Сценарий внеклассного мероприятия по литературе для 8-9 классов
«Олимпиадный турнир по творчеству А.С.Пушкина»
Цель мероприятия:
воспитание творческих способностей, умений и навыков коллективной творческой деятельности, интереса к творческой деятельности А.С.Пушкина.
Форма: литературный турнир
Подготовительная работа:
Разработка инициативной группой сценария для «немого кино», инсценирование отрывков из произведений поэта, оформление профильными «теневыми» фигурами зала, подбор стихов, романсов, танцев, передающих атмосферу бала пушкинских времен.
Ход олимпиадного турнира:
Задание 1. Снять для «немого кино» фрагмент одной из сказок А.С.Пушкина. Команда-соперница, угадав сказку, должна на память назвать строки сказки, которые могли бы быть титрами к фрагменту.
Задание 2. Вы готовите телепередачу «Пушкин в Петербурге». Представьте один из адресов. (Представление должно быть творческим: важно отразить стиль поведения людей, передать особенности общения людей той далекой эпохи, подобрать музыкальное сопровождение к кадрам фильма и т.д.).
На столе лежат карточки – экзаменационные билеты – с вопросами. Капитаны тянут билеты. Команд дают ответы на вопросы.
- В каком городе поселился поэт:
И в тишине святой
Философом ленивым,
От шума вдалеке,
Живу я в городке….
…………………….
Здесь добрый твой поэт
Живет благополучно;
Не ходит в модный свет;
Не слышит стук докучный;
Здесь грома вовсе нет…(Городок книг. Стихотворение «Городок»,1816 г.)
- О ком поэт писал:
Он создал нас,
Он воспитал наш пламень,
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада вожжена. (Куницин.)
- Продолжите строки: «Друзья мои! Прекрасен наш союз!»
- Продолжите строки: «Веленью божию, о муза, будь послушна!»
- Из какого произведения эти строки: «Гений и злодейство две вещи несовместимые»?
- В каком произведении поэт пишет: «Служенье муз не терпит суеты. Прекрасное должно быть величаво»?
- В каком произведении Пушкина эпиграфом взяты слова: «О, не знай сих страшных слов ты, моя Светлана»?
- В каком произведении писателя встречаем эпиграф: «Где стол был яств, там гроб стоит»?
- Какие произведения вошли в «Повести Белкина»?
- Какие пьесы составляют «Маленькие трагедии»?
- В какой поэме Некрасова говорится о Пушкине?
- Кто из поэтов, кроме Марины Цветаевой, написал книгу «Мой Пушкин» (Брюсов)
- Известно, что Пушкин начал издавать литературный журнал «Современник». Кто больше назовет современных литературно-художественных журналов?
- Кто вспомнит больше стихотворных строк Пушкина, включающих обращение?
Командам предлагаются предметы из реквизита к спектаклям по произведениям Пушкина (кольцо, связка ключей, карта «туз», мешок, зеркало, кузовок, географическая карта). Необходимо вспомнить, в каких произведениях фигурируют эти предметы и что с ними связано.
(Задание подготовлено командами заранее)
Ребята читают команде- сопернице поочередно два фрагмента писем пушкинских героев. Нужно угадать, какое это произведение и кем написано письмо. (Представляя фрагменты писем, команд должны были продумать костюмы героев, манеру поведения, читать, стараясь передать характер героя).
Поэтической заставкой к научно-популярной передаче «Очевидное-невероятное» стали слова Пушкина:
О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг.
Предложите варианты пушкинских эпиграфов для телепередач.
Каждой команде предлагается географическая карта, где нужно отметить города, связанные с пребыванием в них писателя.
Прослушав музыкальные фрагменты произведений, созданных по пушкинским сюжетам, нужно назвать эти произведения и композиторов, их написавших.
(Звучали фрагменты увертюры к опере «Руслан и Людмила» Глинки, к опере «Евгений Онегин» Чайковского, арии Мельника («Русалка» Даргомыжского), монолога и сцены Бориса в исполнении Ф. Шаляпина («Борис Годунов» Мусоргского).
В заключительном состязании командам было предложено дать свои проекты дл современного памятника Пушкину.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.