Образовательный проект
«Скоро в школу»
(для будущих первоклассников и их родителей)
Разработчик: учитель начальных классов МБОУ «Новосветский УВК детский сад- начальная школа «Исток» городского округа Судак
Руденко Елена Алексеевна
Название проекта: «Скоро в школу»
Тематическое поле: «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».
Вид проекта: информационно - ориентированный
Состав участников: дети подготовительной к школе группы, психолог, педагоги, воспитатели, родители будущих первоклассников.
Время выполнения проекта: долгосрочный
Уровень интеграции учебного материала - комплексный.
По способам выполнения и завершения - комплексный
Тип проекта (по основным сферам деятельности) - социальный.
Характер содержания проекта: ребенок – взрослый.
Проблема:
Практически все первоклассники в начальный период обучения в школе сталкиваются с определёнными трудностями, т.к. с приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности.
Актуальность:
В связи с отсутствием подготовительной группы в нашем учебно –воспитательном комплексе, а также с целью реализации преемственности между дошкольным и начальным общим образованием, актуальным стал вопрос о разработке проекта для будущих первоклассников и их родителей «Скоро в школу», т.к. переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы.
Таким образом, преемственность должна строиться:
- на учете возрастных и психологических особенностей детей 5 – 8 лет;
- на единых целях воспитания и обучения детей;
- на единстве требований взрослых (воспитателей, специалистов детского сада, родителей, учителей), согласующих с выбранной образовательной программой.
Обоснование проблемы:
1 Недостаточность знаний родителей и детей об обучении в школе.
2 Несформированность волевых качеств школьника.
3.Низкие логико–мыслительные процессы.
Цель проекта: способствовать постепенному вхождению ребенка в школьную жизнь и его адаптации в жизни, формирования у него чувства защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающим;
- способствовать формированию у родителей потребности в общении с педагогами школы, специалистами и детьми;
- помочь родителям решать сложившиеся проблемные ситуации при обучении ребёнка.
Задачи проекта:
1. Способствовать развитию интереса к школе и учебным навыкам;
2. Формировать у детей адекватное представления о школе;
3. Развивать компетенцию будущих первоклассников (социально-коммуникативную, информационную и т.д.) ;
4. Формировать личностную готовность детей к школе, «внутреннюю позицию школьника»;
5. Профилактика тревожности и страха перед школой;
6. Проводить педагогическое просвещение родителей будущих первоклассников по вопросам готовности детей к школьному обучению;
7. Знакомить родителей с основами психологии ребенка старшего дошкольного возраста и с методами и приемами позитивного настроя детей на «школьную позицию»;
8. Создание предметно-развивающей среды для гармоничного развития воспитанников и ознакомления со школой (дидактические и сюжетно-ролевые игры).
Принципы реализации проекта:
1. Целенаправленность процесса воспитания положительного отношения к школе на основе возрастных особенностей детей;
2. Научно-обоснованное сочетание разных видов деятельности;
3. Единство содержания форм и методов работы;
4. Личностно-ориентированный подход в процессе воспитания положительного отношения к школе детей дошкольников;
5. Принцип сотворчества детей, педагогов и родителей в совместном процессе «дети – родители – сотрудники»;
6. Принцип доступности;
7. Принцип системности и последовательности.
Ожидаемый результат:
Цель данного проекта: развитие компетенции родителей будущих первоклассников по вопросам готовности детей к школе.
В конце реализации проекта «Скоро в школу» родители должны чётко знать требования предъявляемые школой к ребенку.
Каждый родитель в конце работы должен быть готов создать психологический портрет своего ребенка, как будущего школьника, уметь наметить пути преодоления трудностей в обучении по мере их появления.
Ожидаемый результат проекта по отношению к будущему ученику:
- прогнозирования навыков обученности;
- по окончанию реализации проекта «Скоро в школу» дети должны иметь представление о правилах поведения в учебном заведении;
- получить навык общения с учителем и детьми в условиях учебного процесса;
- проявить себя в роли «ученика» (научиться слушать в течении 20-30 мин., выполнять требования учителя, усваивать необходимый объём учебного материала;
- сформировать у ребёнка коммуникативные навыки, интеллектуальный уровень развития на данном этапе и психологическую готовность детей к школе.
Проект реализуется по следующим направлениям:
1 Совместная деятельность с детьми;
2 Взаимодействие с родителями;
3 Взаимодействие с педагогами.
Этапы развития проекта:
1 этап – подготовительный;
2 этап – основной;
3 этап – заключительный.
