2022/2023 учебный год 4 класс -----------------------------------------------------------------------------------
Прочитайте текст и выполните задания
(1) Поздно ночью рассказал мне дед Ларион историю о необыкновенном зайце. (2) В августе ходил дед на охоту, попался ему заяц с рваным левым ухом. (3) Дед выстрелил в него из старого ружья, но промахнулся. (4) Дед пошёл дальше, но потом затревожился. (5) Он понял, что начался лесной пожар. (6) Ветер стал ураганом. (7) Огонь свирепел. (8) Он стремительно мчался по земле. (9) Дед побежал по кочкам. (10) И в это время выскочил заяц с рваным ухом. (11) Он бежал медленно, волочил задние лапы, потому что они обгорели. (12) Дед знал, что звери лучше чуют опасность и всегда спасаются. (13) Он побежал за зайцем. (14) Дед, крича от страха, плакал, приговаривая: «Погоди, милый, не так шибко!» (15) Заяц вывел деда из огня. (16)Когда они выбежали из леса, оба упали от усталости. (17) Дед подобрал зайца, отнёс домой и вылечил.
Задание 1.
В каком слове предложения № 14 всего три согласных звука и все они – звонкие?
Ответ запишите словами в той форме, в которой оно стоит в тексте.
__________________________________________________________________________
Задание 2.
В каком слове предложения № 14 всего три согласных звука и все они – глухие?
Ответ запишите словами в той форме, в которой оно стоит в тексте.
__________________________________________________________________________
Задание 3.
Какие слова (какое слово) в предложениях № 5–7 характеризуют(-ет) неодушевлённый предмет как одушевлённый?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4.
От какого слова образовано слово промахнулся из предложения № 3?
1) махать 2) махнуть 3) промах 4) промахиваться
__________________________________________________________________________
Задание 5. Допишите пропущенное слово.
Задание 6.
Укажите верное суждение о слове (ответов может быть несколько).
1) Кричать – это глагол II спряжения.
2) Разв..ваться (на ветру) – безударную гласную в корне можно проверить словом развитие.
3) Порты – название одежды (штаны из грубого полотна), исторически родственно слову портной и слову порт (грубая пеньковая или льняная ткань).
4) Зипун – верхняя одежда у крестьян. Представляет собой кафтан без воротника, изготовленный из грубого самодельного сукна ярких цветов со швами, отделанными контрастными шнурами. В ответе укажите номера суждений.
Ответ:____________________________________________________________________
Задание 7. Укажите слова, которые содержат только один суффикс.
1) желудочек, 2) молоточек, 3) цветочек, 4) веничек, 5) кружочек, 6) горшочек,
7) комочек, 8) мешочек, 9) листочек, 10) кусочек.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 8. Ниже даны предложения, в конце которых стоит вопросительный знак. Разделите эти предложения на три группы.
В группу А должны войти предложения, в которых содержится собственно вопрос (на него может быть дан ответ);
в группу Б – предложения, в которых под видом вопроса на самом деле даётся какое-то очевидное утверждение или отрицание;
в группу В – предложения, в которых под видом вопроса выражается побуждение
к действию. В ответе укажите номера предложений.
1) Сколько тебе лет?
2) Сколько можно повторять одно и то же?
3) Не могли бы вы повторить это чуть громче?
4) Легко ли решить эту задачу?
5) Разве четвероклассник может решить такую задачу?
6) Какую букву нужно написать на месте пропуска?
А- ________________________________________________________________________
Б - _______________________________________________________________________
В - _______________________________________________________________________
Задание 9.
1. Составьте из ряда прилагательных как можно больше антонимических пар: ясный, полный, злой, пасмурный, худой, добрый, пустой, невнятный, частичный, маленький, спорный.
Дополнительные условия:
– одно слово может входить в несколько антонимических пар;
– некоторые слова могут не войти ни в одну антонимическую пару.
