Отдел образования администрации
Савинского муниципального района Ивановской области
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования для детей Савинского района»
Принята на заседании «Утверждаю»
методического совета Директор МБУДО ЦДО
протокол № 3 от __.12.2022 г. ____________/Филатова Е.Н./
Приказ № от ___.12.2022 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
МЕДИАЦЕНТР «ПЕРВЫЙ КАДР»
технической направленности
базового
уровня
Срок реализации: 2 года
Возраст обучающихся: 11-17 лет
Автор-составитель: Грачев Николай Владимирович,
педагог дополнительного образования,
п. Савино,
2022
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы ………………………………. 3
1.1. Пояснительная записка …………………………………………………………………. 3
1.2. Цель и задачи программы ………………………………………………………………. 6
1.3. Учебный план …………………………………………………………………………… 7
1.4. Содержание программы ………………………………………………………………… 8
2. Комплекс организационно-педагогических условий …………………………….. 10
2.1. Календарно учебный график ….……………………………………………………….. 10
2.2. Условия реализации программы……………………………………………………. … 11
2.3. Формы аттестации……………………………………………………………………… 12
3. Список литературы ……………………………………………………………….............. 20
1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка.
Направленность программы – техническая.
Настоящая программа составлена на основании
Закона Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции);
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28);
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р;
Приказа Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам»;
Методические рекомендаций по проектированию общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы). Письмо Минобрнауки России от 18.12.2015 г. № 09-3242;
Приказа Минспорта России от 27.12.2013 №1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта»;
Приказа Минспорта России от 24.12.2021 №1042 «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «шахматы»»;
Устава бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования для детей Савинского района»
Актуальность программы.
Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные, телевидение, радио, мобильные информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета.
Наше время – время активных предприимчивых, деловых людей. В стране созданы предпосылки для развития творческой инициативы, открыт широкий простор для выражения различных мнений, убеждений, оценок. Все это требует развития коммуникативных возможностей человека. Научиться жить и работать в быстро изменяющемся мире, обучить этому своих учеников - основная задача школы.
Наиболее оптимальной формой организации деятельности является создание Медиацентра, где проходит изучение всей совокупности средств массовой коммуникации и овладение разносторонними процессами социального взаимодействии. Здесь отрабатывается авторская позиция обучающегося, возможность её корректировки в общепринятой культурной норме, создание условий для информационно-нравственной компетенции учащихся, самоутверждения и становления личностной зрелости подростка. Медиацентр — это возможность максимального раскрытия творческого потенциала ребенка. Работа над созданием медиапродукта позволяет проявить себя, попробовать свои силы в разных видах деятельности – от гуманитарной до технической. И, конечно же, показать публично результаты своей работы.
Важная особенность работы состоит в том, что она является коллективной социально-значимой деятельностью. Трансляция с мероприятия, новостной блок, тематические видеоролики, медиастатья могут быть подготовлены только общими усилиями творческого коллектива. От этого зависит и успех, и зрительское внимание. Но с другой стороны, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося, участвующего в работе медиацентра:
· жизненный опыт, необходимый для успешного усвоения предлагаемых знаний: занятия в кружках и секциях, взаимоотношения в семье, уровень воспитанности.
· психологические особенности конкретного ребенка: умение общаться со сверстниками, стремление к самостоятельности, «взрослой» жизни, самоутверждению, повышенная эмоциональность, застенчивость, чувствительность к оценке своих действий. Учитываются умственное развитие ребенка, его поведение.
· потенциальную потребность в творческом самовыражении: стремление заслужить уважение сверстников, учителей, родителей, самопознание, любознательность, проявление интереса к новым видам деятельности.
Новизна данной программы заключается в использовании современных методик и технологий, возможности более углубленного изучения гуманитарных и технических наук, овладение новыми информационными компетенциями. Создание интерактивного виртуального образовательного поля позволяет расширять и дополнять учебную программу - это еще один из элементов новизны данной программы.
Практическая значимость
Одна из особенностей программы Медиацентр «Первый кадр» - ее практико-ориентированный характер. Обучающиеся проходят обучение в процессе работы над реальным медиапродуктом – пополнение видео-, фотоархива с районных праздников и мероприятий, работа над созданием медиатекстов, видеоновостей о событиях в школе для официального сайта, мультимедийное сопровождение традиционных мероприятий, фестивалей, конкурсов. Главной задачей также является не только выпуск готовых медиапродуктов (передач, видеороликов) по запланированному графику, но и обучение воспитанников по данному направлению через тренинги, мастер-классы, участие в конференциях и конкурсах.
В процессе работы школьного художественно-творческого медиацентра создаются и постоянно пополняются видео-, фото-, и аудиоархивы, печатные медиатексты, непосредственно относящиеся к деятельности школы:
- фотосъемка проводимых в районе мероприятий (семинаров, конференций и т.п.) с целью дальнейшего оформления в цифровой медиаресурс;
- видеосъемка, монтаж и выпуск готовых цифровых медиапродуктов, посвященных различным мероприятиям, проводимым на территории школы и вне ее, художественно-творческим, информационным школьным видеопроектам, медийное сопровождение школьных праздников, видеозапись и т.д.
