Общеупотребительные слова
Оценка 4.6

Общеупотребительные слова

Оценка 4.6
doc
31.05.2021
Общеупотребительные слова
общеупотр и необщеупотр слова.doc

Урок русского языка в 6 классе по теме:

«Общеупотребительные слова. Диалектизмы. Профессионализмы» ( 2 часа)

 

Тип урока: получение новых знаний

Цели урока :

1) Обучающая: узнать новое о сферах употребления слов в нашей речи;

2) Развивающая: развивать умения учащихся формулировать собственные суждения, делать выводы, вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно;

3) Воспитательная:  воспитывать внимание к слову, повышать культуру речи, прививать любовь к русскому языку.

Задачи: научиться различать слова по сфере их употребления: общеупотребительные и слова ограниченного употребления.

 

3 этапа урока соответствуют  следующим фазам:

·                         1 фаза – мотивационная или фаза вызова.

·                         2 фаза – реализация смысла (работа с новой информацией)

·                         3 фаза – рефлексия

 

Формы работы – фронтальная, парная, работа по вариантам, индивидуальная.

Методы: проблемный диалог, беседа, рассказ

Группы формируемых компетенций: интеллектуальные, коммуникативные, информационные

 

 

Ход урока.

Слово – одежда всех фактов, всех мыслей.(М.Горький)

 

Орг. момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Всем говорю я: Здравствуйте!

С добрым утром, друзья!

День наступил прекрасный,

Потому что в нем ВЫ и Я.

Улыбнемся друг другу, подарим хорошее настроение, чтобы всем нам сегодня было интересно и увлекательно идти по дороге Знаний.

Садитесь, пожалуйста. Запишем число урока.

 

Фаза вызова (мотивационная)

Учитель: Я приглашаю вас сегодня в мир Слова. Что вы знаете об этом мире? Какой раздел науки о языке изучает слово как основную единицу нашего языка? Чтобы ответить на этот вопрос, решим орфографическую задачу.

Орфографическая задача: вставьте буквы-орфограммы, объясните правила их написания. При правильном решении задачи мы ответим на вопрос, какой раздел науки о языке изучает слово как основную единицу нашего языка.

 

Л

Выб? ру

Во?зал

Ко?ьба

Расст?лаю

к

Р?сточек

л

Крыж?вник

Мя?кий

Ц?фра

я

Ответ: Лексикология

 

Учитель: Какие же понятия вам уже знакомы из раздела Лексикология?

Вспомните их.

(Работа в парах с тетрадями и учеником).

 

Синонимы, антонимы омонимы, лексика

 

 

Учитель: Цель нашего урока – узнать новое о сферах употребления слов в нашей речи. О словах всем известных, понятных и о словах ограниченного употребления.

Какие слова всем понятны? А как будут называться слова, которые не все понимают и употребляют?

Возможные ответы учащихся: Те слова, которые все употребляют, общепонятны. Это общеупотребительные слова. А слова, которые не все употребляют и понимают – необщеупотребительные.

Учитель: Правильно, необщеупотребительные слова еще называют диалектизмами.  Вы определили тему нашего урока, запишем её.

 

Учитель: Что же это за слова? Ваши предположения?

Что мы хотим о них узнать?

(Работа в парах. Обучающиеся формулируют и озвучивают вопросы, на которые они хотели бы получить ответ, то есть самостоятельно ставят перед собой цели, которые будут решать на фазе реализации смысла.)

 

Хочу узнать

Что такое общеупотребительное слово

Почему слова называются необщеупотребительными

Кто и Где употребляет диалектизмы

 

 

 

 

 

Учитель: Где можно узнать об этом, найти ответы на поставленные нами вопросы?

Возможные ответы учащихся: В учебнике, в словарях.

 

Фаза реализации смысла (работа с новой информацией)

 

Работа с текстом учебника. Чтение вслух.

 

Учитель: Что же вы узнали, работая с информацией учебника? Ответим на первые два вопроса, которые мы себе задали.

А кто же и где употребляет Необщеупотребительные слова? Ответ найдем после самостоятельной работы.

 

1.Практическая часть (работа всего класса в тетрадях  и индивидуально у доски).

Текст

Выплавка чугуна производится в огромных доменных печах.

Верхняя ее половина носит название шахты и заканчивается наверху отверстием – колошником. Самая широкая часть печи называется распаром, а нижняя часть – горном. Через специальные отверстия в горне (фурмы) в печь вдувается горячий воздух или кислород.  Шахта предназначена для подогрева шихты до температуры плавления.

 

Информация для учителя

ШАХТА           [shaft; mine] — вытянутая вверх раб. часть металлургич. шахт, печи, ...

КОЛОШНИК [top] - 1. Верх, часть шахтной печи (напр., доменной), куда загружают

рудные материалы, топливо.

