Омонимы 5 класс

  • Интерактивная доска
  • pdf
  • 11.11.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Омонимы 5 класс.pdf




Омонимы (от греч. homos - одинаковый и onyma имя) – слова одной и той же части речи, которые произносятся и пишутся одинаково, при этом имеют разные лексические значения.



СХОДСТВА-ОТЛИЧИЯ ОМОНИМОВ И МНОГОЗНАЧНЫХ СЛОВ ОТЛИЧИЕ

                                                                                                                                                 Многозначные                                                                     Омонимы

СХОДСТВО

 

Пишутся одинаково

имеют              абсолютно

общее в ЛЗ           разные ЛЗ

(по форме, цвету,

характеру, действию )


В многозначных словах лексические значения связаны между собой.

Омонимы – это разные слова, в значениях которых нет ничего общего. Не случайно омонимы сочинили о себе следующую хвастливую песенку:


Одинаково нас слышат, Одинаково нас пишут,

Сходным лицам вопреки Мы по смыслу далеки.


УПРАЖНЕНИЕ 199. ПИСЬМЕННО.







ЗАДАНИЕ №2. ЗАПИШИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ОПРЕДЕЛИТЕ, ЕСТЬ ЛИ В НИХ ОМОНИМЫ.

Апельсин – плод цитрусового дерева. По реке проплывал плот.

Я люблю печь пироги.

В доме перекладывали печь.

Топить корабль не нужно. Печку нужно  топить.

Я  лечу горло. 

Я лечу на самолете.                                                                          



ВИДЫ ОМОНИМОВ

1.ЗамОк–зАмок.

2.Гулял в лесу –встретил лису.

3.Лечу (лечить) –лечу (лететь).







ВИДЫ ОМОНИМОВ

Вид

Сходство

 

Различие

Примеры

Омографы

Одинаково пишутся

 

Различное ударение и значение

ЗамОк - зАмок

Омофоны

Совпадение звучании

в

Пишутся по-разному

Гулял в лесу –

встретил лису

Омоформы

Совпадает написание некоторых формах

в

Разные      начальные формы

Лечу (лечить) – лечу (лететь)

НАЙДИТЕ ОМОФОНЫ, ОБЪЯСНИТЕ ИХ НАПИСАНИЕ.

1)Ел хлеб с ухой. – Ел хлеб сухой. 2)Не под дождем – Постоим да подождем. 3)Илья тобою очарован. – Иль я тобою очарован? 4)Лет до ста расти нам без старости.

НАЙДИТЕ ОМОГРАФЫ, ОБЪЯСНИТЕ ИХ ЗНАЧЕНИЕ.

1)Чай пили в саду. – Пили скорей дрова.

2) Белки прыгают по веткам, Принесли орешки деткам!

Взбей яичные белки, И печенье испеки.

3)Скорей, сестра, на рыб взгляни, Попались на крючок они.

В ведерко руку окуни, Не бойся: это окуни.

НАЙДИТЕ ОМОФОРМЫ. ПОСТАВЬТЕ В НАЧАЛЬНУЮ ФОРМУ, ОПРЕДЕЛИТЕ ЧАСТЬ РЕЧИ.

1)Небесное светило было закрыто дождевыми тучами, а еще вчера оно так ярко и ласково нам светило. 2)Если б мыло приходило по утрам ко мне в кровать и само меня бы мыло, хорошо бы это было.


                                                                                                                                                                                                                                                     ́ ́