Одаренность
Оценка 4.7

Одаренность

Оценка 4.7
docx
18.04.2021
Одаренность
Одаренность статья Чибирева.docx

Существует множество методик, направленных на выявление одаренности. К ним относятся такие методы как наблюдение, беседа, тесты интеллекта, креативности, способностей, мотивации, личностных особенностей. Иногда это многообразие усложняет процесс выявления одаренности. В рамках образовательного процесса, педагогу важно выявить у ребенка, соответствующий ему вид одаренности, наличие определенных способностей (исследовательские, академические, художественные, спортивные). Используя диагностику, учитель должен помнить о нравственных аспектах всех своих исследований. Учителю не стоит выбирать диагностику одаренности тесты, в обработке которых необходимы специфические знания.

Для изучения одаренности среди школьников, выбираю те опросники и методики, которые не требуют сложной обработки, специальных знаний. Эти методики, позволяют выявить определенные способности у ребенка, на основе которых можно спланировать развивающую работу. В выявлении способностей, которые находятся в основе одаренности, могут участвовать не только педагоги и психологи, но и родители ребенка.

Представляю несколько методик. Российский психолог Александр Ильич Савенков, занимающийся проблемой детской одаренности в сфере исследовательской деятельности, предлагает диагностическую модель одаренности, опирающуюся на принципы комплексного оценивания; долговременности; использования тренинговых методов; учета потенциальных возможностей ребенка; участия разных специалистов; участия детей в оценке собственной одаренности.

Методика оценки общей одаренности. Методика больше подходит для родителей, но может использоваться педагогами. Ее задача - оценка общей одаренности ребенка. Надо оценить уровень сформированности 9 характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей.

Любознательность (познавательная потребность). Чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного.

Сверхчувствительность к проблемам. Способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не замечают, - важная характеристика творчески мыслящего человека. Она проявляется в способности выявлять проблемы, задавать вопросы.

Способность к прогнозированию. Способность представить результат решения проблемы, предсказать возможные последствия до его осуществления.
Словарный запас. Большой словарный запас - результат и критерий развития умственных способностей ребенка.

Способность к оценке. Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей.

Изобретательность. Способность рассуждать и мыслить логически. Настойчивость (целеустремленность). 

Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм) - стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям. Результатом станет график, который дает наглядное представление о том, в каком направлении нам следует вести дальнейшую работу.

Следующая методика «Характеристика ученика». Она создана для того, чтобы помочь учителю систематизировать собственные представления о различных сторонах развития ребенка. Результат данной учительской оценки представляет интерес, как для школьного психолога, так и для самого учителя. Эта заполненная характеристика много расскажет о ребенке и поможет другим учителям, например, при переходе ребенка из начальной школы в среднее звено или из основной в старшие классы.

 Методика «Интеллектуальный портрет». Методика адресована педагогам. Она направлена на то, чтобы помочь систематизировать собственные представления об умственных способностях детей. Параметры, по которым проводится оценка, определяют мыслительные операции и характеристики мышления, наблюдаемые в ходе взаимодействия с ребенком.

Познавательная сфера: оригинальность мышления, гибкость мышления, продуктивность, способность к анализу и синтезу, классификация и категоризация, высокая концентрация внимания, память. Сфера личностного развития: увлеченность содержанием задачи, перфекционизм,  социальная автономность, лидерство, соревновательность, широта интересов, юмор. Для оценки используется метод  полярных баллов. Каждая характеристика потенциала ребенка оценивается по пятибалльной шкале:

5 - оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения;
4 - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом противоположное ему свойство проявляется очень редко;
3 - оцениваемое и противоположное свойства личности в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
2 - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому;
1 - четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;
0 - сведений для оценки данного качества нет (не имею).

Обработка результатов. Баллы вносят в таблицу. Результат будет более объективен, если воспользоваться методом экспертных оценок, привлечь к выставлению отметок других педагогов, хорошо знающих этих детей. Поставленные отметки можно представить графически. Идеальный результат - два правильных семиугольника. Но у реального ребенка при объективной оценке обычно получается звездочка сложной конфигурации. График делает информацию более наглядной, дает представление о том, в каком направлении нам следует вести дальнейшую работу

Опросник для выявления одаренных школьников по А.А. Лосевой. Опросник, Аллы Аскольдовны Лосевой, может быть использован для оценки одаренности учеников педагогами и родителями. Включает характеристики по десяти сферам, где могут появиться способности: интеллектуальной, академических достижений, творческой, литературной, артистической, музыкальной, технической, двигательной, художественной, социальной. Экспертам предлагается оценить по четырехбальной указанных сфер проявления одаренности.

Опросник для выявления одаренных учащихся по Е.Н. Задориной. В опроснике Елены Николаевны Задориной на основе лежит многофакторная модель одаренности. Включает в себя перечни основных параметров различных сфер одаренности: интеллектуальных способностей, творческих способностей (креативности), социальной компетентности, психомоторных способностей, художественной одаренности. При этом необходимо сравнить учащихся не одного класса, а всей возрастной параллели. При выявлении одаренных учащихся учителям рекомендуется: обращать особое внимание на тех учеников, чьи способности в школьной деятельности никак не проявились; не рассматривать сложившееся мнение об ученике как абсолютное; обращать внимание на то, что у обучающегося могут проявляться способности в различных сферах деятельности. Этот опросник может быть использован для выявления одаренных учащихся, начиная с первого класса. Периодическое оценивание учащихся позволит проследить за развитием их способностей.

 

 

 

 

 

 


 

Существует множество методик, направленных на выявление одаренности

Существует множество методик, направленных на выявление одаренности

Обработка результатов . Баллы вносят в таблицу

Обработка результатов . Баллы вносят в таблицу
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.04.2021