Городской округ с внутригородским делением «город Махачкала»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №42 им. Н. Гаджимагомедова»
«ПРИНЯТО» решением Педагогического совета Протокол № _____
|
«УТВЕРЖДАЮ» Директор ____________ Османова Х.О. от «_____» __________ 2022 г. |
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Мир информатики»
Класс: 6 «Ж»
Срок реализации: 2022-2023 уч. год
Учитель: Бабаева Г.Э.
г. Махачкала
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современном мире людям приходится иметь дело с огромными потоками самых разнообразных сведений, новостей, данных и сообщений. Учащиеся начальной школы принимают участие в научно-исследовательских конференциях, где при защите проектов необходимо так преподнести информацию, чтобы слушатели могли понять и оценить её значимость и необходимость. Чтобы донеси до окружающих подобную информацию, необходимо создать качественную презентацию, которая поможет продемонстрировать всем заинтересованным лицам свои идеи и достичь, в конечном счете, требуемых результатов.
Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, предъявляют высокие требования к интеллекту работников. Информационные технологии, предъявляющие высокие требования к интеллекту работников, занимают одну из лидирующих позиций на международном рынке труда. Но если навыки работы с конкретной техникой можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определённые природой сроки, таковым и останется. Опоздание с развитием мышления – это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе, в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации) и синтезу (созданию новых схем, структур и моделей).
Таким образом, актуальность введения внеурочного занятия «Мир информатики» в среднем звене становится необходимостью, продиктованной временем. Пользоваться информационными средствами, уметь работать с информацией так же необходимо, как читать, писать и считать. Еще недавно работа с информационными ресурсами была простой, неавтоматизированной. Сегодня требуется умение быстро находить нужную информацию, оперативно ее обрабатывать, передавать, хранить и умение представить информацию окружающим.
Программа внеурочного занятия «Мир информатики» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897, на основе авторской программы элективного курса «Компьютерная графика» Залоговой Л. А., а также авторской программы Н. В. Макаровой для 5-9 классов, рекомендованной Министерством образования РФ.
Программа рассчитана на 35 часов в 6 классе при 1 часе в неделю.
Программа внеурочной деятельности «Мир информатики» построена таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться информатикой вообще и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни при работе с большим объемом информации; научиться общаться с компьютером, который ничего не умеет делать, если не умеет человек.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: Освоение инструментальных компьютерных сред для работы с информацией разного вида (тексты, изображения, анимированные изображения, схемы предметов, сочетания различных видов информации в одном информационном объекте)
Основная задача программы – способствовать формированию у школьников информационной и функциональной компетентности, развитию алгоритмического мышления. Назначение курса – помочь детям узнать основные возможности компьютера и научиться ими пользоваться в повседневной жизни, а также:
· формирование знаний о роли информационных процессов в живой природе, технике, обществе;
· формирование знаний о значении информатики и вычислительной техники в развитии общества и в изменении характера труда человека;
· формирование знаний об основных принципах работы компьютера, способах передачи информации;
· формирование знаний об основных этапах информационной технологии решения задач в широком смысле;
· формирование умений моделирования и применения его в разных предметных областях;
· формирование умений и навыков самостоятельного использования компьютера в качестве средства для решения практических задач.
Реализация этих задач будет способствовать дальнейшему формированию взгляда школьников на мир, раскрытию роли информатики в формировании естественнонаучной картины мира, развитию мышления, в том числе формированию алгоритмического стиля мышления, подготовке учеников к жизни в информационном обществе.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ
Обучение информатике по данной программе должно проходить в компьютерном классе с использованием мультимедийного проектора, экрана. Занятие происходят один раз в неделю. Преподавание построено в соответствии с принципами валеологии «не навреди». На каждом занятии обязательно проводится физкультминутка, за компьютером обучающиеся работают 25-30 минут, 20-25 минут теории. Во время работы за компьютером учащиеся останавливаются и следует минутка релаксации – выполнение упражнения для глаз и кистей рук. Длительность занятия 45 минут.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
ü Коллективная и индивидуальная работа;
ü Работа в парах;
ü Практическая работа за компьютером;
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
ü Беседа;
ü Игра: познавательная, развивающая;
ü Проектная работа;
ü Практическая работа;
ü Наглядный.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ
В ходе реализации программы «Мир информатики» будет обеспечено достижение обучающимися следующих результатов:
Получение обучающимися опыта работы на компьютере,.
