Обсуждение производственных ситуаций

  • docx
  • 06.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Л3-002150.docx

Обсуждение производственных ситуаций

Тест направлен на оценку 4 типов ориентации руководителя в процессе управления. Связь между личностными характеристиками и эффективностью деятельности опосредуется такими социально-психологическими факторами, как позиция личности в коллективе, степень соответствия ее интересов интере-


сам членов коллектива. Тест измеряет следующие 4 типа позиций, склонностей или ориентации руководителя:

Д ориентация на интересы дела;

П — ориентация на отношения с людьми, психологический климат в коллекти- ве;

О — ориентация на официальную субординацию; С ориентация на себя.

Вам будет предложено 20 производственных ситуаций и 4 варианта их решения (А, Б, В и Г). Выберите, пожалуйста, те варианты решения из предложенных, которые вам подходят, и отметьте их. Старайтесь быть искренними и объек- тивными.

Ситуация 1. Ваш непосредственный начальник, минуя вас, дает срочное задание вашему подчиненному, который уже занят выполнением другого от- ветственного задания. Вы и ваш начальник считаете свои задания неотложны- ми.

Выберите наиболее приемлемый для вас вариант.

А.Не оспаривая задания начальника, буду строго придерживаться должностной субординации, предложу подчиненному отложить выполнение текущей рабо- ты.

Б.Все зависит от того, насколько для меня авторитетен начальник.

В.Выражу подчиненному свое несогласие с заданием начальника, предупрежу его, что впредь в подобных случаях буду отменять задания, поручаемые ему без согласования со мной.

Г.В интересах дела предложу подчиненному выполнять начатую работу.

Ситуация 2.Вы получили одновременно два срочных задания: от вашего непосредственного и вашего вышестоящего начальника. Времени для согласо- вания сроков выполнения заданий у вас нет, необходимо срочно начать работу.

Выберите предпочтительное решение.

А.В первую очередь начну выполнять задание того, кого больше уважаю. Б.Сначала буду выполнять задание наиболее важное на мой взгляд.

В.Сначала выполню задание вышестоящего начальника.

Г.Буду выполнять задание своего непосредственного начальника.

Ситуация 3.Между двумя вашими подчиненными возник конфликт, кото- рый мешает им успешно работать. Каждый из них в отдельности обращался к вам с просьбой, чтобы вы разобрались и поддержали его позицию.

Выберите свой вариант поведения в этой ситуации.

А.Я должен пресечь конфликт на работе, разрешить конфликтные взаимоотно- шения это их личное дело.

Б.Лучше всего попросить разобраться в конфликте представителей обществен- ных организаций.

В.Прежде всего лично попытаться разобраться в мотивах конфликта и найти приемлемый для обоих способ примирения.

Г.Выяснить, кто из членов коллектива служит авторитетом для конфликтую- щих, и попытаться через него воздействовать на этих людей.


Ситуация 4. В самый напряженный период завершения производственного задания в бригаде совершен неблаговидный поступок, нарушена трудовая дис- циплина, в результате чего допущен брак. Бригадиру неизвестен виновник, од- нако выявить и наказать его надо.

Как бы вы поступили на месте бригадира? Выберите приемлемый для вас вариант решения.

А.Оставлю выяснение фактов по этому инциденту до окончания выполнения производственного задания.

Б.Заподозренных в проступке вызову к себе, круто поговорю с каждым с глазу на глаз, предложу назвать виновного.

В.Сообщу о случившемся тем из рабочих, которым наиболее доверяю, предло- жу им выяснить конкретных виновных и доложить.

Г.После смены проведу собрание бригады, публично потребую выявления ви- новных и их наказания.

Ситуация 5. Вам предоставлена возможность выбрать себе заместителя. Имеется несколько кандидатур. Каждый претендент отличается следующими качествами:

А.Первый стремится, прежде всего, к тому, чтобы наладить доброжела- тельные товарищеские отношения в коллективе, создать на работе атмосферу взаимного доверия и дружеского расположения, предпочитает избегать кон- фликтов, что не всеми понимается правильно.

Б.Второй часто предпочитает в интересах дела идти на обострение отно- шения, «невзирая на лица», отличается повышенным чувством ответственности за порученное дело.

В.Третий предпочитает работать строго по правилам, всегда аккуратен в выполнении своих должностных обязанностей, требователен к подчиненным.

Г.Четвертый отличается напористостью, личной заинтересованностью в работе, сосредоточен на достижении своей цели, всегда стремится довести дело до конца, не придает большого значения возможным осложнениям во взаимо- отношениях с подчиненными.

Какую кандидатуру вы выберите?

