"Олимпиадные задания по географии 10 класс"
Оценка 4.9

"Олимпиадные задания по географии 10 класс"

Оценка 4.9
docx
22.11.2023
"Олимпиадные задания по географии 10 класс"
10 кл.docx

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ГЕОГРАФИИ 2023–2024 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 10 КЛАСС

 

Задание 1

1.1. Пользуясь знаниями по географии, полученными в предыдущие годы, а также картами атласа, найдите ошибочный элемент в каждом логическом ряду.

 

В    скобках даны подсказки, которые помогают объяснить, по какому принципу исключается объект. Обоснуйте исключение ошибочного объекта. Приведите название ещё одного объекта для продолжения логического ряда.

 

Пример: Приволжская – Прикаспийская – Среднерусская – Смоленско-Московская – Валдайская.

Ошибка в логическом ряду. Прикаспийская. (3 балла)

 

Обоснование исключения. Это низменность, а ВСЕ остальные объекты это возвышенности на территории России. (3 балла). Если Вы ответ дадите неполным, например, укажете, что это низменность, то жюри оценит Вас только 1 баллом, т.к. остаётся непонятным, чем являются остальные объекты, и есть ли между ними общий признак.

Ваш пример для продолжения логического ряда. Ваш ответ должен включать любую возвышенность России: Северные Увалы, Ставропольская возвышенность. Только тогда Вас оценят максимально высоко. (3 балла). Если Вы назовёте возвышенности за пределами России или другие положительные формы рельефа, например, плоскогорья, то Ваш ответ оценят в 0 баллов.

 

1)  Курганская область – Томская область – Саратовская область – Воронежская область – Новосибирская область (географическое положение).

 

2)  Республика Коми – Ростовская область – Оренбургская область – Волгоградская область – Алтайский край (природная зона).

3)  Ханты-Мансийский автономный округ – Ставропольский край – Амурская область – Свердловская область – Костромская область (энергетика).

 

4)  Республика Башкортостан – Ростовская область – Сахалинская область – Республика Татарстан – Ямало-Ненецкий Автономный округ (добыча полезного ископаемого).

5)  Оренбургская область – Челябинская область – Свердловская область – Республика Хакасия – Красноярский край (металлургия).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1


 

 

Номер

Ошибка

Обоснование

Ваш пример

ряда

в логическом

исключения

для продолжения

 

ряду

 

логического ряда

1

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Ваши обоснования ошибок в логических рядах характеризуют географиче-ские особенности одного из субъектов РФ. Запишите его название.

 

Субъект РФ ________________________________________________________

 

 

 

 

Задание 2

 

Зерновые культуры – основа сельскохозяйственного производства. Зерно является основным энергетическим источником для человеческого организма.

В   структуре продуктов питания зерновые и зернобобовые культуры составляют

76 %.

2.1. В таблице представлены данные по 10 зерновым культурам (валовой сбор), выращиваемым на территории нашей страны, а также регионы – лидеры по их валовому сбору за 2018 г. Часть регионов зашифрована цифрами. Определите зерновые культуры и субъекты РФ, которые скрываются за цифрами.

 

Ответ запишите в таблицу.


 

 

 

 

 

2


 

Культура А. Из неё делают манную крупу.

 

72 068,2 тыс. т

1 место –

 

2

место –

 

регион 1

–13%

регион 2 -12,4 %

3 место – Ставрополь-

4 место –

 

5

место – Волгоградская

ский край –9,9 %

регион 3

-4,2 %

область – 4,2 %

Культура Б. Из неё делают перловую крупу.

 

16 980,9 тыс. т

1

место –

2

место – Курская

 

регион 4 – 5,9 %

область – 5,5 %

3 место – Воронежская

4

место – Тамбовская

5

место –

область – 5,5 %

область – 5 %

регион 2 – 5 %

Культура В. Её родина Мексика.