Программой предусмотрены теоретические и практические (лабораторные работы, фото- и видеосъемка) занятия. Большая часть практических занятий проводится во время различных мероприятий – праздников, экскурсий, посещений театров, музеев, выездов на природу. Выполняя самостоятельную работу по проекту, обучающиеся приобретают навыки написания статей, текстов к интервью и видеоновостям, работы с фото- и видеотехникой, графическими и аудиоредакторами, осваивают различные программы по монтажу и обработке видео, развивают умение самостоятельной деятельности и умение использовать полученные ранее знания.
Адресат программы
Программа рассчитана на детей от 11 до 17 лет. Срок реализации программы – 2 года.
Возрастные особенности 11-17 лет
Подростковый возраст разделяется на младший подростковый и старший подростковый. Для этого существуют как внешние, так и внутренние (биологические и психологические) предпосылки. Расширение социальных связей подростка: предоставляется возможность для участия в многогранной общественной жизни коллектива. Наличие внутренних биологических предпосылок объясняется тем, что в этот период весь организм человека выходит на путь активной физиологической и биологической перестройки.
Повышаются утомляемость, возбудимость, раздражительность, негативизм, драчливость подростков, - так начинается негативная фаза подросткового возраста. Ей свойственны беспокойство, тревога, диспропорции в физическом и психическом развитии, агрессивность, противоречивость чувств, снижение работоспособности. Позитивная фаза наступает постепенно и выражается в том, что подросток начинает ощущать близость с природой, по-новому воспринимать искусство, у него появляется мир ценностей, потребность в интимной коммуникации, он испытывает чувство любви, мечтает.
Происходит и смена ведущей деятельности: роль ведущей в подростковом возрасте играет социально-значимая деятельность, средством реализации которой служит учение, общение, общественно-полезный труд. Именно в процессе обучения происходит усвоение мышления в понятиях, без которого «нет понимания отношений, лежащих за явлениями». Мышление в понятиях дает возможность проникать в сущность вещей, понимать закономерности отношений между ними. Поэтому в результате усвоения новых знаний перестраиваются и способы мышления. Знания становятся личным достоянием ученика, перерастая в его убеждения, что, в свою очередь, приводит к изменению взглядов на окружающую действительность. Изменяется и характер познавательных интересов - возникает интерес по отношению к определенному предмету, конкретный интерес к содержанию предмета.
Общение. Ведущим мотивом поведения подростка является стремление найти свое место среди сверстников, причем отсутствие такой возможности очень часто приводит к социальной неадаптированности и правонарушениям. Оценки сверстников начинают приобретать большее значение, чем оценки учителей и взрослых. Подросток максимально подвержен влиянию группы, ее ценностей; он боится утратить популярность среди сверстников.
Общественно-полезная деятельность. Пытаясь утвердиться в новой социальной позиции, подросток старается выйти за рамки ученических дел в другую сферу, имеющую социальную значимость. Для реализации потребности в активной социальной позиции ему нужна деятельность, получающая признание других людей, деятельность, которая может придать ему значение как члену общества. Характерно, что когда подросток оказывается перед выбором общения с товарищами и возможности участия в общественно-значимых делах, подтверждающих его социальную значимость, он чаще всего выбирает общественные дела. Общественно-полезная деятельность является для подростка той сферой, где он может реализовать свои возросшие возможности, стремление к самостоятельности, удовлетворив потребность в признании со стороны взрослых, «создает возможность реализации своей индивидуальности».
Потребность в общении со сверстниками актуализирует проблему уверенного поведения. Современные подростки часто теряются в провокационных, задевающих, угрожающих ситуациях, выбирая либо подчинение, либо ответную агрессивность. Другой тип ситуаций, в которых у подростков преимущественно преобладает неконструктивный стиль поведения - это ситуации, когда самому подростку или другому человеку нужна поддержка.
Наблюдается следующая динамика мотивов общения со сверстниками: в 11-13 лет подростку важно занять определенное место в коллективе сверстников. Содержание общения младших подростков сосредоточивается вокруг процессов учения и поведения - лидер среди сверстников тот, кто лучше учится и правильно себя ведет, положительный образ является ведущим. В 14-17 лет доминирует стремление к автономии в коллективе и поиск признания ценности собственной личности в глазах сверстников. Содержание общения фокусируется на вопросах личностного общения, индивидуальности - наиболее привлекательной становится личность «интересная», «сильная», «особенная». У многих подростков оказывается фрустрированной потребность «быть значимым» в их среде.
Уровень реализации программы: базовый.
Адресат программы: обучающиеся в возрасте от 11 до 17 лет.
Объем программы: общее количество учебных часов, необходимых для реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Медиацентр «Первый кадр», 2 года обучения по 72 часа.
Режим занятий – Занятия проводятся 1 раз в неделю: 1 занятие – 2 академических часа.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: создание условий для развития творческих и интеллектуальных способностей личности посредством овладения технологиями средств массовой информации.
Задачи программы:
Образовательные:
1. Организовать деятельность школьного медиацентра - одного из инструментов воспитательного воздействия для успешной социализации обучающихся.
2. Привить детям и подросткам интерес к таким профессиям как журналист, корреспондент, дизайнер, корректор, а также фоторепортёр, видеооператор, режиссёр, режиссёр монтажа и др.
3. Научить создавать собственные проекты на основе полученных знаний.
