть веские причины.

Если мы, взрослые, хотим приобрести какие-то знания, у нас для этого существует много путей и каналов. Интернет, книги, в конце концов можно проконсультироваться у специалиста в данной области, получить сведения из газетных и журнальных статей, послушать лекции, принять участие в семинарах. Наконец, поговорить с друзьями и обменяться информацией и мыслями. Дети же, особенно маленькие, не могут получить знания этими же путями, а между тем проблемы, занимающие их, не менее важны. Как помочь им в приобретении знаний?

А какова же польза сказок?

1.                 Сказки развивают внимание. Слушая описание событий, происходящих чудес и приключений персонажей, ребенок задействует все свое внимание и удерживает его на протяжении всей истории. Это, в свою очередь, на уровне эмоций, поощряет ребенка к размышлению, порождает в его голове множество разных вопросов, на которые он будет искать ответы.

2.                 Развивают руки. И это не нуждается в комментариях. Не случайно говорится «Когда я слушаю - узнаю, когда делаю - запоминаю». Детям предлагается что-то сделать: вырезать, склеить, изобразить сказку схематично, показать эпизод текста с помощью мимики и жестов.

3.                 Прививают понятия о добре и зле. В сказках все персонажи делятся на хороших и плохих, добрых и злых. Слушая сказки, ребенок понимает, что такое хорошо и что плохо, как поступать правильно, а как не нужно. Кроме того, дети склонны подражать своим любимым героям. Нет необходимости убеждать, что доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире. Каким мы представляем себе доброго человека - любящим помогать другим, умеющим сочувствовать, сопереживать и т. д. В целой системе методов и средств воспитания добрых чувств не последнюю роль играют именно сказки: дети любят героев, они им становятся родными, близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания. Только важно тактично направить мысли и чувства малышей в нужное русло.

4.                 Знакомят с окружающим миром и взаимоотношениями людей. В сказках описаны взаимоотношения и взаимодействия людей. В раннем возрасте ребенок еще не умеет анализировать, сопоставлять и логически мыслить. Поэтому польза сказок очевидна. В них все описывается простым языком и простыми словами., Таким образом, ребенку становится понятен окружающий его мир.

5.                 Учат справляться с трудными ситуациями. Ребенок, который сталкивается с какой- либо трудность, может найти для себя решения или идею, опираясь на сказочный сюжет. Дети и сами подсознательно используют сказку для решения своих проблем. Почему дети придумывают и рассказывают леденящие душу «ужастики» и почему они пользуются такой популярностью в детской среде? Потому что это защитная реакция, помогающая преодолеть страх и растерянность, возникающие в детской душе при столкновении с большим и непонятным миром, полным опасностей и неожиданностей. Вот дети и избавляются от своих страхов и беспокойств с помощью страшилок.

6.                 Утешают. Благодаря сказочным историям ребенок понимает, что другие тоже испытывают трудности. Не только он один может огорчаться, плакать, боятся, это же делают и другие. Осознание того, что он не одинок в своих трудностях, может поддерживать ребенка в раннем возрасте.

7.                 Развивают речь и фантазию детей. Чтение сказок расширяет словарный запас ребенка и помогает развитию речи. Слушая сказку, ребенок знакомится с народным фольклором, запоминает пословицы и поговорки («Не садись не в свои сани», «Нет лучшего дружка, чем родная матушка»). Не случайно педагоги и логопеды применяют сказкотерапию для занятий с детьми, имеющими задержки речевого развития. Сказочные образы помогают развивать детскую фантазию. Ставя себя на место положительного героя, ребенок может вступить в бой с врагом (заросли крапивы) при помощи волшебного меча (палки) или отправиться на Марс в ракете из сдвинутых стульев. Психологи говорят, что фантазия помогает ребенку в развитии интеллекта, поэтому фантазировать ребенку очень полезно.

