ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ГЕОГРАФИИ 2023–2024 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 10 КЛАСС
Задание 1
1.1. Пользуясь знаниями по географии, полученными в предыдущие годы, а также картами атласа, найдите ошибочный элемент в каждом логическом ряду.
В скобках даны подсказки, которые помогают объяснить, по какому принципу исключается объект. Обоснуйте исключение ошибочного объекта. Приведите название ещё одного объекта для продолжения логического ряда.
Пример: Приволжская – Прикаспийская – Среднерусская – Смоленско-Московская – Валдайская.
Ошибка в логическом ряду. Прикаспийская. (3 балла)
Обоснование исключения. Это низменность, а ВСЕ остальные объекты – это возвышенности на территории России. (3 балла). Если Вы ответ дадите неполным, например, укажете, что это низменность, то жюри оценит Вас только 1 баллом, т.к. остаётся непонятным, чем являются остальные объекты, и есть ли между ними общий признак.
Ваш пример для продолжения логического ряда. Ваш ответ должен включать любую возвышенность России: Северные Увалы, Ставропольская возвышенность. Только тогда Вас оценят максимально высоко. (3 балла). Если Вы назовёте возвышенности за пределами России или другие положительные формы рельефа, например, плоскогорья, то Ваш ответ оценят в 0 баллов.
1) Курганская область – Томская область – Саратовская область – Воронежская область – Новосибирская область (географическое положение).
2) Республика Коми – Ростовская область – Оренбургская область – Волгоградская область – Алтайский край (природная зона).
3) Ханты-Мансийский автономный округ – Ставропольский край – Амурская область – Свердловская область – Костромская область (энергетика).
4) Республика Башкортостан – Ростовская область – Сахалинская область – Республика Татарстан – Ямало-Ненецкий Автономный округ (добыча полезного ископаемого).
5) Оренбургская область – Челябинская область – Свердловская область – Республика Хакасия – Красноярский край (металлургия).
1
Номер |
Ошибка |
Обоснование |
Ваш пример |
ряда |
в логическом |
исключения |
для продолжения |
|
ряду |
|
логического ряда |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
1.2. Ваши обоснования ошибок в логических рядах характеризуют географиче-ские особенности одного из субъектов РФ. Запишите его название.
Субъект РФ ________________________________________________________
Задание 2
Зерновые культуры – основа сельскохозяйственного производства. Зерно является основным энергетическим источником для человеческого организма.
В структуре продуктов питания зерновые и зернобобовые культуры составляют
76 %.
2.1. В таблице представлены данные по 10 зерновым культурам (валовой сбор), выращиваемым на территории нашей страны, а также регионы – лидеры по их валовому сбору за 2018 г. Часть регионов зашифрована цифрами. Определите зерновые культуры и субъекты РФ, которые скрываются за цифрами.
Ответ запишите в таблицу.
2
Культура А. Из неё делают манную крупу.
72 068,2 тыс. т |
1 место – |
|
2 |
место – |
|
регион 1 |
–13% |
регион 2 -12,4 % |
|
3 место – Ставрополь- |
4 место – |
|
5 |
место – Волгоградская |
ский край –9,9 % |
регион 3 |
-4,2 % |
область – 4,2 % |
Культура Б. Из неё делают перловую крупу.
16 980,9 тыс. т |
1 |
место – |
2 |
место – Курская |
|
регион 4 – 5,9 % |
область – 5,5 % |
||
3 место – Воронежская |
4 |
место – Тамбовская |
5 |
место – |
область – 5,5 % |
область – 5 % |
регион 2 – 5 % |
Культура В. Её родина – Мексика.
