ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с НОДА, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в Федеральной рабочей программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание предмета охватывает все основные виды визуально-пространственных искусств (собственно изобразительных): начальные основы графики, живописи и скульптуры, декоративно-прикладные и народные виды искусства, архитектуру и дизайн. Особое внимание уделено развитию эстетического восприятия природы, восприятию произведений искусства и формированию зрительских навыков, художественному восприятию предметно-бытовой культуры. Для учащихся с НОДА начальной школы большое значение также имеет восприятие произведений детского творчества, умение обсуждать и анализировать детские рисунки с позиций выраженного в них содержания, художественных средств выразительности, соответствия учебной задачи, поставленной учителем. Такая рефлексия детского творчества имеет позитивный обучающий характер для обучающихся с НОДА.
Учебные темы, связанные с восприятием, могут быть реализованы как отдельные уроки, но чаще всего следует объединять задачи восприятия с задачами практической творческой работы (при сохранении учебного времени на восприятие произведений искусства и эстетического наблюдения окружающей действительности) с учетом индивидуальных психофизических особенностей развития обучающихся с НОДА..
На занятиях учащиеся с двигательными нарушениями знакомятся с многообразием видов художественной деятельности и технически доступным разнообразием художественных материалов.
Рабочая программа учитывает психолого-возрастные особенности развития детей 7—10 лет с НОДА, при этом содержание занятий должно быть адаптировано с учётом индивидуальных качеств обучающихся данной категории, а также их особых образовательных потребностей.
Особые образовательные потребности у обучающихся с НОДА задаются спецификой двигательных нарушений, а также спецификой нарушения психического и речевого развития, и определяют особую логику построения учебного процесса. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности в изучении предмета «Изобразительное искусство», свойственные всем обучающимся с НОДА:
¾ регламентация образовательной деятельности в соответствии с медицинскими рекомендациями;
¾ непрерывность коррекционно-развивающего процесса, реализуемого через содержание образовательных областей;
¾ использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения в связи с нарушениями двигательных функций;
¾ индивидуализация обучения с учетом структуры нарушения и вариативности проявлений;
¾ предоставление услуг ассистента-помощника, тьютора;
¾ наглядно-действенных характер содержания образования и упрощения системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
¾ специальное обучение «переносу» сформированных трудовых навыков и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
¾ организация особой пространственной и временной образовательной среды;
¾ обеспечение специальными приспособлениями и индивидуально адаптированным учебным местом с учетом структуры нарушения.
В ходе реализации учебного курса «Изобразительное искусство» обучающимися с НОДА, необходимо учитывать наличие целого ряда нарушений общей моторики и функциональных возможностей кистей и пальцев рук, речи, недостаточность пространственных представлений, а также определенная зависимость между клиническими проявлениями тяжёлой степени двигательных нарушений и особенностями изобразительной деятельности обучающихся НОДА.
Особое внимание необходимо уделить степени тяжести двигательных нарушений и форме детского церебрального паралича. У обучающихся с спастической диплегией и гемипаретической формой детского церебрального паралича чаще всего наблюдается карандашный захват из-за мышечного тонуса. Обучающиеся сжимают карандаш в кулаке или зажимают его между 2-м и 3-м пальцами, или 1-я фаланга 1-го пальца не опирается на карандаш, а подгибается, и карандаш удерживается между 1-ми 3-м пальцами. Иногда обучающиеся с НОДА помогают себе удерживать карандаш ртом или подбородком. Многим обучающимся с двигательными нарушениями не удается сохранить строго вертикальное направление линии, а также равномерную силу нажима на карандаш. Наблюдается и такая тенденция, когда начало линии, бывает не от верхнего края линии, а ближе к середине, сама линия располагается не у левого края листа, а ближе к середине. Большие трудности испытывают обучающиеся с НОДА при проведении горизонтальных линий. Большинство обучающихся с двигательными нарушениями не могут сохранить направление линии, параллельное верхнему и нижнему краям листа бумаги. Обучающиеся со спастической диплегией и гемипаретической формой детского церебрального паралича испытывают также трудности при соединении концов кривой линии, не могут изобразить правильно окружность. При проведении горизонтальных линий отчетливо проявляется нестабильность силы нажима на карандаш. Некоторые обучающиеся начинают вести линию без ориентирования на левую сторону листа бумаги, некоторые начинают проводить линию справа налево. Большие трудности испытывают обучающиеся со спастической формой церебрального паралича при закрашивании. Они не могут остановить штрих у границы контура, закрашивают фигуру без соблюдения направления штриха, либо в центре фигуры, либо выходя за пределы контура фигуры. Отмечается неравномерная сила нажима на карандаш. Им также не удается произвольно менять скорость движения. Часто штрихи не доходят до контура фигуры или выходят за контуры.
