РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету ПО.01.УП.04. ЖИВОПИСЬ.5 класс, второй год обучения предмету

  • Документация
  • Контроль знаний
  • Лекции
  • Образовательные программы
  • Памятки
  • Педсоветы
  • pdf
  • 12.08.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа учебного предмета учебного предмета ПО 01.УП.04. «Живопись» для 5 класса (второй год обучения предмету) разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области изобразительного искусства «Живопись» с 8-летним сроком обучения. Содержание учебного предмета ПО.01.УП.04. «Живопись» тесно связано с содержанием учебных предметов ПО.01.УП.06. «Композиция станковая», ПО.01.УП.05. «Рисунок», ПО.03.УП.01. «Пленэр». В рабочей программе ПО.01.УП.04. «Живопись» для 5 класса (второй год обучения) все задания разработаны с учетом возрастных особенностей детей. В программе учитываются художественные традиции и историко-культурные связи, сложившиеся в регионе.
Иконка файла материала ._5 кл_Живопись_РП_КТП_КЛГ_25-26_.pdf

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования 

«Приморская детская художественная школа имени М.А.Волошина»  муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым

 

 

«Принято»                                                                                                                    «Утверждаю»

Педагогическим советом                                                                                                   Директор

МБУ ДО «Приморская                                                                                МБУ ДО «Приморская 

ДХШ имени М.А.Волошина»                                                         ДХШ имени М.А.Волошина»

                                                                                                 ________________А.В. Кривенцова

Протокол № ______________         Приказ № _____________ от «_____» _________2025 года       от «_____» _________2025 года

           

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ 

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ»

(срок обучения 8 лет)

 

Предметная область

ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету

ПО.01.УП.04. ЖИВОПИСЬ

(5 – А класс, второй год обучения предмету) Направленность: художественная

Срок реализации: 1 год (5 класс)

 

 

Составитель: Кириленко Людмила Григорьевна,  преподаватель рисунка, живописи, композиции,  истории изобразительного искусства 

 

 

 

«Согласовано»

Заместитель директора _____________Н.П.Бородина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Феодосия

2025

 

Содержание

 

1.            Пояснительная записка         

2.            Содержание учебного предмета       

3.            Требования к уровню подготовки обучающихся  

4.            Формы и методы контроля, система оценок          

5.            Методическое обеспечение учебного процесса     

6.            Список рекомендуемой литературы            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.      Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль  в образовательном процессе

Рабочая программа учебного предмета учебного предмета ПО 01.УП.04. «Живопись» для 5 класса (второй год обучения предмету) разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным

общеобразовательным программам в области изобразительного искусства «Живопись» с 8летним сроком обучения.

Содержание учебного предмета ПО.01.УП.04. «Живопись» тесно связано с содержанием учебных предметов ПО.01.УП.06. «Композиция станковая», ПО.01.УП.05. «Рисунок», ПО.03.УП.01. «Пленэр». 

В рабочей программе ПО.01.УП.04. «Живопись» для 5 класса (второй год обучения) все задания разработаны с учетом возрастных особенностей детей.

В программе учитываются художественные традиции и историко-культурные связи, сложившиеся в регионе.

Программа «Живопись» тесно связана с программами по рисунку, станковой композиции, с пленэром. В каждой из этих программ присутствуют взаимопроникающие элементы: в заданиях по академическому рисунку и станковой композиции обязательны требования к силуэтному решению формы предметов «от пятна», а в программе «Живопись» ставятся задачи композиционного решения листа, правильного построения предметов, выявления объема цветом, грамотного владения тоном, передачи световоздушной среды. Срок реализации учебного предмета

Срок реализации учебного предмета ПО.01.УП.04. «Живопись» по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе «Живопись» при 8-летнем сроке освоения программы осуществляется в течение пяти лет с 4 класса. 

Сведения о затратах учебного времени

5 класс, второй год обучения предмету

Вид учебной работы, аттестации,  учебной нагрузки

5 класс второй год обучения

Всего часов

Полугодия учебного года

1

2

Аудиторные занятия (в часах)

32

34

66

Самостоятельная работа (в часах)

48

51

99

Максимальная учебная нагрузка (часах)

80

85

165

Вид промежуточной и итоговой аттестации по полугодиям

творческий

просмотр

творческий

просмотр

 

Форма проведения учебных занятий

Занятия по учебному предмету ПО.01.УП.04. «Живопись» и проведение консультаций рекомендуется осуществлять в форме мелкогрупповых занятий

(численностью от 4 до 10 человек).

Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу. Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:

аудиторные занятия - 3 часа 

самостоятельная работа - 2 часа

 

Цель и задачи учебного предмета

Цель учебного предмета ПО.01.УП.04. «Живопись» 

              художественно-эстетическое развитие личности учащегося на основе приобретенных им в процессе освоения программы художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков;

              выявление одаренных детей в области изобразительного искусства и подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.

 

Задачи учебного предмета ПО.01.УП.04. «Живопись»:

приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ, в том числе:

              знаний свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических

качеств;

              знаний разнообразных техник живописи;

              знаний            художественных       и          эстетических свойств           цвета,             основных

закономерностей создания цветового строя;

              умений           видеть            и          передавать     цветовые        отношения     в             условиях

пространственно-воздушной среды;

              умений изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру

человека;

              навыков в использовании основных техник и материалов;

              навыков последовательного ведения живописной работы;

              формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.

Обоснование структуры программы

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. 

Программа содержит следующие разделы:

      сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

      распределение учебного материала по годам обучения;

      описание дидактических единиц учебного предмета;

      требования к уровню подготовки обучающихся; формы и методы контроля, система оценок; методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

      словесный (объяснение, беседа, рассказ);

      наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

      практический; эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам.  

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературой по изобразительному искусству, истории мировой культуры, художественными альбомами.  Мастерская по живописи должна быть оснащена натурными столами, мольбертами, предметами натурного фонда.

2. Содержание учебного предмета

Содержание учебного предмета ПО.01.УП.04. «Живопись» 5 класс (второй год обучения предмету) построено с учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей развития их пространственного мышления; включает теоретическую и практическую части.

Теоретическая часть предполагает изучение учащимися теории живописи, включает в себя задания по аналитической работе в области живописи, а практическая часть основана на применении теоретических знаний в учебном и творческом опыте.

Учебно-тематический план 

5 класс (второй год обучения предмету)

Наименование темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени

(в часах)

1.

Гармония по общему цветовому тону

урок

10

4

6

2.

Контрастная гармония (на ненасыщенных

цветах)

урок

10

4

6

3.

 Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на насыщенных цветах)

урок

 

15

 

6

 

9

4.

Гармония по насыщенности

урок

10

4

6

5.

Контрастная гармония 

урок

5

2

3

6.

Световой       контраст         (ахроматический). Гризайль.

Урок

15

6

9

7.

Гармония по светлоте и насыщенности

урок

15

6

9

8.

Фигура человека

урок

5

2

3

9.

Гармония по общему цветовому тону

урок

15

6

9

10.

Гармония по насыщенности и светлоте

урок

15

6

9

11.

Гармония по общему цветовому тону

урок

15

6

9

12.

Гармония по общему цветовому тону. Нюанс. 

урок

5

2

3

13.

Гармония по насыщенности

урок

15

6

9

14.

Гармония по общему цветовому тону и светлоте  

урок

15

6

9

 

Итого за весь учебный год

 

165

66

99

Содержание разделов и тем для 5 класса (второй год обучения предмету)

Годовые требования

В пятом классе задания даются на построение простых гармоний, в основном контрастных, с применением насыщенных цветов. Для того чтобы работы были более эмоциональными, учащиеся углубляют знания о цвете, цветовой гармонии, влиянии среды и освещения, приобретают навыки в передаче фактуры предметов с выявлением их объемной формы.

1.                  Тема. Гармония по общему цветовому тону. Развитие навыков и умений работы с акварелью. Передача оттенков локального цвета. Этюд ветки с плодами рябины, винограда, яблок и т.д. на нейтральном фоне. Использование акварели (техника a la prima), бумаги различных форматов. 6.0 часов

Самостоятельная работа: этюд ветки со сложными листьями (клен, вяз) на нейтральном фоне.

2.                  Тема. Контрастная гармония (на ненасыщенных цветах). Развитие представлений о влиянии цветовой среды на предмет. Лепка формы предметов с учетом цветовых и тональных отношений. Этюд овощей или грибов на контрастном фоне. Использование акварели (многослойная живопись), бумаги формата А3. 6.0 часов. Самостоятельная работа: этюды фруктов на контрастном фоне.    

