Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
г. Реж
В рамках подготовки и проведения Рождественских образовательных чтений
«Образование и духовность: как сохранить традиционные
ценности в образовательном процессе?»
Методическая разработка
по подготовке и проведению
литературно-музыкальной гостиной
«Я помню, я горжусь!»
(1-4 класс)
Методическая разработка
по подготовке и проведению
литературно-музыкальной гостиной «Я помню, я горжусь!»
Пояснительная записка
Тема Великой Отечественной войны в этом году весьма актуальна. Наша страна празднует юбилейный День Победы.
В нашей школе отношение к памяти особое. Из стен нашей школы уходили на фронт, в стенах школы раздавались стоны раненых…Имеем ли мы право забывать об этом? Святой для нашей страны праздник Победы в нашей школе отмечается ежегодно 8 мая Вахтой Памяти. Организация встреч обучающихся с ветеранами Великой Отечественной войны не возможна, по объективным причинам. В то же время победа нашего народа в этой войне служит лучшим образцом стойкости духа, преданности своей Родине, ярким примером патриотизма, готовности защитить свою страну.
Исходя из цели и основных задач концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации, данное внеурочное занятие позволит создать условия для более активного вовлечения обучающихся в деятельность, обеспечивающую утверждение в их сознании и чувствах социально значимых патриотических ценностей, уважения к культурному и историческому прошлому России, сохранению памяти о событиях Великой Отечественной войны.
Отбор материалов к внеурочному занятию, прозаические, поэтические, музыкальные произведения, фотографии, письма, похоронки, медали и ордена, все «живые свидетели», связанные с историей Великой Отечественной войны, становится средством соприкосновения современных детей с духовной жизнью прежнего поколения в каждой семье, в целом нашей Родины. Подготовка к литературной гостиной, посвящённой Великой Победе, открывает огромные возможности для творчества и самореализации учащихся, сплочению коллектива детей и родителей через общее дело.
Материал для литературно-музыкальной гостиной подбирался учителем и обучающимися самостоятельно, что помогло привлечь их к занятию «по душе», замотивировать к активной творческой деятельности, выступлению, самопрезентации произведений любимых писателей о Великой Отечественной войне. Литературно-музыкальную композицию «Я помню! Я горжусь!» планируется провести накануне празднования Дня Победы для обучающихся начальной школы и их родителей. Фрагменты данной композиции могут использоваться на других праздниках, посвящённых иным памятным датам, связанных с Великой Отечественной войной.
В композиции использованы разнообразные литературные источники: как произведения времён Великой Отечественной войны, так и сочинения современных авторов нашего города Реж.
Область применения: общеобразовательные учреждения. Методические рекомендации предназначены для практического применения учителями, классными руководителями, педагогами-организаторами и педагогами дополнительного образования. Методическая разработка может быть использован в литературных гостиных, на классных часах, концертах для ветеранов, уроков литературы.
Сроки реализации литературно-музыкальной композиции зависят от продолжительности каждого этапа:
внеклассное мероприятие проходит в форме КТД на уровне класса. Мероприятие состоит из двух блоков:
1 блок – подготовка к литературной гостиной в форме КТД с элементами самоуправления.
Подготовка к литературной гостиной предполагает обращение к литературному и музыкальному фонду культурного наследия военно-патриотической тематики прошлого, к кино- и фотоматериалам, к мультимедийным источникам.
Таким образом, выстраивается алгоритм первого блока:
Продолжительность репетиционного этапа зависит от подготовленности обучающихся, их уровня развития творческих, артистических навыков, памяти.
2 блок – литературная гостиная «Помним о войне…»
• этап выступлений. Продолжительность этапа выступлений зависит от востребованности композиции в образовательных и иных учреждениях.
Общим результатом может служить качественное выступление участников композиции. Более глубокими результатами может служить достижение цели и задач, изложенных в пояснительной записке. Для самих участников композиции результатом может служить осознание значимости их выступления, их впечатления, эмоциональное воздействие на зрителей. Способами проверки могут быть последующие беседы с участниками и зрителями, их родителями, анкетирование, конкурсы эссе на тему войны, конференции, различные викторины, результаты обучения на уроках истории и литературы.
Цель: формирование ценностного отношения к исторической памяти о Великой Отечественной войне средствами художественных произведений и приобретение опыта социального действия в классе.
Задачи:
Ожидаемый результат:
Необходимое материально-техническое обеспечение: мультимедийная установка, ноутбук, костюмы, реквизит, оформление сцены.
Технологическая карта коллективного творческого дела по подготовке и проведению литературно-музыкальной гостиной
«Я помню! Я горжусь!»
