Опытно-экспериментальная деятельность
Оценка 4.8

Опытно-экспериментальная деятельность

Оценка 4.8
Исследовательские работы +2
doc
воспитательная работа +2
Детсад
11.05.2021
Опытно-экспериментальная деятельность
Цель: познакомить детей с методикой и техникой проведения исследования на примере изучения свойств картофеля. Обобщить и расширить знания детей о картофеле.
Картофель.doc

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Центр дополнительного образования «Родник»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План – конспект

 

по опытно-экспериментальной деятельности

в объединении «Развивайка»

 

«Красавица картошка».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Подготовила и провела: Даньшина Н. В.,

                                                            педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воронеж – 2021

Цель: познакомить детей с методикой и техникой проведения исследования на примере  изучения свойств картофеля. Обобщить и расширить знания детей о картофеле.

Образовательные задачи:

ü Развивать познавательную активность и любознательность детей.

ü Закреплять и расширять представления детей о способах выращивания, хранения и использования картофеля. Познакомить детей с новым пищевым продуктом – крахмалом. Экспериментальным путём получить из картофеля крахмал, исследовать его свойства, способы применения.

ü Учить определять свойства продукта через взаимодействие веществ.

ü Формировать основы безопасности с лабораторным оборудованием при проведении экспериментальной деятельности.

Активизировать и расширять словарный запас детей по теме занятия: «клубень», «крахмал».

Развивающие задачи:

ü Развивать познавательный интерес детей к экспериментальной деятельности, умению  сравнивать, рассуждать, делать выводы.

ü Развивать способности к поисковой деятельности: выдвижению простейших гипотез, определению задач эксперимента, планированию этапов своих действий.

Воспитательные задачи:

ü Воспитывать устойчивое внимание, любознательность.

ü Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных навыков, умению работать в коллективе сверстников.

Материал и оборудование: 

ü Корзинка с целым сырым картофелем.

ü Прозрачные, пластиковые контейнеры, земля, кувшин с водой.

ü Пластмассовые формы для муки и крахмала по количеству детей.

ü Вещество (йод) для добавления в крахмал, пипетки.

ü Полоски белого цвета, по количеству детей.

ü Пластиковые тарелки с разными овощами для опыта (яблоко, морковь, картофель, огурец) по количеству детей.

ü Половинки картофеля, терка.

ü Салфетка для каждого ребёнка.

ü Мультимедийное оборудование.

Предварительная работа:  

1. Беседы об овощах, их роли в жизни человека.

2. Рассматривание иллюстраций на тему «Посадка и уборка картофеля».

3. Использование дидактических игр об овощах: «Что где растет?», «Разрезные картинки», «Волшебные овощи» и др.

4. Чтение литературы по теме (художественная, энциклопедическая).

5. Наблюдение за ростом картофеля. 

6. Презентация «Откуда к нам пришла картошка».

Ход занятия.

Педагог: Здравствуйте ребята. А, вы любите сказки?

Дети: Да!

Педагог: Отлично! Послушайте внимательно и скажите, о каком овоще сказка?

В некотором царстве,
В некотором государстве,
Не на Марсе и не на Луне -
Жила картошечка в земле.
Свойство царское имела:
Накормить народ сумела.
Словом, наша речь о том,
Как пришёл картофель в дом!

Из чего он состоит и как болезни победит.

Педагог: Вы уже догадались, о каком овоще пойдет речь?

Дети: О картошке.

Педагог: послушайте, пожалуйста, стихотворенье.

Я - не репка. Я – Картошка!
Это знает даже кошка.
Всем плодам я голова,
Ясно ведь как дважды два:
Если в супе нет картошки,
Ни к чему брать в руки ложку.
В жарком масле, вот смотри,
Стать могу картошкой фри!
И для чипсов – веришь, нет –
Я – главнейший компонент!

Вниманию детей педагог предлагает корзинку, внутри которой лежат клубни картофеля, прикрытый салфеткой.

