Классный час "Семья, семейные ценности и традиции" (9 класс)

  • Мероприятия
  • docx
  • 13.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Классный час предназначен для 9 класса. Данный классный час можно провести и в 7 - 8 классах. Тема семьи, семейных ценностей и традиций всегда актуальна. В ходе классного часа обучающиеся знакомятся с традициями и устоями русской семьи, осмысливают необходимость сохранения семейных ценностей и бережного отношения к ним.
Иконка файла материала Классный час. Семья и семейные ценности..docx

Классный час

«Семья, семейные ценности и традиции» (9 класс)

 

Цель: - сформировать понятие о семье, семейных ценностях и традициях, преемственности поколений.

Задачи: - воспитывать у обучающихся уважение к семейным ценностям и традициям;

               - способствовать пониманию необходимости выстраивать взаимоотношения в

                 семье на основе любви, взаимоуважения и взаимопомощи друг другу;

               - познакомить обучающихся с традициями и устоями русской семьи;

               - показать важную роль в семье ценностей и традиций;

               - воспитывать уважение, любовь и заботу к членам своей семьи, людям

                 старшего поколения.

Планируемые результаты:

Личностные:

- осмысление необходимости сохранения семейных ценностей и бережного отношения к ним;

- понимать необходимость проявления взаимоуважения и взаимопомощи в семье.

Метапредметные:

познавательные:

- анализировать текстовую и видеоинформацию в соответствии с поставленной задачей, формулировать суждения.

коммуникативные:

- выражать эмоции в соответствии с целями;

- корректно высказывать свою точку зрения;

- готовить небольшие публичные выступления;

регулятивные:

- планируют действия по решению поставленной задачи для получения результата.

Методы: словесный, наглядный, эвристический, частично-поисковый.

Приемы: беседа, презентация, решение ситуационных задач.

Ресурсы: проектор, компьютер.

 

Ход классного часа

Раздать обучающимся листы, карандаши в органайзерах

1 СЛАЙД «Доброе утро! Доброго дня!»

I. Постановка темы классного часа.

Звучит песня «Моя семья». Листаются слайды 2 – 11.

2 – 11 СЛАЙДЫ «Иллюстрации по теме «Семья»

- Прослушав песню и посмотрев картины художников, определите тему классного часа. О чём пойдёт сегодня речь?

                                (ответы обучающихся)

- Совершенно верно. Сегодня поговорим о семье, семейных ценностях и традициях.

12 СЛАЙД «Семья, семейные ценности и традиции»

 

II. Актуализация знаний. Определение значения слова «семья».

- Определите, что такое семья?

                                (ответы обучающихся)

13 СЛАЙД «Семья – это…»

- Прочитаем значение.

                               (читают дети)

   «Семья – группа живущих вместе близких родственников» (словарь С.И. Ожегова)

   «Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью» (Большой энциклопедический словарь)

 

III. Ракурс в прошлое.

1. Матрёшка.

     Учитель показывает обучающимся матрёшку.

- Посмотрите на этот предмет. Что это?

- Как связана данная игрушка с темой нашего разговора?

 («Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несёт в себе идею единства»)

14 СЛАЙД «Матрёшка»

Звучит песня мелодия русской народной песни.

Входит ученица в русском народном костюме.

2. Историческая справка.

                             (ученица читает историческую справку)

15 СЛАЙД «Домострой»

     Несколько столетий на Руси правила семейной и духовной жизни регулировал «Домострой» – сборник наставлений. В нем содержались советы по хозяйству, воспитанию дочерей и сыновей, поведению дома и в гостях.

     «Домострой» поучал как жить, чтобы в дом было «как в рай войти».

     Нормы «Домостроя» устанавливали, что жена должна быть «чиста и послушна», выполнять свои обязанности – вести хозяйство и воспитывать детей. Предписывалось быть молчаливой, доброй, трудолюбивой, во всех делах советоваться с мужем. При этом супруг как глава дома должен учить и воспитывать не только детей, но и жену, и тогда «все будет споро, и всего будет полно».

     В «Домострое» большое внимание уделялось воспитанию таких семейных ценностей, как доброта по отношению друг к другу, уважение ко всем членам семьи, забота друг о друге.

- Спасибо, Даша. Присаживайся.

 

IV. Семейные ценности.

- Как вы понимаете выражение «семейные ценности»? Что такое семейные ценности?

     (это самое важное в семье; принципы, на которых держится семья; это то, ради чего человек создаёт семью, в чём видит её главное предназначение, то, ради чего семья будет существовать и преумножаться)

- Напишите семейные ценности в современном обществе.

     - любовь

     - уважение друг к другу

     - уважение к старшим

     - доброта

     - взаимопонимание

     - поддержка

     - взаимопомощь

     - верность

     - забота

     - тепло

     - радость, улыбки

- сопереживание

- терпимость

- компромисс

- благодарность

- умение слушать

- умение прощать

- нежность

- дети

- родители

- искренность

- ответственность

- разрешение конфликтных ситуаций

 

16 СЛАЙД «Семейные ценности»

- Сравните семейные ценности у наших предков и ценности современной семьи.

