Огонек знакомств
Цель: сформировать представление об отряде и о себе в отряде.
Задачи:
§ познакомить детей друг с другом в отряде;
§ создать условия для раскрепощения детей;
§ создать доверительных отношений в отряде;
§ создать благоприятный эмоциональный настрой в отряде;
§ проанализировать себя, детей, себя относительно детей;
§ прививать субкультуру лагеря.
Форма проведения – дружеская беседа с элементами игры.
Подготовительный этап:
§ Выбор места (замкнутое, комфортное пространство; круг – лучше всего располагает к откровенному разговору) и времени суток (вечер, сумерки);
§ Пакет откровений – красочный, очень приятный конверт, внутри которого на разных фигурных листочках написать вопросы, которые были бы интересны детям данного возраста. Формулировка вопроса должна предполагать развернутый ответ. Для педагога характер ответа ребенка на вопрос пакета откровений позволяет диагностировать его ценностные ориентиры, установки, стереотипы поведения;
§ Настрой детей. На огоньке знакомств происходит серьезный разговор, предполагающий рассказ детей и вожатого о себе. В связи с этим, деятельность, предшествующая огоньку знакомств, должна быть спокойной (разучивание песен, оформительское дело, экскурсия по лагерю и т.д.).
§ Талисман - это маленькая игрушка, которая будет передаваться из рук в руки. И только тот человек, у которого она в руках рассказывает о себе. Вожатый, рассказывая о талисмане, должен объяснить детям насколько и почему он важен для него. Это помогает создать ситуацию доверия.
§ Свеча или костер, если огонек проводится на природе.
Начинается огонек с настроя:
Поются 2-3 песни, которые все знают; рассказываются легенды об огоньке знакомств, которые повествуют о том, что будет происходить дальше.
Первым рассказывает о себе всегда вожатый/педагог, чтобы раскрепостить остальных, дать краткую модель рассказа и в завершении отвечает на вопросы пакета откровений. В ходе огонька дети рассказывают о себе и отвечают на вопросы (пакет откровений передается по кругу из рук в руки вместе с талисманом).
Огонек знакомств должен проходить в темпе. Нельзя забывать про паузы, в которых могут звучать песни, рассказываться легенды, читаться стихи. Паузы лучше всего делать через каждые 5-6 человек. К середине разговора необходимо «снять» двигательную активность детей. Одним из приемов может быть рассказ легенды об "Орлятском круге" и предложение спеть песни, встав в "Орлятский круг".
На огоньке знакомств закладываются отрядные традиции (ритуал вручения подарков, награды "героям дня" и т.д.), а также традиции лагеря:
1. Традиция доброго отношения к людям:
Доброе отношение к людям – это:
§ готовность что-то сделать для радости другого:
§ готовность подарить улыбку, доброе слово, не пройти равнодушно мимо человека;
§ готовность порадоваться радости, успеху, достижению товарища;
§ готовность понять другого человека, прийти вовремя на помощь.
§ готовность поступиться личным в интересах коллектива, если интересы коллектива направлены на общее благо;
Формула токой традиции кратка: «нести радость людям», а реализовать ее можно множеством добрых дел и поступков.
2. Традиция доброго отношения к песне:
Традиция заключается в бережном, трепетном отношении к песне. Это означает:
§ знание песни, уважение к людям ее написавшим;
§ умение дослушать, допеть до конца не прерывая песню;
§ умение сохранить в своем репертуаре лучшие песни предыдущих поколений, умение передать эти песни тем, кому передаем эстафету;
§ тактичнее относиться к содержанию и характеру песни, т. е. знать место и время для исполнения каждой песни;
§ учиться не кричать песни, а петь;
§ не начинай песню, если не знаешь.
3. Традиция вечернего огонька:
Это традиция доброго товарищеского разговора, обсуждение жизни своего коллектива, это воспитание в себе умение сказать правду в глаза и без обид выслушивать эту правду от товарищей, отряда в целом, в желании сделать свой коллектив еще лучше, дружнее.
4. Традиция орлятского круга:
Как важно видеть глаза товарища, чувствовать рядом его плечо. И главное – именно круг дает возможность не исключать из внимания ни одного человека из отряда. В орлятских кругах поют песни, садятся кругом на сборах, но огонек укрепляет традицию орлятского круга, придает ему высокое нравственное значение.
Заканчивают огонек всегда вожатые, говорят заключительное слово и дарят всем небольшие подарочки на счастье (эмблемки, отрядные талисманчики). Атмосфера, стиль взаимоотношений, которые создаются во время огонька знакомств, являются эталоном общения в отряде на протяжении всей смены.
Примеры вопросов к огоньку знакомств:
§ Какие 3 желания вы бы загадали золотой рыбке?
§ С кем из известных актеров вы бы хотели сыграть в паре?
§ Какой мягкой игрушкой вы хотели бы стать и почему?
§ Если бы ты стал ангелом-хранителем кого-либо, то от чего и от кого ты бы оберегал этого человека?
§ Куда бы ты отвез своих друзей, если бы стал волшебным автобусом?
Формы огонька могут быть различными, например:
1. Просто рассказ о себе.
2. Рассказ о себе, как о планете на небосклоне, с которой в ее жизни случались... и которая теперь..., она ждет от всех, кто здесь присутствует... и готова дарить всем...
