Система работы по созданию оптимальных условий в ДОУ для формирования духовно-нравственных и патриотических чувств дошкольников

  • Мероприятия
  • Научные работы
  • docx
  • 24.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Система работы по созданию оптимальных условий в детском образовательном учреждении (ДОУ) для формирования духовно-нравственных и патриотических чувств дошкольников направлена на всестороннее развитие личности ребенка, а также на привитие ему основных ценностей и норм поведения, характерных для гражданина своей страны.
Иконка файла материала Система работы по созданию оптимальных условий в ДОУ.docx

Система работы по созданию оптимальных условий в ДОУ для формирования духовно-нравственных и патриотических чувств дошкольников

Автор: Полевая Людмила Александровна, старший воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ Детский сад № 11 «Колокольчик» города Шумерля Чувашской Республики

Цель: Создать целостную образовательно-воспитательную среду, способствующую становлению у дошкольников основ духовно-нравственной личности, чувства сопричастности к семье, городу, народу и культурному наследию России.

Задачи:

1.                  Создать развивающую предметно-пространственную среду, инициирующую интерес к родной культуре, истории и общечеловеческим ценностям.

2.                  Интегрировать духовно-нравственное и патриотическое содержание во все виды детской деятельности (игровую, познавательную, художественно-эстетическую).

3.                  Формировать систему ценностей на основе примеров отечественной истории, культуры, традиций (уважение, доброта, честность, любовь к семье и малой Родине).

4.                  Активно вовлекать семью в образовательный процесс как главного носителя нравственных устоев и традиций.

 

1. Создание развивающей предметно-пространственной среды (РППС)

Среда в ДОУ должна быть насыщенной, доступной и безопасной для духовно-нравственного развития.

·                    Уголки патриотического воспитания («Моя Родина»):

·                    Символика: Флаг, герб, гимн России (аудиозапись), изображение Президента. Карта страны и родного города/края.

·                    Альбомы: «Моя семья», «Мой город», «Наш детский сад», «Народы России», «Достопримечательности нашего края».

·                    Куклы в национальных костюмах народов России.

·                    Уголки духовно-нравственного воспитания («Уголок доброты»):

·                    Подборка книг: русские народные и авторские сказки, былины, рассказы о добре, дружбе, смелости (В. Осеева, Л. Толстой, К. Ушинский).

·                    Материалы по основам православной культуры (если это предусмотрено программой и выбором родителей): репродукции икон, детская Библия, материалы о традиционных праздниках (Пасха, Рождество).

·                    Дидактические игры: «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Эмоции», «Собери пословицу».

·                    Мини-музеи:

·                    «Русская изба»: предметы старинного быта (прялка, ухват, самовар, рушник).

·                    «Музей боевой славы»: фотографии прадедов-ветеранов, копии наград, письма-треугольники (к 9 Мая).

·                    Экологические тропы на территории ДОУ: Воспитание любви к родной природе как части патриотизма.

 

2. Содержательный блок (Интеграция в образовательные области)

Работа ведется не эпизодически, а системно, через все виды деятельности.

·                    Социально-коммуникативное развитие:

·                    Беседы на темы: «Что значит быть добрым?», «Почему нужно уважать старших?», «Моя семья — моя крепость».

·                    Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Больница», «Мы — путешественники по родному городу».

·                    Встречи с интересными людьми, ветеранами труда.

·                    Познавательное развитие:

·                    Ознакомление с окружающим миром: циклы занятий «Наш детский сад», «Улицы нашего города», «Народные промыслы России» (Хохлома, Гжель, Дымка).

·                    Проектная деятельность: «Генеалогическое древо моей семьи», «Почему наш город так назван?», «Красная книга нашего края».

·                    Речевое развитие:

·                    Чтение и обсуждение художественной литературы, заучивание стихов о Родине, семье, природе.

·                    Составление рассказов по картинам русских художников (Шишкин, Васнецов, Левитан).

·                    Художественно-эстетическое развитие:

·                    Рисование: «Моя семья», «Русская матрешка», «Кремль».

·                    Лепка/аппликация: «Народная игрушка», создание коллективного панно «Наш край».

·                    Музыка: разучивание народных пеен, патриотических пеен, колядок; слушание музыки русских композиторов (Чайковский, Римский-Корсаков).

·                    Физическое развитие:

·                    Народные подвижные игры: «Гуси-лебеди», «Краски», «Салки».

·                    Спортивные праздники: «Богатырские игры», «Папа, мама, я — спортивная семья».

3. Взаимодействие с семьями воспитанников

Без партнерства с семьей работа не будет полноценной.

·                    Совместные проекты: «История моего имени», «Семейные традиции».

·                    Творческие мастерские: Родители и дети вместе изготавливают поделки к праздникам, шьют народные костюмы.

·                    Семейные праздники и досуги: «День Матери», «День Защитника Отечества», «Масленица», «Пасхальные посиделки».

·                    Родительский клуб: «Истоки добра» — обсуждение вопросов нравственного воспитания в семье.

·                    Создание «Книги памяти» группы с рассказами и фотографиями родственников — участников ВОВ.

 

Ожидаемые результаты

·                    У детей:

·                    Проявляют уважение к старшим, заботу о младших, отзывчивость.

·                    Имеют представление о семье, своем городе, стране, государственной символике.

·                    Знают и ценят русские народные сказки, песни, праздники и традиции.

·                    Проявляют интерес к истории своей семьи, бережное отношение к природе родного края.

·                    Владеют начальными навыками доброжелательного общения и разрешения конфликтов.

·                    У родителей:

·                    Активно участвуют в жизни ДОУ и воспитательно-образовательном процессе.

·                    Осознают свою роль в передаче детям духовно-нравственных ценностей.

Заключение: Создание оптимальных условий — это комплексная работа, объединяющая среду, содержание, деятельность и партнерство. Такой системный подход позволяет заложить в ребенке прочный фундамент личности, любящей свою семью и свою Родину.