 

11 162,6 тыс. т

1

место –

2

место – Курская

 

регион 2 – 17,1 %

область – 9 %

3 место – Кабардино-

4

место – Воронежская

5

место –

Балкарская Республика –

область – 8 %

регион 5 – 7,5 %

8 %

 

 

 

 

Культура Г. Занимаем 1

место в мире по сбору. Из него делали толокно.

4707,3 тыс. т

1

место –

2

место – Красноярский

 

регион 3 – 14,3 %

край – 7,3 %

3 место- Новосибирская

4

место –

5

место – Тюменская

область – 7 %

регион 6 – 5,2 %

область – 4,8 %

Культура Д. 82 % мирового

сбора осуществляется в

Европе.

1914,9 тыс. т

1

место –

2

место –

 

регион 6 – 18 %

регион 4 – 15,1 %

3 место – Оренбургская

4

место –

5

место – Кировская

область – 10,4 %

регион 7 – 6,1 %

область – 6 %

Культура Е. Выращивают

в 9 регионах России.

 

 

1038,2 тыс. т

1

место –

2

место – Республика

 

регион 2 – 74,6 %

Дагестан – 7,9 %

3 место –

4

место – Республика

5

место – Приморский

регион 1 – 7,8 %

Адыгея – 3,2 %

край – 2,5 %

Культура Ж. Не относится к злакам, как все остальные.

 

930,5 тыс. т

1

место –

2

место –

 

регион 3 – 53,2 %

регион 6 – 8,6 %

3 место – Орловская

4

место – Новосибирская

5

место – Кемеровская

область – 7 %

область – 3,3 %

область – 2,9 %

Культура З. Это гибрид между двумя зерновыми культурами.

 

400,7 тыс. т

1 место –

 

2

место – Орловская

 

регион 5

– 17,9 %

область – 8,7 %

3 место – Брянская

4 место –

 

5

место – Тюменская

область – 8,6 %

регион 6

–7,4%

область – 4,1 %

 


 

 

 

3


 

Культура И. Из неё получают пшенную крупу.

 

217,2 тыс. т

1 место –

 

2

место –

 

регион 7

– 47,4 %

регион 1 – 11,6 %

3 место – Волгоградская

4 место –

 

5

место – Самарская

область – 7,1 %

регион 3

7 %

область – 5,2 %

Культура К. Её родина Экваториальная Африка.

 

49,1 тыс. т

1 место –

2 место –

 

 

регион 1 – 30,9 %

регион 7 – 18,4 %

3 место –Волгоградская

4 место – Оренбургская

5 место –Ставрополь-

область – 12,3 %

область – 12,2 %

ский край – 7,9 %

 

 

 

 

Культура А

 

 

 

 

 

 

 

Культура Б

 

 

 

 

 

 

 

Культура В

 

 

 

 

 

 

 

Культура Г

 

 

 

 

 

 

 

Культура Д

 

 

 

 

 

 

 

Культура Е

 

 

 

 

 

 

 

Культура Ж

 

 

 

 

 

 

 

Культура З

 

 

 

 

 

 

 

Культура И

 

 

 

 

 

 

 

Культура К

 

 

 

 

 

 

 

Регион 1

 

 

 

 

 

 

 

Регион 2

 

 

 

 

 

 

 

Регион 3

 

 

 

 

 

 

 

Регион 4

 

 

 

 

 

 

 

Регион 5

 

 

 

 

 

 

 

Регион 6

 

 

 

 

 

 

 

Регион 7

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Назовите ещё 4 региона России, где выращивают культуру Е.

 

 

 

 

 

2.3. Приведите пример зерновой культуры, которая не выращивается на территории нашей страны.

 

____________________________________________________________________


 

 

4


 

Задание 3

Определите, о каком субъекте РФ идёт речь в тексте, и, пользуясь картами в школьных атласах, заполните таблицу.

