ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КВЕСТ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ
Оценка 4.6

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КВЕСТ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ

Оценка 4.6
Работа в классе
rtf
русский язык
5 кл—11 кл
04.02.2020
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КВЕСТ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ
Особенно эффективным видом современных интерактивных технологий становится интерактивная игра. Сегодня все большую популярность приобретают образовательные квесты. Рассмотрим пример словарного квеста как способ повышения речевой культуры школьников.
ДеминаИВ_статья.rtf

Демина Ирина Владимировна

МБОУ "Средняя школа № 61" г. Иваново

Россия

 

Образовательный квест как способ повышения речевой культуры школьников

В последнее время в тенденциях современной школы просматривается повышенное внимание к развитию речевой культуры школьников, которое связано с введением устной части в структуру экзамена по русскому языку. Поэтому перед современной школой стоит серьезная цель: заинтересовать школьников в изучении предметов филологического цикла, способствовать в осознании важности и универсальности изучаемых речевых законов, понятий; содействовать самореализации личности каждого учащегося в процессе обучения; развить потребность в самостоятельной творческой и исследовательской деятельности.

Одним из способов стимулирования интереса школьников являются инновации в области организации учебно-воспитательного процесса с использованием различных современных технологий обучения. Наиболее эффективными являются интерактивные технологии обучения (М.В. Кларин, В.Ю. Питюков и др.). Особенно популярным видом современных интерактивных технологий становится интерактивная игра, создающая наилучшие условия развития, самореализации членов учебно-воспитательного процесса. Рассмотрим один из примеров интерактивной игры – образовательный квест.

Слово «квест» происходит от англ. «quest» – «поиск, искомый предмет, поиск приключений», т.е. означает целенаправленный поиск (в реальности или компьютерной игре) [Толковый]. Слово «веб» или «вэб» (англ. «web» – паутина, сеть)  интернет-пространство, WebQuest можно перевести как поиски в интернет сети [Новый]. Истоки разработки технологии связаны с созданием и применением Web-квестов в образовательных целях Б. Доджа и Т. Марча. Термин «веб-квест» (WebQuest) был введен Берни. Доджем, который определяет веб-квест как модель вовлечения интернет-источников в образовательный процесс для решения учебных задач [Новый].

В образовательном процессе квест  – специальным образом организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой обучающиеся осуществляют поиск информации по указанным адресам и пр. [Толковый]. Другими словами, образовательный квест - проблема, реализующая образовательные задачи, отличающаяся от учебной проблемы элементами сюжета, ролевой игры, связанная с поиском и обнаружением мест, объектов, людей, информации, для решения которой используются ресурсы какой-либо территории или информационные ресурсы.

Образовательные квесты могут быть организованы в разных пространствах как школы так и вне ее. В зависимости от сюжета квесты могут быть: линейными, в которых игра построена по цепочке; штурмовыми, где все игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками; кольцевыми, они представляют собой тот же «линейный» квест, но замкнутый в круг.

Структура образовательного квеста может быть следующей: введение (в котором прописывается сюжет и роли); задания (этапы); порядок выполнения (сценарий); оценка (баллы, итоги). С учетом структуры квеста, предложенной ее основателями (Б. Додж, Т. Марч), а также современных педагогических технологий, Е.А. Игумновой и И.В. Радецкой, в соответствии с требованиями ФГОС разработана технологическая карта образовательного квеста, которую мы использовали при проектировании словарного квеста [Игумнова Е. А. 2016].

Технологическая карта словарного квеста (фрагмент).

Элементы

структуры

Содержание

Название

В гостях у толкового словаря В. И. Даля.

Направленность

Словарный квест.

Цель и задачи

Цель познакомить с толковым словарем живого великорусского языка В. И. Даля. Задачи: приобщение школьников к истокам русской народной культуры; знакомство с лексикой литературного языка первой половины XIX века, пословицами; знакомство с богатством толкового словаря В. И. Даля, работа со словарной статьей, воспитание духовно-нравственных качеств; воспитание речевой культуры.

Продолжитель-ность

Краткосрочный (1 урок).