На данном уровне воспитанники соблюдают:
- правила работы на компьютере;
- алгоритм построения графического объекта;
- умеют анализировать, сравнивать, обобщать информацию;
- владеют коммуникативными моделями поведения.
- об использовании методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
- об основных моделях коммуникативного поведения.
ОЖИДАЕМЫЕ ЭФФЕКТЫ ПРОГРАММЫ
1. Использование полученных знаний и умений в различных видах деятельности.
2. Появление потребности в саморазвитии и реализации своих способностей.
ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТНЫМ, МЕТАПРЕДМЕТНЫМ И ПРЕДМЕТНЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
В результате изучения данной программы в 1-ом классе обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
- адекватная реакция в проявлениях эмоционально-оценочного отношения к миру (интересы, склонности, предпочтения);
- выражение собственного мнения, позиции; овладение культурой общения и поведения.
Метапредметных результататов :
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учиться высказывать своё предположение (версию).
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
- Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как плоские геометрические фигуры.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметных результатов:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
- выполнять основные операции при рисовании с помощью одной из компьютерных программ;
- сохранять созданный рисунок и вносить в него изменения
-давать определения тем или иным понятиям;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
- уметь создавать рисунки в программе графический редактор Paint;
- уметь проводить анализ при решении логических задач и задач на внимание;
- иметь понятие о множестве;
- уметь проводить примеры множеств предметов и располагать их в порядке расширения или в порядке сужения объёма понятий, сравнивать множества;
- уметь находить общий признак предмета и группы предметов;
- уметь конструировать фигуру из её частей;
- уметь находить истинное и ложное суждение;
- уметь классифицировать предметы по нескольким свойствам.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
· Стартовый, позволяющий определить исходные знания обучающихся (собеседование)
· Текущий в форме наблюдения:
- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
· Итоговый контроль в формах
-практические работы;
-творческие работы обучающихся;
- контрольные задания.
· Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Результаты проверки фиксируются в рамках накопительной системы, создание портфолио
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
– степень помощи, которую оказывает учитель обучающимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
– поведение обучающихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть использование работ выполненных на компьютере по разным школьным дисциплинам.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Наш друг - компьютер. (3 часа)
Знакомство учащихся с возможностями персонального компьютера, применение ПК, его основные устройства, знание техники безопасности при работе в компьютерном классе. Умение работать компьютерной мышкой, работать на клавиатуре. Основные устройства компьютера. Компьютерные программы. Операционная система. Рабочий стол. Компьютерная мышь. Клавиатура. Включение и выключение компьютера. Запуск программы. Завершение выполнения программы. Файлы. Папки (каталоги). Имя файла. Операции над файлами и папками (каталогами): создание папок, копирование файлов и папок, удаление файлов и каталогов (папок).
Компьютерная графика. (20 часов)
Знакомство с графическим редактором Paint. Основные элементы окна Paint. Использование графических примитивов, умение применять инструменты: карандаш, ластик, кисть, палитра, создавать и сохранять рисунки.
Основные операции при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур. Заливка цветом. Другие операции. Создание рисунка на заданную тему и по выбору. При выполнении проектных заданий школьники будут учиться придумывать рисунок, предназначенный для какой-либо цели, и создавать его при помощи компьютера.
Тоновая коррекция. Цветовая коррекция. Повышение резкости изображения. Методы устранения дефектов с фотографий. Обмен файлами между графическими программами. Рабочее окно программы векторного ГР. Особенности меню. Основы работы с объектами. Рисование объектов. Выделение объектов. Операции над объектами: перемещение, копирование, удаление, зеркальное отражение, вращение, масштабирование. Закраска объекта (заливка). Однородная, градиентная, узорчатая и текстурная заливки. Инструменты для точного рисования: линейки, направляющие.
Создание рисунков из кривых. Изменение порядка расположения объектов. Методы объединения объектов: группирование, комбинирование, сваривание. Исключение одного объекта из другого.
Компьютерное письмо. Текстовые редакторы. Основные операции при создании текстов: набор текста, перемещение курсора, ввод заглавных букв, сохранение, открытие и создание новых текстов, выделение текста, вырезание, копирование и вставка текста. Оформление текста. Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов.