 

Субъект РФ имеет внутриконтинентальное географическое положение, его административный центр расположен на одинаковом расстоянии как от экватора, так и от Северного полюса, эта особенность отображена на гербе этого города. В рельефе территории можно выделить четыре крупные части,

 

в   строении земной коры две основные тектонические структуры. Одна из форм рельефа является физико-географической границей между частями света, которая проходит по северной границе субъекта РФ. Особое место в рельефе занимают интрузивные тела – «несостоявшиеся вулканы». Среди полезных ископаемых долгое время важное значение имело углеводородное топливо. На сегодняшний день большую роль продолжает играть жидкое полезное ископаемое, знакомое всем жителям нашей страны. В районе распространения этого полезного ископаемого сложился туристский кластер, специали-зирующийся на бальнеологическом туризме с 1803 г. В этом районе сформировалась крупная городская агломерация, включающая транспортный узел экономического района и центр федерального округа, в котором находится место гибели великого русского писателя и поэта. Субъект РФ является родиной первого и последнего президента крупнейшего социалистического государства мира, существовавшего в ХХ в. В экономике важную роль играет сельское хозяйство, которое, в частности, специализируется на производстве зерновой, одной сахароносной и одной масличной культур. Здесь расположен один из крупнейших центров химической промышленности. В субъекте РФ остро стоит экологическая проблема, обостряющаяся неблагоприятными природными процессами, вызванными активной сельскохозяйственной деятельностью.

 

Определите

 

Ответы

 

Название субъекта РФ,

Субъект РФ

 

 

расстояние от центра

 

 

 

субъекта до экватора и

Расстояние

 

 

полюса в градусах и

в градусах

 

 

километрах

Расстояние

 

 

 

в километрах

 

 

 

Расчёт расстояния

 

 

 

 

 

 

Названия четырёх

Формы рельефа

 

 

основных форм рельефа и

 

 

 

двух тектонических

 

 

 

структур, термин

 

 

 

 

 

 

интрузивных тел

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

5


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тектонические

 

 

 

структуры

 

 

 

 

 

 

 

Интрузивное тело

 

 

 

 

 

 

Углеводородное топливо

Углеводородное

 

 

и жидкое полезное

топливо

 

 

ископаемое

 

 

 

Жидкое полезное

 

 

 

ископаемое

 

 

Название туристского

Туристский кластер

 

 

кластера, транспортный

 

 

 

узел городской

Транспортный узел

 

 

агломерации и

 

 

 

Экономический

 

 

экономический район,

 

 

район

 

 

название федерального

 

 

Федеральный округ

 

 

округа и его центра

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Центр федерального

 

 

 

округа

 

 

Поэта и писателя, первого

Поэт-писатель

 

 

и последнего президента

 

 

 

и социалистическое

Президент

 

 

государство

 

 

 

Государство

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зерновую, сахароносную

Зерновая культура

 

 

и масличную культуры,

 

 

 

центр химической

Сахароносная

 

 

промышленности и его

культура

 

 

продукцию

Масличная культура

 

 

 

 

 

 

 

Центр химической

 

 

 

промышленности

 

 

 

Продукция

 

 

 

 

 

 

Экологическую

Экологическая

 

 

проблему,

проблема

 

 

неблагоприятные

 

 

 

Неблагоприятные

 

 

природные процессы (два

природные

 

 

примера)

процессы

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

6


 

Задание 4

Рассчитайте показатели субъектов РФ, которые пропущены в таблице.

 

Демографические показатели за 2018 г.

 

Субъект

Средне-

Изменения за 2018 год

Коэффициент

 

РФ

годовая

 

 

 

естественного

 

Родив-

Умершие

Естествен-

 

 

численность

шиеся

(чел.)

ный прирост

прироста

 

 

населения

(чел.)

 

(чел.)

населения

 

 

(тыс. чел.)

 

 

 

 

 

А

 

1427

1621

–194

–1,38

 

 

 

 

 

 

 

 

Б

967

13 191

7572

5619

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В

1321

15 107

17 005

 

–1,44

 

 

 

 

 

 

 

 

Г

315

 

3549

–132

–0,42

 

 

 

 

 

 

 

 

Д

50

625

 

78

1,56

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Субъект А имеет приморское положение и граничит с четырьмя другими субъектами (Б, В, Г, Д). С помощью карт школьного атласа и демографических данных из таблицы определите эти субъекты РФ.