Обучающиеся с гемипаретической формой церебрального паралича при правостороннем гемипарезе пользуются левой рукой, как ведущей, при левостороннем левая рука у них поражена. Они проводят горизонтальные линии справа налево и игнорируют правую сторону листа при проведении вертикальных линий. Обучающиеся с левосторонним гемипарезом игнорируют левую сторону листа бумаги, проводят горизонтальные линии слева направо. Размер окружности слабо дифференцирован, окружность не получается достаточно круглой, концы кривой не смыкаются.
У всех обучающихся с гиперкинетической формой церебрального паралича не сформирован карандашный пальцевой захват или у них отмечается патологически сформированный захват. Обучающиеся неадекватно используют лист бумаги, изображения бывают или слишком крупными, или слишком мелкими, или игнорируется одна из сторон листа. Они ориентируются при определении начала вертикальной или горизонтальной линии, но испытывают большие затруднения при проведении линий (особенно горизонтальных) так как насильственные движения в руках не позволяют им проводить направленное движение. У обучающихся отмечается хаотическое черкание. Они не могут соединить концы кривой линии, не могут рисовать окружность. В связи с нарушением тонуса мышц или насильственными движениями у обучающихся отмечаются трудности при проведении тонкой и широкой линии. Качество штриховки в основном зависит от того, какой рукой рисует обучающийся. Леворуким обучающимся, в связи с поражением правой руки, труднее штриховать, они штрихуют неаккуратно, без соблюдения направления штрихов.
Многие обучающиеся с НОДА испытывают затруднения в воспроизведении формы, в соотнесении в пространстве объемных и плоских величин. При проведении прямых линий теряется направление. Геометрические фигуры не имеют четких очертаний и такие фигуры, как квадрат, треугольник и даже окружность изображаются фигурой с невнятными очертаниями. При изображении окружности кривая не замыкается. В ряде случаев наблюдается нарушение целостности изображения - так крыша дома «висит» в воздухе отдельно от дома. При изображении человека его части тела могут быть отдельно от туловища, а части лица нарисованы вне овала лица. Изобразительный язык крайне беден. Данные трудности остаются на весь период обучения. Одной из особенностей работы с обучающимися с НОДА является также то, что с учетом особых образовательных потребностей им необходимо больше времени для выполнения заданий, чем здоровым обучающимся.
В зависимости от состава класса, диагноза и двигательных возможностей каждого обучающегося, необходимо отбирать наиболее доступные для выполнения работы. Рекомендуется применять разнообразные методы и приемы обучения: предварительное наблюдение за намеченными для изображения предметами и явлениями окружающего мира на прогулках и экскурсиях, обыгрывание предметов, анализ предмета с помощью осязательно-двигательного способа обследования, обведение контура по трафарету и по шаблону, выкладывание изображений из отдельных элементов, словесное описание предмета, узнавание предмета по словесному описанию и по незавершенному изображению.
Замедленный темп у обучающихся с НОДА определяет необходимость предоставления большего количества времени для выполнения рисунков. При наличии пространственных нарушений и несформированности зрительно-моторной координации следует специально указать строку и место, с которых нужно начинать рисовать, обозначить необходимое расстояние между строчками, работами или частями задания. В связи с нарушениями моторики у обучающихся с данной патологией при обучении их рисованию целесообразно придерживаться следующей схемы: зрительное и двигательно-осязательное формирование образа предмета; передача формы предмета с помощью готового контура (трафарета);рисование этой формы пальцем в воздухе; рисование предмета с использованием опорных точек; раскраска контурных изображений; рисование по непосредственному наблюдению без вспомогательных средств.
Как один из методов обучения навыкам изобразительной деятельности рекомендуется применение трафаретов. Использование трафарета в обучении графическим навыкам обучающихся с НОДА позволяет им воспринимать правильное движение руки, необходимое для рисования той или иной формы и запоминания данного движения, развивает зрительно-моторную координацию, существенно расширяет графические возможности обучающихся данной категории, закрепляет знания сенсорных эталонов, корригирует нарушенное представление о величине изображаемых предметов. Прежде чем трафарет будет зафиксирован в верхнем левом углу листа бумаги рекомендуется, чтобы обучающийся самостоятельно или пассивно обводил пальцем контур каждой фигуры, проделывая данное действие неоднократно, затем рекомендуется, чтобы он обводил контур с карандашом в руке. После закрепления трафарета на листе бумаги взрослый рукой обучающегося карандашом обводит контур фигуры, стараясь как можно теснее прижать карандаш к контуру трафарета, чтобы у него возникло ощущение движения. Данное действие также рекомендуется производить несколько раз. Затем обучающийся должен самостоятельно, многократно обвести фигуру по контуру трафарета, все убыстряя движение и перенося карандаш для рисования на свободное поле листа бумаги, периодически возобновляя рисование по трафарету. Следующим этапом является рисование фигуры без трафарета, а затем рисование предметов, имеющих форму данной геометрической фигуры.
