Урок русского языка в 6 классе по теме:
«Общеупотребительные слова. Диалектизмы. Профессионализмы» ( 2 часа)
Тип урока: получение новых знаний
Цели урока :
1) Обучающая: узнать новое о сферах употребления слов в нашей речи;
2) Развивающая: развивать умения учащихся формулировать собственные суждения, делать выводы, вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно;
3) Воспитательная: воспитывать внимание к слову, повышать культуру речи, прививать любовь к русскому языку.
Задачи: научиться различать слова по сфере их употребления: общеупотребительные и слова ограниченного употребления.
3 этапа урока соответствуют следующим фазам:
· 1 фаза – мотивационная или фаза вызова.
· 2 фаза – реализация смысла (работа с новой информацией)
· 3 фаза – рефлексия
Формы работы – фронтальная, парная, работа по вариантам, индивидуальная.
Методы: проблемный диалог, беседа, рассказ
Группы формируемых компетенций: интеллектуальные, коммуникативные, информационные
Ход урока.
Слово – одежда всех фактов, всех мыслей.(М.Горький)
Орг. момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Всем говорю я: Здравствуйте!
С добрым утром, друзья!
День наступил прекрасный,
Потому что в нем ВЫ и Я.
Улыбнемся друг другу, подарим хорошее настроение, чтобы всем нам сегодня было интересно и увлекательно идти по дороге Знаний.
Садитесь, пожалуйста. Запишем число урока.
Фаза вызова (мотивационная)
Учитель: Я приглашаю вас сегодня в мир Слова. Что вы знаете об этом мире? Какой раздел науки о языке изучает слово как основную единицу нашего языка? Чтобы ответить на этот вопрос, решим орфографическую задачу.
Орфографическая задача: вставьте буквы-орфограммы, объясните правила их написания. При правильном решении задачи мы ответим на вопрос, какой раздел науки о языке изучает слово как основную единицу нашего языка.
Л
Выб? ру
Во?зал
Ко?ьба
Расст?лаю
к
Р?сточек
л
Крыж?вник
Мя?кий
Ц?фра
я
Ответ: Лексикология
Учитель: Какие же понятия вам уже знакомы из раздела Лексикология?
Вспомните их.
(Работа в парах с тетрадями и учеником).
Синонимы, антонимы омонимы, лексика |
Учитель: Цель нашего урока – узнать новое о сферах употребления слов в нашей речи. О словах всем известных, понятных и о словах ограниченного употребления.
Какие слова всем понятны? А как будут называться слова, которые не все понимают и употребляют?
Возможные ответы учащихся: Те слова, которые все употребляют, общепонятны. Это общеупотребительные слова. А слова, которые не все употребляют и понимают – необщеупотребительные.
Учитель: Правильно, необщеупотребительные слова еще называют диалектизмами. Вы определили тему нашего урока, запишем её.
Учитель: Что же это за слова? Ваши предположения?
Что мы хотим о них узнать?
(Работа в парах. Обучающиеся формулируют и озвучивают вопросы, на которые они хотели бы получить ответ, то есть самостоятельно ставят перед собой цели, которые будут решать на фазе реализации смысла.)
Хочу узнать |
Что такое общеупотребительное слово Почему слова называются необщеупотребительными Кто и Где употребляет диалектизмы |
Учитель: Где можно узнать об этом, найти ответы на поставленные нами вопросы?
Возможные ответы учащихся: В учебнике, в словарях.
Фаза реализации смысла (работа с новой информацией)
Работа с текстом учебника. Чтение вслух.
Учитель: Что же вы узнали, работая с информацией учебника? Ответим на первые два вопроса, которые мы себе задали.
А кто же и где употребляет Необщеупотребительные слова? Ответ найдем после самостоятельной работы.
1.Практическая часть (работа всего класса в тетрадях и индивидуально у доски).
Текст
Выплавка чугуна производится в огромных доменных печах.
Верхняя ее половина носит название шахты и заканчивается наверху отверстием – колошником. Самая широкая часть печи называется распаром, а нижняя часть – горном. Через специальные отверстия в горне (фурмы) в печь вдувается горячий воздух или кислород. Шахта предназначена для подогрева шихты до температуры плавления.
Информация для учителя
ШАХТА [shaft; mine] — вытянутая вверх раб. часть металлургич. шахт, печи, ...