8.                 Польза сказок перед сном. Сказка испокон веков использовалась, как средство положительного воздействия на эмоциональное состояние ребенка. Самый яркий пример этого воздействия – сказка на ночь. Ребенок слушает успокаивающий, убаюкивающий ритм слов, слышит родной голос – все хорошо, мама рядом, сказочная история уводит его все дальше от дневных печалей и радостей и наконец он засыпает. Кстати, если вашего ребенка беспокоят плохие сны, то сказка легко поможет вам справиться с этой проблемой.

Вместе с ребёнком станьте сказочником. Ведь никакая аудио и видеотехника, никакое профессиональное исполнение не заменят малышу вашего присутствия и внимания. Не стесняйтесь, придумывайте и рассказывайте сказки своим детям, тем более что слушатели вам достались внимательные и благодарные. При помощи сказок, взрослые могут обогатить внутренний мир своих детей, привить им любовь к чтению и книгам. А это, в свою очередь, помогает им стать более уверенными и успешными людьми.

Сказка воздействует на чувства ребёнка. Слушая сказку, ребёнок неосознанно в своём воображении отождествляет и идентифицирует себя с героями, если они ему симпатичны.

Вместе с героями ребёнок учится проявлять доброту и благородство, рисковать собой ради других, совершать подвиги, становиться смелым, верным, справедливым. Сказки передают нравственные понятия и чувства малышу не в виде голой морали или нудной проповеди, а в прозрачной, ясной по смыслу и одновременно захватывающей форме. Кроме того, слушая сказку, ребёнок получает красивый и правильный образец речи, что чрезвычайно важно для речевого развития. Дети, которым с самого раннего детства читают сказки, стихи. потешки, гораздо быстрее начинают правильно говорить.

Без сказок не обойтись. Как иначе ребенку объяснить, что нельзя пить из лужи, (козленочком станешь, что нельзя дверь открывать, не посмотрев в щелочку или глазок (серый волк украдет, что надо жить дружно (и никакой волк вас вообще не вытащит из надежного каменного дома, построенного совместными усилиями). Сказки дают базовое представление о мире, в котором оказался человек, об отношениях между людьми, о вещах, типах личностей, с которыми потом придется сталкиваться ребенку в жизни. То есть, пусть незаметно, с шутками, прибаутками, или наоборот, страшилками. Они создают, как говорят психологи, систему ценностей. Поэтому, если вы с ребенком прочитали какую-то книжку, не забывайте ее героев, периодически возвращайтесь к ним в различных жизненных ситуациях. До 5-6 лет не надо заставлять ребенка читать самого, пусть он научится слушать вас и смотреть книги самостоятельно. Пусть самые маленькие разглядывают книжки, где только картинки с подписями, года в два можно смело начинать изучать буквы, уже в три можно покупать первые энциклопедии (только смотрите, чтобы они были написаны все же доступным языком - если в них будет много незнакомых слов, ребенок быстро потеряет интерес). Но если вы с детства читали ребенку, ему потом будет самому легче научиться читать, потому что он будет знать, что это интересно, а ведь когда что-то интересно, то учиться гораздо приятнее.

