Общешкольное мероприятие : «4 ноября - День народного единства»
Цель: Дать представление о празднике- 4 ноября, раскрыть значение и роль праздника как дня сохранения единства народа, начала государственности, завершение смуты на Руси.
Задачи:
Образовательные:
1. Углубить знания учащихся о событиях Смутного времени начала XVII века.
2. Способствовать нравственному и патриотическому воспитанию на примерах героев Народного ополчения 1611 – 1612 года.
Развивающие:
1.Развивать чувство гражданственности и патриотизма, любовь к Родине, интерес к истории Российского государства;
Воспитательные:
1.Формировать ответственность за судьбу Родины.
2. Воспитывать в детях гордость, что мы родились и живем в России; желание стать наследниками славных традиций русской истории.
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация,ьузыкальное сопровождение.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
I. Оргмомент. Проверка готовности учащихся.
II. Прослушивание гимна РОССИИ.
III. Вступительное слово учителя.
- В настоящее время в России отмечаются 7 основных государственных праздников. Среди них есть праздники, которые остались от предыдущих исторических эпох.
-Сегодня мы с вами на классном часе поговорим об одном очень важном государственном празднике, который наша страна отмечает с ноября 2005 года. Чтобы вы догадались, о каком празднике идёт речь, предлагаю вам поработать в группах. Вам будут предложены карточки с названиями государственных праздников и их датами.
Соотнесите даты и названия.
12 декабря |
День Победы |
12 июня |
День народного единства |
4 ноября |
День независимости России |
23 февраля |
Международный женский день |
9 мая |
День конституции |
1 мая |
Новый год |
1 января |
Праздник Весны и Труда |
8 марта |
День защитника Отечества |
7 января |
Рождество Христово |
(Проверка – группы называют по очереди дату и соответствующий праздник, зарабатывают баллы)
IV. Определение темы классного часа.
- Итак, какой праздник отмечает в ноябре вся наша страна? (День народного единства). Кто из вас знает, что символизирует этот праздник? (предположения учащихся).
V. Постановка целей.
- Попробуйте самостоятельно определить цель нашего классного часа. (Ответы учащихся)
- Сегодня мы поговорим о государственном празднике России – Дне Народного Единства .
- К чему призывает нас этот праздник? (Праздник призван напомнить о том, что мы россияне– единый народ с общей исторической судьбой и общим будущим.
- В чем состоит суть дня народного единства? (День народного единства, проникнутый идеями национального согласия, сплочения общества, упрочнения российской государственности, взаимопонимания, милосердия, заботы о людях. День народного единства является свидетельством единения людей, служения обществу).
- Для чего нам нужно единство? (Для того, чтобы строить Россию вместе. Когда у нас будет доверие друг к другу, когда наша дружба будет крепка, мы сможем защитить нашу Родину от любой опасности).
Стихотворение
1.Жура-жура-журавель! 2. Где зеленой тучей тополя
Облетел он сто земель, Застят неба голубой простор,
Облетел, обходил, С ясным солнцем повстречался я,
Крылья, ноги натрудил. С ясным солнцем начал разговор.
Мы спросили журавля: 3. –Солнышко, ты в блеске и тепле
-Где же лучшая земля? Проплываешь у любых ворот.
Отвечал он пролетая: Где всего прекрасней на земле,
-Лучше нет родного края! И какой понравился народ?
4. –Каждый,- шепчет солнышко,
-Хорош. Не могу обидеть никого.
А где ты родился и растёшь,
Там, дружок, прекраснее всего.
Горы, море или ширь полей…
Родина! Она всего милей!
V. Основная часть.
Учитель: Наша страна - самое большое государство на земном шаре. Русская земля, русские просторы всегда были предметом зависти других народов. Но русский народ всегда защищал и отстаивал свою Родину.
Наша история неустанно движется вперед, но мы сегодня хотим предложить вам вернуться немного в прошлое, а поможет нам в этом колесо истории.
Учитель: Колесо истории крути. Во времена древней Руси нас отнеси.
