Однородные члены предложения

  • Разработки уроков
  • docx
  • 17.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока по русскому языку для обучающихся 3 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника "Русский язык" Иванов С.В. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Иконка файла материала Урок 49 .docx
Однородные члены предложения  Дата: 19.11.18 Урок 53 Тема: Цель: познакомить с основами лингвистических знаний. Задачи:  1)  познакомить   с   однородными   членами   предложения,   тренировка   в   нахождении   однородных   членов предложения, обучение составлению предложений с однородными членами;  2)   развивать     устную   речь   учащихся,   фонематический   слух,   совершенствовать   культуру   речи,   развитие орфографической   зоркости,     расширение   кругозора;   способность   к     самоконтролю;   развивать   логическое мышление, память, внимание, расширение кругозора, способствовать  обогащению словарного запаса; развивать мелкую  моторику  кистей  рук,  развивать   умение   выполнять   вербальные     инструкции  учителя;  способность   к рациональной организации своего рабочего места;   3)   воспитание   прилежного   отношения   к   учебе,   дружелюбия,   аккуратности   в   работе,   любознательности, пытливости при получении новых знаний, воспитывать чувство взаимоуважения, взаимовыручки; усидчивости, самостоятельности, дисциплинированности. Характеристика деятельности учащихся: Знакомиться с однородными членами предложения. Сравнивать предложения с однородными членами и без них. Наблюдать за особенностями однородных членов предложения. Находить и фиксировать (графически обозначать) однородные   члены   в   предложении.   Использовать   знаково­символические   средства   (условные   значки)   для фиксации   различных   типов   однородных   членов   предложения.   Исправлять   деформированные   предложения   и записывать предложения с однородными членами. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/   невозможность   его   выполнения.   Подбирать   предложения   с   однородными   членами.   Составлять модели предложений с однородными членами Универсальные учебные действия (метапредметные): Коммуникативные  (умение принимать ответственное решение при совместной деятельности в микрогруппе, построение речевых высказываний,  лидерство и согласованность действий с партнерами, планирование учебного сотрудничества),  Личностные (умение соблюдать установленные правила). Регулятивные  формулировать тему и выявлять объект исследования, коррекция).  Познавательные  (умения   анализировать   текст,  классифицировать,   ставить   проблему,  работать   с   текстом, умение   выделять   существенное,    наблюдать,   обобщать,  строить   речевые   высказывания,   делать   выводы  и использовать полученные знания в практической деятельности). Формы и методы обучения:  фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая; словесный, наглядный, практический. Оборудование:   запись на доске. (самоконтроль,   самооценка,  целеполагание,   планирование,   прогнозирование,  умение Х о д   у р о к а I. Чистописание. Ф Ф Ф /// ф ф ф ///     фл фа фо фт фр фломастер, флакон, фильм, финал. II. Работа над новым материалом. 1. Постановка учебной задачи.  Рубрика «Давай подумаем»  готовит учащихся к введению понятия «однородные члены предложения». Учитель выносит оба предложения на доску и просит разобрать сначала первое, а потом второе предложение по членам.   Во  время   работы  со  вторым  предложением   учащиеся   приходят  к  выводу,   что  в  этом  предложении несколько подлежащих (яблоки, груши, сливы).  Обобщая работу над предложением, учитель просит учащихся рассказать, почему слова  яблоки, груши, сливы  являются одним и тем же членом предложения ­ подлежащим. Учащиеся указывают на то, что эти слова, во­первых, связаны со сказуемым поспевают, а во­вторых, отвечают на один и тот же вопрос. Обратите   внимание.  Несмотря   на   то   что   подлежащее   как   главный   член   предложения   ­   это   слово   в независимой позиции (следовательно, ни от какого другого члена не зависит), в начальной школе приходится говорить о зависимости главных членов друг от друга (формулировки «связаны грамматически и по смыслу», темболее «между главными членами предложения устанавливается предикативная связь» неприемлемы, так как еще не   могут   быть   осознанно   восприняты   младшими   школьниками).   