Современные дети часто не понимают, что человек умирает один раз и навсегда. Привыкшие к компьютерной игре, они считают, что у них девять жизней. А рядом нет никого, кто мог бы объяснить ситуацию. Ребёнок играет один. В то время, когда слушая сказку, которую читает мама, он может задавать вопросы и получать на них вопросы. На сказках С. Михалкова, К. Чуковского, А. Пушкина, Н. Носова и многих других авторов выросли десятки поколений, среди которых множество смелых, честных и талантливых людей. Ими гордится страна. Сказки с их чудесами и волшебными превращениями наиболее близки детскому мироощущению. В отличие от мифов, где нередко гибнут главные герои, в сказке всё заканчивается хорошо. Ребёнок учится сопереживать персонажу. Дети по многу раз любят слушать, смотреть одни и те же сказки, так как их интересует не только сюжет, сколько нравственная сила героя. Сказка даёт опору в развитии определённых личностных качеств. Прочитайте ребенку сказку. Поговорите с ним: о чем сказка, кто главный персонаж, кто понравился ребенку и почему. Не навязывайте своего мнения, пусть ребенок рассуждает и думает, ведь он испытывал море чувств, когда слушал сказку. Помогите ему осознать их. Если вам даже что-то не понравиться в рассуждениях ребенка, не торопитесь. Задавайте вопросы, спрашивайте о том, что он чувствует и, сами тоже постарайтесь почувствовать все происходящее в сказке. Проживайте сказку вместе, и вы получите необыкновенное удовольствие от общения со сказкой и своим мудрым ребенком. Вероятно, он попросит еще раз прочитать туже сказку, сделайте это. Для него в этой сказке есть что-то очень важное. Полезно читать короткие сказки и вместе с ребенком переделывать их в большие сказочные истории. Помимо усвоения духовных ориентиров, ваш ребенок начнет развивать воображение и станет маленьким творцом сказочного мира. И, я надеюсь, со временем, он захочет претворить свою добрую сказку в жизнь. Читайте детям сказки, возвращайтесь к ним в любом возрасте. И вы всегда будете находить в старых сказках что-то новое, иначе и быть не может, ведь в них живет душа. В дошкольном возрасте воспитательное воздействие сказки не уступает воспитательному воздействию ролевой игры. Овладевая действиями игры, изобразительной деятельностью и слушая сказки, ребёнок одновременно осваивает произвольные стороны психических процессов, подготавливая себя к следующему насыщенному жизненному периоду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выставка совместного творчества родителей и детей

«Самодельная кукла»


 

Приложение 4

Картотека «Сказочные подвижные игры»

Подвижная игра «Теремок»

Оборудование: Маски героев сказки.

Дети стоят в кругу – это теремок. Несколько детей одевают маски героев сказки: мышки, лягушки, зайца, волка, лисички и медведя.

Дети поднимают сцепленные друг с другом руки и говорят слова:

«Вот стоит теремок

Он не низок, не высок.

Как войдет в него зверек,

Так захлопнется замок».

Во время проговаривания слов дети в масках зверей вбегают в круг и выбегают из него.

На слова воспитателя «ХЛОП» дети опускают сцепленные руки. Кто попадется, перестаёт быть «зверьком» и встает в теремок с остальными детьми.

Игра проводится, пока не останется самый ловкий.

 

Подвижная игра «Волк и козлята»

Оборудование: Маска волка, маски для козлят.

Выбирается волк, остальные дети - козлята. Дети - козлята прыгают по площадке, приговаривая:

«Мы веселые козлята

Озорные все ребята,

Не боимся никого

Кроме волка одного (подходят к волку).

Серый волк, не зевай

Нас скорее догоняй».

На последние слова «волк» догоняет «козлят». Кого поймал (осалил), тот приседает.

Игра останавливается, когда поймана большая часть ребят. Затем выбирается новый «волк».

 

Подвижная игра «Лиса и заяц»

Оборудование: Маска лисы, маски для зайцев.

Дети в масках зайчиков стоят в кругу.

Ребенок в маске лисы ходит за кругом и говорит:

«Ох, растаял домик мой

Как же мне идти домой.

Надо к зайчику бежать

Его домик отобрать»

Подходит к домику одного из «зайчиков», стучится:

«Тук- тук- тук….

Серый зайка, выбегай

И со мною поиграй»

«Зайка» и «Лиса» бегут наперегонки за кругом: кто первый займет домик.

Кто проиграл - тот становится «лисой».

 

Подвижная игра «Колобок»

Дети образуют круг. Считалочкой выбирают ведущего – «Колобка». «Колобок» бежит по кругу и поет:

Я Колобок, Колобок,

По коробу метений,

На яйцах испеченный –

Я от бабы и от деда убежал,

Я от зайца и от волка убежал,

От медведя и от лисы убежал!

