Ход урока:
1. Организационный момент. Слайд 1.
- Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка, умение доказывать и отстаивать свою точку зрения.
- Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова: «Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было , кроме тьмы. И так было до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это – Земля. Жизнь начинается. Мир ослепительно переливается. И так важно, чтобы это продолжалось вечно.
- Что подразумевается под всем живым?
- Что необходимо для жизни?
2. Повторение изученного. Слайд 2.
- Вспомните значение терминов из вашего словарика и отгадайте кроссворд:
|
2 |
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
8 |
1 |
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Первая ступень познания. (Восприятие),
2. Крошечные организмы.( Бактерии)
3. Совокупность людей, объединенных формами совместной жизни и деятельности (Общество).
4. Группа живущих вместе близких родственников. (Семья)
5. Как называются огромные группы, на которые делят все живое? (Царства)
6. Как называется любой предмет, любое живое существо? (Тело)
7. Участок земли, где вся природа находится под строгой охраной.(Заповедник)
8. Население государства, жители страны. (Народ)
- Какое слово получилось в выделенной строке кроссворда? (Вещества)
3.Проверка домашнего задания. Слайд 3
Фронтальная работа.
- Что такое вещества?
- Из чего состоят вещества?
- Что можете сказать о частицах?
- Какие вещества бывают?
4. Работа по теме.
1). Лекция с элементами беседы.
На свете очень много веществ. Известно несколько миллионов веществ. Вещества изучает особая наука – химия. А сегодня мы отправимся на кухню. Слайд 4.
- Какое вещество нам встретилось первым, узнаете из загадки:
Меня не едят –
И без меня мало едят. (Соль) Слайд 5.
Самое важное для человека свойство поваренной соли – то, что она соленая на вкус. Её добывают из-под земли, это настоящее полезное ископаемое. Еще ей добывают из вод соленых морей и их отмелей – солончаков.
Есть еще одно вещество, с которым мы встретимся на кухне, отгадайте:
Я бел, как снег,
В чести у всех,
В рот попал –
Там и пропал. (Сахар)
По внешнему виду его можно спутать с солью. Зато их не спутаешь по вкусу. Какой сахар на вкус?
Сладкий вкус сахара – главное его свойство. Когда-то сахар добывали только из сахарного тростника, который растет в Индии, Китае и др. теплых странах, где климат постоянно влажный. Во многих странах вместо него употребляли мед, сладкий сок березы. И только в начале 19в. В России были построены заводы, которые делали сахар из сахарной свеклы.
Во фруктах содержится фруктовый сахар, который называют фруктозой., в молоке – молочный сахар.
Глюкоза – еще одна разновидность сахара. Она встречается в различных частях растений. Очень много глюкозы в винограде. Слайд 6.
- Какое еще вещество можно встретить на кухне, которое очень похоже на соль и сахар? (Крахмал) Слайд 7
Его обычно используют, когда варят кисель. Он содержится во многих продуктах.
2) . Работа по учебнику: с. 39-41. Слайд 8
- Прочитайте текст про себя.
- Что изучает химия?
- С какими веществами мы встречаемся каждый день?
3). Работа в тетради. С.16 №1 Слайд 9
- Прочитайте задание.
- Ответьте на вопросы.
5. Практическая работа по группам. Слайд 10
Задание:
1. С помощью раствора настойки йода определите, в каких продуктах, лежащих у вас на столе есть крахмал.
2. Результаты исследования запишите в тетради на стр. 18.
3. Докладывает руководитель каждой группы.
6. Физкультминутка: Слайд 11
Мы работали отлично.
Отдохнуть не прочь сейчас –
И зарядка к нам привычно
На урок приходит в класс.
Выше руки, выше пятки,
Улыбнитесь веселей.
Мы попрыгаем, как зайки,
Сразу станем всех бодрей!
Потянулись и вздохнули.
Отдохнули?
Отдохнули!
7. Работа по теме. Слайд 12
1).Кислоты (лекция учителя).
Большая группа веществ, с которыми мы сталкиваемся на кухне – это кислоты. Каждому знаком вкус лимона. Такой вкус ему придает лимонная кислота. В яблоках содержится яблочная кислота, в листьях щавеля – щавелевая кислота. Когда прокисает молоко, в нем образуется молочная кислота.
- Какое общее свойство этих веществ? (Кислый вкус).
- Можно ли пробовать любую кислоту на вкус? Почему?
На кухне вы можете встретить и такую кислоту – уксусную. Её используют только в разбавленном виде. К бутылочке с этой кислотой вообще нельзя прикасаться!
Слайд 13
Из-за загрязнения окружающей среды стали образовываться кислоты высоко в небе. Они выпадают вместе с дождем на землю, такие дожди называют кислотные. Слайд 14
2) Работа по учебнику. С 41-42. Слайд 15
- Прочитайте текст учебника про себя.
- Ответьте на вопросы на стр. 43.
3) Работа в тетради. Стр. 16 №2 Слайд 16
- Зачеркни лишнее, объясни почему так?
9. Подведение итогов урока. Слайд 17
- С какими веществами мы сегодня познакомились на уроке? ( Сахаром, солью, крахмалом и кислотами)
- Где мы их встречаем каждый день? (На кухне)
- С какими из этих веществ мы должны быть предельно осторожными? (Кислотами)
Выводы: Вещества очень разнообразны. Не все вещества можно пробовать на вкус. Лучше избежать опасности, чем встретиться с ней лицом к лицу.
- Оцените сегодняшний урок (Карточки рефлексии).
10. Домашнее задание Слайд 18
1. Учебник с. 43, вопр.1,2.
2. «Проверь себя» с.43.
3. Тетрадь, с 17 письм.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.