Разработка плана внеурочного экологического мероприятия для педагогов и обучающихся начальных классов
автор: Козырь З.Т., методист КГБУДО “Камчатский дворец детского творчества”
1. Тема мероприятия: «Путешествие в мир природы: дружба человека и леса»
Обоснование актуальности: современное общество сталкивается с проблемами деградации лесных массивов, нарушения баланса экосистемы и исчезновения видов флоры и фауны. Воспитание бережного отношения к природе, формирование правильного экологического сознания становится одной из важнейших задач современной школы. Мероприятие направлено на повышение уровня осведомленности учащихся о значении лесов, мотивации участия в мероприятиях по сохранению природы.
2. Форма проведения мероприятия
Интерактивная игра-путешествие с элементами квеста и познавательной программы.
3. Место проведения мероприятия
Школьный двор, близлежащий парк или лесополоса.
4. Целевая аудитория
Учащиеся начальной школы (1-4 классы).
5. Цель и задачи мероприятия
Цель: формирование ценностного отношения к природе, привлечение внимания к проблемам лесного хозяйства и необходимость сохранения зелёных насаждений. Задачи:
- расширить знания учащихся о роли леса в жизни человека и животного мира;
- развивать интерес к познанию природы и желание заботиться о ней;
- обучить правилам поведения в природе;
- создать условия для активного отдыха и социализации детей.
6. Содержание мероприятия (с указанием используемых методов). Подготовительная фаза:
1. Изучение местности, подготовка материалов для игры:
- карта маршрута (Приложение 1); - карточки-задания (Приложения 2);
- реквизит (Приложение 3).
2. Подготовка волонтёров из старших классов для сопровождения групп участников.
Ход мероприятия:
Приветствие и вводная часть (игровой метод)
Ведущие приветствуют участников, рассказывают о целях путешествия и предстоящих заданиях.
Игра-путешествие (интерактивный метод)
Участники распределяются на команды, получают карту маршрутов и первое задание.
По пути следования участники выполняют игровые задания, связанные с охраной природы и знанием особенностей лесной зоны.
Практическая станция «Дерево друга» (проектный метод)
Каждая команда сажает дерево или кустарник, ухаживая за ним совместно.
Творческая мастерская (метод художественного самовыражения)
Дети рисуют рисунки, пишут небольшие рассказы или сочиняют стихотворения о лесе.
Заключительная часть (рефлексивный метод)
Отчёт команд о проделанной работе, вручение памятных подарков участникам.
7. Ожидаемые результаты:
- повышение уровня знаний учащихся о лесах и проблемах их сохранности.
- формирование интереса к участию в добровольческих инициативах по охране природы.
- укрепление межличностных связей внутри коллектива класса.
- получение детьми новых впечатлений и позитивного опыта взаимодействия с природой.
Приложение 1
Карта маршрута интерактивной игры-путешествия
Ø Станция «Тайны леса»
Ø Станция «Друзья природы»
Ø Станция «Дерево друга»
Ø Станция «Рисуем природу»
Ø Финиш
Приложение 2
Карточки-задания для станций
Ø Станция «Тайны леса» Задача: узнать больше о тайнах леса и решить загадки природы.
Описание: команда получает карточку с загадками о растениях и животных леса. Нужно правильно ответить на вопросы, указанные ниже.
Карточка-задание:
Назовите самое распространённое дерево в Камчатском крае?.
Какой зверёк живёт в окрестностях вулканов?
Что такое фотосинтез и почему он важен для природы?
Назовите известных птиц камчатского края?
Оценка: за каждую правильную отгаданную загадку команде начисляется одно очко.
Ø Станция «Друзья природы»
Задача: продемонстрировать знание правильных действий в природе.
Описание: капитан команды вытягивает карточку с ситуацией, связанной с поведением в лесу. Все члены команды обсуждают правильное решение проблемы.
Карточка-задание:
Ситуация: вы увидели сломанное молодое деревце. Ваши действия? Варианты решения:
Ничего не предпринимаете.
Ставите рядом палочку и уходите.
Сообщаете взрослым, чтобы посадить новое растение.
Аккуратно связываете ветви, стараясь восстановить повреждение.
Оценка: верное решение приносит два очка.
Ø Станция «Дерево друга»
Задача: каждый участник группы высаживает маленькое дерево или кустик вместе с командой.
Описание: учащимся выдаётся небольшой саженец растения, инструменты и инструкции по посадке дерева. После посадки учащиеся подписывают табличку с именем ребёнка и названием растения.
Карточка-задание:
Правильно подготовьте землю для посадки.
Осторожно посадите дерево согласно рекомендациям.
Полейте посаженное растение водой.
Оценка: оцениваются аккуратность исполнения и соблюдение техники посадки. Максимальная оценка — 3 балла.
Ø Станция «Рисуем природу»
Задача: нарисовать рисунок, связанный с темой мероприятия.
Описание: участники каждой команды создают коллективный рисунок, посвящённый лесу, животному или природному объекту.
Карточка-задание:
Создайте совместный рисунок на тему: «Что значит для тебя лес?»
Оценка: красочность, оригинальность и чёткость рисунка оцениваются жюри. Максимальное количество баллов — 5.
Ø Финиш
Каждая команда проходит станции последовательно, выполняя задания и зарабатывая очки.
Победителем считается та группа, которая наберет наибольшее количество очков. Подведение итогов. Рефлексия. Награждение победителей и участников.
Приложение 3 Реквизит:
Материалы для творческой мастерской:
Лист бумаги формата A4/A3 для рисунков.
Краски, карандаши, маркеры, кисти.
Альбомы или клеёнчатые папки для хранения готовых работ.
Посадочный инвентарь:
Маленькие саженцы деревьев или кустарников (например, берёзки, сосенки, рябины).
Лопаты и совочки небольшого размера для удобной работы с землёй.
Ёмкости с водой и лейки для полива.
Ярлычки и ручки для подписи имени ребенка и вида растения.
Наградные призы:
Медали или дипломы для победителей.
Памятные сувениры каждому участнику (наклейки, маленькие открытки с изображением леса).
Формы идентификации участников:
Эмблемы или банданы с символикой мероприятия для команд.
Средства для организаторов:
Гонг или свисток для привлечения внимания.
Часы-хронометр для контроля времени на выполнение заданий.
Блокнот и ручка для фиксации промежуточных результатов.
Дополнительные элементы декора:
Газеты или плакаты с тематическими изображениями природы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.