Каждое занятие должно начинаться с нормализации тонуса рук. Для этой цели используется массаж, термальное воздействие, гимнастика для рук..
Для повышения эффективности усвоения учебного материала рекомендуется применять коллективные формы работы и работа в парах.
С целью развития творческого опыта обучающихся с НОДА, овладения образным языком декоративного искусства рекомендуется использование программы «Sumopaint». Программа позволядет обучающимся создавать как эскизы и готовые рисунки, так и раскрашивать готовые контуры, позволяет работать с готовыми шаблонами, геометрическими фигурами как основой для создания рисунка. Рекомендуется также использование программы «ArtRage», которая имитирует рисование кистью, карандашом и другими инструментами. В программе есть специальные настройки, которые позволяют рисовать красками, высыхающими на виртуальном холсте. Для обучающихся с НОДА эта программа удобна тем, что они могут выбирать готовые фрагменты, различные элементы и рисунки и использовать их в своей работе. Также учатся использовать и узнавать скрытые возможности и создавать произведения полукомпьютерного искусства. То, что они не могут изобразить самостоятельно в связи с двигательными нарушениями, им помогает изобразить программа ArtRage. В связи с тем, что в настоящее время появляются все новые цифровые ресурсы, которые могут быть применены в обучении лиц с НОДА, либо адаптированы под возможности обучающихся НОДА педагоги получают широкую возможность самостоятельного подбора, адаптации и использования новых ресурсов
Для ознакомления с культурными наследиями с учетом двигательных нарушений рекомендуется организация виртуальных экскурсий.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Цель преподавания предмета «Изобразительное искусство» состоит в формировании художественной культуры обучающихся с НОДА, развитии художественно-образного мышления и эстетического отношения к явлениям действительности путём освоения начальных основ художественных знаний, умений, навыков и развития творческого потенциала учащихся данной категории .
Преподавание предмета также направлено на развитие духовной культуры учащихся с двигательными нарушениями, формирование активной эстетической позиции по отношению к действительности и произведениям искусства, понимание роли и значения художественной деятельности в жизни людей.
Коррекционными задачами учебного предмета «Изобразительное искусство» являются:
¾ развитие и коррекция я движений руки;
¾ развитие зрительно-моторной координации;
¾ развитие пространственных представлений;
¾ формирование и коррекция графических навыков;
¾ коррекция элементов зеркального рисунка;
¾ совершенствование и автоматизация рисовальных движений.
Важнейшей задачей является формирование активного, ценностного отношения к истории отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека.
Принципами реализации учебного предмета «Изобразительное искусство» являются:
принцип единства диагностики и коррекции
До начала реализации рабочей программы необходимо организовать и провести комплексное диагностическое обследование обучающихся с НОДА, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития навыков изобразительной деятельности, сделать заключение об их возможных причинах.
принцип учета индивидуальных особенностей развития обучающегося с НОДА с учетом разнообразия выявленных нарушений
При реализации данного принципа необходимо учитывать уровень развития функциональных возможностей кистей и пальцев рук обучающихся с НОДА. В одном классе могут учиться обучающиеся с различными двигательными нарушениями, и каждый обучающийся будет требовать индивидуального подхода при обучении, а некоторые – подбора индивидуальных вспомогательных средств. Особое внимание следует уделять обучающимся, имеющим тяжелые двигательные нарушения. Индивидуальный подход следует выражать в разноуровневой системе заданий, их вариативности, а также выборе направления работы. Учитывая двигательные особенности обучающихся с двигательной патологией, их быструю истощаемость, необходимо варьировать формы выполнения заданий по ИЗО деятельности. Так, например, одним ученикам рекомендуется предлагать выбрать тему рисунка, а другим предложить возможность рисовать в разлинованном альбоме, также можно предложить обучающемуся рисовать мелом. В наиболее тяжелых случаях обучающийся может рисовать на специальных магнитных досках. При наличии компьютера в отдельных случаях возможно выполнение обучающимся задания на компьютере.
принцип вариативности
При реализации данного принципа используется возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологий обучения, при этом сохраняется инвариантный минимум обучения обучающихся с НОДА с учетом двигательных возможностей.
принцип коррекционной направленности образовательного процесса
принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности младшего школьника с двигательными нарушениями и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей лиц указанной категории;
принцип преемственности, предполагающий при проектировании программы ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с НОДА
принцип сотрудничества с семьей обучающегося с НОДА.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в предметную область «Искусство» и является обязательным для изучения. Содержание предмета «Изобразительное искусство» структурировано как система тематических модулей и входит в учебный план с подготовительного по 4 класс в объёме 1 ч одного учебного часа в неделю. Изучение содержания всех модулей в подготовительном и 1—4 классах обязательно.