Педагог: Ребята, в этой корзинке что-то лежит. Хотите узнать, что в ней? Корзинку можно будет открыть только тогда, когда вы отгадаете мою загадку:

Нас здесь встречает знаменитый овощ:

Кругла, рассыпчата, бела,

На стол она с полей пришла.

Ты посоли её немножко,

Ведь правда, вкусная …(картошка).

Педагог: Вот она душечка-голубушка.

показать клубень картофеля, спрятанный в корзинке - подтвердить отгадку.

– А теперь возьмите по картофелю в руки и рассмотрите его.

– Какого он цвета? (белого, желтого, розового)

–Какой формы? (круглая, продолговатая, овальная)

– Картофель бывает разных сортов, поэтому он имеет разный цвет и отличается по форме клубней.

– Какой картофель на ощупь? (гладкий, шершавый)

– Что есть у картофеля? (глазки)

Беседа по вопросам. Зачем нужен картофель людям? Какие блюда готовят из картофеля? Можно ли использовать картофель как лекарство?

Педагог выслушивает ответы детей, дополняет, комментирует и обобщает:

- Картофель - очень полезный овощ. Из него можно приготовить много блюд. Его жарят, варят, пекут. Из картофеля делают начинки для пирогов и пирожков. Картофель нужен людям не только для еды. Он хорошее лекарство. Например, если простудился - надо подышать над паром сваренной картошки - и станет легче. Сырым картофелем лечат ожоги и различные болезни желудка - вот такой удивительный овощ!

Педагог: А какие еще блюда можно приготовить из картошки? Не знаете?

- А можно из картофеля приготовить кисель?

- Можно! Я всегда удивляюсь, какой интересный этот напиток, не похож не на какой другой. Кисель не похож на чай, не похож на компот, не похож на сок. Он может быть густым и менее густым. А делает его густым картофельный крахмал.

- Оказывается, в картофеле содержится особое вещество – крахмал.

- А что такое крахмал и как его получают из картофеля? Оказывается, без него  нельзя сварить вкусный кисель.

Педагог: Ребята, чтобы это узнать, нам нужно провести опыт. Но сначала повторим правила поведения.

Правила поведения:

- аккуратно обращаться с предметами;

- ничего не брать в руки без разрешения педагога;

- быть предельно аккуратным.

Сейчас мы увидим, какие вещества входят в состав картофеля.

Опытно- экспериментальная деятельность:

Опыт №1. Получение крахмала из картофеля.

Педагог: Прежде чем приступить к работе с картофелем его моют, очищают, затем трут или перемалывают. (Показать детям терку, сказать о технике безопасности при работе).

Педагог: Ребята, разрешите мне сегодня выполнить эту работу (натереть одну картофелину, рассмотреть полученную массу). Во что превратился клубень? (кашицу).

Раздать детям стаканчики с тертым картофелем.

Перед вами стаканчики с тертым картофелем. Посмотрите, на что похож картофель? (на кашицу)

Нам нужно взять кувшин с водой и добавить воду в тертый картофель (кашицу) и размешать его в воде.

Педагог разливает воду в стаканчики, дети ложками размешивают.

- Рассматриваем воду. Что получилось? (вода) Какого она цвета?

- Вода стала беловатой, мутной

Вывод: А вы знаете почему? Потому что в картофеле (в воде) содержится крахмал.

Педагог: А сейчас мы берем пустую прозрачную емкость и ситечко.

- Выливаем нашу жидкость в ситечко, и хорошо отжимаем картофель через марлю (отжать картофель через марлю)

- Оставляем жидкость на некоторое время.

 Умственная разминка.

- А мы немножко отдохнём и побеседуем.

- Ребята, мы с вами знаем что картофель - это овощ. Вы когда-нибудь видели, как сажают картофель и как он растет?

Выслушав ответы детей, педагог предлагает детям игру.

Игра "Что сначала, что потом"

Карточки (6 штук) с изображением разных стадий роста картофеля (поэтапно от проросшего до вызревших клубней).   