 

А

 

Б

 

В

 

Г

 

Д

 

 

Напишите, в каком из пяти субъектов РФ самый высокий коэффициент рождаемости, и рассчитайте его значение.

 

____________________________________________________________________

 

____________________________________________________________________

 

____________________________________________________________________

 

____________________________________________________________________


 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ГЕОГРАФИИ 2020–2021 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 10-11 КЛАСС

 

Методика оценивания выполнения олимпиадных заданий

 

Задание 1

1.1. Пользуясь знаниями по географии, полученными в предыдущие годы, а также картами атласа, найдите ошибочный элемент в каждом логическом ряду.

 

в      скобках даны подсказки, которые помогают объяснить, по какому принципу исключается объект. Обоснуйте исключение ошибочного объекта. Приведите название ещё одного объекта для продолжения логического ряда.

 

Пример: Приволжская – Прикаспийская – Среднерусская – Смоленско-Московская – Валдайская.

 


Ошибка в логическом ряду. Прикаспийская. (3 балла)

Обоснование исключения. Это низменность, а ВСЕ остальные объекты это возвышенности на территории России. (3 балла). Если Вы ответ дадите неполным, например, укажете, что это низменность, то жюри оценит Вас только 1 баллом, т.к. остаётся непонятным, чем являются остальные объекты, и есть ли между ними общий признак.

Ваш пример для продолжения логического ряда. Ваш ответ должен включать любую возвышенность России: Северные Увалы, Ставропольская возвышенность. Только тогда Вас оценят максимально высоко. (3 балла). Если Вы назовёте возвышенности за пределами России или другие положительные формы рельефа, например, плоскогорья, то Ваш ответ оценят в 0 баллов.

 

1)  Курганская область – Томская область – Саратовская область – Воронежская область – Новосибирская область (географическое положение).

2)  Республика Коми – Ростовская область – Оренбургская область – Волгоградская область – Алтайский край (природная зона).

 

3)  Ханты-Мансийский автономный округ – Ставропольский край – Амурская область – Свердловская область – Костромская область (энергетика).

 

4)  Республика Башкортостан – Ростовская область – Сахалинская область – Республика Татарстан – Ямало-Ненецкий Автономный округ (добыча полезного ископаемого).

5)  Оренбургская область – Челябинская область – Свердловская область – Республика Хакасия – Красноярский край (металлургия).

 

1.2. Ваши обоснования ошибок в логических рядах характеризуют географиче-ские особенности одного из субъектов РФ. Запишите его название.


 

 

 

 

 

1


 

ОТВЕТЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Внимание: допускаются иные варианты ответов, дающие верное обоснование!

 

 


Номер

Ошибка

Обоснование исключения

Ваш пример для

ряда

в логическом

(3 балла за верный ответ)

продолжения

 

ряду

 

логического ряда

 

(3 балла за

 

(3 балла за верный

 

верный

 

ответ)

 

ответ)

 

 

1

Томская

Не выходит к границе

Приграничные

 

область

России. Все остальные

внутриконтинентальные

 

 

приграничные

субъекты (не имеющие

 

 

внутриконтинентальные

выхода к морю):

 

 

субъекты (не имеющие

Псковская, Смоленская

 

 

выхода к морю).

области и др.

2

Республика

Располагается в таёжной

Саратовская, Курганская

 

Коми

зоне. Все остальные

области,

 

 

в степной и лесостепной.

Ставропольский край…

3

Амурская

Преобладает ГЭС.

Регионы

 

область

У всех остальных –

с преобладанием ТЭС:

 

 

теплоэнергетика.