При этом предусматривается возможность реализации этого курса при выделении на его изучение двух учебных часов в неделю за счёт вариативной части учебного плана, определяемой участниками образовательного процесса. При этом предполагается не увеличение количества тем для изучения, а увеличение времени на практическую художественную деятельность. Это способствует качеству обучения и достижению более высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения.
Общее число часов, отведённых на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство», — 168 ч (один час в неделю в каждом классе): 33 часа в подготовительном и 1 классе и по 34 часа в 2—4 классах.
Модуль «Графика».
Подготовка к овладению ИЗО деятельности. Ознакомление с средствами ИЗО. Выбор вертикального или горизонтального формата листа в зависимости от содержания изображения. Разные виды линий. Линейный рисунок. Приёмы рисования линией. Представление о пропорциях: короткое — длинное. Цельная форма и её части.
Модуль «Живопись»
Подготовка руки рисованию. Цвет как одно из главных средств выражения в изобразительном искусстве. Краски «гуашь», кисти, бумага цветная и белая.
Три основных цвета. Навыки смешения красок и получение нового цвета.
Живописное изображение разных цветков по представлению. Развитие навыков работы гуашью. Эмоциональная выразительность цвета.
Модуль «Скульптура»
Приёмы работы с пластилином; дощечка, стек, тряпочка.
Лепка зверушек из цельной формы (черепашки, ёжика, зайчика, птички и др.). Приёмы вытягивания, вдавливания.
Лепка игрушки, характерной для одного из наиболее известных народных художественных промыслов (дымковская или каргопольская игрушка или по выбору учителя с учётом местных промыслов).
Объёмная аппликация из бумаги.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Наблюдение узоров в живой природе (в условиях урока на основе фотографий). Эмоционально-эстетическое восприятие объектов действительности.
Узоры и орнаменты, создаваемые людьми. Орнаменты геометрические.
Представления о симметрии и наблюдение её в природе.
Орнамент, характерный для игрушек одного из наиболее известных народных художественных промыслов: дымковская или каргопольская игрушка (или по выбору учителя с учётом местных промыслов).
Оригами — создание игрушки для новогодней ёлки.
Модуль «Архитектура»
Наблюдение разнообразных архитектурных зданий в окружающем мире (по фотографиям).
Освоение приёмов конструирования из бумаги. Овладение приёмами складывания склеивания деталей.
Макетирование (или аппликация) пространственной среды сказочного города из бумаги.
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Восприятие произведений детского творчества.
Художественное наблюдение окружающего мира природы и предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной аналитической.
Рассматривание иллюстраций детской книги на основе содержательных установок учителя в соответствии с изучаемой темой.
Знакомство с картиной, в которой ярко выражено эмоциональное состояние, или с картиной, написанной на сказочный сюжет (произведения М. А. Врубеля и другие по выбору учителя).
Модуль «Азбука цифровой графики»
Фотографирование крупных деталей природы.
Обсуждение в условиях урока ученических фотографий, соответствующих изучаемой теме.
В центре рабочей программы по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС обучающихся с ОВЗ находится личностное развитие обучающихся с НОДА, приобщение их к российским традиционным духовным ценностям, а также социализация личности.
Программа призвана обеспечить достижение обучающимися с двигательными нарушениями личностных результатов:
¾ уважения и ценностного отношения к своей Родине — России;
¾ ценностно-смысловые ориентации и установки, отражающие индивидуально-личностные позиции и социально значимые личностные качества;
¾ духовно-нравственное развитие обучающихся с НОДА;
¾ мотивацию к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в социально-значимой деятельности с учетом психофизических особенностей развития обучающихся с НОДА;
¾ позитивный опыт участия в творческой деятельности; интерес к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах нравственности и гуманизма, уважительного отношения и интереса к культурным традициям и творчеству своего и других народов.
Патриотическое воспитание осуществляется через освоение школьниками с НОДА содержания традиций отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве. Урок искусства воспитывает патриотизм не в декларативной форме, а в процессе восприятия и освоения в личной художественной деятельности конкретных знаний о красоте и мудрости, заложенных в культурных традициях.
Гражданское воспитание формируется через развитие чувства личной причастности к жизни общества и созидающих качеств личности, приобщение обучающихся с НОДА к ценностям отечественной и мировой культуры. Учебный предмет способствует пониманию особенностей жизни разных народов и красоты национальных эстетических идеалов. Коллективные творческие работы создают условия для разных форм художественно-творческой деятельности, способствуют пониманию другого человека, становлению чувства личной ответственности.
Духовно-нравственное воспитание является стержнем художественного развития обучающегося с НОДА, приобщения его к искусству как сфере, концентрирующей в себе духовно-нравственного поиск человечества. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира обучающегося с НОДА и воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы. Занятия искусством помогают школьнику с двигательными нарушениями обрести социально значимые знания. Развитие творческих способностей способствует росту самосознания, осознания себя как личности и члена общества.
