Конспект урока по русскому языку для обучающихся 3 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника "Русский язык" Иванов С.В. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Однородные члены предложения
Дата: 25.11.18
Урок
Тема:
Цель: знакомство с основами лингвистических знаний.
Задачи:
1) знакомство с союзами при однородных членах предложения, тренировка в нахождении однородных членов
предложения, обучение составлению предложений с однородными членами;
2) развивать устную речь учащихся, фонематический слух, совершенствовать культуру речи, развитие
орфографической зоркости, расширение кругозора; способность к самоконтролю; развивать логическое
мышление, память, внимание, расширение кругозора, способствовать обогащению словарного запаса; развивать
мелкую моторику кистей рук, развивать умение выполнять вербальные инструкции учителя; способность к
рациональной организации своего рабочего места;
3) воспитание прилежного отношения к учебе, дружелюбия, аккуратности в работе, любознательности, пытливости
при получении новых знаний, воспитывать чувство взаимоуважения, взаимовыручки; усидчивости,
самостоятельности, дисциплинированности.
Характеристика деятельности учащихся:
Находить предложения с однородными членами. Контролировать собственные действия в связи с поставленной за
дачей. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в
группе и в паре). Сравнивать предложения с законченным и незаконченным перечислением однородных членов.
Фиксировать (графически обозначать) наличие в предложении однородных членов. Соотносить предложения и
схемы. Знакомиться с союзами при однородных членах предложения. Составлять предложения с однородными
членами. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполне
ния. Составлять предложения в соответствии с условием задания упражнения
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Коммуникативные (построение речевых высказываний, лидерство и согласованность действий с партнерами,
планирование учебного сотрудничества).
Личностные (умение соблюдать установленные правила).
Регулятивные
целеполагание,
формулировать тему и выявлять объект исследования, коррекция).
Познавательные (умения анализировать текст, классифицировать, ставить проблему, работать с текстом, умение
выделять существенное, наблюдать, обобщать, строить речевые высказывания, делать выводы и использовать
полученные знания в практической деятельности).
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая; словесный, наглядный,
практический.
(самоконтроль,
самооценка,
планирование,
прогнозирование,
умение
I. Чистописание.
Х о д у р о к а
Ф Ф Ф /// Фл Фо Фв Фр
Флот морской – границ часовой.
II. Работа над новым материалом.
1. Актуализация опорных знаний.
Н а д о с к е записано предложение:
Зашевелились, тревожно зашумели, застонали, заскрипели над головой сосны.
У ч и т е л ь . Разберите предложение по членам.
– Чем интересно это предложение?
– Что мы называем однородными членами предложения?
– Как мы должны произносить однородные члены?
– Как можно записать данное предложение при помощи схемы?
2. Работа по учебнику
Упражнение 1 отработка умений находить однородные члены, составлять схему однородных членов.
Выполняется фронтально. Учащиеся последовательно читают предложения и определяют, есть ли в прочитанном
предложении однородные члены; если есть, называют эти члены предложения, составляют их схему. Учитель
обращает внимание на союзы, которыми соединены однородные члены.Упражнение 2 наблюдение за перечислением однородных членов законченным и незаконченным.
Выполняется фронтально устно. Учащиеся должны догадаться, что на завершенность перечисления указывает
слово и, стоящее перед последним из однородных членов.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
3. Работа с рубрикой «Давай подумаем».
Рубрика «Давай подумаем» наблюдение за ролью союзов в предложениях с однородными членами.
Учащиеся должны прийти к выводу: особые слова и, а, но соединяют однородные члены предложения. Если эти
слова убрать из предложений, однородные члены будет связывать только интонация.
Рубрика «Обрати внимание» вводит понятие «союзы», а также информацию о роли союзов в предложении.
4. Составление предложений с союзами и без союзов.
1) Упражнение 3 тренировка в составлении предложений с однородными членами, соединенными союзами.
Выполняется письменно в парах. Во время проверки учащиеся читают получившиеся предложения, при этом у
когото во втором и третьем предложениях будут употреблены союзы, а у когото нет. Учитель обязательно
обращает внимание на возможность и того, и другого варианта.
Возможная ошибка. При записи предложений с одиночным союзом и учащиеся ставят перед союзом запятую.
Помощь. Перед началом работы вернуться к схемам рубрики «Давай подумаем» и обратить внимание
учеников на то, что перед союзом и запятой нет, а перед союзами а, но запятая есть (правила постановки знаков
препинания при однородных членах отрабатываются на уроках блока «Правописание»).
2) Упражнение 4 (повышенной сложности) — отработка умения дополнять предложения заданными
однородными членами. Сложность упражнения заключается в том, что одно и то же предложение учащиеся
сначала должны дополнить однородными дополнениями, а потом — однородными сказуемыми. Выполняется
фронтально письменно; в классах с невысоким темпом работы может не проводиться. Учитель предлагает
учащимся следующий порядок работы:
1)
прочитать предложение, найти в нем дополнение, определив, от какого члена предложения оно зависит и
какой вопрос нужно задать;
подобрать к имеющемуся дополнению однородные, записать получившееся предложение;
2)
назвать сказуемое;
3)
Пример рассуждения:
в предложении «Девочка достала с полки конфеты» дополнением является слово конфеты: достала (что?)
подобрать к сказуемому однородные.
конфеты;
обратно.
достала (что?) конфеты, печенье, вафли, варенье. Девочка достала с полки конфеты, печенье, вафли, варенье.
Девочка (что сделала ?) достала;
(Что сделала?) пересчитала, положила. Девочка достала с полки конфеты, пересчитала их и положила
Возможные варианты распространения следующего предложения.
Учитель долго рассматривал рисунок и подпись к нему.
Учитель долго рассматривал рисунок, а потом поставил пятёрку.
III. Итог урока.
– Как называются словапомощники в предложениях с однородными членами?
– Какие союзы соединяют однородные члены?
Дифференцированная работа. Учащиеся, нуждающиеся в педагогической поддержке, под
руководством учителя составляют схемы однородных членов записанных на доске предложений, при этом в схемы
вносятся и союзы, и знаки препинания.
Предложения на доске.
Мальчик быстро побежал, но вдруг остановился.
На столе лежали учебники, тетради, карандаши.
Я люблю бывать в музеях, на выставках, в театре.
Жёлтые, красные, коричневые, зелёные листья разноцветным ковром лежали на дорожках сада.
Остальные учащиеся составляют и записывают предложения с однородными членами, подчеркивая их.Домашняя работа. Записать в тетрадь предложения упр. 2. Подчеркнуть в них однородные члены.