3.                  Тема. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на насыщенных цветах). Развитие навыков по передаче цветовых отношений. Выражение характера формы силуэтом. Натюрморт из 2-3 предметов насыщенного цвета разной материальности на светлом фоне. Использование акварели (техника «по сырому»), бумаги формата А3. 9.0 часов.

Самостоятельная работа: этюд несложных предметов различной формы на светлом фоне.  4. Тема. Гармония по насыщенности. Изучение понятий пространственной среды и силуэта. Передача характера формы при помощи различных приемов работы с акварелью. Этюд чучела птицы на нейтральном фоне. Использование акварели, бумаги различных форматов. 6.0 часов 

Самостоятельная работа: эскизы домашних животных.

5.                  Тема. Контрастная гармония. Лепка формы цветом с учетом светотеневых отношений, совершенствование акварельных приемов. Работа кистью по форме, передача изменений локального цвета предметов на свету и в тени, взаимодействие цветов. Этюды двух предметов быта, контрастных по форме и цвету. Использование акварели, бумаги формата

А3. 3.0 часа Самостоятельная работа: этюд чайника на контрастном фоне.

6.                  Тема. Световой контраст (ахроматический). Гризайль. Передача светотеневых отношений и тональная передача объема и формы. Найти конкретные различия тонов предметов и драпировки. Передача объема и пространства тональными средствами. Натюрморт из двух предметов (кофейник, кружка и т.п.), различных по форме и тону при боковом освещении на светлом фоне без складок. Гризайль. Использование акварели, бумаги различного формата. 9.0 часов.

Самостоятельная работа: этюды комнатных растений (гризайль).

7.                  Тема. Гармония по светлоте и насыщенности. Передача светотеневых отношений, моделировка формы предметов. Передача локального цвета предметов в многообразии цветовых оттенков с сохранением объема и связи с окружающей средой. Натюрморт из двух предметов (кофейник, кружка и т.п.), различных по форме и цвету при боковом освещении на светлом фоне без складок (с предварительным эскизом). Использование акварели, бумаги формата А3. 9.0 часов.

Самостоятельная работа: этюды комнатных растений.    

8.                  Тема. Фигура человека. Формирование навыков создания целостности образа и колорита в этюде фигуры человека. Поиск композиционного решения, определение основных цветовых отношений фигуры без детальной моделировки цветом. Два этюда фигуры человека (в различных позах). Использование акварели, бумаги формата А3. 3.0 часа Самостоятельная работа: этюды фигуры человека.

9.                  Тема. Гармония по общему цветовому тону. Развитие умения передавать цветовые и тональные отношения.  Передача прозрачности стекла при помощи технических приёмов работы акварелью (по сырому, лессировка, мазок). Этюд стеклянного кувшина или бутылки на цветном фоне. Использование акварели, бумаги различных форматов. 9.0 часов Самостоятельная работа: этюд банки с водой на нейтральном фоне.

10.              Тема. Гармония по насыщенности и светлоте. Колористическая цельность. Смягчение контрастов. Выражение влияния цветовой среды на предметы натюрморта через рефлексы и полутона. Передача глубины пространства. Натюрморт с кувшином и фруктами на темном фоне без складок при боковом освещении (с предварительным эскизом). Использование акварели (техника a la prima), бумаги формата А3. 9.0. часов

Самостоятельная работа: этюды фруктов на темном фоне.

11.              Тема. Гармония по общему цветовому тону. Передача тоном и цветом нюансов родственных по гамме цветов. Натюрморт с корзиной и грибами на светлом теплом фоне без складок. Использование акварели («по сырому»), бумаги формата А3. 9.0 часов.

Самостоятельная работа: этюды с хлебопекарными изделиями.  

12.              Тема.  Гармония по общему цветовому тону. Нюанс. Закрепление навыков передачи материальности прозрачных предметов. Передача тоном и цветом нюансов родственных по гамме цветов.  Натюрморт с предметом из стекла. Фон холодный. Использование акварели («по сырому»), бумаги формата А3. 3.0 часа.

Самостоятельная работа: этюды предметов из стекла, различных по тону.

