Методическая разработка урока по обществознанию
Тема: Семья. Тенденции развития современной семьи.
Цели и задачи: ознакомится с психологией семейных отношений; рассмотреть тенденции развития семьи в современном обществе.
Развивать у учащихся умения работы с текстом, умения сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать проблемные и познавательные задания.
Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, фотовыставка «Семьи счастливые моменты», раздаточный материал, анкеты социологического опроса
Ход урока.
Слайд 1 (Изображение композитора Феликса Мендельсона)
Здравствуйте, ребята! Перед вами на слайде изображен портрет. Посмотрите внимательно. Подумайте, какое отношение имеет этот человек к бракам, заключенным после 1858 года? (Заслушиваются версии ответов учащихся).
Ребята! Ваши ответы принимаются до физкультминутки!
А сейчас, посмотрите на слайд
Слайд 2
Видеофайл о сотворении Богом женщины.
Поле просмотра видеофайла: Ребята! Основой семьи испокон веков считалась женщина, и не зря Бог, передавая ее мужчине, сказал: «Не пытайся переделать ее!». Зная заранее чем это может закончится.
Ребята! К чему это мы все рассматривает? Основой чего является женщина? Правильно, основой каждой семьи. Как называется наша тема урока?
Правильно! В тетради записываем тему урока «Семья.» (Слайд 3)
Отставляем место, по ходу урока мы допишем тему полностью.
Перед нами на стенде фотографии ваших семей «Семьи счастливые моменты».
Но только ли счастливые моменты бывают в семье? Вы правы! Не только счастливые моменты, но и рутина, и кризисы семейных отношений.
Слайд 4-5 Определения кризиса семейных отношений.
По результатам проведенного вами социального опрос 10 семей мы получили вот такой результат: первые разногласия в семье происходят чаще всего на третий год семейной жизни. (Слайд 6)
Попробуйте объяснить это? (Беседа с учащимися)
Слайд 7 «Кризис первенца». Объяснение учителя
Ребята! Перед вами задания по типу ЕГЭ по обществознанию
ТЕКСТ
Большое разнообразие форм семьи стало привычной чертой нашего времени. Люди женятся менее охотно, чем раньше, и предпочитают делать это в более позднем возрасте.
Уровень разводов существенно возрос, что привело к росту числа неполных семей. Всё больше людей выбирают перед заключением брака, а часто и вместо него, форму
совместного проживания - сожительство. Изменился не только состав семей и домашнего окружения. Не менее важно изменение ожиданий людей в отношении их связей с другими. Всё больше связи зависят от сотрудничества и общения между их участниками.
Эмоциональное общение стало самым важным не только в связях, основанных на любви, но и в дружбе и общении с родственниками и детьми. Изменения в семейной жизни часто
сталкиваются с призывами вернуться к прошлым «золотым денькам». Однако назад пути нет. Мы должны активно и творчески интересоваться меняющимся миром. Прежде всего, нужно определить ключевые понятия семьи и брака. Семья - это группа людей, связанных
прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми.
Брак можно определить как получивший общественное признание и одобрение сексуальный союз двух взрослых лиц. Индивиды, вступившие в брак, становятся родственниками друг другу, но их брачные обязательства связывают родственными узами гораздо более широкий круг людей. Семейные отношения всегда рассматриваются в рамках более широких родственных групп. Практически во всех обществах можно
выделить то, что социологи и антропологи называют нуклеарной семьей. В обществах, предшествующих индустриальному, распространенной была расширенная семья.
(Э. Гидденс)
21
Какие изменения в семейно-брачных отношениях выделяет автор? Назовите любые три из них.
22
Как автор определяет брак? Опираясь на знание курса обществознания и личный социальный опыт, назовите три категории лиц, которые могут стать родственниками в результате брачного союза двух людей.
23
Автор отмечает рост разнообразия форм семьи. Укажите две формы семьи,
упомянутые в тексте. Опираясь на обществоведческие знания, приведите примеры двух любых других форм семьи. Укажите отличительный признак любой из них.
Ответы на вопросы:
21 Какие изменения в семейно-брачных отношениях выделяет автор?