4. Обучать детей умению выражать свои мысли чётко и грамотно, ответственно и критически анализировать содержание сообщений.
5. Создать живую, активно работающую информационную среду.
Развивающие:
1. Способствовать повышению работоспособности учащихся.
2. Развивать и стимулировать активность учащихся, их творческие способности.
Воспитательные:
1. Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки;
2. Научить детей работать в группе, обсуждать различные вопросы, работать с различными источниками информации.
3. Воспитывать дисциплинированность.
4. Способствовать работе в коллективе, подчинять свои действия интересам коллектива в достижении общей цели.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- развитие личностных качеств: коммуникабельность, общая эрудиция, уровень культуры, выразительность речи, дисциплину и ответственность за порученное дело;
-активное включение в общение и взаимодействие с окружающими на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
-проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях и условиях;
-проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;
-оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно;
- выстраивать проблемный диалог при изучении нового материала;
- учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности команды на занятии.
Познавательные УУД:
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
- иметь навыки набора текста на компьютере, работы с офисными приложениями;
- получить ориентацию на творческий подход в любом виде журналисткой деятельности, уметь организовывать и проводить деловые и ролевые игры;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.
Коммуникативные УУД:
- умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль, слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре, реализации творческого проекта и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе (оператор, диктор, корреспондент, фотограф, монтажер и др.).
Предметные результаты:
Первостепенным результатом реализации программы будет создание максимальной возможности проявить учащимися свои возможности в избранной области деятельности, создать условия для профессионального самоопределения и подготовки будущих корреспондентов, дикторов, операторов, монтажеров.
Умение максимально проявлять коммуникативные и лидерские способности (качества) в любой ситуации.
Овладение основами приёмов, техническими навыками по созданию медиапродукта, умением использовать их в разнообразных жизненных ситуациях.
В результате реализации программы у учащихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны коммуникации, учащиеся будут демонстрировать такие качества личности как: лидерство, творческий подход к труду, товарищество, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление реализовать себя в профессиональном плане.
1.3. Учебный план
1 год обучения
№ |
Название разделов, тем |
Количество часов |
Форма аттестации/ контроля |
|||
Всего |
в том числе |
|||||
теория |
практика |
|||||
1. |
Введение в журналистику |
7 |
||||
1.1. |
Вводное занятие. Входной контроль |
1 |
1 |
0 |
тестирование |
|
1.2. |
Основы радио |
2 |
1 |
1 |
|
|
1.3. |
Печатные издания |
2 |
1 |
1 |
|
|
1.4. |
Тележурналистика |
2 |
1 |
1 |
творческая работа |
|
2. |
Техника речи. Актерское мастерство |
12 |
|
|||
2.1. |
Культура речи |
2 |
1 |
1 |
|
|
2.2. |
Постановка голоса |
2 |
1 |
1 |
|
|
2.3. |
Дикция |
2 |
1 |
1 |
|
|
2.4. |
Сценическое внимание |
2 |
1 |
1 |
|
|
2.5. |
Упражнения на актерское мастерство |
4 |
1 |
3 |
творческая работа |
|
3. |
Интервью |
11 |
|
|||
3.1. |
Виды интервью |
2 |
1 |
1 |
|
|
3.2. |
Структура интервью |
3 |
1 |
2 |
|
|
3.3. |
Стендап |
4 |
1 |
3 |
|
|
3.4. |
Промежуточная аттестация |
2 |
0 |
2 |
творческая работа |
|
4. |
Новости |
13 |
|
|||
4.1. |
Телевизионный репортаж |
2 |
1 |
1 |
|
|
4.2. |
Стиль и отбор новостей |
4 |
1 |
3 |
|
|
4.3. |
Ведение в кадре |
4 |
1 |
3 |
|
|
4.4. |
Телевизионный мейкап |
3 |
1 |
2 |
творческая работа |
|
5. |
Операторское мастерство |
11 |
|
|||
5.1. |
Ракурс |
2 |
1 |
1 |
|
|
5.2. |
План |
2 |
1 |
1 |
|
|
5.3. |
Работа с камерой |
2 |
1 |
1 |
|
|
5.4. |
Композиция, свет, цвет |
3 |
1 |
2 |
|
|
5.5. |
Репортажная и портретная фотография |
2 |
1 |
1 |
творческая работа |
|
6. |
Монтаж и обработка |
15 |
|
|||
6.1. |
Основы видеомонтажа |
2 |
1 |
1 |
|
|
6.2. |
Монтаж сюжета |
4 |
1 |
3 |
|
|
6.3. |
Монтаж новостей |
3 |
1 |
2 |
|
|
6.4. |
Обработка фотографий |
4 |
1 |
3 |
|
|
6.5. |
Итоговая аттестация |
2 |
1 |
1 |
творческая работа |
|
7. |
СММ: продвижение в социальных сетях |
3 |
0 |
3 |
творческая работа |
|
|
ИТОГО |
72 |
31 |
41 |
|
|
1.4. Содержание программы.
1 год обучения
Раздел 1. Введение в тележурналистику
Техника безопасности. Сообщение необходимой информации о технике безопасности в помещении до и во время проведения занятий.
Теория: что такое тележурналистика, профессии тележурналистов, радио, газеты, журналы, правила работы с ними.