11 162,6 тыс. т |
1 |
место – |
2 |
место – Курская |
|
регион 2 – 17,1 % |
область – 9 % |
||
3 место – Кабардино- |
4 |
место – Воронежская |
5 |
место – |
Балкарская Республика – |
область – 8 % |
регион 5 – 7,5 % |
||
8 % |
|
|
|
|
Культура Г. Занимаем 1 |
место в мире по сбору. Из него делали толокно. |
|||
4707,3 тыс. т |
1 |
место – |
2 |
место – Красноярский |
|
регион 3 – 14,3 % |
край – 7,3 % |
||
3 место- Новосибирская |
4 |
место – |
5 |
место – Тюменская |
область – 7 % |
регион 6 – 5,2 % |
область – 4,8 % |
||
Культура Д. 82 % мирового |
сбора осуществляется в |
Европе. |
||
1914,9 тыс. т |
1 |
место – |
2 |
место – |
|
регион 6 – 18 % |
регион 4 – 15,1 % |
||
3 место – Оренбургская |
4 |
место – |
5 |
место – Кировская |
область – 10,4 % |
регион 7 – 6,1 % |
область – 6 % |
||
Культура Е. Выращивают |
в 9 регионах России. |
|
|
|
1038,2 тыс. т |
1 |
место – |
2 |
место – Республика |
|
регион 2 – 74,6 % |
Дагестан – 7,9 % |
||
3 место – |
4 |
место – Республика |
5 |
место – Приморский |
регион 1 – 7,8 % |
Адыгея – 3,2 % |
край – 2,5 % |
Культура Ж. Не относится к злакам, как все остальные.
930,5 тыс. т |
1 |
место – |
2 |
место – |
|
регион 3 – 53,2 % |
регион 6 – 8,6 % |
||
3 место – Орловская |
4 |
место – Новосибирская |
5 |
место – Кемеровская |
область – 7 % |
область – 3,3 % |
область – 2,9 % |
Культура З. Это гибрид между двумя зерновыми культурами.
400,7 тыс. т |
1 место – |
|
2 |
место – Орловская |
|
регион 5 |
– 17,9 % |
область – 8,7 % |
|
3 место – Брянская |
4 место – |
|
5 |
место – Тюменская |
область – 8,6 % |
регион 6 |
–7,4% |
область – 4,1 % |
3
Культура И. Из неё получают пшенную крупу.
217,2 тыс. т |
1 место – |
|
2 |
место – |
|
регион 7 |
– 47,4 % |
регион 1 – 11,6 % |
|
3 место – Волгоградская |
4 место – |
|
5 |
место – Самарская |
область – 7,1 % |
регион 3 |
– 7 % |
область – 5,2 % |
Культура К. Её родина – Экваториальная Африка.
49,1 тыс. т |
1 место – |
2 место – |
|
|
|
регион 1 – 30,9 % |
регион 7 – 18,4 % |
3 место –Волгоградская |
4 место – Оренбургская |
5 место –Ставрополь- |
|
область – 12,3 % |
область – 12,2 % |
ский край – 7,9 % |
|
|
|
|
|
Культура А |
|
|
|
|
|
|
|
Культура Б |
|
|
|
|
|
|
|
Культура В |
|
|
|
|
|
|
|
Культура Г |
|
|
|
|
|
|
|
Культура Д |
|
|
|
|
|
|
|
Культура Е |
|
|
|
|
|
|
|
Культура Ж |
|
|
|
|
|
|
|
Культура З |
|
|
|
|
|
|
|
Культура И |
|
|
|
|
|
|
|
Культура К |
|
|
|
|
|
|
|
Регион 1 |
|
|
|
|
|
|
|
Регион 2 |
|
|
|
|
|
|
|
Регион 3 |
|
|
|
|
|
|
|
Регион 4 |
|
|
|
|
|
|
|
Регион 5 |
|
|
|
|
|
|
|
Регион 6 |
|
|
|
|
|
|
|
Регион 7 |
|
|
|
|
|
|
|
2.2. Назовите ещё 4 региона России, где выращивают культуру Е.
2.3. Приведите пример зерновой культуры, которая не выращивается на территории нашей страны.
____________________________________________________________________
4
Задание 3
Определите, о каком субъекте РФ идёт речь в тексте, и, пользуясь картами в школьных атласах, заполните таблицу.