Назовите любые три из них.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
В ответе могут быть названы следующие изменения: |
|
Правильно названы три изменения |
2 |
Правильно названы два изменения |
1 |
Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
2 |
22 Как автор определяет брак? Опираясь на знание курса обществознания
и личный
социальный опыт, назовите три категории лиц, которые могут стать родственниками
в
результате брачного союза двух людей.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
В ответе должны быть следующие элементы: |
|
Могут быть указаны другие категории лиц |
|
Приведено авторское определение и три категории лиц. |
2 |
Приведено авторское определение и две категории лиц. ИЛИ
Приведены только |
1 |
Приведено авторское определение и одна категория лиц. ИЛИ
Приведены |
0 |
Максимальный балл |
2 |
23 Автор отмечает рост разнообразия форм семьи. Укажите две формы семьи,
упомянутые в тексте. Опираясь на обществоведческие знания, приведите примеры
двух
любых других форм семьи. Укажите отличительный признак любой из них.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
БАЛЛЫ |
В ответе должны быть следующие элементы: |
|
Указаны две формы семьи, приведены два примера, приведен
отличительный |
3 |
Указаны две формы семьи, приведен один пример, приведен
отличительный |
2 |
Указана одна форма семьи, приведен один пример, приведен
отличительный |
1 |
Указана форма семьи и приведен отличительный признак. ИЛИ
Указана только |
0 |
Максимальный балл |
3 |
Заслушиваются ответы учащихся.
Молодцы, ребята! Справились неплохо!
Небольшой штурм ваших знаний! Кому принадлежат выражения, какому поколению (родителей, молодежи). Слайд 9
Правильно! Молодцы!
Физкультминутка
Слайд 10. Звучит вальс Мендельсона. (Разучивается «па» из вальса).
После разминки, учитель дает историческую справку о композиторе Мендельсоне и его свадебном вальсе.
«Один из наиболее распространенных свадебных маршей. Написан в 1842 году Феликсом Мендельсоном. Это музыкальное произведение было написано для пьесы «Сон в летнюю ночь». Настоящую популярность марш обрел после свадебной церемонии кронпринца прусского Фридриха и принцессы Виктории 25 января 1858 года.
Думаю, в ближайшие 10-15 лет мода на свадебный вальс Мендельсона не пройдет.
Учащиеся садятся на свои места.
Ребята! Обратите внимание на слайд и через 1 минуту дайте мне ответ: «Какие семьи изображены здесь?»
Слайд 11
Беседа с учащимися по изображениям: неполная семья, семья с дивиантным поведением, нуклеарная семья, чайлдфри (субкультура и идеология, характеризующаяся сознательным нежеланием иметь детей) и т.п.
Рассмотрим ситуацию (работа с текстом)
Прочитать текст и ответить на вопросы:
Некоторые исследователи считают, что главной причиной кризиса современной семьи является утрата отцом позиции лидера. Бабушки и дедушки живут часто отдельно и не могут оказать поддержку отцу в утверждении своего главенствующего положения. Дети не участвуют в этом процессе. Между мужем и женой не прекращается борьба за приоритет в семейных делах. Это подтачивает прочность семейных связей.
Разделяете ли вы эту точку зрения? Свою позицию обоснуйте.
А теперь давайте допишем тему нашего занятия ( в ходе обсуждения с детьми выводим вторую часть темы) «Тенденции развития современной семьи». Слайд 12
Это в Российской Федерации тенденции развития семьи такие, а что на Западе с семьей мы сейчас узнаем из сообщения (инд /домашнее задание).
(Сообщение о тенденциях развития семьи в Западной Европе).
Я думаю вы не раз задумывались о своей будущей семье. Да?
Тогда это задание для вас!
Слайд 13
Мальчики – составьте портрет идеальной жены.
Девочки - составьте портрет идеального мужа.
(Работа в паре – презентация работ учащихся)
Озвучивание полученных результатов.
Молодцы!
Выполнение структуры «джот тотс» (дети по очереди записывают слова относящиеся к теме «Тенденции развития современной семьи»). Переход к «сорд картс». Разбить на 3 группы ваших термины и определения (на выполнение работы дается время). Дети озвучивают результат работы.
Подведение итогов урока: Молодцы! В последнем задании нам встретилось выражение «воспитание». Следующий урок мы продолжим изучением функций семьи.
Домашнее задание: подготовить презентацию о своей семье (не менее 5 и не более 8 слайдов)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.