Правильно: Отношения купли- продажи, которые регулируются нормами права
Признаки правоотношений:
это всегда общественные отношения
(связь между людьми в обществе);
- всегда возникают в связи с предписаниями норм права и регулируются ими;
- предполагают наличие прав и обязанностей у их субъектов;
- как и само право охраняются государством.
Правоотношение – это охраняемое государством и урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого имеют взаимные юридические права и обязанности.
Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правовых отношений.
Во многих случаях для наступления определенных правовых последствий необходима совокупность юридических фактов. В этом случае говорят о фактическом составе.
Например: для возникновения пенсионных правоотношений необходимо:
1) достижение гражданином определенного возраста;
2) трудовой стаж;
3) оформление документов в органах социальной защиты населения.
Классификация юридических фактов по волевому признаку:
1. Действия – связаны с волей и сознанием людей (дарение, поступление в вуз и пр.).
2. События – не связаны с волей человека и возникают в силу различных обстоятельств, порождая правовые последствия (факт смерти человека - решение вопроса о наследстве, факт наступления 14 лет, т.к. гражданин РФ получает паспорт).
Классификация юридических фактов по правовым последствиям:
1) правообразующие (трудоустройство)
2) правоизменяющие (перевод работника на другую должность)
3) правопрекращающие (увольнение работника)
К возникновению юридических фактов могут приводить как правомерные действия, так и действия противоправные.
Правомерные действия соответствуют требованиям закона.
Противоправные действия – это действия, связанные с нарушением норм права.
Правомерные действия могут быть двух видов:
1) юридические акты - акты, изданные гос. органами и направленными на возникновение юрид. последствий: составление завещания, страхование имущества, судебные решения и др.
2) поступки - действия, прямо не направленные на правовые последствия, но порождающие их в силу объективного результата: находка клада- человеку, нашедшему клад, полагается вознаграждение, создание художественного произведения.
Неправомерные (противоправные):
1) проступки
2) преступления
Как и любое социальное отношение, правоотношение возможно только при наличии трех необходимых элементов: субъектов, объекта и содержания. Но так как речь идет об особом общественном отношении, регулируемом нормами права, то все его элементы наполняются и конкретным правовым смыслом.
Что же представляет собой элементы правоотношения?
Субъекты права – это человек или какое- то объединение людей, обладающие определенными характеристиками, которые дают им право вступать в правоотношения.
Сторонами правоотношений могут быть только лица, обладающие качествами субъекта права - правосубъектностью. Она состоит из правоспособности и дееспособности.
Правоспособность у физических лиц появляется с рождения, а прекращается с его смертью.
Дееспособность приобретается постепенно. Например, согласно ГК РФ малолетние дети в возрасте от 6 до 14 лет имеют право самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет могут распоряжаться своим заработком, стипендией. Могут быть признаны авторами изобретения, художественного произведения. С 16 лет ребенок может стать членом кооператива. Одновременно раширяется и сфера ответственности: с 14 лет дети несут уголовную ответственность, с 16 лет административную ответственность. Полная дееспособность наступает в 18 лет.
Задание 7:
Вам предложены общественные отношения, определить какие отношения являются правоотношениями. Аргументируйте свой ответ
1.Покупка хлеба в магазине
2.Вручение подруге цветов день рождения
3.Дарение родственнику сотового телефона
4.Заем денег у приятеля
5.Прогулка по парку
Задание 8:
Определите из предложенных ситуаций вид правонарушения, то есть проступок или преступление. Аргументируйте свой ответ.
1) Валя А. получила от двух знакомых крупные суммы денег для покупки ювелирных изделий, после чего скрылась.
2) 14-летние подростки баловались с огнем около трансформаторной будки, в результате чего обгорела дверь будки.
3) Виктор П. управлял машиной в нетрезвом состоянии.
4) В городе N была организована вооруженная пистолетами и автоматами группа для осуществления нападений на граждан и организации.
5) Яков Ш. присвоил авторство произведения, созданного другим человеком.
Задание 9:
Определите из предложенного перечня вид юридической ответственности. Аргументируйте свой ответ.
1. Серёжа и Саша играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа. Какое правонарушение совершили подростки? Вид ответственности.
2. Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых.
3. Учащиеся 7б класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонка все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника.
4. Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих.
Литература в помощь:
https://uchebnik-skachatj-besplatno.com/Обществознание/Учебник%20Обществознание%2010%20класс%20Базовый%20уровень%20Боголюбов/index.html
https://businessman.ru/narushenie-prav-rebenka-v-sovremennom-mire-primeryi-otvetstvennost.html
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.