Однородные члены предложения

  • Разработки уроков
  • docx
  • 17.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока по русскому языку для обучающихся 3 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника "Русский язык" Иванов С.В. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Иконка файла материала Урок 51.docx
Однородные члены предложения Дата: 25.11.18 Урок  Тема: Цель: знакомство с основами лингвистических знаний. Задачи:  1)  знакомство с союзами при однородных  членах предложения, тренировка в нахождении однородных членов предложения, обучение составлению предложений с однородными членами; 2)   развивать   устную   речь   учащихся,   фонематический   слух,   совершенствовать   культуру   речи,   развитие орфографической   зоркости,     расширение   кругозора;   способность   к     самоконтролю;   развивать   логическое мышление, память, внимание, расширение кругозора, способствовать   обогащению словарного запаса; развивать мелкую   моторику   кистей   рук,   развивать   умение   выполнять   вербальные     инструкции   учителя;   способность   к рациональной организации своего рабочего места;   3) воспитание прилежного отношения к учебе, дружелюбия, аккуратности в работе, любознательности, пытливости при   получении   новых   знаний,   воспитывать   чувство   взаимоуважения,   взаимовыручки;   усидчивости, самостоятельности, дисциплинированности. Характеристика деятельности учащихся: Находить предложения с однородными членами. Контролировать собственные действия в связи с поставленной за­ дачей. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в группе и в паре). Сравнивать предложения с законченным и незаконченным перечислением однородных членов. Фиксировать (графически обозначать) наличие в предложении  однородных  членов. Соотносить  предложения  и схемы. Знакомиться с союзами при однородных членах предложения. Составлять предложения с однородными членами. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполне­ ния. Составлять предложения в соответствии с условием задания упражнения Универсальные учебные действия (метапредметные): Коммуникативные  (построение речевых высказываний,   лидерство и согласованность действий с партнерами, планирование учебного сотрудничества). Личностные (умение соблюдать установленные правила). Регулятивные  целеполагание, формулировать тему и выявлять объект исследования, коррекция).  Познавательные (умения анализировать текст, классифицировать, ставить проблему, работать с текстом, умение выделять  существенное,    наблюдать,   обобщать,  строить  речевые  высказывания,   делать   выводы  и  использовать полученные знания в практической деятельности). Формы  и методы  обучения:  фронтальная,   индивидуальная,   коллективная,   групповая;   словесный,   наглядный, практический. (самоконтроль,   самооценка,    планирование,   прогнозирование,  умение I. Чистописание. Х о д   у р о к а Ф Ф Ф /// Фл Фо Фв Фр Флот морской – границ часовой. II. Работа над новым материалом. 1. Актуализация опорных знаний.  Н а   д о с к е  записано предложение: Зашевелились, тревожно зашумели, застонали, заскрипели над головой сосны. У ч и т е л ь .  Разберите предложение по членам. – Чем интересно это предложение? – Что мы называем однородными членами предложения? – Как мы должны произносить однородные члены? – Как можно записать данное предложение при помощи схемы? 2. Работа по учебнику Упражнение  1   ­   отработка   умений   находить   однородные   члены,   составлять   схему   однородных   членов. Выполняется фронтально. Учащиеся последовательно читают предложения и определяют, есть ли в прочитанном предложении  однородные члены; если есть, называют эти члены предложения, составляют их схему. Учитель обращает внимание на союзы, которыми соединены однородные члены.Упражнение  2  ­   наблюдение   за   перечислением   однородных   членов   ­   законченным   и   незаконченным. Выполняется фронтально устно. Учащиеся должны догадаться, что на завершенность перечисления указывает слово и, стоящее перед последним из однородных членов. Ф и з к у л ь т м и н у т к а 3. Работа с рубрикой «Давай подумаем». Рубрика   «Давай   подумаем»  ­  наблюдение   за   ролью   союзов   в   предложениях   с   однородными   членами. Учащиеся должны прийти к выводу: особые слова и, а, но соединяют однородные члены предложения. Если эти слова убрать из предложений, однородные члены будет связывать только интонация. Рубрика «Обрати внимание» вводит понятие «союзы», а также информацию о роли союзов в предложении. 4. Составление предложений с союзами и без союзов.  1)  Упражнение  3 ­ тренировка в составлении предложений с однородными членами, соединенными союзами. Выполняется письменно в парах. Во время проверки учащиеся читают получившиеся предложения, при этом у кого­то во втором и третьем предложениях будут употреблены союзы, а у кого­то нет. Учитель  обязательно обращает внимание на возможность и того, и другого варианта. Возможная ошибка. При записи предложений с одиночным союзом и учащиеся ставят перед союзом запятую. Помощь.   Перед   началом   работы   вернуться   к   схемам  рубрики   «Давай   подумаем»  и   обратить   внимание учеников на то, что перед союзом и запятой нет, а перед союзами а, но запятая есть (правила постановки знаков препинания при однородных членах отрабатываются на уроках блока «Правописание»). 2)  Упражнение  4  (повышенной   сложности)  —   отработка   умения  дополнять   предложения   заданными однородными   членами.   Сложность   упражнения   заключается   в   том,   что   одно   и   то   же   предложение   учащиеся сначала   должны   дополнить   однородными   дополнениями,   а   потом   —   однородными   сказуемыми.   Выполняется фронтально   письменно;   в   классах   с   невысоким   темпом   работы   может   не   проводиться.   Учитель   предлагает учащимся следующий порядок работы: 1) прочитать предложение, найти в нем дополнение, определив, от какого члена предложения оно зависит и какой вопрос нужно задать; подобрать к имеющемуся дополнению однородные, записать получившееся предложение; 2) назвать сказуемое; 3) Пример рассуждения: в предложении «Девочка достала с полки конфеты» дополнением является слово конфеты: достала (что?) подобрать к сказуемому однородные. конфеты; обратно. достала (что?) конфеты, печенье, вафли, варенье.  Девочка достала с полки конфеты, печенье, вафли, варенье. Девочка (что сделала ?) достала; (Что  сделала?)   пересчитала,   положила.   Девочка   достала   с   полки   конфеты,   пересчитала   их   и   положила Возможные варианты распространения следующего предложения. Учитель долго рассматривал рисунок и подпись к нему. Учитель долго рассматривал рисунок, а потом поставил пятёрку. III. Итог урока. – Как называются слова­помощники в предложениях с однородными членами? – Какие союзы соединяют однородные члены? Дифференцированная работа.  Учащиеся,   нуждающиеся   в   педагогической   поддержке,   под руководством учителя составляют схемы однородных членов записанных на доске предложений, при этом в схемы вносятся и союзы, и знаки препинания. Предложения на доске. Мальчик быстро побежал, но вдруг остановился. На столе лежали учебники, тетради, карандаши. Я люблю бывать в музеях, на выставках, в театре. Жёлтые, красные, коричневые, зелёные листья разноцветным ковром лежали на дорожках сада. Остальные учащиеся составляют и записывают предложения с однородными членами, подчеркивая их.Домашняя работа. Записать в тетрадь предложения упр. 2. Подчеркнуть в них однородные члены.

Посмотрите также