Зависимость,   если   у   учителя   возникает необходимость подчеркнуть это, может быть продемонстрирована, например, на координации форм числа или рода, ср.: груша росла и груши росли. У ч и т е л ь .  Найдите грамматическую основу предложения. ­ Что вас удивило?  ­ Действительно, в предложении бывает несколько слов, которые могут являться одним и тем же членом  предложения и отвечать на один и тот же вопрос. ­ Чему мы будем учиться на уроке? Знаете, как называются такие члены предложения? Однородные члены  предложения.  Рубрику   «Тайны   языка»  читает   учитель.   После   этого   ученики   работают   с   данными   в   конце   рубрики примерами   и  ищут  в  предложениях   однородные   члены.   При  ответе   учащиеся   должны  указать,   какие   члены предложения являются однородными, от какого слова задается вопрос к однородным членам предложения. Пример   ответа.   В   предложении   «Мы   ходили   в   театр,   на   выставку   и   в   зоопарк»   есть   однородные обстоятельства,  они  указывают   на место  действия,  связаны  со  сказуемым:  ходили  (куда?)  в  театр,  ходили (куда?) на выставку, ходили (куда?) в зоопарк. Если вы запомните веселое четверостишие об однородных членах, то оно всегда будет служить вам  подсказкой в правильной расстановке знаков препинания.  Если стоят однородные члены,  Их запятой раздели непременно: Дети рисуют, играют, сидят, Спорят, смеются, поют, говорят.  Упражнение  1   ­  закрепление   понятия   «однородные   члены»,   обучение   умению   находить   в   предложениях однородные   члены.   Выполняется   письменно   фронтально.   Учитель   по   очереди   вызывает   учеников   к   доске, напоминает, что при записи предложения необходимо следить за знаками препинания и точно воспроизводить их. Работающий у доски ученик должен доказать, что найденные им члены предложения являются однородными: указать член предложения, с которым связаны или от которого зависят однородные члены, и вопрос, на который все они отвечают. Рубрика «Обрати внимание» обобщает наблюдение учащихся за особенностью интонации в предложениях с однородными членами, акцентирует внимание на знаках препинания при однородных членах. Упражнение  2 ­  закрепление умения соблюдать при чтении предложений с однородными членами нужную интонацию.   Выполняется   фронтально   устно.   Учащиеся   должны   сделать   вывод,   что   данные   предложения произносятся с интонацией перечисления, так как в них есть однородные члены. В каждом предложении нужно найти однородные члены и определить их вид. Ф и з к у л ь т м и н у т к а Рубрика «Обрати внимание»  ­  знакомство со способом записи однородных членов с помощью схем. Для закрепления материала рубрики учитель просит соотнести заранее представленные на доске в произвольном порядке схемы с предложениями упр. 2: найдите среди предложений такое, которое соответствует схеме ©,©,©. И т. д. Упражнение   3  ­   формирование   умений   исправлять   деформированные   предложения   и   записывать предложения с однородными членами. Выполняется письменно в парах. Во время проверки ученики должны обязательно указывать, есть ли в составленных и записанных предложениях однородные члены, какие это члены и как их нужно подчеркивать. Упражнение  4 ­ дополнение заданного в предложении ряда однородных членов, актуализация и расширение словарного запаса учащихся. Выполняется фронтально. В зависимости от темпа работы класса учитель может предложить либо последовательно составлять и записывать предложения, либо сначала УСТНО составить все три предложения, а потом попросить записать в тетрадь только одно из трех предложений по выбору учащихся.Словарная   работа.  Объяснительный   словарный   диктант.   Диктуемые   слова:  шоколад,   шофёр,   газета, трамвай, яблоко, осина, медленно. Итог урока: ­ Что нового узнали? Домашнее   задание.  Записать   в   тетрадь   предложения   упр.   2,   подчеркнуть   в   них   однородные   члены предложения.

Посмотрите также