Задание детям: расположите карточки, соблюдая последовательность роста картофеля. Ребенок с помощью карточек  и наводящих вопросов рассказывает об этапах роста картофеля.

- Вначале был... (Один клубень.) Что с ним сделали? (Закопали в землю.) Что произошло дальше? (Из земли появился росток.) Что надо сделать, чтобы росток стал ещё больше? (Надо прополоть сорняки, разрыхлить землю.) Что надо сделать, чтобы клубни, которые растут в земле, не оказались на её поверхности? (Окучить картофель.) Затем на кусте картофеля появились... (Цветы сиреневого или белого цвета.) А в земле в это время каждый клубень дал много ростков, и на них выросли новые клубни, которые всё увеличивались, наливались. Посмотрим, что же дальше происходит с картофельным кустом. Он постепенно меняет свой цвет: из тёмно-зелёного становится серым и затем засыхает. Наступает время уборки картофеля.

- Ребята, а кто из вас знает что нужно для того, чтобы вырастить картофель?

Рассказы детей

– Чтобы посадить картофель, нужно вскопать землю, удобрить ее, потом пропалывать грядки от сорняков. Когда картофель подрастет, его надо окучить. Это делают для того, чтобы взрослый куст не развалился. Картофель, как и всякое другое растение, следует поливать.

Опыт №2. Сажаем картофель.

Педагог: ребята сейчас мы с вами посадим наш картофель. Раздаются пластиковые прозрачные контейнеры наполненные землей, педагог с помощью декоративного, садового инвентаря помогает детям  посадить картофель, вместе поливают водой. Контейнеры с картофелем мы поставим на подоконник, и будем наблюдать каждое занятие, что с ним будет происходить.  

Физкультминутка.

Встаньте, пожалуйста, в круг. Я предлагаю вам сыграть в игру «Горячая картошка». Пока звучит музыка, вы передаете друг другу мяч. На каком ребенке музыка остановилась, то говорит пословицу или поговорку про картофель, или рецепт блюда из картофеля, или поет песню о картошке.

Дети: Пословицы и поговорки

Картошка да каша – еда наша.

Картошку копать, не руками махать.

Ели да берёза – чем не дрова, соль да картошка – чем не еда.

Без труда картошка не родится никогда.

Хорош ёрш в ухе, а картошка в пироге.

У того картошка не родиться, кто пахать ленится.

Педагог: Молодцы! Еще раз мы убедились в том, что «картофель - хлебу подспорье».

Но мы еще не все узнали про крахмал. Предлагаю продолжить исследования.

Ребята, очень аккуратно берем нашу емкость и потихоньку сливаем воду (Вылить в другую емкость).

Вывод: посмотрите, что у нас образовалось (белый осадок) — это крахмал.

- Аккуратно берем наш полученный крахмал и перекладываем на блюдце (ткань).

- Знаете что это? Это крахмал или картофельная мука. Когда он высохнет  будет вот таким (показать сухой крахмал).

Опыт №3. Сравнение крахмала с мукой.

Педагог: Как вы думаете, почему крахмал назвали картофельной мукой?

Дети: Потому, что крахмал похож на муку.

Педагог: У вас на столе стоят формы с мукой и крахмалом. Сравните эти два вещества с полосками белого цвета.

- Что можно сказать о цвете муки?

Дети: мука желтовата.

Вывод: мука желтоватого цвета.

Педагог: Что можно сказать о цвете крахмала?

Дети: Крахмал белого цвета.

Вывод: Крахмал белого цвета.

Педагог: Попробуйте пшеничную муку и картофельный крахмал на ощупь. Что можно сказать об ощущениях, когда трогаем муку?

Дети: Она мягкая.

Вывод: Мука мягкая, не скрипит.

Педагог: Что можно сказать об ощущениях, когда мы трогаем крахмал?

Вывод: Крахмал хрустит.