Субъект РФ имеет внутриконтинентальное географическое положение, его административный центр расположен на одинаковом расстоянии как от экватора, так и от Северного полюса, эта особенность отображена на гербе этого города. В рельефе территории можно выделить четыре крупные части,
в строении земной коры две основные тектонические структуры. Одна из форм рельефа является физико-географической границей между частями света, которая проходит по северной границе субъекта РФ. Особое место в рельефе занимают интрузивные тела – «несостоявшиеся вулканы». Среди полезных ископаемых долгое время важное значение имело углеводородное топливо. На сегодняшний день большую роль продолжает играть жидкое полезное ископаемое, знакомое всем жителям нашей страны. В районе распространения этого полезного ископаемого сложился туристский кластер, специали-зирующийся на бальнеологическом туризме с 1803 г. В этом районе сформировалась крупная городская агломерация, включающая транспортный узел экономического района и центр федерального округа, в котором находится место гибели великого русского писателя и поэта. Субъект РФ является родиной первого и последнего президента крупнейшего социалистического государства мира, существовавшего в ХХ в. В экономике важную роль играет сельское хозяйство, которое, в частности, специализируется на производстве зерновой, одной сахароносной и одной масличной культур. Здесь расположен один из крупнейших центров химической промышленности. В субъекте РФ остро стоит экологическая проблема, обостряющаяся неблагоприятными природными процессами, вызванными активной сельскохозяйственной деятельностью.
Определите |
|
Ответы |
|
Название субъекта РФ, |
Субъект РФ |
|
|
расстояние от центра |
|
|
|
субъекта до экватора и |
Расстояние |
|
|
полюса в градусах и |
в градусах |
|
|
километрах |
Расстояние |
|
|
|
в километрах |
|
|
|
Расчёт расстояния |
|
|
|
|
|
|
Названия четырёх |
Формы рельефа |
|
|
основных форм рельефа и |
|
|
|
двух тектонических |
|
|
|
структур, термин |
|
|
|
|
|
|
|
интрузивных тел |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тектонические |
|
|
|
структуры |
|
|
|
|
|
|
|
Интрузивное тело |
|
|
|
|
|
|
Углеводородное топливо |
Углеводородное |
|
|
и жидкое полезное |
топливо |
|
|
ископаемое |
|
|
|
Жидкое полезное |
|
|
|
|
ископаемое |
|
|
Название туристского |
Туристский кластер |
|
|
кластера, транспортный |
|
|
|
узел городской |
Транспортный узел |
|
|
агломерации и |
|
|
|
Экономический |
|
|
|
экономический район, |
|
|
|
район |
|
|
|
название федерального |
|
|
|
Федеральный округ |
|
|
|
округа и его центра |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Центр федерального |
|
|
|
округа |
|
|
Поэта и писателя, первого |
Поэт-писатель |
|
|
и последнего президента |
|
|
|
и социалистическое |
Президент |
|
|
государство |
|
|
|
Государство |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Зерновую, сахароносную |
Зерновая культура |
|
|
и масличную культуры, |
|
|
|
центр химической |
Сахароносная |
|
|
промышленности и его |
культура |
|
|
продукцию |
Масличная культура |
|
|
|
|
|
|
|
Центр химической |
|
|
|
промышленности |
|
|
|
Продукция |
|
|
|
|
|
|
Экологическую |
Экологическая |
|
|
проблему, |
проблема |
|
|
неблагоприятные |
|
|
|
Неблагоприятные |
|
|
|
природные процессы (два |
природные |
|
|
примера) |
процессы |
|
|
|
|
|
|
6
Задание 4
Рассчитайте показатели субъектов РФ, которые пропущены в таблице.
Демографические показатели за 2018 г.