В 1598году в Москве умирает последний царь династии Рюриковичей, сын Ивана Грозного, царь Федор. Он мало уделял внимания государственным делам, управление страной находилось в руках боярина Бориса Годунова.
Ведущий 2. После
смерти царя Федора Борис Годунов добился избрания его на царство.. первые два
года его правления были спокойными, но затем в России случился неурожай.
Огромные толпы голодных и озлобленных людей только и ждали случая, чтобы объединиться
и пойти на Москву.
Чтец: В глухие дни Бориса Годунова,
Во мгле Российской пасмурной страны,
Толпы людей скиталися без крова
И по ночам всходило две луны.
Среди людей блуждали смерть и злоба,
Узрев комету, дрогнула земля.
И в эти дни Димитрий встал из гроба,
В Отрепьева свой дух переселяя.
Ведущий 1. В своем
произведении поэт говорит об еще одном сыне Ивана Грозного – царевиче Дмитрии.
Но настоящий царевич был убит в городе Углич в 1591 году, а его именем
воспользовался монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев. Многие на Руси
поверили в легенду о царском происхождении обманщика и встали на его сторону.
Ведущий 2. Годунов направил против Лжедмитрия большие силы, надеясь не
допустить прихода польского ставленника в Россию. Но тут случилось неожиданное:
13 апреля 1605 года Борис Годунов умер, и вся царская армия перешла на сторону
Лжедмитрия. Самозванец торжественно въехал в Москву и занял царский престол.
Вскоре московские бояре столкнулись с тем, что «новый царь Дмитрий» не хочет
соблюдать русские обычаи. Терпение народа было переполнено, когда на свадьбу царя
с католичкой Мариной Мнишек приехали поляки, державшие себя заносчиво и
оскорблявшие москвичей.
Ведущий 1. Царем Лжедмитрий был меньше года. В ночь на 17 мая 1606года
жители Москвы бросились громить дворы, где жили поляки, ворвались в покои
самого царя и убили его. Заговор против самозванца возглавил Василий Шуйский,
которого впоследствии и выбрали новым царем. Через год в России вновь появились
слухи о самозванце, на сей раз речь шла о Лжедмитрии Втором.
Ведущий 2. Василий Шуйский тоже недолго пробыл царем. В 1610году его
свергли с трона и заставили постричься в монахи. В этом же году был убит и
Лжедмитрий Второй. Страна вновь лишилась правителя, власть оказалась в руках
бояр. В народе эту власть назвали «Семибоярщина». Чтобы избавиться от угрозы польского,
а затем и шведского завоевания Семибоярщина решила возвести на престол сына
польского короля – Владислава. Под предлогом защиты Москвы бояре в ночь на 21
сентября 1610 года открыли ворота Кремля и впустили туда польский гарнизон.
Ведущий 1. В ясное сентябрьское утро 1611года в Нижнем Новгороде на
центральной площади собралось множество народа
Чтец: Друзья и братья! Русь святая гибнет!
Друзья и братья! Православной вере,
В которой мы родились и крестились,
Конечная погибель предстоит.
Святители, молитвенники наши,
О помощи взывают, молят слезно.
Вы слышали их слезное прошенье!
Поможем, братья, родине святой!
Что ж! Разве в нас сердца окаменели?
Не все ль мы дети матери одной?
Не все ль мы братья от одной купели?
Ведущий 1. С таким воззванием обратился к народу купец Кузьма Минин.
Чтец: Что мешкать даром
Время нас не ждет!
Нет дела ратного без воеводы:
Изыщем, братия, честного мужа,
Которому то дело за обычай,
Вести к Москве и земским делом править.
Кто будет воеводой?
Воля Божья!
Пожарского избрали мы
всем миром,
Ему и править нами. Глас народа –
Глас Божий. Выборных людей пошлем.
Просить и кланяться,
чтоб шел к нам наспех.
