Олимпиады – это драгоценный камень.
В нашей системе образования есть бриллиант, для многих скрытый кучами школьного мусора и образовательного навоза. Этот драгоценный камень –олимпиады. В олимпиадах надо не только участвовать, но регулярно и методично к ним готовиться. Олимпиад значительно больше, чем одна Всероссийская. По основным предметам найдется более десятка, не менее достойных, интересных и полезных олимпиад. Не рассчитывайте, что вам о них расскажут преподаватели, за настоящие ценности вам придется бороться самим. Пойдете шумной толпой, набивая карманы медными монетами в виде оценок или поднимите с пыльной обочины бриллиант? Выбор за вами.
Есть несколько причин, чтобы стать активным
участником олимпиадного движенияЯ остановлюсь на первой причине.
Итак, первая причина и для меня самая важная –
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ.
В первую очередь стоить отметить, что не все
олимпиады тут одинаково полезны. Я,как преподаватель физико-математических
дисциплин, отдаю предпочтение точным и естественно – научным предметам. Если
перед вами стоит задача заточить, отшлифовать, закалить мышление взрослеющего
человека, то лучше инструментов чем математика, физика, химия, информатика вам
не найти. Занятия литературой и искусством, историей и иностранными языками
могут увеличить кругозор, привить эстетический вкус, но не смогут развить ту
мощность и строгость мышления, как это сделают точные науки.
Вспомните, к примеру, свой опыт школьных уроков
математики: как на них вы подходили к границе своих мыслительных способностей.
Это испытывали все. Когда вроде бы все для нахождения ответа известно, но
ответа нет, он как вода выскальзывает сквозь пальцы, ничего не сходится, задача
не решаема. А когда мы заглядываем в готовое решение, оно может оказаться
элегантным и простым, но наш мозг почему-то не смог его найти. Математика -
очень абстрактная наука, и чтобы с ней справляться надо обладать мощным
многоядерным процессором. В отличии от покупаемых нами электронных девайсов,
где процессоры предустановлены на заводе, аналитические и вычислительные
способности человеческого мозга, можно значительно развить во время обучения,
став мощным компьютером, а не калькулятором.
Можно развивать мышление, занимаясь точными науками в рамках программы и при
этом не участвовать в олимпиадах? Можно. Но олимпиадная подготовка является
более эффективным способом. Даже если студент не достигнет значимых побед,
олимпиадная подготовка будет его выгодно отличать от своих товарищей,
ограничивающихся программой. В рамках программы задачи по математике и физике могут
быть достаточно алгоритмизированными, то есть решаться по образцу, а это уже не
совсем про способность думать. Олимпиадные задачи часто необычные и требуют не
стандартных путей решения. Они могут пугать или влюблять в себя, но редко
оставляют равнодушными. Темы, пройденные в первые годы изучения физики, на
уроках могут оставаться не востребованными до выпускных экзаменов, постепенно
стираясь из памяти. Участие в олимпиадах постоянно актуализирует весь изученный
курс физики, сплетая его в единую систему, формирую целостную физическую картину
мира и научное мировоззрение.
Олимпиадное движение – это один из ключевых инструментов формирования будущей
интеллектуальной элиты. Большинство родителей это не осознает, но это понимают определенные
структуры, поэтому олимпиадная подготовка еще поддерживается в нашей стране,
курируется ведущими ВУЗами и крупными компаниями, победителям олимпиад открыты
двери в специализированные образовательные центры .
Участие в олимпиадах предполагает предварительную подготовку к ним, именно в таком случае участие в олимпиадах будет максимально полезным. Мало кто из родителей готов выставить своих детей на спортивные состязания без предварительных регулярных тренировок в этом виде спорта. Никто не соберется участвовать в музыкальных конкурсах без предварительного обучения игре на музыкальном инструменте. Поучаствовать конечно можно, только какой в этом смысл? Как мне сказал один из студентов: участие в олимпиадах – это удар по самооценке, ты вроде бы хорошо учишься и получаешь отличные оценки, а приходишь на олимпиаду и понимаешь, что ничего не знаешь.
Пока одни студенты ограничиваются составлением бесконечных презентаций из интернета в качестве домашнего задания, другие готовятся и участвуют в олимпиадах, формируя из себя интеллектуальное меньшинство.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.