Субъект |
Средне- |
Изменения за 2018 год |
Коэффициент |
|
||
РФ |
годовая |
|
|
|
естественного |
|
Родив- |
Умершие |
Естествен- |
|
|||
|
численность |
шиеся |
(чел.) |
ный прирост |
прироста |
|
|
населения |
(чел.) |
|
(чел.) |
населения |
|
|
(тыс. чел.) |
|
|
|
|
|
А |
|
1427 |
1621 |
–194 |
–1,38 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Б |
967 |
13 191 |
7572 |
5619 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В |
1321 |
15 107 |
17 005 |
|
–1,44 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Г |
315 |
|
3549 |
–132 |
–0,42 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Д |
50 |
625 |
|
78 |
1,56 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Субъект А имеет приморское положение и граничит с четырьмя другими субъектами (Б, В, Г, Д). С помощью карт школьного атласа и демографических данных из таблицы определите эти субъекты РФ.
А
Б
В
Г
Д
Напишите, в каком из пяти субъектов РФ самый высокий коэффициент рождаемости, и рассчитайте его значение.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
7
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ГЕОГРАФИИ 2020–2021 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 10-11 КЛАСС
Методика оценивания выполнения олимпиадных заданий
Задание 1
1.1. Пользуясь знаниями по географии, полученными в предыдущие годы, а также картами атласа, найдите ошибочный элемент в каждом логическом ряду.
в скобках даны подсказки, которые помогают объяснить, по какому принципу исключается объект. Обоснуйте исключение ошибочного объекта. Приведите название ещё одного объекта для продолжения логического ряда.
Пример: Приволжская – Прикаспийская – Среднерусская – Смоленско-Московская – Валдайская.
Ошибка в логическом ряду. Прикаспийская. (3 балла)
Обоснование исключения. Это низменность, а ВСЕ остальные объекты – это возвышенности на территории России. (3 балла). Если Вы ответ дадите неполным, например, укажете, что это низменность, то жюри оценит Вас только 1 баллом, т.к. остаётся непонятным, чем являются остальные объекты, и есть ли между ними общий признак.
Ваш пример для продолжения логического ряда. Ваш ответ должен включать любую возвышенность России: Северные Увалы, Ставропольская возвышенность. Только тогда Вас оценят максимально высоко. (3 балла). Если Вы назовёте возвышенности за пределами России или другие положительные формы рельефа, например, плоскогорья, то Ваш ответ оценят в 0 баллов.
1) Курганская область – Томская область – Саратовская область – Воронежская область – Новосибирская область (географическое положение).
2) Республика Коми – Ростовская область – Оренбургская область – Волгоградская область – Алтайский край (природная зона).
3) Ханты-Мансийский автономный округ – Ставропольский край – Амурская область – Свердловская область – Костромская область (энергетика).
4) Республика Башкортостан – Ростовская область – Сахалинская область – Республика Татарстан – Ямало-Ненецкий Автономный округ (добыча полезного ископаемого).
5) Оренбургская область – Челябинская область – Свердловская область – Республика Хакасия – Красноярский край (металлургия).
1.2. Ваши обоснования ошибок в логических рядах характеризуют географиче-ские особенности одного из субъектов РФ. Запишите его название.
1
ОТВЕТЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Внимание: допускаются иные варианты ответов, дающие верное обоснование!
Номер |
Ошибка |
Обоснование исключения |
Ваш пример для |
ряда |
в логическом |
(3 балла за верный ответ) |
продолжения |
|
ряду |
|
логического ряда |
|
(3 балла за |
|
(3 балла за верный |
|
верный |
|
ответ) |
|
ответ) |
|
|
1 |
Томская |
Не выходит к границе |
Приграничные |
|
область |
России. Все остальные – |
внутриконтинентальные |
|
|
приграничные |
субъекты (не имеющие |
|
|
внутриконтинентальные |
выхода к морю): |
|
|
субъекты (не имеющие |
Псковская, Смоленская |
|
|
выхода к морю). |
области и др. |
2 |
Республика |
Располагается в таёжной |
Саратовская, Курганская |
|
Коми |
зоне. Все остальные – |
области, |
|
|
в степной и лесостепной. |
Ставропольский край… |
3 |
Амурская |
Преобладает ГЭС. |
Регионы |
|
область |
У всех остальных – |
с преобладанием ТЭС: |
|
|
теплоэнергетика. |
Москва, Челябинская |
|
|
|
область, Кировская |
|
|
|
область, Забайкальский |
|
|
|
край, Приморский край, |
|
|
|
Кемеровская область |
4 |
Ростовская |
Здесь ведётся добыча |
Нефтедобывающие |
|
область |
угля, а во всех остальных – |
субъекты РФ. |
|
|
нефти. |
|
5 Республика Производство алюминия. Мурманская область.
