Обзор диагностического инструментария по исследованию «ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»
Оценка 4.8

Обзор диагностического инструментария по исследованию «ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»

Оценка 4.8
docx
15.05.2023
Обзор диагностического инструментария по исследованию  «ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»
В материале представлены варианты диагностического инструментария для исследования готовности к школьному обучению старших дошкольников и младших школьников
диагностика ГОШ.docx

Обзор диагностического инструментария по исследованию

«ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»

 

1.                 «Психолого-педагогический прогностический скрининг» / Е.А. Екжанова

Возраст: 6-8 лет

Обследование проводится с использованием набора, состоящего из четырех заданий: "Графические ряды", "Точки", "Рисунок дома-дерева-человека" и "Дорожка звуков" (проводится индивидуально).

Данный набор позволяет педагогу получить достаточно полные представления о развитии у ребенка предпосылок к учебной деятельности, об уровне развития его интеллекта, о его обучаемости, визуальных представлениях об окружающем мире, о работоспособности, утомляемости и других психофизиологических составляющих психической деятельности ребенка.

Полученные результаты достаточно легко обсчитываются по 10-балльной системе, и, показывают педагогу необходимое направление коррекционно-развивающей работы с каждым конкретным ребенком, а также позволяют судить и об индивидуальной динамике развития ребенка в результате проведенного обучения и/или коррекционно-развивающей работы.

+++ практически не требует подготовки стимульного материала.

 

2.                 «Скрининг-обследование готовности к школьному обучению» / Н.Я. и М.М. Семаго

 

Возраст: 5,2 – 7,3 лет (апробирована авторами на данной возрастной категории детей).

Обследование состоит из 5 заданий: «Продолжи узор», «Сосчитай и сравни», «Слова», «Шифровка» и «Рисунок человека», а также наблюдение за поведением в процессе фронтального обследования (не более 12-15 чел.).

Предъявляемые задания позволяют оценить уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности: возможности работать в соответствии с фронтальной инструкцией, умения самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль, обладать определенным уровнем работоспособности, а также вовремя остановиться в выполнении того или иного задания и переключиться на выполнение следующего. С другой стороны, задания позволяют оценить сформированность операций звукобуквенного анализа, соотнесение числа и количества, сформированность представлений «больше–меньше» — то есть собственно предпосылки к учебной деятельности, формирование которых происходит уже во время пребывания ребенка в старшей и подготовительной группах дошкольного учреждения.

+++ чрезвычайно важным является то, что, помимо оценки собственно результативности выполнения заданий, в итого­вом показателе готовности учитываются и поведенческие особенности ребенка в процессе выполнения работы, кото­рые отражаются в листе наблюдений

+++ позволяет оценить именно психофизиологическую зрелость ребенка как важную составляющую готовности к обучению в школе

+++ очень подробно и качественно даны рекомендации по проведению и обработке результатов методики.

 

3.                 «Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе» / Л.А.Ясюкова

 

Возраст: 6-8 лет

Диагностический комплекс состоит из двух методических блоков:

- первый блок предназначен для группового тестирования. В него входят гештальт-тест Бендер (зрительно-моторная координация), тест Тулуз-Пьерона (особенности нейродинамики, внимания, работоспособности), тест Равена (субтесты А и В - визуальное линейное и структурное мышление), а также проективные рисуночные тесты «Рисунок семьи» и «Дерево» (личностные особенности, самооценка, семейная атмосфера и т. п.).

- второй блок методик предназначен для индивидуальной работы с ребенком. Его цель - выяснить потенциальные возможности ребенка, уточнить проблемные моменты в его развитии. В этот блок входят методики, измеряющие объем кратковременной (зрительной и слуховой) памяти, структурно-уровневые характеристики мышления в аудиальной и визуальной модальностях, речевое развитие и личностные особенности ребенка (тест Тэммл-Дорки-Амен - сфера и уровень тревожности; цветовой тест Люшера - энергетическая обеспеченность и эмоциональные установки по отношению к школе).

Данная методика может быть использована для решения следующих практических задач:

- диагностика готовности к школьному обучению в подготовительных группах детских садов;

- изучение индивидуально-психологических особенностей первоклассников с целью индивидуализации и оптимизации процесса обучения;

- работа с проблемными детьми в процессе индивидуального консультирования по запросу родителей, учителей, воспитателей детских садов;

- диагностика уровня и потенциала интеллектуального развития детей при определении типа школы и особенностей образовательной программы.