13.              Тема. Гармония по насыщенности. Передача точных свето-тоновых и цветовых отношений. Определение различия тональных и цветовых отношений в натюрморте. Связь предметов с окружающей средой. Достижение ясности локального цвета при богатстве цветовых оттенков. Натюрморт из контрастных по цвету предметов (с предварительным эскизом). Использование акварели (многослойная акварель), бумаги формата А3. 9.0 часов.

Самостоятельная работа: этюды предметов на контрастном фоне. 

14.              Тема. Гармония по общему цветовому тону и светлоте. Закрепление полученных навыков. Поиск верных тональных и цветовых отношений в натюрморте. Натюрморт из трех с предметом из металла (чайник, турка, кофейник). Использование акварели (многослойная акварель), бумаги формата А3. 9.0 часов. 

Самостоятельная работа: этюды металлического предмета на разном фоне.   

 

3. Требования к уровню подготовки обучающихся

Результатом освоения учебного предмета ПО.01.УП.04. «Живопись» 5 класс (второй год обучения) является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

-               знание свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических

качеств, 

-               знание            художественных       и          эстетических свойств          цвета, основных закономерностей, создания цветового строя; 

-               умение видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственновоздушной среды;

-               умение изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;

-               умение раскрывать образное и живописно-пластическое решение в творческих работах; 

-               навыки в использовании основных техник и материалов;

-               навыки последовательного ведения живописной работы.

 

                                             4.          Формы, методы контроля, система оценок

Рабочая программа ПО.01. УП.04 «Живопись» для 5 класса (второй год обучения предмету) предусматривает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию. 

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде проверки самостоятельной работы обучающегося, обсуждения этапов работы над композицией, выставления оценок и пр. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам программы. 

Формы промежуточной аттестации:

творческий просмотр.

Критерии оценивания ЗУН обучающихся

По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

Обучающийся 5 класса (второй год обучения предмету) должен уметь:

              грамотно компоновать группу взаимосвязанных предметов;

              грамотно передавать оттенки локального цвета;

              грамотно передавать цветовые и тональные отношения между предметами;

              грамотно передавать пропорции и объем простых предметов;

              грамотно передавать материальность простых мягких и зеркально-прозрачных поверхностей.

С учетом данных критериев выставляются оценки:

5 («отлично») - ставится, если соблюдены и выполнены все критерии;

4 («хорошо») - при условии невыполнения одного-двух пунктов данных критериев;

3 («удовлетворительно») - при невыполнении трех-четырех пунктов критериев.

 

                                         5.          Методическое обеспечение учебного процесса

Методические рекомендации преподавателям

Предложенные темы заданий в рабочей программе учебного предмета ПО.01.УП.04. «Живопись» следует рассматривать как рекомендательные. Обучение построено, в основном, на рисовании с натуры натюрмортов, которые необходимо ставить, руководствуясь принципами цветовой гармонии. Задания предусматривают наличие богатого натурного фонда, большого иллюстративного материала. 

Программа предлагает следующую схему этапов выполнения заданий по живописи:

1.  Анализ цветового строя натюрморта.

2.  Анализ натюрмортов с подобным цветовым решением у художников-классиков.

3.  Выбор техники исполнения. 

Работа, как правило, ведется акварельными красками. Техника исполнения и формат работы обсуждается с преподавателем. 

Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

Для лучшего усвоения материала программой предусмотрены занятия для самостоятельного обучения, которые включают в себя

-  посещение выставок;

-  поиск необходимого материала в сетевых ресурсах;

-  чтение дополнительной литературы;

-  выполнение кратковременных этюдов в домашних условиях;  - посильное копирование шедевров мирового искусства;  - выполнение аудиторных заданий по памяти. 

Самостоятельная (внеаудиторная) работа выполняется детьми по выданному домашнему заданию преподавателем.

Дидактически материалы

Для успешного результата в освоении программы по живописи необходимы следующие учебно-методические пособия:

-  таблица по цветоведению;

-  таблицы по этапам работы над графической и живописной композицией;

-  наглядные пособия по различным графическим и живописным техникам;

-  репродукции произведений классиков русского и мирового искусства;

-  работы учащихся из методического фонда школы;

-  таблицы, иллюстрирующие основные законы композиции;

-  интернет-ресурсы;

-  презентационные материалы по тематике разделов.

