Общая характеристика заданий тестовой части
экзаменационной работы по русскому языку (ОГЭ-2020)
В 2020 г. в тестовой части экзаменационной работы по русскому языку изменены количество заданий и выбор элементов проверяемого содержания.
Экзаменационная работа предполагает выполнение экзаменуемым различных видов анализа языкового материала. Для этого в части 2 работы дано 7 заданий: 4 задания (задания 2–5) проверяют умение выполнять грамматический, орфографический, пунктуационный анализ; 3 задания (задания 6–8) направлены на анализ текста, а именно проверяют глубину и точность понимания содержания текста, выявляют уровень постижения экзаменуемыми культурно-ценностных категорий текста: понимание проблемы, позиции автора или героя; понимание отношений синонимии и антонимии, важных для содержательного анализа текста; опознавание изученных средств художественной выразительности речи.
Задание № 2 повторяет модель заданий № 8 и 11 (ОГЭ-2019), но модифицирует их структуру, объединяя проверяемые знания, умения и навыки по теме в единое целое. Обучающимся предлагается произвести синтаксический анализ микротекста, состоящего из пяти предложений, и выбрать из пяти предложенных вариантов правильный ответ. Сложность представляет не только то, что таких вариантов может быть несколько, но и элементы проверяемого содержания: учащимся могут быть предложены задания не такие, как в демоверсии, например, на выявление правильности синтаксической характеристики предложения, определение сказуемого и т.п. Содержание этого задания КИМ связано с востребованными в жизни практическими умениями и навыками и направлено на проверку как предметных результатов, так и общеучебных умений. Например, умение определять грамматическую основу, однородные и обособленные члены предложения, виды сложных предложений позволяет не только решать пунктуационные задачи, но и лучше понимать содержание любого высказывания.
Задание № 3 проверяет пунктуационные знания и умения выпускников в расширенном варианте. Перечень пунктограмм представлен в 7 разделе кодификатора. В КИМ 2019 года это были задания 9, 10, 12, 13, 14, которые проверяли знания и умения обучающихся по темам «Обособление определений, дополнений, обстоятельств и приложений», «Вводные конструкции», «Знаки препинания при обращении», «Запятые в сложных предложениях», «Запятые в предложениях с разными видами связи». Задания № 13 и 14 проверяли знаниевый компонент. В ОГЭ-2020 знаниевый компонент заменен на компетентностный: задание № 3 осуществляет контроль за сформированностью навыка постановки запятых в сложных предложениях, части которых представляют собой осложнённые предложения. Задание № 2 ‒ единственное задание на пунктуационный анализ в КИМ 2020 года, поэтому оно проверяет компетенции обучающихся по многим изученным правилам пунктуации. Это задание нацелено на соблюдение преемственности в проверяемых предметных умениях ОГЭ и ЕГЭ.
Задание № 4 аналогично заданию № 7 (ОГЭ-2019), проверяющему умение проводить синтаксический анализ словосочетания.
Задание № 5 проверяет знания обучающимися изученных орфограмм в
комплексе. Перечень орфограмм представлен в 6 разделе кодификатора. Обучающимся предлагается найти верные варианты в объяснении орфограмм, то есть провести орфографический анализ пяти предъявленных слов. Это задание вызывает у девятиклассников наибольшие затруднения, так как подобный анализ требует знаний не только в области орфографии, но и в области фонетики, морфемики, словообразования, морфологии.
Задание № 6 относится к типу послетекстовых заданий и направлено на проверку умения полноценно понимать тексты разных жанров, вычленять главную информацию, находить факты, подтверждающие или опровергающие предложенные для анализа высказывания о тексте. Это задание соотносится с заданием № 22 ЕГЭ и обеспечивает его успешное выполнение.
Задание № 7 повторяет задание № 3 ОГЭ-2019 г.: необходимо указать
предложения с определённым изобразительно-выразительным средством.
Изменения коснулись количественного компонента выбора: вариантов может быть несколько.
Задание № 8 представляет собой изменённое задание № 6 ОГЭ-2019. В 2020 году выпускнику необходимо провести лексический анализ слова, предложения, текста, предполагающий широкий спектр проверяемых элементов (многозначные слова, слова с прямым и переносным значением, синонимы и антонимы, фразеологизмы, слова, различающиеся стилистической окраской, сферой употребления и т.д.), которые играют важную роль в прочитанном тексте.
Тестовые задания ОГЭ претерпели значительные изменения, но по своей сути проверяют те же знания и умения, что и в предыдущие годы. Важно обратить внимание обучающихся на многовариантность выбора ответов на тестовые задания. Например, задание № 3 по пунктуационному анализу комплексно проверяет знание темы. Решение проблемы повышения уровня пунктуационной грамотности предполагает, что знаков препинания может быть много. При обобщении сведений о синтаксисе и пунктуации нужно уделять больше внимания формированию умения распознавать разнообразные синтаксические структуры в тексте и применять полученные знания в продуктивной речевой (письменной) деятельности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.