Целевая группа

Персонажи квеста – учащиеся 6-7 класса, участники квеста – учащиеся начальной школы.

Легенда

Участники квеста оказываются в Древней Руси, в доме крестьянина, к которому пришли гости-колядующие. Все участники должны пройти обряд колядования и гадания.

Квест-герои

Персонажи квеста – гости-колядующие в масках различных животных. Участники квеста – хозяева гостеприимного дома.

Основное задание / основная идея

Основное задание: какие существовали и сейчас существуют правила гостеприимства, какова традиция празднования Рождества, как совершались праздничные обряды?

Сюжет и продвижение по нему

Встреча гостей. Исполнение колядки. Праздничный стол. Появление Бабы-Яги. Испытания. Гадание на горшочках. Гадание по звездам. Проводы гостей. Подведение итогов.

Задания / препятствия (примеры)

Задание: Отгадать старинные загадки, правильно определить значение ключевого слова, найти подходящую пословицу, объяснить ее смысл.

1.Взглянешь — заплачешь, а краше его на свете нет. (Солнце). Ключевое слово краше – красивый вид (по словарю В. И. Даля). Пословица: на красивого глядеть хорошо, с умным жить легко. 2.Над бабиной избушкой висит хлеба краюшка. (Месяц) Ключевое слово краюшка – крайний отрезок, хлебная горбушка (по словарю В. И. Даля). Пословица: брюхо болит, на краюху глядит. 3.Под мостом, мостом, под городом, городищем, две трубы трубили, две свечи светили, два соболя играли. (Губы, зубы, нос, глаза, брови). Ключевое слово городище – остатки, развалины города, селения или укрепления (по словарю В. И. Даля). Пословица: правдою жить – что огород городить. Ключевое слово соболь – хищный зверек с ценным сибирским мехом (по словарю В. И. Даля). Пословица: соболь да куница бежит и дрожит, а серая овечка лежит да пышет.

Навигаторы

Различные подсказки, странички из толкового словаря В. И. Даля, костюмы персонажей, рисунки, старинные предметы на столе, ориентиры, способствующие организации поиска решения, как основного, так и дополнительных заданий.

Итог квеста – образовательный «продукт» и рефлексия

Учащиеся познакомились с истоками русской народной культуры, научились работать со словарными статьями толкового словаря В. И. Даля, приняли участие в рождественских обрядах; учащиеся-персонажи продемонстрировали свои навыки и умения публичного выступления

Таким образом, образовательный словарный квест позволяет решить следующие задачи: образовательную — вовлечение учащихся в активный познавательный процесс (организация индивидуальной и групповой деятельности школьников); развивающую — развитие интереса к толковому словарю, к слову, творческих способностей, формирование навыков исследовательской деятельности, умений публичного выступления, расширение кругозора, эрудиции, мотивации; воспитательную — воспитание уважения к культурным традициям, к русскому языку и речи.

Литература

1.       Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. – М.:Дрофа; Рус.яз.- Медиа, 2011.

2.       Игумнова Е. А., Радецкая И. В. Квест-технология в контексте требований ФГОС общего образования // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25517

3.       Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках / М. В. Кларин. — М, 1994.

4.       Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). Веб-квест. – URL: http://methodological_terms.academic.ru/193/ВЕБ-КВЕСТ

5.       Толковый словарь русского языка ХХI века: актуальная лексика. Квест. – URL: https://how-to-all.com/значение:квест

 

Demina Irina Vladimirovna

MBE «Secondary school №61» Ivanovo

Russia

The educational quest develops speech of students

Демина Ирина Владимировна МБОУ "Средняя школа № 61" г

Демина Ирина Владимировна МБОУ "Средняя школа № 61" г

Новый]. Истоки разработки технологии связаны с созданием и применением

Новый]. Истоки разработки технологии связаны с созданием и применением

Технологическая карта словарного квеста (фрагмент)

Технологическая карта словарного квеста (фрагмент)

Задания / препятствия (примеры)

Задания / препятствия (примеры)

Игумнова Е. А., Радецкая И. В.

Игумнова Е. А., Радецкая И. В.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.02.2020