Москва, Челябинская

 

 

 

область, Кировская

 

 

 

область, Забайкальский

 

 

 

край, Приморский край,

 

 

 

Кемеровская область

4

Ростовская

Здесь ведётся добыча

Нефтедобывающие

 

область

угля, а во всех остальных

субъекты РФ.

 

 

нефти.

 

5                            Республика   Производство алюминия.  Мурманская область.

 

Хакасия

Во всех остальных –

 

производство меди.

·                   Если обоснование исключения дано не полностью (присутствует только половина ответа), то ячейку оценивать в 1 балл.

·                   Если отсутствует обоснование исключения, то продолжение логического ряда не оценивается.

 

·                    Если в строчке заполнена только ошибка в логическом ряду, то она не оценивается.

 

Субъект РФ – Иркутская область. (5 баллов) Максимальный балл – 50.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

2


Задание 2

Зерновые культуры – основа сельскохозяйственного производства. Зерно является основным энергетическим источником для человеческого организма.

 

В   структуре продуктов питания зерновые и зернобобовые культуры составляют

 

76 %.

2.1. В таблице представлены данные по 10 зерновым культурам (валовой сбор), выращиваемым на территории нашей страны, а также регионы – лидеры по их валовому сбору за 2018 г. Часть регионов зашифрована цифрами. Определите зерновые культуры и субъекты РФ, которые скрываются за цифрами.

 

Ответ запишите в таблицу.

 

Культура А. Из неё делают манную крупу.

 


72 068,2 тыс. т

1 место –

 

2

место –

 

регион 1

–13%

регион 2 -12,4 %

3 место – Ставрополь-

4 место –

 

5

место – Волгоградская

ский край –9,9 %

регион 3

-4,2 %

область – 4,2 %

Культура Б. Из неё делают перловую крупу.

 

16 980,9 тыс. т

1

место –

2

место – Курская

 

регион 4 – 5,9 %

область – 5,5 %

3 место – Воронежская

4

место – Тамбовская

5

место –

область – 5,5 %

область – 5 %

регион 2 – 5 %

Культура В. Её родина Мексика.

 

11 162,6 тыс. т

1

место –

2

место – Курская

 

регион 2 – 17,1 %

область – 9 %

3 место – Кабардино-

4

место – Воронежская

5

место –

Балкарская Республика –

область – 8 %

регион 5 – 7,5 %

8 %

 

 

 

 

Культура Г. Занимаем 1

место в мире по сбору. Из него делали толокно.

4707,3 тыс. т

1

место –

2

место – Красноярский

 

регион 3 – 14,3 %

край – 7,3 %

3 место- Новосибирская

4

место –

5

место – Тюменская

область – 7 %

регион 6 – 5,2 %

область – 4,8 %

Культура Д. 82 % мирового

сбора осуществляется в

Европе.

1914,9 тыс. т

1

место –

2

место –

 

регион 6 – 18 %

регион 4 – 15,1 %

3 место – Оренбургская

4

место –

5

место – Кировская

область – 10,4 %

регион 7 – 6,1 %

область – 6 %

Культура Е. Выращивают

в 9 регионах России.

 

 

1038,2 тыс. т

1

место –

2

место – Республика

 

регион 2 – 74,6 %

Дагестан – 7,9 %

3 место –

4

место – Республика

5

место – Приморский

регион 1 – 7,8 %

Адыгея – 3,2 %

край – 2,5 %

 


 

 

 

 

3


 

Культура Ж. Не относится к злакам, как все остальные.

 

 


930,5 тыс. т

1

место –

2

место –

 

регион 3 – 53,2 %

регион 6 – 8,6 %

3 место – Орловская

4

место – Новосибирская

5

место – Кемеровская

область – 7 %

область – 3,3 %

область – 2,9 %

Культура З. Это гибрид между двумя зерновыми культурами.

 

400,7 тыс. т

1 место –

 

2

место – Орловская

 

регион 5

– 17,9 %

область – 8,7 %

3 место – Брянская

4 место –

 

5

место – Тюменская

область – 8,6 %

регион 6

–7,4%

область – 4,1 %

Культура И. Из неё получают пшенную крупу.