22 октября (4 ноября по новому стилю) поляки оставили Китай-город. В этот день Пожарский приказал внести в Москву икону Казанской Божьей Матери и дал обет построить здесь церковь. Впоследствии обещание было выполнено – храм Казанской Божьей Матери был построен в 1633году. Тем временем остатки польских войск 26 октября, бросая оружие на землю, стали сами выходить из осажденной крепости.
Физкультминутка.
Дружно встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь – богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво;
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще
Через левое плечо.
Буквой «л» расставим ноги.
Точно в танце - руки в боки.
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу!
Историческая справка. Год рождения Кузьмы Минина неизвестен. Он был торговец мясом из Нижнего Новгорода и не особенно выделялся из посадских людей. В начале сентября 1611года его избрали главным человеком в городе – земским старостой. Ему было лет 45-50. Был он не грамотный, умел считать, но читать и писать не мог. В дальнейшем все документы за него подписывал князь Дмитрий Пожарский.
Историческая справка. Дмитрий Пожарский родился в 1578году. Происходил он из старинного княжеского рода, который, однако, не играл видной роли в государственных делах. Дмитрий получил военную подготовку, любил читать, был набожен. Он рано начал служить, и в 1610 году был назначен воеводой в город Зарайск. Про него говорили «что не было на нем никакой неправды». Осенью 1611года князь примкнул к первому Ополчению Прокопия Ляпунова и в боях за Москву был ранен. Он долго лечился и оправился от ран как раз к тому времени, когда к нему прибыли гонцы из Нижнего Новгорода.
Ведущий 1. 21 декабря 1612года «Совет всея Земли» разослал по русским городам грамоты с известием об окончательном избавлении Москвы от поляков. А в феврале 1613 года собрался Земский собор, на нем было предложено выбрать нового царя – 16-летнего Михаила Федоровича Романова. Этим событием было положено окончание Смуты, принесшей немало горестей русскому народу.
1 ученик
С историей не спорят,
С историей живут,
Она объединяет
На подвиг и на труд.
2 ученик
Едино государство,
Когда един народ.
Когда великой силой
Он движется вперёд.
3 ученик
Врага он побеждает,
Объединившись в бой,
И Русь освобождает,
И жертвует собой.
4 ученик
Во славу тех героев
Живём одной судьбой.
Сегодня День единства
Мы празднуем с тобой!
4ноября с 2005 года отмечается как "День народного единства". Это праздник в честь иконы Пресвятой Богородицы, именуемой Казанской. Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком количестве списков, как Казанская икона Божией Матери. К ней чаще всего обращаются в бедах, болезнях и тяготах. Православная церковь отмечает праздник Казанской иконы Божией Матери дважды в году 21 июля (8 июля по старому стилю) и 4 ноября (22 октября по старому стилю).
VI. Подведение итогов.
Учитель: - День освобождения Москвы от захватчиков празднуют как День народного единства. Это не только праздник изгнания интервентов, несущих чуждые нам ценности, это праздник дружбы и объединения, праздник любви и согласия, веры в то, что Бог в правде, а не в силе. Помните лозунг победителей: держаться вместе, любить и помогать друг другу, уметь искренне прощать обидчика.
В заключение давайте крепко возьмемся за руки и дружно все вместе произнесем такие слова:
Главное – вместе!
Главное – дружно!
Главное – с сердцем горящим в груди!
Нам равнодушных в жизни не нужно!
Злобу, обиду из школы гони!
VII. Рефлексия.
Учитель:- Итак, давайте же подведём итог нашей беседы. Сегодня мы должны были ответить на вопрос «Что такое 4 ноября для России?», и каждый ответит на вопрос «Что для меня 4 ноября?»
Что такое 4 Ноября?
4 ноября – это день единства всех российских народов, а не повод
для нацистских настроений
4 ноября – это день спасения России от самой большой опасности,
которая когда-либо ей грозила
4 ноября – это возрожденный праздник со своей историей, а не
просто замена 7 ноября
4 ноября – это день реальных дел, а не сомнительных маршей .
Запомните это чувство единения и удивительной приподнятости и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих славных предков.
Звучит песня «Моя Россия».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.