Конспект урока по математике
для учащихся 4 класса
«Окружность и круг»
подготовила
учитель начальных классов
ПАВИНА АВ
2017
Тип №1: Урок открытия новых знаний
Цель: расширить представления детей о круге, формировать представление об окружности и её элементах: центре, радиусе, диаметре.
Задачи
Предметные:
- познакомить с циркулем – инструментом для вычерчивания окружностей;
- формировать умение строить окружность с помощью циркуля;
- отрабатывать вычислительные навыки и умение решать текстовые задачи.
Личностные:
- формировать интерес и положительное отношение к урокам математики;
- отрабатывать навыки оценки и самооценки результатов учебной деятельности.
Метапредметные:
регулятивные:
- учить планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, принимать активное участие в групповой и коллективной работе;
- контролировать соблюдение техники безопасности во время работы с циркулем;
- отрабатывать осуществление пошагового контроля под руководством учителя и самостоятельно.
познавательные:
- способствовать развитию внимания, памяти, мышления;
- учить проводить разносторонний анализ объекта (окружности), проводить классификацию объектов и делать выводы.
коммуникативные:
- учить активно проявлять себя в коллективной работе, понимая важность своих действий для конечного результата.
Ход урок
• Мотивация учебной деятельности
Приветствие гостей.
Проверка готовности к уроку.
Я рада нашей новой встрече,
Мне с вами интересно, друзья!
Ваши правильные ответы
С удовольствием слушаю я.
Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
• Актуализация знаний и первое пробное действие
- Итак, проведём математическую разминку.
- Решим «круговые примеры». А какие примеры называют «круговыми»? (Ответ последнего примера является началом
первого)
- Решая примеры, не забывайте о порядке выполнения действий.
Задание 1.
1. |
100 – 7х11= |
|
65:13+72:18= |
|
27х5+50х2= |
|
23х4 – 27 = |
|
(235+365):6= |
|
9х40:360+26= |
(Проверяем, на доске ученик выкладывает карточки с выражениями по кругу)
- В выражениях подчеркните круглые числа. (100, 50, 40, 360)
- Какие числа называются «круглыми»? (Оканчивающиеся нулями)
- Как выполненные задания связаны с темой сегодняшнего урока?
(Будем говорить о круге)
- Да, мы будем говорить о круге. Но с этой геометрической фигурой вы хорошо знакомы. Мы будем наши знания расширять и знакомиться с новыми понятиями.
- Посмотрите на рисунок.
- Что необычного в этом забавном слонёнке?
(Он состоит из одних кругов)
- Как вы действовали, если бы вам нужно было нарисовать такого слонёнка?
(Можно обвести какой-нибудь круглый предмет. Например, монетку, пластмассовую крышку, дно стаканчика и т. д.)
- Давайте сделаем это.
• Выявление места и причины затруднения
Задание 2.
Место, где ученики чертят круг при помощи подручного предмета (монеты, крышки и др.) - Заштрихуйте круг. Эта часть называется область. - Обведите круг. Что вы провели? (границу) - Эта граница называется окружностью.
Слайд 1, 2 |
- Вы начертили круг с помощью подручных средств. Обводили его от руки. А как же построить идеально правильную окружность? ( С помощью циркуля)
• Разработка плана по выходу из создавшегося затруднения
Сообщение учеников о циркуле.
Изобретение циркуля
О том, как появился циркуль, кратко повествуют легенды Древней Греции. Каждый из нас знает историю Дедала и его сына Икара. Но немногие слышали о том, что у Дедала был ещё племянник Талос, очень талантливый юноша. Когда Талосу исполнилось всего 12 лет, он придумал гончарный круг, с помощью которого люди стали изготовлять посуду. Скелет рыбы навёл его на мысль сделать первую на свете пилу. А ещё Талос оставил после своей гибели два одинаковых стержня, соединённых между собой с помощью шарнира и способных вычерчивать идеальную окружность. Это и был первый циркуль.
Легенда легендой, а циркуль и линейка, наверное, самые старые чертёжные инструменты на земле. На стенах и куполах храмов и домов, на резных чашах и кубках древних Вавилонии и Ассирии нарисованы такие прямые линии и такие правильные круги, что без циркуля и линейки их просто невозможно провести! А существовали эти государства около 3-ёх тысяч лет назад!
