Методическая разработка воспитательного занятия "МОИ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ"

  • Мероприятия
  • docx
  • 18.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Классный час «Мои права и обязанности» Цель: – рассмотреть с учащимися их права и обязанности, закрепить полученные знания о своих правах и обязанностях. Задачи 1. Создание условий для проявления творческих способностей учащихся. 2. Формирование умения правильно пользоваться своими правами и выполнять обязанности.
Иконка файла материала Метод. разр. Мои права и обязанности.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГБПОУ «ГОРЛОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

воспитательного занятия

«МОИ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ»

 

 

 

 

 

 

Подготовил преподаватель ГБПОУ «ГКПТ»

  Исаев А. В.

 

 

 

 

 

 

2025 г.


 

Классный час «Мои права и обязанности»

 

Цель: – рассмотреть с учащимися их права и обязанности, закрепить полученные знания о своих правах и обязанностях.

Задачи

1. Создание условий для проявления творческих способностей учащихся.

2. Формирование умения правильно пользоваться своими правами и выполнять обязанности.

Ход классного часа:

Организационный момент.

Слово куратора.

Жизнь не может быть счастливой и интересной, если человек не обладает правами, не может ими пользоваться или не знает их. Поэтому одним из направлений нашей работы и является изучение прав человека.

Знаете ли вы, что у вас с самого рождения есть права, которые защищает самая главная организация на нашей планете – Организация Объединённых Наций (ООН). Права детей записаны в очень серьёзном документе – Конвенции о правах ребёнка. Она была принята в ноябре 1989 года, и с этого момента 20 ноября считается всемирным днем правовой защиты детей. Конвенцию подписали почти 150 стран мира. Этот документ призывает взрослых и детей строить отношения на уважении. Дети – все человеческие существа до 18 лет (статья 18).

Что означают слова «права» и «обязанности»? из словаря Ожегова: « Право – охраняемая государством, узаконенная возможность что-то делать, осуществлять». Дети имеют право на получение образования, отдых, медицинское обслуживание и т.д. Обязанность – круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения». Дети обязаны хорошо учиться, уважать и слушаться своих родителей и т.д.

Цель нашего урока – рассмотреть ваши права и обязанности, закрепить полученные знания о своих правах и обязанностях.

«Каким образом?» - спросите Вы. Мы отправимся в путешествие по городу, которого Вы не найдёте ни на одной карте, но знать о котором необходимо всем – это город Прав. У меня есть билеты трёх цветов, вы сейчас возьмете по одному билету, и таким образом мы разделимся на три команды. Чтобы у нас не было конфликтов, давайте вспомним правила работы в группе:

- Умей выслушать каждого.

- Уважай своего товарища.

- Не согласен – предлагай.

У меня есть жетоны, которые я буду выдавать команде за правильное выполнение заданий. Жетон получит та команда, которая не только быстрее всех справиться с заданием, но и которая будет тихо вести себя, уважать соперника. За каждое нарушение правил, я буду забирать по 1 жетону от команды!!! Правила понятны? Тогда отправляемся…Итак, начинаем…

«Мои права и обязанности»

У каждой команды есть набор различных прав и обязанностей. Ваша задача распределить все карточки на две группы: что относится к правам, а что к обязанностям, и оформить это на листе! Время на выполнение задания 5 минут.

1. Все права, охраняющие детство и ребёнка, должны быть защищены;

2. Каждый ребёнок имеет право на имя, национальность и индивидуальность;

3. Каждый ребёнок имеет право на чистую окружающую среду;

4. Каждый ребёнок имеет право на жизнь без наркотиков;

5. Каждый ребёнок имеет право на качественное образование;

6. Каждый ребёнок имеет право на любящую и заботливую семью;

7. Каждый ребёнок имеет право на жизнь без дискриминации;

8. Каждый ребёнок имеет право на дом;

9. Каждый ребёнок имеет право на понятную и соответствующую возрасту информацию;

10. Каждый ребёнок имеет право на всестороннее и полноценное развитие;

11. Каждый ребёнок имеет право на полноценное питание;

12. Каждый ребёнок имеет право на защиту от похищения и торговли;

13. Каждый ребёнок имеет право на личную жизнь;

14. Каждый ребёнок имеет право на защиту от жестокого обращения и притеснения;

15. Каждый ребёнок имеет право встречаться и обмениваться информацией;

16. Каждый ребёнок имеет право на защиту во время войны;

17. Каждый ребёнок имеет право на необходимое медицинское обслуживание;

18. Каждый ребёнок имеет право знать и сохранять культуру своего народа;

19. Каждый ребёнок имеет право на самовыражение;

20. Каждый ребёнок имеет право быть гражданином.

 

Обучающиеся обязаны:

1.       Соблюдать Устав, выполнять приказы директора Учреждения;

2.       Уважать права, честь и достоинство всех участников образовательного процесса;

3.       Быть дисциплинированными, соблюдать общественный порядок в Учреждении, выполнять требования дежурных;

4.       Добросовестно относиться к учебе, не допускать пропусков учебных занятий без уважительных причин, своевременно являться на уроки и другие занятия, соблюдать порядок на рабочем месте;

5.       Беречь имущество Учреждения, бережно относиться к результатам труда других людей;

6.       Экономно расходовать электроэнергию, воду, сырье и другие материалы;

7.       Приходить в Учреждение с необходимыми учебными принадлежностями, иметь форму для уроков физической культуры и технологии, лыжи для уроков лыжной подготовки;

8.       Своевременно готовиться к предстоящим урокам.