1 этап – подготовительный
Цель: организация партнерского сотрудничества педагогов и родителей;
осуществления педагогической пропаганды среди родителей и широкой общественности по разъяснению задач воспитания и образования.
На данном этапе осуществляется посещение учителем старшей группы детского сада, беседы с родителями на родительских собраниях, анкетирование родителей по вопросам подготовки ребенка к обучению в школе, наблюдение за детьми во время проведения занятий в детском саду.
2 этап – основной
Цель: дать теоретический материал родителям будущих первоклассников о развитии ребенка до поступления в школу;
ознакомить детей с нормами и правилами поведения в школе.
На данном этапе предлагается проведение родительских лекториев, где специалисты проводят коллективные и индивидуальные беседы с родителями об особенностях развития ребенка, его психологической и физиологической готовности к школе; открытые показы образовательной деятельности в детском саду и открытых уроков в школе, педагогические и психологические наблюдения.
В практические занятия с детьми входят:
- проведение цикла занятий «Скоро в школу»;
- проведение экскурсий, прогулок;
- проведение занятий по развитию речи, общей и ручной моторики, ознакомление с окружающим миром;
- участие в театрализованной деятельности;
- совместные праздники, спортивные соревнования дошкольников и первоклассников.
3 этап – заключительный
Цель: обработать результаты исследования; выявить уровень готовности детей к обучению.
На данном этапе предусматривается диагностирование и тестирование детей, анкетирование родителей, проведение родительского собрания учителем будущих первоклассников.
Итог реализации проекта:
Дети |
Родители |
Проявляют интеллектуальную активность, познавательный интерес. |
Получение новых знаний в вопросах успешной адаптации детей к школе |
Понимают эмоциональное состояние взрослых и других детей, выраженное в мимике, пантомимике, речи, действиях, интонации
|
Расширение возможности сотрудничества со своими детьми, применяя полученные знания
|
Проявляют самостоятельность в разнообразных видах деятельности, стремиться к проявлению творческой инициативы . |
Осознание важности воспитания нравственных основ гражданских качеств, формирования первых представлений детей о школе, обществе и культуре.
|
Наличие у детей правильных и четких представлений и знаний о школе |
|
Сформированность учебного и социального мотива учебной деятельности, эмоционально положительное отношение к школе |
|
Развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта |
|
Благоприятное течение адаптационного школьного периода |
|
Выполненная работа позволила контролировать процесс подготовки ребёнка к школе во всех сферах образовательной деятельности. Важным моментом было сотрудничество школы с детским садом, работа в едином пространстве, с одними требованиями. Была оказана методическая помощь родителям в подготовке детей к школе.
По итогам анкетирования родителей, по вопросам подготовки детей к школе, были выявлены некоторые недостатки, которые в ходе реализации проекта были постепенно устранены.
Заключение:
Проектная деятельность всегда имеет яркую социальную окраску, мотивирует всех участников проекта, объединяет содержание разных образовательных областей в рамках решения задач проекта. Даёт возможность реализовать все виды деятельности, создаёт основу для дальнейшего усложнения задач темы.
Использованная литература:
1. Готовимся к школе: Пособие для будущих первоклассников/Под ред. Л.Е. Журовой. – М.: Вентана – Граф, 2007 - 64с.
2. Должикова Р. А., Федосимов Г.М., Кулинич Н.Н., Ищенко И.П. «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе», Москва, Школьная пресса, 2008 г.
3. Как подготовить ребёнка к школе: методическое пособие для воспитателей/ (Т. И. Гризик, О. А. Карабанова, Е. В. Соловьёва; науч. рук. Е. В. Соловьёва). – М.: Просвещение, 2011 – 127с.
4. Подготовка ребёнка к школе: Пособие для воспитателей, педагогов и родителей. К. В. Бардин – М.: Мозаика – Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003 – 96с.
5. Подготовка ребёнка к школе: требования и диагностика: Учебное пособие/ под редакцией Багаутдиновой С.Ф., Градусовой Л.В. - Магнитогорск: МаГУ, 2012
6. Социально – психологическая подготовка к школе. Рабочая тетрадь для занятий с детьми. С.А. Козлова – М.: Школьная пресса, 2004 – 48с.
7. Формирование нравственного здоровья дошкольников: Занятия, игры, упражнения. /Под ред. Л.В. Кузнецовой, М.А. Панфиловой. – М.: ТЦ Сфера, 2003 - 64с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.