Существует несколько видов нарушений письма :
1. Смешение букв
2. Ошибки, связанные с нарушением произношения.
3. Смешение фонем
4. Пропуск букв и слогов, недописанные слова.
5. Застревания (персеверации) За зомом росла мамина. (За домом росла малина.), предвосхищения, упреждения (антиципации): Дод небом лолубым. (Под небом голубым.)
6. Мягкость согласных: сольитъ (солить), въезет (везет), Луба (Люба).
7. Слитное написание предлогов, раздельное — приставок
8. Кроме этого, дети, страдающие нарушениями письма, могут не держать строчку, игнорировать точку в конце предложения, заглавную букву.
Основные задачи:
Выяснение степени овладения навыков грамотного письма с учетом этапа обучения и требований школьной программы на момент обследования
Выявление нарушений письма (характер специфических ошибок, степень выраженности).
Выяснение способности « перевода» печатных букв в письменные.
Речевой материал для обследования письма отвечает следующим требованиям:
Включает звуки всех фонетических групп.
Предусматривает позиционную близость звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство, а также букв, смешиваемых по кинетическому сходству.
Включает слова различной звуко-слоговой структуры.
Объем текстов соответствует образовательным стандартам по русскому языку.
Тексты для списывания различаются размером шрифта ( увеличен шрифт текстов для учащихся первого класса)
Обследование навыков письма.
1. Списывание слов и предложений с рукописного текста.
2. Списывание слов и предложений с печатного текста.
3. Записать под диктовку:
а) строчные буквы;
б) прописные буквы.
4.Списывание с печатного текста письменными буквами.
5. Диктант слогов (простых - открытых и закрытых, сложных - открытых и закрытых со стечением согласных).
6. Диктант слов различной структуры.
7. Запись предложений по памяти.
8. Слуховой диктант.
9. Составление и запись рассказа по серии сюжетных картинок.
Все результаты фиксируются и анализируются.
Для анализа ошибок можно использовать таблицу
Типы ошибок | Виды ошибок |
Ошибки звукового состава слова | 1. Замены согласных |
2. Замены гласных | |
3. Пропуски гласных | |
4. Пропуски согласных | |
5. Пропуски слогов и частей слова | |
Ошибки языкового анализа и синтеза | 1. Раздельное написание частей слов |
2. Слитное написание слов | |
3. Перестановки | |
4. Добавления | |
Графическое расположение | 1. Замена букв по пространственному сходству |
2.Зеркальное письмо букв | |
3. Общее искажение букв | |
Лексико-грамматические ошибки | 1. Нарушение согласования, управления |
Орфографические | 1.Правописание -жи-, -ши-, ча-, ща-, -чу-, щу-, -чк-, чн- |
2.Большая буква в начале предложения, в именах, кличках животных | |
3. Правописание мягких согласных | |
4. Правописание безударной гласной |
Списывание с печатного текста
Ёжик. Теплые лучи разбудили лес. От старой ели легла тень. Вылез тощий ёжик. Он стал искать пищу.Цветёт черёмуха. Под лучами майского солнышка всё быстро растёт. Отцвели лёгкие белые подснежники. В лугах развернулся пёстрый ковёр из трав и листьев. Налились на черёмухе бутоны. Приятным ароматом повеяло от дерева. Утром грянули холода. Утренний туман не поднялся колечком с лесной полянки. Он замер и лёг инеем на землю. Тишина в лесу.
Диктант слогов
Простые слоги :
открытые: са шу ха ну ры да пе ню ря пу пы
закрытые: ум ах ас ор ын ус ат омет ян ед
Сложные со стечением согласных слоги:
открытые : агр атр итр
закрытые: тра тро тру
Диктант слов различной структуры
1. Двусложные слова из открытых слогов: дыня, вода, мыло, вата, кофе, муха, сова
2. Трехсложные слова из открытых слогов: лопата, собака, кубики, сапоги, кабина, панама
3. Односложные слова из закрытого слова: мак, лук, мяч, кит, лес, жук, сом, сок, дуб, лев,
4. Двусложные слова с закрытым слогом: лимон, веник, паук, банан, огонь, пакет, бидон,
5. Двусложные слова со стечением в середине слова: банка, юбка, письмо, ветка, буквы, утка, ванна,
6. Двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных: кантик, плитка, компот, бантик, лесник, лейка,
7. Трехсложные слова с закрытым слогом: колобок, самолет, помидор, чемодан, бегемот
8. Трехсложные слова со стечением согласных: яблоко, шахматы, колбаса, конфеты, кукушка
Слуховой диктант
ПТИЦЫ
Наступил декабрь. Выпал пушистый снег. Он покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно. Они ищут себе пищу. Дети кладут в кормушку хлеба и зёрен. Летом посевам нужна защита. Птицы спасут урожай.
Дополнительный материал для обследования письма
С - 3
Засыпанный снегом лес был сказочно красив. Изредка налетали стремительные грозы с раскатами грома и змеистыми молниями.
Ш — Ж
Прошли дожди — грибов жди. Прошумят дожди по железным крышам — и вновь тишина. На вершинах гор кружилась жуткая метель.
П — Б
Поплыли по небу белые пушистые барашки облаков. В полях показались первые проталины. Набухли на вербах почки.
П — Б
Поплыли по небу белые пушистые барашки облаков. В полях показались первые проталины. Набухли на вербах почки.
Т - Д
Долго тянется тоскливая осень. Ветры, дожди, холода. Всё задёрнуто тусклой дымкой тумана. Вся природа ждёт, когда же придет матушка-зима.
Г — К — X
Как нарядна рябина в августе! Огнём горят её гроздья сквозь зелёные кружева гибких веток.
На голые пеньки вьюга нахлобучила пухлые шапки. Пеньки теперь похожи на огромные грибы.
С, З - Ш, Ж
Куст шуршит - серый зайка дрожит. Журка оказался забавным журавлём. В морозном воздухе закружилась живая сетка из пушистых снежинок.
Р — Л
Журавли изредка перекликались с вожаком. И было что-то гордое и уверенное в этом облачном разговоре.
Ц - Ч - Щ
Закачались на выступах гор жёлтые цветочки. Они были похожи на связку золотых ключей. На лиственницах запестрели шишечки. Розовым цветом оделись кустики волчьего лыка. Деревья в чаще слились в чернеющую массу.
Написание слов по картинкам.
Ребенку предлагаются картинки с изображениями хорошо знакомых ему предметов повседневного обихода. Картинки следует подбирать так, чтобы слова были различной сложности (стечение согласных, сложная слоговая структура, сочетание смешиваемых звуков), например: сковорода, скворечник, карандаш, ножницы, телевизор, магнитофон, пирамида, баранки, лыжи, коньки, шуба, старушка, бабушка, сушки, гриб, спички, зажигалка, коробочка, щипцы, клещи, чулки, зубы.
Логопед дает задание написать названия предметов, изображенных на картинках
Нарушение письменной речи у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью обусловлено:
1.Недоразвитием познавательной деятельности. 2. Особенностью организации психической деятельности. 3. Нарушением устной речи как системы деятельности речеслухового, речедвигательного и зрительного анализаторов. 4. Нарушением структуры операции письма.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.