Самый старый циркуль найден во Франции при раскопках древнего кургана. Он пролежал в земле более 2-х тысяч лет. Много бронзовых циркулей нашли под пеплом, засыпавшим древнеримский город Помпеи.
Само слово циркуль происходит от латинского circulus – «круг, окружность, кружок» и от латинского же circus – «круг, обруч, кольцо».
- Давайте вспомним ещё об одном древнегреческом «изобретении».
Пламя полыхает, пять колец сияют,
Праздник для народа раз в четыре года.
Праздник тот спортивный,
Древний, яркий, дивный.
Физкульминутка ( выполняем круговые движения)
Слайд 3.
- Итак, давайте рассмотрим циркуль. Он состоит из двух ножек, скрепленных между собой. На конце одной ножки – иголочка, на конце другой – грифель (карандаш). А также есть головка – держатель.
- Циркуль – это чертёжный инструмент для вычерчивания окружностей. В переводе с латинского «циркус» - круг.
- С каким словом созвучно слово «циркус»? (цирк)
- Да, действительно в цирке арена круглая. Это нужно, чтобы зрителям с любого места выступления артистов были хорошо видны.
- С циркулем нужно работать очень осторожно. Почему?
- Познакомимся с техникой безопасности при работе с циркулем.
Слайд 4.
• Реализация плана, разрешение возникшего затруднения.
- Отметим точку О.
- Поставим иголку циркуля в точку О и проведём замкнутую линию.
- Эта линия называется окружность, а точка О – центр окружности.
- Отметьте на окружности точки А и В; соедините их с точкой О, т.е. с центром окружности.
- Измерьте длину отрезков ОА и ОВ. Что вы можете про них сказать?
- Попробуйте сформулировать определение радиуса.
- Радиус – слово латинское и означает «луч». Древнегреческие учёные говорили просто «Прямая из центра».
Слайды 5, 6, 7, 8 |
Практическая работа.
- Возьмите круг, сложите его пополам.
- Найдите линию сгиба, обведите её цветным карандашом.
- Что вы начертили? (отрезок)
- Отрезок, проходящий через центр и соединяющий две точки на окружности, называется диаметром.
- Давайте проведём диаметр АС на нашем чертеже. Слайд 10.
-Что такое ОС? ( Это тоже радиус)
- Какой можно сделать вывод? (Диаметр равен двум радиусам, или диаметр в 2 раза больше радиуса)
- Давайте ещё раз прочитаем определения в учебнике.
Физкультминутка.
- Сейчас мы поиграем, посмотрим, на сколько вы внимательны. Я буду называть предметы. Если они имеют форму круга – вы поднимаете руки вверх, а если форму окружности – руки вперёд.
- Тарелка, баранка, монета, крышка, кольцо, обруч, колесо, пуговица, бублик, пяльца.
• Первичное закрепление нового знания
• Фронтальная работа.
Задание 3.
- Начертите окружность радиусом 2 см.
- Отметьте центр окружности и проведите её радиус.
- Обозначьте точками.
- Проведите диаметр той окружности, измерьте его длину.
- Во сколько раз диаметр окружности больше её радиуса?
2) Групповая работа
Задание 4.
А) Не нарушая закономерностей, Б) Выберите на рисунке ту окружность, в которой
построй радиусы в последних проведен диаметр.
окружностях:
• Самостоятельная работа с самоконтролем
Задание 5. Решите задачу стр. 47 № 3
- Назовите главный вопрос задачи.
- Что нам ещё должно быть известно, чтобы мы могли узнать, сколько ящиков нужно для 120 кг? ( Сколько кг в одном ящике)
- Как это узнать?
- Что узнаем сначала? (Массу ящика)
- Что узнаем вторым действием? (Сколько кг в одном ящике)
- Что узнаем третьим действием? (Сколько понадобится ящиков)
Дети записывают самостоятельно решение задачи. Затем – взаимная проверка.
• Рефлексия и самооценка
- Сегодня на уроке я узнал…
- Мне понравилось…
- Было интересно…
Домашнее задание – с. 47 № 4, 6
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.