2. Составьте с каждой парой антонимов по два словосочетания, раскрывающие антонимические отношения в этой паре.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 10. Объясните смысл фразеологических оборотов:
Глаза на мокром месте-______________________________________________________
Пальчики оближешь-________________________________________________________
Сесть в калошу-____________________________________________________________
Пропустить мимо ушей -_____________________________________________________
Взять себя в руки -__________________________________________________________
Задание 11. Запишите пословицы полностью по двум ключевым словам.
Свет – тьма; __________________________________________________________________________
Труд – лень;
__________________________________________________________________________
Встречают – провожают;
__________________________________________________________________________
Погибай – выручай.
__________________________________________________________________________
Задание 12.
Анаграммы, а попросту «перевёртыши», - это слова, составленные из одних и тех же букв. Попробуйте, пользуясь всеми буквами только данных слов, составить новые слова.
Логика – __________________________________________________________________
Ракета – ___________________________________________________________________
Каприз – __________________________________________________________________
Мольба - __________________________________________________________________
Каратист – ________________________________________________________________
Задание 13. Из каждой пары слов образуй и запиши одно сложное слово.
мир строить
единый хранить
любить жить
общий знать
взаимный убирать
машина любить
вода помощь
хлопок душа
Ответ:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 14.
Её заваривают, затевая неприятное, хлопотное дело, а потом расхлёбывают, распутывая это дело; её "просит" дырявая обувь; она в голове у путаников. Что это? Напиши ответ.
Ответ: ____________________________________________________________________
Задание 15. Отгадай загадку. Напиши отгадку. Определи, сколько раз в загадке встречается звуки [а] и [о].
Посмотрите, дом стоит,
До краёв водой налит.
Без окошек, но не мрачный
С четырёх сторон прозрачный.
В этом домике жильцы –
Все прекрасные пловцы. (______________________________ )
Ответ: [а] - __________ раз; [о] - __________ раз.
Задание 16. Отгадай загадки. Напиши отгадки.
1. Бежать, бежать — не добежать, лететь, лететь — не долететь.
Ответ: ____________________________________________________________________
2. Рассыпался горох на четырнадцать дорог.
Ответ: ____________________________________________________________________
3. Кругом вода, а с питьём беда.
Ответ: ____________________________________________________________________
Ответы
КЛЮЧИ
Время выполнения – 90 минут
4 класс
Прочитайте текст и выполните задания 1 – 8.
(1) Поздно ночью рассказал мне дед Ларион историю о необыкновенном зайце. (2) В августе ходил дед на охоту, попался ему заяц с рваным левым ухом. (3) Дед выстрелил в него из старого ружья, но промахнулся. (4) Дед пошёл дальше, но потом затревожился. (5) Он понял, что начался лесной пожар. (6) Ветер стал ураганом. (7) Огонь свирепел. (8) Он стремительно мчался по земле. (9) Дед побежал по кочкам. (10) И в это время выскочил заяц с рваным ухом. (11) Он бежал медленно, волочил задние лапы, потому что они обгорели. (12) Дед знал, что звери лучше чуют опасность и всегда спасаются. (13) Он побежал за зайцем. (14) Дед, крича от страха, плакал, приговаривая: «Погоди, милый, не так шибко!» (15) Заяц вывел деда из огня. (16)Когда они выбежали из леса, оба упали от усталости. (17) Дед подобрал зайца, отнёс домой и вылечил.
Задание 1
В каком слове предложения № 14 всего три согласных звука и все они – звонкие?
Ответ запишите словами в той форме, в которой оно стоит в тексте.
Ответ: милый. 1 балл.
Задание 2
В каком слове предложения № 14 всего три согласных звука и все они – глухие?
Ответ запишите словами в той форме, в которой оно стоит в тексте.
Ответ: шибко. 1 балл.
Задание 3
Какие слова (какое слово) в предложениях № 5–7 характеризуют(-ет) неодушевлённый предмет как одушевлённый?
Ответ: свирепел. 1 балл.