(одинаковые)

- Семейные ценности передаются из поколения в поколение. И вы своим детям тоже будете передавать перечисленные семейные ценности.

17 СЛАЙД «Собери пословицы»

- С древних времён отношение народа к семье люди выражают в пословицах и поговорках. Таким способом русскому народу удаётся передать свой жизненный опыт и представления о семейных ценностях.

 

- Задание «Собери пословицы».

Раздать листочки детям

Вся семья вместе,                              мне и горя нет.

В семье любовь и совет,                   когда над ней крыша одна.

Семья сильна,                                    так идёт дело прекрасно.

В семье согласно,                              так и душа на месте. 

18 СЛАЙД

Читают дети

- Вся семья вместе, так и душа на месте.

- В семье любовь и совет, мне и горя нет.

- Семья сильна, когда над ней крыша одна.   

- В семье согласно, так идёт дело прекрасно.

 

V. Ситуация выбора. Решение проблемных задач. Работа в группах (три группы)

(ученики читают ситуацию и высказывают свои мнения)

- Рассмотрим ситуацию.  Семья состоит из родителей, бабушки и детей. Мама купила в магазине виноград. Приходит домой и радостно сообщает сыну: «Миша, какой же я вкусный купила виноград!». Ваши действия?

                  (уважение к бабушке – её нужно посадить за стол в первую очередь)

- Рассмотрите ситуацию. Семья состоит из родителей и троих детей. Мама приготовила обед. Как члены семьи должны сесть за столом?

                  (во главе – отец)

- Рассмотрите ситуацию. В семье все заняты важными делами. Мама готовит ужин. Папа работает за компьютером – необходимо сделать срочный отчёт по работе. Сын зашёл домой после прогулки. Он очень замёрз. Но к ужину нет хлеба. Кто должен сходить за хлебом, учитывая, что магазин находится недалеко?

                 (может сходить и сын, и отец)

 

VI. Семейные традиции.

- Как вы понимаете значение выражения «семейные традиции»?

                 (Семейные традиции – это обычаи, привычки, которые передаются из

                  поколения в поколение. Это духовная атмосфера дома, которую составляют

                  распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей)

- Посмотрим видеоролик.

19 СЛАЙД «Видеоролик. Семейные традиции»

Башин С.: В нашей семье давно уже стало традицией ездить всей семьёй в отпуск на машине. Каждое лето мы уезжаем с нашего Севера к бабушке и дедушке, к нашим родственникам, которые живут….

Бурлаков Яр.: Мы считаем очень важным проводить совместные чаепития с тортом, сладостями, вкусной домашней выпечкой. Мы часто собираемся за одним столом всей большой семьёй. В уютной семейной обстановке обсуждаем повседневные дела, делимся новостями, радуемся за успехи наших детей.

Владыкин Д.: Для нашей семьи стало традицией вечернее чтение книг, журналов и газет. После прочтения мы делимся друг с другом впечатлениями.

Вязьминова Д.: Мы всегда всей семьёй, в том числе и с нашей бабушкой, встречаем вместе все праздники. Перед Новым годом украшаем все вместе ёлку, на Пасху дружно красим яйца и готовим куличи.

Павлова С.: Для нас стало традицией каждые выходные уделять время своему здоровью. Мы катаемся на роликах, велосипедах, зимой – на коньках и лыжах. Детям это приносит огромное удовольствие и массу впечатлений.

Папурин П.: Мы часто все вместе выезжаем на рыбалку. И зимой, и летом. Осенью все вместе выезжаем в лес за грибами и за ягодами.

Чеботарев Ан.: В нашей семье есть замечательная традиция – это совместный вечерний досуг. Всей семьёй мы играем в шашки, домино или шахматы.

 

- Какое значение имеют семейные традиции?

             (сплотить родных людей, укрепить отношения между ними)

VII. Рефлексия.

20 СЛАЙД «Геометрические фигуры»

krug.png

 

 

 

 

 

- Перед вами геометрические фигуры. Если семья – это геометрическая фигура, то какая, на ваш взгляд? Нарисуйте на обратной стороне вашего листа. Раскрасьте эту фигуру. Какого цвета будет эта геометрическая фигура?

- Кто хочет прокомментировать нарисованное? Кто желает рассказать о своей семье?

21 СЛАЙД «Семья»

 

Ученица в русском народном костюме

- Что может быть семьи дороже?

  Теплом встречает отчий дом.

  Здесь ждут тебя всегда с любовью

  И провожают в путь с добром!

 

  Любите! И цените счастье!

  Оно рождается в семье.

  Что может быть её дороже

  На этой сказочной земле?

 

- Спасибо, ребята, за работу! Классный час окончен. До новых встреч!




 

Скачано с www.znanio.ru