+++ методика является стандартизированной / в комплекте имеется компьютерный обработчик тестов

+++ очень подробно и качественно даны рекомендации по проведению и обработке результатов методики.

 

4.                 Тест «Способность к обучению в школе» / Г. Вицлак, 1972 г., модификация А.Г.Лидерса 1983 г.)

 

Возраст: 5,6 – 7 лет

Тест Г. Витцлака представляет собой последовательное выполнение 14 субтестов. По мнению автора, тест позволяет выявить актуальный уровень умственного развития ребенка в трех областях – обучаемости, мышления и речи.

Методика дает дифференцированный, объективный и стандартизированный взгляд на уровень умственного развития детей я возрасте от 5,6 до 7,0 лет. Предлагаемый в заданиях теста материал является результатом серьезного психометрического анализа: оценки всех отдельных заданий, как и их вклад в общую успешность по методике, были тщательно стандартизированы, чтобы по возможности полностью исключить субъективность в толковании результатов обследования.

+++ методика является составной частью практики определения готовности ребенка к обучению в школе, но никак не может заменить ее в целом: поэтому при использовании данной методики необходимо учитывать, что она является дополнительным, вспомогательным средством при определении детей соответствующего возраста в школу в тех случаях, когда имеющейся информации о ребенке недостаточно для принятия обоснованного решения по поводу его способностей и готовности к обучению, когда для принятия решения требуются дальнейшие исследования.

 

5.                 Тест ориентировочной школьной зрелости  Керна-Йерасека / Я. Йерасек в модификации А. Керна

 

Возраст: 5,5 – 7 лет

Тест состоит из трех заданий и анкеты: рисование  мужской фигуры по представлению, подражание письменным буквам, срисовывание группы точек, в анкете ребенку предлагают ответить на 20 вопросов, направленных на выявление общей осведомленности.

Методика позволяет определить развитие тонкой моторики руки, координации зрения и движений руки, выявить (в общих чертах) уровень интеллектуально развития ребенка, умение воспроизводить образец.

+++ не требует продолжительного времени для проведения; может быть использован как для индивидуальных, так и для групповых обследований; не требует специальных средств и условий для проведения.

 

6.                 Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению / Н. И. Гуткина

 

Возраст: 5,5 – 7 лет

Программа состоит из трех основных блоков (мотивационная сфера, произвольная сфера, интеллектуальная и речевая сфера), каждый из которых включает в себя несколько методик, всего в программу включены 7 тестовых методик.

+++ в программе качественно описаны нормативы и новообразования будущего первоклассника / дана подборка различных тестов на готовность к школе в сравнении и методик на исследование отдельных компонентов школьной зрелости / процедура обследования может варьироваться в зависимости от условий, в которых приходится работать (индивидуально/фронтально; в один прием или несколько и т.п.). / подходит как для детского сада, так и для школы / имеется подробная процедура проведения (от подготовки до консультации).

 

7.                 Экспресс – диагностика готовности к школе» Е.К. Вархатовой, Н.В. Дятко, Е.В. Сазоновой

 

Возраст: 5,5 – 7 лет

Методика представляет собой комплекс из одиннадцати  субтестов и анкеты. Субтесты представляют собой задания, давно применяемые в психологической практике, а также, которые традиционно используются педагогами при записи в школу и выявляют уровень готовности ребенка к школе.

+++

 

8.                 Экспресс-диагностика фронтального изучения готовности детей к школе  / Кумарина Г.Ф.

 

Возраст: 5,5 – 7 лет

Обследование состоит из 5 заданий: «Узор», «Бусы», «Заселение дома», «Схемы», «Разметка».

Методика позволяет выявить у будущих первоклассников уровень зрелости, важнейших психофизиологических и психологических функций, которые наиболее необходимы в школе.

+++ очень простая в обработке, экономична по времени.


 

Обзор диагностического инструментария по исследованию «ГОТОВНОСТИ

Обзор диагностического инструментария по исследованию «ГОТОВНОСТИ

Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе» /

Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе» /

Тест ориентировочной школьной зрелости

Тест ориентировочной школьной зрелости

Экспресс – диагностика готовности к школе»

Экспресс – диагностика готовности к школе»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.05.2023