 

217,2 тыс. т

1 место –

 

2

место –

 

регион 7

– 47,4 %

регион 1 – 11,6 %

3 место – Волгоградская

4 место –

 

5

место – Самарская

область – 7,1 %

регион 3

7 %

область – 5,2 %

Культура К. Её родина Экваториальная Африка.

 


49,1 тыс. т

1

место –

2

место –

 

регион 1 – 30,9 %

регион 7 – 18,4 %

3 место –Волгоградская

4

место – Оренбургская

5

место –Ставрополь-

область – 12,3 %

область – 12,2 %

ский край – 7,9 %

2.2. Назовите ещё 4 региона России, где выращивают культуру Е.

 


2.3. Приведите пример зерновой культуры, которая не выращивается на территории нашей страны.

 

ОТВЕТЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

 

2.1.

Культура А

пшеница

 

Культура Б

ячмень

 

Культура В

кукуруза

 

Культура Г

овёс

 

Культура Д

рожь

 

Культура Е

рис

 

Культура Ж

гречиха

 

Культура З

тритикале

 

Культура И

просо

 

Культура К

сорго

 

По 2 балла за правильно определённую культуру. Максимум – 20 баллов.

 

Регион 1

Ростовская область

Регион 2

Краснодарский край

Регион 3

Алтайский край

Регион 4

Республика Татарстан

Регион 5

Белгородская область

Регион 6

Республика Башкортостан

Регион 7

Саратовская область

 


 

4


 

По 3 балла за определение региона. Максимум – 21 балл.

 

 


2.2.        Астраханская область

 

Республика Калмыкия

 

Чеченская Республика

 

Еврейская автономная область

 

 


По 2 балла за регион. Порядок не имеет значения. Максимум – 8 баллов.

2.3. чумиза, могар, пайза, дагусса, мучнистый амарант, тефф.

 

1 балл за любой указанный злак.

Максимальный балл – 50.

 

Задание 3

Определите, о каком субъекте РФ идёт речь в тексте, и, пользуясь картами в школьных атласах, заполните таблицу.

 

Субъект РФ имеет внутриконтинентальное географическое положение, его административный центр расположен на одинаковом расстоянии как от экватора, так и от Северного полюса, эта особенность отображена на гербе этого города. В рельефе территории можно выделить четыре крупные части,

 

в  строении земной коры две основные тектонические структуры. Одна из форм рельефа является физико-географической границей между частями света, которая проходит по северной границе субъекта РФ. Особое место в рельефе занимают интрузивные тела – «несостоявшиеся вулканы». Среди полезных ископаемых долгое время важное значение имело углеводородное топливо. На сегодняшний день большую роль продолжает играть жидкое полезное ископаемое, знакомое всем жителям нашей страны. В районе распространения этого полезного ископаемого сложился туристский кластер, специали-зирующийся на бальнеологическом туризме с 1803 г. В этом районе сформировалась крупная городская агломерация, включающая транспортный узел экономического района и центр федерального округа, в котором находится место гибели великого русского писателя и поэта. Субъект РФ является родиной первого и последнего президента крупнейшего социалистического государства мира, существовавшего в ХХ в. В экономике важную роль играет сельское хозяйство, которое, в частности, специализируется на производстве зерновой, одной сахароносной и одной масличной культур. Здесь расположен один из крупнейших центров химической промышленности. В субъекте РФ остро стоит экологическая проблема, обостряющаяся неблагоприятными природными процессами, вызванными активной сельскохозяйственной деятельностью.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5


 

ОТВЕТЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

 

Определите

 

 

Ответы

 

Название субъекта

Субъект РФ

Ставропольский край

 

РФ, расстояние от

 

3

балла

 

центра субъекта до

 

 

 

Расстояние

45°

 

экватора и полюса

в градусах

2

балла

 

в градусах и

 

 

 

Расстояние

4999,5 / 5000

 