Задание 4
От какого слова образовано слово промахнулся из предложения № 3?
1) махать 2) махнуть 3) промах 4) промахиваться
Ответ: 2. 1 балл.
Задание 5
Какому слову из текста соответствует фрагмент словарной
статьи
из «Этимологического словаря» А.В. Семёнова?
Появление этого слова в русском языке некоторые исследователи относят к V–VI вв., хотя появиться оно могло значительно раньше. Это слово происходит от общей индоевропейской основы agnis. Встречается во многих европейских и азиатских языках (древнеиндийское – agni, латинское – ignis, литовское – ugnis). В Древней Индии бога домашнего очага называли Агни.
Запишите это слово в начальной форме.
Ответ: огонь. 1 балл.
Задание 6
Какой частью речи являются слова дальше и потом в предложении № 4?
Ответ: наречие; наречием; наречиями. 1 балл
Задание 7
Определите предложение по некоторым входящим в него словам (характеристики слов из предложения даны в перепутанном порядке и не ко всем словам). Это слово имеет ту же основу, что и лопасть, лопата, лапоть, восходит к общеславянскому lapstъ. |
Это слово является историческим родственником словам наволочка, влачить. |
Корень этого глагола восходит к общеславянскому слову, зафиксировано в других языках, например: литовское garbti – «жечь», древнеиндийское haras – «жар». |
Это наречие образовано от имени прилагательного, которое имеет давнюю историю: древнерусское – мьдьльнъ, старославянское – мъдьлъ (вялый), общеславянское – mъdьlъ, в русском языке встречается с XI в. |
Запишите номер найденного вами предложения.
Ответ: 11. 1 балл.
Задание 8
Найдите в тексте один глагол, который отличается по форме от остальных.
Выпишите его.
Ответ: погоди. 1 балл.
Задание 9
Выпишите из текста слово, которое является исторически однокоренным слову хотеть. Запишите слово в той форме, в которой оно стоит в тексте.
Ответ: на охоту/охоту. 1 балл.
Задание 10. Допишите пропущенное слово.
Ответ: рубаха/рубашка. 1 балл.
Задание 11.
Укажите верное суждение о слове (ответов может быть несколько).
1) Кричать – это глагол II спряжения.
2) Разв..ваться (на ветру) – безударную гласную в корне можно проверить словом развитие.
3) Порты – название одежды (штаны из грубого полотна), исторически родственно слову портной и слову порт (грубая пеньковая или льняная ткань).
4) Зипун – верхняя одежда у крестьян. Представляет собой кафтан без воротника, изготовленный из грубого самодельного сукна ярких цветов со швами, отделанными контрастными шнурами.
Ответ: 1, 3, 4.
За каждый верно выбранный пункт – 1 балл. За каждый неверно выбранный пункт вычитается 1 балл. Если выбраны все пункты – 0 баллов Всего 3 балла.
Задание 12. Укажите слова, которые содержат только один суффикс.
1) желудочек, 2) молоточек, 3) цветочек, 4) веничек, 5) кружочек, 6) горшочек,
7) комочек, 8) мешочек, 9) листочек, 10) кусочек.
Ответ: 1, 4, 6, 8.
За каждый правильный ответ – 1 балл. За неправильный ответ вычитается 1 балл. Если выбрано более 8 ответов – 0 баллов. Итого 4 балла.
Задание 13. Ниже даны предложения, в конце которых стоит вопросительный знак. Разделите эти предложения на три группы.
В группу А должны войти предложения, в которых содержится собственно вопрос (на него может быть дан ответ);
в группу Б – предложения, в которых под видом вопроса на самом деле даётся какое-то очевидное утверждение или отрицание;
в группу В – предложения, в которых под видом вопроса выражается побуждение
к действию. В ответе укажите номера предложений.
1) Сколько тебе лет?
2) Сколько можно повторять одно и то же?
3) Не могли бы вы повторить это чуть громче?
4) Легко ли решить эту задачу?