Практика: работа с программами MoovieMaker, Publisher.
Форма контроля: тестирование, творческая работа.
Раздел 2. Техника речи. Актерское мастерство
Теория: Культура речи. Виды публичных выступлений. Голос. Речь. Дикция
Практика: Упражнения на развитие речи, актерское мастерство
Форма контроля: творческая работа.
Раздел 3. Интервью
Теория: структура и виды интервью, стендап.
Практика: поиск героя, создание интервью.
Промежуточная аттестация: творческая работа
Форма контроля: творческая работа.
Раздел 4. Новости
Теория: Стиль и отбор новостей, ведение новостей, телевизионный репортаж.
Практика: Монтаж видеоновостей. Телевизионный мейкап.
Форма контроля: творческая работа.
Раздел 5. Операторское мастерство
Теория: Ракурсы. Планы. Виды видеороликов. Структура видео. Фотомастерство.
Практика: Идея и сценарий видеофильма. Монтаж видео
Форма контроля: творческая работа.
Раздел 6. Монтаж и обработка
Теория: изучение основ видеомонтажа и обработки фотографий.
Практика: работа с программами MuvieMaker, Publisher. Монтаж видео. Обработка фотографии.
Форма контроля: творческая работа.
Раздел 7. СММ: продвижение в социальных сетях
Форма контроля: творческая работа.
2 год обучения
№ |
Название разделов, тем |
Количество часов |
Форма аттестации/ контроля |
|||
Всего |
в том числе |
|||||
теория |
практика |
|||||
2. |
Введение в журналистику |
7 |
||||
1.5. |
Вводное занятие. Входной контроль |
1 |
1 |
0 |
тестирование |
|
1.6. |
Основы радио |
2 |
1 |
1 |
|
|
1.7. |
Печатные издания |
2 |
1 |
1 |
|
|
1.8. |
Тележурналистика |
2 |
1 |
1 |
творческая работа |
|
2. |
Техника речи. Актерское мастерство |
12 |
|
|||
2.1. |
Культура речи |
2 |
1 |
1 |
|
|
2.2. |
Постановка голоса |
2 |
1 |
1 |
|
|
2.3. |
Дикция |
2 |
1 |
1 |
|
|
2.4. |
Сценическое внимание |
2 |
1 |
1 |
|
|
2.5. |
Упражнения на актерское мастерство |
4 |
1 |
3 |
творческая работа |
|
3. |
Интервью |
11 |
|
|||
3.1. |
Виды интервью |
2 |
1 |
1 |
|
|
3.2. |
Структура интервью |
3 |
1 |
2 |
|
|
3.3. |
Стендап |
4 |
1 |
3 |
|
|
3.4. |
Промежуточная аттестация |
2 |
0 |
2 |
творческая работа |
|
4. |
Новости |
13 |
|
|||
4.1. |
Телевизионный репортаж |
2 |
1 |
1 |
|
|
4.2. |
Стиль и отбор новостей |
4 |
1 |
3 |
|
|
4.3. |
Ведение в кадре |
4 |
1 |
3 |
|
|
4.4. |
Телевизионный мейкап |
3 |
1 |
2 |
творческая работа |
|
5. |
Операторское мастерство |
11 |
|
|||
5.1. |
Ракурс |
2 |
1 |
1 |
|
|
5.2. |
План |
2 |
1 |
1 |
|
|
5.3. |
Работа с камерой |
2 |
1 |
1 |
|
|
5.4. |
Композиция, свет, цвет |
3 |
1 |
2 |
|
|
5.5. |
Репортажная и портретная фотография |
2 |
1 |
1 |
творческая работа |
|
6. |
Монтаж и обработка |
15 |
|
|||
6.1. |
Основы видеомонтажа |
2 |
1 |
1 |
|
|
6.2. |
Монтаж сюжета |
4 |
1 |
3 |
|
|
6.3. |
Монтаж новостей |
3 |
1 |
2 |
|
|
6.4. |
Обработка фотографий |
4 |
1 |
3 |
|
|
6.5. |
Итоговая аттестация |
2 |
1 |
1 |
творческая работа |
|
7. |
СММ: продвижение в социальных сетях |
3 |
0 |
3 |
творческая работа |
|
|
ИТОГО |
72 |
31 |
41 |
|
|
Содержание программы
2 год обучения
(углубленное изучение тем)
Раздел 1. Введение в тележурналистику
Техника безопасности. Сообщение необходимой информации о технике безопасности в помещении до и во время проведения занятий.
Теория: что такое тележурналистика, профессии тележурналистов, радио, газеты, журналы, правила работы с ними.
Практика: работа с программами MoovieMaker, Publisher.
Форма контроля: тестирование, творческая работа.
Раздел 2. Техника речи. Актерское мастерство
Теория: Культура речи. Виды публичных выступлений. Голос. Речь. Дикция
Практика: Упражнения на развитие речи, актерское мастерство
Форма контроля: творческая работа.
Раздел 3. Интервью
Теория: структура и виды интервью, стендап.
Практика: поиск героя, создание интервью.
Промежуточная аттестация: творческая работа
Форма контроля: творческая работа.
Раздел 4. Новости
Теория: Стиль и отбор новостей, ведение новостей, телевизионный репортаж.