Ситуация 6. Вам предлагается выбрать себе заместителя. Кандидаты отли- чаются друг от друга следующими особенностями взаимоотношений с выше- стоящим начальником:

А.Первый быстро соглашается с мнением или распоряжением начальника, стремится четко, безоговорочно и в установленные сроки выполнять все его за- дания.

Б.Второй может быстро соглашаться с мнением начальника, заинтересо- ванно и ответственно выполнять все его распоряжения и задания, но только в том случае, если начальник авторитетен для него.

В.Третий обладает богатым профессиональным опытом и знаниями, хоро- ший специалист, умелый организатор, но бывает неуживчив, труден в контакте.

Г.Четвертый очень опытный и грамотный специалист, но всегда стремится к самостоятельности и независимости в работе, не любит, когда ему мешают.


Какую кандидатуру вы выберите?

Ситуация 7. Когда вам случается общаться с сотрудниками или подчинен- ными в неформальной обстановке, во время отдыха, к чему вы более склонны:

А.Вести разговоры, близкие вам по деловым и профессиональным интере-

сам.

Б.Задавать тон беседе, уточнять мнения по спорным вопросам, отстаивать

свою точку зрения, стремиться в чем-то убедить других.

В.Разделять общую тему разговоров, не навязывать своего мнения, под- держивать общую точку зрения, стремиться не выделяться своей активностью, а только выслушивать собеседников.

Г. Стремиться не говорить о делах и работе, быть посредником в общении, быть непринужденным и внимательным к другим.

Выберите один вариант ответа.

Ситуация 8.Подчиненный второй раз не выполнил ваше задание в срок, хотя обещал и давал слово, что подобного случая больше не повторится.

Как следует поступить?

А.Дождаться выполнения задания, а затем сурово поговорить наедине, предупредив в последний раз.

Б.Не дожидаясь выполнения задания, поговорить с ним о причинах по- вторного срыва, добиться выполнения задания, наказать за срыв рублем.

В.Посоветоваться с опытным работником, авторитетным в коллективе, как поступить с нарушителем. Если такого работника нет, вынести вопрос о недис- циплинированности работника на собрание коллектива.

Г. Не дожидаясь выполнения задания, передать вопрос о наказании работ- ника на решение актива. В дальнейшем повысить требовательность и контроль за его работой.

Ситуация 9.Подчиненный игнорирует ваши советы и указания, делает все по-своему, не обращая внимания на замечания, не исправляя того, на что вы ему указываете.

Как вы будете поступать с этим подчиненным в дальнейшем? А.Разобравшись в мотивах упорства и видя их несостоятельность, приме-

ню обычные административные меры наказания.

Б.В интересах дела постараюсь вызвать его на откровенный разговор, по- пытаюсь найти с ним общий язык, настроить на деловой контакт.

В.Обращусь к активу коллектива – пусть обратят внимание на его непра- вильное поведение и применят меры общественного воздействия.

Г.Попытаюсь разобраться в том, не делаю ли я сам ошибок во взаимоот- ношениях с этим подчиненным, и только потом решу, как поступить.

Ситуация 10. В трудовой коллектив, где имеется конфликт между двумя группировками по поводу внедрения новшеств, пришел новый руководитель, приглашенный со стороны.

Каким образом, по вашему мнению, ему лучше действовать, чтобы норма- лизовать психологический климат в коллективе?


А.Прежде всего установить деловой контакт со сторонниками нового, не принимая всерьез доводы сторонников старого порядка, вести работу по вне- дрению новшеств, воздействуя на противников силой своего примера и приме- ра других.

Б.Прежде всего попытаться разубедить и привлечь на свою сторону сто- ронников прежнего стиля работы, противников перемен, воздействовать на них убеждением в процессе дискуссии.

В.Прежде всего выбрать актив, поручить ему разобраться и предложить меры по нормализации обстановки в коллективе; опираться на актив, поддерж- ку администрации и общественных организаций.

Г.Изучить перспективы развития коллектива и улучшения качества выпус- каемой продукции, поставить перед коллективом новые задачи совместной трудовой деятельности, опираться на лучшие достижения и трудовые традиции коллектива, не противопоставлять новое старому.

Ситуация 11. В самый напряженный период завершения производствен- ной программы один из сотрудников вашего коллектива заболел. Каждый из подчиненных занят выполнением своей работы. Работа отсутствующего также должна быть выполнена в срок.

Как поступить в этой ситуации?

А.Посмотрю, кто из сотрудников меньше загружен, и распоряжусь: «Вы,

Иванов, возьмете эту работу, а вы, Петров, поможете доделать другую».