Хакасия |
Во всех остальных – |
|
производство меди. |
· Если обоснование исключения дано не полностью (присутствует только половина ответа), то ячейку оценивать в 1 балл.
· Если отсутствует обоснование исключения, то продолжение логического ряда не оценивается.
· Если в строчке заполнена только ошибка в логическом ряду, то она не оценивается.
Субъект РФ – Иркутская область. (5 баллов) Максимальный балл – 50.
2
Задание 2
Зерновые культуры – основа сельскохозяйственного производства. Зерно является основным энергетическим источником для человеческого организма.
В структуре продуктов питания зерновые и зернобобовые культуры составляют
76 %.
2.1. В таблице представлены данные по 10 зерновым культурам (валовой сбор), выращиваемым на территории нашей страны, а также регионы – лидеры по их валовому сбору за 2018 г. Часть регионов зашифрована цифрами. Определите зерновые культуры и субъекты РФ, которые скрываются за цифрами.
Ответ запишите в таблицу.
Культура А. Из неё делают манную крупу.
72 068,2 тыс. т |
1 место – |
|
2 |
место – |
|
регион 1 |
–13% |
регион 2 -12,4 % |
|
3 место – Ставрополь- |
4 место – |
|
5 |
место – Волгоградская |
ский край –9,9 % |
регион 3 |
-4,2 % |
область – 4,2 % |
Культура Б. Из неё делают перловую крупу.
16 980,9 тыс. т |
1 |
место – |
2 |
место – Курская |
|
регион 4 – 5,9 % |
область – 5,5 % |
||
3 место – Воронежская |
4 |
место – Тамбовская |
5 |
место – |
область – 5,5 % |
область – 5 % |
регион 2 – 5 % |
Культура В. Её родина – Мексика.
11 162,6 тыс. т |
1 |
место – |
2 |
место – Курская |
|
регион 2 – 17,1 % |
область – 9 % |
||
3 место – Кабардино- |
4 |
место – Воронежская |
5 |
место – |
Балкарская Республика – |
область – 8 % |
регион 5 – 7,5 % |
||
8 % |
|
|
|
|
Культура Г. Занимаем 1 |
место в мире по сбору. Из него делали толокно. |
|||
4707,3 тыс. т |
1 |
место – |
2 |
место – Красноярский |
|
регион 3 – 14,3 % |
край – 7,3 % |
||
3 место- Новосибирская |
4 |
место – |
5 |
место – Тюменская |
область – 7 % |
регион 6 – 5,2 % |
область – 4,8 % |
||
Культура Д. 82 % мирового |
сбора осуществляется в |
Европе. |
||
1914,9 тыс. т |
1 |
место – |
2 |
место – |
|
регион 6 – 18 % |
регион 4 – 15,1 % |
||
3 место – Оренбургская |
4 |
место – |
5 |
место – Кировская |
область – 10,4 % |
регион 7 – 6,1 % |
область – 6 % |
||
Культура Е. Выращивают |
в 9 регионах России. |
|
|
|
1038,2 тыс. т |
1 |
место – |
2 |
место – Республика |
|
регион 2 – 74,6 % |
Дагестан – 7,9 % |
||
3 место – |
4 |
место – Республика |
5 |
место – Приморский |
регион 1 – 7,8 % |
Адыгея – 3,2 % |
край – 2,5 % |
3
Культура Ж. Не относится к злакам, как все остальные.
930,5 тыс. т |
1 |
место – |
2 |
место – |
|
регион 3 – 53,2 % |
регион 6 – 8,6 % |
||
3 место – Орловская |
4 |
место – Новосибирская |
5 |
место – Кемеровская |
область – 7 % |
область – 3,3 % |
область – 2,9 % |
Культура З. Это гибрид между двумя зерновыми культурами.