Эстетическое воспитание — важнейший компонент и условие развития социально значимых отношений обучающихся с НОДА, формирования представлений о прекрасном и безобразном, о высоком и низком. Эстетическое воспитание способствует формированию ценностных ориентаций школьников с НОДА в отношении к окружающим людям, в стремлении к их пониманию, а также в отношении к семье, природе, труду, искусству, культурному наследию.
Ценности познавательной деятельности воспитываются как эмоционально окрашенный интерес к жизни людей и природы. Происходит это в процессе развития навыков восприятия и художественной рефлексии своих наблюдений в художественно-творческой деятельности. Навыки исследовательской деятельности развиваются при выполнении заданий культурно-исторической направленности с учетом психофизических особенностей развития обучающихся с НОДА.
Экологическое воспитание происходит в процессе художественно-эстетического наблюдения природы и её образа в произведениях искусства. Формирование эстетических чувств способствует активному неприятию действий, приносящих вред окружающей среде.
Трудовое воспитание осуществляется в процессе личной художественно-творческой работы по освоению художественных материалов и удовлетворения от создания реального, практического продукта. Воспитываются стремление достичь результат, упорство, творческая инициатива, понимание эстетики трудовой деятельности. Важны также умения сотрудничать с одноклассниками, работать в команде, выполнять коллективную работу — обязательные требования к определённым заданиям по программе.
Учитывая специфические особенности личностного развития обучающихся с НОДА, личностные результаты расширяются за счет жизненных компетенций, формирование которых требует специального обучения:
¾ сформированность навыков пространственной и социально-бытовой ориентировки;
¾ сформированность реальных представлений о собственных возможностях и ограничениях здоровья, о необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в образовательной организации, сообщать о своих нуждах и правах в образовательной организации;
¾ сформированность социально-бытовых умений, необходимых в рутинной жизни (самостоятельное посещение туалета, организация рабочего места и т.д.), на сколько это возможно в каждом индивидуальном случае развития обучающегося с НОДА;
¾ сформированность умения обращаться с просьбой к окружающим, особенно в ситуации, когда обучающийся с НОДА лишен возможности себя самостоятельно обслуживать, поддержать разговор, корректно выразить отказ, сочувствие, благодарность, использовать разные варианты коммуникации для решения какой-либо проблемной ситуации.
¾ сформированность осмысленных представлений о реальной картине мира (соблюдение правил безопасности жизнедеятельности, уточнение, расширение, упорядочивание представлений об окружающем природном и социальном мире и др.);
¾ сформированность умения самостоятельно и безопасно передвигаться в знакомом и незнакомом пространстве с использованием специального оборудования;
¾ сформированность дифференцированных и осмысленных согласно возрасту представлений о социальном окружении, ценностях и социальных ролях (знание правил и норм общественного поведения, использование их, умение оценивать свое социальное окружение, умение использовать принятые в обществе социальные ритуалы и др.)
1. Овладение универсальными познавательными действиями
Пространственные представления и сенсорные способности:
¾ характеризовать форму предмета, конструкции;
¾ выявлять доминантные черты (характерные особенности) в визуальном образе;
¾ сравнивать плоскостные и пространственные объекты по заданным основаниям с учетом особенностей коммуникативного и речевого развития обучающихся с НОДА;
¾ находить ассоциативные связи между визуальными образами разных форм и предметов;
¾ сопоставлять части и целое в видимом образе, предмете, конструкции;
¾ анализировать пропорциональные отношения частей внутри целого и предметов между собой с учетом особенностей коммуникативного и речевого развития обучающихся с НОДА;
¾ обобщать форму составной конструкции с учетом особенностей речевого развития обучающихся с НОДА;
¾ выявлять и анализировать ритмические отношения в пространстве и в изображении (визуальном образе) на установленных основаниях с учетом особенностей коммуникативного и речевого развития обучающихся с НОДА;
¾ абстрагировать образ реальности при построении плоской композиции;
¾ соотносить тональные отношения (тёмное — светлое) в пространственных и плоскостных объектах;
¾ выявлять и анализировать эмоциональное воздействие цветовых отношений в пространственной среде и плоскостном изображении с учетом особенностей коммуникативного и речевого развития обучающихся с НОДА.
Базовые логические и исследовательские действия:
¾ проявлять исследовательские, экспериментальные действия в процессе освоения выразительных свойств различных художественных материалов с учетом индивидуальных возможностей обучающихся с НОДА;
¾ проявлять творческие экспериментальные действия в процессе самостоятельного выполнения художественных заданий; проявлять исследовательские и аналитические действия на основе определённых учебных установок в процессе восприятия произведений изобразительного искусства, архитектуры и продуктов детского художественного творчества с учетом индивидуальных возможностей обучающихся с НОДА;
¾ использовать наблюдения для получения информации об особенностях объектов и состояния природы, предметного мира человека, городской среды;
¾ анализировать и оценивать с позиций эстетических категорий явления природы и предметно-пространственную среду жизни человека с учетом особенностей коммуникативного и речевого развития обучающихся с НОДА;
¾ формулировать выводы, соответствующие эстетическим, аналитическим и другим учебным установкам по результатам проведённого наблюдения с учетом особенностей коммуникативного и речевого развития обучающихся с НОДА;
¾ использовать знаково-символические средства для составления орнаментов и декоративных композиций;
¾ классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни людей;
¾ классифицировать произведения изобразительного искусства по жанрам в качестве инструмента анализа содержания произведений с учетом индивидуальных возможностей обучающихся с НОДА;
¾ ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания с учетом индивидуальных возможностей обучающихся с НОДА.