9.       Обязанности личности:

10.  Соблюдать Конституцию РФ и законы.

11.  Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники старины.

12.  Обязанность трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных родителях.

13.  Сохранить окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

14.  Обязанность получить основное общее образование.

15.  Пресекать проявления грубости и бестактности.

 

У каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей - обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем? Предлагаю вам посмотреть несколько сценок и дать оценку поведению героев. Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?

Сценка 1.

Мама: Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!

Сын: Я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой.

·                     Пожалуйста, разберитесь, кто здесь прав?

Сценка 2.

Преподаватель: Дима, ты сегодня дежурный, вытри, пожалуйста, доску.

Дима: Вы не имеете право заставлять меня дежурить! Конвенцией «О правах ребенка» запрещено насилие над детьми.

·                     Объясните, пожалуйста, Диме в чем он не прав.

Сценка 3.

Преподаватель: Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете истории! Ведь дети ее только что помыли!

Иванов: А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом – рисованием!

·                     Разъясните Иванову его права и обязанности.

Сценка 4.

Преподаватель: Петров, ты почему на математике бегал по классу?

Петров: Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!

·                     Правильно ли рассуждает Петров?

·                     Давайте выведем простые правила взаимообщения:

1.        Нужно знать свои права.

2.        Нужно уважать права других людей.

3.        Нельзя забывать об обязанностях.

Итак, подведем итоги нашего сегодняшнего занятия.

Игра «Угадай, какой знак» 

 

Петь, рисовать и танцевать,

Уроки в школе посещать,

Свои таланты развивать –

Это разрешается.

 

Посмотри на этот знак;

Человек поднял флаг,

Выражает свое мнение —

Это разрешается.

 

Эта грань обозначает:

Мать с ребенком разлучают —

Это запрещается.

 

 

Здесь ремень вокруг дитя,

Как лента, извивается,

Бить, наказывать — всегда

Запрещается!

 

Вот ребенок груз несет,

Тащит, надрывается,

В детстве тяжкая работа

Запрещается!



Этот черный человек

Пред белым преклоняется.

Быть над слабым господином

Строго запрещается!



Знак дружбы.

Другого за руку держать,

Не за цвет кожи уважать,

Под общим солнцем в мире жить,

Со всеми расами дружить -

Это разрешается!

Да, необходимо знать свои права и разумно ими пользоваться, уважать права других людей, выполнять свои обязанности. Сейчас ваша главная обязанность – пользуясь одним из важнейших прав, получить образование. В школе вы познаёте окружающий мир, учитесь жить в обществе, отстаивать свои права. Я надеюсь, что вам пригодятся эти знания и умения действовать в различных ситуациях. Большое спасибо. Вы молодцы.


 

«Я и права других людей»

Анкетирование.
Каждый участник получает анкету с пятью вопросами, для ответа на них выбирает один из трёх предложенных вариантов и подсчитать количество набранных баллов.

Анкета «Я и права других людей»

1. Если я участвую в споре, то, как правило, стараюсь:

а. понять другую точку зрения – 10 баллов;

б. переубедить партнёра – 5 баллов.

в. любой ценой одержать верх – 3 балла;

2. Если я вижу, что кто-то старается учиться лучше других, то я испытываю

а. чувство зависти – 5 балла;

б. чувство раздражения – 3 балла;

в. желание учиться не хуже – 10 баллов.

3. Когда я узнаю, что люди не участвуют в голосовании на выборах, то:

а. мне всё равно – 5 баллов;

б. соглашаюсь с ними – 3 балла;

в. не согласен, т.к. голосовать необходимо – 10 баллов.

4. Когда говорят, что убийц и насильников нужно расстреливать на месте, то я:

а. не соглашаюсь – 5 баллов;

б. мне всё равно – 10 баллов.

в. соглашаюсь – 3 балла;

5. Если мне пообещали, что моя жизнь в стране станет лучше, но для этого нужно воевать с другой страной и победить её, то я бы:

а. согласился – 3 балла;

б. мне всё равно – 5 баллов;

в. не согласился, т.к. война только разрушает – 10 баллов.

Результаты анкеты.

30-50 баллов: Вы достаточно демократичны, то есть уважаете права других людей. Их интересы и реально оцениваете свои способности. Люди замечают ваше умение усмирять свои желания и уважают вас за это. Желаю вам сохранить и укрепить это качество.

21-29 баллов: Вы относитесь к людям, для которых главное – собственное благополучие и спокойствие, и стараетесь слушать только тех, от кого зависите. Так жить можно, но не очень интересно.

15-20 баллов: Вам необходимо пересмотреть своё отношение к правам других людей. Не уважая их, вы можете оттолкнуть от себя всех.