400,7 тыс. т |
1 место – |
|
2 |
место – Орловская |
|
регион 5 |
– 17,9 % |
область – 8,7 % |
|
3 место – Брянская |
4 место – |
|
5 |
место – Тюменская |
область – 8,6 % |
регион 6 |
–7,4% |
область – 4,1 % |
Культура И. Из неё получают пшенную крупу.
217,2 тыс. т |
1 место – |
|
2 |
место – |
|
регион 7 |
– 47,4 % |
регион 1 – 11,6 % |
|
3 место – Волгоградская |
4 место – |
|
5 |
место – Самарская |
область – 7,1 % |
регион 3 |
– 7 % |
область – 5,2 % |
Культура К. Её родина – Экваториальная Африка.
49,1 тыс. т |
1 |
место – |
2 |
место – |
|
регион 1 – 30,9 % |
регион 7 – 18,4 % |
||
3 место –Волгоградская |
4 |
место – Оренбургская |
5 |
место –Ставрополь- |
область – 12,3 % |
область – 12,2 % |
ский край – 7,9 % |
2.2. Назовите ещё 4 региона России, где выращивают культуру Е.
2.3. Приведите пример зерновой культуры, которая не выращивается на территории нашей страны.
ОТВЕТЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
2.1. |
Культура А |
пшеница |
|
Культура Б |
ячмень |
|
Культура В |
кукуруза |
|
Культура Г |
овёс |
|
Культура Д |
рожь |
|
Культура Е |
рис |
|
Культура Ж |
гречиха |
|
Культура З |
тритикале |
|
Культура И |
просо |
|
Культура К |
сорго |
По 2 балла за правильно определённую культуру. Максимум – 20 баллов.
Регион 1 |
Ростовская область |
Регион 2 |
Краснодарский край |
Регион 3 |
Алтайский край |
Регион 4 |
Республика Татарстан |
Регион 5 |
Белгородская область |
Регион 6 |
Республика Башкортостан |
Регион 7 |
Саратовская область |
4
По 3 балла за определение региона. Максимум – 21 балл.
2.2. Астраханская область
Республика Калмыкия
Чеченская Республика
Еврейская автономная область
По 2 балла за регион. Порядок не имеет значения. Максимум – 8 баллов.
2.3. чумиза, могар, пайза, дагусса, мучнистый амарант, тефф.
1 балл за любой указанный злак.
Максимальный балл – 50.
Задание 3
Определите, о каком субъекте РФ идёт речь в тексте, и, пользуясь картами в школьных атласах, заполните таблицу.
Субъект РФ имеет внутриконтинентальное географическое положение, его административный центр расположен на одинаковом расстоянии как от экватора, так и от Северного полюса, эта особенность отображена на гербе этого города. В рельефе территории можно выделить четыре крупные части,
в строении земной коры две основные тектонические структуры. Одна из форм рельефа является физико-географической границей между частями света, которая проходит по северной границе субъекта РФ. Особое место в рельефе занимают интрузивные тела – «несостоявшиеся вулканы». Среди полезных ископаемых долгое время важное значение имело углеводородное топливо. На сегодняшний день большую роль продолжает играть жидкое полезное ископаемое, знакомое всем жителям нашей страны. В районе распространения этого полезного ископаемого сложился туристский кластер, специали-зирующийся на бальнеологическом туризме с 1803 г. В этом районе сформировалась крупная городская агломерация, включающая транспортный узел экономического района и центр федерального округа, в котором находится место гибели великого русского писателя и поэта. Субъект РФ является родиной первого и последнего президента крупнейшего социалистического государства мира, существовавшего в ХХ в. В экономике важную роль играет сельское хозяйство, которое, в частности, специализируется на производстве зерновой, одной сахароносной и одной масличной культур. Здесь расположен один из крупнейших центров химической промышленности. В субъекте РФ остро стоит экологическая проблема, обостряющаяся неблагоприятными природными процессами, вызванными активной сельскохозяйственной деятельностью.
