План и основные сведения по теме 2. Лад и тональность (Музыкальная грамота)

  • Документация
  • Памятки
  • pdf
  • 02.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

план-конспект по теме Лад
Иконка файла материала Лад (план,лекция,схемы).pdf

Министерство образования и науки Республики Коми

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  

«СЫКТЫВКАРСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ имени И.А. КУРАТОВА»

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

                                   

                                                                                                                                               

Жукова Надежда Александровна

 

преподаватель

Разработчик 

                                                                                  [фамилия, имя, отчество]                                                                     

                                                                                                                                                                                              

                                                                                                  [код]                                                                                                    [наименование специальности]

53.02.01

 

Музыкальное образование

Специальность

                                                                                                  [код]                                                                                                    [наименование специальности]

                                                                                                                                                                                                                                                                    

П.00

 

Профессиональный цикл

Цикл

                                                                                                                                                   [индекс]                                                                                                                                                                                            [наименование]                

ОП.11

 

Музыкальная грамота

Дисциплина

                                                                                               [индекс]                                                                                                               [наименование]

                                                                                                                                                                                                                                             

Тема 2.Лад и тональность

Тема

                                                

 

Тема 2.Лад и тональность

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2. Лад и тональность. План изучения:

 

1.    Общее понятие о ладе.

2.    Мажор и минор.

3.    Гамма. Тетрахорд. Функции и свойства ступеней лада мажора и минора.

4.    Виды мажора и минора.

5.    Тональность. Виды тональностей. Параллельные тональности.

6.    Контрольная работа.

 

1.     Музыкальное искусство на протяжении многих столетий развивалось на ладовой основе. Свои ладовые системы существовали в Древней Греции (и сейчас эти лады находят применение в профессиональной и народной музыке), неевропейских культурах (странах Востока, Индии, Китая и др.). Рубеж XIX-XX веков в европейской музыке отмечен ладовыми «экспериментами», созданием авторских ладов.

Ладсистема взаимоотношений между устойчивыми и неустойчивыми звуками [ступенями] (Шатковский). 

Устойчивые  не требуют продолжения и создают ощущение покоя.  

Неустойчивые – требуют разрешения и создают ощущение незавершенности. 

Устойчивость или неустойчивость присущи не самим отдельным звукам, а определенным ступеням лада. Количество ступеней каждого лада строго определено (от 2-х в некоторых народных песнях до восьми и более в некоторых случаях).

2.     Основными  в развитии европейской музыки XVII-XIX веков становятся такие ладовые системы как мажор и минор. Мажор и минор – лады, контрастные по наклонению (лад – сильное музыкально-выразительное средство). Лады мажорного и минорного наклонения встречаются и в народной музыке большинства стран мира.

 Мажор – характер звучания «светлый».  Минор – характер звучания «темный».

В системе мажора и минора различают: 

               семиступенные диатонические неоктавные лады мажорного и минорного наклонения;

               пятиступенные лады (пентатонику) – 3 вида мажора и минора.

3.  Функции и свойства ступеней.

Гамма – звукоряд лада; мелодическое последование всех ступеней лада вверх или вниз;  расположение ступеней лада в определенном порядке от тоники до тоники. Тоника – самая главная ступень лада, к которой тяготеют все остальные звуки. В мажорной и минорной гамме 8 звуков, но 7 ступеней.  Ступени обозначаются римскими цифрами. Функция – роль. В системе лада каждая ступень играет свою роль (т.е. имеет определенную функцию). 

 

 

Функции ступеней

ступень

функция

I        T

ТОНИКА

VII

Нижний вводный тон

VI

МЕДИАНТА (средняя)

V       D

ДОМИНАНТА

верхняя господствующая

IV      S 

СУБДОМИНАНТА

нижняя господствующая

III

МЕДИАНТА

II

Верхний вводный тон

I         T

ТОНИКА

 

Свойства ступеней

устойчивые

неустойчивые

главные

побочные

I  –   III  –  

V

II–IV –VI –

VII тяготеют в устойчивые

  I–  IV

–  V

 T     S 

D

 II–  III– I – VII 

 

 

4.  Виды мажора и минора

 

МАЖОР [ит. maggiore – бòльший] – музыкальный лад, опирающийся на большое (мажорное) трезвучие как на устойчивый аккорд. В сочетании с буквенным обозначением тональности слово мажор заменяется словом dur (лат. durum – твердый). В мажорном ладу чаще пишется музыка светлого, радостного, бодрого характера (характер музыки также зависит от темпа и других средств музыкальной выразительности), так здесь больше светлых «красок». Разновидностями мажора являются а) натуральный, б) гармонический, в) мелодический. 