РАСПАР [bosh parallel] — сред, (самого большого диам.) цилиндрич. часть раб. простр. домен, печи

ГОРН [hearth] -. Ниж. цилиндрич. (редко прямоугольная) часть раб. пр-ва шахтной плавильной печи, где происходит горение топлива и скапливается жидкий металл;

ШИХТА [burden; charge] — смесь материалов, загруж. в металлургии, печь

Домна - ДО'МНА, ы, р. мн. домен, ж. (тех). Большая металлургическая, вертикально расположенная печь для выплавки чугуна из руды; то же, что доменная печь.

 

2.Выписать из предложений диалектизмы и подобрать соответствующие им общеупотребительные из слов для справок:

1.                       Надел   тут   Федюня  пимишки…

2.                       Глядит  -  пустоплесье  какое-то, а кругом лес густой.

3.                       Садись-ко лучше за стол. Испеклась у меня чирла-то.

4.                       На голбчике у печки девчоночка сидит.

( Из  уральских сказов  П. Бажова.  )

 

Слова для справок: открытое место среди леса, валенки, пристройка-лежанка  у печи, яичница-глазунья

Информация для учителя

Добавление частицы «то» к окончаниям существительных и прилагательных – особенность уральских говоров,  так называемое уральское «токанье».

 

1.Работа с классом после выполнения заданий

Учитель: Почему пришлось переводить с русского на русский?

Люди какой профессии используют данные слова?

Догадайтесь, как же называются слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии? Слова необщеупотребительные, ограниченной сферы употребления?

Вывод: Слова, связанные с особенностью работы людей той или иной специальности, профессии, называются профессиональными (специальными)

 

Профессионализмы.

Дополнительная информация: Из истории слов

ПРОФЕССИЯ. Заимств. в XIX в. из франц. яз., где profession < лат. professio, суф. производного от profitēri «говорить публично». Профессия буквально — «(официальное) объявление (о своей специальности)» > «официальное указание своего занятия».

 Учитель. О пометах в словарях. Профессиональные слова разъясняются в особых словарях-справочниках. Наиболее употребительные профессиональные слова даются в толковых словарях с пометой спец.,что означает специальное.  

 

2.Учитель: Почему снова  пришлось переводить с русского на русский? Все эти слова знают? А в какой местности, городской или сельской, они употребляются?  

Учитель: Как же называются слова, употребляемые только жителями той или иной местности, т.е. слова ограниченные в сфере употребления, необщеупотребительные? Давайте посмотрим в ваш учебник и прочитаем определение.

Вывод: Диалектизмы, диалектные слова – это слова, употребляемые только жителями той или иной местности.

 

Дополнительная информация: Из истории слов

Диалект (от греч. dialektos – разговор, говор, наречие) – разновидность данного языка, употребляемая в качестве средства общения лицами, связанными тесной территориальной, социальной или профессиональной общностью.

Учитель. О пометах в словарях. Некоторые наиболее употребительные диалектные слова включаются в толковые словари с пометой обл., областное. Существуют специальные диалектные словари. Много диалектных слов в «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля.

 

Учитель: Кто же и где может употреблять Необщеупотребительные слова?

А сейчас давайте выполним с вами упражнение учебника (комментированное выполнение упражнения).

Теперь предлагаю закрепить наши с вами знания при помощи теста.

 

Рефлексия.

 

Учитель: Что же мы узнали сегодня на уроке, что запомнили? Подведём итоги.

Закончите предложения 

Сегодня я узнал, что…

Теперь я знаю, как…

 

Составьте Синквейн на тему: «Слова». При составлении синквейна прочитайте эпиграф к уроку, он должен помочь вам.

Работа  учащихся в паре или индивидуально, запись в тетрадь-памятку.

 

Возможные варианты

Узнал

Слова

Общеупотребительные

и Необщеупотребительные:

профессионализмы диалектизмы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Синквейн

1.                       Слова

2.                       Общеупотребительные, необщеупотребительные

3.                       Показывают, называют, помогают

4.                        «Слово – одежда фактов, мыслей»

5.                       Лексикон

 

«Мостик»  к следующей теме о словах необщеупотребительных.

Учитель: Закончите предложение

Я хотел бы узнать…

Возможный ответ: какие ещё есть слова ограниченной сферы употребления

 Домашнее задание: выучить правила, определения, упр.

 


Урок русского языка в 6 классе по теме: «Общеупотребительные слова

Урок русского языка в 6 классе по теме: «Общеупотребительные слова

Крыж?вник Мя?кий Ц?фра я

Крыж?вник Мя?кий Ц?фра я

Информация для учителя ШАХТА [shaft; mine] — вытянутая вверх раб

Информация для учителя ШАХТА [shaft; mine] — вытянутая вверх раб

Дополнительная информация: Из истории слов

Дополнительная информация: Из истории слов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2021