Педагог: Какой у веществ запах?

Дети: мука и крахмал без запаха.

Вывод: мука и крахмал не имеет запаха.

Педагог: мука и крахмал не имеют запаха.

Педагог: Чтобы узнать содержится ли в продукте крахмал, надо на продукт капнуть йод. Тогда крахмал станет темно-синего цвета. Педагог показывает опыт: добавляет в прозрачный одноразовый стакан с крахмалом раствор йода. При этом крахмал становиться темно-синего или фиолетового цвета.

Педагог: Как узнать содержится ли крахмал в других овощах?

Дети: при помощи йода, мы сможем узнать, в каких овощах есть крахмал.

(Педагог раздает детям тарелки с нарезанными овощами, баночками с йодом и пипеткой)

Дети проводят опыт: капают йодом на каждый овощ и смотрят, поменял ли йод цвет.

Педагог: В каких овощах есть крахмал?

(Окрашивание йодом клубня картофеля в разрезе, сравнить с реакцией йода на другие овощи. Там, где есть крахмал, йод меняет цвет)

Дети: в картофеле.

Вывод: крахмал есть только в картофеле.

Педагог: Итак, мы сегодня с вами сделали открытия:

- Картофель состоит из воды и крахмала,

- Крахмал содержится только в картофеле,

- Крахмал при взаимодействии с йодом становиться темно-синего или фиолетового цвета.

Педагог: А сейчас я покажу вам еще опыты с крахмалом.

Опыт №4

В стакан положу крахмал и залью его  холодной водой. Что мы видим?

Дети: В холодной воде крахмал не растворяется.

Опыт №5

Я возьму стакан, положу в него  крахмал и залью кипятком. Что вы видите?

Ответ детей: Он превратился в густую массу, набух, стал клейким.

 - Правильно он превратился в клейстер, и с этим клейстером мы можем работать с бумагой,  так как крахмал превратился в клей.

 А так же  этот клейстер, разведенный водой можно ещё использовать для накрахмаливания одежды, белья и салфеток.

Рассмотреть накрахмаленную салфетку и сравнить с обычной.

Опыт №6   

Я   положу в емкость любое варенье (фруктовый сироп), перемешаю его с крахмалом и залью крутым кипятком. Как вы думаете,  во что превратилась наша масса? На что он стал похож?  

Дети:  кисель.

Сделаем вывод,  для чего же нам нужен крахмал.

- Крахмал это сухое вещество, полученное из картофеля. Крахмал используется для приготовления киселей, клейстера, в кондитерских изделиях, в кулинарии. А так же используют для накрахмаливания одежды, белья и салфеток.

И в заключении я хочу сказать о том, что крахмал – это ценный пищевой продукт. Крахмал – это источник энергии. А энергия нам для чего нужна?

- Чтобы бегать, ходить, играть, думать.

- Вот почему кисель такой полезный!

Подведение итогов занятия:

Педагог: Что вы нового узнали о картофеле сегодня?

Ответы детей.

Педагог: Молодцы!

Вы, ребята, меня очень порадовали своими знаниями и умениями, хорошо справились со всеми заданиями! Успехов Вам!


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Цель : познакомить детей с методикой и техникой проведения исследования на примере изучения свойств картофеля

Цель : познакомить детей с методикой и техникой проведения исследования на примере изучения свойств картофеля

Ход занятия . Педагог: Здравствуйте ребята

Ход занятия . Педагог: Здравствуйте ребята

Что есть у картофеля? (глазки)

Что есть у картофеля? (глазки)

Педагог: А сейчас мы берем пустую прозрачную емкость и ситечко

Педагог: А сейчас мы берем пустую прозрачную емкость и ситечко

Картошку копать, не руками махать

Картошку копать, не руками махать

Дети проводят опыт: капают йодом на каждый овощ и смотрят, поменял ли йод цвет

Дети проводят опыт: капают йодом на каждый овощ и смотрят, поменял ли йод цвет
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2021