Методическая разработка по подготовке и проведению литературно-музыкальной гостиной «Я помню, я горжусь!»

  • Мероприятия
  • docx
  • 16.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В рамках подготовки и проведения Рождественских образовательных чтений «Образование и духовность: как сохранить традиционные ценности в образовательном процессе?»
Иконка файла материала методическая разработка РОч.docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

г. Реж

 

 

 

 

В рамках подготовки и проведения Рождественских образовательных чтений

«Образование и духовность: как сохранить традиционные

ценности в образовательном процессе?»

 

    Методическая разработка

по подготовке и проведению

литературно-музыкальной гостиной

«Я помню, я горжусь!»

 (1-4 класс)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

по подготовке и проведению

литературно-музыкальной гостиной «Я помню, я горжусь!»

 

Пояснительная записка

Тема Великой Отечественной войны в этом году весьма актуальна. Наша страна празднует юбилейный День Победы.

В нашей школе отношение к памяти особое. Из стен нашей школы уходили на фронт, в стенах школы раздавались стоны раненых…Имеем ли мы право забывать об этом? Святой для нашей страны праздник Победы в нашей школе отмечается ежегодно 8 мая Вахтой Памяти.  Организация встреч обучающихся с ветеранами Великой Отечественной войны не возможна, по объективным причинам. В то же время победа нашего народа в этой войне служит лучшим образцом стойкости духа, преданности своей Родине, ярким примером патриотизма, готовности защитить свою страну.

Исходя из цели и основных задач концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации, данное внеурочное занятие позволит создать условия для более активного вовлечения обучающихся в деятельность, обеспечивающую утверждение в их сознании и чувствах социально значимых патриотических ценностей, уважения к культурному и историческому прошлому России, сохранению памяти о событиях Великой Отечественной войны.

Отбор материалов к внеурочному занятию, прозаические, поэтические, музыкальные произведения, фотографии, письма, похоронки, медали и ордена, все «живые свидетели», связанные с историей Великой Отечественной войны, становится средством соприкосновения современных детей с духовной жизнью прежнего поколения в каждой семье,  в целом нашей Родины. Подготовка к литературной гостиной, посвящённой Великой Победе, открывает огромные возможности для творчества и самореализации учащихся, сплочению коллектива детей и родителей через общее дело.

Материал для литературно-музыкальной гостиной подбирался учителем и обучающимися самостоятельно, что помогло привлечь их к занятию «по душе», замотивировать к активной творческой деятельности, выступлению, самопрезентации произведений любимых писателей о Великой Отечественной войне. Литературно-музыкальную композицию «Я помню! Я горжусь!» планируется провести накануне празднования Дня Победы для обучающихся начальной школы и их родителей. Фрагменты данной композиции могут использоваться на других праздниках, посвящённых иным памятным датам, связанных с Великой Отечественной войной.

В композиции использованы разнообразные литературные источники: как произведения времён Великой Отечественной войны, так и сочинения современных авторов нашего города Реж.

Область применения: общеобразовательные учреждения. Методические рекомендации предназначены для практического применения учителями, классными руководителями, педагогами-организаторами и педагогами дополнительного образования. Методическая разработка может быть использован в литературных гостиных, на классных часах, концертах для ветеранов, уроков литературы.

Сроки реализации литературно-музыкальной композиции зависят от продолжительности каждого этапа:

внеклассное мероприятие проходит в форме КТД на уровне класса. Мероприятие состоит из двух блоков:

1 блок – подготовка к литературной гостиной в форме КТД с элементами самоуправления.

Подготовка к литературной гостиной предполагает обращение к литературному и музыкальному фонду культурного наследия военно-патриотической тематики прошлого, к кино- и фотоматериалам, к мультимедийным источникам.

Таким образом, выстраивается алгоритм первого блока:

  1. Целеполагание в деятельности. Работа по группам (подбор участников композиции, приобретение реквизита, костюмов, подбор костюмов.). В рамках этого этапа предлагается провести с участниками композиции беседу о значимости предстоящей работы, помочь глубже понять тему восприятия войны глазами детей, её бесчеловечность и тяжелейшие последствия.
  2. Поиск и отбор материала по военно-патриотической тематике (прослушивание произведений и классификация их по теме).
  3. Написание сценария выступления обучающихся в литературной гостиной.
  4. Репетиционный период (разучивание слов, стихов, песен).

Продолжительность репетиционного этапа зависит от подготовленности обучающихся, их уровня развития творческих, артистических навыков, памяти.