Практика: Монтаж видеоновостей. Телевизионный мейкап.
Форма контроля: творческая работа.
Раздел 5. Операторское мастерство
Теория: Ракурсы. Планы. Виды видеороликов. Структура видео. Фотомастерство.
Практика: Идея и сценарий видеофильма. Монтаж видео
Форма контроля: творческая работа.
Раздел 6. Монтаж и обработка
Теория: изучение основ видеомонтажа и обработки фотографий.
Практика: работа с программами MuvieMaker, Publisher. Монтаж видео. Обработка фотографии.
Форма контроля: творческая работа.
Раздел 7. СММ: продвижение в социальных сетях
Форма контроля: творческая работа.
2. Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1. Календарный учебный график
Год обучения |
Дата начала реализации |
Дата окончания реализации |
Режим Занятий в неделю / в год |
Количество учебных недель/часов |
1 год |
1 сентября |
31 мая |
2 часа в неделю / 36 занятий в год |
36 недель / 72 часа в год |
2 год |
1 сентября |
31 мая |
2 часа в неделю / 36 занятий в год |
36 недель / 72 часа в год |
В каникулярное время занятия ведутся в дистанционной форме:
Каникулы согласуются со сроками каникул в МБОУ Савинской средней школе.
2.2. Условия реализации программы
Данная программа опирается на определение, данное Г.М. Андреевой, которая рассматривает социализацию как двусторонний процесс, поскольку происходит не только усвоение, но и воспроизводство социального опыта; из-за единства стихийного и целенаправленного влияния на процесс становления личности, внешнего и внутреннего содержания. Г.М.Андреева говорит о том, что целенаправленные процессы воздействия реализуются через систему воспитания и обучения; стихийные – через средства массовой коммуникации, социальные ситуации реальной жизни и др. Внешний процесс – это совокупность всех социальных воздействий на человека, регулирующих проявление присущих субъекту импульсов и влечений.
Программа базируется на следующих концептуальных основах:
1. Включение в воспитательный процесс всех сфер личности: интеллектуальной (сознательное усвоение подростком общественных норм поведения); действенно-практической (вовлечение в общественно полезную деятельность); эмоциональной (отношение с окружающими).
2. Единство и взаимодополняемость педагогических и психологических методов.
3. Принцип личностной направленности - учет индивидуальных склонностей и интересов, своеобразия характеров, упор на личностное достоинство подростков, опора на положительное в его личности.
4. Комплексный и системный подход к диагностике.
5. Учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей детей.
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является практическое занятие. Эффективность занятия во многом зависит от того, какие методы организации деятельности учащихся будут применяться. Широко используются фронтальный, групповой, поточный методы, метод индивидуальных заданий.
Фронтальный метод наиболее эффективен, так как упражнения выполняются учащимися одновременно. Он может применяться во всех частях занятия при совершенствовании и повторении пройденного материала, при обучении новому материалу.
Групповой метод применяется при отработке навыков работы с компьютерными программами, практическими заданиями. Разбивка на группы и выполнение различных заданий требуют подготовки актива учеников. Групповой метод позволяет контролировать занимающихся и вносить необходимые коррективы, направлять внимание на группу, выполняющую более сложные задания, либо на менее подготовленную группу.
Применение группового метода целесообразно при ограниченном месте занятий, когда одна или несколько групп выполняют отработку умений за компьютером, а другие группы учеников занимаются составлением сценария, текста.
Поточный метод предусматривает поочередное выполнение учащимися упражнений. Применение этого метода в сочетании с разделением на группы позволит повысить плотность занятий и их интенсивность.
Метод индивидуальных занятий заключается в том, что занимающиеся получают задания и самостоятельно выполняют их. Он может сочетаться с другими методами, дополнять их.
Помимо занятий в образовательном учреждении в ходе образовательного процесса также применяются такие формы организации деятельности учащихся как экскурсии, различные виды лекций в специализированных компьютерных центрах, встречи с интересными людьми.
Основной формой учебно-воспитательного процесса являются практические занятия.
Информационно - методическое обеспечение
1. тематический материал периодической печати;
2. справочники, словари;
3. наглядный материал: схемы, видеозаписи сюжетов на различные темы и проблемные ситуации
4. различные периодические печатные издания.
5. тексты для редактирования;
Материально-техническое обеспечение
1. Фон (Хромакей –синий, зеленый)
2. Система подвеса фона
3. ЖК LED телевизор + стойка
4. Ноутбук
5. Рельсовая система подвеса света
6. Штативы
7. Петличные радиомикрофоны
8. Компьютер для обработки фото и видео
9. Принтер цветной
10. Фотоаппарат + объектив
11. Камера профессиональная
12. Камера полупрофессиональная
13. Студийный свет «KinoFlo»
14. Штативы для установки света
15. Карты памяти SD flash 64 ГБ
16. Зарядное устройство
17. Аудио рекордер
18. Дополнительные аккумуляторы для камер
19. Фотобумага
20. Программное обеспечение -лицензированное
2.3. Формы аттестации.
В ходе реализации программы оценка ее эффективности осуществляется в рамках текущего, промежуточного, итогового контроля. Педагог использует различные способы диагностики: наблюдение, собеседование, зачётные задания и т.д.
