Конспект урока по русскому языку для обучающихся 3 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника "Русский язык" Иванов С.В. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Однородные члены предложения
Дата: 19.11.18
Урок 53
Тема:
Цель: познакомить с основами лингвистических знаний.
Задачи:
1) познакомить с однородными членами предложения, тренировка в нахождении однородных членов
предложения, обучение составлению предложений с однородными членами;
2) развивать устную речь учащихся, фонематический слух, совершенствовать культуру речи, развитие
орфографической зоркости, расширение кругозора; способность к самоконтролю; развивать логическое
мышление, память, внимание, расширение кругозора, способствовать обогащению словарного запаса; развивать
мелкую моторику кистей рук, развивать умение выполнять вербальные инструкции учителя; способность к
рациональной организации своего рабочего места;
3) воспитание прилежного отношения к учебе, дружелюбия, аккуратности в работе, любознательности,
пытливости при получении новых знаний, воспитывать чувство взаимоуважения, взаимовыручки; усидчивости,
самостоятельности, дисциплинированности.
Характеристика деятельности учащихся:
Знакомиться с однородными членами предложения. Сравнивать предложения с однородными членами и без них.
Наблюдать за особенностями однородных членов предложения. Находить и фиксировать (графически обозначать)
однородные члены в предложении. Использовать знаковосимволические средства (условные значки) для
фиксации различных типов однородных членов предложения. Исправлять деформированные предложения и
записывать предложения с однородными членами. Учитывать степень сложности задания и определять для себя
возможность/ невозможность его выполнения. Подбирать предложения с однородными членами. Составлять
модели предложений с однородными членами
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Коммуникативные (умение принимать ответственное решение при совместной деятельности в микрогруппе,
построение речевых высказываний, лидерство и согласованность действий с партнерами, планирование учебного
сотрудничества),
Личностные (умение соблюдать установленные правила).
Регулятивные
формулировать тему и выявлять объект исследования, коррекция).
Познавательные (умения анализировать текст, классифицировать, ставить проблему, работать с текстом,
умение выделять существенное, наблюдать, обобщать, строить речевые высказывания, делать выводы и
использовать полученные знания в практической деятельности).
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая; словесный, наглядный,
практический.
Оборудование: запись на доске.
(самоконтроль, самооценка, целеполагание, планирование, прогнозирование, умение
Х о д у р о к а
I. Чистописание.
Ф Ф Ф /// ф ф ф /// фл фа фо фт фр
фломастер, флакон, фильм, финал.
II. Работа над новым материалом.
1. Постановка учебной задачи.
Рубрика «Давай подумаем» готовит учащихся к введению понятия «однородные члены предложения».
Учитель выносит оба предложения на доску и просит разобрать сначала первое, а потом второе предложение по
членам. Во время работы со вторым предложением учащиеся приходят к выводу, что в этом предложении
несколько подлежащих (яблоки, груши, сливы). Обобщая работу над предложением, учитель просит учащихся
рассказать, почему слова яблоки, груши, сливы являются одним и тем же членом предложения подлежащим.
Учащиеся указывают на то, что эти слова, вопервых, связаны со сказуемым поспевают, а вовторых, отвечают на
один и тот же вопрос.
Обратите внимание. Несмотря на то что подлежащее как главный член предложения это слово в
независимой позиции (следовательно, ни от какого другого члена не зависит), в начальной школе приходится
говорить о зависимости главных членов друг от друга (формулировки «связаны грамматически и по смыслу», темболее «между главными членами предложения устанавливается предикативная связь» неприемлемы, так как еще
не могут быть осознанно восприняты младшими школьниками). Зависимость, если у учителя возникает
необходимость подчеркнуть это, может быть продемонстрирована, например, на координации форм числа или
рода, ср.: груша росла и груши росли.
У ч и т е л ь . Найдите грамматическую основу предложения.
Что вас удивило?
Действительно, в предложении бывает несколько слов, которые могут являться одним и тем же членом
предложения и отвечать на один и тот же вопрос.
Чему мы будем учиться на уроке? Знаете, как называются такие члены предложения? Однородные члены
предложения.
Рубрику «Тайны языка» читает учитель. После этого ученики работают с данными в конце рубрики
примерами и ищут в предложениях однородные члены. При ответе учащиеся должны указать, какие члены
предложения являются однородными, от какого слова задается вопрос к однородным членам предложения.
Пример ответа. В предложении «Мы ходили в театр, на выставку и в зоопарк» есть однородные
обстоятельства, они указывают на место действия, связаны со сказуемым: ходили (куда?) в театр, ходили
(куда?) на выставку, ходили (куда?) в зоопарк.
Если вы запомните веселое четверостишие об однородных членах, то оно всегда будет служить вам
подсказкой в правильной расстановке знаков препинания.
Если стоят однородные члены,
Их запятой раздели непременно:
Дети рисуют, играют, сидят,
Спорят, смеются, поют, говорят.
Упражнение 1 закрепление понятия «однородные члены», обучение умению находить в предложениях
однородные члены. Выполняется письменно фронтально. Учитель по очереди вызывает учеников к доске,
напоминает, что при записи предложения необходимо следить за знаками препинания и точно воспроизводить их.
Работающий у доски ученик должен доказать, что найденные им члены предложения являются однородными:
указать член предложения, с которым связаны или от которого зависят однородные члены, и вопрос, на который
все они отвечают.
Рубрика «Обрати внимание» обобщает наблюдение учащихся за особенностью интонации в предложениях с
однородными членами, акцентирует внимание на знаках препинания при однородных членах.
Упражнение 2 закрепление умения соблюдать при чтении предложений с однородными членами нужную
интонацию. Выполняется фронтально устно. Учащиеся должны сделать вывод, что данные предложения
произносятся с интонацией перечисления, так как в них есть однородные члены. В каждом предложении нужно
найти однородные члены и определить их вид.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Рубрика «Обрати внимание» знакомство со способом записи однородных членов с помощью схем. Для
закрепления материала рубрики учитель просит соотнести заранее представленные на доске в произвольном
порядке схемы с предложениями упр. 2: найдите среди предложений такое, которое соответствует схеме ©,©,©.
И т. д.
Упражнение 3 формирование умений исправлять деформированные предложения и записывать
предложения с однородными членами. Выполняется письменно в парах. Во время проверки ученики должны
обязательно указывать, есть ли в составленных и записанных предложениях однородные члены, какие это члены и
как их нужно подчеркивать.
Упражнение 4 дополнение заданного в предложении ряда однородных членов, актуализация и расширение
словарного запаса учащихся. Выполняется фронтально. В зависимости от темпа работы класса учитель может
предложить либо последовательно составлять и записывать предложения, либо сначала УСТНО составить все три
предложения, а потом попросить записать в тетрадь только одно из трех предложений по выбору учащихся.Словарная работа. Объяснительный словарный диктант. Диктуемые слова: шоколад, шофёр, газета,
трамвай, яблоко, осина, медленно.
Итог урока:
Что нового узнали?
Домашнее задание. Записать в тетрадь предложения упр. 2, подчеркнуть в них однородные члены
предложения.