6.      Список рекомендуемой литературы Методическая литература

1.      Алексеев С.О.  О колорите. - М., 1974 

2.      Анциферов В.Г., Анциферова Л.Г., Кисляковская Т.Н. и др. Рисунок, живопись, станковая композиция, основы графического дизайна. Примерные программы для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. – М., 2003  3. Беда Г.В. Живопись. - М., 1986 

4.    Бесчастнов Н.П., Кулаков В.Я., Стор И.Н. Живопись: Учебное пособие. М.: Владос, 2004 

5.    Все о технике: цвет. Справочник для художников.  - М.: Арт-Родник, 2002

6.    Все о технике: живопись акварелью. Справочник для художников.  - М.: Арт-

Родник, 2004

7.    Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. – М.:

Просвещение, 1992

8.    Волков Н.Н. Композиция в живописи. - М., 1977

9.    Волков Н.Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1985

10.              Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб: СОЮЗ, 1997 11. Елизаров В.Е. Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений

ДШИ. – М., 2008 

12.              Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись. – М.: Искусство, 1986 

13.              Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. – М.: Высшая школа, 1992 

14.              Люшер М. Магия цвета. Харьков: АО “СФЕРА”; “Сварог”, 1996

15.              Паранюшкин Р.А., Хандова Г.Н. Цветоведение для художников: колористика. –

Ростов н/д: Феникс, 2007 

16.              Проненко Г.Н. Живопись. Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. – М., 2003 

17.              Психология цвета. - Сб. пер. с англ. М.: Рефл-бук, Ваклер, 1996

18.              Смирнов Г. Б. Живопись. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1975 

19.              Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1974 

 

Учебная литература

1.    Школа изобразительного искусства в десяти выпусках. М.: Изобраз. искусство,

1986: №1, 1988: №2 

2.    Сокольникова Н.М. Основы композиции. – Обнинск: Титул, 1996

3.    Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Часть 2. Основы живописи. –

Обнинск: Титул, - 1996 

4.    Сокольникова Н.М. Художники. Книги. Дети. – М.: Конец века, 1997

5.    Харрисон Х. Энциклопедия акварельных техник. – АСТ, 2005

6.    Яшухин А.П. Живопись. - М.: Просвещение, 1985

7.    Яшухин А. П., Ломов С. П. Живопись. М.: Рандеву – АМ, Агар, 1999 

8.    Кальнинг А. К. Акварельная живопись. – М., 1968

9.    Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита. М.: Просвещение, 1980

 

Перечень средств обучения

-                     материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;

-                     наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учеников, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски;

-                     демонстрационные:           муляжи,          чучела            птиц    и          животных,             гербарии,

демонстрационные модели;

-                     электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;

-                     аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудиозаписи.

 

 

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН по учебному предмету

ПО.01.УП.04. ЖИВОПИСЬ

(5 - А класс, второй год обучения предмету)

№№

урока

Название раздела, темы (содержание уроков)

Количество часов

Дата проведения урока

аудиторных

планируемая

фактическая

1

1. Тема. Гармония по общему цветовому тону. 

Развитие навыков и умений работы с акварелью. Передача оттенков локального цвета. Этюд ветки с плодами рябины, винограда, яблок и т.д. на нейтральном фоне. Использование акварели (техника a la prima), бумаги различных форматов.

3

 

 

2

3

 

 

3

2. Тема. Контрастная гармония (на ненасыщенных цветах). 

Развитие представлений о влиянии цветовой среды на предмет. Лепка формы предметов с учетом цветовых и тональных отношений. Этюд овощей или грибов на контрастном фоне. Использование акварели

(многослойная живопись), бумаги формата А3

3

 

 

4

3

 

 

5

3. Тема. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на насыщенных цветах). 

Развитие навыков по передаче цветовых отношений. Выражение характера формы силуэтом. Натюрморт из 2-3 предметов насыщенного цвета разной материальности на светлом фоне. Использование акварели (техника «по сырому»), бумаги формата А3

3

 

 

6

3

 

 

7

3

 

 

8

4. Тема. Гармония по насыщенности.

Изучение понятий пространственной среды и силуэта. Передача характера формы при помощи различных приемов работы с акварелью. Этюд чучела птицы на нейтральном фоне. Использование акварели, бумаги различных форматов.

