Автор: Полевая Людмила Александровна, старший воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ Детский сад № 11 «Колокольчик» города Шумерля Чувашской Республики
Цель: Создать целостную образовательно-воспитательную среду, способствующую становлению у дошкольников основ духовно-нравственной личности, чувства сопричастности к семье, городу, народу и культурному наследию России.
Задачи:
1. Создать развивающую предметно-пространственную среду, инициирующую интерес к родной культуре, истории и общечеловеческим ценностям.
2. Интегрировать духовно-нравственное и патриотическое содержание во все виды детской деятельности (игровую, познавательную, художественно-эстетическую).
3. Формировать систему ценностей на основе примеров отечественной истории, культуры, традиций (уважение, доброта, честность, любовь к семье и малой Родине).
4. Активно вовлекать семью в образовательный процесс как главного носителя нравственных устоев и традиций.
Среда в ДОУ должна быть насыщенной, доступной и безопасной для духовно-нравственного развития.
· Уголки патриотического воспитания («Моя Родина»):
· Символика: Флаг, герб, гимн России (аудиозапись), изображение Президента. Карта страны и родного города/края.
· Альбомы: «Моя семья», «Мой город», «Наш детский сад», «Народы России», «Достопримечательности нашего края».
· Куклы в национальных костюмах народов России.
· Уголки духовно-нравственного воспитания («Уголок доброты»):
· Подборка книг: русские народные и авторские сказки, былины, рассказы о добре, дружбе, смелости (В. Осеева, Л. Толстой, К. Ушинский).
· Материалы по основам православной культуры (если это предусмотрено программой и выбором родителей): репродукции икон, детская Библия, материалы о традиционных праздниках (Пасха, Рождество).
· Дидактические игры: «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Эмоции», «Собери пословицу».
· Мини-музеи:
· «Русская изба»: предметы старинного быта (прялка, ухват, самовар, рушник).
· «Музей боевой славы»: фотографии прадедов-ветеранов, копии наград, письма-треугольники (к 9 Мая).
· Экологические тропы на территории ДОУ: Воспитание любви к родной природе как части патриотизма.
Работа ведется не эпизодически, а системно, через все виды деятельности.
· Социально-коммуникативное развитие:
· Беседы на темы: «Что значит быть добрым?», «Почему нужно уважать старших?», «Моя семья — моя крепость».
· Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Больница», «Мы — путешественники по родному городу».
· Встречи с интересными людьми, ветеранами труда.
· Познавательное развитие:
· Ознакомление с окружающим миром: циклы занятий «Наш детский сад», «Улицы нашего города», «Народные промыслы России» (Хохлома, Гжель, Дымка).
· Проектная деятельность: «Генеалогическое древо моей семьи», «Почему наш город так назван?», «Красная книга нашего края».
· Речевое развитие:
· Чтение и обсуждение художественной литературы, заучивание стихов о Родине, семье, природе.
· Составление рассказов по картинам русских художников (Шишкин, Васнецов, Левитан).
· Художественно-эстетическое развитие:
· Рисование: «Моя семья», «Русская матрешка», «Кремль».
· Лепка/аппликация: «Народная игрушка», создание коллективного панно «Наш край».
· Музыка: разучивание народных пеен, патриотических пеен, колядок; слушание музыки русских композиторов (Чайковский, Римский-Корсаков).
· Физическое развитие:
· Народные подвижные игры: «Гуси-лебеди», «Краски», «Салки».
· Спортивные праздники: «Богатырские игры», «Папа, мама, я — спортивная семья».
Без партнерства с семьей работа не будет полноценной.
· Совместные проекты: «История моего имени», «Семейные традиции».
· Творческие мастерские: Родители и дети вместе изготавливают поделки к праздникам, шьют народные костюмы.
· Семейные праздники и досуги: «День Матери», «День Защитника Отечества», «Масленица», «Пасхальные посиделки».
· Родительский клуб: «Истоки добра» — обсуждение вопросов нравственного воспитания в семье.
· Создание «Книги памяти» группы с рассказами и фотографиями родственников — участников ВОВ.
· У детей:
· Проявляют уважение к старшим, заботу о младших, отзывчивость.
· Имеют представление о семье, своем городе, стране, государственной символике.
· Знают и ценят русские народные сказки, песни, праздники и традиции.
· Проявляют интерес к истории своей семьи, бережное отношение к природе родного края.
· Владеют начальными навыками доброжелательного общения и разрешения конфликтов.
· У родителей:
· Активно участвуют в жизни ДОУ и воспитательно-образовательном процессе.
· Осознают свою роль в передаче детям духовно-нравственных ценностей.
Заключение: Создание оптимальных условий — это комплексная работа, объединяющая среду, содержание, деятельность и партнерство. Такой системный подход позволяет заложить в ребенке прочный фундамент личности, любящей свою семью и свою Родину.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.