километрах

в километрах

1

балл

 

7 баллов

Расчёт расстояния

45 × 111,1

 

 

1

балл

 

Названия четырёх

Формы рельефа

Кумо-Манычская впадина,

 

основных форм

 

Ставропольская возвышенность,

 

рельефа и двух

 

Прикаспийская низменность,

 

тектонических

 

Кавказские горы

 

структур, термин

 

Порядок ответов не имеет

 

интрузивных тел

 

значения

 

 

 

4

балла (1 балл за каждый ответ)

 

10 баллов

 

Допустимы ответы: Кубанская

 

 

 

равнина, Терско-Кумская

 

 

 

низменность (Ногайская степь)

 

 

Тектонические

Скифская платформа (плита),

 

 

структуры

Альпийская (кайнозойская, новая,

 

 

 

новейшая) область складчатости

 

 

 

Порядок ответов не имеет

 

 

 

значения

 

 

 

4

балла (2 балла за каждый верный

 

 

 

ответ)

 

 

 

Допустим ответ – Предкавказский

 

 

 

краевой прогиб

 

 

Интрузивное тело

Лакколит

 

 

 

2

балла

 

Углеводородное

Углеводородное

Природный газ / газ

 

топливо и жидкое

топливо

2

балла

 

полезное

 

За ответ «нефть» – 1 балл

 

ископаемое

 

 

 

Жидкое полезное

Минеральная вода / термальная вода

 

4 балла

ископаемое

2

балла

 

 

 

 

 

Название

Туристский

Кавказские минеральные воды

 

туристского

кластер

2

балла

 

кластера,

 

 

 

Транспортный

Минеральные Воды

 

транспортный узел

узел

2

балла

 

городской

 

 

 

Экономический

Северо-Кавказский

 

агломерации и

район

1

балл

 

 


 

6


 

 

экономический

Федеральный

Северо-Кавказский

 

район, название

округ

1

балл

 

федерального

 

 

 

Центр

Пятигорск

 

округа и его

федерального

2

балла

 

центра

округа

 

 

 

8 баллов

 

 

 

 

Поэта и писателя,

Поэт-писатель

М.Ю. Лермонтов

 

первого и

 

2

балла

 

последнего

 

 

 

Президент

М.С. Горбачёв

 

президента и

 

2

балла

 

социалистическое

 

 

 

Государство

СССР

 

государство

 

1

балл

 

5 баллов

 

 

 

 

Зерновую,

Зерновая культура

Пшеница

 

сахароносную и

 

2

балла

 

масличную

 

 

 

Сахароносная

Сахарная свёкла

 

культуры, центр

культура

2

балла

 

химической

 

 

 

Масличная

Подсолнечник

 

промышленности

культура

2

балла

 

и его продукцию

 

 

 

Центр химической

Невинномысск

 

10 баллов

промышленности

2

балла

 

Продукция

Азотные удобрения

 

 

 

2

балла

 

 

 

За ответ «минеральные удобрения» –

 

 

 

1

балл

 

Экологическую

Экологическая

Деградация земель / опустынивание

 

проблему,

проблема

2

балла

 

неблагоприятные

 

 

 

Неблагоприятные

Водная эрозия, ветровая эрозия

 

природные

природные

(дефляция)

 

процессы (два

процессы

Порядок ответов не имеет значения

 

примера)

 

4

балла (2 балла за каждый верный

 

6 баллов

 

ответ)

 

 

 

 

 

Максимальный балл – 50.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


7


 

Задание 4

Рассчитайте показатели субъектов РФ, которые пропущены в таблице.

 

Субъект А имеет приморское положение и граничит с четырьмя другими субъектами (Б, В, Г, Д). С помощью карт школьного атласа и демографических данных из таблицы определите все субъекты.

 

Демографические показатели за 2018 г.

 

Субъект

Средне-

Изменения за 2018 год

Коэффициент

 

РФ

годовая

 

 

 

естественного

 

Родив-

Умершие

Естествен-

 

 

численность

шиеся

(чел.)