2 блок – литературная гостиная «Помним о войне…»

•     этап выступлений. Продолжительность этапа выступлений зависит от востребованности композиции в образовательных и иных учреждениях.

Общим результатом может служить качественное выступление участников композиции. Более глубокими результатами может служить достижение цели и задач, изложенных в пояснительной записке. Для самих участников композиции результатом может служить осознание значимости их выступления, их впечатления, эмоциональное воздействие на зрителей. Способами проверки могут быть последующие беседы с участниками и зрителями, их родителями, анкетирование, конкурсы эссе на тему войны, конференции, различные викторины, результаты обучения на уроках истории и литературы.

 

Цель: формирование ценностного отношения к исторической памяти о Великой Отечественной войне средствами художественных произведений и приобретение опыта социального действия в классе.

Задачи:

  • способствовать формированию ответственности за общее дело, опыта самореализации, уважительного отношения к творчеству других, сплочения коллектива;
  • создание условий для формирования в сознании и чувствах обучающихся социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России средствами художественных произведений о войне;
  • способствовать развитию исследовательской, творческой и коммуникативной компетентности обучающихся;
  • способствовать развитию этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • создать условия для эмоционального отклика детей и взрослых на важную дату в истории нашего народа;
  • способствовать формированию гражданско-патриотической и нравственной направленности личности;
  • совершенствование творческих навыков: дикции, вокала, хорового пения, сценического движения;

Ожидаемый результат:

  • у обучающихся сформируется ответственность за общее дело, уважительное отношение к творчеству других, сплочение коллектива;
  • сформируются в сознании и чувствах обучающихся социально значимые патриотические ценности, взгляды и убеждения, уважение к культурному и историческому прошлому России;
  • сформируются исследовательские, творческие и коммуникативные компетентности обучающихся;
  • повысится гражданская ответственность, патриотическое самосознание, духовность обучающихся, становление их как граждан, способных самореализоваться в интересах Отечества;
  • совершенствуются творческие навыки: дикции, вокала, хорового пения, сценического движения;
  • удастся развить этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей, эмоциональный отклик детей и взрослых на важную дату в истории нашего народа.

 

Необходимое материально-техническое обеспечение: мультимедийная установка, ноутбук, костюмы, реквизит, оформление сцены.

 

 

Технологическая карта коллективного творческого дела по подготовке и проведению литературно-музыкальной гостиной

«Я помню! Я горжусь!»

 

 

Содержание педагогического взаимодействия

Личностный результат

 

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

 

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

I блок

Этап 1: Мотивация к проведению мероприятия «Литературно-музыкальная гостиная «Я помню! Я горжусь!» на основе КТД с элементами самоуправления.

Цель: Актуализация. Создание проблемной ситуации. Выявление формы организации мероприятия на основе КТД.

  • Актуализирует знания о Великой Отечественной войне.
  • Организовывает погружение в проблему, задает вопросы по теме, подводит к целеполаганию.

 

Вносят предложения о форме проведения, выдвигают идеи.

Совместно договариваются о правилах общения и следуют им.

Слушают собеседника, вступают во взаимодействие с воспитателем, с коллективом.

Участвуют в коллективном обсуждении проблемы.

Выражают и отстаивают свою точку зрения, принимают другую.

Оформляют свою мысль в устной речи.

Сохраняют задачу, дополняют, уточняют, контролируют правильность ответов.

Доброжелательное отношение.

Осознают заинтересованность в предстоящей деятельности.

Добрый день, друзья! Вспомним правила работы в группе? О чем мы говорили на прошлых занятиях?

Ответы детей: «Победа в Великой Отечественной войне».

Состоялся разговор о Блокадном Ленинграде, Война глазами детей.

Важно ли помнить о войне сейчас, и если да, то почему? С экранов телевизора мы слышим, что правители других стран (Европы, например) во всеуслышание говорят о том, что Великую Отечественную войну развязала Россия; что в этой войне победили США; пытаются переписать историю великого народа.

Что мы с вами можем сделать, чтоб сохранить историю?

Можем ли передавать историю о Великой Отечественной войне средствами художественных произведений (стихи, песни, проза) взрослым, сверстникам, младшим детям?

В какой форме?

Какую цель можем поставить перед собой? (выступить перед обучающимися нашего класса, школы с музыкально-литературной композицией).

Этап 2: Задумка, коллективное планирование (целеполагание в деятельности).

Цель: накопление идей по сценарию проведения литературно-музыкальной гостиной.

Деление детей на группы, распределение обязанностей между ними.