3

 

 

9

3

 

 

10

5. Тема. Контрастная гармония. 

Лепка формы цветом с учетом светотеневых отношений, совершенствование акварельных приемов. Работа кистью по форме, передача изменений локального цвета предметов на свету и в тени, взаимодействие цветов. Этюды двух предметов быта, контрастных по форме и цвету. Использование акварели, бумаги формата А3.

3

 

 

11

6.         Тема.         Световой         контраст

(ахроматический). Гризайль. 

Передача светотеневых отношений и тональная передача объема и формы. Найти конкретные различия тонов предметов и драпировки. Передача объема и пространства тональными средствами. Натюрморт из двух предметов (кофейник, кружка и т.п.), различных по форме и тону при боковом

3

 

 

12

3

 

 

13

3

 

 

 

 

освещении на светлом фоне без складок. Гризайль. Использование акварели, бумаги различного формата

 

 

 

14

7.         Тема.   Гармония       по             светлоте       и насыщенности. 

Передача светотеневых отношений, моделировка формы предметов. Передача локального цвета предметов в многообразии цветовых оттенков с сохранением объема и связи с окружающей средой. Натюрморт из двух предметов (кофейник, кружка и т.п.), различных по форме и цвету при боковом освещении на светлом фоне без складок (с предварительным эскизом). Использование акварели, бумаги формата А3

3

 

 

15

3

 

 

16

3

 

 

17

8. Тема. Фигура человека. 

Формирование навыков создания целостности образа и колорита в этюде фигуры человека. Поиск композиционного решения, определение основных цветовых отношений фигуры без детальной моделировки цветом. Два этюда фигуры человека (в различных позах). Использование акварели, бумаги формата А3

3

 

 

18

9. Тема. Гармония по общему цветовому тону. 

Развитие умения передавать цветовые и тональные отношения.  Передача прозрачности стекла при помощи технических приёмов работы акварелью (по сырому, лессировка, мазок). Этюд стеклянного кувшина или бутылки на цветном фоне. Использование акварели, бумаги различных форматов.

3

 

 

19

3

 

 

20

3

 

 

21

10. Тема. Гармония по насыщенности и светлоте. 

Колористическая цельность. Смягчение контрастов. Выражение влияния цветовой среды на предметы натюрморта через рефлексы и полутона. Передача глубины пространства. Натюрморт с кувшином и фруктами на темном фоне без складок при боковом освещении (с предварительным эскизом). Использование акварели (техника a la prima), бумаги формата А3

3

 

 

22

3

 

 

23

3

 

 

24

11. Тема. Гармония по общему цветовому тону. Передача тоном и цветом нюансов родственных по гамме цветов. Натюрморт с корзиной и грибами на светлом теплом фоне без складок. Использование акварели («по сырому»), бумаги формата А3

3

 

 

25

3

 

 

26

3

 

 

27

12. Тема.  Гармония по общему цветовому тону. Нюанс. 

Закрепление навыков передачи материальности прозрачных предметов. Передача тоном и цветом нюансов родственных по гамме цветов.  Натюрморт с предметом из стекла. Фон холодный.

3

 

 

 

Использование акварели («по сырому»), бумаги формата А3

 

 

 

28

13. Тема. Гармония по насыщенности. Передача точных свето-тоновых и цветовых отношений. Определение различия тональных и цветовых отношений в натюрморте. Связь предметов с окружающей средой. Достижение ясности локального цвета при богатстве цветовых оттенков. Натюрморт из контрастных по цвету предметов (с предварительным эскизом). Использование акварели (многослойная акварель), бумаги формата А3

3

 

 

29

3

 

 

30

3

 

 

31

14. Тема. Гармония по общему цветовому тону и светлоте. 

Закрепление полученных навыков. Поиск верных тональных и цветовых отношений в натюрморте. Натюрморт из трех с предметом из металла (чайник, турка, кофейник). Использование акварели (многослойная акварель), бумаги формата А3

3

 

 

32

3

 

 

33

3

 

 

 

 

99

33

 

 

Количество уроков по четвертям 2025-2026 учебного года

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Всего в учебном году

5 «А» класс

8

8

11

6

33

 

Посмотрите также