Текущий контроль осуществляется в течение учебного года в форме тестирования, публичных демонстраций своих медиаработ, выполнения групповых заданий.
Промежуточный контроль для определения результативности обучающихся педагогом проводится конкурс проектных работ на свободную или заданную тему.
Итоговый контроль осуществляется по окончании прохождения всей программы в форме публичной защиты своей проектной работы, а также обучающимся объединения засчитываются результаты итогового контроля при наличии документов, подтверждающих призовые места муниципальных, региональных, всероссийских и международных конкурсов.
Оценочный материал (диагностический инструмент):
21. Тест «Речевая грамотность» - https://gramotei.online/demo/run. Позволяет проверить знания по пунктуации и орфографии в форме онлайн-тестирования.
Справившиеся с этим заданием проходят собеседование с педагогом на наличие речевых ошибок.
Оценивание каждого критериия по 12 бальной шкале:
1-6 баллов - оценка «3»;
6-10 баллов - оценка «4»;
11-12 баллов - оценка «5».
Общий результат:
1-30 – оценка «3»;
30-50 - оценка «4»;
50-60 – оценка «5».
ФИ уч-ся |
Критерии |
Балл |
Учитель |
Грамотность |
|||
Объем информации |
|||
Умение излагать свои мысли |
|||
Связь с современностью |
|||
Знание особенностей Публицистического стиля |
Критерии контрольного задания: «Репортаж», «Новостной пост»
Объект оценивания: авторский текст в жанре репортажа и новостной статьи, ролика.
Требования к объекту оценивания:
1. Тема задается учителем.
2. Наличие заголовка текста, соответствующего теме репортажа.
3. Указание автора текста.
4. Отсутствие речевых и грамматических ошибок в тексте.
5. Объём текста: 1-2 печатных листа, 14 кегль, интервал 1,5, шрифт Times New Roman
Критерии оценки |
Показатели |
1. Критерии авторства |
|
1.1.Наличие авторской позиции (авторского мнения, отношения к описываемому событию, явлению). |
Количество читателей репортажа, которые одинаково формулируют содержание авторской позиции (авторского мнения, отношения): - более 90 % – 10 баллов; - от 50 до 90 % – 7 баллов; - от 20 до 50 % – 4 балла; - менее 20 % – 2 балла; - все читатели затрудняются выделить авторскую позицию – 0 баллов. |
1.2. Применение средств предъявления авторской позиции, адекватных жанру репортажа: прямое высказывание отношения (критика, одобрение, комментарии и др.); выделение наиболее значимых с точки зрения автора эпизодов; эмоционально - окрашенный стиль текста и др. |
Количество использованных средств: - 2 и более – 10 баллов; - 1 средство – 7 баллов; - Отсутствие средств – 0 баллов. |
2. Критерии соответствия жанру |
|
2.1. «Композиция репортажа». |
Соблюдение требований к композиции; последовательность изложения: - все требования соблюдены репортажа, события переданы последовательно – 10 баллов; - одно требование не соблюдается, события переданы последовательно – 7 баллов; - все требования соблюдены, хронология событий нарушена – 5 баллов; - одно требование не соблюдается, хронология событий нарушена – 2 балла; - требования нарушены, последовательность событий отсутствует – 0 баллов. |
2.2.Применение средств, создающих «эффект присутствия»: свидетельство очевидцев, прямая речь, диалоги, обращение к деталям описания, эмоциональное состояние автора. |
Количество использованных средств, создающих «эффект присутствия»: - три и более – 10 баллов; - два – 7 баллов; - одно – 5 баллов; - средства не использованы – 0 баллов. |
2.3.Достоверность информации: отсутствие ошибок в используемых названиях, фамилиях, правильная передача слов участников события, правдивое описание действия и др. |
Количество ошибок: - ошибок нет – 10 баллов; - одна ошибка, обнаруженная редактором в ходе подготовки материала к печати – 5 баллов; - на материал подана рекламация, информация рекламации подтвердилась – 0 баллов. |
Требования к презентации в Power Point
№ |
Критерии |
Требования |
Примечания |
1. |
Основные слайды презентации |
Структура презентации: 1-ый слайд – титульный лист – тема, автор, логотип; 2-ой слайд – сведения об авторе; 3-ий слайд – содержание презентации с кнопками навигации; в конце – список используемых источников завершающий слайд – повторение контактной информации об авторе.