Печатные публикации. Виды печатных публикаций. Открытка. Печать текста с вставленным графическим объектом.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
Тема модуля |
Количество часов |
|
теория |
практика |
||
1 |
Наш друг - компьютер |
2 |
1 |
2 |
Компьютерная графика |
8 |
12 |
3 |
Создание текстов |
3 |
4 |
4 |
Создание печатных публикаций |
2 |
3 |
Итого |
14 |
20 |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
Тема модуля / Тема занятия |
Кол-во часов |
Дата |
|
Наш друг - компьютер |
|
|
1 |
Вводный инструктаж по ТБ. Компьютерные программы. |
1 |
|
2 |
Операционная система. Рабочий стол. Компьютерная мышь. Клавиатура. |
1 |
|
3 |
Работа с файлами и папками. |
1 |
|
|
Компьютерная графика |
|
|
4 |
Кодирование графической информации |
1 |
|
5 |
Сравнение растровой и векторной графики. |
1 |
|
6 |
Простейший графический редактор |
1 |
|
7 |
Знакомство с программой. Основные элементы окна. |
1 |
|
8 |
Использование графических примитивов. |
1 |
|
9 |
Применение инструментов: карандаш, ластик, кисть, палитра, линия графического редактора Paint. |
1 |
|
10 |
Создание рисунков |
1 |
|
11 |
Основные операции при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур. |
1 |
|
12 |
Заливка цветом. Вставка графического объекта. |
1 |
|
13 |
Создание рисунка на тему «Природа». |
1 |
|
14 |
Создание рисунка на тему «Моя семья». |
1 |
|
15 |
Коррекция изображения. |
1 |
|
16 |
Обмен файлами между графическими программами. |
1 |
|
17 |
Особенности меню векторного графического редактора. |
1 |
|
18 |
Основы работы с объектами. |
1 |
|
19 |
Инструменты для точного рисования: линейки, направляющие. |
1 |
|
20 |
Закраска объекта (заливка). Однородная, градиентная, узорчатая и текстурная заливки. |
1 |
|
21 |
Создание рисунков из графических примитивов. |
1 |
|
22 |
Методы объединения объектов: группирование, комбинирование, сваривание. |
1 |
|
23 |
Самостоятельное творчество. |
1 |
|
|
Создание текстов |
|
|
24 |
Компьютерное письмо. Текстовые редакторы. |
1 |
|
25 |
Основные операции при создании текстов: набор текста, перемещение курсора, ввод заглавных букв. |
1 |
|
26 |
Основные операции при создании текстов: сохранение, открытие и создание новых текстов. |
1 |
|
27 |
Основные операции при создании текстов: выделение текста, вырезание, копирование и вставка текста. |
1 |
|
28 |
Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов. |
1 |
|
29 |
Создание печатного текста: поздравление с праздником. |
1 |
|
30 |
Вставка картинки в текст. |
1 |
|
|
Создание печатных публикаций |
|
|
31 |
Печатные публикации. Виды печатных публикаций. Открытка. |
1 |
|
32 |
Открытка к празднику. |
1 |
|
33 |
Печать текста с вставленным графическим объектом. |
1 |
|
34 |
Самостоятельное творчество. |
1 |
|
|
Итого |
34 |
|
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Л.Л. Босова, А.Ю. Босова Занимательные задачи по информатике.- 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
2. Н.В. Макарова Информатика 5-6 класс. СПб.: Питер, 2005.
3. Н.В. Макарова. Практикум по информационным технологиям. СПб.: Питер, 2005.
4. Н.В. Макарова. Практикум-задачник по моделированию. СПб.: Питер, 2005.
5. А. Н. Жигарев, Н.В. Макарова Основы компьютерной грамоты. СПб.: Питер, 2005.
6. Богомолова ЕМ. Занимательные задания по базовому курсу информатики. // Информатика и образование. – 2004. –№ 2. –С. 52-60.
7. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: -М.:БИНОМ.Лаборатория знаний, 2005 г.
8. Порев В.Н. Компьютерная графика. -СПб.: БХВ-Петербург, 2002
9. Угринович Н.Д. и др. “Практикум по информатике и информационным технологиям. 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
10. Информационные технологии: В 2 ч./ Шафрин Ю.А. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.