Демина Ирина Владимировна
МБОУ "Средняя школа № 61" г. Иваново
Россия
Образовательный квест как способ повышения речевой культуры школьников
В последнее время в тенденциях современной школы просматривается повышенное внимание к развитию речевой культуры школьников, которое связано с введением устной части в структуру экзамена по русскому языку. Поэтому перед современной школой стоит серьезная цель: заинтересовать школьников в изучении предметов филологического цикла, способствовать в осознании важности и универсальности изучаемых речевых законов, понятий; содействовать самореализации личности каждого учащегося в процессе обучения; развить потребность в самостоятельной творческой и исследовательской деятельности.
Одним из способов стимулирования интереса школьников являются инновации в области организации учебно-воспитательного процесса с использованием различных современных технологий обучения. Наиболее эффективными являются интерактивные технологии обучения (М.В. Кларин, В.Ю. Питюков и др.). Особенно популярным видом современных интерактивных технологий становится интерактивная игра, создающая наилучшие условия развития, самореализации членов учебно-воспитательного процесса. Рассмотрим один из примеров интерактивной игры – образовательный квест.
Слово «квест» происходит от англ. «quest» – «поиск, искомый предмет, поиск приключений», т.е. означает целенаправленный поиск (в реальности или компьютерной игре) [Толковый]. Слово «веб» или «вэб» (англ. «web» – паутина, сеть) интернет-пространство, WebQuest можно перевести как поиски в интернет сети [Новый]. Истоки разработки технологии связаны с созданием и применением Web-квестов в образовательных целях Б. Доджа и Т. Марча. Термин «веб-квест» (WebQuest) был введен Берни. Доджем, который определяет веб-квест как модель вовлечения интернет-источников в образовательный процесс для решения учебных задач [Новый].
В образовательном процессе квест – специальным образом организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой обучающиеся осуществляют поиск информации по указанным адресам и пр. [Толковый]. Другими словами, образовательный квест - проблема, реализующая образовательные задачи, отличающаяся от учебной проблемы элементами сюжета, ролевой игры, связанная с поиском и обнаружением мест, объектов, людей, информации, для решения которой используются ресурсы какой-либо территории или информационные ресурсы.
Образовательные квесты могут быть организованы в разных пространствах как школы так и вне ее. В зависимости от сюжета квесты могут быть: линейными, в которых игра построена по цепочке; штурмовыми, где все игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками; кольцевыми, они представляют собой тот же «линейный» квест, но замкнутый в круг.
Структура образовательного квеста может быть следующей: введение (в котором прописывается сюжет и роли); задания (этапы); порядок выполнения (сценарий); оценка (баллы, итоги). С учетом структуры квеста, предложенной ее основателями (Б. Додж, Т. Марч), а также современных педагогических технологий, Е.А. Игумновой и И.В. Радецкой, в соответствии с требованиями ФГОС разработана технологическая карта образовательного квеста, которую мы использовали при проектировании словарного квеста [Игумнова Е. А. 2016].
Технологическая карта словарного квеста (фрагмент).
Элементы структуры |
Содержание |
Название |
В гостях у толкового словаря В. И. Даля. |
Направленность |
Словарный квест. |
Цель и задачи |
Цель познакомить с толковым словарем живого великорусского языка В. И. Даля. Задачи: приобщение школьников к истокам русской народной культуры; знакомство с лексикой литературного языка первой половины XIX века, пословицами; знакомство с богатством толкового словаря В. И. Даля, работа со словарной статьей, воспитание духовно-нравственных качеств; воспитание речевой культуры. |
Продолжитель-ность |
Краткосрочный (1 урок). |
Целевая группа |
Персонажи квеста – учащиеся 6-7 класса, участники квеста – учащиеся начальной школы. |
Легенда |
Участники квеста оказываются в Древней Руси, в доме крестьянина, к которому пришли гости-колядующие. Все участники должны пройти обряд колядования и гадания. |
Квест-герои |
Персонажи квеста – гости-колядующие в масках различных животных. Участники квеста – хозяева гостеприимного дома. |
Основное задание / основная идея |
Основное задание: какие существовали и сейчас существуют правила гостеприимства, какова традиция празднования Рождества, как совершались праздничные обряды? |
Сюжет и продвижение по нему |
Встреча гостей. Исполнение колядки. Праздничный стол. Появление Бабы-Яги. Испытания. Гадание на горшочках. Гадание по звездам. Проводы гостей. Подведение итогов. |
Задания / препятствия (примеры) |
Задание: Отгадать старинные загадки, правильно определить значение ключевого слова, найти подходящую пословицу, объяснить ее смысл. 1.Взглянешь — заплачешь, а краше его на свете нет. (Солнце). Ключевое слово краше – красивый вид (по словарю В. И. Даля). Пословица: на красивого глядеть хорошо, с умным жить легко. 2.Над бабиной избушкой висит хлеба краюшка. (Месяц) Ключевое слово краюшка – крайний отрезок, хлебная горбушка (по словарю В. И. Даля). Пословица: брюхо болит, на краюху глядит. 3.Под мостом, мостом, под городом, городищем, две трубы трубили, две свечи светили, два соболя играли. (Губы, зубы, нос, глаза, брови). Ключевое слово городище – остатки, развалины города, селения или укрепления (по словарю В. И. Даля). Пословица: правдою жить – что огород городить. Ключевое слово соболь – хищный зверек с ценным сибирским мехом (по словарю В. И. Даля). Пословица: соболь да куница бежит и дрожит, а серая овечка лежит да пышет. |
Навигаторы |
Различные подсказки, странички из толкового словаря В. И. Даля, костюмы персонажей, рисунки, старинные предметы на столе, ориентиры, способствующие организации поиска решения, как основного, так и дополнительных заданий. |
Итог квеста – образовательный «продукт» и рефлексия |
Учащиеся познакомились с истоками русской народной культуры, научились работать со словарными статьями толкового словаря В. И. Даля, приняли участие в рождественских обрядах; учащиеся-персонажи продемонстрировали свои навыки и умения публичного выступления |
Таким образом, образовательный словарный квест позволяет решить следующие задачи: образовательную — вовлечение учащихся в активный познавательный процесс (организация индивидуальной и групповой деятельности школьников); развивающую — развитие интереса к толковому словарю, к слову, творческих способностей, формирование навыков исследовательской деятельности, умений публичного выступления, расширение кругозора, эрудиции, мотивации; воспитательную — воспитание уважения к культурным традициям, к русскому языку и речи.
Литература
1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. – М.:Дрофа; Рус.яз.- Медиа, 2011.
2. Игумнова Е. А., Радецкая И. В. Квест-технология в контексте требований ФГОС общего образования // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25517
3. Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках / М. В. Кларин. — М, 1994.
4. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). Веб-квест. – URL: http://methodological_terms.academic.ru/193/ВЕБ-КВЕСТ
5. Толковый словарь русского языка ХХI века: актуальная лексика. Квест. – URL: https://how-to-all.com/значение:квест
Demina Irina Vladimirovna
MBE «Secondary school №61» Ivanovo
Russia
The educational quest develops speech of students
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.