|
На 2-ом слайде размещается фотография автора, информация о нём и контактная информация. Кнопки навигации нужны для быстроты перемещения внутри презентации – к любому слайду можно добраться в 2 щелчка. Соблюдайте основные правила цитирования и авторские права!!! (обязательно указание первоисточников материалов: откуда взяли иллюстрации, звуки, тексты, ссылки; кроме интернет-ссылок, указываются и печатные издания) |
2. |
Виды слайдов
|
Для обеспечения наглядности следует использовать разные способы размещения информации и разные виды слайдов: · с текстом · с иллюстрациями; · с таблицами; · с диаграммами; · с анимацией |
|
3. |
Шрифт |
Текст должен быть хорошо виден. Размер шрифта должен быть максимально крупным на слайде! Самый «мелкий» для презентации – шрифт 24 пт (для текста) и 40 пт (для заголовков). Лучше использовать шрифты Arial, Verdana, Tahoma, Comic Sans MS Интервал между строк – полуторный. |
Желательно устанавливать ЕДИНЫЙ СТИЛЬ шрифта для всей презентации. |
4. |
Содержание информации
|
При подготовке текста презентации в обязательном порядке должны соблюдаться общепринятые правила орфографии, пунктуации, стилистики и правила оформления текста (отсутствие точки в заголовках и т.д.), а также могут использоваться общепринятые сокращения. Форма представления информации должна соответствовать уровню знаний аудитории слушателей, для которых демонстрируется презентация. |
В презентациях точка в заголовках ставится. |
5. |
Объем информации
|
Недопустимо заполнять один слайд слишком большим объемом информации: единовременно человеку трудно запомнить более трех фактов, выводов или определений. Наибольшая эффективность передачи содержания достигается, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде. |
Размещать много мелкого текста на слайде недопустимо! Существует мнение, что на слайде должно быть размещено не более 290 знаков (включая пробелы).
|
6. |
Способы выделения информации
|
Следует наглядно размещать информацию: применять рамки, границы, заливку, разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки. Если хотите привлечь особое внимание, используйте рисунки, диаграммы, схемы, таблицы, выделяйте опорные слова. |
Важно не нарушать чувства меры: не перегружать слайды, но в то же время и не размещать сплошной текст.
|
7. |
Использование списков |
Списки из большого числа пунктов не приветствуются. Лучше использовать списки по 3-7 пунктов. Большие списки и таблицы разбивать на 2 слайда. |
|
8. |
Воздействие цвета |
Важно грамотное сочетание цвета в презентации! На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста. Для фона и текста используйте контрастные цвета. Учитывайте, что цвет влияет на восприятие различных групп слушателей по-разному (дети, взрослые, деловые партнеры, участники конференции и т.д.). |
Цвет может увеличить или уменьшить кажущиеся размеры объектов. Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования).
|
9. |
Цвет фона
|
Для фона выбирайте более холодные тона (предпочтительнее) или светлый фон и темные надписи. Пёстрый фон не применять. |
Текст должен быть хорошо виден на любом экране! Не забывайте, что презентация отображается по-разному на экране монитора и через проектор (цветовая гамма через проектор искажается, будет выглядеть темнее и менее контрастно)
|
10. |
Размещение изображений и фотографий |
В презентации размещать только оптимизированные (уменьшенные) изображения. Картинка должна иметь размер не более 1024*768 Иллюстрации располагаются на слайдах так, чтобы слева, справа, сверху, снизу от края слайда оставались неширокие свободные поля. Перед демонстрацией ОБЯЗАТЕЛЬНО проверять, насколько четко просматриваются изображения. |
Для уменьшения объема самой презентации рекомендуется соблюдать правила: · оптимизировать объем изображений (для уменьшения «веса» картинки можно использовать Microsoft Office Picture Manager); · вставлять картинки, используя специальные поля PowerPoint, а не просто перетаскивать их в презентацию; · обрезать картинку лучше в специализированной программе (Photoshop или др.), а не непосредственно средствами PowerPoint Как правило, картинка (не фотография) весит меньше в формате gif / png,нежели в jpg и т.д. Плохой считается презентация, которая: · долго загружается и имеет большой размер, · когда фотографии и картинки растянуты и имеют нечеткие изображения! Помните, что анимированные картинки не должны отвлекать внимание от содержания! |
11. |
Анимационные эффекты
|
Анимация не должна быть навязчивой! Не допускается использование побуквенной анимации и вращения, а также использование более 3-х анимационных эффектов на одном слайде. Не рекомендуется применять эффекты анимации к заголовкам, особенно такие, как «Вращение», «Спираль» и т.п. При использовании анимации следует помнить о недопустимости пересечения вновь появляющегося объекта с элементами уже присутствующих объектов на экране. |
В информационных слайдах анимация объектов допускается только в случае, если это необходимо для отражения изменений и если очередность появления анимированных объектов соответствует структуре презентации и теме выступления.
Исключения составляют специально созданные, динамические презентации. |
12. |
Звук |
Не допускается сопровождение появления текста звуковыми эффектами из стандартного набора звуков PowerPoint. Музыка должна быть ненавязчивая, а её выбор оправдан!
|
Звуковое сопровождение слайдов подбирайте с осторожностью, только там, где это действительно необходимо. Того же правила придерживайтесь при использовании анимационных эффектов. |
13. |
Единство стиля
|
Для лучшего восприятия старайтесь придерживаться ЕДИНОГО ФОРМАТА СЛАЙДОВ (одинаковый тип шрифта, сходная цветовая гамма). Недопустимо использование в одной презентации разных шаблонов оформления! |
|
|
Сохранение презентаций |
Сохранять презентацию лучше как «Демонстрация PowerPoint». С расширением .pps |
Тогда в одном файле окажутся ВСЕ приложения (музыка, ссылки, текстовые документы и.т.д.) |
Итоговая аттестация
Презентации учебных проектов могут быть проведены в виде:
• демонстрации видеофильма;
• диалога исторических или литературных персонажей;
• игры с залом;
• инсценировки реального или вымышленного исторического события;
• пресс-конференции;
• видеопутешествия или видеоэссе;
• рекламы;
• ролевой игры;
• интервью;
• телепередачи;
• фоторепортаж;
• виртуальной экскурсии.
