Министерство образования и науки Республики Коми
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
Жукова Надежда Александровна |
|
преподаватель |
Разработчик
[фамилия, имя, отчество]
[код] [наименование специальности]
53.02.01 |
|
Музыкальное образование |
Специальность
[код] [наименование специальности]
П.00 |
|
Профессиональный цикл |
Цикл
[индекс] [наименование]
ОП.11 |
|
Музыкальная грамота |
Дисциплина
[индекс] [наименование]
Тема 2.Лад и тональность |
Тема
![]() |
Тема 2. Лад и тональность. План изучения:
1. Общее понятие о ладе.
2. Мажор и минор.
3. Гамма. Тетрахорд. Функции и свойства ступеней лада мажора и минора.
4. Виды мажора и минора.
5. Тональность. Виды тональностей. Параллельные тональности.
6. Контрольная работа.
1. Музыкальное искусство на протяжении многих столетий развивалось на ладовой основе. Свои ладовые системы существовали в Древней Греции (и сейчас эти лады находят применение в профессиональной и народной музыке), неевропейских культурах (странах Востока, Индии, Китая и др.). Рубеж XIX-XX веков в европейской музыке отмечен ладовыми «экспериментами», созданием авторских ладов.
Лад – система взаимоотношений между устойчивыми и неустойчивыми звуками [ступенями] (Шатковский).
Устойчивые не требуют продолжения и создают ощущение покоя.
Неустойчивые – требуют разрешения и создают ощущение незавершенности.
Устойчивость или неустойчивость присущи не самим отдельным звукам, а определенным ступеням лада. Количество ступеней каждого лада строго определено (от 2-х в некоторых народных песнях до восьми и более в некоторых случаях).
2. Основными в развитии европейской музыки XVII-XIX веков становятся такие ладовые системы как мажор и минор. Мажор и минор – лады, контрастные по наклонению (лад – сильное музыкально-выразительное средство). Лады мажорного и минорного наклонения встречаются и в народной музыке большинства стран мира.
Мажор – характер звучания «светлый». Минор – характер звучания «темный».
В системе мажора и минора различают:
– семиступенные диатонические неоктавные лады мажорного и минорного наклонения;
– пятиступенные лады (пентатонику) – 3 вида мажора и минора.
3. Функции и свойства ступеней.
Гамма – звукоряд лада; мелодическое последование всех ступеней лада вверх или вниз; расположение ступеней лада в определенном порядке от тоники до тоники. Тоника – самая главная ступень лада, к которой тяготеют все остальные звуки. В мажорной и минорной гамме 8 звуков, но 7 ступеней. Ступени обозначаются римскими цифрами. Функция – роль. В системе лада каждая ступень играет свою роль (т.е. имеет определенную функцию).
|
|
4. Виды мажора и минора
МАЖОР [ит. maggiore – бòльший] – музыкальный лад, опирающийся на большое (мажорное) трезвучие как на устойчивый аккорд. В сочетании с буквенным обозначением тональности слово мажор заменяется словом dur (лат. durum – твердый). В мажорном ладу чаще пишется музыка светлого, радостного, бодрого характера (характер музыки также зависит от темпа и других средств музыкальной выразительности), так здесь больше светлых «красок». Разновидностями мажора являются а) натуральный, б) гармонический, в) мелодический.
МАЖОРНОЕ ТРЕЗВУЧИЕ – трезвучие, которое содержит в сжатом расположении большую терцию снизу, малую терцию сверху и чистую квинту в итоге, иначе – большое трезв учие . Обозначается буквой Б. или Б.53. Мажорное трезвучие создает впечатление уравновешенности, совершенства, придающих ему характер силы, света, бодрости, и в целом отвечает понятию «мажорности». Ср. Минорное трезвучие.
НАТУРАЛЬНЫЙ ВИД ЛАДА — разновидность мажора и минора, в которой нет измененных по высоте ступеней посредством случайных знаков альтерации.
НАТУРАЛЬНЫЙ МАЖОР, или просто мажор — основная разновидность (вид) мажора и основание для других разновидностей. Звукоряд натурального мажора построен по формуле:
До мажор
ГАРМОНИЧЕСКИЙ МАЖОР — разновидность мажора, который отличается от натурального пониженной VI ступенью (вследствие ладовой альтерации). Гармонический мажор распространен в музыке некоторых восточных народов, используется в профессиональной русской и европейской музыке (круг образов – «восточные», сказочно-волшебные, лирические).
Звукоряд гармонического мажора построен по формуле:
МЕЛОДИЧЕСКИЙ МАЖОР – разновидность мажора, который отличается от натурального пониженными VI и VII ступенями.
Звукоряд мелодического мажора построен по формуле:
МИНОР [ит. minore – мèньший]– музыкальный лад, опирающийся на малое (минорное) трезвучие как на устойчивый аккорд. В сочетании с буквенным обозначением тональности слово минор заменяется словом moll (лат. mollis – мягкий). В минорном ладу чаще пишется музыка более грустного, печального характера и нередко драматического, чем в мажоре (характер музыки также зависит от темпа и других средств музыкальной выразительности), так здесь больше темных «красок». Разновидностями минора являются а) натуральный, б) гармонический, в) мелодический.
МИНОРНОЕ ТРЕЗВУЧИЕ — трезвучие, содержащее в сжатом расположении малую терцию снизу, большую терцию сверху и чистую квинту в итоге, иначе – ма-лое трезвучие. Обозначается буквой М. или М.53. Минорное трезвучие создает впечатление сломленного звучания и имеет характер мрачности, слабости или печали, объединяемых в жизни понятием «минорности». Всеми чертами минорное трезвучие противоположно мажорному трезвучию.
НАТУРАЛЬНЫЙ МИНОР, или просто минор – основание всех разновидностей минора. Звукоряд натурального минора построен по формуле: ля минор
ГАРМОНИЧЕСКИЙ МИНОР — разновидность минора, который отличается от натурального повышенной VII ступенью (вследствие ладовой альтерации). Из-за острого вводнотонового тяготения (‹VII – I) и яркости звучания гармонический минор получил широкое распространение – это практически основной вид минорного лада в профессиональном музыкальном творчестве.
Звукоряд мелодического минора построен по формуле:
ля минор гармонический минор
МЕЛОДИЧЕСКИЙ МИНОР – разновидность минора, который отличается от натурального повышенными VI и VII ступенями. Свое название этот лад получил в связи с тем, что применяется главным образом в мелодических оборотах. В нисходящем движении мелодический минор обычно сменяется натуральным (знаки альтерации, соответственно, меняются на противоположные – см. пример ниже). Звукоряд мелодического минора построен по формуле:
ПЛАН ПОСТРОЕНИЯ ЗВУКОРЯДА ВИДА ЛАДА
1. ПОСТРОИТЬ ЗВУКОРЯД - записать последовательно нотами без знаков от тоники до тоники;
2. ВЫПИСАТЬ СХЕМУ СТРОЕНИЯ в соответствии с правилом построения (формулой
звукоряда);
3. ПРОВЕРКА СООТВЕТСТВИЯ ЗВУКОРЯДА - расстояния между соседними ступенями. В соответствии со строением звукоряда выставить перед нотами необходимые знаки альтерации. В натуральном виде лада появляются только бемоли или только диезы.
4. Проверка построения. Исполнение звукоряда на фортепиано по записи, корректировка по необходимости.
ЭТАЛОНЫ ЗВУКОРЯДОВ:
До мажор – натуральный мажор на белых клавишах ля минор – натуральный минор на белых клавишах
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.