Работа с информацией:
¾ использовать электронные образовательные ресурсы с учетом индивидуальных возможностей обучающихся с НОДА, возможно использование специального оборудования;
¾ уметь работать с электронными учебниками и учебными пособиями при необходимости используя специальное оборудование с учетом двигательных возможностей;
¾ выбирать источник для получения информации: поисковые системы Интернета, цифровые электронные средства, справочники, художественные альбомы и детские книги;
¾ анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в произведениях искусства, текстах, таблицах и схемах с учетом особенностей коммуникативного и речевого развития обучающихся с НОДА ;
¾ самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему и представлять её в различных видах: рисунках и эскизах, электронных презентациях с учетом индивидуальных возможностей обучающихся с НОДА;
¾ осуществлять виртуальные путешествия по архитектурным памятникам, в отечественные художественные музеи и зарубежные художественные музеи (галереи) на основе установок и квестов, предложенных учителем;
¾ соблюдать правила информационной безопасности при работе в сети Интернет.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Обучающиеся с НОДА должны овладеть следующими действиями:
¾ понимать искусство в качестве особого языка общения — межличностного (автор — зритель), между поколениями, между народами;
¾ вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления с учетом особенностей речевого развития обучающихся с НОДА;
¾ находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта интересов в процессе совместной художественной деятельности;
¾ демонстрировать и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта с учетом особенностей коммуникативного и речевого развития обучающихся с НОДА;
¾ анализировать произведения детского художественного творчества с позиций их содержания и в соответствии с учебной задачей, поставленной учителем с учетом особенностей коммуникативного и речевого развития обучающихся с НОДА;
¾ признавать своё и чужое право на ошибку, развивать свои способности сопереживать, понимать намерения и переживания свои и других людей;
¾ взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к своей задаче по достижению общего результата с учетом индивидуальных возможностей обучающихся с НОДА.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Обучающиеся с НОДА должны овладеть следующими действиями:
¾ внимательно относиться и выполнять учебные задачи, поставленные учителем;
¾ соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания;
¾ уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам с учетом двигательных возможностей обучающихся с НОДА;
¾ соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
Предметные результаты сформулированы по годам обучения на основе модульного построения содержания в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ.
К концу обучения в подготовительном классе обучающийся с НОДА научится:
Модуль «Графика»
Осваивать навыки применения свойств простых графических материалов в самостоятельной творческой работе в условиях урока с учетом двигательных возможностей обучающихся с НОДА.
Приобретать первичный опыт в создании графического рисунка на основе знакомства со средствами изобразительного языка с учетом индивидуальных возможностей обучающихся с НОДА.
Приобретать опыт аналитического наблюдения формы предмета, опыт обобщения и геометризации наблюдаемой формы как основы обучения рисунку.
Приобретать первичные знания и навыки композиционного расположения изображения на листе.
Уметь выбирать вертикальный или горизонтальный формат листа для выполнения соответствующих задач рисунка.
Модуль «Живопись»
Осваивать навыки работы красками «гуашь» в условиях урока с учетом двигательных возможностей обучающихся с НОДА.
Приобретать опыт экспериментирования результатов смешения с учетом индивидуальных возможностей обучающихся с НОДА.
Модуль «Скульптура»
Приобретать опыт аналитического наблюдения, поиска выразительных образных объёмных форм в природе (облака, камни, коряги, формы плодов и др.).
Осваивать первичные приёмы лепки из пластилина, с учетом индивидуальных возможностей обучающихся с НОДА.
Овладевать первичными навыками бумагопластики при наличии двигательных возможностей.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Уметь рассматривать различные примеры узоров в природе (в условиях урока на основе фотографий).
Различать виды орнаментов по изобразительным мотивам: растительные.
Приобретать представления о глиняных игрушках отечественных народных художественных промыслов (дымковская, каргопольская игрушки или по выбору учителя с учётом местных промыслов).
Иметь опыт и соответствующие возрасту навыки подготовки и оформления общего праздника с учетом индивидуальных возможностей обучающихся с НОДА.
Модуль «Архитектура»
Рассматривать различные произведения архитектуры в окружающем мире (по фотографиям в условиях урока с учетом особенностей коммуникативного и речевого развития обучающихся с НОДА.