И от тебя убегу!

При этом он дотрагивается рукой ребенка, у которого закончил произносить слова, и убегает от нее. Ребенок ловит, а «Колобок» бежит по кругу и пытается занять место ребенка.

Усложнения: Обоим нужно преодолеть полосу препятствий: прыгать из круга в круг, пройти по скамье, пролезть под дугой.

 

Подвижная игра «Колосок»

Оборудование: Колосок.

Считалочкой выбирают «петушка». Он держит колосок. Остальные дети – «мышата». «Мышата» «спят», а «петушок» говорит:

Эй, ленивые мышата!

Хватит уже отдыхать.

Только и знаете, что играть,

Вы работать начинайте

Колосочек отыщите.

Кто найдет-обмолотите

И пирожков напеките!

Сам «петушок» в это время прячет колосок. После последних слов «мышата» просыпаются, идут искать колосок. Кто первый его найдет, тот и становится «петушком».

 

Подвижная игра «Бычок - смоляной бочок»

Оборудование: 2-3 веревки, обручи по числу «зверей».

Среди детей выбирают 2-3 «соломенных бычка». Остальные дети – «звери», которые живут в лесу в своих «домиках» (обручах). По сигналу «соломенные бычки» бегут к зверям и касаются их рукой. После касания звери зацепляются за «хвост» бычка (держатся за веревку) и бегут за ним в его домик. Побеждает тот, кто поймает больше всего «лесных жителей».

 

Подвижная игра «Заяц – хваста»

Считалочкой выбирают «зайца». Дети образуют круг. «Заяц» становится посреди круга и произносит:

Я - Заяц-попрыгун!

У меня не усы – а усища,

Не зубы, а зубища,

Не лапы, а лапища.

Я никого не боюсь!

А дети говорят:

Слушай, Заяц, не хвались,

Ты беги, беги, беги!

«Заяц» убегает, а дети догоняют его. Кто первым поймает «зайца», тот становится ведущим. Игра повторяется снова.

Усложнение: Дети передвигаются на одной ноге.

 

Подвижная игра «Коза-Дереза»

Дети образуют круг, чертят вокруг себя «избушки». Одного ребенка выбирают «Козой – Дерезой». Она подходит к любой «избушки», прыгает туда и говорит:

Я – Коза–Дереза,

Черные глаза, кривая нога, острые рога!

Топну-топну ногами,

Заколю тебя рогами.

Ножками затопчу,

Хвостиком замету,

Беги из хаты!

Дети отвечают: «Ты, Коза, не дразни, а попробуй обгони!»

После этих слов оба на одной ноге стараются как можно быстрее попрыгать вокруг «хатки». Один скачет – справа, второй – слева. Кто вернется первым, тот и остается там за хозяина, а кто опоздает, тот становится «Козой – Дерезой».

 

Подвижная игра «Гуси-лебеди»

Оборудование: Маска волка, маски гусей.

Участники игры выбирают волка и хозяина, все остальные — гуси-лебеди. На одной стороне площадки дом, где живут хозяин и гуси, на другой — волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зелёной травки пощипать. Гуси уходят от дома далеко. Через некоторое время хозяин зовёт гусей:

«Гуси-лебеди, домой!»

Гуси отвечают: «Старый волк под горой!»

— «Что он там делает?»

— «Сереньких, беленьких рябчиков щиплет».

— «Ну, бегите же домой!»

Гуси бегут домой, а волк их ловит. Пойманный выходит из игры. Игра кончается, когда все гуси пойманы.

Правила.

1. Гуси могут лететь домой, а волк ловить их только после слов: «Ну, бегите же домой!»

2. Гуси, выходя в поле, должны разойтись по всей площадке.


 


 

Скачано с www.znanio.ru