Б.Предложу коллективу: «Давайте вместе подумаем, как выйти из создав- шегося положения».

В.Попрошу членов актива коллектива высказать свои предложения, пред- варительно обсудив их с членами коллектива, затем приму решение.

Г.Вызову к себе самого опытного и надежного работника и попрошу его выручить коллектив, выполнив работу отсутствующего.

Ситуация 12. У вас создались натянутые отношения с коллегой. Допустим, что причины этого вам не совсем ясны, но нормализовать отношения необхо- димо, чтобы не страдала работа.

Что бы вы предприняли в первую очередь?

А.Открыто вызову коллегу на откровенный разговор, чтобы выяснить ис- тинные причины натянутых взаимоотношений.

Б.Прежде всего попытаюсь разобраться в собственном поведении по от- ношению к нему.

В.Обращусь к коллеге со словами: «От наших натянутых взаимоотноше- ний страдает дело. Пора договориться, как работать дальше».

Г. Обращусь к другим коллегам, которые в курсе наших взаимоотношений и могут быть посредниками в их нормализации.

Ситуация 13. Вас недавно выбрали руководителем трудового коллектива, в котором вы несколько лет работали рядовым сотрудником. На 8 ч. 15 мин. вы вызвали к себе в кабинет подчиненного для выяснения причин его частых опо- зданий на работу, но сами неожиданно опоздали на 15 мин. Подчиненный же пришел вовремя и ждет вас.


Как вы начнете беседу при встрече?

А.Независимо от своего опоздания сразу же потребую его объяснений об опозданиях на работу.

Б.Извинюсь перед подчиненным и начну беседу.

В.Поздороваюсь, объясню причину своего опоздания и спрошу его: «Как вы думаете, что можно ожидать от руководителя, который так же часто опаз- дывает, как и вы?»

Г.В интересах дела отменю беседу и перенесу ее на другое время.

Ситуация 14. Вы работаете руководителем уже второй год. Молодой ра- ботник обращается к вам с просьбой отпустить его с работы на четыре дня за свой счет в связи с бракосочетанием.

   Почему на четыре?— спрашиваете вы.

   А когда женился Иванов, вы ему разрешили четыре,— невозмутимо от- вечает работник и подает заявление. Вы подписываете заявление на три дня, со- гласно действующему положению.

Однако подчиненный выходит на работу спустя четыре дня. Как вы поступите?

А.Сообщу о нарушении дисциплины вышестоящему начальнику, пусть он решит.

Б.Предложу подчиненному отработать четвертый день в выходной. Скажу:

«Иванов тоже отрабатывал».

В.Ввиду исключительности случая (ведь люди женятся нечасто) ограни- чусь публичным замечанием.

Г.Возьму ответственность за его прогул на себя. Просто скажу: «Так по- ступать не следовало. Поздравлю, пожелаю счастья».

Ситуация 15. Вы руководитель производственного коллектива. В период ночного дежурства один из ваших рабочих в состоянии алкогольного опьяне- ния испортил дорогостоящее оборудование. Другой, пытаясь его отремонтиро- вать, получил травму. Виновник звонит вам домой по телефону и с тревогой спрашивает, что же им теперь делать?

Как вы ответите на звонок?

А.«Действуйте согласно инструкции. Прочтите ее, она у меня на столе, и сделайте все, что требуется».

Б.«Доложите о случившемся вахтеру. Составьте акт на поломку оборудо- вания, пострадавший пусть идет к дежурной медсестре. Завтра разберемся».

В.«Без меня ничего не предпринимайте. Сейчас я приеду и разберусь».

Г. «В каком состоянии пострадавший? Если необходимо, срочно вызовите врача».

Ситуация 16. Однажды вы оказались участником дискуссии нескольких руководителей производства о том, как лучше обращаться с подчиненными.

Одна из точек зрения вам понравилась больше всего. Какая?

А.Первый: «Чтобы подчиненный хорошо работал, нужно подходить к нему индивидуально, учитывать особенности его личности».


Б.Второй: «Все это мелочи. Главное в оценке людей — это их деловые ка- чества, исполнительность. Каждый должен делать то, что ему положено».

В.Третий: «Я считаю, что успеха в руководстве можно добиться лишь в том случае, если подчиненные доверяют своему руководителю, уважают его».

Г.Четвертый: «Это правильно, но все же лучшими стимулами в работе яв- ляются четкий приказ, приличная зарплата, заслуженная премия».

Ситуация 17. Вы — начальник цеха. После реорганизации вам необходимо срочно перекомплектовать несколько бригад согласно новому штатному распи- санию.

По какому пути вы пойдете?