Осваивать приёмы конструирования из бумаги при наличии двигательных возможностей.
Приобретать представления о конструктивной основе любого предмета.
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Приобретать умения рассматривать детские рисунки с позиций их содержания и сюжета (расположения на листе), цвета с учетом особенностей коммуникативного и речевого развития обучающихся с НОДА.
Приобретать опыт эстетического наблюдения природы на основе эмоциональных впечатлений с учётом учебных задач.
Приобретать опыт художественного наблюдения предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной аналитической ..
Осваивать новый опыт восприятия художественных иллюстраций в детских книгах.
Модуль «Азбука цифровой графики»
Приобретать опыт создания фотографий с целью эстетического наблюдения природы с учетом индивидуальных возможностей обучающихся с НОДА.
Тематическое планирование составлено на основе семи содержательных модулей: «Графика», «Живопись», «Скульптура», «Декоративно-прикладное искусство», «Архитектура», «Восприятие произведений искусства», «Азбука цифровой графики». Содержание всех модулей присутствует в каждом классе, развиваясь из года в год с учётом требований к результатам освоения учебного предмета, выносимым на промежуточную аттестацию и психофизических особенностей развития обучающихся с НОДА.
Важнейшим принципом предмета «Изобразительное искусство» является приоритет практической творческой работы с художественными материалами. Однако некоторые уроки и учебные задания могут быть даны и на основе компьютерных средств (по выбору педагога и в зависимости от технических условий проведения урока).
Задачи модуля «Восприятие произведений искусства» рассматриваются шире: и как эстетическое восприятие окружающего мира, природы, ведь искусство учит эстетически, художественно видеть мир вокруг и «внутри себя».
Учебным темам по этому модулю могут быть посвящены отдельные уроки, но в основном следует объединять задачи восприятия с задачами практической творческой работы (при общем сохранении учебного времени на восприятие произведений искусства и эстетического наблюдения окружающей действительности).
Значительные возможности знакомства с отечественным и мировым искусством предоставляют виртуальные путешествия по художественным музеям, к историко-архитектурным памятникам. Однако это не заменяет реального посещения музеев и памятных мест (во внеурочное время, но в соответствии с изучаемым материалом).
Модуль |
Программное содержание |
Основные виды деятельности обучающихся |
Модуль «Графика» |
Подготовка к овладению ИЗО деятельности. Ознакомление с средствами ИЗО. Выбор вертикального или горизонтального формата листа в зависимости от содержания изображения. Разные виды линий. Линейный рисунок. Приёмы рисования линией. Представление о пропорциях: короткое — длинное. Цельная форма и её части. |
Осваивать навыки работы графическими материалами исходя из индивидуальных возможностей обучающихся с НОДА. Наблюдать характер линий в природе. Создавать линейный рисунок — упражнение на разный характер линий с учетом двигательных возможностей, обучающихся с НОДА. Рассматривать характер формы листа. Осваивать последовательность выполнения рисунка с учетом индивидуальных возможностей обучающихся с НОДА. Анализировать соотношение частей, составляющих одно целое исходя из особенностей коммуникативного и речевого развития, обучающихся с НОДА. Рассматривать изображения животных с контрастными пропорциями. Развивать навыки рисования по представлению и воображению. Учиться работать на уроке с жидкой краской при наличии двигательных возможностей. Приобрести новый опыт наблюдения окружающей реальности. |
Модуль «Живопись» |
Подготовка руки рисованию. Цвет как одно из главных средств выражения в изобразительном искусстве. Краски «гуашь», кисти, бумага цветная и белая. Три основных цвета. Навыки смешения красок и получение нового цвета. Живописное изображение разных цветков по представлению. Развитие навыков работы гуашью. Эмоциональная выразительность цвета.
|
Осваивать навыки работы гуашью в условиях школьного урока. Знать три основных цвета. Экспериментировать, исследовать возможности смешения красок, наложения цвета на цвет, размывания цвета в процессе работы над разноцветным ковриком с учетом двигательных возможностей обучающихся с НОДА. Выполнить красками рисунок с весёлым или грустным настроением исходя из индивидуальных возможностей обучающихся с НОДА. Выполнить гуашью рисунок цветка или цветов на основе демонстрируемых фотографий или по представлению при наличии двигательных возможностей обучающихся с НОДА возможно использование цифровых технологий. |
Модуль «Скульптура» |
Приёмы работы с пластилином; дощечка, стек, тряпочка. Лепка зверушек из цельной формы (черепашки, ёжика, зайчика, птички и др.). Приёмы вытягивания, вдавливания. Лепка игрушки, характерной для одного из наиболее известных народных художественных промыслов (дымковская или каргопольская игрушка или по выбору учителя с учётом местных промыслов). Объёмная аппликация из бумаги.
