«Согласованные и несогласованные определения».
Цель: овладение знаниями о согласованных и несогласованных определениях.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2.Проверка домашнего задания.
3. Актуализация знаний. Эмоциональный настрой.
(Слайд №1) Послушайте стихотворения об осени. Кто автор этих строк? … ( И.Бунин)
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
- Как вы думаете, без каких слов мы не смогли бы увидеть осенние картины так, как их показал поэт? (Имена прилагательные)
- Какими средствами художественной выразительности представлены эти слова? (Эпитеты)
- Что такое эпитет? (Художественное, яркое определение)
-А каким членом предложения являются данные слова? (Определение)
Вывод: О чем мы сегодня будем говорить? (Об определении) Но тема наша звучит шире. Согласованные и несогласованные определения.
4. Первичное усвоение новых знаний. Постановка цели и задач.
Исходя из темы урока, сформулируйте цель нашего урока. (овладение знаниями о согласованных и несогласованных определениях)
Чтобы достичь цели, какие нужно выполнить задачи на уроке?
1. Познакомиться с признаками согласованных и несогласованных определений.
2. Научиться находить согласованные определения в тексте.
5.Первичная проверка понимания.
Ребята, давайте попробуем найти общий принцип разграничения согласованных и несогласованных определений. Для того чтобы правильно выполнить следующее задание, нужно вспомнить виды связи слов в словосочетаниях.
Прочитайте словосочетания, определите вид подчинительной связи и распределите их в три столбика 1 ряд – согласование, 2 ряд- примыкание, 3 ряд – управление. (у доски)
(слайд №2)
Золотая береза, накидка из шелка, наша березка, желание полюбоваться, лист березы, любое деревце, ее наряд, береза напротив, последние листочки, опустевший сад.
Проверка по ключу
Согласование: золотая береза, наша березка, любое деревце, последние листочки, опустевший сад. (слайд №3)
Управление: накидка из шелка, лист березы, ее наряд. (слайд №4)
Примыкание: желание полюбоваться, береза напротив. (слайд №5)
А теперь найдите согласованные и несогласованные определения.
Какой вывод мы можем сделать?
Сформулируем алгоритм разграничения согласованных и несогласованных определений.
1. Определить вид подчинительной связи в словосочетании.
2. Между главным и зависимым словом связь согласование?
3. если да, то это согласованное определение
4. если нет, то это несогласованное определение.
6.Первичная проверка понимания.
А) Работа с учебником (работа у доски)
Ребята, как вы думаете, в текстах какого стиля чаще встречаются определения? (художественного)
Б) Переходим к выполнению 2 задачи. Работа в группах.
Карточка
Он сидел в креслах на крыльце дома. На нём был кафтан. Шапка была надвинута на глаза. Лицо его показалось мне знакомо. Старшины окружали его.
Отрывок из какого текста представлен вашему вниманию ( А. С. Пушкин «Капитанская дочка»). Чего не хватает в этом отрывке? (определений).
Вставьте где необходимо данные слова и прочитайте получившийся текст:
Комендантского, красивый, казацкий, обшитый галунами, высокая соболья, с золотыми кистями, его сверкающие, казацкие.
Из данного текста выпишите согласованные и несогласованные определения
Проверка.
Как вы думаете, какую роль выполняют в тексте и в речи согласованные и несогласованные определения? (Делают текст и речь ярче, образнее, выразительнее).
7. Физкультминутка.
Давайте отдохнем и проверим, как вы умеете отличать согласованные определения от несогласованных. Итак, согласованные определения –машем руками, несогласованные определения – топаем ногами.
Кожаный пиджак (р) , иллюстрированный журнал(р), книги из библиотеки (н), дорогой (р) друг, юбка в клетку(н), полосатый шарф(р), желание хорошо учиться(н) , медлительная походка(р)
8. А сейчас обратимся к заданиям на карточках и устно поработаем в парах.
- Прочитайте предложения и определите, каким членом предложения являются выделенные слова в данных предложениях. Замените согласованные определения несогласованными и наоборот.(слайд №6)
Образец - Из окна открывался потрясающий вид. – Вид из окна был потрясающий.
- Утром начался сильный дождь. – Утром дождь был сильный.
- С чем были связаны затруднения при выполнении этого задания? (Определения можно спутать с именной частью составного именного сказуемого).
- Почему возникает такое затруднение? (Именная часть сказуемого может быть выражена теми же частями речи, что и определение)
- Объясните, как не допустить таких ошибок? (Сказуемое – главный член предложения, который обозначает, что говорится о предмете речи. Определение – второстепенный член предложения, который обозначает признак, качество, свойство предмета и отвечает на вопросы: какой? чей?)
9. Первичное закрепление.
А теперь давайте поработаем самостоятельно.
1. Замените согласованные определения несогласованными
А) полосатые брюки
Б) золотой браслет
В) материнское сердце
Г) светловолосая девушка
2. Замените несогласованные определения согласованными
А) небо без облаков
Б) девушка из города
В) площадь у вокзала
Г) дежурство по ночам
ОТВЕТЫ
1.А) брюки в полоску
Б) браслет из золота
В) сердце матери
Г) девушка со светлыми волосами
ОТВЕТЫ
2. А) безоблачное небо
Б) городская девушка
В) привокзальная площадь
Г) ночное дежурство
Ключи Работают самостоятельно, самооценивание по критериям:
• 9 - «Молодец»
• 7-8 - «Хорошо»
• 5-6 - «Нужно поработать»
• Менее «5» - нужно повторить материал
10 .Итог урока. Рефлексия.
1. О чем мы сегодня говорили?
2. Решили мы те задачи, которые ставили в начале урока?
3. А что еще научились делать? ( учились различать несогласованные определения и сказуемое; заменять согласованные определения несогласованными и наоборот).
11.Домашнее задание: упр. 135 (2,3,4)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.