А.Возьмусь за дело сам, изучу все списки и личные дела работников цеха, предложу свой проект на собрании коллектива.

Б.Предложу решить этот вопрос отделу кадров. Ведь это их работа.

В.Во избежание конфликтов предложу высказать свои пожелания всем за- интересованным лицам, создам комиссию по комплектованию новых бригад.

Г.Сначала определю, кто будет возглавлять новые бригады и участки, за- тем поручу этим людям подать свои предложения по составу бригад.

Ситуация 18. В вашем коллективе имеется работник, который скорее чис- лится, чем работает. Его это положение устраивает, а вас нет.

Как вы поступите в данном случае?

А.Поговорю с этим человеком с глазу на глаз. Дам ему понять, что ему лучше уволиться по собственному желанию.

Б.Напишу докладную вышестоящему начальнику с предложением «сокра-

тить» эту единицу.

В.Предложу коллективу обсудить эту ситуацию и подготовить свои пред- ложения о том, как поступить с этим человеком.

Г.Найду для этого человека подходящее дело, прикреплю наставника, уси- лю контроль за его работой.

Ситуация 19. При распределении коэффициента трудового участия (КТУ) некоторые члены бригады посчитали, что их незаслуженно «обошли», это яви- лось поводом для их жалоб начальнику цеха.

Как бы вы отреагировали на эти жалобы на его месте?

А.Вы отвечаете жалобщикам примерно так: «КТУ утверждает и распреде- ляет ваша бригада, я тут ни при чем».

Б.«Хорошо, я учту ваши жалобы и постараюсь разобраться в этом вопросе с вашим бригадиром».

В.«Не волнуйтесь, вы получите свои деньги. Изложите свои претензии на мое имя в письменной форме».

Г.Пообещав помочь установить истину, сразу же пройдете на участок и побеседуете с бригадиром, мастером и другими членами актива бригады. В случае подтверждения обоснованности жалоб предложите бригадиру перерас- пределить КТУ в следующем месяце.

Ситуация 20. Вы недавно начали работать начальником современного це- ха на крупном промышленном предприятии, придя на эту должность с другого


завода. Еще не все знают вас в лицо. До обеденного перерыва еще два часа. Идя по коридору, вы видите трех рабочих вашего цеха, которые о чем-то оживленно беседуют и не обращают на вас внимания. Возвращаясь через 20 минут, вы ви- дите ту же картину.

Как вы себя поведете?

А.Остановлюсь, дам понять рабочим, что я новый начальник цеха.

Вскользь замечу, что беседа их затянулась и пора браться за дело.

Б.Спрошу, кто их непосредственный начальник. Вызову его к себе в каби-

нет.

В.Сначала поинтересуюсь, о чем идет разговор. Затем представлюсь и

спрошу, нет ли у них каких-либо претензий к администрации. После этого предложу пройти в цех на рабочее место.

Г.Прежде всего представлюсь, поинтересуюсь, как обстоят дела в их бри- гаде, как загружены работой, что мешает работать ритмично? Возьму этих ра- бочих на заметку.

Таблица 19

Ключ к заданию:

Номер

 

ситуации

 

Тип ориентации

 

Д

П

С

О

1

Г

Б

В

А

2

Б

А

Г

В

3

А

Г

В

Б

4

А

В

Б

Г

5

Б

А

Г

В

6

В

Б

Г

А

7

А

Г

Б

В

8

А

В

Б

Г

9

Б

В

Г

А

10

Г

Б

А

В

11

А

Б

Г

В

12

В

Г

Б

А

13

Г

Б

В

А

14

Б

В

Г

А

15

А

Г

В

Б

16

Б

А

В

Г

17

Г

В

А

Б

18

В

Г

А

Б

19

Г

В

А

Б

20

Г

В

Б

Д

 

Подсчитайте количество набранных вами баллов по каждой позиции и оп- ределите полученные приоритеты личных ориентации в руководстве.

Ориентация на дело (Д) характеризует ваш уровень компетентности, спо- собность к самостоятельному принятию решений, вашу личную продуктив- ность.


Ориентация на отношения с людьми (П) характеризует вашу воспитатель- ную, гуманную направленность, умение делегировать полномочия, вовлекать членов коллектива в процесс принятия решений.

Ориентация на официальную субординацию (О) характеризует ваше стрем- ление соблюдать внешние проявления деятельности руководителя, казаться ру- ководителем, соблюдать большую дистанцию с подчиненными, сохранять ав- торитет любой ценой.

Ориентация на себя (С) характеризует ваше стремление реализовать себя в руководящей работе, добиться личных целей, стремление к самостоятельности и независимости.