|
|
Содержание педагогического взаимодействия |
Личностный результат |
|||
|
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|||
|
|
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
||
|
I блок |
Этап 1: Мотивация к проведению мероприятия «Литературно-музыкальная гостиная «Я помню! Я горжусь!» на основе КТД с элементами самоуправления. Цель: Актуализация. Создание проблемной ситуации. Выявление формы организации мероприятия на основе КТД. |
||||
|
Вносят предложения о форме проведения, выдвигают идеи. |
Совместно договариваются о правилах общения и следуют им. Слушают собеседника, вступают во взаимодействие с воспитателем, с коллективом. Участвуют в коллективном обсуждении проблемы. Выражают и отстаивают свою точку зрения, принимают другую. Оформляют свою мысль в устной речи. |
Сохраняют задачу, дополняют, уточняют, контролируют правильность ответов. |
Доброжелательное отношение. Осознают заинтересованность в предстоящей деятельности. |
|
|
Добрый день, друзья! Вспомним правила работы в группе? О чем мы говорили на прошлых занятиях? Ответы детей: «Победа в Великой Отечественной войне». Состоялся разговор о Блокадном Ленинграде, Война глазами детей. Важно ли помнить о войне сейчас, и если да, то почему? С экранов телевизора мы слышим, что правители других стран (Европы, например) во всеуслышание говорят о том, что Великую Отечественную войну развязала Россия; что в этой войне победили США; пытаются переписать историю великого народа. Что мы с вами можем сделать, чтоб сохранить историю? Можем ли передавать историю о Великой Отечественной войне средствами художественных произведений (стихи, песни, проза) взрослым, сверстникам, младшим детям? В какой форме? Какую цель можем поставить перед собой? (выступить перед обучающимися нашего класса, школы с музыкально-литературной композицией). |
|||||
|
Этап 2: Задумка, коллективное планирование (целеполагание в деятельности). Цель: накопление идей по сценарию проведения литературно-музыкальной гостиной. |
|||||
|
Деление детей на группы, распределение обязанностей между ними. (Каждая группа имеет свою область деятельности: 1группа – стихи режевских поэтов о Великой Отечественной войне; 2 группа – семейный «Бессмертный полк» (сообщение о прадедушке, прабабушке т.д.) 3 гр. – сообщение о «живых свидетелях» войны (фотографии, письма, медали и т.д.) 4 группа - музыкальное сопровождение (по сценарию). |
Выдвигают цель и задачи, планируют дела, определяют обязанности в группе.
|
Слушают собеседника, строят понятные для собеседника высказывания, взаимодействуют с коллективом, соблюдают права и обязанности, навыки инициативного сотрудничества в поиске и выборе информации. |
Происходит волевая саморегуляция: сохраняют цель, контролируют за своими действиями, следуют плану, оценке своей деятельности. Планируют собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Прогнозируют результат работы.
|
Доброжелательное отношение к членам коллектива, умение работать в команде. |
|
|
Этап 3: Подготовка дела (поиск и отбор материала по военно-патриотической тематике). Цель: Выполнение поручений в группах по проведению литературно-музыкальной гостиной. |
|||||
|
Оказывает консультативную помощь, координирует работу групп.
Организует репетиции. |
Обращаются к литературному и музыкальному фонду культурного наследия военно-патриотической тематики прошлого, к кино- и фотоматериалам в своей семье, к мультимедийным источникам. Находят необходимую информацию, собирают и выделяют существенную информацию из различных информационных источников, готовят костюмы, атрибутику, аудио- видеооформление, оформление класса, воплощают идеи. Проявляют инициативу и самостоятельность. |
Слушают собеседника, вступают во взаимодействие и сотрудничество с воспитателем и с коллективом. Учат наизусть выбранные произведения различных жанров.
Демонстрируют владение монологической и диалогической формами речи.
Обсуждают, осознанно строят речевые конструкции.
Управляют поведением партнёра – контролируют, корректируют, дают оценку действиям партнёра, оказывают помощь. |
Прогнозируют результат работы, контролируют и оценивают деятельность.
Подводят и корректируют промежуточные итоги - вносят необходимые дополнения. |
Осознают ответственность за выполнение задания.
Оценивают личную готовность и готовность группы, класса. |
|
|
II блок |
Этап 4: Проведение литературно-музыкальной гостиной. Цель: Реализация задуманных идей. |
||||
|
Оказывает консультативную помощь, координирует работу групп. |
Вносят необходимые изменения в результат своей деятельности. Проведение мероприятия. |
Выразительно читают произведения наизусть, исполняют песни, театральные импровизации. Проявляют положительные эмоции, активность общения.
|
Осуществляют свои планы на практике, корректируют свои действия во время проведения мероприятия. Сопоставляют целеполагание и достигнутые результаты деятельности.
|
Радуются за успехи товарищей, оказывают дружескую поддержку. (развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей). |
|
|
См. сценарий Приложение 1 |
|||||
|
Этап 5: Подведение итогов. Цель: Рефлексия. Оценка и самооценка деятельности по результатам дела. |
|||||
|
Организует рефлексию, оценку и самооценку деятельности по результатам дела. Подводит окончательный итог. |
Сравнение своих планов с результатом. |
Слушают собеседника, вступают во взаимодействие с воспитателем, с коллективом. Проявляют положительные эмоции, активное общение.
|
Дают оценку проведённого мероприятия: Оценивают себя и оценивают работы в группах и коллектива в целом. Анализируют данное мероприятие. |
Проявляют этические и эмоциональные чувства, чувство удовлетворения от проделанной работы. Передают свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком. Делятся своими воспоминаниями и планами как сохранить историю о Великой Отечественной войне с одноклассниками, с другими людьми.
Получают опыт переживания и позитивного отношения к базовым патриотическим ценностям общества, ценностного отношения к культурному и историческому прошлому России. |
|
|
Поделитесь своими чувствами, которые испытали в ходе выступления? Оцените свою работу в команде, работу команды в целом? Что получилось, что не получилось? |
|||||
|
Этап: 6: Последействие. Цель: Получение опыта самостоятельного общественного действия в классе. Планирование показа готового продукта. |
|||||
|
Оказывает посильную помощь в организации показа готового продукта в форме литературно-музыкальной гостиной в классе. |
Осознают значимость своего выступления, впечатления, эмоционального воздействия на зрителей. |
Договариваются о дате, времени и месте проведения мероприятия в классе, в школе. Составляют афишу, анонс, приглашения.
|
Планирование показа готового продукта на будущее за пределами школы. |
Самореализуются в социальном творчестве, познавательной и практической, социально значимой деятельности. Получают опыт самостоятельного общественного действия в классе, в школе. |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.