5) Разве четвероклассник может решить такую задачу?
6) Какую букву нужно написать на месте пропуска?
Ответ: А- 1, 4, 6 Б - 2, 5 В – 3.
За правильное распределение каждого предложения в группу (цель высказывания определена верно) по 1 баллу. Итого: 6 баллов.
Задание 14.
1. Составьте из ряда прилагательных как можно больше антонимических пар: ясный, полный, злой, пасмурный, худой, добрый, пустой, невнятный, частичный, маленький, спорный.
Дополнительные условия:
– одно слово может входить в несколько антонимических пар;
– некоторые слова могут не войти ни в одну антонимическую пару.
2. Составьте с каждой парой антонимов по два словосочетания, раскрывающие антонимические отношения в этой паре.
Модель ответа и критерии оценивания
Полный – худой (полный человек, худой человек).
Полный – пустой (полный графин, пустой графин).
Допустимо при наличии соответствующих примеров-словосочетаний
Полный – частичный (полная информация – частичная информация).
Добрый – злой (добрый поступок, злой поступок).
Добрый – маленький (добрый кусок мяса, маленький кусок мяса).
Ясный – пасмурный (ясный день, пасмурный день).
Ясный – невнятный (ясный смысл, невнятный смысл).
Ясный – спорный (ясный вопрос, спорный вопрос).
*Если будут предложены иные антонимические пары, подтверждённые корректными примерами, их следует рассматривать как правильный ответ и соответствующе оценивать.
1. За каждую пару антонимов по 1 баллу.
2. За каждые два словосочетания, раскрывающие антонимические отношения в паре, по 1 баллу. Итого 16 баллов.
Задание 15. Объясните смысл фразеологических оборотов:
Глаза на мокром месте – кто-либо часто плачет.
Пальчики оближешь – очень вкусно.
Сесть в калошу – потерпеть неудачу .
Пропустить мимо ушей – не услышать .
Взять себя в руки – сдерживая свои чувства, проявлять самообладание, успокаиваться. 5 баллов
Задание 16. Запишите пословицы полностью по двум ключевым словам. 4 балла
Ученье-свет,а неученье- тьма.
Труд кормит, а лень портит.
Встречают по одежке , а провожают по уму.
Сам погибай, а товарища выручай.
Задание 17.
Анаграммы, а попросту «перевёртыши», - это слова, составленные из одних и тех же букв. Попробуйте, пользуясь всеми буквами только данных слов, составить новые слова. Логика, ракета, каприз, мольба, каратист.
Ответ: Иголка, карета, приказ, альбом, артистка. 5 баллов Задание 18. Из каждой пары слов образуй и запиши одно сложное слово.
мир строить
единый хранить
любить жить
общий знать
взаимный убирать
машина любить
вода помощь
хлопок душа
Ответ: миролюбие (миролюбивый), единодушие (единодушный), любознательный, общежитие, взаимопомощь, машиностроение, водохранилище, хлопкоуборочный.
Всего 8 баллов
Задание 19.
Её заваривают, затевая неприятное, хлопотное дело, а потом расхлёбывают, распутывая это дело; её "просит" дырявая обувь; она в голове у путаников. Что это? Напиши ответ. Ответ: Каша (1 балл)
Задание 20. Отгадай загадку. Напиши отгадку. Определи, сколько раз в загадке встречается звуки [а] и [о].
Посмотрите, дом стоит,
До краёв водой налит.
Без окошек, но не мрачный
С четырёх сторон прозрачный.
В этом домике жильцы –
Все прекрасные пловцы. (Аквариум). Ответ: [а] – 16 раз; [о] – 8 раз. ( 3 балла )
Задание 21. Отгадай загадки. Напиши отгадки. 3 балла
1. Бежать, бежать — не добежать, лететь, лететь — не долететь. Ответ: горизонт
2. Рассыпался горох на четырнадцать дорог. Ответ: звёзды
3. Кругом вода, а с питьём беда. Ответ: море
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.