|
Наблюдать выразительные образные объёмы в природе: на что похожи формы облаков, камней, коряг, картофелин и др. Осваивать первичные навыки лепки — изображения в объёме исходя из двигательных возможностей обучающихся с НОДА. Лепить из целого куска пластилина мелких зверушек путём вытягивания, вдавливания при наличии двигательных возможностей. Овладевать первичными навыками работы в объёмной аппликации исходя из индивидуальных возможностей обучающихся с НОДА. Осваивать навыки объёмной аппликации (например, изображение птицы — хвост, хохолок, крылья на основе простых приёмов работы с бумагой). Осваивать этапы лепки формы игрушки и её частей с учетом двигательных возможностей обучающихся с НОДА. Выполнить лепку игрушки по мотивам выбранного народного промысла при наличии двигательных возможностей. Осваивать приёмы создания объёмных изображений из бумаги исходя из индивидуальных возможностей обучающихся с НОДА. |
Модуль «Декоративно-прикладное искусство» |
Наблюдение узоров в живой природе (в условиях урока на основе фотографий). Эмоционально-эстетическое восприятие объектов действительности. Узоры и орнаменты, создаваемые людьми. Орнаменты геометрические. Представления о симметрии и наблюдение её в природе. Орнамент, характерный для игрушек одного из наиболее известных народных художественных промыслов: дымковская или каргопольская игрушка (или по выбору учителя с учётом местных промыслов). Оригами — создание игрушки для новогодней ёлки. |
Рассматривать различные примеры узоров в природе (на основе фотографий). Приводить примеры предметов декоративно-прикладного искусства с учетом особенностей коммуникативного и речевого развития обучающихся с НОДА. Приобретать опыт использования правил симметрии при выполнении рисунка с учетом индивидуальных возможностей обучающихся с НОДА. Рассматривать примеры художественно выполненных орнаментов. Рассматривать орнамент, украшающий игрушку выбранного промысла. Осваивать технику оригами, исходя из индивидуальных возможностей обучающихся с НОДА. Осваивать навыки работы с бумагой, ножницами, клеем с учетом их психофизических особенностей обучающихся с НОДА. |
Модуль «Архитектура» |
Наблюдение разнообразных архитектурных зданий в окружающем мире (по фотографиям). Освоение приёмов конструирования из бумаги. Овладение приёмами складывания, склеивания деталей. Макетирование (или аппликация) пространственной среды сказочного города из бумаги.
|
Рассматривать различные здания в окружающем мире (по фотографиям). Анализировать особенности и составные части рассматриваемых зданий. Осваивать приёмы склеивания деталей, симметричного деталей и др., чтобы получились крыши, окна, двери, лестницы для бумажных домиков с учетом двигательных возможностей обучающихся с НОДА. Макетировать в игровой форме пространство сказочного городка (или построить городок в виде объёмной аппликации) исходя из индивидуальных возможностей обучающихся с НОДА, возможно использования компьютерных технологий |
Модуль «Восприятие произведений искусства» |
Восприятие произведений детского творчества. Художественное наблюдение окружающего мира природы и предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной аналитической задачи наблюдения (установки). Рассматривание иллюстраций детской книги на основе содержательных установок учителя в соответствии с изучаемой темой. Знакомство с картиной, в которой ярко выражено эмоциональное состояние, или с картиной, написанной на сказочный сюжет (произведения В. М. Васнецова, и другие по выбору учителя). |
Наблюдать, разглядывать, детские работы с позиций их содержания и сюжета, настроения, расположения на листе, цветового содержания, соответствия учебной задаче, поставленной учителем с учетом индивидуальных возможностей обучающихся с НОДА. Приобретать опыт эстетического наблюдения природы на основе эмоциональных впечатлений и с учётом визуальной установки учителя. Осваивать опыт восприятия художественных иллюстраций в детских книгах в соответствии с учебной установкой. Рассказывать зрительские впечатления и мысли с учетом особенностей коммуникативного и речевого развития обучающихся с НОДА. |
Модуль «Азбука цифровой графики» |
Фотографирование крупных деталей природы, Обсуждение в условиях урока ученических фотографий, соответствующих изучаемой теме.
|
Приобретать опыт фотографирования с целью эстетического и целенаправленного наблюдения природы исходя из индивидуальных возможностей обучающихся с НОДА. Приобретать опыт обсуждения фотографий с точки зрения цели сделанного снимка, значимости его содержания, его композиции исходя из особенностей речевого развития, обучающихся с НОДА |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Изобразительное искусство: 1-й класс: учебник, 1 класс/ Неменская Л. А.; под редакцией Неменского Б. М., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений – М. : Просвещение, 2019
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://prosv.ru/
http://school-collection.edu.ru/
http://nachalka.school-club.ru/about/193/
http://www.rusedu.ru/subcat_28.html
http://www.uchportal.ru/load/47-2-2
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/organizatsiya-vneuchebnoi-deyatelnosti-v-nachalnoi-shkole-v-
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.