МАЖОРНОЕ ТРЕЗВУЧИЕтрезвучие, которое содержит в сжатом расположении большую терцию снизу, малую терцию сверху и чистую квинту в итоге, иначе – большое трезв учие . Обозначается буквой Б. или Б.53. Мажорное трезвучие создает впечатление уравновешенности, совершенства, придающих ему  характер силы, света, бодрости, и в целом отвечает понятию «мажорности». Ср. Минорное трезвучие.

НАТУРАЛЬНЫЙ ВИД ЛАДА — разновидность мажора и минора, в которой нет измененных по высоте ступеней посредством случайных знаков альтерации.  

НАТУРАЛЬНЫЙ МАЖОР, или просто мажор — основная разновидность (вид) мажора и основание для других разновидностей. Звукоряд натурального мажора построен по формуле: 

До мажор

ГАРМОНИЧЕСКИЙ МАЖОР разновидность мажора, который отличается от натурального пониженной VI ступенью (вследствие ладовой альтерации). Гармонический мажор распространен в музыке некоторых восточных народов, используется в профессиональной русской и европейской музыке (круг образов – «восточные», сказочно-волшебные, лирические).

 

Звукоряд гармонического  мажора построен по формуле:

  

 

МЕЛОДИЧЕСКИЙ МАЖОР разновидность мажора, который отличается от натурального пониженными VI и VII ступенями

Звукоряд мелодического мажора построен по формуле:

 

 

 

 

 

МИНОР [ит. minore – мèньший]– музыкальный лад, опирающийся на малое (минорное) трезвучие как на устойчивый аккорд. В сочетании с буквенным обозначением тональности слово минор заменяется словом moll (лат. mollis – мягкий). В минорном ладу чаще пишется музыка более грустного, печального характера  и нередко драматического, чем в мажоре (характер музыки также зависит от темпа и других средств музыкальной выразительности), так здесь больше темных «красок». Разновидностями минора являются а) натуральный, б) гармонический, в) мелодический.  

МИНОРНОЕ ТРЕЗВУЧИЕ трезвучие, содержащее в сжатом расположении малую терцию снизу, большую терцию сверху и чистую квинту в итоге, иначе – ма-лое трезвучие. Обозначается буквой М. или М.53. Минорное трезвучие создает впечатление сломленного звучания и имеет характер мрачности, слабости или печали, объединяемых в жизни понятием «минорности». Всеми чертами минорное трезвучие противоположно мажорному трезвучию.

НАТУРАЛЬНЫЙ МИНОР, или просто минор – основание всех разновидностей минора. Звукоряд натурального минора построен по формуле: ля минор

                                       

 

ГАРМОНИЧЕСКИЙ МИНОР разновидность минора, который отличается от натурального повышенной VII ступенью (вследствие ладовой альтерации). Из-за острого вводнотонового тяготения (VII – I) и яркости звучания гармонический минор получил широкое распространение – это практически основной вид минорного лада в профессиональном музыкальном творчестве.                                                                                      

Звукоряд мелодического минора построен по формуле:

ля минор гармонический  минор

 

 

МЕЛОДИЧЕСКИЙ МИНОР – разновидность минора, который отличается от натурального повышенными VI и VII ступенями. Свое название этот лад получил в связи с тем, что применяется главным образом в мелодических оборотах. В нисходящем движении мелодический минор обычно сменяется натуральным (знаки альтерации, соответственно, меняются на противоположные – см. пример ниже). Звукоряд мелодического минора построен по формуле:    

 

 

 

 

ПЛАН ПОСТРОЕНИЯ ЗВУКОРЯДА ВИДА ЛАДА

 

1.   ПОСТРОИТЬ ЗВУКОРЯД  - записать последовательно нотами без знаков от тоники до тоники;

2.   ВЫПИСАТЬ СХЕМУ СТРОЕНИЯ в соответствии с правилом построения (формулой

звукоряда);

3.   ПРОВЕРКА СООТВЕТСТВИЯ ЗВУКОРЯДА - расстояния между соседними ступенями. В соответствии со строением звукоряда выставить перед нотами необходимые знаки альтерации. В натуральном виде лада появляются только бемоли или только диезы.

4.   Проверка построения. Исполнение звукоряда на фортепиано по записи, корректировка по необходимости.

 

ЭТАЛОНЫ ЗВУКОРЯДОВ:

До мажор – натуральный мажор на белых клавишах ля минор –  натуральный минор на белых клавишах