Обязательный образовательный минимум знаний
|
Предмет |
ЛИТЕРАТУРА |
|
Класс |
10 |
|
Полугодие |
1 |
Форма сдачи образовательного минимума - устная, письменная, комбинированная
(нужное подчеркнуть)
|
Теоретическая часть
|
№ задания на ОГЭ/ЕГЭ |
|
Знание имён, отчеств и фамилий и дат жизни писателей: Алекса́ндр Никола́евич Остро́вский (1823-1886) Иван Александрович Гончаров (1812 - 1891) Иван Сергеевич Тургенев (1818 - 1883) Николай Гаврилович Чернышевский (1828 - 1889) Николай Алексеевич Некрасов (1821 - 1877) Владение понятиями РОМАН В СТИХАХ - лиро-эпический жанр. Сохраняя все признаки романа, отличается стихотворной формой, которая неразрывно связана с содержанием: так же как и роман, имеет развитый сюжет, систему персонажей, обращен к сложным проблемам взаимоотношений людей, человека и общества, но помимо эпических средств изображения действительности (движение сюжета, развитие характеров и т. п.) использует лирические (стихотворная форма, образ лирического героя, "замещающего" повествователя, лирические отступления, прямое, открытое выражение чувств и переживаний, отношения автора к героям, особая эмоциональность). РОМАНТИЗМ - творческий метод в литературе и искусстве, в основе которого лежат общие принципы: субъективная позиция писателя по отношению к изображаемому; стремление к пересозданию действительности, что обуславливает использование фантастики, гротеска, символики, условности и т. п.; выдвижение в качестве героя исключительной личности, одинокой, неудовлетворенной действительностью, мятежной, бунтующей против миропорядка, наделенной стремлением к абсолютной свободе, к недостижимому идеалу, в сочетании с пониманием несовершенства окружающего мира; провозглашение ценности человеческой личности, человеческой индивидуальности. Ведущая черта Р. - трагическое двоемирие, переживание разлада с действительностью: романтический герой осознает несовершенство мира и людей и в то же время мечтает быть понятым и принятым ими. РЕАЛИЗМ - художественный метод в литературе и искусстве, следуя которому, писатель изображает жизнь в соответствии с объективной реальностью; правдивое воспроизведение "типических характеров в типических обстоятельствах. Человеческий характер раскрывается прежде всего в связи с социальными обстоятельствами. Предметом глубокого анализа становится внутренний мир человека. ДРАМА - Один из трех основных родов литературы, отражающий жизнь в действиях, совершающихся в настоящем, литературное произведение, написанное в форме диалога действующих лиц. Предназначается для исполнения на сцене. Ориентирована на зрелищную выразительность. Взаимоотношения людей, возникающие между ними конфликты раскрываются через поступки героев и получают воплощение в монолого-диалогической форме. К драматическим жанрам относятся трагедии, комедии, собственно драма. Антинигилистический роман – вид общественно-политического романа, распространенного в русской литературе в 60-70-е годы 19 века и направленного против демократического и социалистического движения. Вольнолюбивая поэзия - поэзия о свободе, воле и т.д. Гражданская лирика - стихи о волнующих общество проблемах, о Родине, в гражданской лирике поэт прежде всего гражданин, которого волнует судьба, достоинства и недостатки государства, в котором он живет. Такие стихи могут быть патриотичны или же напротив подмечать все изьяны существующего строя. Идеологический роман – произведение, герой которого является носителем какой-либо идеи, которая формирует характер, волю, психологию, становится стержнем человека. ПОЭМА - (от греч. poiema - творение) - лиро-эпический жанр: крупное или среднее по объему стихотворное произведение (стихотворная повесть, роман в стихах), основными чертами которого являются наличие сюжета (как в эпосе) и образа лирического героя (как в лирике). ЭПОПЕЯ- самая крупная жанровая форма эпоса, отображающая большой период исторического времени или значительное, судьбоносное событие в жизни нации (война, революция и т. д.), для которой характерны: широкий географический охват, отражение жизни и быта всех слоев общества, народность
|
|
|
Практическая часть (примерное задание) |
№ задания на ОГЭ/ЕГЭ |
|
Знать содержание произведений: Алекса́ндр Никола́евич Остро́вский «Гроза», «Бесприданница» Иван Александрович Гончаров «Обломов» Иван Сергеевич Тургенев «Отцы и дети» Николай Алексеевич Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» Чтение наизусть: отрывок из драмы «Гроза» Н.А. Некрасов. Отрывок из поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Стихи А. Фета и Ф. Тютчева (по выбору) |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.