(Каждая группа имеет свою область деятельности:

1группа – стихи режевских поэтов о Великой Отечественной войне;

2 группа – семейный «Бессмертный полк» (сообщение о прадедушке, прабабушке т.д.)

3 гр. – сообщение о «живых свидетелях» войны (фотографии, письма, медали и т.д.)

4 группа - музыкальное сопровождение (по сценарию).

Выдвигают цель и задачи, планируют дела, определяют обязанности в группе.

 

Слушают собеседника, строят понятные для собеседника высказывания, взаимодействуют с коллективом, соблюдают права и обязанности, навыки инициативного сотрудничества в поиске и выборе информации.

Происходит волевая саморегуляция:

сохраняют цель, контролируют за своими действиями, следуют плану, оценке своей деятельности.

Планируют собственную деятельность  в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Прогнозируют результат работы.

 

Доброжелательное отношение к членам коллектива, умение работать в команде.

Этап 3: Подготовка дела (поиск и отбор материала по военно-патриотической тематике).

Цель: Выполнение поручений в группах по проведению литературно-музыкальной гостиной.

Оказывает консультативную помощь, координирует работу групп.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует репетиции.

Обращаются к литературному и музыкальному фонду культурного наследия военно-патриотической тематики прошлого, к кино- и фотоматериалам в своей семье, к мультимедийным источникам.

Находят необходимую информацию, собирают и выделяют существенную информацию из различных информационных источников, готовят костюмы, атрибутику, аудио- видеооформление, оформление класса, воплощают идеи.

Проявляют инициативу и самостоятельность.

Слушают собеседника, вступают во взаимодействие и сотрудничество с воспитателем и с коллективом.

Учат наизусть выбранные произведения различных жанров.

 

Демонстрируют владение монологической и  диалогической формами речи.

 

Обсуждают,

осознанно строят речевые конструкции.

 

Управляют поведением партнёра – контролируют, корректируют, дают оценку действиям партнёра, оказывают помощь.

Прогнозируют результат работы, контролируют и оценивают деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подводят и корректируют промежуточные итоги - вносят необходимые дополнения.

Осознают ответственность за выполнение задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценивают личную готовность и готовность группы, класса.

II блок

Этап 4: Проведение литературно-музыкальной гостиной.

Цель: Реализация задуманных идей.

Оказывает консультативную помощь, координирует работу групп.

Вносят необходимые изменения в результат своей деятельности. Проведение мероприятия.

Выразительно читают произведения наизусть, исполняют песни, театральные импровизации.

Проявляют положительные эмоции, активность общения.

 

Осуществляют свои планы на практике, корректируют свои действия во время проведения мероприятия.

Сопоставляют целеполагание и достигнутые результаты деятельности.

 

Радуются за успехи товарищей, оказывают дружескую поддержку.

(развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей).

См. сценарий Приложение 1

Этап 5: Подведение итогов.

Цель: Рефлексия. Оценка и самооценка деятельности по результатам дела.

Организует рефлексию, оценку и самооценку деятельности по результатам дела. Подводит окончательный итог.

Сравнение своих планов с результатом.

Слушают собеседника, вступают во взаимодействие с воспитателем, с коллективом.

Проявляют положительные эмоции, активное общение.

 

Дают оценку проведённого мероприятия:

Оценивают себя и оценивают работы в группах и коллектива в целом. Анализируют данное мероприятие.

Проявляют этические и эмоциональные чувства, чувство удовлетворения от проделанной работы.

Передают свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком.

Делятся своими воспоминаниями и планами как сохранить историю о Великой Отечественной войне с

одноклассниками, с другими людьми.

 

Получают опыт переживания и  позитивного отношения к базовым патриотическим ценностям общества, ценностного отношения к культурному и историческому прошлому России.

Поделитесь своими чувствами, которые испытали в ходе выступления?

Оцените свою работу в команде, работу команды в целом?

Что получилось, что не получилось?

Этап: 6: Последействие.

Цель: Получение опыта самостоятельного общественного действия в классе. Планирование показа готового продукта.

Оказывает посильную помощь в организации показа готового продукта в форме литературно-музыкальной гостиной в классе.

Осознают значимость своего выступления, впечатления, эмоционального воздействия на зрителей. 

Договариваются о дате, времени и месте проведения мероприятия в классе, в школе.

Составляют афишу, анонс, приглашения.

 

Планирование показа готового продукта на будущее за пределами школы.

Самореализуются в социальном творчестве, познавательной и практической, социально значимой деятельности.

Получают опыт самостоятельного общественного действия в классе, в школе.