Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.
Выявление одаренных детей начинается с первого посещения психолога при поступлении в первый класс и в дальнейшем в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей речи, памяти, логического мышления. Такие дети имеют более высокие, по равнению с большинством, интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления.
Условия развития одаренности
Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями.
Однако не все они развиваются.
Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности.
Процент одаренных детей с годами резко снижается: если в 10-летнем возрасте их примерно 60-70%, то к четырнадцати годам – 30-40%, а к семнадцати – только 15-20%.
Социализация одаренного ребенка во многом зависит от родительского воспитания и общения с ним.
Существуют две крайности:
1) игнорирование и подавление высокого уровня познавательной и творческой активности;
2) искусственное ускорение развития, чрезмерные требования со стороны родителей.
В обоих случаях присутствует явное или подсознательное ожидание высоких результатов ребенка. Такие особенности воспитания вызывают проблемы в развитии ребенка. Страх не соответствовать требованиям, возросшая тревожность, проявления агрессии, эмоциональные расстройства.
Проблемы одаренных детей
Неприязнь к школе (учебная программа скучна и неинтересна для ОД. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям).
Игровые интересы (ОД нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого ОД оказывается в изоляции, уходит в себя).
Конформность (ОД, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами).
Погружение в философские проблемы (для ОД характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы).
Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием (ОД часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами).
Ощущение неудовлетворенности (вследствие внутренней потребности совершенства ОД могут испытывать ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка).
Нереалистические цели.
Потребность во внимании взрослых.
Нетерпимость (нередко ОД нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение).
Рекомендации родителям по взаимодействию с одаренным ребенком
1. Понять ребенка и осознать его неординарность.
2. Восторгаться им в меру.
3. Не использовать всю жизнь ребенка для удовлетворения своих высоких родительских амбиций.
4. Создать условия для «поощрения» таланта.
5. Не проецировать на одаренного ребенка собственные интересы и увлечения
6. Создать ребенку атмосферу творчества, поддерживать возникший интерес.
7. Учить терпению и поощрять за все старания.
8. Учить проигрывать и не воспринимать любую неудачу как трагедию.
9. Спокойно относиться к эмоциональным перепадам ребенка. Учить владеть эмоциями.
10. Все делать, что от вас зависит, чтобы ребенок не занижал свою самооценку и в то же время чтобы он не выставлял сверходаренность напоказ.
Родители обязаны стремиться развивать в своих детях следующие личные качества:
Уверенность, базирующаяся на сознании самоценности,
Понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих,
Интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску,
Уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению и душевному мужеству,
Привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки,
Умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.