5
ОТВЕТЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Определите |
|
|
Ответы |
|
Название субъекта |
Субъект РФ |
Ставропольский край |
|
|
РФ, расстояние от |
|
3 |
балла |
|
центра субъекта до |
|
|
|
|
Расстояние |
45° |
|
||
экватора и полюса |
в градусах |
2 |
балла |
|
в градусах и |
|
|
|
|
Расстояние |
4999,5 / 5000 |
|
||
километрах |
в километрах |
1 |
балл |
|
7 баллов |
Расчёт расстояния |
45 × 111,1 |
|
|
|
1 |
балл |
|
|
Названия четырёх |
Формы рельефа |
Кумо-Манычская впадина, |
|
|
основных форм |
|
Ставропольская возвышенность, |
|
|
рельефа и двух |
|
Прикаспийская низменность, |
|
|
тектонических |
|
Кавказские горы |
|
|
структур, термин |
|
Порядок ответов не имеет |
|
|
интрузивных тел |
|
значения |
|
|
|
|
4 |
балла (1 балл за каждый ответ) |
|
10 баллов |
|
Допустимы ответы: Кубанская |
|
|
|
|
равнина, Терско-Кумская |
|
|
|
|
низменность (Ногайская степь) |
|
|
|
Тектонические |
Скифская платформа (плита), |
|
|
|
структуры |
Альпийская (кайнозойская, новая, |
|
|
|
|
новейшая) область складчатости |
|
|
|
|
Порядок ответов не имеет |
|
|
|
|
значения |
|
|
|
|
4 |
балла (2 балла за каждый верный |
|
|
|
ответ) |
|
|
|
|
Допустим ответ – Предкавказский |
|
|
|
|
краевой прогиб |
|
|
|
Интрузивное тело |
Лакколит |
|
|
|
|
2 |
балла |
|
Углеводородное |
Углеводородное |
Природный газ / газ |
|
|
топливо и жидкое |
топливо |
2 |
балла |
|
полезное |
|
За ответ «нефть» – 1 балл |
|
|
ископаемое |
|
|
|
|
Жидкое полезное |
Минеральная вода / термальная вода |
|
||
4 балла |
ископаемое |
2 |
балла |
|
|
|
|
|
|
Название |
Туристский |
Кавказские минеральные воды |
|
|
туристского |
кластер |
2 |
балла |
|
кластера, |
|
|
|
|
Транспортный |
Минеральные Воды |
|
||
транспортный узел |
узел |
2 |
балла |
|
городской |
|
|
|
|
Экономический |
Северо-Кавказский |
|
||
агломерации и |
район |
1 |
балл |
|
6
экономический |
Федеральный |
Северо-Кавказский |
|
|
район, название |
округ |
1 |
балл |
|
федерального |
|
|
|
|
Центр |
Пятигорск |
|
||
округа и его |
федерального |
2 |
балла |
|
центра |
округа |
|
|
|
8 баллов |
|
|
|
|
Поэта и писателя, |
Поэт-писатель |
М.Ю. Лермонтов |
|
|
первого и |
|
2 |
балла |
|
последнего |
|
|
|
|
Президент |
М.С. Горбачёв |
|
||
президента и |
|
2 |
балла |
|
социалистическое |
|
|
|
|
Государство |
СССР |
|
||
государство |
|
1 |
балл |
|
5 баллов |
|
|
|
|
Зерновую, |
Зерновая культура |
Пшеница |
|
|
сахароносную и |
|
2 |
балла |
|
масличную |
|
|
|
|
Сахароносная |
Сахарная свёкла |
|
||
культуры, центр |
культура |
2 |
балла |
|
химической |
|
|
|
|
Масличная |
Подсолнечник |
|
||
промышленности |
культура |
2 |
балла |
|
и его продукцию |
|
|
|
|
Центр химической |
Невинномысск |
|
||
10 баллов |
промышленности |
2 |
балла |
|
Продукция |
Азотные удобрения |
|
||
|
|
2 |
балла |
|
|
|
За ответ «минеральные удобрения» – |
|
|
|
|
1 |
балл |
|
Экологическую |
Экологическая |
Деградация земель / опустынивание |
|
|
проблему, |
проблема |
2 |
балла |
|
неблагоприятные |
|
|
|
|
Неблагоприятные |
Водная эрозия, ветровая эрозия |
|
||
природные |
природные |
(дефляция) |
|
|
процессы (два |
процессы |
Порядок ответов не имеет значения |
|
|
примера) |
|
4 |
балла (2 балла за каждый верный |
|
6 баллов |
|
ответ) |
|
|
|
|
|
|
Максимальный балл – 50.