Оценивание презентации и защиты проекта происходит по разработанным критериям.
Критерии оценки содержания и защиты проекта
Критерии оценки проекта |
Содержание критерия оценки |
Кол-во баллов |
Самооценка |
Оценка руководителя проекта |
Актуальность поставленной проблемы |
Насколько работа интересна в практическом или теоретическом плане? |
От 0 до 1 |
|
|
Насколько работа является новой? Обращается ли автор к проблеме, для комплексного решения которой нет готовых ответов? |
От 0 до 1
|
|
|
|
Верно ли определил автор актуальность работы? |
От 0 до 1 |
|
|
|
Верно ли определены цели, задачи работы? |
От 0 до 2 |
|
|
|
Теоретическая или практическая ценность |
Результаты исследования доведены до идеи (потенциальной возможности) применения на практике. |
От 0 до 2 |
|
|
Проделанная работа решает или детально прорабатывает на материале проблемные теоретические вопросы в определенной научной области |
От 0 до 2 |
|
|
|
Автор в работе указал теоретическую и/или практическую значимость |
От 0 до 1 |
|
|
|
Методы исследования |
Целесообразность применяемых методов |
1 |
|
|
Соблюдение технологии использования методов |
1 |
|
|
|
Качество содержания проектной работы |
Выводы работы соответствуют поставленным целям |
2 |
|
|
Оригинальность, неповторимость проекта |
2 |
|
|
|
В проекте есть разделение на части, компоненты, в каждом из которых освещается отдельная сторона работы |
1 |
|
|
|
Есть ли исследовательский аспект в работе |
2 |
|
|
|
Есть ли у работы перспектива развития |
1 |
|
|
|
Качество продукта проекта (презентации, сайта, информационного диска) |
Интересная форма представления, но в рамках делового стиля |
От 0 до 2 |
|
|
Логичность, последовательность слайдов, фотографий и т.д. |
От 0 до 2 |
|
|
|
Форма материала соответствует задумке |
1 |
|
|
|
Текст легко воспринимается |
1 |
|
|
|
Отсутствие грамматических ошибок, стиль речи |
1 |
|
|
|
Компетентность участника при защите работы |
Четкие представления о целях работы, о направлениях ее развития, критическая оценка работы и полученных результатов |
От 0 до 2 |
|
|
Докладчик изъясняется ясно, четко, понятно, умеет заинтересовать аудиторию, обращает внимание на главные моменты в работе |
От 0 до 2 |
|
|
|
Докладчик опирается на краткие тезисы, выводы, и распространяет, объясняет их аудитории. |
От 0 до 2 |
|
|
|
Докладчик выдержал временные рамки выступления и успел раскрыть основную суть работы. |
От 0 до 2 |
|
|
|
Докладчик смог аргументировано ответить на заданные вопросы либо определить возможные пути поиска ответа на вопрос |
От 0 до 2 |
|
|
3. Список литературы
Для учащихся:
1. Агафонов А.В. , Пожарская С.Г. // Фотобукварь. М. , 1993, - 200с.
2. Андерес Г.Ф., Панфилов Н.Д.. «Справочная книга кинолюбителя» (под общей редакцией Д.Н. Шемякина) – Лениздат, 1977 г.
3. Бабкин Е.В., Баканова А.И. //Фото и видео. М.,Дрофа, 1995, - 380с.
4. Гурский Ю., Корабельникова Г. Photoshop7.0. Трюки и эффекты - Спб.: Питер, 2002
5. Игры для интенсивного обучения / Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1991.
6. Кеворков В.В. Рекламный текст. М., 1996.
7. Кишик А.Н. Adobe Photoshop 7.0. Эффективный самоучитель
8. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М., 1983
9. Курский Л.Д., Фельдман Я.Д. //Иллюстрированное пособие по обучению
10. фотосъемке. Практическое пособие. М., Высшая школа, 1991, - 160 с.
11. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1974.
12. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 1988
Для педагога:
1. Бондаренко Е.А. Творческий проект как элективный курс Образовательные технологии XXI века ОТ’07 / под ред. С.И. Гудилиной, К.М. Тихомировой, Д.Т. Рудаковой. М., 2007 С. 188-194.
2. Бондаренко Е.А. Формирование медиакультуры подростков как фактор развития информационной образовательной среды // Образовательные технологии XXI века / ред. С.И. Гудилина.
3. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. -М.: Просвещение, 2002 – 144 с.
4. Медиакультура. Программа для 1-11 кл. // Основы экранной культуры. Медиакультура: сб. программ / под ред. Ю.Н. Усова. М., МИПКРО, 1996.
5. Мурюкина Е.В. Медиаобразование старшеклассников на материале прессы. Таганрог: Изд-во Ю.Д. Кучма, 2006 200 c.
6. Питер Коуп – «Азбука фотосъемки для детей: Цифровые и пленочные камеры», Арт-Родник, 2006 г.
7. Поличко Г.А. Изучение монтажа на медиаобразовательных занятиях // Медиаобразование. 2005, № 4 С.40-48.
8. СМИ в пространстве Интернета: Учебное пособие / Лукина М.М,, Фомичева И.Д. – М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005. – 87 с.
9. Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.