КОЛОШНИК [top] - 1. Верх, часть шахтной печи (напр., доменной), куда загружают
рудные материалы, топливо.
РАСПАР [bosh parallel] — сред, (самого большого диам.) цилиндрич. часть раб. простр. домен, печи
ГОРН [hearth] -. Ниж. цилиндрич. (редко прямоугольная) часть раб. пр-ва шахтной плавильной печи, где происходит горение топлива и скапливается жидкий металл;
ШИХТА [burden; charge] — смесь материалов, загруж. в металлургии, печь
Домна - ДО'МНА, ы, р. мн. домен, ж. (тех). Большая металлургическая, вертикально расположенная печь для выплавки чугуна из руды; то же, что доменная печь.
2.Выписать из предложений диалектизмы и подобрать соответствующие им общеупотребительные из слов для справок:
1. Надел тут Федюня пимишки…
2. Глядит - пустоплесье какое-то, а кругом лес густой.
3. Садись-ко лучше за стол. Испеклась у меня чирла-то.
4. На голбчике у печки девчоночка сидит.
( Из уральских сказов П. Бажова. )
Слова для справок: открытое место среди леса, валенки, пристройка-лежанка у печи, яичница-глазунья
Информация для учителя
Добавление частицы «то» к окончаниям существительных и прилагательных – особенность уральских говоров, так называемое уральское «токанье».
1.Работа с классом после выполнения заданий
Учитель: Почему пришлось переводить с русского на русский?
Люди какой профессии используют данные слова?
Догадайтесь, как же называются слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии? Слова необщеупотребительные, ограниченной сферы употребления?
Вывод: Слова, связанные с особенностью работы людей той или иной специальности, профессии, называются профессиональными (специальными)
Профессионализмы.
Дополнительная информация: Из истории слов
ПРОФЕССИЯ. Заимств. в XIX в. из франц. яз., где profession < лат. professio, суф. производного от profitēri «говорить публично». Профессия буквально — «(официальное) объявление (о своей специальности)» > «официальное указание своего занятия».
Учитель. О пометах в словарях. Профессиональные слова разъясняются в особых словарях-справочниках. Наиболее употребительные профессиональные слова даются в толковых словарях с пометой спец.,что означает специальное.
2.Учитель: Почему снова пришлось переводить с русского на русский? Все эти слова знают? А в какой местности, городской или сельской, они употребляются?
Учитель: Как же называются слова, употребляемые только жителями той или иной местности, т.е. слова ограниченные в сфере употребления, необщеупотребительные? Давайте посмотрим в ваш учебник и прочитаем определение.
Вывод: Диалектизмы, диалектные слова – это слова, употребляемые только жителями той или иной местности.
Дополнительная информация: Из истории слов
Диалект (от греч. dialektos – разговор, говор, наречие) – разновидность данного языка, употребляемая в качестве средства общения лицами, связанными тесной территориальной, социальной или профессиональной общностью.
Учитель. О пометах в словарях. Некоторые наиболее употребительные диалектные слова включаются в толковые словари с пометой обл., областное. Существуют специальные диалектные словари. Много диалектных слов в «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля.
Учитель: Кто же и где может употреблять Необщеупотребительные слова?
А сейчас давайте выполним с вами упражнение учебника (комментированное выполнение упражнения).
Теперь предлагаю закрепить наши с вами знания при помощи теста.
Рефлексия.
Учитель: Что же мы узнали сегодня на уроке, что запомнили? Подведём итоги.
Закончите предложения
Сегодня я узнал, что…
Теперь я знаю, как…
Составьте Синквейн на тему: «Слова». При составлении синквейна прочитайте эпиграф к уроку, он должен помочь вам.
Работа учащихся в паре или индивидуально, запись в тетрадь-памятку.
Возможные варианты
Узнал |
Слова Общеупотребительные и Необщеупотребительные: профессионализмы диалектизмы |
Синквейн
1. Слова
2. Общеупотребительные, необщеупотребительные
3. Показывают, называют, помогают
4. «Слово – одежда фактов, мыслей»
5. Лексикон
«Мостик» к следующей теме о словах необщеупотребительных.
Учитель: Закончите предложение
Я хотел бы узнать…
Возможный ответ: какие ещё есть слова ограниченной сферы употребления
Домашнее задание: выучить правила, определения, упр.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.