Драмогерменевтика В.М. Букатова
Автор выделяет следующие положения, касающиеся театральной сферы:
1. Главное—общение, которое на уроке чаще всего бывает фиксировано-ритуальным,
обусловленным требованиями программ и учебников, а также неформальным, предмет
которого не связан с материалом урока. В рассматриваемой технологии
фиксировано-ритуальное общение преобразуется в общение подлинное,
импровизационное. При этом одни ученики становятся учениками-импровизаторами, а
ученики-зрители начинают считывать импровизационные сообщения, более того,
участвовать в импровизации, что резко повышает активность и интерес учащихся к
уроку.
2. Действенная выраженность дает возможность каждому ученику осуществить на
уроке поиск некоторого «зерна», которое позволит выразить собственный образ
учебного материала.
3. Смена мизансцен, включающая изменения позы и взгляда, а также изменения в
размещении персонажей-участников.
Ведущие положения герменевтической сферы включают представление
• об индивидуальности понимания (понимание любого текста, предмета, явления
всегда индивидуально и уникально), обживании (всякая встреча с неизвестным,
новым начинается с поиска в нем чего-то знакомого, для этого может быть
использована помощь учителя, заключающаяся в том, что задача понимания чего-то
пугающе нового заменяется более простой задачей, связанной с манипуляцией
неизвестным или его частями);
• странностях (в понимаемом объекте открываются какие-то нелепости, странности,
бессмыслицы, которые способствуют более глубокому пониманию, так как накопление
их критической массы приводит к открытию новых смыслов, «снимающих» эти
странности).
Центральным положением сферы педагогического мастерства являются
очеловеченность, преодоление механистического подхода к целостному живому
организму ученика, когда на каждом уроке развивается его интеллектуальная,
эмоциональная и физическая сферы. Как пишет В.М. Букатов: «Преподавание даже
самого гуманитарного предмета может оказаться механистичным, неочеловеченным,
если умственная работа учеников на уроке осуществляется в ущерб двигательной
активности обучаемых».
Пример использования драмогерменевтики на уроке литературы. При изучении
стихотворения А. Пушкина "Узник", дети на этапе «блуждания по тексту»
схематично изображали героев. Вариантов на практике получилась масса:
• Тюремный двор, зарешеченное окно, голова узника в окне и улетающий орел;
• Стены камеры, орел за окном, прикованный к стене и клюющий мясо, узник,
смотрящий вдаль;
• Два орла — один в клетке, другой — на свободе. И т.д.
Этап второй. Выявление странностей и вариативности видения. После того, как
каждый ученик представил свое видение текста, детей можно объединить в группы
по общности представлений. И предложить каждой группе отстоять свое мнение,
обосновать — почему именно так расположены герои, почему орел внутри
камеры/снаружи, прикован орел или свободен? Каждое обоснование желательно
подкреплять примерами из жизни, из прочитанного, из усвоенного на других
уроках,
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.