3. Вы можете раздать листы и краски. Пусть каждый нарисует свой личный герб, а потом расскажет о своем изображении. Затем можно создать выставку из предложенных рисунков.
Если дети маленькие, то времени у вас мало - 20-30 минут. В этих случаях подходит следующая схема рассказа - меня зовут, моя любимая игрушка, я жду от отряда, я могу...
Во время огонька никто не должен вас отвлекать, заранее позаботьтесь об этом. Менее свободно ребята чувствуют себя, если на огоньке присутствует кто-то посторонний. Не забывайте, что всем должно быть удобно; вы можете сидеть, лежать. В зависимости от восприятия ребятами вечера, вы можете варьировать его продолжительность. По окончании вечера знакомств вы подводите итог, поздравляете всех; можно подарить прощальную песню и легенду.
Настраиваете на целую смену и, взявшись за руки, отправляетесь готовиться ко сну.
Вариант огонька знакомств «Для чего горит моя свеча»
Цель: знакомство детей друг с другом, традициями, выявление интересов детей, целей пребывания в лагере. Задача вожатых: настроить ребят перед огоньком.
Реквизит:
§ стулья по количеству участников или костровое место, оборудованное для огонька;
§ оформление (по усмотрению вожатых): Сюрпризки, коряга, муз.оформление;
§ гитара.
Возраст: средний и старший школьный возраст.
На огоньке знакомств должно быть:
§ Рассказ о традициях огонька, откуда он появился,
§ Рассказ об орлятском круге,
§ Рассказ об огне,
§ Весь огонек будет идти, столько часов, сколько задаст ведущий (первый говорит не более 5 минут). Огонек не должен быть затянутым.
Условия, необходимые для проведения огонька знакомств:
§ все должны быть удобно устроены, чтобы видеть каждого человека,
§ создание эмоционального настроя,
§ разговор в полголоса.
Ход:
§ Звучит песня под гитару (легенда, рассказ и пр), педагог вводит и рассаживает ребят.
§ Вожатый знакомит ребят с законами и традициями огонька, историей его появления (легенда об огоньке). Звучат слова об огне, о свече, о стихии.
§ По ходу рассказа педагог плавно переводит разговор от свечи к «огню, горящему в наших сердцах», зажигает свечу и рассказывает о себе (акцент разговора – интерес, цель в жизни, цель пребывания в лагере). По окончанию рассказа «зажигается» детская свеча (ребенок рассказывает о том, для чего горит его свеча). И так по кругу, пока не «зажгутся» все свечи. Последняя свеча – свеча второго педагога, он плавно подводит разговор к общей свече (рассказывает о том, что все собравшиеся ребята интересны, уникальны, что каждый человек идет своей дорогой. Иногда эти дороги сходятся и пересекаются. Иногда идут параллельно, даже не приближаясь друг к другу… А наши дороги встретились сегодня в лагере и 6 дней нашей смены мы будем идти одной общей дорогой… Зажигается отрядная свечка.
§ Напутственные слова на смену (педагоги условно передают частичку своей души, которая будет помогать двигаться по дорогам смены). Заключительное слово и песня в подарок.
{Задумка: чтобы на последнем огоньке ребята задули свечи, зажженные на первом огоньке и увезли их с собой. В трудные минуты жизни ребята смогут зажигать эти свечи и находить в них поддержку друзей}
§ Паутинка. Все сидят в кругу. Ведущий берет катушку ниток и зажимает в руках. Рассказывает о себе (принцип смотри выше) и передает катушку следующему ребенку, при этом оставив начало ниток в руке. И т.д. Затем полученная паутинка распутывается в обратном порядке.
§ Фенечки. Отряд садится в круг, педагог берет клубок ниток и пока обматывает нитку себе вокруг руки, рассказывает о себе, потом бросает другому. Тот так же. Ну и в итоге, все связаны этой ниткой. Ее разрывают аккуратно и то что на руках было, завязывают и носят до конца смены.
§ Карта знакомства. Рисуется карта, на которой есть остров Одиночества, море Радости, поляна Мечты и т.п. Каждый бросает кубик и куда он попадет, о тех случаях жизни человек и рассказывает.
§ Письмо самому себе (основной прием — метод неоконченных предложений). Дети заполняют бланк, составленный в виде письма, адресованного самому себе. Текст такого письма составляет сам вожатый, подбирая такие предложения, которые будут работать на решение определенной задачи развития, данной группы детей. Заполненные бланки запечатываются в конверты, которые собирает вожатый. Детям объявляется время получения письма (в конце смены, на прощальном огоньке). В назначенное время ребята получают письма. Обсуждение изменений, произошедших с детьми за данный период, может стать основой психологического занятия.
§ «Я – вещь». Каждый рассказывает, с какой вещью себя ассоциирует, а педагоги задают наводящие вопросы. Например, если кто-то ассоциирует себя с иголкой, нужно узнать, колен ли эта игла кого-то или зашивает прорехи. Этот огонёк - потрясающая диагностика. Дети рассказывают о себе то, что не рассказали бы напрямую и в конце смены. А тут через ассоциации откровенничают на второй день.
§ «Интервью». Все просто задают друг-другу вопросы и знакомятся.
§
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.