ный прирост

прироста

 

 

населения

(чел.)

 

(чел.)

населения

 

 

(тыс. чел.)

 

 

 

 

 

А

 

1427

1621

–194

–1,38

 

Б

967

13 191

7572

5619

 

 

В

1321

15 107

17 005

 

–1,44

 

Г

315

 

3549

–132

–0,42

 

Д

50

625

 

78

1,56

 

 

Напишите, в каком из пяти субъектов РФ самый высокий коэффициент рождаемости, и рассчитайте его значение.

 

ОТВЕТЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Таблица (40 баллов)

 


Субъект РФ

Средне-

Изменения за 2018 год

Коэффи-

 

(по 4 балла)

годовая

 

 

 

циент

 

 

численность

 

 

 

естествен-

 

 

Родившие-

Умершие

Естествен-

 

 

населения

ся (чел.)

(чел.)

ный прирост

ного

 

 

(тыс. чел.)

 

 

(чел.)

прироста

 

 

 

 

 

 

населения

 

А – Магаданская

141

1427

1621

–194

–1,38

 

область

(4 балла)

 

 

 

 

 

Б – Республика

967

13 191

7572

5619

5,81

 

Саха (Якутия)

 

 

 

 

(4 балла)

 

В – Хабаровский

1321

15 107

17 005

–1898

–1,44

 

край

 

 

 

(4 балла)

 

 

Г – Камчатский

315

3417

3549

–132

–0,42

 

край

 

(4 балла)

 

 

 

 

Д – Чукотский

50

625

547

78

1,56

 

автономный округ

 

 

(4 балла)

 

 

 

 

Самый высокий коэффициент рождаемости из пяти субъектов в 2018 г. был

 


в   Республике Саха (Якутия) (5 баллов). Значение – 13,64 (5 баллов).

 

Расчёты проводятся по следующим формулам:

E = N – M, соответственно,  N = E – M       и        M = E – N

 

e = E/P × 1000  либо  e = n – m (в данной задаче более длинный способ)


 

 

 

8


 

P = E/e × 1000 (необходимо помнить, что в таблице среднегодовая численность населения дана в тысячах человек)

n = N/P × 1000

m = M/P × 1000

 

P – среднегодовая численность населения

E – естественный прирост

e – коэффициент естественного прироста N – общее число родившихся M – общее число умерших

n – коэффициент рождаемости

m – коэффициент смертности

Максимальный балл – 50.

 

Максимум за работу – 200 баллов.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9


 

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

Номер Ошибка Обоснование

Номер Ошибка Обоснование

Культура А . Из неё делают манную крупу

Культура А . Из неё делают манную крупу

Культура И. Из неё получают пшенную крупу

Культура И. Из неё получают пшенную крупу

Задание 3 Определите, о каком субъекте

Задание 3 Определите, о каком субъекте

Тектонические структуры

Тектонические структуры

Задание 4 Рассчитайте показатели субъектов

Задание 4 Рассчитайте показатели субъектов

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ОТВЕТЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

ОТВЕТЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Задание 2 Зерновые культуры – основа сельскохозяйственного производства

Задание 2 Зерновые культуры – основа сельскохозяйственного производства

Культура Ж. Не относится к злакам, как все остальные

Культура Ж. Не относится к злакам, как все остальные

По 3 балла за определение региона

По 3 балла за определение региона

ОТВЕТЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

ОТВЕТЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Федеральный Северо-Кавказский район, название округ 1 балл федерального

Федеральный Северо-Кавказский район, название округ 1 балл федерального

Задание 4 Рассчитайте показатели субъектов

Задание 4 Рассчитайте показатели субъектов

P = E/e × 1000 (необходимо помнить, что в таблице среднегодовая численность населения дана в тысячах человек) n =

P = E/e × 1000 (необходимо помнить, что в таблице среднегодовая численность населения дана в тысячах человек) n =
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.11.2023