7
Задание 4
Рассчитайте показатели субъектов РФ, которые пропущены в таблице.
Субъект А имеет приморское положение и граничит с четырьмя другими субъектами (Б, В, Г, Д). С помощью карт школьного атласа и демографических данных из таблицы определите все субъекты.
Демографические показатели за 2018 г.
Субъект |
Средне- |
Изменения за 2018 год |
Коэффициент |
|
||
РФ |
годовая |
|
|
|
естественного |
|
Родив- |
Умершие |
Естествен- |
|
|||
|
численность |
шиеся |
(чел.) |
ный прирост |
прироста |
|
|
населения |
(чел.) |
|
(чел.) |
населения |
|
|
(тыс. чел.) |
|
|
|
|
|
А |
|
1427 |
1621 |
–194 |
–1,38 |
|
Б |
967 |
13 191 |
7572 |
5619 |
|
|
В |
1321 |
15 107 |
17 005 |
|
–1,44 |
|
Г |
315 |
|
3549 |
–132 |
–0,42 |
|
Д |
50 |
625 |
|
78 |
1,56 |
|
Напишите, в каком из пяти субъектов РФ самый высокий коэффициент рождаемости, и рассчитайте его значение.
ОТВЕТЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Таблица (40 баллов)
Субъект РФ |
Средне- |
Изменения за 2018 год |
Коэффи- |
|
||
(по 4 балла) |
годовая |
|
|
|
циент |
|
|
численность |
|
|
|
естествен- |
|
|
Родившие- |
Умершие |
Естествен- |
|
||
|
населения |
ся (чел.) |
(чел.) |
ный прирост |
ного |
|
|
(тыс. чел.) |
|
|
(чел.) |
прироста |
|
|
|
|
|
|
населения |
|
А – Магаданская |
141 |
1427 |
1621 |
–194 |
–1,38 |
|
область |
(4 балла) |
|
|
|
|
|
Б – Республика |
967 |
13 191 |
7572 |
5619 |
5,81 |
|
Саха (Якутия) |
|
|
|
|
(4 балла) |
|
В – Хабаровский |
1321 |
15 107 |
17 005 |
–1898 |
–1,44 |
|
край |
|
|
|
(4 балла) |
|
|
Г – Камчатский |
315 |
3417 |
3549 |
–132 |
–0,42 |
|
край |
|
(4 балла) |
|
|
|
|
Д – Чукотский |
50 |
625 |
547 |
78 |
1,56 |
|
автономный округ |
|
|
(4 балла) |
|
|
|
Самый высокий коэффициент рождаемости из пяти субъектов в 2018 г. был
в Республике Саха (Якутия) (5 баллов). Значение – 13,64 (5 баллов).
Расчёты проводятся по следующим формулам:
E = N – M, соответственно, N = E – M и M = E – N
e = E/P × 1000 либо e = n – m (в данной задаче более длинный способ)
8
P = E/e × 1000 (необходимо помнить, что в таблице среднегодовая численность населения дана в тысячах человек)
n = N/P × 1000
m = M/P × 1000
P – среднегодовая численность населения
E – естественный прирост
e – коэффициент естественного прироста N – общее число родившихся M – общее число умерших
n – коэффициент рождаемости
m – коэффициент смертности
Максимальный балл – 50.
Максимум за работу – 200 баллов.
9
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.